Вузы по специальности химические технологии , специальности, стоимость обучения, отзывы, проходной балл егэ 2021
Содержание:
- Академические журналы
- Лучшие технические вузы в регионах
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
- Уфимский государственный авиационный технический университет
- Методология составления рейтингов лучших вузов России в естественно-математической и инженерно-технической сферах
- Стратегии обучения
- Топ вузов, куда рекомендуют поступать с химией
- Недостатки профессии химик
- Востребованность специалистов и карьерные перспективы
- Правила приема
- Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия
- Химия при поступлении в медицинский вуз
- Академические журналы
- Кто такой химик
- Топ-5 технических вузов в регионах
- Какими личностными качествами должен обладать химик
Академические журналы
Несколько журналов публикуют статьи, связанные с химическим образованием. Некоторые журналы посвящены конкретным уровням образования (школы или университеты), в то время как другие охватывают все уровни образования. Журнальные статьи варьируются от отчетов об аудиторной и лабораторной практике до образовательных исследований.
- опубликованКоролевским австралийским химическим институтом. Охватывает как школьное, так и университетское образование.
- Журнал химического образования (CEJ): охватывает все области химического образования.
- Исследования и практика химического образования (CERP):ИзданоКоролевским химическим обществом(RSC). Публикует теоретические перспективы, обзоры литературы и эмпирические статьи, включая систематические оценки инновационной практики.
- Образование в области химии (EiC):ИзданоКоролевским химическим обществом. Охватывает все области химического образования. (EiC — это образовательный журнал RSC, а CERP — это рецензируемый исследовательский журнал).
- Основы химии (FOCH):ИзданоSpringer. Охватывает философские и исторические аспекты химического образования.
- Журнал химического образования :публикуется отделом химического образования Американского химического общества. Охватывает как школьное, так и университетское образование.
- The Chemical Educator :издаетсяSpringer-Verlagс 1996 по 2002 год. Охватывает все области химического образования.
- Список научных журналов по химии
Исследования в области химического образования также публикуются в журналах, посвященных более широкой области естественнонаучного образования .
Лучшие технические вузы в регионах
В регионах есть свои вузы, которые ничуть не уступают столичным по качеству образования и востребованности студентов. Вот самые интересные.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Этот университет считается одним из самых передовых региональных вузов РФ. Здесь готовят специалистов в строительстве, энерготехническом машиностроении, проектировании ракетных двигателей, техносферной безопасности, нанотехнологиях.
Есть программы бакалавриата и магистратуры. Если в результате большого конкурса (6-8 человек на место) не удалось пройти на бюджет, подавайте документы на коммерцию.
Технические кадры из этого вуза пользуются большим спросом на рынке труда.
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
На нескольких факультетах НГУ есть факультеты по подготовке специалистов по информационным технологиям, физике, прикладной математике.
Есть программы бакалавриата и магистратуры. Если не набрали необходимый проходной балл (233-253), подавайте документы на коммерцию.
Казанский (Приволжский) федеральный университет
У этого престижнейшего университета двухсотлетняя история. Сегодня отсюда выпускают специалистов в сфере информатики, автоматизации производственных процессов, машиностроения, робототехники, программной инженерии, нанотехнологий и других инженерных специальностей.
Проходной балл тут пониже – 162-205. Есть программы бакалавриата и магистратуры.
Зато существенный плюс сюда поступить – международные стажировки, которые университет помогает найти своим студентам с целью поиска работу в ближайшем будущем.
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Это один из самых значимых сибирских вузов, где дают отменное образование в области радиоэлектроники, информатики, фотоники, электроники, оптоинформатики.
Есть программы бакалавриата и магистратуры. Для поступления на бюджет нужно заработать баллы в рамках 172-216 (в зависимости от специальности). Непрошедшие на бесплатное обучение могут подавать документы на платное.
ТУСУР тоже не кидает своих студентов на произвол судьбы. Выпускники пользуются помощью местного бизнес-инкубатора – одного из первых в РФ студенческого сервиса, дающего старт молодым предпринимателям.
Уфимский государственный авиационный технический университет
Этот университет в Башкортостане предлагает студентам обучение на 38 специальностях. Здесь есть не только бакалавриат, но и 36 магистерских программ. Можно получить образование по направлению прикладная математика, информатика, электроника, энергетика, наноэлектроника, робототехника, машиностроение.
Кроме того, здесь есть собственная биржа труда, в которой выпускники могут начать искать карьерные возможности. К счастью, высокий уровень университета и знаний, которое тут дают, позволяют выпускникам в минимальные сроки определиться с работой.
Технические специальности дают возможность стать узкоспециализированным специалистом на рынке труда. А ведь именно они так ценятся у работодателей. Так что поступая в технические вузы, а уж тем более лучшие технические вузы РФ, вы обрекаете себя на успех. Главное – поступив сюда, не напортачить с учебой. Впрочем, у вас для этого под рукой всегда есть надежный помощник – студенческий сервис, который поможет справиться с любой задачей.
Методология составления рейтингов лучших вузов России в естественно-математической и инженерно-технической сферах
Разработка методологии рейтингов производилась с учетом экспертных мнений представителей академического и научного сообщества. По итогам проведенных консультаций с представителями Экспертного совета рейтингов RAEX сформированы методологические подходы к составлению рейтингов и определены коды укрупненных групп направлений подготовки высшего образования, по которым надлежит производить оценку университетов.
При оценке контингента студентов решено рассматривать учащихся по следующим укрупненным направлениям:
Для рейтинга вузов в естественно-математической сфере:
01 – Математика и механика;
02 – Компьютерные и информационные науки;
03 – Физика и астрономия;
04 – Химия;
05 – Науки о Земле;
06 – Биологические науки.
Для рейтинга вузов в инженерно-технической сфере:
08 – Техника и технологии строительства;
09 – Информатика и вычислительная техника;
10 – Информационная безопасность;
11 – Электроника, радиотехника и системы связи;
12 – Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;
13 – Электро- и теплоэнергетика;
14 – Ядерная энергетика и технологии;
15 – Машиностроение;
16 – Физико-технические науки и технологии;
17 – Оружие и система вооружения;
18 – Химические технологии;
19 – Промышленная экология и биотехнологии;
20 – Техносферная безопасность и природообустройство;
21 – Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;
22 – Технология материалов;
23 – Техника и технологии наземного транспорта;
24 – Авиационная и ракетно-космическая техника;
25 – Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники;
26 – Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;
27 – Управление в технических системах;
28 – Нанотехнологии и наноматериалы;
29 – Технологии легкой промышленности.
При этом ряд показателей рейтинга характеризуют общий уровень научно-исследовательской и образовательной деятельности вуза в оцениваемой рейтингом области (естественно-математические науки или инженерно-техническая сфера) и не ограничиваются напрямую связанными с этими областями подразделениями, а применимы ко всему вузу в целом. Это, в частности, относится к научным публикациям (не имеет значения, в каком подразделении вуза работает автор публикации), к количеству патентов в этой сфере (не имеет значения, какое подразделение занималось разработкой изобретения, полезной модели, промышленного образца и т.д.), к количеству побед в международных студенческих олимпиадах, количеству открытых онлайн-курсов соответствующей тематики на общедоступных платформах.
Формирование шорт-листа участников
В шорт-лист рейтингов было включено 209 вузов России, соответствующих хотя бы одному из следующих критериев отбора:
- суммарный набор на бюджет на естественно-математические направления составляет не менее 50 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на естественно-математические направления не ниже 55;
- суммарный набор на бюджет на естественно-математические направления составляет не менее 20 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на естественно-математические направления не ниже 73.
- суммарный набор на бюджет на инженерно-технические направления составляет не менее 250 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на инженерно-технические направления не ниже 55;
- суммарный набор на бюджет на инженерно-технические направления составляет не менее 50 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на инженерно-технические направления не ниже 73.
После завершения анкетирования вузов, проходившего с 14 января по 19 февраля 2021 года, шорт-лист был скорректирован, а именно: были исключены вузы, масштабы подготовки в которых по рассматриваемым направлениям признаны несущественными (менее 100 обучающихся очной формы на всех курсах бакалавриата и специалитета).
