Как составлять план по истории? 🤓 [есть ответ]
Содержание:
- Ассоциации
- Как запоминать большие объемы информации
- Некоторые особенности
- Как красиво оформить конспект: основные техники
- Внимание: почерк
- Рейтинг лучших программ
- Метод “Текстуальный”
- Monospace Writer
- Какая польза от конспектов
- Метод ментальных карт
- Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона
- Принципы ведения конспектов
- Как красиво оформить конспект
- Соблюдаем нехитрые правила
- OneNote
- 3 этап: оформление
- Как конспектировать быстро?
- Существующие виды конспектов
Ассоциации
Ассоциации — это связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые возникают сами собой и закрепляются в памяти человека.
Ассоциативное мышление для запоминания материала можно развить тренировками. Вот простое упражнение на создание мысленных образов и умение находить аналогии.
Шляпа, телефон, господин, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол (письменный), дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвёртка, кот, книга, фара, рыболовный крючок.
Читайте эти слова в течение двух минут. Постарайтесь запомнить их с помощью яркой образной истории. Чем более странными или комичными будут ваши ассоциации, тем лучше. Главное — всё это представить себе зрительно, чтобы лучше запомнить. Вот пример ассоциативной истории:
Шляпа, в которую поместили телефон. Телефонная трубка утыкана колючками, потому что это кактус. Эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом. В пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги. Один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющего форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша… и так далее.
<<Форма демодоступа>>
Придумав свою историю, выпишите слова из упражнения в верной последовательности — так у вас получится хорошо запомнить учебный материал.
Как запоминать большие объемы информации
Существуют разные методы для запоминания информации, и они активно развиваются каждый день вместе с растущими потребностями общества. Старый метод зубрежки больше не удовлетворяет нас, так как очевидно, что он малоэффективен.
Сам подход для усвоения знаний отличается от нее: чтобы тот или иной текст лег в долгосрочную память органично, он должен быть максимально адаптирован под принцип работы нашего сознания, то есть, он должен быть «усвоен» мозгом. В то время как зубрежка может предложить лишь автоматизированные, «непереваренные» и «неукорененные» знания.
Возможно, вам нужно эффективно запомнить факты или просто понять основы. Вам может понадобиться широкая концептуальная база или просто навыки. Чтобы добавить еще больше разнообразия, попробуйте разные стили обучения.
Ниже вы увидите подборку наиболее интересных способов того, как лучше запоминать информацию.
Анализ
Проанализируйте текст и выделите главные тезисы, которые в нем освещены. Ознакомьтесь с формулами, графиками, так как этим способом можно быстро запомнить всю основную информацию.
Чтение вслух
Это работает, если у вас развита слуховая память, если у вас развита больше зрительная, то будет эффективно читать про себя.
Запишите это
Это быстрее, чем вы думаете, и вы надежнее всего запомните именно конспект, даже если он написан таким корявым подчерком. Это работает, потому что вы подключаете свой ум к действию записи строк и одновременно просматриваете записанное. Таким образом знания переходят в более глубокую часть вашего мозга. Действеннее всего писать вручную, но можно также печатать текст.
Визуализация
Способ состоит в том, чтобы поместить абстрактную информацию в картину. Если вы пытаетесь понять концепцию, визуализация — хорошая техника для начала.
Некоторые особенности
В школе ученики тоже могут писать конспекты. Для этого им дается определенный параграф из учебника или статья. Такой вид работы позволяет научиться анализировать текст и выделять из него главную информацию. Поэтому для начала нужно внимательно прочитать отрывок несколько раз.
Это позволит понять содержание параграфа. После нужно выделить основные моменты и ключевые идеи текста. Не стоит стремиться записать все слово в слово, так как от обычного копирования толку нет. Всю прочитанную информацию нужно разбить на несколько пунктов.
В конспект заносят определения, даты, цитаты и известных личностей. При необходимости можно писать примеры и факты, которые помогут лучше понять информацию. В конце добавляют вывод. У каждого человека свой способ ведения записей, поэтому текст может выглядеть по-разному.
Иногда конспектирование осуществляется в классе. В таком случае учитель указывает, какие страницы учебника нужно изучить и записать
Подобный вид работ указан в ФГОС и является важной частью образовательного процесса. Важно, чтобы школьники поняли, что составлять конспект не значит дословно переписать текст
Им постепенно нужно развивать навыки составления коротких записей.
https://youtube.com/watch?v=iUmAFNz51Ro
Как красиво оформить конспект: основные техники
Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами
Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику
Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.
Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.
Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию
Внимание: почерк
Сделать его понятным для других людей можно при помощи тренировок в прописях. Поработав над каждой буквой, переходят к написанию целых слов и предложений. Еще одним вариантом может стать использование тетрадей в клетку. В этом случае слова выводят с таким расчетом, чтобы в клетке можно было поместить лишь одну букву.
Соблюдение перечисленных простых правил и проведение постоянных тренировок позволят совершенствовать технику письма. И тогда появление красивых букв и слов на бумаге окажется не за горами, а переживаний по поводу того, как научиться писать быстро, станет гораздо меньше.
Рейтинг лучших программ
Наименование | Описание | Рейтинг |
OneNote | Удобное и эффективное средство ведения конспектов и изучения материала. | ★★★★★ |
SpeechTexter | Удобное средство конспектирования. | ★★★★★ |
SomNote | Простое и удобное средство для записи информации. | ★★★★★ |
MetaMoJi Note Lite | Средство конспектирования при помощи создания заметок. | ★★★★★ |
Write | Простое и удобное средство конспектирования. | ★★★★ |
ColorNote | Создание конспектов и заметок. | ★★★★ |
Evernote | Конспектирование с хорошими возможностями для структурирования материала. | ★★★★ |
Lecture Notes | Средства для ведения конспектов с пометками. | ★★★★ |
XMind | Конспектирование с использованием интеллект карт. | ★★★ |
Monospace Writer | Минималистская программа для создания конспектов. | ★★★ |
Метод “Текстуальный”
Как вести конспект? Конспект состоит исключительно из цитат преподавателя, которые логически связаны между собой. Цитаты должны отражать ход лекции, можно оформлять их в виде колонки, где переход от одной мысли к другой отображается стрелочкой.
Преимущества. По такому конспекту можно восстановить лекцию почти целиком. Если преподаватель очень компетентен, четко выражает свои мысли и вызывает уважение у ученика, можно спокойно брать его наработки и использовать их, не трансформируя в собственные идеи и смыслы.
Недостатки. Будет сложно вести текстуальный конспект или пользоваться им, если преподаватель плохо выражает мысли, путается в словах, сбивается, часто отходит от темы. В таком случае лучше попробовать другой тип конспектирования, основанный на собственных выводах.
Существует большое количество методов конспектирования — я выделил из них 5 самых эффективных, которые точно пригодятся на онлайн занятиях. Лучше всего не зацикливаться на одном методе, а использовать несколько, исходя из сложности и объема информации, задачи курса и даже метода преподавания.
Monospace Writer
Плюсы и минусы
Красивый минималистский дизайн.
Удобный текстовый редактор.
Возможность создавать текстовые конспекты.
Применяется удобная система хэштегов.
Основное внимание уделяется работе только с текстовыми файлами.
Удобство ведения конспектов
7
Использование различных видов информации
5
Удобство проведения структурирования
7
Удобство при изучении записей
7
Итого
6.5
Минималистская программа для создания конспектов.
Здесь можно вести конспекты или делать заметки. Программа имеет минималистское оформление.
Редактор позволяет настраивать оформление и выбирать шрифт. Для того, чтобы обеспечить надёжное сохранение текста, предусмотрена синхронизация с облачным хранилищем. Для упорядочивания информации имеется удобная система хэштегов. Предусмотрена возможность экспортирования в различные форматы, чтобы получить файлы, с которыми можно будет работать отдельно.
https://youtube.com/watch?v=PN2uiw-6hAs
Использование смартфона или планшета для создания конспектов позволит сделать учёбу более продуктивной. Выбрав подходящие приложения можно сделать процесс изучения материала более эффективным.
Какая польза от конспектов
Сначала разберёмся, зачем вообще надо вести конспекты.
Быстрее запоминать: когда вы просто читаете, то задействуете краткосрочную память. Записывание переводит информацию из краткосрочной в долгосрочную память, а зрительная память дополняется двигательной.
Быстро освежить в голове нужную информацию, найти ответ на срочный вопрос. Конспект сэкономит время: не придётся пересматривать лекцию или перечитывать книгу, достаточно пролистать тетрадь с важными тезисами.
Лучше концентрироваться на предмете. Когда вы записываете, то мозг не пассивно поглощает информацию, а обрабатывает её. Вы глубже погружаетесь в содержание лекции, анализируете материал. Можете начать искать примеры из жизни, становитесь активными и вовлечёнными. Такие знания уже будет легче применить на практике.
