Разница между школой и гимназией

Если ли смысл отдавать туда ребенка?

В том случае, если вы и ваш ребенок приняли решение поступать в лицей или гимназию, необходимо отдавать себе отчет в том, что, скорее всего, он выбирает специализацию на много лет вперед и будет поступать в вуз с соответствующим направлением. Продуктивным будет обучение в таких учреждениях тех детей, чей основной приоритет – знание иностранного языка.

В некоторых гимназиях и лицеях часть предметов преподается на иностранном языке. Подобный подход «полного погружения» ребенка в языковую среду, конечно же, обуславливает быстрое усвоение языка.

Однако одним из существенных минусов системы обучения в лицеях и гимназиях является высокая нагрузка, которая отражается в первую очередь на здоровье ребенка. Нередки среди жалоб учеников: переутомление, головные боли, близорукость, гастриты – болезни талантливых детей, которые усердно целый день сидят за письменным столом.

Кроме того, у таких детей более низкий иммунитет и зачастую плохая физическая подготовка, так как они вынуждены большую часть времени проводить в помещении, чтобы успевать выполнять весьма объемные домашние задания.

Дети развиваются индивидуально, могут догнать и перегнать тех, от кого отставали. Во сколько отдать ребенка в школу и не навредить ему, а также как поступить и сколько лет учиться в музыкальной школе – читайте на нашем интернет-портале.

Бесспорно, стремление к лучшему – похвальная черта любого человека, какой бы сферы жизни это стремление ни касалось

Выбирая учебное заведение для своего ребенка, важно принимать во внимание не только особенности учебных процессов обычных школ, гимназий и лицеев, но и прислушиваться к пожеланиям и учитывать способности будущего ученика. Тогда ему не придется с трудом «грызть гранит науки» – учеба будет приносить лишь радость

Чем отличается лицей от гимназии

На самом деле определить, чем отличается лицей от гимназии? достаточно просто по некоторым признакам.

Задачи заведения

Гимназия – это обычная школа, только с углубленным обучением предметов. Нагрузка на учащихся  намного больше, чем в обычной средней школе

В этом заведении учебном заведении уделяется особое внимание индивидуальному развитию каждого учащегося. Учитывая при обучении личные  особенности школьника, преподаватели гимназии  стараются помочь определиться ему  с выбором дальнейшей профессии.  Для этого создаются профильные  старшие классы с углубленным изучением каких-то определенных наук, таких как математика, физика, биология

 Если школьники до девятого класса не определяются с будущей профессией, то для них существует обще профильный класс.

Лицей — это однопрофильное заведение, которое имеет договор с конкретным высшим учебным заведением.  И главная задача лицея – это подготовка  учащихся к поступлению в конкретное высшее заведение, с которым у него есть договор.  Часто этим договором подразумевается зачисление выпускников сразу на второй, а то и на третий курс этого ВУЗа.

Можно сделать вывод о том, чем отличается лицей от гимназии по поставленным перед собой задачам. Лицей готовит учащихся для поступления в конкретное высшее заведение, а гимназия дает учащемуся широкопрофильные знания.

Направление обучения

Есть всеобщее заблуждение в том, что лицей специализируется по техническим дисциплинам, а гимназия воспитывает гуманитариев

На самом деле в гимназии уделяется внимание всем предметам одинаково, за исключением профильных старших классов

Лицей  уделяет больше внимания тем, дисциплинам, которые понадобятся лицеистам при обучении  в ВУЗе, с которым у лицея заключен договор. У него может быть математическая, гуманитарная или любая другая направленность.

Резюмируя, чем отличается лицей от гимназии по профилю обучения, можно обозначить, что в гимназии обучают обычной школьной программе по углубленной программе, а профиль лицея определяется высшим учебным заведением, с которым заключен у него договор.

Документ об окончании обучения

Выпускники  гимназии получают обычное свидетельство о среднем образовании, такое же, как и выпускники школ.

Выпускник лицея, получает диплом о среднем образовании и возможность зачисления на второй или третий курс  конкретного высшего учебного заведения. Обучение в лицее приравнивается к обучению в ВУЗах на начальных курсах.