Стратегии обучения
Самый распространенный метод обучения химии — лекция с лабораторной составляющей. К концу XIX века лабораторные курсы стали центральной частью учебной программы по химии. Немецкий ученый играет важную роль в переходе от модели лекции с демонстрациями к модели, включающей лабораторный компонент. Либих был одним из первых химиков, открывших лабораторию, и его методология получила широкое распространение в Соединенных Штатах благодаря усилиям Эбена Хорсфорда и Чарльза В. Элиота . После работы в лаборатории Либиха Хорсфорд вернулся в Соединенные Штаты и помог основать научную школу Лоуренса в Гарвардском университете . Школа была разработана по методике Либиха и открыла первый лабораторный курс химии. Два года спустя Чарльз В. Элиот начал работать волонтером в лаборатории. Интерес Элиота к лаборатории рос, и в конце концов он взял ее на себя. Позже Элиот был избран президентом Гарварда в 1869 году. Элиот также играл важную роль в образовании, что позволило ему повлиять на широкое распространение лабораторных методов. Сегодня Американское химическое общество по профессиональному обучению требует, чтобы студенты набрали 400 часов лабораторного опыта, помимо вводной химии, чтобы получить степень бакалавра. Точно так же Королевское химическое общество требует, чтобы студенты набрали 300 часов лабораторного опыта, чтобы получить степень бакалавра.
Однако с двадцать первого века роль лабораторных курсов в программе обучения химии подвергалась сомнению в крупных журналах. Главный аргумент против лабораторных курсов заключается в том, что существует мало доказательств их влияния на обучение студентов. Исследователи задают такие вопросы, как «почему у нас есть лабораторные работы в учебной программе? Что особенного в лабораторных работах, чего нельзя встретить в другом месте учебной программы?» Исследователи требуют доказательств того, что вложение пространства, времени и ресурсов в химические лаборатории дает ценность для обучения студентов.
Топ вузов, куда рекомендуют поступать с химией
Профильные направления по химии представлены не только в столичных, но и региональных вузах.
Итак, поехали!
РУДН
Студенты приходят поступать сюда с химией на следующие специальности:
- современные физико-химические методы исследования металлоорганических и неорганических веществ на основе синхротронного излучения;
- химия инновационных лекарственных препаратов;
- нанокатализаторы химических реакций. Химия нефти;
- анализ биологической активности органических и комплексных соединений.
Для поступления на бюджет необходимо набрать 240 баллов, на платный – 163.
СПбГУ
Здесь с химией только один факультет, для обучения на бюджете которого потребуется 260 баллов, на коммерческом отделении – 232.
Новосибирский государственный университет
Здесь богатый выбор специальностей:
- аналитическая химия;
- биоорганическая химия,
- органическая химия,
- неорганическая химия,
- катализ,
- физическая химия,
- химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность,
- химия твердого тела.
Чтобы учиться на бесплатном, придется набрать 236 баллов. Для поступления на платной основе набрать нужно на 36 баллов меньше.
Южно-Уральский государственный университет
И здесь единственная специализация. Для поступления на бюджет запаситесь 185 баллами. Для обучения на коммерческой основе необходимо 119 баллов.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Заработав 175 баллов, можно поступить на бесплатное отделение. На 25 баллов меньше, если решите довольствоваться платным.
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Здесь есть 2 специальности: «Медицинская и фармацевтическая химия» и «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность». Чтобы их изучать на бюджете, наберите 189 баллов.
Перед теми, кто выбирает специальности, связанные с химией, встают большие карьерные перспективы
Недостатки профессии химик
Главный недостаток в работе химика – взаимодействие с опасными веществами. Нельзя полностью исключать вероятность несчастного случая в лаборатории – всегда присутствует риск, что во время эксперимента химическая реакция выйдет из-под контроля. Плохо закончиться может и банальная халатность, и небрежное обращение с химикатами.
Поскольку работа с опасными/вредными веществами предполагает высокий уровень ответственности, рано или поздно специалист начинает испытывать психологический дискомфорт. Ну и нельзя забывать о том, что вредные вещества также оказывают негативное воздействие на здоровье химика.
Востребованность специалистов и карьерные перспективы
Выпускники специальностей, связанных с химией, работают в проектных и промышленных предприятиях, научно-исследовательских институтах. Могут заниматься как научной, так и прикладной деятельностью в косметической, химической, добывающей, перерабатывающей, тяжелой промышленности. Большинство программ, связанных с общей химией, включают курс педагогики и психологии, поэтому по окончании обучения можно работать преподавателем химии в школе и внешкольных детских и подростковых образовательных учреждениях, вузах и колледжах.
Химик-технолог
Технологи необходимы на предприятиях тяжелой и легкой промышленности. Они контролируют процессы производства и качество продукции, занимаются внедрением новых методов и технологий. В зависимости от специализации предприятия, нужны технологи «косметологи», «пищевики», «металловеды» и прочие.
Химик-эколог
Эти специалисты трудятся на промышленных предприятиях, контролируя влияние производственных процессов на окружающую среду. Также могут работать в санэпидстанции или сертификационных лабораториях.
Биохимик
Специалисты-биохимики изучают процессы, происходящие в живых организмах. Участвуют в исследовательских программах, тестировании препаратов. Работают в исследовательских центрах, также требуются в сельском хозяйстве и в пищевой промышленности.
Архитектор живых систем
Это одна из профессий будущего, сочетающая работу эколога, химика, биотехнолога. Она занимается проектированием замкнутых систем.
Токсиколог
Токсикология – это раздел химии, занимающийся изучением токсических веществ. Специалисты-токсикологи занимаются научной, лабораторной работой, требуются в криминалистике.
Получив профессию, связанную с химией, специалист может выбрать область деятельности:
- научная работа;
- преподавательская деятельность;
- работа на предприятиях (обычно, технологом или лаборантом).
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Правила приема
Каких-либо особых правил в отношении поступления в химические институты России нет (за исключением медицинских противопоказаний, о которых речь шла выше). Причем это ограничение весьма условно, так как многие вузы не требуют от своих абитуриентов особого врачебного освидетельствования, кроме стандартной справки 086/у. Но дальнейшая работа по специальности при наличии проблем со здоровьем будет практически невозможна.
Первое, с чего следует начать поступление, это выбрать те предметы ЕГЭ, которые требуются в намеченном вузе. Как правило, в число этих дисциплин входят:
- обязательный русский язык;
- математика профильного уровня сложности;
- ну и, конечно, химия.
МГУ и СПбГУ проводят дополнительные вступительные испытания по профилю подготовки. Если стоит задача поступить именно на бюджет, то для повышения шансов на успех следует подавать заявки сразу по нескольким направлениям в стенах одного учебного заведения (их по закону об образовании можно выбрать не более трех).
В стандартный пакет документов абитуриента входят:
- Заявление о приеме.
- Анкета (иногда она совмещается на одном бланке с заявлением).
- Удостоверение личности (копия).
- Диплом об образовании (оригинал плюс копия).
- Сведения о результатах ЕГЭ.
- Документально подтвержденные данные о персональных достижениях.
- Согласие на обработку личной информации о поступающем.
- Фотографии.
Список может быть дополнен, требования нужно уточнять в приемных комиссиях.
Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия
Академия активно развивается в направлении компьютерных технологий, в частности метода in silico (компьютерное моделирование), биомоделирования и компьютерного конструирования лекарств. А также сотрудничает со странами Балтийского моря в г. Турку (Финляндия).
Город: Санкт-Петербург
Направления: Физико-химические методы анализа в производстве и контроле качества лекарственных средств, Синтез и анализ органических соединений
ЕГЭ: математика, русский, химия, биология.
Проходной балл: от 147 (платное).
Профессии: менеджер по продажам химических реактивов и оборудования.
Химия при поступлении в медицинский вуз
Для абитуриентов, подавших документы в медицинский вуз, химия – профилирующий предмет, по которому придется пройти вступительное испытание. Во многих университетах есть требования по минимальным результатам ЕГЭ, минимум 50 баллов.
Решение врачом/химиком/фармацевтом созрело давно? Нужно подумать о поступлении заранее – участвовать в олимпиадах, проходить подготовительные курсы. Это даст дополнительное преимущество при подаче документов и поможет на экзаменах.
Чем престижнее вуз, тем сложнее в него поступить. Те, кто выбирает университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска или Курска должны быть готовы к большому конкурсу. Сибирские «вышки» в Томске или Хабаровске отличаются высоким уровнем преподавания, но из-за территориальной удаленности поступить в них проще.
Академические журналы
Есть много журналов, в которых можно найти или опубликовать статьи по химическому образованию. Исторически тираж многих из этих журналов ограничивался страной публикации. Некоторые концентрируются на химии на разных уровнях образования (школы или университеты), тогда как другие охватывают все уровни образования. В большинстве этих журналов публикуются различные статьи, от отчетов об аудиторных и лабораторных занятиях до образовательных исследований.
- : Опубликовано Королевский австралийский химический институт и охватывает как школьное, так и университетское образование.
- Химическое образование, исследования и практика (CERP): опубликовано Королевское химическое общество (RSC) CERP публикует исследования, касающиеся всех аспектов химического образования. CERP публикует теоретические взгляды, обзоры литературы и эмпирические статьи, включая систематические оценки инновационной практики.
- Образование в области химии (EiC): опубликовано Королевское химическое общество с охватом всех направлений химического образования. EiC — это образовательный журнал RSC, а CERP — это рецензируемый исследовательский журнал.
- Основы химии (FOCH): Издатель Springer с освещением философских и исторических аспектов химического образования.
- Журнал химического образования: Опубликовано Отделом химического образования Американское химическое общество и охватывает как школьное, так и университетское образование. Основан в 1924 году.
- Химический педагог: Охват всех направлений химического образования.
- Список научных журналов по химии
Многие исследования в области химического образования также публикуются в журналах, посвященных более широкой области естественнонаучного образования.
Кто такой химик
Химик – это квалифицированный специалист, который изучает химические вещества и соединения, их свойства и особенности реакций. По сути, химиком можно назвать любого специалиста, который работает с химическими веществами – это может быть ученый, рабочий на химическом производстве, лаборант химического факультета или преподаватель химии в школе.
Единого мнения по поводу происхождения термина «химия» не существует. Однако точно известно, что впервые его употребил греческий алхимик Зосима Панополитанский в V веке нашей эры, используя его в смысле «наливание», «настаивание». Кстати, по официальной версии развиваться эта наука начала около пяти тысяч лет назад в Египте и Междуречье. Однако скорее всего первые химические опыты проводились еще на заре развития человечества (например, горение и кипячение).
Примечательно, что в Средневековье алхимики приравнивались к колдунам и жестоко преследовались инквизицией. И только в 17 веке общество признало химию, как науку в результате чего появились химики-ученые.
Современный химик производит химический анализ состава веществ, изучает их свойства, дает прогноз использования, синтезирует новые продукты, налаживает технологический процесс, контролирует соблюдение технологии и выполняет множество других задач. Что именно представляют из себя эти задачи, зависит от специализации химика. Наиболее распространенными специализациями являются:
- химик-инженер – контролирует качество сырья, которое изготавливается, и проводит анализ вспомогательных составляющих. В его задачи также входит работа над методиками производства, контроль химических процессов и заполнение документации;
- химик-лаборант – производит анализ веществ на химическом и физико-химическом уровнях: он устанавливает их химический состав и физико-химические свойства, вычисляет соотношение элементов и соединений, содержащихся в исследуемых образцах. Данные процедуры позволяют контролировать соответствие сырья и готовой продукции производственным нормативам;
- химик-технолог – разрабатывает новые и совершенствует действующие технологии, внедряет их в производство и производит контроль образцов продукции. В его обязанности также входит создание составов с заданными свойствами, расчет требуемого количества сырья, энергии и прочих материалов, анализ отходов и выбор оптимального варианта утилизации. При наличии брака технолог устанавливает его причины и ищет способ устранения проблемы. Современному химику-технологу полезно уметь работать с поставщиками, разбираться в экономике и ориентироваться на рынке химии – все это поможет продвинуться по карьерной лестнице и занять руководящую должность;
- биохимик – исследует протекание химических процессов в живых организмах, изучает и анализирует их реакции на лекарственные препараты и аллергены, в агрохимии занимается исследованиями по повышению урожайности сортов и так далее;
- химик-эколог – на предприятиях производит экологический контроль, устанавливает ограничения на природопользование, занимается разработкой нормативов безопасного воздействия на среду, производит инвентаризацию объектов, загрязняющих атмосферу, испытывает установки пылегазоочистки и системы переработки, проводит химическую экспертизу воды, продукции и сырья, ведет документацию.
Нельзя также не упомянуть о таких специализациях, как биофармахимик, химик-исследователь, радиохимик и фармацевт. Подчеркнем, что должностные обязанности специалиста напрямую зависят от места работы.
Топ-5 технических вузов в регионах
Региональные вузы по качеству образования и востребованности среди абитуриентов не уступают лучшим столичным заведениям.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет.
Один из ведущих региональных вузов России. Готовит кадры в области строительства, энергетического машиностроения, проектирования ракетных двигателей, нанотехнологий, техносферной безопасности. Обучение ведется по программам бакалавриата, магистратуры. Конкурс большой – от 6 до 8 человек на место. Не поступившие на бюджет могут подать документы на коммерческое отделение.
Выпускники ПНИПУ, как технические кадры, востребованы на трудовом рынке. Проявив немного настойчивости, молодой специалист быстро найдет походящее место.
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.
В составе НГУ есть несколько факультетов, готовящих специалистов по направлениям информационных технологий, физики, прикладной математики. Обучение идет по программам бакалавриата, магистратуры. Есть возможность поступления на коммерческой основе. Конкурс серьезный, проходной балл на технические специальности 233–253.
Университет славится высокими стандартами обучения, поэтому молодой специалист с дипломом НГУ не останется без работы.
Один из старейших российских университетов с двухсотлетней историей готовит специалистов в области информатики, машиностроения, автоматизации производственных процессов, робототехники, программной инженерии, нанотехнологий и других инженерных направлений. Проходные баллы – от 162 до 205. Поступить в бакалавриат или магистратуру можно на бюджетной или платной основе.
Университет организовывает для студентов зарубежные стажировки, помогает в поиске работы.
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
Один из лучших сибирских вузов дает образование в области информатики, радиотехники, электроники, фотоники и оптоинформатики. Обучение проводится по программам бакалавриата и магистратуры. Для поступления на очное отделение на бюджетной основе установлены проходные баллы от 172 до 216 (в зависимости от факультета). Есть платное отделение.
ТУСУР – престижное учебное заведение, которое помогает своим студентам определиться с дальнейшей карьерой. В вузе работает один из первых в России студенческих бизнес-инкубаторов, который дает старт молодым предпринимателям.
Уфимский государственный авиационный технический университет
Крупнейший университет Башкортостана предлагает 38 направлений подготовки по программам бакалавриата, 36 магистерских специализаций. Среди них прикладная математика, информатика и вычислительная техника, электроника и наноэлектроника, энергетика, машиностроение, робототехника.
Университет имеет электронную биржу труда для выпускников. Диплом УГАТУ котируется высоко, поэтому у молодых специалистов не возникает проблем с поиском работы.
Какими личностными качествами должен обладать химик
Без искреннего интереса к химии добиться успеха данной области практически невозможно. Для качественного выполнения работы химику необходимо наличие таких личностных качеств, как:
- внимательность,
- ответственность,
- аналитический ум,
- способность к систематизации,
- усидчивость,
- умение фокусироваться на задаче и долгое время заниматься одним делом, удерживая концентрацию.
Также для специалиста химической отрасли важны хорошая память, чуткое обоняние, острое зрение, развитая мелкая моторика рук, аккуратность и собранность.
Нельзя не отметить, что любознательность и желание овладеть новыми знаниями позволяют специалисту не только постоянно совершенствоваться, но и находить новые решения рабочих задач, что по-настоящему ценно в этой сфере.