Метод ментальных карт
Как вести конспект? Необычный метод конспектирования, задействующий креативное мышление. В центре листа рисуют облако с основной темой или мыслью занятия, от нее идут ветки объяснений, идей и мыслей. Каждая ветка, в свою очередь, может разделяться на еще несколько подпунктов, раскрывающих ее. Вместо схематичных “окошек” можно нарисовать настоящее дерево с ветками — на что хватит фантазии и желания. Поскольку конспектирование связано с творчеством, информация хорошо запоминается.
Преимущества. Никаких ограничений, конспектирование построено исключительно на вашем понимании темы и креативе, а схематичность рисунков позволяет создать довольно четкую структуру, которая будет понятна даже спустя длительный срок.
Недостатки. Если тебе никогда не приходилось строить ментальные карты, метод может показаться сложным, а конспектирование потребует много внимания, будет отвлекать от лекции.
Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона
Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?
Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.
Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.
Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест.
Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.
Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.
А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:
- лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
- при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
- следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
- если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.
Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.
Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.
Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.
Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.
Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак. В качестве образца помещения можете использовать картинку:
Метод Цицерона можно использовать и для решения обратных задач: использовать хорошо знакомый ряд слов для запоминания обстановки комнаты
Данная техника — один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.
Принципы ведения конспектов
Есть несколько правил грамотного составления конспектов.
Конспектируйте только самое важное. Это один из ключевых моментов
Не записывайте за преподавателем каждое слово
Так вы быстро устанете физически и эмоционально, ваше внимание будет сосредоточено не на материале, а на том, чтобы успеть записать. Вы мало что запомните, а потом ещё и не сможете разобраться в своих записях
Чтобы оставаться вовлечённым:
Дослушайте предложение, сказанное лектором, до конца, осмыслите информацию и выделите в ней только самое важное
Запишите слова и понятия, которые больше всего отражают тему: имена, даты, связки, примеры.
Старайтесь пересказать суть своими словами, без подробностей.
Не записывайте то, что и так уже знаете, обращайте внимание в первую очередь на новую информацию. Например, если вы знаете, что первый полёт на Луну был в 1969 году, нет смысла записывать это.
Если вы конспектируете книгу — не поддавайтесь искушению переписывать всю её целиком
Сначала прочитайте главу, раздел или подтему полностью: так вы увидите общую картину и выделите только то, что действительно важно.. Сокращайте
Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:
Сокращайте. Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:
- Подумайте, как сократить ключевые термины и слова, которые часто повторяются. Например, «зн» вместо «значит», «ф-я» — «функция». Пишите аббревиатуры: ЦА — «целевая аудитория», РОП — «руководитель отдела продаж».
- Используйте символы: стрелку → вместо «следовательно», ↑ — вместо «увеличение», + в значении «положительно».
- Цифры пишите знаками.
Вы можете придумать собственную систему обозначений. А чтобы расшифровать записи через какое-то время — сделайте на первой странице или в конце тетради ключ и внесите туда все символы и их значения.
Структурируйте информацию, делайте акценты, чтобы в записях было легче ориентироваться и читать их:
- Ставьте даты, записывайте имена лекторов и нумеруйте страницы.
- Выделяйте главные части конспекта: название курса, тему, заголовки, подзаголовки, определения, ключевые слова, выводы, делайте списки.
- Пишите с одной стороны листа, а новую идею — с новой строки, разбивая на абзацы. Оставляйте отступы между строками, потом впишете там свои примечания.
Визуализируйте, используйте графику.
Включайте в конспект таблицы, схемы, графики, формулы, рамки и рисунки
Такие подсказки выделяются среди текста и легче запоминаются.
Символы — стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, пометки: ! — «важно», N.B
— «обратить внимание!».. Добавьте цвета
Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст
Добавьте цвета. Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст.
Но не увлекитесь цветами, чтобы конспекты не превращались в раскраску
Тогда мозгу будет сложно понять, на что нужно обратить внимание. Достаточно двух-трёх основных цветов
Перечитывайте конспект
Это важно, хоть и трудно найти на это время. И лучше делайте это несколько раз:
- Сразу после лекции, пока она не выветрилась из головы, исправьте ошибки, заполните пробелы, закончите недописанные фразы.
- В течение суток после лекции: так вы закрепите всё, что слышали и изучили. Могут выясниться новые детали, которые вы пропустили или не поняли при первом чтении.
- Перед следующей лекцией. Потратив 10–15 минут, вы освежите в памяти важные тезисы и определения, это поможет лучше усвоить новый материал.
Как красиво оформить конспект
Запоминать большой объем информации сразу во время лекции по силам лишь единицам. Поэтому умение конспектировать пригодится каждому человеку. Текст должен обладать четкой структурой и понятным смыслом. Грамотное и красивое оформление записей позволит оперативно восстановить в памяти знания через определенное время. Подобный навык полезен по нескольким причинам:
- экономия времени и снижение нагрузки во время обучения;
- эффективная подготовка к семинарам и экзаменам;
- приобретение навыка быстрого поиска нужных данных в огромном информационном потоке;
- развитие внимательности, усидчивости;
- оптимизация учебного процесса, быстрое освоение нового материала;
- взаимодействие с преподавателем, а не просто механическая фиксация его слов.
В тетради
Правильное ведение конспектов поможет отлично усвоить учебный материал, что важно для подготовки к экзаменам. Записи способствуют запоминанию ключевых моментов лекции
При этом важно, чтобы тетрадь не только включала полезную информацию, но и выглядела аккуратно. Полезные советы для красивого оформления конспекта в тетради:
- понятные и разборчивые записи;
- использование ручек для основного текста с синими, черными или темно-фиолетовыми чернилами;
- использование сокращений там, где это уместно;
- без лишней необходимости не следует писать на полях, оставляя место для дат и обозначений.
Красивый конспект состоит из аккуратных записей. Текст должен быть понятен автору. Будет полезно заранее разработать индивидуальную систему условных обозначений. Это поможет значительно сократить время на конспектирование информации. Если в процессе лекции остались пробелы, то их необходимо заполнить сразу после окончания пары. Ключевые слова можно выделять цветными маркерами или разноцветными чернилами. Тематические разделы конспекта следует помечать цветными стикерами, с помощью которых будет легко ориентироваться в тетради.
В Ворде
В эпоху информационных технологий образовательный процесс постоянно оптимизируется. Писать конспекты сегодня можно не только в тетради, но и брать с собой на лекции ноутбуки, планшеты и другие электронные устройства для ведения записей. Текст печатается в специальных редакторах. Наиболее популярной программой является Microsoft Word. Для того чтобы выполнить конспектирование в Ворде качественно, можно воспользоваться полезными советами:
- наличие ошибок в будущем затруднит поиск нужной информации в файле, поэтому необходимо сразу печатать грамотно;
- следует оформлять текст в одном стиле с одинаковым шрифтом, размером букв, интервалами, отступами и прочими параметрами, чтобы конспект выглядел аккуратно;
- использовать возможности шрифтовых и цветовых выделений нужно систематизировано, чтобы было легко найти примеры и определения;
- иллюстрации в виде схем, карт, графиков, диаграмм можно самостоятельно создать в редакторе или скачать из интернета и вставить в текст;
- материал необходимо дополнять ссылками, пройдя по которым будет легко найти информацию по конкретному вопросу.
Соблюдаем нехитрые правила
Следование некоторым правилам поможет достичь отличных результатов в обучении письму:
Мебель для письма должна быть подобрана подходящая. Это означает удобную спинку у стула, соответствие стола росту. Вряд ли процесс тренировок будет успешным, если человек решит посидеть в кровати или в кресле, используя свои собственные колени в качестве подставки для тетради.
Задумавшись над тем, как научиться писать быстро и красиво, нужно с вниманием отнестись к положению своего тела. Поза выбирается прежде всего удобная
Спина должна быть прямой, пусть опорой для нее служит спинка стула. Сев за стол, нужно проверить и положение коленей. Девяносто градусов – под таким углом они пусть будут согнуты.
Обращаем внимание на лист бумаги. Правильнее, если он будет лежать немного правее человеческого туловища.
OneNote
Плюсы и минусы
Разнообразные способы работы с информацией.
Улучшенные возможности для продуктивной работы и организации информации.
Кроссплатформенность.
Возможность проводить синхронизацию между различными устройствами.
Новичку сложно сразу освоить работу с этим приложением в полной мере.
Удобство ведения конспектов
10
Использование различных видов информации
8
Удобство проведения структурирования
10
Удобство при изучении записей
8
Итого
9
Удобное и эффективное средство ведения конспектов и изучения материала.
Программа OneNote завоевала заслуженную известность. Она создана разработчиками компании Microsoft. Она имеет продвинутые возможности для работы с информации. Созданы версии для различных операционных систем.
Здесь предоставляется возможность печатать текст, вставлять рукописные заметки, делать ссылки внутри документа, использовать различные типы видео и аудио файлов. Есть возможность сканировать страницы учебников и переводить записи в текстовый вид.
Информацию можно организовывать, располагая её на различных страницах и помещая в тематические разделы. Здесь можно хранить тексты, списки дел, медиафайлы. Есть возможности для того, чтобы удобно организовать навигацию по существующим записям.
3 этап: оформление
Несмотря на то что многие современные школьники печатают быстрее, чем пишут, рекомендуем приучить вашего ребёнка вести конспекты от руки. Это развивает мелкую моторику, необходимую для тренировки мышления. Кроме того, во время рукописного конспектирования мозг лучше сохраняет информацию.
При этом можно дополнять свой рукописный конспект схемами и другими визуальными пособиями, сделанными на компьютере, как делает это ученик домашней школы «Фоксфорда» Степан Павловских.
<<Блок перелинковки>>
Научите ребёнка оптимально использовать тетрадные поля. На них можно ставить дату и обозначать особо важные места. Писать лучше всего через клетку или две. Это позволит дополнять конспект новыми сведениями и исправлять допущенные ошибки.
При составлении конспектов используйте сокращения. Они могут быть общепринятыми, личными, словарными и ситуативными.
Виды сокращений в конспектах
В конспектах можно использовать символы и схемы. Стрелки, рамки, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.
<<Форма курс 5-11>>
Научите ребёнка использовать цветные текстовыделители при оформлении конспекта
Это поможет навести порядок в записях и акцентировать внимание на важных местах. Разные части конспекта можно писать разноцветными ручками
Например, вопросы — красным, определения — синим, выводы — зелёным. Цветная кодировка связывается с памятью, позволяя легче «сохранять» материал конспекта.
Придумайте с ребёнком систему символов, чтобы отмечать непонятные места. Если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определения, можно поставить рядом с ним яркий значок, чтобы разобраться позднее.
Примеры привлекающих внимание знаков:
- — прочитать об этом в учебнике;
- — скачать презентацию по теме;
- ⟳ — повторить перед следующим уроком.
Объясните ребёнку, что если что-то непонятно во время урока, то при просмотре записи будет непонятно вдвойне. Лучше прервать конспектирование и написать учителю в чат уточняющий вопрос.
После урока работа с конспектом не заканчивается. Предложите ребёнку дополнить его информацией из учебника и повторить то, что он записал, через несколько часов или на следующий день. Помимо прочего, это позволит ребёнку осознать, насколько полезный и понятный конспект у него получился.
Ещё больше идей о том, как оформлять школьные конспекты по разным предметам читайте в этой статье.
Как конспектировать быстро?
Итак, как научиться быстро писать конспекты?
- Прежде всего, следует научиться быстро писать. Такой совет может показаться странным, но некоторые пишут очень медленно, аккуратно выводя каждую букву. С таким подходом записать всё точно не получится. Стоит сделать упор не на качество, а на количество записанного, то есть скорость написания. Но, конечно, в любом случае буквы должны быть понятными.
- Тренируйтесь. Особенно непросто приходится студентам первого курса, ведь они не знакомы с конспектированием и просто не привыкли к такой скорости речи педагога (зачастую школьные учителя говорят медленно, да и записывать много на уроках не приходится.). Чтобы быстрее освоиться, можно писать дома: записывать монологи родственников или тексты передач и фильмов, переписывать главы из книг или журнальные статьи.
- Научитесь выделять и записывать всё самое главное. Не стоит записывать каждое слово преподавателя, это ни к чему. Обычно около 20% лекции – это, по сути, не столь важная и ненужная информация, фиксировать и запоминать которую просто ни к чему. А вот самые важные мысли и тезисы конспектировать необходимо.
- Чтобы быстро писать на лекциях, внимательно слушайте преподавателя и не отвлекайтесь, так как посторонние дела помешают вам уловить суть и выделить главное. Сконцентрируйтесь на речи лектора, абстрагируйтесь от остальных звуков.
- Предложения и фразы можно сокращать, убирая из них все лишние слова. Но всё же при этом предложение должно остаться осмысленным, убирать важные слова не стоит, вы просто упустите суть всего текста.
- Если вы услышали то, что уже записывали или хорошо знаете, не включайте это в свой конспект, вы просто потратите время впустую.
- Если вы чувствуете, что не успеваете записать что-то, то можно оставить свободное место и воспроизвести недописанное позже. Но сделать это нужно как можно быстрее (во время паузы преподавателя или сразу после лекции), пока информация свежа в памяти.
- Если вам приходится много писать на работе или на учёбе, сокращайте слова. Например, можно написать первую часть слова и окончание, поставив между ними дефис. Можно сократить слово, поставив в конце точку. Также можно использовать и общепринятые сокращения, такие как «тыс.», «чел.», «млн» и так далее. Но помните о том, что все сокращения должны быть понятными, иначе вы просто не сможете воспроизвести информацию.
- Часто используемые и основные слова можно сократить до букв или аббревиатур. Например, словосочетание «информационные технологии» может выглядеть как «ИТ». Но чтобы не запутаться при изучении конспекта, после лекции сразу же запишите все аббревиатуры и их расшифровки, это поможет быстро сориентироваться.
- Можно использовать символы. Например, слово «повышение» можно обозначить стрелкой, направленной вверх, а «понижение» может выглядеть как стрелка вниз. Слово «следовательно» можно обозначать стрелкой вправо. Слово «примерно» или «приблизительно» обозначьте волнистой линией.
- Можно создать собственную систему символов. Например, вы можете сократить часто используемые слова или самые простые. Символ может быть неким знаком или схематическим изображением или же сочетанием нескольких букв или их элементов. Но сразу же запишите все придуманные обозначения, чтобы ничего не забыть. Такой способ подойдёт для натур творческих и мыслящих креативно.
- Если ваша фантазия работает не очень хорошо, и придумать символы вы не можете, то используйте готовую и уже разработанную систему. Сначала изучите и запомните все обозначения, а потом начинайте использовать их.
- Есть ещё один способ. Если преподаватель диктует лекции очень быстро, то попробуйте пропускать некоторые буквы. Пусть это будут гласные, так как их в словах гораздо меньше. Как показывает практика, слова без гласных воспринимаются и воспроизводятся вполне нормально. Но всё же стоит писать гласные в конце слов и в начале, так вам будет проще разобраться и учесть окончания, а они порой важны.
Существующие виды конспектов
Есть несколько принципиально разных видов конспектов, каждый из которых оптимально подходит для конкретного вида работы:
- план-конспект
- схематеческий план
- текстуальный конспект
- тематический конспект
Довольно часто используется, по причине своей эффективности, план-конспект. Для его создания заранее разрабатывается структурный план, где есть основные заголовки и подзаголовки. В процессе написания конспекта в подробностях раскрывается каждый из существующих заголовков, тем самым, по итогу работы получается план-конспект. Когда время на подготовку перед выступлением является минимальным, такой конспект подойдет идеально. Успех выступления будет напрямую зависеть от того, насколько подробным, и, что самое главное, последовательным будет план конспекта. Для таких конспектов имеет смысл отдельно выписывать пометки с информацией об источниках, так как по памяти подобные тексты восстанавливаются с большим трудом.
Схематические планы несколько похожи на план-конспекты, ведь в основе такого конспекта также лежит заранее составленный план. Только вместе привычных пунктов плана формируются вопросы, а конспект будет состоять из ответов. Информация, представленная таким образом, усваивается быстро и качественно.
При изучении области, где точность цитат играет важную роль, например, это может быть литература, стоит выполнить текстуальный конспект. Он будет состоять из терминов и тезисов первоисточника. Преимуществом такого конспекта является то, что в него можно «встроить» план. Само же составление подобного конспекта считается сложной работой, так как вставлять цитаты так, чтобы по ним был понятен исходный материал, проблематично без опыта в этом процессе.
Принципиально отличается от других тематический конспект, который пишется по нескольким источникам сразу. Он может использоваться для освещения вопроса, к которому нужно подходить с разных сторон, соответственно, делать содержание каждого материала тут не требуется. Сложность такого текста связанна с подготовкой к нему, так как потребуется изучить в разы больше материала, чем в вышеуказанных типах конспектов.
Если же есть примерное понимание того, как делаются все указанные ранее конспекты, и главное, присутствует успешный опыт их выполнения, то в этом случае можно остановиться на свободном стиле, который содержит элементы всех типов конспектов. Тут можно применять и структурный план, и цитаты, и несколько разных источников. Полученный результат будет наиболее целостным, если сравнивать с другими вариантами написания конспектов.