Как правильно написать и оформить научно-исследовательскую работу (нир): структура, требования, советы

Пример тезисов проекта о воде

Как составить подробный план научно-исследовательской работы? Пример тезисов проекта даст ответ на этот вопрос. Используя водопроводную воду, далеко не всегда мы задумываемся о безопасности. Среди проблем, характерных для водопроводной воды, выделяют: повышенную жесткость, неприятный привкус, бактерии, механические частицы, радионуклиды, пестициды. Вопросы, связанные с поиском эффективных способов очистки водопроводной воды, остаются актуальными, заслуживающими детального анализа и рассмотрения.

В работе автор проанализировал влияние некачественной воды на здоровье человека, исследовал образцы воды на содержание Cl-; SO42-; оценил жесткость воды. Автором были изготовлены шунгитовые фильтры для очистки водопроводной воды, изучена целесообразность применения угля и шунгита для очистки водопроводной воды, проведен сравнительный анализ их эффективности, сделаны выводы, даны рекомендации. Методы, использованные автором: аналитический, экспериментальный, количественный анализ (со статистической обработкой результатов измерений).

Результаты работы: при проведении экспериментов на базе школьной лаборатории и специализированной лаборатории автор сумел подтвердить поставленную гипотезу, убедиться в способности шунгитового фильтра сохранять на протяжении длительного времени каталитическую, бактерицидную, сорбционную активность.

Перспективы исследования. Продолжительный эксплуатационный период шунгитовых фильтров делает их перспективными для решения вопросов, связанных с очисткой водопроводной воды в разных регионах страны, включая очистку промышленных стоков, подготовку воды ТЭЦ.

Общие принципы написания и оформления НИР

НИР начинается с выбора темы, которая студента волнует. Список тем для научной работы предлагают на кафедре, однако исследователь в праве опереться на собственные интересы и выбрать тему самостоятельно. Научный руководитель поможет подобрать правильную формулировку.

Общая организация НИР такая: 

  • формулировка проблемы по теме, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач, поиск метода исследования, построение гипотезы. Все взаимосвязано и требует конкретных формулировок — от этого зависит эффективность дальнейшей работы;
  • поиск и анализ научной литературы по теме, объяснение понятий и терминов, наполнение НИР теоретическими данными. Автор вникает в тему и изучает, что еще по ней написано;
  • эксперимент, практическая часть. Исследование может быть и умозрительным — зависит от цели НИР. В любом случае, создается ситуация, в которой гипотеза автора подтверждается или опровергается;
  • обобщение и оценка результатов, формулировка предложений, перспектив, прогнозов.

Тезисы НИР после этого могут быть представлены на конференции или оформлены в статью для публикации. 

Научно-исследовательская работа оформляется строго по правилам. Обычно в вузе студент получает четкие методические указания, в которых учитывается все — от формата страниц до шрифта и размера межстрочного интервала. Методички пишутся с опорой на ГОСТ. Согласно ГОСТ 7.32-2017, структура отчета по НИР следующая: 

  • титульный лист;
  • список исполнителей — всех, кто участвовал в НИР, с перечислением должностей и научных званий. Если исполнитель один, список не оформляют, достаточно титульного листа;
  • реферат — описание приложений, перечень ключевых слов, объект и цель, методы. Здесь же рекомендации по внедрению, эффективность и значимость НИР, прогнозы для дальнейшего изучения;
  • термины и определения;
  • перечень сокращений и обозначений;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованных источников — книг, печатных изданий, интернет-ресурсов;
  • приложения — промежуточные расчеты, таблицы, протоколы испытаний, иллюстрации и другие дополнительные материалы к отчету.

Важные советы по анализу научных работ

Чтобы не возникло проблем с теоретическим анализом научных работ, воспользуйтесь полезными советами:

  1. Работайте со статьёй либо в удобном редакторе, который позволяет делать примечания, либо с распечатанным вариантом.
  2. Выделяйте цветом или любым иным образом важные моменты в статье: цели, задачи, теоретические обоснования, главные тезисы и так далее. К ним вам придётся возвращаться, чтобы хорошо проанализировать текст.
  3. Проверяйте все данные, которые приводит в своей статье автор, особенно если в тексте отсутствуют ссылки на источники.
  4. Подумайте, можно ли улучшить статью и что для этого необходимо: дополнительные исследования, более точные данные или что-то ещё.