Так или иначе, а разница между лицеем и гимназией существенная. Но, каждый родитель должен сам определить, что лучше гимназия или лицей для его ребенка? Гимназия даст ребенку обширные знания по всем предметам, но загруженность ребенка будет очень большая. Лицей подходит школьнику тогда, когда он уже определился с будущим занятием в жизни.

Плата за обучение

Минимальная программа, составленная согласно ФГОС, в любом государственном лицее преподается за счет бюджета, а вот дополнительное образование нередко приходится оплачивать родителям. Перечень и условия оказания коммерческих услуг определяет сам лицей, поэтому и разница между учебными заведениями в этом смысле может быть велика. Иногда школа предлагает платные подготовительные занятия для поступающих, но чаще – дополнительные уроки для самих лицеистов, в том числе по профильным предметам. Скажем, Лицей при ТПУ (Томском политехническом университете) проводит целый ряд платных спецкурсов: по геометрии, физике, химии, информатике, экономике, робототехнике, английскому и даже китайскому языкам. Если цикл занятий посвящается одному из базовых предметов, который в любом случае входит в программу, то на дополнительных уроках ребята изучают углубленно уже пройденные темы или рассматривают специфические вопросы, которым учителя в рамках общей программы внимания не уделяют.

В Волгодонском многопрофильном лицее платные программы не менее разнообразны и ориентированы на следующие группы детей и подростков:

  • дошкольников (подготовка к поступлению, робототехника, изобразительное искусство, театр);
  • учеников 3-4 классов (арифметика и математика, чтение, русский язык);
  • десяти- и одиннадцатиклассников (подготовка к Единому экзамену и сочинению).

Актуальный список дополнительных курсов и их стоимость всегда публикуется на сайте учебного заведения. Платные занятия обогащают и без того насыщенную лицейскую программу и помогают каждому школьнику выбрать собственный путь развития даже в условиях стандартизированного образования.

Форма одежды

Если в школе обязательно было соблюдать деловой стиль одежды, то в институте всем наплевать на то, как вы выглядите. 

Вы можете носить джинсы или мини-юбки, красить волосы в синий или розовый цвет, делать ирокез или носить яркий макияж – в институте действует свобода самовыражения.

Но мы бы все же посоветовали придерживаться нейтрального стиля. В этом случае выше шансы, что преподаватели вас не заметят и не будут слишком придирчивы в период сессии. Ведь вам может попасться человек консервативных взглядов, который оценивает не по уму, а по одежке.

А вот опрятность в одежде обязательна. Правила этикета все же никто не отменял.

Общие черты учебных заведений

Чем лицей отличается от гимназии? Оба вида учебных заведений являются общеобразовательными организациями, поэтому в них образовательный и воспитательный процесс осуществляется в строгом соответствии с новыми федеральными стандартами. Выпускникам выдают аттестаты государственного образца, аналогичные тем документам, которые получают ребята в обычных российских школах.

Преподавательский состав в учебные заведения такого типа набирают на конкурсной основе. Предпочтение отдают учителям, имеющим высшую квалификационную категорию, дипломы и грамоты, свидетельствующие об их высоком профессиональном уровне. Оба вида общеобразовательных учреждений имеют спонсоров, помогающих поддерживать на высоком уровне материально-техническую базу.

Если ребенок с малых лет знает, что хочет, то стоит попробовать поступить в лицей. После обучения в нем вы получите не стандартный аттестат, а диплом о получении среднего специального образования. Еще одним важным преимуществом является зачисление в ВУЗ, соответствующий профилю учреждения. Единственный минус лицея – высокая стоимость обучения в нем.

Если ребенок не знает, чем будет заниматься в жизни, то лучше всего отдать его в гимназию. Туда можно попасть в одном из двух наборов:

  • поступить с первого класса;
  • попасть в старшую школу с 5-го или 7-го года обучения.

Легче всего попасть в гимназию в наборе первоклассников. Тогда у детей примерно одинаковый уровень подготовленности. В более старшем возрасте труднее выдержать вступительное испытание, ведь уровень требований у гимназии выше, чем в обычной школе.

