Как стать ди-джеем на радио? часть 1. кандидатский минимум
Содержание:
- Миф 3 Радиоведущие много зарабатывают
- Перечень навыков и умений
- Как попасть на радио? Из практики радиоведущих
- Какие есть должности
- Принцип работы радио
- Проведите анализ рынка
- Какие требования предъявляют к кандидатам
- Кто размещает: имиджевая и функциональная реклама
- Радио VS Телевидение. Что сложнее?
- Рамки формата
- Какие требования предъявляют к кандидатам
- Просмотр и обсуждение фильма «Комиссар» в Еврейском музее и центре толерантности
- Как устроиться работать на радио
- Как устроиться на радио
- Популярность не порок
- Прибыли коллег в регионах России
- Подбор сотрудников
- Что нужно, чтобы стать радиоведущим
- «Денег мы на этом не зарабатываем»
Миф 3 Радиоведущие много зарабатывают
Оплата смен, как правило, почасовая, и на начальном этапе будет приносить совсем небольшие деньги. При этом, график работы большинства радиоведущих позволяет искать подработки, и почти никто из диджеев не работает исключительно на радио.
Более того, прожить на зарплату только от радиостанции порой бывает очень трудно — даже путь «звездных» ведущих начинался с долгой работы над собой и не самой высокой зарплаты. Например, в 2008 году работа на региональной станции-ретрансляторе могла оцениваться всего в 1200 рублей в месяц.
Сейчас работа, например, новостника на столичной радиостанции оценивается в 40 000 — 60 000 рублей, в зависимости от степени загруженности и финансовых возможностей станции. Для столицы это тоже не самая высокая зарплата. Но при этом надо помнить о нестабильном графике и работе до поздней ночи, ведь многие из ведущих практически «живут» на своих станциях.
Перечень навыков и умений
Специальное образование в данном случае не потребуется. Хотя профессия, пересекающаяся с выбранной, вполне может пригодиться в любое время
Самое важное, без чего не обойтись, — это без хорошо поставленной дикции. Тем, для кого она является природным даром, можно вздохнуть спокойно
Остальным же, чтобы достигнуть приемлемого уровня, придется заняться специальными упражнениями.
Побеспокойтесь об устранении каких-либо голосовых тиков и нарушений. Позаботьтесь о выработке голоса, который бы привлек как можно больше слушателей.
Помимо сказанного, радиоведущий – это обязательно интересная личность. Не каждому дано вызвать интерес слушателя, увлечь его. Если вы стремитесь стать профессионалом, качественно выполняющим свою работу, то ваше мировоззрение должно быть широким, манера общения приятной. Также вы должны обладать умением правильно строить свою речь.
Будьте готовы к тому, что при возникновении затруднительного положения не обойтись без умения быстро в нем ориентироваться. Эфир не терпит пустот, неловких моментов и ситуаций.
Как попасть на радио? Из практики радиоведущих
Из опыта тех же популярных радиоведущих выходит, что для того, чтобы стать радиоведущим:
- не обязательно иметь специальное образование. Более того, нет даже такого учебного заведения со специальностью «радиоведущий». Но образование, полученное на факультете журналистики в университете либо окончив институт телевидения, дает возможность быстрей освоить секреты профессии радиоведущего;
- важным, но не определяющим требованием для радиоведущего является дикция, данная человеку от природы или исправленная специалистами-логопедами;
- наиболее важным требованием для профессии радиоведущего является то, что он сам, как личность должен быть интересным и доброжелательным человеком, чтобы приятной манерой общения, искренностью, широким мировоззрением, умением грамотно и предельно доходчиво излагать свои мысли он был способен увлечь и заинтересовать как можно большее число слушателей;
- еще одним качеством, которым непременно должен обладать ведущий на радио – это быстро реагировать на различные ситуации в эфире, где не должно быть пустого молчания и, грубо говоря, неловкого мычания. Способность быстро находить решения и адекватно выходить из любого создавшего в эфире положения – также одно из самых ценных качеств радиоведущего.