Если вам нужно не просто проанализировать научную статью, но и сдать письменный результат на проверку, не забудьте проверить анализ на возможные ошибки и правильно оформить документ, опираясь на методические указания вуза.

Изучение литературы по проблеме

Целью этого этапа является выяснение научных сведений по рассматриваемой проблеме, выявление слабых моментов, которые могут стать основой для предстоящего проекта. Автор часто выявляет неопределенность и некоторые противоречия, существующие в литературе. Чтобы справиться с подобными сложностями, исследователь должен продумать индивидуальный план научно-исследовательской работы, быть в курсе новых открытий, касающихся тематики исследования. Если не удается найти однозначных ответов в определениях, студент выбирает одну точку зрения, оговаривает свой выбор в исследовании.

План научно-исследовательской работы позволяет автору выбирать из перечня источников только те, что непосредственно связаны с темой.

Функции научного руководителя на данном этапе состоят в рекомендациях по отбору литературных источников.

Сначала выполняется анализ специального материала и только после этого рассматриваются периодические издания. Если удалось подобрать несколько изданий по проблеме, сначала анализируются более поздние книги и сборники, чтобы учесть все изменения, произошедшие в научном мире по данному вопросу.

Продуманный план научно-исследовательской работы студентов позволяет выделять главное, не тратя время на ненужные мелочи.

Для удобства работы выходные данные взятых литературных источников можно вписывать в картотеку. Это существенно упростит составление библиографического списка по проводимой работе.

Максимально информационные источники можно законспектировать, создав на их базе основную часть проекта

Литературный обзор важно закончить выводами, на основе которых будут сделаны общие заключения в материале

Вариант описания проекта об альтернативных источниках энергии

Почему Солнце светит и не остывает уже миллиарды лет? Какое «топливо» дает ему «вечную» энергию? Эти вопросы стали основными в нашей исследовательской работе. Солнечная радиация может быть преобразована в полезную энергию, с помощью активных и пассивных солнечных систем. В Северо-западном регионе РФ данное направление малой энергетики находится на ранней стадии развития. Причины заключаются в холодном климате, низком уровне осведомленности о принципах работы оборудования, отсутствии стимулирующих мер по развитию возобновляемой энергетики со стороны государства. Методы, использованные автором: аналитический, экспериментальный, количественный анализ (со статистической обработкой результатов измерений). Была проанализирована целесообразность использования солнечных коллекторов в Северо-западном регионе, рассмотрен принцип их действия, особенности монтажа.

Перспективы работы. В настоящее время используется лишь ничтожная часть солнечной энергии из-за того, что существующие солнечные батареи имеют сравнительно низкий КПД, высокую стоимость. Гелиоэнергетика могла бы одна покрыть все мыслимые потребности человечества в энергии на тысячи лет вперед, в том числе и в нашей стране.

План проекта

Подготовительный этап:

Ученики получают буклет, в котором кратко описаны основные задачи и основы проекта. Учитель ставит перед учащимися основополагающий вопрос, рассказывает о ходе проекта, показывая вводную презентацию. С помощью жеребьевки определяются группы над работой в проекте: «Картографы», «Топографы», «Туристы», внутри группы происходит обсуждение хода выполнения работ, распределение ролей. Подготовка необходимого оборудования для работы.

Основной этап:

Проведение исследования. Группы готовят материал, идёт поиск нужной информации, знакомство с ресурсами сети Интернет. Обсуждение результатов исследования в группе. Участники проекта знакомятся с предложенными учителем дидактическими материалами, работают с тестом, проверяют полученные знания с помощью дидактических игр, проводят викторины. Для закрепления полученной информации учащимся предлагается использовать Цифровые Образовательные Ресурсы (ЦОРы), с помощью модулей, тренажёров, интерактивных карт, ребята получат более чёткое представление о географической карте и сторонах света. Обработка материалов, каждая группы готовит представление своего результата работы, используя варианты предложенные учителем, обязательно приветствуется собственное видение проблемы, свои варианты итогового результата.