После завершения обучения гимназисты получают стандартный аттестат. У них есть небольшие преимущества при поступлении:

  • лучшая подготовка к вступительным испытаниям;
  • хорошее портфолио (ученики гимназийчаще обычных школьников участвуют во всевозможных конкурсах);
  • престижное наименование среднего учебного заведения в аттестате.

Что лучше выбрать для ребенка?

Это зависит от того, какое образование хочет получить ребенок и, что немаловажно, каковы ваши финансовые возможности. Из всех учебных заведений условно-бесплатной является только государственная школа.
Почему условно-бесплатной? Потому что, при поступлении в обычную районную школу, вам, скорее всего, не избежать поборов на подарки, учебные пособия или «почти развалившуюся» школу «без окон, дверей и жалюзей»

Финансирование – вечная проблема муниципальных школ, где в классе сидит не менее 35 учеников, среди которых встречаются дети из разных слоев, в том числе из «неблагополучных» семей. Одно из преимуществ такой школы – ее расположение. Иногда там дают вполне приличное образование, но все зависит от преподавательского состава.

Частные школы,
как правило, устроены иначе. Здесь гораздо меньше учеников, за счет цены на образование, хотя, если разобраться, государственная школа, с ее поборами, едва ли обойдется дешевле. Такие школы, как правило, ориентированы на состоятельные семьи. В частные школы, также, как в гимназии и лицее, учителя принимаются на работу на конкурсной основе или по приглашению.

Гимназии принимают одаренных детей,
которые с удовольствием учатся. Таких тоже немного, поэтому количество учеников в классе не превышает 15-20 человек.

Для тех детей, которые уже окончательно определились с ВУЗом и готовы следовать своей мечте, существуют лицеи,
которые подготовят не только теоретическую, но и практическую базу для поступления.

Куда лучше отдать сына или дочь, решать только вам и ребенку. Исходить нужно из его способностей, а также желания получить хорошие знания. Если у ребенка имеется явная одаренность, тогда желательно подобрать ему школу или гимназию с определенной направленностью.

А в какую школу вы планируете отдать учиться своего ребенка?

Чем в России лицеи отличаются от гимназий — актуальный вопрос для всех родителей, детям которых рано или поздно предстоит пойти в первый класс. Многие люди по ошибке продолжают считать, что главное различие между этими учебными заведениями — в программе. Якобы, лицеи имеют технический уклон, а гимназии гуманитарный. Это абсолютно неверно, оба рассматриваемых вида школ готовят разносторонне развитых выпускников.

Тем не менее, определяясь с будущим своего ребенка, начинать планировать его дальнейшее образование в ВУЗе, лучше предпочесть лицей гимназиям. Причины и отличия этих двух учебных заведений рассмотрим поподробнее.

Материальное оснащение

Так как де юре лицеи сейчас ничем не отличаются от прочих общеобразовательных организаций, к ним предъявляются те же требования по техническому обеспечению, что и к обычным школам. Как и в случае с учебными программами, ФГОС устанавливает минимум, но развиваться самостоятельно, в том числе материально, закон не запрещает. Подобно прочим средним школам, лицеи делают это за счет родительской поддержки и платных услуг, о которых пойдет речь ниже. Если проанализировать сведения о материально-техническом обеспечении, представленные на сайтах разных образовательных учреждений, то выяснится, что в этом отношении государственные лицеи мало отличаются от обычных школ, а иногда даже уступают им. И все же наиболее престижные учебные заведения удивить способны. Например, в Президентском физико-математическом лицее № 239, который находится в Северной столице, имеется 6 компьютерных классов, 3 учебных лаборатории (электричества, электроники и нанотехнологий), 2 библиотеки, несколько спортивных залов (2 общих, тренажерный, настольного тенниса, ОФП, шейпинга) и даже 2 собственных музея. Кроме того, ученики пользуются возможностью безлимитного доступа к Интернету и в частности – к образовательной платформе Moodle с системой автоматической проверки заданий по информатике и ИКТ. Это пример солидного в плане материальной обеспеченности учебного заведения, но не стоит думать, что каждый лицей столь же хорошо развит в техническом отношении.

Как попасть в гимназию?

Документы от родителей первоклассников для поступления в гимназию начнут принимать летом. Волноваться по этому поводу не стоит тем, кто территориально относится к этому учреждению образования: они поступают в первую очередь. На оставшиеся свободные места могут претендовать все желающие.

В Минске есть гимназии, открепленные от района. Тогда подача заявления происходит в порядке живой очереди: чье имя внесли в списки первым — тот и гимназист. В последнее время родители в буквальном смысле готовы ночевать возле школьных дверей, чтобы успеть подать пакет документов. Списки начинают формировать за день до начала приема заявлений сами родители, которые дежурят возле гимназии.

Источник фото: pixabay.com

Как работают гимназии

На сегодняшний день формально гимназии ничем не отличаются от общей среднеобразовательной школы. Тем не менее по собственному желанию некогда элитные учебные заведения чтут свои традиции, пользуются особыми образовательными программами.

При поступлении в гимназию, кроме учеников начальной школы, происходит отбор. Но, в начальную школу, согласно закону, не имеют права брать в результате тестирования. Единственное условие поступления в гимназию в 1 класс – место жительства. В 1- 4 классе этого учебного заведения будут учиться те дети, которые зарегистрированы в том районе, где находится гимназия. А учеников из других частей города могут взять только при условии наличия свободных мест. Конечно, эти правила касаются исключительно государственных гимназий, частные учреждения могут устанавливать правила приема самостоятельно.

Какие особенности учебного процесса

Чаще всего гимназии обучают только в гуманитарном направлении, хотя имеются и исключения. Например, в Калининграде гимназия №1 делает набор в старшие классы по следующим направлениям:

  1. естественно-научному;

  2. гуманитарному;

  3. социально-экономическому;

  4. технологическому.

Гимназическое образование более расширенное не за счет увеличения часов, а на фоне дифференциации. Это не значит, что в гуманитарном классе не будет физики, а в математическом – английского языка, ФГОС для всех един. В узконаправленном классе будет даваться минимум всех предметов, которые не относятся к специальным. Получается, что ребята выбирают направленность и по интересующим их предметам получают большие, чем базовые, знания. Этот подход имеет очевидные преимущества, дети углубленно занимаются только теми науками, к которым у них есть природный интерес. После окончания гимназии они поступают в соответствующие ВУЗы.

Дополнительное образование

Обычно в гимназиях на особом уровне находится дополнительное образование. Ребятам предлагают факультативы по специальным предметам, там есть немало спортивных секций, кружков, регулярно проводятся олимпиады, мастер-классы. Они имеют возможность раскрыть свой потенциал, заняться всем, к чему лежит душа.

В некоторый гимназиях, например, в гимназии Фадеева, расположенной в Санкт-Петербурге, действует такая структурная единица, как совет гимназистов, куда входят ученики, педагоги, администрация. На этом совете происходит совместное планирование мероприятий, конкурсов, обсуждаются пожелания учащихся. Словом, дети довольно активно участвуют в жизни гимназии.

Виды гимназий

Гимназии отличаются между собой не только предметным уклоном, но и другими особенностями. В России встречаются следующие типы подобных учебных учреждений:

  1. Полного дня Интернаты. Промежуточным вариантом с интернатами являются гимназии полного дня. Там ученики находятся с утра и до позднего вечера, занимаются уроками, отдыхают, обедают, учат домашнее задание, а ночевать едут домой.

  2. Билингвальные. Здесь не просто идет речь о преподавании одного-двух иностранных языков, но и ведении на них уроков. В некоторых частных учреждениях преподают педагоги-иностранцы на своем родном языке.

  3. Православные. Гимназии с религиозным уклоном преподают не только основные предметы, но и мировую художественную литературу, латынь, русскую словесность, греческий язык, богословие.

