Закон о высшем образовании
Содержание:
- 273-ФЗ
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 426-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
- Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)
- Ключевые функции 273-ФЗ об образовании
- Может ли быть второе высшее образование бесплатным?
- Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения
273-ФЗ
Последняя редакция закона «Об образовании», утвержденная в 2014-м, вступила в силу с начала 2015-го года, включает следующую правовую информацию:
- Структура образования, стандарты и программы.
- Язык и формы обучения.
- Образовательная деятельность государственных и частных организаций.
- Права обучающихся и их законных представителей.
- Педагогическая деятельность.
- Международное сотрудничество.
- Финансовые вопросы, определяющие обеспечение организаций, платные услуги, образовательное кредитование и т. п.
Новшеством стало введение в закон правил использования в обучении электронных ресурсов и реализации образовательных программ через Интернет. Документ постоянно корректируется, последние изменения вносились в ФЗ № 273 в конце 2017 года, они касались назначения социальных стипендий.
О втором высшем
Высшему и второму высшему образованию в законе посвящены статьи от 69-й до 72-й. В них закреплено следующее:
- Современное вузовское образование делится на 3 последовательных уровня:
- бакалавриат;
- специалитет и магистратура;
- подготовка высококвалифицированных научных кадров.
- Для поступления на любой уровень обучения нужно иметь диплом об окончании нижестоящей ступени.
- Образовательные стандарты одинаковы для всех вузов страны, за исключением тех, которые наделены статусом национального исследовательского либо федерального университета (например, МГУ или НИУ ВШЭ). Такие учебные заведения вправе устанавливать собственные, не противоречащие федеральным, нормы для всех уровней – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, интернатуры.
- Обучение в рамках того или иного образовательного уровня является вторым высшим образованием, если у студента уже есть диплом об окончании такого же либо более высокого уровня по любому профилю. То есть образование будет считаться вторым для учащихся:
- бакалавриата – при наличии диплома бакалавра, специалиста, магистра;
- магистратуры – при наличии диплома магистра или специалиста;
- ординатуры либо ассистентуры-стажировки – после окончания учебы по программам этого же уровня;
- поступающих на программы подготовки научных работников и педагогических кадров – при наличии диплома аспирантуры либо степени кандидата.
Вопросы второго высшего образования военнослужащих регулирует .
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 426-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
30 декабря 2010
Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года
Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года
Статья 1
Внести в пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 2, ст. 360; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070, 6074; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 7, ст. 786, 787; N 46, ст. 5419) следующие изменения:
1) дополнить словами «, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме»;
2) дополнить абзацем следующего содержания:
«Перечень специальностей научных работников, сроки обучения по которым могут быть увеличены, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.
Президент Российской Федерации | Д. Медведев |
Москва, Кремль28 декабря 2010 годаN 426-ФЗ
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 426-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
Текст Федерального закона официально опубликован не был
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)
8 июня 2020
Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:
1) в статье 46:
а) часть 1 дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»;
б) дополнить частями 3 — 5 следующего содержания:
«3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.
5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;
2) статью 108 дополнить частью 18 следующего содержания:
«18. На педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона о наличии среднего профессионального образования или высшего образования.».
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль8 июня 2020 года№ 165-ФЗ
Ключевые функции 273-ФЗ об образовании
- определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
- законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
- гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
- формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
- определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
- дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
- описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
- определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
- полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
- правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
- регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.
Может ли быть второе высшее образование бесплатным?
Момент платности второй профессии оговорен в базовом документе — ФЗ-273, согласно статьям которого: бесплатное образование на любом из уровней доступно только на условии его первого получения. Условие платности определяется для каждой ступени подготовки: платить нужно за второй бакалавриат, магистратуру, аспирантуру.
Есть исключения.
- Магистратура. Закон не запрещает абитуриенту перейти на смежную/принципиально новую профессию при переходе на последующую ступень. Бакалавр экономики может бесплатно поступить (если внутренние правила вуза это разрешают) на магистрат по направлениям смежных профессий — финансовое дело, банковские операции.
- Аспирантура. По аналогии с магистратом, только здесь, учитывая преимущественно самостоятельный формат обучения, осваивать новую спецификацию на порядок сложнее.
- Делегирование обязательства ее оплаты другому участнику правовых отношений.
В последнем случае обучение может покрываться государственным грантом, выданным за особые заслуги. Или же оплату производит работодатель студента, финансово заинтересованный в переподготовке ценного кадра.
Дипломированные выпускники военных вузов имеют законное право получить гражданскую профессию (де-факто вторую, де-юре первую) бесплатно.
Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения
Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.
Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России
Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.
Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:
- гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
- определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
- в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
- оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.