Заключительный этап:

Представление результата исследований, каждая группа выступает с итоговой работой в проекте. После выступлений предлагается пройти небольшие тесты, решить задачи на вычисление масштаба, просмотреть видеожурналы. Используя критерии оценивания, группы высказывают свою точку зрения по результатам, которые они сделали и увидели. Обсуждение достижения целей проекта в целом.

Презентация на тему: » Подробный план создания исследовательской работы.» — Транскрипт:

1

Подробный план создания исследовательской работы

2

Методические рекомендации при организации исследовательской работы Слово «исследование» означает извлечение чего-либо из «следа». Слово «реферат» связано с понятием «референция». Суть исследовательской работы – в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

3

Последовательность действий при проведении исследования 1. Определение объектной области (области исследования), объекта и предмета исследования; 2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности; 3. Изучение научной литературы и уточнение понятий; 4. Формулирование гипотезы; 5. Формулирование цели и задач исследования.

4

Правила оформления работы Работа должна быть напечатана через 1,5 интервала. 14 шрифтом Times New Roman на компьютере на одной стороне листа бумаги формата А4. Поля: сверху, справа, снизу – 15 мм, слева-30 мм. Объем работы не должен превышать 30 страниц. Нумерация страниц начинается с титульного листа и заканчивается приложениями. Номера страниц указываются в правом нижнем углу.

5

Титульный лист На титульном листе указываются : 1. Полное название образовательного учреждения ; 2. Название работы ; 3. ФИО учащегося, класс обучения ; 4. ФИО, место работы, должность научного руководителя ; 5. Место и год выполнения работы.

6

Оглавление (содержание) Оглавление должно с достаточной степенью информативности отражать структуру работы, соподчинение и последовательность изложения материала. Аннотация В аннотации необходимо кратко и четко изложить цель и задачи работы, методы исследования и основные результаты и их практическое или теоретическое значение. Объем аннотации- не более одной страницы.

7

Введение Во введении указывают: Общую характеристику проблемы; Актуальность проблемы; Цели и задачи исследования; Место проведения работы; Сроки ее выполнения; Долю личного участия автора в получении результатов исследования; Объем материалов, предоставленных автору учреждениями, организациями и частными лицами (указать их полностью).

8

Обзор литературы Обзор литературы по теме исследования должен содержать полное и систематическое изложение современного состояния вопроса. В обзоре должна быть представлена только литература по теме работы для основания актуальности собственных исследований. Все литературные источники, на которые имеются ссылки в литературной или экспериментальной частях работы, должны быть включены в список литературы.

9

Материалы и методы исследований В главе дается: достаточно подробное описание объекта исследования, с указанием латинского названия для биологических объектов, изложение лабораторной и полевой методик, условий проведения опытов или наблюдения и количества повторностей, приемов статистической обработки полученных результатов, указывается общий объем выполненной работы, количество наблюдений, опытов.

10

Результаты и их обсуждение Этот раздел работы должен содержать оригинальный собственный материал. Экспериментальные данные сводятся в таблицы, иллюстрируемые рисунки. Все таблицы должны быть пронумерованы и иметь заголовки. Слово «таблица» помещается в верхнем правом углу, с новой строки пишется заголовок, под ним располагается сама таблица.

11

Рисунками являются иллюстрации: фотографии, схемы, графики, чертежи. Рисунки выполняются и помещаются на отдельных листах вслед за упоминанием в тексте. Все рисунки нумеруются и сопровождаются подписями, которые должны быть четко сформулированы и расположены под рисунками. Оси координат должны иметь обозначения. Дается обсуждение, критический анализ результатов проведенных исследований и сопоставление их с данными литературы.

12

Выводы Выводы должны исходить из полученных результатов, а не основываться на предположениях, гипотезах и данных литературы. Они формулируются кратко.

