Виды образования в россии. новый закон «об образовании в рф»
Содержание:
- Общее образование
- Классификация дипломов по разным признакам
- Чем отличаются институт, университет и академия
- Что из себя представляет высшее образование в России?
- Общая характеристика
- Где Россия в тренде
- Дистанционное образование
- Специфика образования
- Зарождение образования на Руси
- Законодательство и основные формы обучения
- Специалитет
- Дошкольное образование в России
- Довузовское и послевузовское образование
- Виды деятельности вузов
- Положение СПО в структуре системы образования (СО)
- О системе среднего образования в РФ
Общее образование
В соответствии с законами Российской Федерации общее образование включает в себя:
- Начальное общее образование (от 6 до 10 лет, 1-4 класс)
- Основное общее образование (от 10 до 15 лет, 5-9 класс)
- Полное общее образование (от 15 до 17 лет, 10-11 класс)
Достигнув возраста шести лет, ребенок получает начальное образование. Свое чадо родители могут отдать в школу, гимназию или лицей. Гимназия и лицей от школы отличаются тем, что там происходит более углубленное изучение предметов, либо вводят дополнительные предметы, которые пригодятся учащимся, поступающим в высшие учебные заведения.
После окончания начального образования, дети в возрасте 10 лет проходят основное общее образование. Обучение длится 5 лет. По окончании 9 класса ученику выдается аттестат о среднем образовании, с которым он может продолжить обучение в 10 классе школы, гимназии или лицея.
Полное общее образование — это последняя степень общего образования, которая продолжается в течение 2 лет. Затем в 11 классе ученики сдают экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании.
Классификация дипломов по разным признакам
Принято разделять виды дипломов о высшем образовании по разным признакам.
Виды дипломов по цвету
По цвету бывают следующие дипломы:
- Красные. Самые престижные дипломы, которые получают отличники. Им приходилось безупречно сдавать каждую сессию, получая максимальные отметки и по основным, и по дополнительным предметам с первого курса непосредственно до выпуска.
- Синие. Самые обычные «корочки», которые просто подтверждают наличие у выпускника высшего образования.
Виды дипломов по научной квалификации
По уровню научной квалификации дипломы бывают:
- Бакалаврский. Болонская система позволила приравнять этот документ к диплому о получении оконченного высшего образования. Получить его можно после 4 курсов обучения в обычном вузе и после 5 лет обучения в медицинском. Единственное отличие от полноценного диплома после окончания полного срока обучения – его обладатель не может занимать руководящие должности и иметь частную практику.
- Диплом специалиста. То же самое, что магистерский диплом, только устаревший вариант. Является доказательством получения полного высшего образования и позволяет его владельцу продвигаться по службе.
- Магистерский. Свидетельство оконченного высшего образования с двумя дополнительными годами обучения. Обладатель этого документа может не только занимать руководящие должности, но и заводить частную практику с получением лицензии, работать в научной сфере и преподавать.
- Кандидатский. Диплом еще более высокого уровня – свидетельство узкой специализации в конкретной области (например, не просто юрист, а юрист-международник). Можно приравнять к полноценному научному званию. Диплом откроет своему обладателю доступ к исследованиям и научной карьере. Это будет первая степень для тех, кто хочет получить статус профессора. Очень ценится работодателями.
Виды дипломов по аккредитации
У диплома любого образца есть обратная сторона, о которой мало кто знает – аккредитация. Не все высшие учебные заведения ее проходят. В итоге даже красный диплом может совершенно ничего не значить, если у его вуза нет аккредитации.
По этому пункту дипломы бывают:
- государственного образца;
- установленного образца.
Работодатели больше ценят первый, а второй могут вообще не принять как аргумент.
Стоит отметить, что дипломы любого образца – это вовсе не 100%-й показатель знаний учащегося. И опытный наниматель всегда проверит знания и навыки кандидата, чтобы подкрепить правомерность документа практически.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
- Университет.
- Академия.
- Институт.
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
- Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
- Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Общая характеристика
Высшее образование в нашей стране, созданное в советское время, представляет собой целостную структуру, объединяющую сейчас более шести с половиной сотен ВУЗов государственного образца. В них учатся более девяти миллионов человек, среди которых много иностранных граждан. Учеба проводится по целому ряду направлений: медицинскому, инженерно-техническому, финансово-экономическому и гуманитарному. Дисциплины, представленные студентам, дают возможность обучаться по различным видам специальностей высшего образования всем желающим. Главное – иметь документ об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ, техникум, колледж).
Где Россия в тренде
Для этого обзора мы выбрали детали, которые отличают российское образование от других стран. Но в отчёте много и показателей, оценка которых для России практически совпадает с другими странами:
- Доля молодых людей, которые не работают и не учатся, среди россиян в возрасте 18–24 лет лишь немного ниже средних по ОЭСР 16,1% — 14,9% в 2020 году.
- Образование в России доступно женщинам. Например, среди женщин 25–34 лет доля тех, кто получил высшее или среднее профессиональное образование, на 13,6 процентного пункта выше, чем аналогичный показатель для мужчин. Это близко к среднему значению по ОЭСР.
- Львиная доля вложений в образование в России, как и в других странах, — государственные средства. Это более 96% расходов на начальное и среднее обучение, 66,5% — на высшее.
- В России, подобно другим исследованным странам, уровень образования связан с занятостью: меньше всего работающих (54%) было в 2018 году в группе тех, кто имел образование ниже полного среднего. В других группах более 70% имели работу.
При этом российская статистика в докладе далеко не такая полная, как статистика по входящим в ОЭСР странам. Например, в исследовании совсем нет данных об уровне зарплат в российском образовании.
Нет и более точных данных об отдаче от образования. По имеющейся статистике видно, что чем выше уровень образования, тем больше шансов на трудоустройство в России. Но вот информации о том, какое влияние на доходы, социальный статус и качество жизни дают инвестиции в образование, по России в этом отчёте нет. Для некоторых стран ОЭСР в докладе есть статистика даже о том, как образовательный уровень связан с ожидаемой продолжительностью жизни, распространённостью ожирения и потреблением овощей и фруктов. Например, по Европейскому союзу доля людей с ожирением в группе с образованием ниже среднего составляет 22%, а в группе с профессиональным (в том числе высшим) образованием — вдвое меньше. Было бы интересно узнать, связаны ли более здоровые привычки с образовательным уровнем в нашей стране, но такой статистики пока нет.
Дистанционное образование
Данная система является новой, специфичной формой обучения, которая отличается от традиционных. Дистанционное образование выделяется иными целями, задачами, содержанием, средствами, методами и формами взаимодействия. Преобладающим становится использование компьютерных технологий, телекоммуникаций, кейс-технологий и проч.
В связи с этим наиболее распространённые виды такого обучения следующие:
- Первый — опирается на интерактивное телевидение. При его реализации возникает непосредственный визуальный контакт с аудиторией, которая находится на расстоянии от преподавателя. В настоящее время этот вид недостаточно разработан и очень дорогостоящ. Однако он является необходимым, когда демонстрируются уникальные методики, лабораторные опыты и новые знания в той или иной области.
- Второй вид дистанционного обучения опирается на компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), имеющие различные дидактические возможности (текстовые файлы, мультимедийные технологии, видеоконференции, электронная почта и прочее). Это распространенный и недорогой вид дистанционного обучения.
- Третий сочетает в себе компакт-диск (базовый электронный учебник) и глобальную сеть. Благодаря большим дидактическим возможностям этот вид является оптимальным как для вузовского и школьного обучения, так и при повышении квалификации. Компакт-диск имеет массу преимуществ: мультимедийность, интерактивность, наличие большого объема информации при минимальных финансовых потерях.
Специфика образования
Это единый направленный процесс обучения и воспитания, который является общественно важным благом. Организация профессионального образования проводится в интересах семьи, человека, государства, способствует приобретению конкретных навыков, умений, ценностных установок.
В рамках образовательного процесса человеком приобретается опыт работы, формируются компетенции конкретного объема.
