Уровни российского высшего образования
Содержание:
- Перспективы трудоустройства
- Диплом бакалавра и трудоустройство
- Споры вокруг бакалавров
- Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?
- Почему двухуровневая система?
- Разница между бакалавриатом и магистратурой
- Сводная таблица основных характеристик ступеней образования
- Кто может получить образование по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета
- Лучшие программы магистратуры в России и за рубежом
- Как воспринимается белорусский диплом о высшем образовании за границей
- Уровни высшего профессионального образования в России и за рубежом
- Какое высшее образование в РБ получите: рейтинги, популярные и сильные вузы, проблемы
- Преимущества
- Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
Перспективы трудоустройства
Ещё один волнующий вопрос — как же быть с дальнейшей трудовой деятельностью? Куда идти работать бакалавру после защиты диплома? Стоит ли обязательно заканчивать магистратуру? И как отнесутся работодатели к молодому специалисту?
Практика показывает, что работодатели ценят в сотрудниках, прежде всего, умение качественно выполнять возложенные обязанности. Кроме того, ценится преданность делу и понимание стратегии компании. Всё это абсолютно доступно выпускнику бакалавру. Не бойтесь идти в ногу со временем. Получайте перспективное и актуальное образование. Если возникнет необходимость — закончите магистратуру. Ваша карьера от этого только выиграет.
Диплом бакалавра и трудоустройство
Чтобы оценить шансы на получение престижной должности или вообще работы, нужно обратиться к статистике. Исследование проводил портал, который предоставлял опросы компаниям, ищущим молодых специалистов. Интересные цифры:
- 45% работодателей все равно на степень образования сотрудника. Они оценивают практические знания, быстроту принятия решений, ответственность и стремление. Стоит отметить, что и бакалавр тоже требуется не так часто. Некоторым сотрудникам в работе понадобятся знания, которые нельзя приобрести в ВУЗе.
- 57% опрошенных работодателей сделали заявление, что откровенно не видят различий между дипломами бакалавра, специалиста, магистра. А знания сотрудников с разными степенями и вовсе не отличаются, что проверено на практике.
- Хорошая новость для тех, кто не желает поступать в магистратуру – 79% опрошенных считают, что диплома бакалавра достаточно для получения должности. Легче всего устроиться на работу в банк или другие учреждения, связанные с финансами. 92% работодателей охотно связываются с бакалаврами. Из сферы управления это 90%. В строительной сфере только 54% ценят знания, полученные на бакалавриате.
- 69% работодателей поделились мнением о том, что они возьмут на одну должность как бакалавра, так и магистра. Чем больше компания – тем меньше равны сотрудники с разными дипломами. В небольших организациях шансы равны.
Большинство работодателей нейтрально или отрицательно оценили переход на многоуровневую систему
А в специальностях, которых нет в списке «закрытых» для бакалавров важно проявить знания, а не предъявить диплом «магистра».
Куда не возьмут бакалавров
Многим работодателям важно наличие диплома без подробностей о пройденных ступенях. Но в некоторые сферы просто не попасть без звания «магистр»
Какие профессии входят в перечень «закрытых» для бакалавров:
- Преподаватель в ВУЗе обязан иметь диплом магистра или специалиста, не ниже. Ограничение не касается педагогов школ и других учебных учреждений, не имеющих статут высших. В профессорско-преподавательском составе должны находиться сотрудники, которые прошли специалитет или магистратуру по своему профилю. Закончить бакалавриат и пройти следующую ступень по другому направлению не удастся. Если преподаватель хочет вести научную деятельность в заведении – он тоже обязан получить оконченное высшее образование.
- Государственный служащий. Тем, кто занимает должности в министерстве или комитете тоже нужно иметь диплом магистра или специалиста. Все депутаты обладают знаниями, которые дают при получении полного высшего образования.
- Чтобы статья судьей, необходимо соответствовать целому перечню требований. В него входит отсутствие судимости, стаж работы в государственной структуре по специальности, возрастное ограничение. В любом случае судья обязан иметь квалификацию «магистр». Бакалавр также должен быть пройдет по направлению подготовки «Юриспруденция».
В первом пункте есть исключение для преподавателей. Но стоит отметить, что педагоги даже внешкольных учреждений идут доучиваться, чтобы получить документ со словом «магистр», выполняя требования начальства. Если в планах нет преподавания в ВУЗе, следует уточнить у работодателя, насколько важна для него ступень образования.
