Отличительные особенности российской системы образования
Содержание:
- Структура
- Значение
- Зарождение образования на Руси
- Особенности высшего образования в РФ
- Школьное
- Новый ФГОС 2020
- Дошкольное образование
- Законодательство и правовое регулирование образования
- Как это — учиться всю жизнь в экосистеме
- Школы в допетровской России
- Последипломное образование в Украине
- Уровни и виды образования
- Управление образовательной системой в РФ
- Другие грядущие изменения
- Непрерывное профессиональное обучение
- Дистанционное образование
- Высшее образование в России
- Структура
- Последствия реформы и проблемы развития образования в России
Структура
Учреждения — главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.
Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:
- государственное,
- дополнительное,
- самообразование.
Значение
В развитых странах образование несёт главнейшую государственную функцию, реализация которой требует огромных человеческих и материальных ресурсов. Система высшего образования в России через множественные реорганизации и реформы пытается достичь мирового уровня. Ей должна быть присуща некая матрица, то есть совокупность принципов, по которым строятся институционные образования и проверяются энергоинформационные коды.
Именно так можно определить повседневное функционирование и постепенное развитие, которое претерпевает система высшего образования в России. Необходимость обновления должна проходить в гармонии всех её элементов, тогда преобразования принесут неоценимую пользу. А необдуманная ломка способна создать необратимые последствия и катастрофы, которые прекратят развитие системы высшего образования России.
Зарождение образования на Руси
Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.
Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.
Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.
Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание. Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги
Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.
И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.
Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования
Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.
Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа.
Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.
В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.
Особенности высшего образования в РФ
До 2007 года система общего образования в России состояла из 2-х этапов:
- Специалитет.
- Магистратура.
Специалисты учились профессии 5-5,5 лет. В магистратуру можно было поступить по окончании обучения на специалиста для углубления научно-теоретических знаний и возможности научно-исследовательской работы. Срок обучения в магистратуре составлял 2-3 года.
В 2003 году Россия поддержала Болонскую декларацию, согласно которой должна была реформировать систему высшего образования под международные стандарты. В 2007 году были внесены изменения в федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», структура высшего образования стала двухуровневой, а с 2013 года приобрела тот вид, который имеет сейчас.
Школьное
Система школьного образования в Беларуси делится на три этапа:
- начальный: 1-4 классы;
- базовый: 5-9 классы;
- средний: 9-11 классы.
Первые две ступени обязательны. Основная цель начального образования – привитие неугасающего интереса к получению новых знаний. Обучение проходит на двух языках – русском и белорусском, но есть и школы, где преподавание ведется исключительно на родном языке. С третьего класса в школьную программу вводится иностранный язык – английский, французский или немецкий.
Основная нагрузка начинается в пятом классе. Добавляются новые дисциплины – физика, геометрия, химия, алгебра. Изучение иностранных языков проходит на продвинутом уровне. Педагоги помогают ученикам раскрыть свои способности и показывают сферы их возможного применения.
Большое внимание в белорусской системе образования уделяется физической подготовке детей. Школьные стадионы соответствуют международным нормам безопасности и санитарии
В старших классах учеников готовят к поступлению в вузы, программы строятся в зависимости от выбранного направления обучения.
В некоторых городах Беларуси старшеклассники в учебно-производственных комбинатах могут получить рабочую специальность (повар, парикмахер, озеленитель и др.) без отрыва от школьного обучения.
Новый ФГОС 2020
Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих?
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
- Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
- Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
- Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
- Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
- Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
- Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
- Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Дошкольное образование
Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе. Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным.
В ясли детей можно отдавать с 1 года, там они находятся до 3 лет и далее идут в детский сад. В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6-7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет.
Также относительно недавно появились предшколы, в которые детей отдают с 5 лет. В таких школах детей обучают базовым знаниям чтения и письма.
Законодательство и правовое регулирование образования
Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.
Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.
Как это — учиться всю жизнь в экосистеме
Концепция lifelong learning появилась в связи с постоянными развитием рынка труда и необходимостью подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Если не обновлять свои знания, можно остаться без работы или сильно потерять в зарплате. Павел рассказал, как продолжать обучение в рамках образовательной экосистемы.
