Как я получал cpl. часть первая
Содержание:
- Преимущества курсов обучения пилотов в Piter Polet
- Подготовка уже подготовленных
- Обучение с целью полетов на другие аэродромы
- Какие качества нужны пилоту?
- Иметь свой самолет – право каждого частного пилота
- Как оформить доплату
- Вечный второй пилот
- Как поступить в летное училище?
- Чем занимается пилот?
- Трудовые гарантии и компенсации пилотам
- Требования для получения
- Основа профессии вертолетчика
- Как найти работу в крупной авиакомпании?
- Виды и специализации пилотов
- Валидация свидетельства
- Курс на Европу
- Перспективы трудоустройства
- Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации
- Информация для сравнения
- Права на самолет или вертолет – правовое регулирование, виды летных лицензий
- Из князи в грязи
- Где учат
- Компьютерный тест
- Заключение
Преимущества курсов обучения пилотов в Piter Polet
- Авиаклуб Piter Polet проводит подготовку пилотов совместно с аэроклубом «Пятый Океан» с 2008 года.
- Мы следим за безопасностью будущих пилотов, поэтому учебные полеты проходят строго в ясные дни.
- Оплатить сертификат на обучение полетам можно любым удобным способом: переводом с карты Сбербанк, через терминалы Qiwi, наличными в офисе на м. Восстания (СПб) или курьеру при получении.
- Вы сами выбираете удобный день для первого учебного занятия и далее занимаетесь по установленному графику. Срок действия сертификата — 3 месяца с момента покупки.
Заказать сертификат можно через форму на сайте или по телефону (812) 985-95-02.
Подготовка уже подготовленных
Несколько раз эта программа болталась между Министерством транспорта и Росавиацией, пока наконец не попала в Министерство юстиции, где её далеко не с первого раза, но зарегистрировали. Надо отдать должное, Минюст долго пытался призвать бенефициаров новой аферы к здравомыслию. Не получилось.
Итак, что мы, честно выучившиеся пилоты, имеем для восстановления нашего честного имени?
То есть, говоря простым языком, эта программа для тех, кто уже прошёл полный курс подготовки, фактически соответствует всем необходимым требованиям законодательства и у кого потом отобрали свидетельство! Очень тонко, господа росавиаторы!
Обучение с целью полетов на другие аэродромы
Если вы хотите уметь самостоятельно управлять самолетом и летать на другие аэродромы для этого не обязательно получать пилотское. Вы всегда можете выполнить такой полет с инструктором. Сначала инструктор будет вам все объяснять и показывать, затем когда вы освоите полеты по маршруту, вы сможете выполнять все самостоятельно, инструктор будет находиться с вами.
Обучение с получением пилотского — это минимум 3 месяца теории строго по графику в определенные дни и не менее 3 месяцев практики, обязательное прохождение мед.комиссии и сдача экзаменов. А индивидуальное обучение полетам с инструктором это свобода в выборе времени для прохождения обучения, возможность изучать теорию удаленно (самостоятельно по учебникам) и возможность выполнять полеты на другие аэродромы с инструктором уже на втором месяце обучения.
Обучение | Примерный срок | Примечание |
Индивидуальное с инструктором | от 2 месяцев | свободное обучение без получение пилотского |
Частный пилот (PPL) в АУЦ | от 5 месяцев | обязательное прохождение мед.комиссии, сдача экзаменов, очное обучение с обязательным посещением занятий |
Чтобы у вас было представление, о чем идет речь, приведем пример. Пилот Василий вынужден был уволиться с работы, чтобы уехать для обучения в другой город, т.к. в СПБ нет пока ни одного АУЦ и потратил более 800 000 руб на получение пилотского, чтобы в итоге не иметь возможности арендовать самолет, т.к. в СПб его никто не знает. И ему снова пришлось летать с местным инструктором, т.к. в РФ нет практики аренды самолетов, а полеты на клубных самолетах возможны только с инструктором.
Что дает получение свидетельства частного пилота?
PPL дает право выполнения функций командира, а также второго пилота любых летательных аппаратов указанного веса, исключая возможность работы пилотом по найму. Помимо налета часов и профессиональной подготовки, при обучении управлению самолетом курсант должен подробно изучить теорию и тщательно освоить программу для сдачи экзамена ТКК ФАВТ, а также соответствовать базовым требованиям (возраст 18 лет, наличие как минимум средне-специального образования) и пройти медицинский осмотр в соответствии с ФАП.
В ближайшее время (ориентировочно весна 2020) будет открыт АУЦ и полноценная подготовка пилотов возобновится. Всю программу по учебе полетам на самолете придется пройти с нуля, даже если у Вас уже имеются навыки и часы налета (таковы федеральные авиационные правила).
Если Вас интересует возможность получения пилотского свидетельства, информацию можно получить тут.
Какие качества нужны пилоту?
сколько зарабатывает водитель автобуса
Быстрая реакция. В воздухе все решают секунды. Если пилот не успеет своевременно заметить проблему и устранить её, последствия могут быть ужасными;
Хладнокровие
При возникновении опасной ситуации на высоте в десять километров важно не поддаваться панике и сохранять способность мыслить трезво;
Внимательность. В кабине лайнера находятся десятки приборов, показания которых важны для безопасности, а следить за ними приходится одновременно;
Выносливость
На дальних рейсах приходится проводить за штурвалом 10–14 часов подряд. Чтобы так долго не терять концентрации, нужен крепкий организм;
Ответственность. Пилоту не так просто летать с пониманием того, что от него зависят жизни сотен пассажиров и сохранность машины ценой в 250 млн долларов;
Решительность. Огромный лайнер не потерпит и тени сомнения со стороны пилота, особенно если ситуация требует немедленного совершения сложного выбора;
Сообразительность. Несмотря на наличие инструкций, нельзя все время летать по шаблону. Чтобы находить правильные решения, требуется высокий интеллект;
Пространственное мышление. В густом тумане или над облаками, где нет ориентиров, сложно представлять себе реальное положение и скорость самолета;
Пунктуальность. График полетов расписан по минутам. Если летчик будет опаздывать на брифинг или готовиться к рейсу с задержкой, он подведет всю команду.
Иметь свой самолет – право каждого частного пилота
Для осуществления мечт, связанных с небом, пилотам-любителям первым делом нужны самолеты, ну а все остальное, не менее любимое, потом. Мечты о полетах можно реализовывать, летая в свое удовольствие самому или со своими друзьями, например, совершая воздушную прогулку по «Золотому кольцу» России. При желании можно воплощаться в жизнь мечты о полетах других людей, например, обучая навыкам пилотирования или просто заняться покатушками всех желающих. В том и другом случае вам будет необходимо воздушное судно (вс), а вот его класс определяется задачами, которые вы себе поставили:
- Вас устроит учебно-тренировочный легкий самолет в том случае, если вы создаете собственный аэроклуб для обучения и тренировок пилотов, а также для организации воздушных праздников и прогулок. Здесь есть один момент: для карьеры в авиации нужно получить свидетельство частного пилота (или PPL), а для этого вам нужно проходить обучение на воздушном судне, лицензированным для таких мероприятий. Для полетов в свое удовольствие и для покатушек вполне подойдут сверхлегкие вс со взлетным весом для 495 кг, типа «Птенец 2» они значительнее дешевле и требуют меньших затрат на содержание.
- Можете позволить себе самолет из большей ценовой категории, например, четырехместный для воздушных путешествий, если вы достаточно состоятельны, чтобы позволить себе содержание дорогой игрушки, на которой можно заниматься авиаспортом или просто наслаждаться непродолжительными полетами в выходные.
- Если вы — владелец и глава крупной корпорации, располагающей значительными средствами. Как правило, серьезные бизнесмены часто пользуются авиатранспортом для перелетов в разные точки по делам бизнеса. Статистика деловой авиации свидетельствует: более 80% перелетов в отрасли совершается в аэропорты, в которых нет постоянного расписания. Летая собственным бортом, вы не зависите от расписания и можете лететь туда, куда и когда вам удобно. Однако расчеты показывают: если вы и ваши коллеги проводите в небе менее 300 часов в год, содержание собственного борта невыгодно. В этом случае лучше пользоваться арендованными самолетами. Плюсы собственного самолета: комфорт и безопасность. Не борту нет никого постороннего, только экипаж, вы и ваши спутники.
Как оформить доплату
Оформление доплаты, полагаемой работнику в авиа сфере, выходящему на пенсию, производится в ПФР.
Пенсионный фонд России для произведения расчетов будущих доплат потребует некоторые документы:
- Заявление с требованием произведения расчетов и выплаты полагающейся надбавки.
- Трудовая книжка, которая подтверждает количество лет, проработанных за всю жизнь.
- Летная книжка, в которой указывается, сколько за время своей работы было проведено часов в полете.
- Справка о доходах пенсионера, в которой отображается заработок за два годовых периода, в которые он находился на службе в гражданской авиации.
Вечный второй пилот
Ещё один пассаж в программе тоже заслуживает внимания.
То есть, в Росавиации вывели целый класс специалистов «пилот коммерческий, ограничивающийся». Я понятия не имею, каким образом Минюст это пропустил, но мина замедленного действия очевидна: наверняка на голубом глазу будущему командиру главный лётный эксплуататор заявит, что-де вы — вечный второй пилот, такова жизнь и закон. Мы с коллегами не питаем иллюзий, ведь видели уже всё: и наглое надругательство над тем самым законом в извращённой форме, и поддержку всего этого паноптикума судами. Что ещё можно ожидать от человека, который не может связать двух слов?
https://vk.com/video_ext.php
Как поступить в летное училище?
Многие состоявшиеся пилоты рассказывают, что поступить в летное училище достаточно трудно, проходные баллы очень высокие. Многие парни вначале идут в армию, а после того, как отслужат, получают рекомендации о зачислении вне конкурса. Срок обучения в училище после школы длится 2 года и 10 месяцев. На первом году обучения дают общеобразовательные предметы, а также аэронавигацию, аэродинамику. На втором курсе переходят к изучению специальных предметов и начинают практиковаться — совершают первые полеты на легкомоторных самолетах. А уже на третий год будущие пилоты начинают практиковаться на двухмоторных самолетах.
А пока не получается устроиться в большую авиакомпанию, многие выпускники училищ идут работать в небольшие компании, например, в Красноярском крае и летают на таких самолетах, как АН-2. Чем занимаются в это время? Следят свысока, нет ли пожаров, выкидывают парашютистов, возят продукты.
Чем занимается пилот?
Даже далекие от авиации люди примерно представляют себе, чем именно занимается и сколько зарабатывает пилот самолета. Однако перевозка пассажиров или груза из одного аэропорта в другой требует не только манипуляций со штурвалом и переключения тумблеров: летчик должен сделать все, чтобы количество взлетов было равно количеству посадок. Поэтому его список его обязанностей намного длиннее, чем кажется:
- Анализ плана и графика полета по маршруту, изучение траекторий взлета и захода на посадку, ознакомление с доступными эшелонами в районе аэродромов;
- Получение у метеоролога сводок о состоянии воздушного пространства, изучение карты погоды и дистанции видимости по направлению полета;
- Расчет необходимого на полет объема топлива, анализ загрузки салона и багажного отделения для определения центра масс авиалайнера;
- Проведение с другими членами экипажа предполетного брифинга, информирование их о плане полета, возможных проблемах на маршруте;
- Прохождение текущего медицинского осмотра у дежурного медработника аэропорта, получение разрешения на выполнение рейса;
- Визуальный осмотр состояния фюзеляжа, шасси, двигателей и рулевой системы, проверка работоспособности приборов и оборудования кабины;
- Управление воздушным судном на этапах подъезда к ВПП, взлета, набора высоты, снижения и посадки в аэропорту назначения;
- Определение оптимальной скорости и высоты при движении по маршруту для программирования системы автопилота;
- Поддержание радиообмена с диспетчерами по пути следования лайнера, согласование с ними необходимых изменений в плане полета;
- Использование бортовых навигационных систем и наземных маяков для выполнения движения по маршруту согласно графику;
- Контроль показаний бортовых приборов, наблюдение за режимом работы двигателей и переключение на ручное управление внештатных ситуациях;
- Управление экстренной эвакуацией людей из салона при совершении аварийного приземления или посадки на водную поверхность;
- Передача воздушного судна после приземления наземным службам, оповещение их о замеченных во время полета сбоях оборудования;
- Проведение послеполетного брифинга с экипажем, изучение и разбор возникших на маршруте проблем, составление отчетной документации.
Трудовые гарантии и компенсации пилотам
Российские пилоты могут рассчитывать на 70 дней оплачиваемого отпуска в год. «Аэрофлот» дает своим сотрудникам полный социальный пакет и обеспечивает страхование здоровья и жизни, помогая в ситуации, когда летчику приходится уйти со своей работы по независящим от него причинам.
Семья пилота имеет огромную скидку на покупку билетов, сам летчик может бесплатно, либо же за символическую плату летать на самолетах своей компании и ее партнеров. «Аэрофлот» также дополнительно выплачивает пенсию своим сотрудникам, которые проработали у нее долгое время.
Из небольших приятных бонусов – пилоты и члены экипажа имеют скидку в 10% во всех магазинах Duty-Free.
Требования для получения
В США, для получения коммерческого сертификата пилота самолёта, кандидату необходимо: (галочкой я отметил требования, которые я уже выполнил)
- Иметь сертификат частного пилота.
- Иметь общий налёт не менее 250 часов.
- Иметь не менее 100 часов налёта в качестве КВС;
- из них 50 часов должны по маршрутам.
- Отлетать 20 часов с инструктором.
- Отлетать 10 часов самостоятельно.
Это самые главные моменты, но там есть несколько уточнений и дополнений. Полный список требований можно прочитать в своде законов (61.125 и 61.129). Некоторые из этих требований я уже выполнил, остальные пока не ясно. Надо шерстить лётную книжку и смотреть что можно засчитать, а что нет. Это следующий шаг.
Основа профессии вертолетчика
Специалиста, имеющего навыки управления любым летательным средством, называют пилотом. Для получения разрешения на самостоятельные полеты на вертолете следует иметь профильное образование. Курсы обучения вертолетчиков есть в летных училищах и частных авиационных школах. Причем если для поступления в училище нужно иметь соответствующее здоровье и хорошую физическую подготовку, то в частных учебных заведениях достаточно просто заплатить за курс.
Положительные и отрицательные стороны
Главным достоинством профессии является хорошая оплата труда. Кроме того, это интересная работа: каждый день пилот видит красоту неба, лесов и полей. Однако в центральной части России найти хорошую работу по профилю довольно сложно. В северных районах страны с трудоустройством проще, но условия для полетов намного сложнее.
Выполняемые обязанности
У вертолетчика много профессиональных обязанностей. Коротко их можно описать следующим образом:
- Тщательно готовить техническое средство к полету.
- Строго выполнять летное задание.
- Принимать меры для безопасности полета.
- Соблюдать соответствующий режим жизни перед вылетом.
- Правильно размещать на борту пассажиров и грузы.
- Проводить подробный инструктаж для пассажиров о правилах поведения в полете, размещении спасательных средств и порядке их использования в случае необходимости.
- Выполнять команды, идущие с пункта управления, и соблюдать правила общения по радиосвязи.
- Скрупулезно анализировать метеорологическую обстановку перед вылетом и во время полета.
- Следить за достоверностью и своевременностью заполнения летной документации.
- При необходимости оказывать помощь в проведении поисково-спасательных работ.
Главной задачей каждого пилота вертолета является выполнение летных задач по перевозке пассажиров, доставке разных грузов и т. п. Необходимость участия в поисково-спасательных работах возникает крайне редко, особенно если работа не связана с соответствующими ведомствами.
https://youtube.com/watch?v=Z-DtIBlGfJo
Как найти работу в крупной авиакомпании?
Сколько зарабатывают летчики в небольшой авиакомпании лучше не спрашивать, их зарплата вполне сопоставима со средней по стране. Зато, отработав здесь года два, можно рассылать резюме в крупные авиакомпании — предложения будут.
Правда, многие крупные авиакомпании при приеме на работу проводят экзамен по метеорологии и аэродинамике. Если вы показываете его сдаете, то вас принимают на работу, но при этом вы вначале летаете с инструктором, затем вторым пилотом, а только после этого вам доверят самолет с пассажирами. Теперь рассмотрим подробнее, из чего складывается зарплата летчика.
Виды и специализации пилотов
По традиции пилотом считается любой специалист, управляющий воздушным судном самостоятельно или с помощью коллег. В то же время мечтающему о полетах школьнику лучше серьёзно задуматься, куда пойти учиться после 11 класса, поскольку в авиации есть много самостоятельных направлений:
- Частный пилот. По сути, это любитель. Может летать на малых моторных самолетах в свое удовольствие и даже катать пассажиров, но не имеет права брать за это деньги;
- Коммерческий пилот. По лицензии может управлять самолетами бизнес-класса, в том числе и реактивными, а также перевозить людей и грузы ради получения дохода;
- Линейный пилот. Имеет право пилотировать пассажирские авиалайнеры и тяжёлые транспортные самолеты любых типов в качестве командира или второго пилота;
- Пилот-инструктор. Занимается практической подготовкой новичков в летной школе, помогая им осваивать навыки пилотирования легких моторных самолетов;
- Пилот планера. Может управлять только безмоторными летательными аппаратами. Для перевозки людей должен иметь не менее 10 часов самостоятельного налета;
- Пилот свободного аэростата. Допускается к полету на воздушных шарах, дирижаблях и других аппаратах легче воздуха самостоятельно или в составе экипажа;
- Пилот СЛА. Имеет право летать на легких безмоторных дельтапланах и парапланах, а также на мотодельтапланах, мотопарапланах и микросамолетах весом до 495 кг.
Помимо специализации, в отрасли существует также система квалификации, которая определяет уровень допуска сотрудников к задачам разного уровня сложности и отчасти влияет на то, сколько зарабатывают пилоты гражданской авиации в России:
- Третий класс получают выпускники летных колледжей и академий, имеющие более 200 часов налёта. С такой квалификацией они имеют право совершать коммерческие рейсы на воздушных судах с взлётным весом до 30 тонн в качестве второго пилота;
- Второй класс присваивают пилотам многомоторных самолетов, имеющих налет более 2000 часов и стаж работы в третьем классе от 2 лет. Они могут работать командирами лайнеров с взлетным весом до 200 тонн и вместимостью до 200 пассажиров;
- Первый класс имеют пилоты со стажем работы во втором классе от 2 лет и налетом более 4000 часов. Их допускают к управлению любыми воздушными судами массой свыше 200 тонн и вместимостью более 200 пассажиров в качестве командира.
Валидация свидетельства
Что касается использования лицензии FAA в Европе, то практика такова: летать имеют право с такой лицензией и всеми имеющимися допусками только на зарегистрированных в США воздушных судах.
Что касается валидации американской или европейской лицензии CPL в российскую лицензию, то на практике придется столкнуться с целым букетом проблем. Как правило, валидация пройдет достаточно легко, если вы найдете авиакомпанию, которая будет в вас заинтересована. В этом случае АК поможет с прохождением дополнительного обучения, необходимого для полетов в России, и будет ходатайствовать за вас в бюрократических дебрях Росавиации. Практика показывает, что самостоятельные попытки валидации зарубежной лицензии успехом не увенчиваются.
Это связано с тем, что обучение пилотов ГА в России должно происходить определенным образом, по утвержденной Росавиацией программе. Существует список зарубежных учебных заведений, одобренный Росавиацией. Если вы проходили обучение в школе, в этот список не входящей, вам могут сообщить, что ее программа не соответствует утвержденной в России. В этом случае валидация произойдет, но российской лицензии CPL вы все равно не получите.
Российская лицензия CPL конвертируется в американскую без особенных хлопот.
Курс на Европу
Если такие суммы вас не смущают, то можно замахнуться на лицензию LAPL – Light Aircraft Pilot. На сайте авиашколы указано, что курс этот стоит 2,6 млн тенге. По телефону представитель школы сказал, что этот «ценник» уже не актуален. Однако действующий озвучивать отказались. Вероятно, это стоит дороже PPL, ведь возможностей лицензия LAPL дает значительно больше.
Ее обладатель без каких-либо затруднений получает право летать в Европе, так как требования к лицензии одобрены Европейским агентством по безопасности полетов. Соответственно, LAPL является международным стандартом – в отличие от PPL, нормативы которой могут разниться от государства к государству.
Программа обучения LAPL включает 170 часов теории, шесть часов занятий в кабине, 16 часов наземных тренировок и 40 часов практики в воздухе. В два раза дешевле стоит курс для тех, кто уже имеет свидетельство пилота сверхлегкой авиации – к таковой относятся мотодельтапланы, автожиры и планеры. Теория в таком случае сокращается до 60 часов, летная подготовка – до 25 часов.
Перспективы трудоустройства
Для работы в США нужно иметь как минимум GreenCard или визу с разрешением на работу. На практике найти работу маловероятно. В США местных пилотов значительно больше, чем рабочих мест. При этом вам необходимо иметь еще не менее 1500 часов налета. Ни одна авиакомпания не станет спонсировать вам рабочую визу, исключений не бывает. Стандартная практика в случае трудоустройства в штатах заключается в работе инструктором в родной авиашколе до получения приемлемого налета в 1000 – 1500 часов. Если повезет, то авиашкола может выдать визу для академического обучения (F1).
Почти та же ситуация и в Европе. Для трудоустройства нужно оформить разрешение на работу. Но в Европе хватает и своих пилотов, поэтому найти работодателя с приличными условиями есть шансы только у пилотов высокой квалификации и с большим опытом. Максимум, на что можно рассчитывать — работа за небольшую зарплату инструктором в небольшой частной авиашколе или аэроклубе.
Что касается России, то здесь ситуация кардинально другая. Пилотов не хватает. Авиакомпании буквально в очереди стоят за выпускниками летных училищ. Статистика показывает: годовая потребность в пополнении летного состава составляет порядка 800 человек, а летные училища готовят не более четверти от этого количества. Поэтому авиакомпании нередко охотно принимают на работу пилотов, получивших лицензию в зарубежных авиашколах, организуют дообучение, помогают пройти все бюрократические лабиринты для валидации лицензии пилота. На практике, при более-менее активном поиске места работы, в течение года большинство пилотов находят подходящие варианты.
Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации
Помимо университетов или институтов, возможность получения образования предоставляют многочисленные авиационные училища гражданской авиации в России. Они расположены в разных городах, располагают вариантами поступления на базе 9 или 11 классов и имеют различные списки специальностей обучения. Ведущие ССУЗЫ в авиационной сфере находятся в следующих городах России:
- Красный Кут;
- Омск;
- Бугуруслан;
- Сасово.
Летные училища гражданской авиации России после 9 классов обучают курсантов в течение 3 лет 10 месяцев. Такую возможность предоставляет Омский летный колледж. В нем представлено несколько специальностей: пилот самолета и вертолета (одно из немногих заведений, где имеется вертолетная подготовка), бортмеханик, авиамеханик, инженер по работе с навигационным и радиооборудованием.
В училище обучается около 1000 человек, среди них есть и очники, и заочники. Отбор в колледж весьма строгий: как правило, его успешно проходит лишь половина абитуриентов. Курсанты тренируются на самолетах, вертолете Ми-8. Для успешного освоения учебно-методической программы на территории колледжа расположен аэродром, ангары, склады, лаборатории и мастерские — все для теоретических и практических занятий.
Летные училища гражданской авиации России после 11 классов представлены в более широком спектре вариантов. Омский колледж, упомянутый выше, предоставляет возможность поступления и после 11 классов. Кроме него, в России функционирует Краснокутское училище — школа пилотов гражданской авиации. Обучение на базе 11 классов длится в течение периода 2 лет и 10 месяцев. Будущие пилоты тренируются на 5 видах самолетов и различных тренажерах. Всего в Красном Куте учится около 300 человек. Курсантам предоставляется общежитие, питание и форма. Есть возможность обучения на платной основе, стоимость которого за весь период составит более 100 000 рублей.
Омский летно-технический колледж
В Бугуруслане очно обучаются будущие коммерческие пилоты. Срок учебы стандартный для специальности. Каждый год в училище набирают около 320 человек; большая часть курсантов учится бесплатно, оставшиеся — за счет собственных средств. Колледж обладает масштабным парком самолетов, тренажерами и прочими элементами современного оснащения. Платное обучение здесь стоит немало, более 2,7 миллионов рублей за все время.
Информация для сравнения
Ситуация по пенсиям в различных странах зависит от множества характеристик.
В Америке, например, пенсионером становиться гражданин, прослуживший в рядах армии (в мирное время) двадцать лет. За каждый год превышения, полагается прибавка к пенсии.
Пенсия начисляется американским летчикам на основании их оклада, при стаже 20 лет, на пенсию отводится половина размера месячного довольствия. За каждый последующий год производится повышение на два с половиной процента от оклада.
Например, рядовой в США со стажем службы 20 лет, получает пенсию, равную одной тысяче восьмистам долларам.
Уровень социального обеспечения в Соединенных Штатах Америки превосходит российские показатели в несколько раз, а поэтому России, несомненно, есть над чем работать.
Права на самолет или вертолет – правовое регулирование, виды летных лицензий
Основными нормативными документами, которые регламентируют правила полетов различных летательных аппаратов в России, а также выдачи летных лицензий, являются Воздушный кодекс РФ, затрагивающий большинство аспектов авиационной деятельности всех видов и Приказ Минтранса РФ №147 от 12.09.2008, содержащий непосредственные требования, предъявляемые к пилотам и иным членам экипажей воздушных судов.
Помимо этих законодательных и нормативных актов, также присутствуют и другие документы, регулирующие порядок использования самолетов – как в частных, так и в коммерческих целях, однако в первую очередь применяются нормативы именно двух вышеозначенных актов.
С точки зрения российского законодательства, существует несколько видов свидетельств пилотов, которые являются аналогом лицензий европейских стран или США в некоторых вопросах. К таковым можно отнести свидетельства следующих категорий лиц:
- Частных пилотов.
- Коммерческих пилотов.
- Пилотов многочленных экипажей.
- Линейных пилотов.
- Пилотов планёров.
- Пилотов аэростатов.
- Пилотов сверхлегких воздушных судов.
Пилотские свидетельства в обязательном порядке содержат информацию о типе воздушного судна и его классе. Это может касаться в контексте рассмотрения самолетов с одним пилотом – количества двигателей и возможности посадки на воду. В вопросах же иных видов транспорта информация о классах и типах предусматривает отсутствие столь широкой спецификации.
Обратите внимание
В большинстве случаев, спецификация воздушных судов предусматривает указание в летных свидетельствах конкретных моделей или модельных рядов транспортных средств, которыми имеет право управлять пилот. При переходе на иные виды воздушного транспорта пилот в обязательном порядке должен пройти краткий курс обучения и аттестацию для получения новой соответствующей отметки в своем летном свидетельстве.
Все российские летные свидетельства также могут содержать в себе и дополнительные отметки, расширяющие права и возможности пилотов. В частности, таковые отметки могут предусматривать специфические права, такие как например, возможность полетов в ночное время, право на полеты по приборам, право на выполнение работы инструктора или же право на выполнение полетов только в качестве второго пилота.
Из князи в грязи
Но и это ещё не всё. У меня есть знакомый командир в одной крупной и известной российской авиакомпании, где он на хорошем счету, зарекомендовал себя как опытный и надёжный пилот. Тоже закончил Челябинскую лётную школу — и был лишён права на работу. На этого командира я равняюсь, он всегда демонстрировал рассудительность и взвешенный подход. И отметочка у него о Boeing 737.
Так вот, в соответствии с новой программой «реабилитации» ему, командиру Боинга, предстоит налетать 28 часов 30 минут на четырёхместном прогулочном самолётике, который имеется в распоряжении подведомственных Росавиации училищ.
Где учат
Обучение на пилота вертолета можно пройти по-разному: в государственном учебном заведении гражданской авиации (ГА), в военном вузе или на частных курсах. В России есть два главных вуза, где учат гражданских летчиков:
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Это крупнейшее учебное заведение для подготовки специалистов, обеспечивающих воздушное сообщение внутри страны и на зарубежных направлениях. Оно имеет филиалы в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Иркутске. На специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» нужно учиться 5 лет.
- Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Здесь учат летчиков, диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей и других специалистов. Филиалы вуза функционируют в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). На балансе вуза более 50 воздушных судов для практических занятий студентов и соответствующая инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, учебные корпуса, лаборатории, тренажерные залы).
Пилотов ВВС, а также вертолетчиков для ВМС и силовых структур с 1953 года готовят в Сызранском филиале Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Теоретическая подготовка и летная практика проводятся в г. Сызрани и п. Соколовый под Саратовом. Для обучения используется авиапарк, состоящий из вертолетов Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ка-226, а также комплексные пилотажные тренажеры.
В гражданских и военных вузах летчики получают фундаментальные знания, а на практике – большой налет. Но поступить в высшие учебные заведения на летные специальности трудно, а учиться долго. Поэтому, если в планах не значится стать профессиональным пилотом вертолета, но желание летать велико, то вопрос можно решить гораздо быстрее, пройдя относительно краткосрочный курс в частных летных школах. Они проводят не настолько придирчиво жесткий отбор по состоянию здоровья, как вузы, и обучают почти всех желающих, но за внушительные суммы.
Одна из самых известных компаний, которая поможет реализовать мечту о небе, – Heliport Moscow. Она предлагает несколько программ обучения пилотов вертолета:
- Первоначальная подготовка предусматривает 232 часа теории и 43 часа летной работы. Цена зависит от модели вертолета, на котором проходит обучение. Так, на Robinson R44 курс стоит 1,548 млн рублей, а на Robinson R66 – 2,075 млн рублей. Если практика проводится на борту курсанта, то делается большая скидка.
- Переподготовка предполагает 125 часов за партой и около 10 часов практики. Эта услуга стоит от 237 до 594 тысяч рублей в зависимости от модели машины.
- Повышение квалификации – это 100 часов теоретической подготовки за 59 тысяч рублей.
Вся программа индивидуальной подготовки или в малых группах (до 5 человек) обычно проходится за 2–3 месяца. Теоретический курс предусматривает получение знаний по таким предметам, как метеорология, воздушное законодательство, аэродинамика, аэронавигация. Практика идет параллельно. Прежде чем сесть за штурвал, студент изучает устройство вертолета и системы управления.
На стартовом этапе слушатели не вылетают за пределы базового аэродрома. Они осваивают взлет, посадку, зависание над ограниченной территорией. И только после 40 часов, проведенных в воздухе с инструктором, можно рассчитывать на захватывающий полет над Москвой.
После того как студент сдаст экзамен, ему выдадут свидетельство частного пилота-любителя. Этот документ действителен только на территории России, за рубежом потребуют его валидации, нередко за границей летать разрешают исключительно с местным пилотом на борту. Внутри страны тоже действуют некоторые ограничения: полеты возможны в одиночку – без пассажиров. Чтобы получить право на коммерческие перевозки людей, нужно длительное обучение в летном училище гражданской авиации.
Компьютерный тест
Самый первый и самый простой шаг на пути к новому сертификату, это компьютерный тест. Тест можно сдать в любое время, по готовности, в специальном центре для компьютерного тестирования. Результаты теста действительны в течении двух лет, поэтому сдаваться можно заранее. Готовиться можно дома самостоятельно, завалившись книжками и конспектами. У меня на подготовку к тесту ушло менее недели, потому теория та же самая, что у частных пилотов. Нужно было только освежить некоторые подзабытые знания и изучить законы, связанные с коммерческими перевозками.
Банк компьютерного теста состоит из примерно 950 вопросов. Каждый вопрос имеет 3 варианта ответа, с одним правильным вариантом. Сам тест состоит из 100 случайных вопросов из банка, на которые отводится три часа. Во время теста можно пользоваться транспортиром и компьютером E6B (в том числе электронным.)
Темы вопросов следующие:
- Аэродинамика.
- Устройство самолёта.
- Поршневые двигатели.
- Эксплуатационные качества самолёта.
- Загрузка и центровка.
- ППП.
- Навигация.
- Погода.
- Законы.
- Общие знание.
FAA публикует набор примеров вопросов из теста для ознакомления, если вам интересно посмотреть. Полный список вопросов держится в секрете. Хотя некоторые компании (например Sheppard Air) гарантируют, что их программа подготовки к тесту содержит все настоящие вопросы
Заключение
К сожалению, далеко не в каждой специальности удовольствию от работы сопутствует материальное благополучие. Глядя на то, сколько зарабатывают учителя в России, можно вообще усомниться в адекватности современной системы оплаты труда. Однако профессия пилота является исключением: её обладатели не только занимаются любимым делом, но и получают за это хорошее вознаграждение. Главное — помнить о том, что:
Не нужно брать на себя все решения. Преимущества экипажа из нескольких пилотов как раз в том, что каждый проявляет свои лучшие навыки;
Нельзя небрежно относиться к организационным обязанностям. Летчикам отчеты и инструкции кажутся бесполезными, но они влияют на их статус в компании;
Автоматизация выглядит впечатляюще, но не стоит игнорировать навыки ручного пилотирования
Чрезмерное доверие компьютеру уже вызвало немало аварий;
Пилоту важно иметь план жизни после отставки. Можно придумать идею бизнеса или освоить другие самые востребованные профессии 2021 года в Москве.