Споры вокруг бакалавров
Степень бакалавра порождает споры у работодателей, родителей и абитуриентов. Может ли считаться бакалавриат полноценным высшим образованием? Ответ однозначный: может.
Неполное высшее образование — это два года учебы в высшем учебном заведении, четыре успешно сданные сессии подряд и справка из деканата, подтверждающая сроки обучения и изученные студентом дисциплины. Справка о неполном высшем образовании — документ, который можно предъявлять потенциальному работодателю. Кроме того, если студент, спустя два года обучения, пришел к выводу, что выбранный ВУЗ или профессия утратили для него всю прелесть и очарование, на подвиги не мотивируют и тяготят, то с данной справкой можно обратиться в другой ВУЗ. Таким образом существенно сократив сроки обучения и избежав повторного изучения пройденных дисциплин.
В случае же с бакалавриатом — процесс обучения на данном этапе считается завершенным, диплом действителен.
Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?
В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.
Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.
Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры).
Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.
Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.
Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения – бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.
То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?
Почему двухуровневая система?
Чтобы реализовать задуманное, наша страна присоединилась к Болонской конвенции. Для этого потребовалось сферу высшего образования привести к требуемым странами-участницами стандартам. Сегодня закон о высшем и послевузовском образовании устанавливает двухуровневую систему высшего образования: бакалавр и магистр.
Почему двухуровневая модель? Главная причина кроется в том, что такая система подготовки специалистов лучше адаптируется к рыночной экономике. Эта модель давно применяется в США, Канаде, Англии и других странах, именно она обусловила их экономические успехи.
Разница между бакалавриатом и магистратурой
До 2009 года высшее образование в нашей стране получали по «советской» системе. Выпускник обычной школы поступал в ВУЗ, где его в течение 5-6 лет готовили по определенной программе специалитета. Зачисление в высшее учебное заведение осуществлялось по итогам вступительных экзаменов. Закончив обучение, из института или университета выходил уже готовый специалист. По желанию выпускник ВУЗа мог поступить в аспирантуру, чтобы завоевать ученую степень.
- бакалавриат – первая и обязательная ступень высшего профобразования;
- магистратура – второй и необязательный этап высшего профобразования.
Какая между ними разница?
Определение и значение
Бакалавриат – доступная для всех выпускников общеобразовательных школ, гимназий и колледжей первоначальная ступень высшего образования. Закончивший обучение человек становится обладателем диплома бакалавра, открывающего доступ ко второй ступени высшего профессионального образования, магистратуре.
Магистратура – дальнейшая, вышестоящая образовательная ступень после бакалавриата. На ней студенты получают узкоспециализированные знания по выбранному направлению.
Сравнение бакалавриата и магистратуры
Фото: выпускники бакалавры
Несмотря на то, что бакалавриат является начальной, первой ступенью высшего образования и продолжается 4 года, он дает полноценный объем знаний. После его окончания дипломированный выпускник – уже специалист в той или иной области и может устраиваться на соответствующую работу. В бакалавриате проходят обучение как по общеобразовательным дисциплинам, так и по избранной специальности.
Таким образом, диплом бакалавра – свидетельство о приобретении качественного высшего образования. Он открывает доступ к профессии или же к продолжению обучения, но уже на втором уровне – в магистратуре.
Фото: магистратура
Чему же обучают в магистратуре? Простыми словами, там готовят ориентированных на науку специалистов. Поступление на этот уровень проводится на конкурсной основе. Будущие магистры занимаются совершенствованием уже полученных знаний. А на первый план выходит научно-исследовательская деятельность, в ходе которой развиваются аналитические и академические навыки; математические, проектные и другие высокие способности.
В отличие от знаний «широкого профиля», полученных в бакалавриате, магистратура – определенно шаг вперед в саморазвитии и совершенствовании профессиональных навыков. Диплом магистра выдается после 2-х лет обучения. Дальше с ним можно выходить на работу или поступать в аспирантуру. Практика показывает, что выпускников магистратуры охотнее принимают в штат престижных отечественных и зарубежных компаний.
Фото: магистратура гуманитарного института, вручение диплома выпускникам
Важный момент: в магистратуру не принципиально поступать сразу же после окончания бакалавриата. Между двумя ступенями высшего профессионального образования может быть перерыв. Через некоторое время, если человек захочет повысить свой профессионализм в более узкой специализации или вообще сменить направление деятельности, он может подать документы в магистратуру. Однако придется выдержать конкурс.
Интересно, что бакалавром можно быть в одной выбранной специализации, а магистром стать в совершенно другой области. С дипломом бакалавра российского вуза можно обучаться в магистратуре многих зарубежных вузов, причем как весь двухлетний срок, так и его часть.
Согласно Болонской декларации, бакалавр и магистр должны одинаково оцениваться работодателем, то есть их шансы при приеме на работу равны. Однако на практике, как мы уже писали выше, этот закон не всегда соблюдается.
Отличие бакалавриата от магистратуры: выводы
1. Обучение в бакалавриате по результатам ЕГЭ доступно любому выпускнику общеобразовательной школы, гимназии, колледжа. В магистратуру можно поступить только после того, как получен, диплом бакалавра.
2. На бакалавра учатся четыре года, диплом магистра получают через два года обучения в магистратуре.
3. Бакалавриат дает своим студентам знания «широкого профиля» и основы, достаточные для работы по избранной специальности. Магистратура выпускает узких специалистов в выбранной деятельности и совершенствует научно-исследовательские навыки.
4. По закону магистр и бакалавр равны в шансах при приеме на работу. Однако на практике, особенно в зарубежных компаниях, преимущество у обладателей диплома магистра.
5. Чтобы поступить в аспирантуру, быть бакалавром – мало, нужно пройти обучение в магистратуре.
Сводная таблица основных характеристик ступеней образования
Чтобы вся информация упорядочилась, следует рассмотреть таблицу, в которые вписаны основные положения.
Критерии сравнения |
Бакалавриат |
Специалитет |
Магистратура |
Кто поступает |
Люди со средним общим образованием (11 классов) |
Люди со средним общим образованием (11 классов) |
Абитуриенты с квалификацией бакалавра или специалиста |
Срок обучения (лет) |
4 |
5 |
2 |
Степень |
Научная |
Профессиональная |
Научная |
База |
Базовые знания |
Общая подготовка с получением практических навыков |
Глубокое изучение узкой специализации, научная деятельность |
Аттестация |
Защита диплома, государственные экзамены |
Защита дипломной работы, государственные экзамены |
Защита магистерской работы |
Следующая ступень |
Магистратура |
Магистратура, аспирантура |
Аспирантура |
Перспективы |
Получение должности, которая требует наличие высшего образования Исключение: «закрытые» профессии для бакалавров |
Бакалавриат, специалитет и магистратура дают разные возможности. Есть специальности, по которым можно работать только с квалификацией «магистр»
В других направлениях работодателю важно лишь наличие диплома. Необходимость получения полного высшего образования зависит от планов на будущее, желаемой должности и специальности.
Разбираемся в структуре высшего образования в следующем видео:
Кто может получить образование по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета
Наличие ступени специалитета приводит к путанице в вопросе условий получения образования по разным программам. Как происходит обучение:
- после получения 11 классов бывший школьник становится абитуриентом. Он поступает в ВУЗ для получения степени бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет). Есть и другой путь. Сначала школьник заканчивает 9 классов, затем поступает в техникум или колледж и проходит обучение по программе младшего специалиста. Это 4 года, 2 из которых направлены на ознакомление с программой 10 и 11 классов. На первых двух курсах студент лишь косвенно знакомиться с предметами по специальности. 3 год направлен на углубление, 4 – на написание дипломной работы. После получения диплома можно поступать в ВУЗ на бакалавра. Студентов берут на 2 или 3 курс в зависимости от специальности;
- сразу после 11 класса абитуриент подает документы на обучение по программе специалитета и получает знания на протяжении 5 лет. Не все специальности предусматривают эту ступень. Но ее освоение является преимущественным для тех, кто планирует заниматься наукой;
- на магистратуру может поступить абитуриент с дипломом бакалавра или специалиста. Есть возможность выбрать другую специальность и освоить еще одну область;
- в аспирантуру могут пойти абитуриенты сразу после специалитета или закончившие магистратуру.
Лучшие программы магистратуры в России и за рубежом
За рубежом магистерские программы делятся на три основные группы:
- Master of Arts (MA), после окончания которых выпускники получают степень магистра искусств в области гуманитарных наук, искусств, дизайна.
- Master of Science (MSc) с получением степени магистра наук в области инженерии, естественных наук, технологий.
- Master of Business Administration (MBA), которые дают степень магистра бизнес-администрирования со специализациями в бизнес-дисциплинах.
- Master of Laws (LL.M.), которые дают степень магистра права и соответствующую квалификацию юриста.
Помимо этого, в некоторых вузах доступны программы Master of Research (MRes) и Master of Philosophy (MPhil), после которых идут в докторантуру.
Все программы магистратуры делятся на академические и исследовательские.
В немецких университетах также можно получить диплом Master of Engineering (M.Eng.) или Master of Education (M.Ed.) для соответственно инженерных профессий и педагогических профессий (будущих преподавателей). Это связано, в том числе, с особенным подходом к этим профессиям в Германии и их особым статусом — регламентированные профессии.
Профиль академических программ более широкий, он, скорее, является продолжением и углублением бакалавриата, в то время как исследовательские программы посвящены, в основном, научно-исследовательской деятельности, поэтому их чаще выбирают студенты, которые стремятся к научной карьере.
Важно!Длительность обучения может зависеть от страны и конкретного вуза и составлять от 1 до 2 лет.
При выборе подходящей магистерской программы естественным образом возникает вопрос, какой вуз и какую программу выбрать, чтобы не ошибиться. Самый распространенный вариант — это магистратура в университете, в котором был получен диплом бакалавра. У этого варианта немало достоинств: знакомый вуз и преподаватели, удобство, завязавшиеся во время учебы связи.
Однако правильнее было бы рассматривать магистратуру как возможность получить дополнительное высшее образование в другом, возможно, более солидном и престижном вузе.
Так же и с выбором программы
Необходимо задуматься, какое направление станет для вас пропуском к карьере, позволит наиболее полно реализовать свой потенциал и, что не менее важно, будет востребованным на рынке труда
Со всеми этими вопросами надо обращаться к специалисту, чтобы выбрать действительно оптимальный вариант.
Как воспринимается белорусский диплом о высшем образовании за границей
Хоть Беларусь вступила в Болонский процесс, дипломы вузов РБ признаются не всегда и далеко не везде. Чтобы диплом о высшем образовании без проблем приняли в Европе, нужно приложение европейского образца Diploma Supplement. Это документ, который подробно рассказывает, какие дисциплины проходил выпускник, насколько успешно, какими навыками владеет. Сейчас его выдают редко, например, в БГУ. Но после изготовления и утверждения защищенных стандартизированных бланков, приложение введут в общее употребление, его можно будет получить вместе с дипломом после любого университета.
Но даже с приложением могут попросить подтвердить квалификацию, в основном, внимательно проверяют навыки. Легче всего принимают дипломы по ИТ специальностям БГУИРа, БНТУ, БГУ. Сложнее подтвердить медицинское образование, потому что система обучения отличается от той, что практикуется в Европе. Пока нет алгоритма действий и для каждого соискателя с белорусским дипломом решение принимается индивидуально.
С дипломом и приложением Diploma Supplement шансы устроиться на работу в Европе выше
Есть страны, где высшее образование белорусского вуза действительно без процедуры подтверждения. Все ступени и научные звания признаются эквивалентными: в Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане. Документы взаимопризнаются еще: в Азербайджане, Китае, Туркменистане, Вьетнаме.
В большинстве остальных стран мира, как и в ЕС, вероятнее всего нужно будет каким-то способом подтвердить, что диплом не просто корочка, что за ним реальная квалификация. Тесты или экзамены на подтверждение диплома бывают платными.
Уровни высшего профессионального образования в России и за рубежом
Официально с двухуровневой системой образования в России познакомились в 2009 году. Ранее все студенты преодолевали 5 лет обучения и получили диплом. Разделение на два этапа вызвало путаницу. Уровни высшего образования:
- Бакалавр. Считается первой ступенью, неполным высшим. Фундаментальная общая подготовка.
- Магистратура и Специалитет. Уровень направлен на углубление в специальность, практическую деятельность, подготовку к научной деятельности.
- Аспирантура. Обучение включает образовательную, педагогическую, исследовательскую деятельность. Студенты пишут диссертацию, получают квалификацию «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь». Присваивается степень кандидата наук.
Европейская система образования имеет такую структуру:
- Бакалавр – 3-4 года обучения.
- Магистратура – 5 лет или 1-2 года после бакалавра.
- Доктор – 8 лет обучения, 3 года после магистратуры.
Три уровня подразумевает Болонская система образования. На нее Россия перешла в 2003 году. Преимущества перехода:
- Приобретение конкретных навыков и появление разных квалификаций.
- Учащиеся вправе выбирать место и программу обучения.
- Есть возможность получить несколько дипломов.
Недостатки:
- Система образования СССР считалась одной из лучших в мире. Переход на нее стал невозможным.
- Молодые специалисты спешат уехать на ПМЖ в Европу.
- В Европе не котируются даже лучшие российские ВУЗы.
Специалисты сделали вывод, что недостатки есть не у самой системы образования, а у применения ее в России. При введении нескольких уровней были допущены ошибки, чтобы довести качество получаемых знаний, необходимо проделать еще много работы.
Какое высшее образование в РБ получите: рейтинги, популярные и сильные вузы, проблемы
Есть ранжирование по программе ООН «Индекс человеческого развития», он измеряет состояние здоровья, дохода и образования. Рейтинг охватывает почти все страны мира. Беларусь занимает 34 место. Первые – скандинавские страны, Исландия, Ирландия, Финляндия, Швейцария; их ИЧР от 0,96 до 0,94. Последние – Судан, Чад, Центральноафриканская республика с ИЧР 0,43-0,40. Беларусь на 38 месте, Россия на 42, Украина на 45.
Есть еще индекс ООН только уровня образования. В нем Беларусь сразу после Сингапура, на 32 месте. Россия – 39, Украина – 47.
По данным Белстата в Беларуси 33,1% населения занятого в экономике, имеет минимум оконченное первое высшее образование, общий процент среди всех граждан – 18.
Из вузов в мировых рейтингах высшего образования регулярно участвует только БГУ: QS World University Rankings (317), U.S. News (Best Global Universities rankings) (367), THE World University Rankings (1000+), Center for World University Rankings (781), Рейтинг университетов RUR (551).
В рейтинге Webometrics Ranking of World Universities (WRWU) в этом году пятерка белорусских лучших вузов выглядит так:
- 710 строчка – БГУ
- 2 877 – БНТУ
- 3 586 – БГУИР (входит в рейтинг QS EECA, развивающихся стран Европы и Центральной Азии)
- 3 622 – ГГУ имени Ф. Скорины (Гомель)
- 3 678 – ГГУ имени Я. Купалы (Гродно)
Беларусь в Webometrics Ranking of World Universities (всего в рейтинге около 12 000 университетов)
По внутренним позициям, самые популярные и сильные университеты – в Минске.
Топ университетов с самыми высокими проходными баллами в 2020 году:
- БГУ: 386-362. Высокий конкурс на специальности международных отношений, информатики, менеджмента, права и на журфак.
- БГМУ: 383-367. Самый большой конкурс на стоматологию, фармацию и лечебное дело.
- БГПУ имени М. Танка: 400 баллов. Специальности с максимальным баллом связаны с высшим педагогическим образованием: оздоровительная и адаптивная физическая культура, белорусский и иностранный, русский и литература.
- БГУИР: 351-363. Самые востребованные специальности ИТ+менеджмент или маркетинг, еще игровая индустрия.
- БГЭУ: 360. Самый высокий конкурс на коммуникационные технологии в бизнесе.
- МГЛУ: 382-355. В Минском лингвистическом популярен переводческий факультет, языки: английский, немецкий, китайский, турецкий, испанский, и профиль лингвообеспечения международных коммуникаций.
- ГГУ имени Я. Купалы: 387. Самой сложной для поступления здесь оказалась журналистика.
- ВГМУ: 360. В витебский медицинский больше всего хотели поступать на стоматологию.
Высшее образование в Минске сильнее, в топовых вузах планки проходных баллов редко опускаются ниже 200. Но есть и обратная сторона. В некоторые региональные вузы настолько большой недобор, что прием на бесплатное возможен с совсем низкими баллами. Например, в прошлую вступительную кампанию на агротехнический профиль в гродненскую аграрную академию можно было пройти на бесплатное с 107 баллами, на востребованнейшее ИТ с суммой баллов около 230 (университет Скорины в Гомеле), а чтобы стать ветеринаром в витебской академии достаточно было набрать 78-190 баллов.
Преимущества
У бакалавриата есть определенные достоинства:
- Сокращение срока обучения. Это позволяет не только снизить затраты на подготовку специалиста, но и оставляет возможность получения знаний в необходимом объеме.
- Выбор студентом схемы подготовки. Учебные дисциплины будущий специалист подбирает под запросы выбранной специальности. Также разрешается выбрать сроки подготовки и время сдачи экзамена по индивидуальному графику.
- Признание диплома. Договоренности между странами позволяют обеспечить трудоустройство в любой иностранной компании, а выдаваемый диплом – считается документом международного образца.
- Возможность дальнейшего совершенствования. Обучение в магистратуре требует всего два года, что дает возможность быстрого получения ученой степени. Одновременно магистр развивает свою область знаний, повышает компетенции.
Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.
Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.
В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.
И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.
Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.