«Образовательная система на всю жизнь — это не один провайдер на человека. Не одна школа или университет. Здесь нет единого стандарта обучения. Надо уйти от модели фабрики, где есть, условно, менеджеры, которые контролируют процесс производства, как на конвейере.
Мы не продлеваем один устоявшийся конвейер на всю жизнь. Это не значит, что раньше он начинался в пять лет и заканчивался в 25, а теперь мы делаем его до 75 лет, нет. Это множество ручейков. Это парадигма, к которой мы приходим и в экономике. Там тоже происходит переход на гибкие системы и сети производителей от единых больших интегрированных заводов. Экосистемный тренд касается не только образования, он присутствует во всех сферах.
Lifelong learning невозможно организовать одним единственным провайдером, хотя некоторые будут пробовать зайти в эту позицию. В частности, некоторые университеты. А так, это будет сам человек, который интегрирует свою жизненную траекторию. Помогают ему в этом цифровые профили компетенций. Он начинает со школы, идет в дополнительное образование, и у него есть какой-то профиль, как профиль в Facebook. И вот он идет по разным стадиям, каждая из них достраивает ему цифровой профиль компетенций: портфолио и все остальное.
Вся информация о школьном образовании, университете, курсах, работе, проектах интегрируется в единый профиль. Экосистемы не пришли к нам раньше массово, потому что для нее не была готова цифровая структура. Возникает она только сейчас, появляется полноценная возможность описывать поведение человека, создавать цифровую модель, цифрового двойника, сопровождающего его на протяжении всей жизни. Этой модели еще не было, ее роль выполняли бумажки: дипломы государственного образца, свидетельства о прохождении разных экзаменов, сертификаты и так далее. Но это не точные показатели, потому что мы понимаем, что человек мог очень хорошо учиться, а потом в последний момент на экзамене все провалить. Или, наоборот, ему повезло с билетом. Это искажение системы, которая на самом деле поощряет недобросовестных людей.
Экономика образования
Охранная грамота: останется ли диплом гарантией статуса и успеха
Если мы хотим более целостную систему, нам нужен цифровой след человека. Это интегрирующая модель, которая описывает его поведение в течение всего цикла обучения. Цикл может длиться три года, 200 лет, сколько угодно. Эта модель собирает вместе траекторию человека на протяжении всей жизни
И уже не важно, через сколько точек обучения он прошел. Он мог учиться в детском саду, школе, университете, а мог и в неформальном образовании, поскольку это тоже образование
Часто неформальное образование и дополнительное образование дают человеку больше для жизни, чем основное. Предоставляют более ценные компетенции. Предпринимательские компетенции, например, не входят в школьный стандарт, но крайне важны для успеха человека. Это все нужно для того, чтобы создать такую систему».
Школы в допетровской России
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
<<Форма демодоступа>>
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
- грамматику,
- диалектику,
- риторику,
- церковное пение,
- землемерие,
- географию,
- звёздознание.
Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил
Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования.
Последипломное образование в Украине
Те, кто хотят заниматься научной деятельностью, могут продолжить обучение.
Аспирантура
Студенты, которые чувствуют в себе способности к научной деятельности, после окончания магистратуры поступают в аспирантуру. В Украине она действует в 3-х формах:
- дневная;
- вечерняя;
- заочная.
Аспиранты учатся 4 года, в это время им преподают иностранный язык, философию, педагогику и предметы по специальности. После окончания обучения они сдают кандидатский минимум и защищают диссертацию, после чего им присваивается степень «доктор философии в области …» (конкретная отрасль). Это соответствует учёной степени кандидата наук в РФ.
Докторантура
Следующая ступень в научном мире — доктор наук. Чтобы получить эту степень, доктор философии выбирает себе научного консультанта, поступает в докторантуру и приступает к подготовке докторской. Срок обучения в докторантуре — 2 года. Большинство докторантов совмещают работу над диссертацией с преподавательской деятельностью.
Уровни и виды образования
И хотя психологи все чаще говорят о процессе образования как о неотъемлемой стадии взросления ребенка с первых дней его жизни, четкое разграничение уровней образования начинается только с детского сада – первого социального опыта ребенка вне семьи. Согласно законодательству, в России установлены такие уровни образования:
- Общее образование и его уровни: дошкольное, начальное общее, основное и среднее общее образование.
- Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.
Общее образование (дошкольные и школьные учреждения) предусматривает базовое формирование мировоззрения человека, знакомство с разными предметными областями науки – естествоведением, биологией, химией, физикой, литературой, языками и т.д. Этот уровень образования должен помочь развить базовые личностные навыки учеников и определить последующее профессиональное развитие компетенций каждого человека.
Хотя основой всего образования у нас принято считать школу, не менее важную социальную функцию выполняют домашнее образование, ясли и детские сады. Также существует система дополнительного образования, которая включает обучение в разных кружках, секциях, музыкальных, художественных и спортивных школах – все эти активности помогают раскрыть способности ребенка.
Профессиональное образование – это специальная подготовка по определенному направлению. К системе этого уровня образования сегодня можно отнести школы с углубленным изучением чего-либо, лицеи, колледжи, институты, кружки, семинары и секции.
За процесс образования отвечают министерства и местные ведомства государственного, федерального, городского уровней. Учебная система государственного образования является стандартизированной и делится на такие ступени:
- дошкольные учреждения;
- общеобразовательные учреждения (школы, лицеи и гимназии);
- учреждения среднего профессионального образования (училища, техникумы, колледжи);
- высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, консерватории и высшие военные училища).
Согласно конституции РФ, каждый гражданин должен получить полное общее образование, т.е. освоить учебную программу 11 классов школьной системы, которая состоит из трехуровневой системы образования – начального, основного и полного высшего образования. В том случае, если ученик переходит после 9 класса в спецучилище, кроме профессиональной подготовки он также должен освоить необходимые знания полного общего образования 10 и 11 классов.
Таким образом, образование не только формирует основу для будущей социализации человека в обществе, но и выполняет часть духовных и ценностных функций наравне с наукой и искусством.
Образование, наука и искусство – это важные институты, которые тесно взаимосвязаны между собой, но в то же время имеют разные социальные функции. Образование – это передача знаний от поколения к поколению, формирование общего понимания мира и ценностей. Это своеобразная парадигма, которая создает общность. Система образования не создает нового знания, ее главная цель – формирование систематического и специфического знания о мире, обществе и человеке.
В отличие от образования, цель науки – это как раз и есть создание нового знания, идей, концепций. Если в основании образования лежит систематическая передача знаний с целью формирования общей картины мира, то в основании науки лежит творчество, познание мира и новые открытия. Главные функции науки:
- познавательная;
- прогностическая;
- мировоззренческая;
- изобретательная.
Не менее важную роль в формировании личности занимает и развитие творчества, креативности. За эту часть способностей человека отвечает современное знание об искусстве и эстетике
Начиная с раннего детства, очень важно развивать у ребенка его творческие наклонности, которые в будущем помогут ему не бояться проявлять себя и вносить вклад в развитие общества
Все эти стороны общественной жизни предусмотрены и регулируются законодательством, которое гарантирует доступ к образованию каждому гражданину страны.
Управление образовательной системой в РФ
На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.
Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.
Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:
- гуманного и демократичного подхода в управлении;
- систематичности и целостности;
- правдивости и полноты сведений.
Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:
- центрального;
- вневедомственного;
- республиканского;
- автономно-областного;
- автономно-окружного.
Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.
Другие грядущие изменения
Шахматы в начальной школе
Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.
Второй иностранный язык
Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится.
ЕГЭ по иностранному языку
В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.
ЕГЭ по истории
Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.
Модернизация
В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.
Непрерывное профессиональное обучение
Несколько последних десятилетий Россия реформирует профессиональное обучение в соответствии с запросами экономики и промышленности.
Совершенствование профобразования сводится:
- к преодолению отставания содержания программ от требований производств;
- существенному изменению структуры кадровой подготовки;
- повышению эффективности использования бюджетных средств.
Значительная роль в этом процессе отводится оптимизации образования в начальных и средних профессиональных учреждениях. Качественные сдвиги ожидаются после реструктуризации и объединения со школьным специализированным образованием.
Дистанционное образование
Данная система является новой, специфичной формой обучения, которая отличается от традиционных. Дистанционное образование выделяется иными целями, задачами, содержанием, средствами, методами и формами взаимодействия. Преобладающим становится использование компьютерных технологий, телекоммуникаций, кейс-технологий и проч.
В связи с этим наиболее распространённые виды такого обучения следующие:
- Первый — опирается на интерактивное телевидение. При его реализации возникает непосредственный визуальный контакт с аудиторией, которая находится на расстоянии от преподавателя. В настоящее время этот вид недостаточно разработан и очень дорогостоящ. Однако он является необходимым, когда демонстрируются уникальные методики, лабораторные опыты и новые знания в той или иной области.
- Второй вид дистанционного обучения опирается на компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), имеющие различные дидактические возможности (текстовые файлы, мультимедийные технологии, видеоконференции, электронная почта и прочее). Это распространенный и недорогой вид дистанционного обучения.
- Третий сочетает в себе компакт-диск (базовый электронный учебник) и глобальную сеть. Благодаря большим дидактическим возможностям этот вид является оптимальным как для вузовского и школьного обучения, так и при повышении квалификации. Компакт-диск имеет массу преимуществ: мультимедийность, интерактивность, наличие большого объема информации при минимальных финансовых потерях.
Высшее образование в России
В университет можно подать документы после 11 класса с результатами ЕГЭ или с дипломом об среднем профессиональном образовании. Студентам колледжа правда все равно придется сдать ЕГЭ или внутренние экзамены вуза, которые основаны на ЕГЭ.
Высшие образование делиться еще на несколько ступеней, которые имеют различные программы:
- Бакалавриат.
- Специалитет.
- Магистратура.
- Асперантура.
Бакалавриат
Первый уровень образования в вузе, где закладывают фундамент профессии и навыки. Срок учебного процесса длиться до 5 лет. В зависимости от специальности, например, в медицинских вузах учатся дольше. А также от формы занятий.
Форм занятий выделяют три: очная, которая проходит на дневном отделении, может быть платной и бесплатной. Заочная предполагает самостоятельную учебу студента, длиться на год больше очной. Хотя принято считать, что заочная форма платная, это не так. Вузы выделяют бюджетные места для заочников.
Последняя форма обучения появилась недавно — очно-заочная. Подготовка проходит вечером в дистанционном формате. Такое обучение было вызвано условиями пандэмии. Учеба возможна платная и бесплатная.
После обучения студенту выдаются диплом, с ним он может продолжить учиться на следующих уровнях образования или пойти работать по специальности.
Специалитет
Популярное направление для студентов колледжа, которое подготавливает студентов к практике в изучаемой отрасли. Длиться такая подготовка больше 5 лет. После него возможно подать диплом в асперантуру или магистратуру.
Магистратура
Помогает расширить знания студента в той или иной сфере деятельности. А также подразумевает под собой создание научно-исследовательских работ, также в рамках сферы учебы студента.
Аспирантура
Занимается подготовкой педагогов и ученых. Завершение подготовки происходит только после защиты диссертации, а студент получает степень кандидата наук.
Структура
Система образования в России состоит из нескольких компонентов:
- Государственные требования и стандарты образования, разрабатываемые на федеральном уровне.
- Программы образования, состоящие из разных видов, направлений и уровней.
- Учреждения в сфере образования, а также педагогический состав, непосредственно сами ученики и их законные представители.
- Органы управления образованием (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) и созданные при них органы совещательного или консультативного характера.
- Организации, призванные обеспечивать образовательную деятельность и проводить оценку ее качества.
- Различные объединения, работающие в образовательной сфере (юридические лица, работодатели, общественные структуры).
Последствия реформы и проблемы развития образования в России
Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.
Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.
Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.
В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.
В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.
В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.