13

Цитированная литература В список литературы включаются все использованные источники информации. Работы в списке располагаются строго по алфавиту. Работы одного автора располагаются в хронологическом порядке. В случае цитирования литературы из Интернета в силе остаются перечисленные требования. Кроме этого необходимо привести адрес сайта.

Сложный план научной статьи

Какой план лучше всего составить?

Можно также использовать расширенный план статьи с детализированием содержания отдельных пунктов, он будет выглядеть так:

  1. Заголовок статьи (можно записывать варианты названий, которые вам подсказала фантазия).
  2. Данные об авторах.
  3. Аннотация.
  4. Ключевые слова (желательно оставить место, где составите первичный список ключевых слов, а потом выберете наиболее подходящие).
  5. Введение:
  • научные достижения в исследовании определенной темы (желательно в плане перечислить фамилии ученых и указать на их достижения);
  • актуальность;
  • новизна;
  • цель (можно сформулировать и записать в плане);
  • задачи;
  • предмет;
  • объект.
  1. Основная часть:
  • перечисление ключевых вопросов, которые будут решаться в статье;
  • схемы, графики, рисунки (если вы собираетесь использовать их).
  1. Выводы:
  • рассуждения о реализации задач;
  • выводы по отдельным вопросам;
  • оценка практической ценности исследования;
  • определение перспектив изучения проблемы.
  1. Список литературы.

Как видим количество пунктов плана неограниченно, и может колебаться от 6 до 8, это зависит от предпочтений самого автора.

Правила оформления статьи

Каждое учебное заведение располагает своими индивидуальными требованиями к оформлению работ студентов и аспирантов, если же их не предусмотрено, тогда в силу вступают типовые требования по ГОСТ. Что касается оформления научной статьи, в таком случае ГОСТ предлагает несколько правил:

  • размер шрифта – 14, реже используется 12;
  • тип шрифта строго не регламентируется, но самым востребованным считается TIMES NEW ROMAN;
  • поля оформляются справа 10 мм, слева 30 мм, снизу и сверху 20 мм, реже ставят по 20 мм везде, в ГОСТ разрешены полы до 25 мм по краям;
  • отступ для оформления абзаца может составлять 12-15 мм;
  • каждая страница нумеруется снизу по центру арабскими цифрами без точки;
  • межстрочный интервал – полуторный;
  • научная статья ВАК может содержать 5-24 страницы, РИНЦ – от 3-х страниц и свыше;
  • статья оформляется в текстовом документе Word, многие издания требуют оформление в Word 2003 года.

Заголовки нужно печатать по центру страницы жирным текстом и заглавными литерами без подчеркиваний и знака препинания в конце. Любые изображения, таблицы, диаграммы нумеруются и обозначаются именами, они должны быть уникальными, брать из интернета готовые варианты запрещено.

Общие требования к оформлению научной работы

Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.

Титульный лист

Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда

Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа

Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.

Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.

должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.

Реферат

По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.

В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.

Введение

Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы

Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.

После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:

  1. Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
  2. Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
  3. Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
  4. Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
  5. Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
  6. Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
  7. Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
  8. Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
  9. Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
  10. Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
  11. Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.

Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.

Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках

Основная часть

Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.

Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.

В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.

Выбор проблемы, объекта, предмета исследования

Этот этап обязательно входит в план научно-исследовательской работы, является исходным пунктом. Проблемой являются малоизученные либо неизученные уровни, особенности, взаимосвязи явлений, которые интересны и науке, и практике

Это тот вопрос, на который важно найти ответ, предполагающий определенные теоретические и практические действия. В рамках работы появится желание привлечь к исследованию большое количество явлений, чтобы ответить на все поставленные вопросы

Подобная ошибка приводит к снижению качества материала, «распылению» усилий исследователя, в результате проект будет поверхностным и расплывчатым.

Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта – отличная возможность продумать выбор цели и задач исследования.

Предметом исследования является тот факт, который позволяет решать проблему, поставленную в работе.

Объект – это то, что изучается в рамках исследования: люди, феномены, организации.

План научно-исследовательской работы магистранта включает эти термины.