Качество образования

Гимназическое образование относится к элитному, оно предъявляет повышенное требование к педагогам, ученикам, программам

Особое внимание в гимназиях уделяется проектной работе. Эти учебные учреждения ориентированы на индивидуальный подход к ученикам, помогают раскрыть свой потенциал, определиться с профориентацией

В целом материально-техническая база гимназий не вызывает нареканий.

Предназначение гимназий

Гимназия является обычной школой, обучение здесь осуществляется по учебным дисциплинам на углубленном уровне

В стенах таких учебных заведений особое внимание уделяют развитию индивидуальности школьников. В гимназиях осуществляют диагностику ранней одаренности, позволяющую выявлять талантливых детей, обучать их по специальным авторским методикам и образовательным программам

Преподаватели таких учебных заведений стараются находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогают им с профессиональной ориентацией. Например, формируются старшие классы с профильным изучением биологии, физики, химии, математики. Те ребята, которые не смогли определиться с подбором профессии, могут выбрать общий профильный класс. Здесь обучение осуществляется одинаково по всем учебным дисциплинам.

Подводя итоги, отметим, что между школой, гимназией, лицеем существуют серьезные отличия. При выборе вида учебного заведения родители должны учитывать не только престижность заведения, но и способности ребенка, его желание посещать лицей или гимназию, выбранную для него мамой и папой.

Обращаясь к историческим сведениям, можно узнать, что лицей берет свое начало со времен Аристотеля. В те времена он Ликей и являлся философской школой. В России лицей появился в середине 18 века и считался элитным учебным заведением. Вначале обучение в нем длилось 6 лет, но позже этот срок продлили до 11. Окончание лицея давало возможность получить место чиновника.

На сегодняшний день такое учебное заведение имеет договор о сотрудничестве с одним или с несколькими вузами. Главная задача лицея состоит в том, чтобы подготовить обучающихся для поступления в один из них.

Сегодня гимназия – это школа, которая дает углубленные знания основных предметов. Задача этого учебного заведения состоит в том, чтобы дать гимназистам углубленные теоретические знания, а также подготовить из к поступлению в высшее учебное заведение.

Образование детей в лицее

Лицей также, как и гимназия, относится к элитным учебным
заведениям, имеет повышенный уровень сложности в обучении, но в отличии от
гимназии, является однопрофильным учреждением. Например, технический лицей,
юридический лицей, гуманитарный лицей и так далее.

У данного образовательного заведения существует договор с
каким-либо ВУЗом города и вся подготовка и обучение детей направлено на
поступление именно в данный ВУЗ, то есть учебный план заточен на те учебные
дисциплины, которые необходимы для успешного поступления и обучения в
конкретном ВУЗе.

Уже с 9-го или 10-го класса некоторые профильные предметы у
лицеистов ведут преподаватели ВУЗов. И часто по договору между лицеем и ВУЗом
выпускники данного образовательного учреждения могут быть зачислены сразу же на
2-й курс этого ВУЗа

Предлагаю обратить внимание на те положительные стороны
лицея, которые так привлекают внимание многих родителей:

  1. В лицее даются углублённые знания, заточенные под
    поступление в конкретный ВУЗ. И есть возможность поступить в данный ВУЗ на
    привелегированных правах.
  2. Дети в лицеях очень замотивированы на обучение и получение качественной базы знаний. Те кто учиться не хочет, как правило, долго в лицее не задерживаются. 
  3. Преподавательский состав имеет только высшую квалификационную категорию и большой опыт работы по своему предмету.
  4. Лицеи на 100% укомплектованы и не испытывают трудностей с педагогическими кадрами. Педагоги здесь не сильно перегружены и могут больше времени уделять индивидуальной работе с учениками.

Однако, стоит внести ложку дёгтя и в
лицейское образование. Поскольку нет идеальных условий в образовательной среде
даже в этом элитном заведении. В лицее всегда идёт гонка учителей и руководства
за высокими показателями учебного заведения. От этого зависит финансирование
лицея.

 И поэтому здесь дети часто испытывают
внутреннее напряжение (боятся совершить ошибку или что-то не смочь, не успеть),
испытывают прессинг со стороны учителей по поводу их учебной деятельности на
протяжении всего учебного года.

В лицеях
никто никого не натаскивает и дополнительно не занимается. Если ученик не
справляется с программой, то родители либо нанимают репетиторов, либо переводят
ребёнка в общеобразовательную школу. Таким образом, чтобы не потерять «место
под солнцем» практически все дети к 9-у, 10-у классу занимаются с репетиторами.

В большинстве лицеев при поступлении необходимо заплатить
вступительный денежный взнос (в нашем городе он варьируется от 25 до 50 тысяч
рублей). А далее родители ежемесячно платят в попечительский совет школы (и суммы
намного выше, нежели в общеобразовательных школах).

Ученики лицеев сильно перегружены учёбой и у них практически
не остаётся времени на дополнительные кружки, секции, просто дружеские встречи
и отдых. Не факт, что к окончанию 10, 11-го класса ваш ребёнок захочет
поступать именно в тот ВУЗ, с которым заключён договор у лицея и к которому
ребёнка готовили. И тогда все годы обучения в лицее пойдут коту под хвост.

Немного о цели статьи

Долго думала, как лучше донести до вас цель этой статьи, как доступнее объяснить чем отличается гимназия от школы. Потом просто решила рассказать все подводные камни, плюсы и минусы, на примере двух российских учреждений – Кратовской школы № 28 http://ramsch28.edumsko.ru/ и Раменской гимназии http://ramgim.edumsko.ru/, в которых учатся мои дети.

Поэтому, конечно есть исключения, и школы бывают ужасные, и многие гимназии или лицеи существуют «для детей», а не для собственного престижа.

Постоянные читатели моего блога знают, что живу я в небольшом дачном поселке Московской области – Кратово. Это не Москва, выбор школ невелик. Здесь их всего три, многие жители возят детей в ближайшие города, Раменское и Жуковский.

Я этим вопросом тогда не заморачивалась, считая, что начальная школа должна быть рядом. Но настал момент, и я поменяла свои взгляды, приняла решение, о котором жалею до сих пор.

Скорее всего, попадись мне подобная статья раньше, я не допустила бы такой ошибки. Но история не имеет сослагательного наклонения, поэтому считаю своим долгом поделиться опытом с родителями, у которых данная проблема еще впереди.

Выводы сайт

  1. В лицее собственная программа обучения наряду с общепринятой, а в школе строго государственная.
  2. Лицейское образование углубленное, поскольку готовит непосредственно к поступлению ВУЗ, а в школе этого нет.
  3. В лицее педагогический состав сильнее, а в школе, даже если есть сильные учителя, их часто «переманивают» в другие места.
  4. Лицей ориентирован на определенную специализацию, а школы могут предлагать только углубленное изучение одного или нескольких предметов.
  5. Нагрузка на учеников в лицее больше, а в школе меньше.
  6. Отбор в лицей идет чаще всего среди старшеклассников, а в школу принимают всех с первого класса.
  7. В лицее «парная» система преподавания предметов, а в школе строго 45 минут на 1 урок.

Их немного, но они довольно существенные.

Все учащиеся гимназии сдают экзамены после четвертого класса. В пятый класс зачисляются только те, кто успешно прошел испытания. Любой экзамен — это стресс для ребенка, в таком возрасте организм еще не готов к подобным нагрузкам. Особенно если ученику грозит «загреметь» в обычную школу. Чем, возможно, ребенка пугали учителя и родители на протяжении четырех лет обучения в гимназии.

Источник фото: pixabay.com

Не секрет, что любое учебное заведение старается «держать марку», сохранять высокие показатели успеваемости учащихся, ведь это автоматически повышает рейтинг в глазах окружающих и родителей в первую очередь. А нагрузка в гимназии велика. Если ребенок не справляется, у него могут возникнуть проблемы с самооценкой, не без помощи одноклассников и даже учителей. А в самых худших случаях, ребенка могут убедить бросить гимназию и перейти в обычную школу. Чтобы не «позорил» родную гимназию!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector