Болонское соглашение
Содержание:
- Система образования в Италии
- Нужно ли это России?
- Причины введения
- Vita nostra brevis est, brevi finietur…
- Влияет ли болонская система на качество образования
- О плюсах и минусах
- Рамки квалификаций
- Главные положения декларации
- Перспективы образования
- Перевод баллов, экзамены, оценки
- Университет Болонья
- Болонская система в Чехии
- Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение
- Результаты внедрения Болонской системы в России
- Вступление Беларуси в Болонский процесс
- Что это такое
Система образования в Италии
Итальянское образование имеет сложную структуру.
Сейчас проводится реформа, которая должна ее упростить в соответствии с европейскими стандартами.
Государство держит систему образования под своим жестким контролем.
Дошкольные учреждения
Именно с них начинается обучение в Италии. Их в стране не хватает.
Для детей до 3 лет работают платные ясли.
С 3 лет детки посещают детский сад. Обучающие занятия в нем необязательны, так как при поступлении в школу не требуется умения читать и считать.
Хотя, по своему усмотрению, многие воспитатели практикуют развивающие уроки.
Итальянская школа
Обучение делится на три ступени:
-
- Начальная школа дает знание по общеобразовательным предметам (учатся дети 6-11 лет) и состоит из двух ступеней.
-
- Средняя младшая школа (11-15 лет) имеет программы со специализированным уклоном (музыкальным, языковым).
- Средняя старшая школа. Этот ступень необязательна. Она аналогична нашему профессиональному образованию. Многие ученики предпочитают заменить этот этап работой (трудовая деятельность в стране разрешается с 14 лет).
Школьники сами определяют программу образования: обычная в лицеях разных профилей (готовят к вузам) или обучение, включающее профессиональную подготовку (в колледже).
Школьное . В Италии много частных школ, но они аттестаты не выдают, и их выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.
Высшее образование
Начинается с 18-19 лет.
В систему высшего образования входят университеты, университетские колледжи и академии.
Итальянские университеты имеют многовековую традицию.
Бесплатное обучение в Италии можно получить в гос. вузах (в стране более 60 госуниверситетов).
Но при этом надо будет заплатить обязательный налог на обучение (500-3000 евро за год)
Нужно ли это России?
Тему вступления России в Болонскую систему образования активно продвигали чиновники от образования, искренне убежденные в том, что все западное априори лучше и рациональнее. Да, и вообще, советская система – пережиток прошлого, тянущий Россию в сторону от столбовой дороги человечества, если не в исторический тупик. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Начать можно с пункта о взаимном признании дипломов. В Евросоюзе дипломы о высшем образовании юридически признаются только на территории самого Евросоюза. Это означает, что диплом выпускника российского вуза, входящего в Болонскую систему, не будет признан в ЕС. И наоборот: диплом, полученный в Евросоюзе, не будет признан в России.
Прием России в Болонский процесс. Источник_helpiks.org
На протяжении долгого исторического опыта общения с Европой – и последних трех десятилетий в частности – складывается впечатление, что россиян там как не ждали, так и не ждут. Только сами россияне тешат себя надеждой, что это-де не так, что все изменится в лучшую сторону, европейцы, наконец, прозреют и обнимут по-братски русского человека со словами раскаяния и любви. Но, навряд ли дождутся…
О взаимном признании дипломов
Рассмотрим две основных формы высшего образования в Европе. Это – бакалавриат, предполагающий базовое высшее образование за 4 года, и – магистратура со сроком обучения уже 6 лет и с углубленной специализацией в выбранной профессии.
Российскую магистратуру в Европе в лучшем случае признают, как бакалавриат, а уж тот, в свою очередь, и вообще – как среднюю школу. Утверждается, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, а магистратура нужна лишь для будущих ученых или преподавателей. Но такое объяснение звучит, как попытка оправдания недоучек-бакалавров. После бакалавриата общество получает не творческую личность, способную мыслить и создавать что-то новое, а нечто вроде человека-функции с ограниченным образованием и кругозором, способным лишь функционировать в выделенных ему узких границах. Отпадет функция, отпадет и такой человек.
Кого в Европе действительно готовы принять, так это, пожалуй, российских физиков, математиков и айтишников, невзирая на их дипломы от вузов, которые могут даже и близко не входить в Болонскую систему.
Они подтвердили свою железобетонную квалификацию на полях незримого противостояния научных школ Запада и еще бывшего СССР. Остальные по логике просвещенной Европы – полуфабрикат.
О мобильности и свободе выбора вуза
Одним из тезисов Болонской системы обучения провозглашается свобода перемещения студентов и преподавателей по всем странам образовательной зоны. Однако, по факту лишь небольшая доля студентов действительно стремится основательно учиться за границей. Часто такая возможность рассматривается как форма туризма. Студент проводит в чужой стране месяц, ему надоедает, он не знает языка, у него кончаются средства, и он возвращается домой. Никаких знаний он за этот период своих похождений, естественно, не получает.
Болонский процесс в первую очередь ориентирован на блок экономически развитых стран и не учитывает интересы околоевропейской периферии, входящей в него. Например, таких стран, как Азербайджан, Казахстан или Россия. Действительно, преподаватели и студенты могут относительно свободно перемещаться по Европе, но вместе с этим идет активная утечка мозгов из РФ и других периферийных регионов в пользу богатых стран, где заработки существенно выше.
О пользе и бесполезности
Так есть ли польза для России от членства в Болонском процессе? Увы, никакой! Те немногочисленные студенты, которые учатся за рубежом, в большинстве своем, к сожалению, там и остаются. Россия, как государство и как общество, тратит огромные средства на подготовку будущих специалистов, но ничего от этого не имеет. Здесь возникают претензии к самому государству: оно не создает стимулов и условий для того, чтобы люди после учебы возвращались домой и трудились на благо отечества. Но это уже вопрос эффективности действующей власти и ее политических элит, вопрос государственного управления. В итоге, наша страна вместе с талантливыми людьми теряет и свой интеллектуальный потенциал, и авторитет.
После присоединения России к Болонскому процессу в стране началась активная перестройка системы образования в соответствии с его требованиями. Появилось множество негосударственных вузов, направленных больше на извлечение прибыли, нежели на само образование. В результате синергии от воздействия Болонской системы и разрушительного эффекта ЕГЭ уровень образования в России за последние 15-20 лет просто рухнул!
Причины введения
Необходимость построения болонского учебного процесса была продиктована потребностью переформатирования европейской образовательной системы таким образом, чтобы она составила конкуренцию образовательным школам Канады, Англии, США, стран Азии и Восточной Европы. При этом учтена такая особенность, как глобализация экономики. Из-за нее пришлось менять подход в процессе подготовки кадров.
Необходимость Болонской системы продиктована следующими условиями:
- усилением влияния на эффективность труда, его информационную и творческую составляющую;
- рост числа гибких непродолжительных производственных проектов, которые эффективно решают временные группы и коллективы (при этом отсутствует необходимость содержания постоянного штата);
- утратой понятия постепенного карьерного роста: все большее число специалистов не стремится задержаться на одном предприятии;
- персонализация работы, исключающая взаимозаменяемость сотрудников;
- потеря актуальности образования, направленного на приобретение только одной квалификации.
Vita nostra brevis est, brevi finietur…
Андрей Кортунов: Новая модель международного сотрудничества в сфере общественных и гуманитарных наукс
Сегодня, 20 лет спустя, приходится признать, что эти надежды во многом оказались романтическими иллюзиями. Расширение международного образовательного взаимодействия в рамках Болонского процесса не смогло предотвратить нарастание негативных тенденций в российско-европейских отношениях, вылившихся в итоге в острый кризис 2014 г. Межуниверситетское сотрудничество не смягчило политических конфликтов России с ее соседями — Грузией, Украиной, странами Балтии. В своих отношениях с западными партнерами университеты постсоветских государств чаще вступали не союзниками, а конкурентами друг друга,
В более общем плане приходится констатировать, что процесс интернационализации российского высшего образования, продемонстрировавший очень неплохую динамику на протяжении 20 лет, так и не стал драйвером интеграции России в глобальный мир. Россия в этом смысле сильно отстала от Китая, хотя и китайские успехи в сфере международного образовательного и научного сотрудничества сегодня выглядят не столь бесспорными, как еще два–три года назад.
И дело даже не в том, что университетское сообщество не вразумило самонадеянных политиков — на это, пожалуй, никто и не рассчитывал; но университеты, традиционно и не без оснований претендующие не только на научно-образовательные, но еще и на просветительские функции, оказались не в состоянии сколько-нибудь существенно повлиять на общественное мнение ни на одной, ни на другой стороне нового глобального политического раскола. Университеты не смогли излечить застарелые общественные фобии, покончить с национальными предрассудками и стереотипами, таящимися в темных глубинах общественного сознания.
Скорее, наоборот — университеты сами продемонстрировали свою уязвимость по отношению к вирусам общеевропейской, можно сказать, глобальной эпидемии информационной конфронтации и воинствующего партикуляризма. Все чаще из университетской среды раздаются призывы к созданию «национальной политологии», «суверенной теории международных отношений», к принятию собственных оценок и критериев эффективности университетов и пр.
Мне нередко приходится встречаться бывшими студентами, аспирантами и бывшими молодыми преподавателями, которые в начале двухтысячных стали первыми бенефициарами участия России в Болонском процессе. Судьбы этих людей сложились по-разному. Кого-то из них Европа за 20 лет успела фундаментально разочаровать, и я знаю немало убежденных российских западников, вернувшихся из европейских университетов домой не менее убежденными евразийцами. Кто-то, напротив, был настолько очарован Европой, что «проголосовал ногами», найдя свою нишу на европейском научно-образовательном рынке и превратившись из участника российских научно-образовательных и политических процессов в благожелательно или критически настроенного наблюдателя этих процессов со стороны. Кто-то вообще ушел из университетской среды и нашел себя в других сферах — например, в бизнесе или в госструктурах.
Но большинство былых энтузиастов единого европейского научно-образовательного пространства продолжают вести свою не всегда незаметную, но важную и нужную работу. Большинство из них уже занимают высокие административные посты в своих университетах, стали заведующими кафедрами, деканами и даже ректорами, обросли многочисленными учениками и личными проектами, достигли определенного социального и научного статуса. При всех, порой неожиданных, траекториях профессионального и управленческого роста поколения «нулевых», участие в международном университетском сотрудничестве осталось для очень многих из представителей этого поколения уникальным и крайне ценным жизненным опытом, определившим их судьбы, карьеры, да и мировоззрение на долгие годы вперед.
Эти люди едва ли приветствуют нынешний тренд на углубление пропасти между Россией и Европой. На баррикады они не пойдут, и было бы нелепо требовать от профессоров предпенсионного возраста максимализма юности. Их миссия иная — как монахи в средневековых монастырях сохраняли до лучших времен бесценные крупицы античного знания, так и университетское сообщество на Востоке и Западе обязано хранить вечные ценности научно-образовательного универсализма в сумрачные годы повсеместно наступающего политического партикуляризма. В ожидании неизбежного прихода Нового времени, когда эти ценности вновь окажутся востребованными обществом.
Эта миссия требует если не героев, то, как минимум, подвижников. И такие подвижники в наших университетах, к счастью, пока не перевелись.
Влияет ли болонская система на качество образования
Не все профессора и исследователи считают, что Болонский процесс положительно сказывается на образовании. Систему часто критикуют за упрощение условий для поступления и окончания университета и сокращение времени учебы.
Для некоторых направлений двухступенчатая система не подходит. Например, стать врачом за 3 года бакалавриата нереально, поэтому на большинстве медицинских факультетов оставили «долгие» магистерские программы на 5-6 лет.
Педагогические факультеты тоже столкнулись с этой проблемой. За 3 года студенты не получают достаточно знаний и навыков, чтобы быть преподавателем, только воспитателем в детском саду или социальным педагогом. Чтобы работать учителем, нужно заканчивать магистратуру. Раньше такой проблемы не было — в педагогических ВУЗах все учились 5 лет и могли сразу работать в школе.
Конечно, объем материала, который сейчас изучают на бакалавриате не сравнить со старой формой образования. Но с другой стороны, студентам дают нужные знания и для начала работы, и для продолжения учебы на магистратуре. И если человек не стремится к науке, он может сразу начать работать.
Лучшей альтернативы Болонскому процессу пока нет и мнений «за» гораздо больше чем «против». Это единственная система, которой удалось упорядочить высшее образование, при этом не навязывать много правил. Положения в декларации написаны в свободной форме и как их реализовывать каждый ВУЗ решает сам.
О плюсах и минусах
Практическая реализация болонского процесса сопровождается его противоречивыми оценками. Порой это вызывало массовые студенческие выступления, негативную реакцию старых авторитетных вузов, имеющих всемирно известные научные школы.
К достоинствам процесса относят:
- Повышение уровня и привлекательности и доступности европейского высшего образования.
- Ориентированность на рынок труда присваиваемых вузами степеней и квалификаций, что обеспечивает успешное трудоустройство.
- Большая мобильность студентов и преподавательского состава, Активизация международного обмена между вузами .
- Возможности участия вузов в финансируемых европейскими структурами проектов.
Минусами являются:
- Недостаточная информация учащихся, преподавателей, руководства вузов о ситуации в отечественном и европейском образовании, целях Болонского процесса.
- Общая путаница, в том числе с учебными программами, в период присоединения к процессу.
- Риск потери ценного образовательного опыта в истории национального высшего образования.
- Практическая недееспособность некоторых новаций процесса.
- Снижение уровня высшего образования из-за ориентации на узких специалистов, в ущерб фундаментальной подготовке, развивающей аналитическое и критическое мышление.
- Ограничение доступности студентов к магистратуре.
Рамки квалификаций
Базовая структура — это три цикла квалификаций высшего образования . Рамки, принятые министрами на их встрече в Бергене в 2005 году, определяют квалификации с точки зрения результатов обучения: утверждения о том, что студенты знают и могут делать после получения степени. При описании циклов в структуре используется Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS):
- Первый цикл: обычно 180–240 кредитов ECTS (минимум 60 кредитов за академический год ), обычно присуждается степень бакалавра . Европейское пространство высшего образования не ввело программу бакалавриата с отличием, которая позволяет выпускникам получать степень бакалавра с отличием. степень (например, в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канаде), которая (в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии) может позволить выпускникам начать обучение в докторантуре без предварительного получения степени магистра.
- Второй цикл: обычно 60–120 кредитов ECTS (минимум 60 ECTS за академический год), обычно присуждается степень магистра .
- Третий цикл ( докторская степень): нет конкретного диапазона ECTS, поскольку дисциплины различаются по длине и полноте. Однако в некоторых странах существуют требования к минимальному весу зачетных единиц для докторских степеней. Эти требования на уровне страны обычно требуют обучения в размере 120-420 ECTS.
В большинстве случаев, это заняло бы три-четыре года , чтобы заработать степень бакалавра и еще один или два года для получения степени магистра . Докторантура обычно требует еще двух-четырех лет специализации, в первую очередь индивидуальных исследований под руководством наставника. Названия ученых степеней могут отличаться в зависимости от страны. Один академический год обычно соответствует 60 кредитам ECTS, что эквивалентно 1 500–1800 часам обучения.
Главные положения декларации
Болонский процесс основан на 6 главных принципах, которым должны соответствовать университеты.
- Создание системы легко сопоставимых ступеней образования и внедрение приложений к диплому единого образца.
- Структура высшего образования в Болонской системе состоит их 3-х ступеней: бакалавриат(3-4 года, 180-240 ECTS), магистратура(1-2 года, 300 ECTS) и докторантура.
- Использование системы зачетных единиц для определения трудоемкости предмета и учета времени для подготовки к его сдаче. Рекомендуется использовать европейскую систему накопления кредитов ECTS.
- Расширение академической мобильности для студентов, преподавателей и исследователей.
- Сотрудничество Европейских стран для установления критериев для качества обучения и создания новых методологий.
- Сотрудничество для разработки учебных планов, расширения академической мобильности и проведения научных исследований.
Болонская система подразумевает самостоятельность студентов в вопросах обучения. Нужно самим выбирать дисциплины для учебы, расписание занятий и экзаменов, научного руководителя для диплома.
Несмотря на то, что для бакалавриата и магистратуры отведены четкие сроки, их необязательно соблюдать. Кредитная система позволяет приостановить на время учебу, а потом продолжить ее без потери оценок за уже сданные предметы даже в другом университете.
Перспективы образования
У Болонской системы свои плюсы и минусы. Она является балльной, и студенты во время обучения своими знаниями и активным участием в общественной жизни зарабатывают кредиты. Один кредит равносилен 25 учебным часам, которые тратятся студентами на лекции, сдачу сессий, практические занятия и самостоятельную работу.
Участие в олимпиадах, сессиях, научных проектах также оплачивается дополнительными кредитами. По окончании учебы выдается диплом единого образца, который уравнивает шансы молодых специалистов на получение хорошей должности.
О преимуществах Болонского процесса судят по практическим достижениям:
- рост имиджа высшего образования;
- возможность перехода в другой вуз или смены специальности в процессе обучения;
- право самостоятельного выбора дисциплин студентами;
- укрепление социального и научного потенциала стран, участвующих в процессе;
- налаженный контроль качества образования;
- рост конкурентоспособности европейских вузов.
Присутствуют и недоработки, одна из которых — выпуск бакалавров. Для многих стран этот статус приравнен к специалисту с неоконченным высшим образованием. Их принимают на работу реже, предлагают не такую высокую оплату труда, как специалистам.
В России Болонская система подорвала устои, сложившиеся в СССР. Двухуровневая система отразилась и на менталитете. Считается, что бакалавр — студент-недоучка. Однако магистратура в основном является платной, и только поэтому многие заканчивают обучение в статусе бакалавра. При этом прослеживается тенденция сокращения бюджетного финансирования образования.
Принятая система стала частью российского политического и экспертного дискуса. Проводятся регулярные встречи специалистов, осуществляется мониторинг качества обучения. Единое мобильное образовательное пространство находится в стадии развития. С его введением отмечен всплеск студенческой мобильности и рост рынка образования за пределами Европы. Наиболее привлекательными остаются учебные заведения США и Великобритании.
Перевод баллов, экзамены, оценки
Система оценивания в Болонской системе предполагает накопление баллов в течение всего года обучения.
Высшее образование по Болонской системе
Система кредитов выглядит так:
- 1 кредит – это приблизительно 25 учебных часов, включающих лекции, самостоятельное изучение предмета, сдачу экзаменов.
- В среднем студент за семестр может накопить 30 кредитов.
- Участие студентов в олимпиадах, конференциях дает возможность заработать дополнительные кредиты.
- В результате степень бакалавра оценивается в 180-240 часов кредитов, а степень магистра предполагает доработку еще 60-120 кредитов.
Перевод 100-балльной рейтинговой оценки в традиционную
оценка по 5-балльной системе |
оценка по 100-балльной системе |
оценка по ECTS |
|
5 |
превосходно |
96-100 |
A |
5 |
отлично |
91-95 |
B |
4 |
хорошо |
81-90 |
C |
4 |
хорошо с недочетами |
76-80 |
D |
3 |
удовлетворительно |
61-75 |
E |
2 |
неудовлетворительно |
41-60 |
Fx |
2 |
неудовлетворительно (необходимо повторное изучение) |
0-40 |
F |
Особенности проведения зачетов и экзаменов:
- Промежуточная аттестация (зачет) подразумевает наличие у студента не менее 40 баллов.
- Если у студента за учебный семестр набрано не менее 61 баллов, он может быть освобожден от зачета, аттестация будет зачтена автоматически (так называемый «автомат»).
- В случае экзамена перерасчет набранных баллов в оценку производится в соответствии с указанной в таблице системе.
- Студент имеет право оспорить «автоматически» заработанную оценку по баллам и сдавать экзамен в классической форме.
Использование Болонской системы в вузах Европы, позволило поднять высшее образование на новый уровень. Таким образом, они стали полноценными конкурентами известным западным вузам по качеству знаний выпускников. Кроме того, объединившись с другими странами — участницами Болонского процесса, у студентов и педагогов появляется возможность обмениваться знаниями, опытом, результатами исследований, студентами. Как и все новое, в России Болонская система была принята с недоверием, но в последнее время она становится все популярнее. Сегодня 100-бальную систему даже рассматривают, как вариант оценки знаний для муниципальных школ и как старт к модернизации начального и среднего образования в России.
Все «за» и «против» внедрения Болонской системы в образовательную сферу РФ подробно рассмотрены в видео.
Университет Болонья
Это старейший вуз Европы (основан в 1088 году) и с самого основания стал центром юриспруденции.
Сейчас в университете получают образование 100 000 студентов по разным специальностям.
Работают 24 факультета, вуз имеет свои региональные центры по всей стране и даже имеется филиал в Аргентине.
Программы обучения проходят на итальянском и английском.
Университетом предлагаются 128 разных курсов бакалавра (надо пройти трехлетнюю программу и достичь 180 кредитов), при вузе действуют специализированные школы разных направлений, научные центры, докторантуры.
Получить образование в стране можно и в негосударственных вузах, которые имеют такие же права, как государственные.
Учеба в Италии на степень магистра имеет несколько видов: двухлетнее обучение с квалификационной работой в конце, программа, ориентированная на узкоквалифицированных специалистов, годичная программа для получения дополнительной профессиональной квалификации.
Третья ступень образования – докторантура и аспирантура.
Большое внимание в Италии уделяется образованию в сфере искусства. Знаменитая в этом направлении Болонская школа живописи
Знаменитая в этом направлении Болонская школа живописи.
Почти все вузы не имеют ограничений по набору студентов (квота существует только для граждан не членов ЕС) и обучение не имеет обязательного характера (студенты сами выбирают время сдачи экзаменов).
Болонская система в Чехии
Чехия приняла Болонскую систему в 1999 году вместе с остальными европейскими странами. ВУЗы стали формировать новые программы бакалавриата (bakalář), магистратуры(magistr) и докторантуры(doktor), которые соответствуют принятым правилам.
Несмотря на расположение в центре Европы, до подписания декларации в Чехии почти не было студентов-иностранцев. Но после установления новой системы образования и организации обучения на английском число приезжих стало расти.
В 2001 году в стране училось всего 9000 иностранцев, а в 2016 — уже больше 43 000. Именно благодаря Болонской системе чешские университеты стали интересны студентам из-за рубежа: теперь образование не просто недорогое, но и признается во всей Европе.
Чехам Болонская система дала возможность учиться по обмену в других университетах Европы. За последние 20 лет более 100 000 чешских студентов провели 1 семестр в зарубежном ВУЗе.
Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов «с руками отрывали» в зарубежных компаниях. Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом. А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.
По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:
- ориентации на реальный рынок труда;
- мобильности обучающихся;
- использования инновационных методов обучения.
А вот в дальнейшем можно было бы постепенно внедрять и другие положения европейской системы образования.
Результаты внедрения Болонской системы в России
Что дала Болонская система России? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования. Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции. А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.
В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.
Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях. И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.
Вступление Беларуси в Болонский процесс
Стадии Болонского процесса
Первый цикл приводит к получению квалификации (во многих странах с надписью «бакалавр»), которая получается после успешного завершения учебной программы с 180-240 кредитами ECTS. Программы первого цикла длятся, как правило, три года. Второй цикл приводит к получению квалификации (во многих странах с пометкой «магистр»), которая получается после успешного завершения учебной программы с 60-120 кредитами ECTS. Эти диапазоны для программ бакалавриата и магистратуры были определены при разработке Рамок квалификаций для Европейского пространства высшего образования. Как и структура степеней, она должна обслуживать сопоставимые и передаваемые квалификации и способствовать мобильности и признанию независимо от того, где и как были достигнуты результаты обучения. Европейские и национальные рамки квалификаций основаны на Европейской системе перевода и накопления кредитов (ECTS) с точки зрения качества (результаты обучения) и количества (рабочая нагрузка). На конференции 2003 года в Берлине впервые были обсуждены докторантура и взаимодействие между Европейским пространством высшего образования (EHEA) и Европейским исследовательским пространством (ERA)
Принимая во внимание, что в Болонской декларации упоминаются два цикла, которые включают все программы высшего образования («Второй цикл должен привести к получению степени магистра и / или доктора, как во многих европейских странах»), в Берлинском коммюнике 2003 года впоследствии были определены докторские программы в качестве третьего. цикл
Три цикла описываются Дублинскими декларациями. Как правило, в рамках Болонского процесса докторантуру называют третьим циклом. Третий цикл включает в себя широкий спектр докторских фаз от чистых (докторских) учебных программ до полностью независимых исследований. Эти циклы имеют различные последствия для: структуры докторантуры (бесплатная, частично или полностью структурированная); взятую ответственность и ресурсы, вложенные (например, персонал и средства для обученных частей программы) домашним учреждением; возможные связи с предприятиями и профессиональными организациями; соотношение обязательных и факультативных элементов для докторанта; статус докторанта (студент, сотрудник, научный сотрудник).
Особенно в странах, где традиционно бесплатная индивидуальная исследовательская работа доминирует на докторской фазе, лица, выполняющие эти проекты, рассматриваются не как студенты, а как исследователи ранней стадии/молодые специалисты.
Основные требования к образовательной системе Беларуси
Болонская архитектура высшего образования
Подразумевает внедрение системы трех циклов – бакалавр, магистр и кандидат наук. Ну и естественно, сокращение срока образования до четырех лет,- данное требование уже можно считать выполненным.
Студенческое самоуправление
Право самих студентов формировать выборные органы и реально влиять на жизнь и образовательный процесс своего университета.
Академическая мобильность и свобода
Подразумевает практику внедрения свободного обмена студентами среди ВУЗов разных стран
При этом важно, чтобы предметы, изученные за время такого обмена, автоматически засчитывались по возвращении домой в родном университете без необходимости пересдачи
Партнерство студентов и администрации
Реальная свобода и обеспечение права как студентов так и преподавателей на создание общественных объединений (и как следствие отмена статьи 193.1 УК Республики Беларусь — Незаконные организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности).
Реальная выборность курсов
Каждый студент самостоятельно исходя из личной заинтересованности может формировать список дисциплин для изучения в рамках выбранного ими курса. В свою очередь это. несомненно, очистит наше образование от неактуальных изжитых прошлым предметов.
По словам Министра образования Беларусь планирует закончить процесс реорганизации системы высшего образования и приведения ее к требованиям, оглашенным в Дорожной карте к 2030 году. К тому времени все Вузы страны смогут быть реальными членами Европейского пространства высшего образования.
Что это такое
Дискуссии по этой проблеме привели к тому, что в 70-е годы исполнительный орган Евросоюза принял решение о разработке соответствующих мер по сотрудничеству в этой сфере. Спустя одиннадцать лет министры образования Германии, Великобритании, Италии и Франции подписали в Париже Сорбонскую декларацию. Она предусматривала выработку подходов к унификации европейского образования в вузах континента. В этом документе предполагалось:
- Стимулировать мобильность их студентов, в том числе завершивших учебу.
- Использовать возможности учебы и работы в разных странах в целях повышения квалификационного уровня.
- Гармонизировать квалификации согласно потребностям трудового рынка.
В июне 1999 г. в старейшем университете Европы в итальянской Болонье представители 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Она содержала их обязательства о повышении конкурентности высшего образования на европейском пространстве. Декларировалась полная самостоятельность и независимость университетов. Конкретных юридических обязательств в ней не содержалось. Согласовательные процедуры носили добровольный характер.
Документ ставил цель добиться максимальной схожести высшего образования в разных странах, его сравнимости и открытости, в то числе в части присвоения научных степеней. Это предполагалось достичь с помощью систем обучения по модульному принципу и перезачета кредитов, модернизации планов обучения. Специальное приложение к единому диплому способствовало этому.
Процедура присоединения к процессу осуществляется в добровольном порядке. Для этого достаточно подписать специальную декларацию. Это, в частности, означало, что подписавшие ее страны обязывались без оплаты выдавать окончившим курс обучения магистрам и бакалаврам единого образца дипломы с приложениями ним. Предполагалось также к определенному сроку реформировать в соответствующих странах их системы образования. Сегодня участниками этого процесса выступают полсотни государств, а также Еврокомиссия. Для участия новых стран в Болонском процессе никаких препятствий нет.
Координация совместных действий осуществляется посредством регулярно проводимых конференций министров, занимающихся вопросами образования, и организационных форумов. В них принимают участие представители всех стран-участников процесса, а также других стран и неправительственных организаций. По итогам обсуждения актуальных образовательных проблем принимаются документы с оценкой процесса и соответствующими рекомендациями.