В нашей стране право на получение образования гарантировано Конституцией РФ. Развитие профессионального образования — это важная задача, от успешности реализации которой напрямую зависит экономическая и политическая стабильность страны.
Зарождение образования на Руси
Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.
Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.
Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.
Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание. Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги
Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.
И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.
Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования
Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.
Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа.
Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.
В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.
Законодательство и основные формы обучения
Право на образование стало базовым совсем недавно – еще в 19 столетии к системе образования ни государство, ни интеллектуалы не относились так основательно, как сейчас. Но модерный период истории и геополитические изменения начала 20 века поменяли социокультурную картину мира, в которой образованию была отведена отдельная и важная роль в формировании общества, социализации личности и экономическом развитии государства.
Согласно Федеральному закону , каждому человеку гарантируется право на образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, который формирует систему знаний о реальном мире, помогает усваивать необходимые навыки и умения для профессионального и карьерного роста, а также развивает творческие способности, предает ценностные и культурные нормы поведения, воспитывает правовое самосознание и ответственность.
На основании формирования образовательного процесса государством предусмотрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и среднего общего образования. Также государством предусмотрено на основе конкурсной системы предоставить бесплатное первое высшее образование. При этом в Конституции РФ указано, что получение основного общего образования является обязательным для всех.
Кроме регулирования порядка получения общего образования, законом предусмотрено право на профессиональное и дополнительное образование.
Этот Закон об образовании реализует конституционное право каждого гражданина (статья 43) на получение образования и регулирует процесс реализации обучения всеми образовательными организациями, которые осуществляют процесс просвещения, как государственными, так и частными.
Несмотря на неизменность конституционных норм, система образования в РФ модернизируется соответственно с потребностями времени, что предусматривает развитие других форм обучения помимо школьной и университетской систем образования. Сюда относятся разнообразные курсы, семинары, вебинары и программы, которые своевременно получили государственную лицензию.
Таким образом, в зависимости от потребностей и возможностей каждой личности, согласно закону, образовательные программы можно освоить несколькими способами в зависимости от формы:
- очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная формы обучения;
- семейное обучение;
- экстернат (форма обучения, которая позволяет учиться самостоятельно, сдавать государственные экзамены);
- дистанционное и электронное обучение;
- сетевое обучение;
- сочетание разных форм обучения.
Все эти формы обучения должны соответствовать единому федеральному государственному стандарту и требованиям. Каждая из этих форм обучения дает право прохождения итоговой аттестации и сдачи экзаменов
Однако, помимо такого многообразия форм, образование имеет еще и разные форматы, о которых тоже важно знать
Специалитет
Это вид высшего образования, который имеет серьезное распространение, как правило, только по России. Срок учебы — 5 лет. Выпускник ВУЗа приобретает диплом специалиста. Положительные стороны здесь в том, что:
- специалитет дает возможность учиться как в магистратуре, так и сразу в научной аспирантуре;
- можно работать на должности в государственном или частном предприятии, по должностной инструкции, предполагающей наличие у сотрудника диплома о высшем образовании;
- работодатели охотнее принимают на работу в свою фирму или государственное учреждение специалистов, поскольку считают (что, в принципе, будет чистой правдой), что этот уровень отличается более хорошей подготовкой.
Среди негативных сторон следует отметить следующие, наиболее видимые моменты:
- учеба на один год дольше;
- найти нужную специальность гораздо сложнее.
Специалитет дает более меньший выбор специальностей, чем бакалавриат, поскольку это более узкий спектр подготовки. Хотя этот вид обучения объединяет не так уж и мало потенциально хороших и перспективных специальностей. При этом надо поинтересоваться — существует ли обучение специалистов в каком-то конкретном направлении.
Дошкольное образование в России
Данный вид образования представлен различными учреждениями, которые следят за детьми в возрасте от 2 месяцев до 6 или 7 лет. Например, такие учреждения, как детские сады, центры развития. Подобные места не только обеспечивают присмотр и контроль за ребенком в отсутствие родителей, но и способствует моральному, психологическому и интеллектуальному развитию.
Чаще всего учреждения по дошкольному образованию выполняют воспитательную функцию, присматривая за ребенком. Именно в детском саду ребенок первые познает как устроен мир, начинает тесно общаться с социумом, а конкретно со своими сверстниками.
Дошкольное образование важно в развитии ребенка, но совсем не обязательно. Родитель может отказаться водить детей в подобные учреждения и самостоятельно заниматься развитием ребенка
Довузовское и послевузовское образование
Профильное школьное образование ликвидировано и заменено специализацией по классам. Советские выпускники математических, физических и других специализированных школ шли в науку. Профильный класс обычной школы и десятой доли тех знаний, умений и навыков не даёт: нет той тонкости образовательной структуры и того одухотворяющего любые знания полёта мысли. Система дошкольного образования тоже законом не предусмотрена, а потому можно и её считать ликвидированной. А сколько было вложено коллективного труда в создание этого социального института! И сколько было пользы!
Реформирование системы высшего образования России привело к ликвидации и докторантского образования. В новом законе ничего об этой ступени не сказано, но все в курсе про индекс Хирша. Кандидаты и доктора вынуждены приравнивать свой статус к «PhD», что повсеместно царит в научных кругах зарубежья. Это количественная характеристика продуктивности, основанная на числе публикаций и цитирований их. Как сильно ударит этот перевод по мотивации труда нашей профессуры — становится понятным практически сразу
Они и так не избалованы вниманием общества
Виды деятельности вузов
Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:
- заниматься повышением квалификации или профпереподготовкой;
- учить студентов по программам среднего профобразования (СПО) – как правило, в колледжах, входящих в структуру университетов, институтов, академий, или на отдельных факультетах;
- открывать подготовительные курсы для поступления в университеты, институты или академии;
- вести всевозможные общеобразовательные кружки для детей и взрослых.
Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.
Положение СПО в структуре системы образования (СО)
Что предшествует
: Среднее профессиональное — самый нижний уровень профессионального
образования, на который можно ступить, имея на руках аттестат об окончании 9
или 11 классов. В этих двух случаях обучение будет проходить по разным
программам.
Сколько учиться
: Вчерашним девятиклассникам еще предстоит получить те знания, которые дают
их сверстникам в 10-11 классах, только вдвое быстрее. Поэтому ФГОС
предполагает, что четырехлетняя программа для них разрабатывается с учетом
школьных стандартов. Соответственно, выпускники 11 классов учатся на год меньше
– три года вместо четырех.
Куда поступать
: Получить СПО можно в техникумах и колледжах. Редко программы
профессионального (а не начального) образования реализуют в училищах.
Куда дальше
: Имея на руках диплом, выпускник имеет право поступить в вуз и продолжить
учебу по программам бакалавриата или специалитета, в том числе и в ускоренном
формате. Но стоит заранее выяснить, практикует ли интересующий вуз перезачет
дисциплин. Допускается выпускник и к прохождению курсов повышения квалификации
и профессиональной переподготовки.
О системе среднего образования в РФ
Как было отмечено выше, она состоит из нескольких подуровней:
- Начальный длится четыре года. Основная цель — дать ребенку систему необходимых знаний по базовым предметам.
- Основное образование длится с пятого по девятый классы. Оно предполагает, что развитие ребенка должно осуществляться по основным научным направлениям. В результате средние учебные заведения должны подготовить подростков к ГИА по определенным предметам.
Данные ступени образования в школе обязательны для детей в соответствии с их возрастом. После девятого класса ребенок имеет право уйти из школы и обучаться дальше, выбрав специальные средние учебные заведения. В таком случае именно на опекунов или родителей по закону возлагается вся ответственность за то, чтобы процесс получения знаний был продолжен, а не прерван.
Полное образование подразумевает то, что ученик находится в течение двух лет в десятом-одиннадцатом классах. Основное назначение этого этапа — подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Действительность показывает, что в этот период нередко прибегают к услугам репетиторов, поскольку одной школы бывает недостаточно.