Многие знаменитые радиоведущие отнюдь не сразу попали в эфиры программ радиостанций, которым в тот момент не нужны были ди-джеи, и не было вакансий радиоведущих погоды или новостей. Они делали, так называемый «ход конем» и начинали работу на радио в штате рекламных менеджеров, трафик – менеджеров, в качестве редакторов новостных программ. Поэтому они настоятельно рекомендуют не отказываться от возможности попасть на ту или иную станцию радиовещания только из-за того, что нет вакансий для работы непосредственно в эфире.
Какие есть должности
Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:
- выпускающий редактор;
- радиоведущий;
- корреспондент;
- журналист;
- звукорежиссер;
- техник.
Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.
Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:
- МГУ;
- СПбГУ;
- МГУ Культуры и Искусств;
- СПбГУ Культуры и Искусств;
- государственные театральные институты;
- вузы, где преподают звукорежиссуру.
Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.
Дело в том, что на любой радиостанции помимо постоянных, штатных работников существуют также авторы. Как правило, их круг значительно шире, чем штатный. Это профессионалы, которые участвуют в передачах и радиопроектах лишь эпизодически. Обычно радиостанция не является для авторов основным местом работы. Каждый автор обладает экспертными знаниями в своей профессиональной области, которая входит в культурный, музыкальный или иной контекст вещания радиостанции. Будучи в своей сфере первоклассным специалистом, он создает рейтинговую, узнаваемую передачу на радио.
Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной
Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта
Принцип работы радио
Радио – это первая беспроводная связь. Носителем сигнала являются радиоволны, распространяющиеся в пространстве. Это невероятно простое устройство, которые используется в разных ситуациях. Например, радио-няня – маленький аппарат в детской комнате принимает звук и передает его родителям, находящимся в другом помещении. По такой связи можно отправлять не только звуковые сигналы, но и изображения на огромные расстояния.
У термина «радио» есть несколько значений. Во-первых – само устройство, для приема звуковых передач. Во-вторых – область науки или техники, которые занимаются изучением передачи и приема радиоволн.
Впервые, в радиоприемнике, изобретенном А. Поповым для Российского военно-морского флота, был применен когерер – прибор, чувствительный к электромагнитным волнам. Один вывод когерера был заземлен, другой, присоединен к проволоке и высоко поднят.
Схема радио Попова
Устройство первого радиоприемника А. Попова имеет следующие детали:
- электромагнитное реле;
- батарея (источник постоянного тока);
- антенный провод;
- когерер;
- молоточек звонка;
- чашечка звонка;
- электромагнит звонка.
Принцип работы таков:
1) Высокочастотные колебания формируются в радиопередатчике – это несущий сигнал или несущая частота, на которую накладывается информация и происходит модуляция с помощью электрических колебаний низкой частоты. Антенна передает в эфир радиоволны (модулированный сигнал).
2) Приемная антенна находит модулированные сигналы и отправляет в радиоприемник.
3) Детектор в приемнике выделяет полезный сигнал нужной несущей частоты из множества радиосигналов от разных радиопередатчиков.
Проведите анализ рынка
Исследования на предмет наличия действующих радиостанций и ключевых интересов потенциальных слушателей помогают определиться с тематическим направлением, чтобы исключить прямую конкуренцию и завоевать внимание большей части населения города. Этот анализ будет не трудно провести, поскольку информация находится в свободном доступе. Работа с компаниями, которые могут быть заинтересованы в радиорекламе, станет несколько сложнее
Работа с компаниями, которые могут быть заинтересованы в радиорекламе, станет несколько сложнее.
На основании результатов указанных исследований будут получены ориентировочные суммы первоначальных затрат и планируемых доходов. Рассчитав чистую прибыль с учетом текущих расходов, можно определить рентабельность и срок окупаемости проекта.
Какие требования предъявляют к кандидатам
В числе главных и неоспоримых требований к претендентам на роль диджея на радиостанции – хорошо поставленная речь, смекалка и умение работать с техникой. Остановимся на каждом варианте подробно.