При четком и правильном подборе проблемы, предмета, объекта исследования автор на первом этапе может определить объем и направление деятельности, тематику методической литературы, которую он будет изучать.

План составления научно-исследовательской работы позволяет существенно сэкономить время, затрачиваемое на исследование.

Несколько способов, как упростить выбор темы для будущей статьи

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Тема – это то, о чем пишется статья автора, ее должен одобрить научный руководитель, если предусмотрена его помощь. Если автор действует самостоятельно, тему желательно сопоставить с теми, что находятся в списке самых востребованных и популярных публикаций и соответствуют последним тенденциям.

Для этого можно открыть интернет, но главное, чтобы тема была интересной и доступной для понимания самого автора. Кроме того ее объем должен вписываться в нормы касательно оптимального размера научной статьи – примерно 8-10 страниц формата А4. После выбора темы в поисковой системе интернета нужно будет просмотреть, сколько есть уже выполненных работ такой же тематики.

Вот несколько вариантов как упростить выбор темы.

Послушайте рекомендации и предложения преподавателя, так как у него больше опыта и знаний в том, какие темы актуальны, а чего касаться не стоит.
Проанализируйте, на каких предприятиях работают родственники и знакомые, чтобы был доступ к данным компании. Это позволит сузить круг поиска актуальных тем, опираясь на практическую составляющую исследования.
Выбор темы должен иметь узкое направление, в котором будет проводиться работа

Не нужно брать слишком объемную тему.
Обратите внимание на то, есть ли у выбранной темы смежные дисциплины. Именно такие предметы, которые находятся в пограничных областях фундаментальных наук требуют научных исследований.
Берите такие темы, в которых возможно применение новых методик и инноваций, чтобы предложить свежий взгляд на решение проблемы.

Общепринятый план исследовательской работы

Общепринятый план НИР в целом должен оставаться неизменным

Общераспространен следующий план:

  1. Титульный лист.
  2. Реферат — обычно присутствует в диссертациях или других крупных исследовательских работах. В нем кратко пересказывается содержание основной части.
  3. Список и расшифровка терминов, сокращений, аббревиатур. Присутствие этого блока вариативно — это зависит от специфики самой работы и требований внутри образовательного учреждения.
  4. Введение в научно-исследовательскую работу.
  5. Основная часть, разделенная на главы. В некоторых случаях основная часть может быть поделена на теоретическую, где излагается общая информация по теме, и практическую, где описывается то, как апробируется сформулированная гипотеза и теоретические обобщения из предыдущей главы.
  6. Заключение. В нем обобщаются результаты проделанной работы и формулируются перспективы дальнейшего исследования.
  7. Список использованной литературы. При этом наличие сносок не отменяет списка в конце. Количество требуемой литературы, структурные особенности оформления данного списка могут варьироваться в зависимости от типа работы (курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д.) и требований конкретного образовательного учреждения, факультета или научного руководителя.
  8. Приложение. В приложении помещаются дополнительные данные, на которые исследователь ссылается в основной части. Это могут быть графики, таблицы, изображения, статистические исследования и многое другое.

Этот план может меняться только в частностях. В зависимости от типа работы и требований образовательного учреждения, некоторые пункты могут быть удалены.

Приложение может не потребоваться. Но в целом — это общепринятый шаблон, который нельзя менять по своему усмотрению.

Заключение

Тему научно-исследовательской работы можно отнести к научному направлению либо к проблеме, в рамках которой ведут исследования.

Она носит глобальный, межотраслевой, отраслевой характер. Темы курсовых работ определяются соответствующими кафедрами. Они строго соответствуют программам учебных дисциплин и учебным планам, разработанным кафедрами.

Для получения высокой отметки студент должен уделить пристальное внимание подбору актуальной, практически и теоретически значимой, инновационной темы для своей научно-исследовательской работы. Если рассматриваемая проблема будет размытой, неинтересной для других людей, она не получит положительной рецензии

В настоящее время научно-исследовательская деятельность стала обязательным элементом не только в высших учебных заведениях, но и в обычных общеобразовательных школах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector