Специальность «дирижирование военным духовым оркестром» (специалитет)
Содержание:
- [править] Достижения
- Вспоминая события того времени…
- Франц Шуберт, симфония си минор («Неоконченная»)
- История создания
- [править] История
- О крещении и вере
- Хамовнические казармы
- Перспективы профессионального совершенствования выпускников
- О выборе профессии
- Степень: Дирижер военного духового оркестра
- Валерий Халилов протянул мне руку помощи
- Иван — мелиоратор
- О музыке духовной и военной
- [править] Художественный руководитель
- Приобретаемые навыки
[править] Достижения
Благодаря Уральскому духовому оркестру и при поддержке Челябинской городской думы и Администрации г. Челябинска возродились танцевальные ретро-вечера в городском саду имени Пушкина (июнь – сентябрь 2014 г).
Уральский духовой оркестр участвует в масштабных мероприятиях, которые проводит администрация Челябинска и Челябинской области, выступает на музыкальных фестивалях, сотрудничает с ведущими артистами культурных учреждений Челябинска, принимает участие в построении войск челябинского гарнизона во время Парада Победы.
В совместных концертных программах с Уральским духовым оркестром выступали: Вениамин Мясоедов (мультиинструменталист, г. Москва), Александр Халилов (дирижер, г. Москва), Александр Павлов (руководитель оркестра «Уралбенд», г. Екатеринбург) , Фёдор Шагов (тубист, лауреат конкурса им. Чайковского, г. Москва).
Художественному руководителю Уральского духового оркестра Игорю Ежову присвоено звание «Человек года» (в номинации «Культура и искусство») и знак отличия «За заслуги перед Военно-оркестровой службой России». В 2008 году Игорь Ежов удостоен звания «Заслуженный артист Российской Федерации».
Уральский духовой оркестр является обладателем Гран-при конкурса-фестиваля духовых оркестров в г.Магнитогорске (2018г).
Вспоминая события того времени…
Хочу напомнить, что в то время наш оркестр был на пике своего мастерства. В середине 70-х годов это подтвердила и инспекторская проверка, осуществленная новым начальником военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР Н. М. Михайловым. И на плацу, где мы исполняли строевой репертуар, и на концертном выступлении в зале музыканты демонстрировали высокое мастерство. Тогда в нашем исполнении зввучали такие сложнейшие произведения, как «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина, симфоническая поэма Е. Светланова «Калина красная», несколько сочинений прекрасного одесского композитора, бывшего военного дирижера М. Сафьяна, концерт для квинтета духовых с оркестром А. Арутюняна — солировали В. Панченко (флейта), А. Конько (гобой), В. Пономарчук (труба), С. Машкевский (валторна) и автор этих строк (кларнет).
Н. М. Михайлов дал высочайшую оценку нашему коллективу, объявил всем музыкантам благодарность от имени Министерства обороны СССР. А затем посоветовал начальнику училища Г. А. Воронкову и начальнику военно-оркестровой оркестровой службы округа В. А. Богданову обязательно организовать запись нашего концерта на телевидении. Такая передача вскоре состоялась.
— В этом концерте ты, Иван, уже не участвовал, но я уверен, что ты знал обо всех музыкальных событиях военно-оркестровой Одессы и твоего родного оркестра.
— Да, Борис, я помню отзывы об инспекторской поездке Н. М. Михайлова в Одесский военный округ…
Франц Шуберт, симфония си минор («Неоконченная»)
В заключение очерка вернемся в Одессу 1978 года. За пультом молодой и статный дирижер, стажер института военных дирижеров. Звучит «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта.
Жаль, что кроме исполнителей и экзаменаторов, никто на этом исполнении не присутствовал. Они многое потеряли. Оркестр звучал превосходно, его уверенно вел за собой наш друг и будущий офицер военно-оркестровой службы дирижер Иван Соколовский.
«У тебя, Иван, большое будущее», — сказал после экзамена Александр Яковлевич Салик. И в этом он не ошибся!
— Что ты считаешь самым значительным в своей жизни? — спрашиваю я у своего друга Ивана Соколовского в завершение беседы.
— Даже не знаю, что ответить: все обычно, как и у всех, в основном. Хотя, пожалуй, институт военных дирижеров. И встречи с большими музыкантами в его стенах. И учеба, и годы работы… И, конечно, мой любимый тромбон!
Борис Турчинский, июль 2020
Книги, очерки, статьи
История создания
Военный факультет при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского был создан в 1935 году, в соответствии с совместным приказом Народного Комиссара Обороны Союза СССР и Народного Комиссара просвещения РСФСР № 183, от 28 ноября 1935 года, на базе отделения оркестрового факультета консерватории (в другом источнике — Военно-капельмейстерской кафедры консерватории и капельмейстерского класса Военной академии им. М. В. Фрунзе).
Процессом создания факультета руководили инспектор военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии С. А. Чернецкий и директор Московской государственной консерватории Г. Г. Нейгауз. Новое учебное заведение возглавил бригадный комиссар Н. О. Элинсон, а в 1938 году начальником стал бригадный интендант А. Е. Гутор. Перед факультетом было поставлено задание обучения профессиональных боевых капельмейстеров, которые станут организовывать музыкальное дело и музыкальную самодеятельность в воинских частях.
В 1938 году факультет был расширен: организовали очную адъюнктуру по специальностям «Дирижирование» и «Инструментовка», а позже — «Инструмент военного оркестра», «Теория и история музыки». В следующем учебном году открыли несколько специальных кафедр: дирижирования, инструментовки, инструментов военного оркестра, фортепиано, теории и истории музыки.
Государственная комиссия во главе с Н. Головановым и Н. Аносовым отметила высокий уровень обучения подготовки руководителей военных оркестров. В 1936 — 1941 годах прошло шесть выпусков военных капельмейстеров. На 22 июня 1941 года на военном факультете обучалось 30 студентов.
После начала Великой Отечественной войны факультет начал подготовку военных капельмейстеров для Красной Армии по ускоренной программе, тогда факультет был переведен в Саратов. Многие выпускники принимали непосредственное участие в боевых действиях. В частности, в битве под Сталинградом погиб военный дирижер старший лейтенант А. К. Сироха, его посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.
В 1944 году Военный факультет при Московской государственной консерватории стал отдельным военно-музыкальным вузом, его наименование звучало так: Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии. В августе 1945 году вузу было торжественно вручено Боевое знамя.
В ноябре 1946 года вуз переименовали в Высшее училище военных дирижеров Советской Армии.
В 1950 году Высшее училище военных дирижеров Советской Армии реорганизовали в Институт военных дирижеров, в таком виде он существовал в течение десяти лет.
В 1960 году в ходе кампании по сокращению Вооруженных Сил СССР Институт военных дирижеров был реорганизован в Военно-дирижерский факультет при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского.
4 апреля 2001 года Правительство Российской Федерации создало на базе Военно-дирижерского факультета при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории им. П. И. Чайковского Московскую военную консерваторию (Военный институт).
10 апреля 2006 года Правительство Российской Федерации снова преобразовало организацию в Военный институт (военных дирижеров) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.
[править] История
История коллектива начинается с Челябинского высшего военного автомобильного училища (30.11.1960), на базе которого существовал военный духовой оркестр. В 1993 г. на должность дирижера военного духового оркестра был назначен Игорь Ежов.
Коллектив активно выступал на различных мероприятиях и на протяжении многих лет являлся победителем смотров-конкурсов штатных военных оркестров Приволжско-Уральского военного округа.
По решению губернатора Челябинской области с 1 марта 2011г. на базе Челябинского государственного концертного объединения был создан Уральский духовой оркестр, ставший преемником военного оркестра автомобильного училища, которое было закрыто в июле 2010г.
С 2011 г. Уральский духовой оркестр является одним из творческих коллективов Челябинской государственной филармонии.
О крещении и вере
Меня крестили в четыре года. Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным.
Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры — я и вовсе не понимаю!
***
Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще я был такой полненький, толстенький, уже был, так сказать, осознанным человечком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность такую, что отец работал, а я был в деревне, она бабушке говорит: «Давай, пока отца нет».
Но папа не то, что был против, но знаете, как в те времена? Он был армейским офицером, дирижером был, как и мой брат дирижер, и племянник в Севастополе сейчас дирижер, кстати сказать. Поэтому, может из-за того, что мама опасалась, если узнают у отца, могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили.
Я вот этот момент очень хорошо помню, как меня в первый раз крестили. Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Ну как это? Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду. Вы знаете, как это… Попа за бороду.
Я был крещен в четыре года, и когда в сенях я спал, у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей на этой картине, но меня вот каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, меня сопровождала эта картина. Когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне в этой избе.
Потом она пропала, потому что были такие времени, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали и многие иконы во многих наших, в деревушке домах, просто… Тогда вот такое что-то было безобразие. Эта икона пропала. Кроме того, у нас такая деревня, такая живописная, такая потрясающая, небольшая, такая патриархальная, не верить во что-то там такое небесное просто невозможно при всей ее красоте.
Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.
Вот это все подвигло меня к вере в Бога. Ну, и кроме такого, были просто случаи, очень интересные… а почему вот я жил, потом уже, сейчас это Якиманка называется. Как и раньше, кстати сказать, и там вот эта церковь, метро Октябрьская. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, это мне сильно запомнилось.
Мы, молодежь, стоим на парапетах вокруг церкви, нас милиция туда не пускает. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми с маленькими – пропускали. Мы туда пройти не можем, мы молодежь – нас туда не пускают, и я думаю, вот что они там делают, что они там творят, почему нас не пускают.
Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, знаете это, свечные, вот это все, кресты, таинство какое-то. Это все равно привлекало. Вот чем больше запрещали, тем я больше туда в этом смысле тоже тянуло.Какие-то есть мелочи незамечаемые, а потом анализируешь: а почему ты так сделал? Да потому, что вот эта мелочь на тебя повлияла, поэтому к Богу идет каждый своей, безусловно, дорогой, и к этой дороге ведут какие-то может быть, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знамения? Не знаю. Но привело, слава Богу!
Хамовнические казармы
Сегодня Военно-оркестровая служба и Центральный военный оркестр располагаются в старинном здании Хамовнических казарм, построенных до Отечественной войны 1812 года. До революции в них было два гренадерских и один гусарский полки.
Военно-оркестровая служба ВС РФ
В этом здании на Комсомольском проспекте редко бывает тихо: до 15:00 репетирует духовой оркестр, а после — симфонический. На стенах — фотографии руководителей Военно-оркестровой службы, начальников оркестров и капельмейстеров. В кабинете руководителя оркестра всего два портрета — Семен Чернецкий и Василий Агапкин. В углу — инкрустированный позолотой рояль.
Инструмент заметил в одной из воинских частей предыдущий руководитель Военно-оркестровой службы генерал-лейтенант Валерий Халилов. «Он остался с дореволюционных времен, ходил по рукам и оказался в воинской части. Инструмент был в ужасном состоянии, весь черный, грязный, использовался, к великому сожалению, не по назначению. Мы даже не могли представить, какой он красивый, пока не очистили и не отреставрировали», — рассказывает Дурыгин.
По его словам, о том, что рояль — это музейная редкость, музыканты узнали от Святослава Бэлзы, который зашел в гости. Такие рояли XVIII века французской фирмы «Эрарт» можно увидеть только в Музее Глинки. «Мы решили поставить его в кабинете руководителя оркестра. Это наша музейная ценность, мы его бережем, и звучит он великолепно», — поясняет начальник оркестра.
В гости к оркестру заходил не только Бэлза. Военные работали со множеством известных музыкантов, в альбомах фотографии с Дмитрием Шостаковичем, Валентиной Толкуновой, Еленой Образцовой, Иосифом Кобзоном, Тамарой Гвердцители, Ларисой Долиной и многими другими. Любит главный оркестр российской армии и французская певица Мирей Матье.
Оркестр Военно-политической ордена Ленина академии Красной армии с Дмитрием Шостаковичем, 20 декабря 1942 года Военно-оркестровая служба ВС РФ
«Духовая музыка очень котируется за рубежом, — говорит Дурыгин. — Хотя пандемия, конечно, вносит свои коррективы, и многие военные оркестры в мире сейчас не имеют возможности ездить по фестивалям». Но российских музыкантов это не останавливает. Они не только провели единственный военно-музыкальный фестиваль в мире в этом году — «Спасская башня», но и не отказались от программы «Военные оркестры в парках», которая проводится вместе с мэрией Москвы. Москвичи и гости столицы смогли посетить четыре концерта в парках во время пандемии.
Однако музыканты участвуют не только в фестивалях. Как говорят в армии, они выполняют задачи по предназначению в Сирии. Центральный военный оркестр за время проведения операции российских войск против международного терроризма неоднократно выезжал туда, один раз вместе с Иосифом Кобзоном. Сейчас к российской группировке в Сирии на постоянной основе прикомандирован военный оркестр.
В отличие от большинства военнослужащих, кроме полевой, повседневной и парадной формы, артисты имеют ещё и концертную. «Эту форму называют почему-то гренадерская, но это большая ошибка. Это стилизованная форма тамбурмажоров Преображенского полка», — открывает секрет Черток. Форма шьется на каждого музыканта по его размерам и требует особого ухода, потому и хранится в костюмерной.
Музыканты активно следят не только за концертной формой, но и за физической. «Мы сдаем нормативы физической подготовки, как и все наши военнослужащие. Но у нас есть ещё и гражданские служащие. Я им говорю: «Уважаемые друзья, как только у кого-то появляется животик или щечки становятся видны, когда я смотрю на затылок, то, дорогие друзья, — это повод расстаться». И они все физически держат себя в руках. Но начинаю с себя, конечно», — смеется начальник оркестра.
Он уверен, что задача военного музыканта не только на высоком профессиональном уровне исполнять музыку, но и быть красивым и подтянутым. Хотя хорошая физическая форма и здоровье нужны музыкантам не только для красоты. Военный оркестр играет в любую погоду. Сейчас приказом министра обороны РФ определено, что играть можно до минус 15 градусов. По словам Дурыгина, раньше духовые оркестры играли и при минус 30 градусах. Для того чтобы инструменты не замерзали, заливают спирт. «В инструменты, не в музыкантов, — шутит Дурыгин. — Но после минус 15 спирт, смешиваясь с влагой, тоже начинает замерзать, и звучание уже не такое хорошее».
Раньше у музыкантов на морозе и губы примерзали к инструментам, сейчас есть специальные пластиковые мундштуки. «Но, конечно, музыканты, особенно на Урале и за Уралом, когда есть какие-то серьезные мероприятия, в любом случае выходят и играют. Когда говорят: «Братцы, надо». Братцы выходят и играют», — заключает Дурыгин.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Профессия дирижера военного духового оркестра является достаточно редкой, подготовка специалистов направления осуществляется лишь в некоторых вузах нашей страны. Отделения магистратуры по направлению отсутствуют вовсе. Вместе с тем, если Вы желаете продолжить свое профессиональное самосовершенствование, выбор формы послевузовского образования зависит от выбранной сферы деятельности.
Если Вы решили посвятить свою жизнь воинской службе, Вы сможете выбрать адъюнктуру по смежному направлению подготовки. Если же Вы решили посвятить себя исключительно сфере искусства – возможно продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре или докторантуре по направлению «Дирижер академического хора», «Дирижер симфонического оркестра».
В любом случае продолжение обучения позволит Вам достичь более прочного усвоения теоретических, практических знаний, навыков, обеспечит карьерный рост, научит заниматься научными исследованиями на высоком профессиональном уровне.
О выборе профессии
Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения.
Валерий Халилов
Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения – 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.
Степень: Дирижер военного духового оркестра
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература — профильный предмет, по выбору вуза
- История — по выбору вуза
- Творческий экзамен — по выбору вуза
Первые военные оркестры появились еще в эпоху Средневековья. Появление такого оркестра в России связано с именем Ивана Грозного, с указа которого в 1547 году появляется первый придворный военный оркестр. Расцвет европейских духовых оркестров пришелся на эпоху правления и завоеваний Наполеона, который, в свою очередь, признавался, что у него есть только два врага – русские морозы и русские военные марши. Огромный вклад в развитие отечественной военной музыки был сделан Петром III, Екатериной Великой, Николаем II. Данная сфера искусства оставалась одной из приоритетных и во время существования Советского Союза. В нашей стране такая музыка всегда занимала особое место, и сегодня она вновь становится одним из динамично развивающихся направлений музыкального искусства.
Валерий Халилов протянул мне руку помощи
В 1995 году на кафедре я попал под сокращение, но мне повезло: Валерий Халилов при встрече на факультете спросил, почему я не в настроении. Я ему рассказал… Он сразу же, без лишних разговоров повел меня в кабинет начальника дирижерской кафедры Вячеслава Полушина. Потом они попросили меня выйти из кабинета, а через пять минут Халилов поздравил меня с должностью преподавателя военно-дирижерской кафедры… На этой кафедре я получил должность старшего преподавателя. Не мне судить, как я справлялся с работой, но при посещении моих занятий корифеями кафедры Алявдиным, Суриным, Мигалуком и другими замечаний не было, отзывы были самые положительные.
Царствие Небесное Валерию Халилову, пусть земля ему будет пухом.
— Иван, а что после службы?
После окончания службы в Вооруженных силах работал музыкантом в военных оркестрах Москвы:
- ОПО Министерства обороны Российской Федерации;
- Центральный концертный образцовый оркестр им. Римского-Корсакова;
- Образцово-показательный оркестр внутренних войск МВД России;
- Оркестр Военной академии РВСН имени Петра Великого;
- Учебный оркестр Военного института (военных дирижеров).
— А еще ты пишешь музыку?
— После завершения исполнительской практики, чтобы не терять связь с музыкальным миром, занимаюсь инструментовкой пьес для тромбона и баритона с оркестром, а также «озвучиваю» пьесы, которые лежат мертвым грузом в нотных библиотеках различных музыкальных учебных заведений. Сочинил несколько произведений. Думаю, это только начало.
Вот, что успел:
- Вальс «Прощай, Одесса!»
- Марш «Героям Приднестровья посвящается…»;
- Медленный вальс «Валентине посвящается…»;
- Полонез;
- Вокализ «Все пройдет…»
— Иван, я внимательно послушал: продолжай писать — у тебя, несомненно, есть талант. Вальс, посвященный Одессе, мне многое напомнил. Я, как и ты, ее люблю и по ней скучаю! Это годы нашей юности, это и наши воспоминания — это и твоя хорошая музыка.
Иван — мелиоратор
Был такой случай: я окончил 8 классов и надумал поступать в техникум на специальность «мелиоратор». Этот техникум был в поселке Петровка Одесской области. Когда Борбела услышал о моем решении поступить в техникум, он был очень удивлен. Но я проявил упрямство и все-таки поехал в Петровку.
На поступление меня спровоцировал мой одноклассник Виктор Кобылянский. Помню, мы уехали в воскресенье, прямо со свадьбы в своем селе. Поселили всех абитуриентов в спортзале. На следующий день мы пошли на собеседование, возвращаемся обратно и понимаем, что произошло ЧП: местные хулиганы украли вещмешки многих абитуриентов, в том числе и мой. На следующий день мне пришлось забрать документы и уехать домой. Мелиоратора из меня не получилось. Так что Иван Трофимович оказался прав, а все окружающие обстоятельства также способствовали продолжению моего музыкального образования.
С 1 сентября 1967 г. я подал документы в среднюю школу № 1 г. Балта, чтобы окончить 9–10-й классы. Там, кстати, при школе тоже был духовой оркестр, которым руководил товарищ Ивана Трофимовича — Гончарук Павел Остапович (ныне покойный). С этим оркестром я начал подрабатывать на разных мероприятиях, что, конечно, отразилось на моей успеваемости. Если восемь классов я окончил на «отлично», то в этой школе появились и тройки. Особенно не любил меня преподаватель по физике — он при всех в классе называл меня «лабухом». Положительным в эти годы было то, что я ходил на занятия по тромбону в Дом культуры г. Балта.
В 1970 году, после окончания 10 классов, я поступил в ОКПУ (Одесское культурно-просветительное училище) на 2-й курс в класс тромбона к преподавателю Долгополову Ивану Ивановичу. Проучился я несколько месяцев — и меня призвали на срочную службу. Меня забрали в самодеятельный оркестр в/ч 01728 (стройбат) — в то время он размещался в деревянных казармах Школьного аэродрома на окраине г. Одессы. Шесть месяцев я выполнял все работы (разгрузка товарных поездов, строительство всяких объектов и т. п.), но на последние полтора года меня назначили кладовщиком продовольственного склада, и в то же время я стал руководить самодеятельным оркестром части— как говорят, «не служба, а мед». Довольно регулярно я «подкармливал» друзей — студентов-духовиков своего училища.
19 ноября 1972 года закончилась срочная служба, и я продолжил обучение в культпросвете на 3 курсе. Через полгода, в мае 1973-го, я окончил культпросвет.
С 1972 по 1975 гг. проходил службу по контракту в военном оркестре Одесского высшего командно-инженерного училища ПВО под руководством военного дирижера, впоследствии народного артиста Украины Салика Александра Яковлевича.
О музыке духовной и военной
Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер — военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна.
Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей — это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки — в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.
Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства?
Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму — открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам — созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика — никогда. Слушать классику — работа души.
Люди во все времена — одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки.
И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?
Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями.
Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.
Валерий Халилов
Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют — все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно!
Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее — чистое, светлое. Наверно, именно в этой плоскости музыка — военная ли или просто классическая — и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.
***
У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства».
Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах – куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.
Вот духовой оркестр – это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр – вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать.
Вокруг – раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют – толпа собирается вокруг духового оркестра.
[править] Художественный руководитель
Художественный руководитель и главный дирижёр — заслуженный артист России, выпускник военно-дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени П. Чайковского, лауреат областного конкурса «Человек года», контрабасист, тубист, военный дирижер Игорь Ежов (1962г.р., Барнаул).
В 1982 г. окончил Барнаульское музыкальное училище по классу контрабаса. В 1982-1984 гг. проходил военную службу в учебном оркестре военно-дирижерского факультета Московской консерватории. В 1984-1989 гг. обучался на военно-дирижерском факультете Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальности «организация военно-оркестровой службы, дирижирование оркестрами и руководство ансамблями». В 1989-1993 гг. – служил в Западной группе войск Германии, руководил духовым оркестром артиллерийской бригады. С 1993 г. руководил дивизионным оркестром в Чебаркуле. С 1993г. – главный дирижер военного духового оркестра Челябинского высшего военного автомобильного училища.
С 2011г. — главный дирижер Уральского духового оркестра Челябинской государственной филармонии.
Приобретаемые навыки
Военные марши, мелодии осеннего вальса – все это завораживает, а оркестр всегда представляет собой нечто особенное. Военная музыка зародилась и продолжает функционировать в армейской среде, однако, и жизнь обычных людей невозможна без нее. Обладая потрясающей силой, она обладает высокой духовностью, художественностью, наличием особых национальных народных, фольклорных интонаций. Чтобы научиться передавать все нюансы классического и современного марша, будущему дирижеру военного духового оркестра необходимо сформировать ряд ключевых профессиональных компетенций, включая следующие:
- Осуществлять дирижирование оркестром, хоровым коллективом, концертным ансамблем с целью музыкального оформления воинских ритуалов, спортивных, культурно-массовых, общественных мероприятий.
- Осуществлять руководство военными музыкальными коллективами.
- Создавать аранжировки, переложения, обработки для военного духового оркестра посредством использования различных инструментов.
- Исполнять отдельные партии, партитуру военного духового оркестра на фортепиано.
- Осуществлять обработку произведений танцевального, песенного жанров для военного духового оркестра.
- Разучивать строевые песни, проводить занятия, репетиции с сигналистами-барабанщиками воинских подразделений.
- Проводить занятия специальной боевой подготовки.