Если имеются проблемы с дикцией и грамотностью речи, то, в первую очередь, следует записаться на курсы ораторского мастерства, где специалисты помогут научиться красноречию и умению себя подать.
Весомым бонусом будет умение пользоваться звукообрабатывающими и звукозаписывающими программами, профессиональной аппаратурой.
Личные качества:
- грамотная речь;
- быстрая реакция;
- эрудированность;
- остроумие;
- позитивный настрой.
Кто размещает: имиджевая и функциональная реклама
Функциональная реклама — реклама, которая описывает товар, его преимущества и уникальность. Функциональную рекламу размещают на радио товары массового потребления, которые можно купить в каждом районе: продуктовые магазины, сетевые рестораны, сотовые операторы. Это объясняется тем, что на радио сложно (но можно!) определить портрет целевой аудитории и невозможно геопозицию слушателя. Это вид обычной рекламы, цель которой продать и рассказать о специальных предложениях.
У имиджевой рекламы другая цель — сделать ваш продукт желанным для покупателя, построить тот образ компании, который вы хотите. Имиджевая реклама обычно выходит за рамки характеристик продукта, затрагивает те ценности целевой аудитории, которые важны для нее сами по себе:
свобода, престиж, безопасность, удобство;
«Corolla. Чувство свободы.Твой мир — твоя Corolla»
Jaguar: «Grace, space, pace – элегантность, простор и выносливость»
«Рокетбанк — простой мобильный банк»
отношение к целевой аудитории — смелые женщины, деловые люди, идущие в ногу со временем;
Dunkin’ Donuts: «America Runs on Dunkin — Америка работает на Dunkin»
Линейки Apple: «Think different — думай иначе»
ситуации, в которых может использоваться продукт — собеседование, свидание, переезд.
Добавляя эмоции и личное отношение к бренду увеличивается его воспринимаемая ценность. Это ключевой фактор при покупке или при выборе между конкурентами.
Хороший маркетинг — это, не когда покупают потому что товар стоит дешево или у бренда известное имя, а когда вы добились экономически эффективного соотношения «воспринимаемая ценность — стоимость». Именно поэтому для крупных компаний важна имиджевая реклама и один из ее основных каналов распространения — реклама на радио.
Радио VS Телевидение. Что сложнее?
На радио ты можешь приехать помятый, тебе все равно, как ты выглядишь. Твой инструмент – это голос и мозг.
На телевидении внешность очень важна. Ты должен понимать, что на тебя смотрят. Особенно, если это новости – люди ведущему должны доверять. А зрители верят тому, кто в костюме, тому кто более-менее стандартно выглядит.
На радио больше свободы. Главная моя надежда, что рано или поздно радио вернется в Запорожье. Вот я честно скажу – сам пришел бы и попросился, для себя. Один эфир в неделю брал бы и просто кайфовал.
Радио – это первая любовь. И те эмоции, что я там пережил – они до сих пор со мной.
Рамки формата
Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?
Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…
Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат». (Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)
«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?
Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт»
Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!
Какие требования предъявляют к кандидатам
В числе главных и неоспоримых требований к претендентам на роль диджея на радиостанции – хорошо поставленная речь, смекалка и умение работать с техникой. Остановимся на каждом варианте подробно.
Если имеются проблемы с дикцией и грамотностью речи, то, в первую очередь, следует записаться на курсы ораторского мастерства, где специалисты помогут научиться красноречию и умению себя подать.
Весомым бонусом будет умение пользоваться звукообрабатывающими и звукозаписывающими программами, профессиональной аппаратурой.
Личные качества:
- грамотная речь;
- быстрая реакция;
- эрудированность;
- остроумие;
- позитивный настрой.
Просмотр и обсуждение фильма «Комиссар» в Еврейском музее и центре толерантности
Дата: 15 апреля
Время: 18:00–21:00
Место: Еврейский музей и центр толерантности (улица Образцова, дом 11, строение 1а)
Возрастные ограничения: 16+
Еврейский музей и центр толерантности приглашает на показ и обсуждение фильма «Комиссар», снятого по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».
Действие картины происходит во время Гражданской войны. Героиня — комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) — привыкла к суровой военной жизни, и, казалось бы, в ней осталось мало женского. Поэтому неожиданная беременность приводит ее в ужас. Попав в семью бедного многодетного еврея Магазаника (Ролан Быков), Клавдия постепенно оттаивает. Но беспощадное время диктует свои жестокие законы.
Встреча входит в цикл «Мифы, образы, факты революции: шедевры советского историко-революционного фильма». Ее проведет Нина Дымшиц — филолог, киновед, кандидат искусствоведения, доцент ВГИКа и РГГУ, с 2008 по 2013 год — главный редактор журнала «Киноведческие записки».
Зарегистрироваться на кинопоказ можно на сайте музея.
Как устроиться работать на радио
Как устроиться на радио
В поисковике «Яндекса» каждый месяц очень много людей (до 7000) пытаются найти ответ на вопрос, как стать работником радио? Но сначала каждому не помешало бы подумать, о том, чем он может быть полезен на подобном месте работы?
Набор персонала для радиовещания может быть разнообразный. Возможно свободно место ведущего, может требуется техперсонал, есть вакансия режиссера, или менеджера по рекламе. На какую-то радиостанцию нужен диджей, другая нуждается в корреспонденте, а третья заинтересована в человеке, который может справиться со всем.
Работа на радио, это, скорее всего, творческое направление. Так что желательно, перед устройством на такую работу, провести анализ своих возможностей, а также способностей, и убедиться в том, что свою кандидатуру можно предложить потенциальному работодателю.
Ведущий прямого эфира, считается самой престижной должностью на радио, поскольку его имя и голос известны всем слушателям. Но чтобы получить такое место нужно обладать красивым тембром голоса и речь должна быть правильной.
Известные радиоведущие с легкостью могут выйти из любой ситуации, переведя все в шутку, у них, как говорится, хорошо язык подвешен. Люди, обладающие такой способность, во время отбора, имеют больше шансов получить подобную должность, и со временем приобретают популярность. Без такого качества ведущему на радио вообще делать нечего.
На радиостанцию, где вещание в основном связано с музыкой, нужны меломаны. Люди, которые прекрасно разбираются в музыке, а в случае необходимости, могут легко вступить в диалог с незнакомцем. Если же это информационно-разговорное радио, то здесь нужно уметь взять интервью, а также вести беседу в прямом эфире, составлять интересный материал новостей, а также подготавливать аналитические передачи.
Многим радиоканалам требуются корреспонденты для сбора новостей, реплик людей, и чтобы вести, с места происшествия, прямые репортажи. Тут желательно образование гуманитарного профиля, к примеру, филолога. Но порой, человек совершенно не имеющий отношения к гуманитариям становится ведущим или хорошим корреспондентом.
На бирже труда в свободном доступе подобных вакансий не встретишь, молодому специалисту ее не найти. Очень редко, в прямом эфире может прозвучать информация о наборе корреспондентов. Зачастую знакомство помогает для получения должности ведущего (кто-то ранее здесь работал и теперь рекомендует приятеля). Также после конкурса документов, которые рассматриваются по окончании собеседования.
Так что тем, у кого нет никаких связей в мире радио, лучше сразу отправлять резюме непосредственно главному редактору и постараться добиться прослушивания, проявляя упорство. Потому что приоритет для тех, кто хочет работать на радиостанции, это настойчивость и целеустремленность. Терпение здесь также играет немалую роль, необходимо выждать свое время и не упустить свой шанс.
Звукорежиссеры тоже востребованы на радио. Человек с музыкальным образованием, или обладающий великолепным слухом, может попробовать себя в этом деле. Существуют станции, где людям, с перспективой, предлагают обучение. Еще существуют курсы, где можно научиться работе звукорежиссера, по их окончании могут помочь трудоустроиться.
В поиске вакансий могут помочь кадровые агентства, центр занятости или даже сами станции. Можно просто кругом разослать свое резюме. В случае, что сейчас место занято, то есть вероятность что в будущем, резюме все же будет рассмотрено.
Проще всего устроиться менеджером по рекламе. Это всегда востребованная должность, так как любому радиоканалу нужна реклама. Так что человек с опытом продаж, коммуникабельный, способный заставить любого поверить в его правоту, имеет высокий шанс попасть в творческую среду и оценить свои возможности на подобном поприще. Такие вакансии можно найти в журналах и газетах по трудоустройству, или услышать в эфире.
Можно выучиться на журналиста, но здесь распределение не предусмотрено и поэтому не гарантируется трудоустройство. А вот при прохождении практики можно показать все свои способности и постараться произвести впечатление на возможного работодателя. Но если голос и талант отсутствуют диплом журналиста здесь вряд ли поможет.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Популярность не порок
Стоит обратить внимание и на такой аспект. Как ни странно, известность радиоведущего приветствуется, но необязательна при приеме на работу. Раскрученное имя даст возможность увеличить финансовую емкость радиоканала
Но на многих радиостанциях сознательно не создают звезд, чтобы не оплачивать дополнительно ту известность, которую диджей приобрел во время работы. Легче пригласить ужу готовую «звезду» и заключить контракт на оговоренный период, создавая каждый год новый интересный информационный продукт. Проекты для таких приглашенных ведущих пишутся отдельно, и в результате имеем интересное шоу
Раскрученное имя даст возможность увеличить финансовую емкость радиоканала. Но на многих радиостанциях сознательно не создают звезд, чтобы не оплачивать дополнительно ту известность, которую диджей приобрел во время работы. Легче пригласить ужу готовую «звезду» и заключить контракт на оговоренный период, создавая каждый год новый интересный информационный продукт. Проекты для таких приглашенных ведущих пишутся отдельно, и в результате имеем интересное шоу.
Какой денежный эквивалент работы на радио? Переходим к самому интересному:
- те, кто ведет эфир ночью, от 6 до 8 часов за смену, – 40 тыс. рублей в месяц. Иногда оплата достигает планки в 70 тысяч, но это скорее исключение;
- работающие по выходным получают столько же:
- дневной и обычный вечерний эфир оплачиваются так же, приблизительно одинаково, то есть от 50 тыс. до 80 тыс. рублей;
- утренние шоу и вечерние прайм-таймы более доходны, так как могут обогатить на 100-120 тысяч;
- приглашенные звезды получают чуточку больше – около 200 или 250 тысяч рублей, что обусловлено громким именем.
Естественно, что это расценки столицы, которые не имеют ничего общего с региональными реалиями жизни радиоведущих. Например, в Тамбове платят не более 10 000 в месяц, Самара – 15 000, в Нижнем Новгороде – 7-9 тысяч, в Воркуте не более 12 000, и даже Санкт-Петербург намного отстает от Москвы, так как зарплата там не превышает 25-35 тысяч рублей.
Вот и разрушен миф о больших гонорарах линейных радиоведущих, да и о легкости труда, пожалуй, придется позабыть. Кстати, раз уже мы разрушаем все легенды, сообщаем, что любая музыкальная композиция, которая звучит в эфире, – это не личное желание диджея, иначе бы они работали в ночных клубах и за большие деньги. Есть еще одна профессия – музыкальный редактор, – которая анализирует популярность композиции на сегодняшний день для постоянной аудитории слушателей канала, а также оценивает, насколько композиция подходит по формату.
Согласитесь, что шансон и рок несколько отличаются, но каждый стиль имеет своих приверженцев, на которых и делает ставку радиоканал. Поэтому ведущего могут даже уволить в случае, если он поставил не ту композицию из предусмотренного плей-листа, или сделал это не в указанное время. Всем правит маркетинг.
Прибыли коллег в регионах России
На успешных радиостанциях жалованье за час работы в линейном эфире составляет 400 руб. ($7).
За шоу в прайм-тайм платят 600 руб. ($11) за то же время.
При этом, независимое радио работает 4 часа в сутки.
Рейтинг заработков радиоведущих в регионах РФ (в руб.):
- Санкт-Петербург – 35000 ($625);
- Республика Башкортостан – 22000 ($393);
- Самара – 15000 ($268);
- Воркута – 12000 ($214);
- Тамбов – 10000 ($178);
- Нижний Новгород – 9000 ($161).
Диджей обязан ставить композиции согласно плей-листа, разработанного музыкальным редактором.
В разное время радио слушают любители разных стилей музыки, на это и рассчитан маркетинг радиопрограмм.
Выручка на викторинах
Заработная плата ведущего на радио ретро FM 30 – 40 тыс. руб. ($535 – 714).
Они работают три дня в неделю, включая выходные, с 11 до 16 часов.
Предлагают слушателям композиции последнего десятилетия прошлого века.
Под Новый год, радиостанция проводит викторину под названием «13 зарплата».
Суть ее заключается во внимательном прослушивании программ на ретро ФМ, начиная с 11 декабря и розыгрыше денежных призов.
Нужно звонить на радио и отвечать на вопросы.
За каждый правильный ответ – 1000 руб., максимальная сумма выигрыша – 50 тыс. руб. ($892).
В программу радиостанции ComedyRadio входят номера артистов:
- ComedyWoman;
- Наша Russia;
- Comedy Club и др.
В паузах звучат музыкальные композиции зарубежных исполнителей.
Ведущий зарабатывает 70 тыс. руб. ($1249).
Особенно хорошую прибыль они получают от выступлениях на праздниках частных лиц и корпоративах.
Как начать карьеру?
Как ни странно, но должности ведущих радиопрограмм, тоже бывают вакантными.
Конечно, это не предел мечтаний, но хорошая возможность набраться опыта для дальнейшей успешной карьеры.
Радиостанции «Восток ФМ» требуется ведущий.
Преимущество – для владеющего английским языком.
Нужен человек с креативным мышлением, умеющий работать в команде, с приятным голосом.
Зарплата по результатам собеседования.
Радио Такси FM (Москва) ищет сотрудника на место ведущего музыкального радио-шоу.
Приветствуется эрудированность в вопросах культуры и политики.
Требуется предоставление демо-записи.
Оклад 30000 руб. ($620).
Для радио Юмор FM нужен линейный ведущий.
Опыт работы – от 2-х лет, хорошая дикция, ответственность и позитивность.
Оплата труда – до 70 тыс. руб. ($1249).
Критерии оценки труда
На разных радиостанциях зарплаты начисляют по-разному.
Все зависит от нескольких факторов:
- количество слушателей;
- насыщенность рекламной продукции;
- формат программы;
- хоризма ведущего;
- опыт работы;
- эфирное время;
- известность диджея.
Нужно уметь располагать к себе людей, от которых зависит будущее.
Лояльность руководителя в этом смысле – очень полезная вещь.
Достойные заработки доступны лишь на известных радиостанциях в городах-миллионниках.
Слушатели думают, что любимый диджей начинает работу в эфире сразу после прихода на студию, но это не так.
Каждый час работы на радио требует как минимум, 1 часа подготовки.
Оклад ведущего зависит от его личных качеств:
- умение грамотно формулировать мысли;
- приятный тембр голоса;
- нестандартное мышление;
- широкий кругозор;
- оптимизм;
- остроумие;
- уравновешенность и стрессоустойчивость.
Как стать популярным?
Стать диджеем на столичном радио – задача не из простых.
«Человека с улицы» туда не возьмут.
Нужно заявить о себе, добиваясь популярности на мелких или региональных радиостанциях.
Чем выше рейтинг программы, тем достойнее заработки диджея.
Оплата труда повышается при обретении большой известности среди слушателей.
Кроме того, важно иметь специальные навыки:
- использовать в работе профессиональные компьютерные программы;
- создавать копирайт и редактировать тексты;
- вести интервью;
- разбираться в музыкальных стилях;
- уметь поддерживать разговор.
Радиостанции не стараются выращивать своих звезд, так как это требует дополнительных затрат повышения окладов, обеспечения служебным авто, улучшения условий работы.
Им выгоднее пригласить известную личность для определенного проекта на контрактной основе на 1 – 2 года.
Подбор сотрудников
Одному человеку не под силу потянуть подобное предприятие. Для своего радио с ведущими, программами и форматом необходима хотя бы небольшая команда. При этом все сотрудники должны быть очень надежными, поскольку выход в открытый эфир предполагает большую ответственность.
Также следует учитывать, что радиоведущим может быть далеко не каждый. Для этого нужна хорошая дикция, выразительный голос, всесторонняя эрудиция, быстрая реакция, умение поддержать разговор на любую тему и отличное чувство юмора.
Для небольшого радиоузла потребуется такой штат работников:
- ведущие;
- техники за пультом;
- редактор;
- настройщики оборудования;
- бухгалтер.
Для совсем маленькой радиоточки вполне хватит ведущего и технического специалиста. При этом функции ведущего может взять на себя сам предприниматель, если он обладает необходимыми качествами. Все вспомогательные работы, не относящиеся к основной деятельности, рекомендуется передать на аутсорсинг.
Что нужно, чтобы стать радиоведущим
В каждом крупном медиа-холдинге требования свои, да и мелкие региональные радиостанции иногда удивляют таким требованием, как «фотогеничная внешность». Базовые требования все-таки более адекватны, например:
- коммуникативность и языковая одаренность;
- неконфликтность и доброжелательность;
- завлекательный голос как основной инструмент в работе;
- позитив и наличие врожденной дисциплинированности;
- эрудиция и присущий ведущему креатив.
Харизматичность должна быть настолько сильной, чтобы у слушателей не возникало даже мысли переключить волну. Это достаточно тяжело, влиять на мнение и настроение, без визуального контакта с потенциальной аудиторией. Обязательны и технические навыки, это полное знание компьютерных программ и умение с ними работать. Править тексты, брать интересные интервью, грамотно включать музыку в эфир, ориентироваться в интересах слушателей и уметь создавать их – все это малая часть требований к профессионалам.
Какую зарплату платили в СССР в разные годы
Кстати, выбирая подобную работу, придется определиться, в какое время вы сможете вести передачи. Дело в том, что работая по ночам, времени вы потратите больше. Восемь часов ночной смены позволяют получить зарплату на уровне вечернего ведущего, который работает всего 4 часа, но в более интенсивном режиме. Принято считать, что эмоциональная и психическая нагрузка по ночам сведена практически к нулю.
В Москве есть радиоведущие, которые работают только по выходным, что позволяет чувствовать себя свободно в остальную пятидневку. Правда, и среди них встречаются трудоголики, которые «отдыхают на воскресных эфирах». Кстати, ночные трансляции позволят набрать тот самый необходимый опыт, который требуется для профессионального и финансового роста.
«Денег мы на этом не зарабатываем»
– Сколько времени тратите на радио и на что живете?
Паша: Больше половины свободного времени уходит на радио, денег мы им не зарабатываем. Донаты покрывают серверы. Занимаемся саунд-дизайном и постпродакшeном. Сейчас мы оформились в студию, называется Womp Studio.
Корней: Редактируем подкасты, пишем звук для рекламы, делаем озвучку, джинглы, аудиокурсы, всякие странные записи для музея Азгура – все, что связано с обработкой звука, подготовка финального микса, мастеринг.
– От Radio Plato такое приятное ощущение – теплое, ламповое, soul brothers. Много кто вам пишет благодарности и предлагает помощь?
Корней: Новости о радио разнеслись сарафанным радио. Началось все с того, что нам в Facebook написал парень: классное радио, прикручивайте донат! Мы задумались, почему бы нет, – прикрутили, и нам скидывают.
Что-то тратим на оплату сервера, что-то откладываем на микрофон. И это происходит ежемесячно, что приятно, – спасибо большое! Я бы поблагодарил еще и студию Horisont rec., которая сейчас нас ютит за интерес, респект им!
Паша: Пару месяцев назад я активно ходил на вечеринки, и это очень приятно: приходишь – и сразу тебе «о, “Радио Плато”!» И куда ни зайдешь, разговоры сразу о «Плато», и много комплиментов. Несколько мейлов пришли с респектами.