Как написать рецензию на статью, пособие, монографию

Содержание:

Объем и содержание рецензии

Содержание рецензии зависит от того, какой вид работы оценивается: научное исследование, книга, дипломная работа, диссертация, кинофильм и т.д. 

Приблизительный план того, как писать рецензию на научную статью, включает в себя соблюдение общих требований, носящих условный характер, так как тип рецензируемого объекта потребует соблюдения определенных правил: 

  1. Информация о том, что именно рецензируется, название, краткие сведения об авторе. 
  2. Краткая передача содержания.
  3. Критический анализ формы, содержания, структуры композиции, стиля изложения. 
  4. Акцент на преимуществах и указание на недостатки с пояснением причин ошибок. 
  5. Аргументированное резюме. 

Если рецензируется научная статья, то план должен содержать следующие пункты:

  1. Краткая библиография: название статьи, область исследования, информация об авторе с упоминанием его рода деятельности, места учебы или работы, званий, степеней, если таковые имеются.
  2. Основная часть должна содержать самую суть содержания: оценку актуальности темы и полноты ее раскрытия, анализ текста с точки зрения логики изложения, соблюдения структуры, достаточного количества цитируемых источников, которые наглядно подтверждают глубину изучения теории вопроса, выполнены ли поставленные задачи, достигнута ли в итоге поставленная цель. 
  3. Научная и практическая значимость работы. 
  4. Положительные стороны и недочеты. 
  5. Соответствие оформления статьи государственным стандартам или методическим рекомендациям, грамотность, соблюдение стиля. 

В конце рецензии подводится итог. Для курсовых работ, контрольных, дипломов, которые написали студенты, необходимо указать итоговую оценку. Для научных статей — резюме о возможности публикации или использования материала в практической деятельности: в качестве лекционного материала при обучении студентов. Резюме на диссертацию должно содержать рекомендацию о возможности присвоения ученой степени автору.

Резюме завершается информацией об эксперте: фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.

Требования к содержанию рецензии:

  • Объективная оценка: статью необходимо оценивать вне зависимости от личных пристрастий эксперта, только с позиции научной значимости объекта экспертизы.
  • Отсутствие эмоционально окрашенной лексики, подробного описания второстепенных деталей.
  • Наличие аргументированной доказательной базы. Рецензенту необходимо обосновывать каждый приведенный аргумент. 

Средний объем рецензии – от 1000 до 3000 знаков, это составляет примерно 1-2 страницы текста на листах формата А4.

Рецензия на фильм и театральный спектакль

Нюансы написания рецензии на фильм

Как и в случае с книгой, этот вид рецензии начинается с полного внимательного просмотра фильма или театральной рецензии. Далее также необходимо обратиться к теоретической основе выбранного вами жанра постановки или фильма.

Анализ, как правило, включает такие компоненты;

  • история и условия создания фильма (постановки спектакля), перечень режиссеров, основных актеров;
  • если фильм снят по книге, необходимо немного рассказать о ней;
  • сюжет объекта без детализации;
  • система образов (краткое описание);
  • проблематика, особенности ее реализации;
  • анализ игры актеров, декораций;
  • в фильме можно проанализировать качество съемки, а в спектакле особенности переходов между сценами
  • сравнительный анализ спектакля/фильма с книгой-первоисточником;
  • оценка и рекомендации автора.

Эти компоненты, как и в рецензии на книгу, можно менять местами на свое усмотрение. Каким моментам уделить больше внимания и, соответственно выделить больший объем в рецензии, зависит от особенностей объекта и впечатлений рецензента.

Разновидности рецензий

Вид рецензии зависит от исследуемой сферы и содержимого объекта. Подход к научным текстам должен опираться на логику, факты и объективные суждения, быть структурированным.

Разбор творческих произведений допускает больше подходов:

  1. Профессиональный, проводимый дипломированным экспертом.
  2. Читательский, выражающий мнение неподготовленного.
  3. Писательский, формируемый коллегами. Эти рецензии отличаются яркостью, например отзыв А. С. Пушкина о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

По объекту

Рецензии по объекту составляются во многих сферах (IT, игр, науки, литературы, кино и театра) в свободной форме. Стандартный объем равен странице А4. Во введении определяется объект исследования, в теоретической части — стиль и классификация, место рецензии. Далее анализируется структура и языковые особенности. В завершение подводится итог.

Рецензии по объекту составляются в свободной форме.

По субъекту

Эта разновидность рецензий позволяет проявить свои навыки большому количеству людей:

  • читательский анализ распространен в школах, вузах, на тематических форумах, сайтах различных организаций;
  • экспертная оценка дается учеными, узкими специалистами, художественными критиками;
  • заказные работы пишутся профессионалами для потребителей и решают коммерческие задачи.

По количественному критерию

В зависимости от количества анализируемых тем (работ автора) можно различать моно- или полирецензии. Первые рассматривают 1 новое произведение, а вторые сравнивают 2 и более объектов, выделяясь большими объемами.

Рецензии различают по количественному критерию.

По стилю речи

Научный стиль подачи информации присущ экспертам, в то время как публицистический характерен для СМИ, литературы, театра и т.п. Тон и речь рецензии должны соответствовать жанру рассматриваемого произведения. Разбор фельетона и драматического рассказа требуют применения различных стилей.

По объему текста

Большие рецензии, свыше 2 печатных страниц, встречаются в специализированных изданиях. Работы объемом 1-2 листа формата А4 присущи обзорам событий в искусстве и литературе.

Структура рецензии к диплому

Самое важное, что нужно упомянуть в рецензии – это то, насколько работа актуальна в наше время. Также все обсуждаемые в работе проблемы должны быть подобраны правомерно

Чтобы написать эту часть рецензии правильно и привести все нужные примеры, потребуется использовать информацию, указанную в начале дипломной работы. 
После в рецензии следует написать краткое описание текста работы. То есть краткое содержание, в которое включены лишь самые ключевые моменты. Такую информацию лучше всего уместить в несколько предложений, однако они должны иметь прямую связь с последующими выводами, которые отражают, что именно исследования даёт определенной отрасли науки. 

Следующим пунктам станет общий анализ проведенной работы. Сюда входит большое количество описаний. Например, автор рецензии должен упомянуть об уровне логичности в работе учащегося. Также на итоги будет влиять то, насколько хорошо студент обосновал какие-то факты. 
Следующий пункт – оценка рецензентом диплома. Здесь нужно указать положительные и отрицательные черты работы

Важно помнить, что формально рецензия написана научным руководителем, а значит нужно не перехвалить себя. 
Рецензия не должна превышать в объеме 2 страниц. Можно немного меньше, однако больше не следует. 

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

При написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Структура рецензии на произведение

В трех частях, из которых состоит критический отзыв, последовательно излагается информация о книге, писателе, сюжетных, стилистических, композиционных, жанровых особенностях текста. Каждый блок нужен, чтобы решить определенные задачи.

Начало рецензии

Во вступлении рецензент знакомит читателей с произведением и его автором

Критик стремится заинтересовать целевую аудиторию (ЦА), привлечь внимание случайных посетителей, заставить их продолжить чтение

Так пользователи знакомятся с темой, а потом открывают ссылку на полную версию статьи.

Как начать повествование, решает автор отзыва.

Возможны следующие варианты:

Пример введения для рецензии.

  • указать выходные данные книги (название, фамилию, имя, отчество писателя, год издания, место публикации);
  • вкратце рассказать об авторе произведения (годы жизни и творческой активности, предыдущие работы, жанровая принадлежность, яркие факты из биографии, награды);
  • процитировать другой отзыв, фрагмент рецензируемой книги или текста на близкую тему;
  • дать емкое определение жанру, в котором написано произведение;
  • обозначить один из вопросов, поднятых писателем, упомянуть об их актуальности в реальном мире;
  • пересказать завязку или яркий поворот сюжета без раскрытия главной интриги;
  • в нескольких словах описать одного или нескольких персонажей.

Изложение основной идеи

После вводной части критик знакомит читателей с главной идеей книги.

Для этого необходимо сформулировать:

  • проблемы, которые рассматриваются в произведении;
  • вопросы, на которые писатель ищет ответы;
  • центральную мысль текста.

Рецензент оценивает, удалось ли автору создать реалистичные образы героев, описать их взаимоотношения, чтобы раскрыть основную тему. Уровень писательского мастерства зависит от умения донести до читателей смысл. Литераторы по-разному используют образы и стилистические приемы, поэтому задача критика — определить, смог ли писатель добиться задуманного эффекта с помощью задействованных в тексте средств выразительности.

Автор рецензии в непринуждённом стиле оценивает рассказ А.П.Чехова «Страшная ночь».

Анализ определенных моментов

Далее в основной части рецензент рассматривает отдельные компоненты, которые влияют на представление читателя о книге.

Среди них стоит выделить:

  • заглавие произведения и его частей;
  • период и место действия;
  • развитие образов по ходу сюжета;
  • характеристики главных и второстепенных действующих лиц;
  • диалоги между героями.

Критик оценивает, как перечисленные элементы способствуют раскрытию главной идеи. Чередование некоторых приемов и особенности их передачи на письме влияют на скорость, с которой развивается действие, поэтому в рецензиях часто упоминают о динамике сюжета. Также отмечают, насколько достоверными выглядят поступки и размышления героев, хорошо ли проработаны детали описаний и биографий. Можно упомянуть о сопереживании персонажам или его отсутствии.

Автор рецензии в ироничном ключе анализирует диалог главных героев.

Вывод на основе вышеизложенного

В этой части автор подводит итоги анализа текста. Уместно отметить слабые и удачные находки писателя, сопоставить новинку с его предыдущими работами, подчеркнуть значимость книги, оригинальность идеи или нестандартность ее подачи. Полезно указать, каким категориям читателей произведение понравится больше.

Автор рецензии подводит итог по прочитанному им произведению.

Для чего пишется рецензия на учебное пособие и монографию

Чтобы подтвердить научное звание или повысить квалификацию, преподаватели вуза и научные сотрудники проводят исследования и публикуют результаты. Для выпуска нового учебного пособия или монографии издательству нужно получить несколько независимых рецензий на тиражируемый научный труд.

Монография — научный труд одного автора, посвященный глубокому исследованию одной темы. Подобное исследование — обязательное условие для допуска к написанию и защите диссертации.

Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное пособие должно содержать систематизированную информацию, которая имеет научное и практическое обоснование. Тогда официального утверждения кафедрой или советом университета труд может дополнять учебник или полностью его заменять.

Рецензия на учебное пособие или монографию — объективное подтверждение актуальности работ, их соответствия государственным нормам, потребностям науки, рекомендация этих рудов к использованию.

Виды рецензий

В зависимости от предмета рецензирования, стиля речи самого текста существует несколько разновидностей рецензий, причём у каждого вида свой круг читателей и область распространения.

По объекту

Писать рецензии можно на что угодно. При этом они будут делиться на категории по выбранным темам обзора. Чаще всего встречаются:

  • Литературные – анализ художественных произведений (рассказов, эссе, романов и др.), написанных профессиональными авторами или любителями;
  • Театральные – рецензии на спектакли;
  • Музыкальные – обзоры песен, видеоклипов, альбомов различных жанров и исполнителей;
  • Кинорецензии – обзоры кинофильмов;
  • Рецензии на продукты сферы IT – быстро набирающий популярность вид рецензий, обозревающий компьютерные программы, игры;
  • Товарные – обзор на какой-то продукт;
  • Научные – рецензии на научно-исследовательские работы.

Составлять рецензии разрешено в свободной форме, средним объёмом от страницы А4 и выше.

По субъекту

Рецензии также классифицируются по авторам на четыре категории:

  • Потребительская. Пишется потребителем рецензируемого товара или услуги. Автор должен разбираться в теме на основе собственного опыта.
  • Экспертная. Составляется квалифицированными специалистами – например, театральными, литературными критиками.
  • Заказная. Пишется за определённую сумму, как правило, по заказу автора рецензируемого объекта в качестве рекламной акции, т.е. содержит в себе заранее установленное мнение о предмете.
  • Читательская. Представляет собой сжатый анализ произведений. Распространены на школьных, университетских сайтах, сайтах книжных магазинов и т.п.

По количественному критерию

В зависимости от количества разбираемых произведений, рецензии бывают двух видов:

  • Монорецензия. Анализу подвергается одно произведение автора, но не возбраняется сравнивать его с другими. Объём сравнительной части должен быть небольшим. Чаще всего в таких рецензиях сравнивается новое произведение с уже известным аудитории.
  • Полирецензия. Одновременно разбираются и сравниваются между собой два или более произведений по одной теме, при этом сравнительная часть должна занимать большой объём текста. Обычно анализируются новые или малоизвестные произведения.

По стилю речи

По стилю речи рецензии делятся на:

  • Научные. Они пишутся профессионалами.
  • Публицистические. Они характерны для СМИ, театров, литературы.

Для научного стиля важно в первую очередь опираться на факты, логические рассуждения, объективные аргументы и сдержанность высказываний, кроме того важна структурированность текста. Для публицистики характерно большее количество подходов:

  • Профессиональный – рецензирование экспертами в области;
  • Читательский – выражение мнение читателя, не обладающего познаниями;
  • Писательский – составление рецензии писателем на произведение коллеги.

Стиль речи определяется жанром работы, на которую составляется рецензия.

По объёму текста

В зависимости от количества страниц текста рецензии бывают двух видов:

  • Большие или гранд-рецензии. В основном присуща специализированным изданиям. Такие рецензии развёрнуты, потому что большой объём позволяет рецензенту более глубоко изучить тему, охватив все её аспекты. Гранд-рецензии обычно пишут опытные критики, заслужившие признание общественности, пользующиеся большим авторитетом. Объём таких рецензий – от двух страниц А4 и выше.
  • Маленькие или мини-рецензии. Информация подана в сжатой форме, в основном содержит обозревание прессой новинки в сфере искусства, литературы или кино. Обычно мини-рецензии не содержат чётко обоснованного мнения автора и анализа всех тонкостей выбранной темы. Другой вариант – краткий аргументированный анализ произведения без лишних отступлений. В обоих случаях рецензия должна быть сжатой и лаконичной. Объём работы – один-два листа А4.

Действие первое: составляется черновик, где анализируются основные характеристики фильма

Чтобы составить рецензию на спектакль или кинофильм, для начала нужно набросать черновой вариант, чтобы потом не редактировать опубликованный отклик в интернете. Чтобы быть компетентным в теме, автору будущей рецензии нужно выполнить следующие действия:

  • нужно знать предмет обсуждения, поэтому для начала просмотрите фильм, а лучше пару раз;
  • после первого просмотра тезисно отмечайте впечатления от фильма, ведь только свежее впечатление формирует характер отзыва;
  • далее просмотрите подробную информацию о фильме, кто режиссер, сценарист, какие актеры были задействованы, какими актерскими регалиями они обладают;
  • перед написанием рецензии можно просмотреть уже имеющиеся отзывы и критику о фильме, чтобы вдохновиться, но при этом не повторяться;
  • отдельным списком нужно отметить для себя, какая музыка и саундтреки сопровождали фильм.

После того, как была проведена такая подготовка к написанию чернового варианта рецензии, можно приступать к ее непосредственному составлению. Для этого рассматриваются поэтапно несколько важных пунктов, описываемых в положительном или негативно ключе.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Сценарий картины

Половина успеха фильма или 100% провала – это сценарий к нему. В ходе написания и проработки сценария работает обычно сразу несколько специалистов

Автору в рецензии нужно уделить внимание нескольким пунктам:

  • последовательность событий и их логика;
  • насколько были завершены сцены;
  • присутствует ли кульминация и насколько она яркая;
  • какие характеры у героев киноленты, как развиваются характеры каждого из них по мере развития событий;
  • насколько интересны и грамотно составленные диалоги в фильме.

Писать отзывы касательно сценария и указанных пунктов можно сразу после просмотра фильма, а в ходе просмотра делать пометки в черновом варианте. Профессиональные критики советуют «переспать» с впечатлениями и эмоциями, а на свежую голову писать отклик.

Режиссура

Всем процессом съемок руководит режиссер, он также может корректировать сценарий и подбирать актеров. Поэтому в рецензии обязательно нужно указать, насколько режиссеру удалось реализовать сценарий фильма. А чтобы оценить его, как специалиста в своем деле, лучше заранее ознакомиться с предыдущими его работами, какие фильмы стали успешными, а какие неудачными.

Благодаря знакомству с деятельностью режиссера в прошлом, можно глубже оценить его способности и режиссуру в принципе. Чтобы действительно оценить режиссуру отдельно от сценария и других элементов, фильм нужно посмотреть минимум дважды. Некоторые профессиональные критики для оценки новой киноленты просматривают ее несколько раз подряд.

Игра актеров

Перед просмотром фильма, на который в дальнейшем будет написана рецензия, важно ознакомиться с актерским составом, кто какую роль будет играть. А о самых главных актерах нужно составить краткую биографию, то есть, в каких успешных фильмах и ролях они засветились, а может, сыграли провальные роли

Знакомясь с актерами и их деятельность в прошлом, можно примерно понимать, насколько успешно и гармонично им удалось влиться в новые роли. В черновом варианте рецензии нужно отметить амплуа актеров, подчеркнуть актерские регалии, оценить, насколько зритель может верить их игре и т. п.

Работа оператора

Работа режиссера и работа оператора – это два отельных творческих процесса. Режиссер управляет, командует и ставит задачи перед оператором, а его функция заключается в воплощении всего этого

Чтобы оценить работу оператора обратить внимание можно на несколько моментов:

  • гармоничность и красота планов;
  • впечатление от визуального ряда в киноленте;
  • манера съемки оператора в этой картине и других известных фильмах.

Музыка

Всегда успешные нашумевшие киноленты обращают много внимание вокруг своего музыкального сопровождения. А некоторые саундтреки становятся настоящими гимнами кинолент

Каждый режиссер знает, что музыкальное сопровождение картин и сюжетов составляет 50% впечатления от происходящего на экране.

Автору рецензии нужно будет оценить, насколько музыка подходит под характер событий и жанра фильма, насколько треки передают настроение, которое посылает зрителю режиссер и актеры. В рецензии хорошо будет, если треки будут указаны точно с указанием исполнителя и дорожек, чтобы читатели смогли получить максимум полезной информации.

Спецэффекты

При составлении рецензии на кино проще всего оценивать спецэффекты, грим и костюмы. Но что интересно, большинство рецензентов допускают ошибки как раз на моменте спецэффектов и костюмов, не понимая задумки режиссера

При оценке спецэффектов важно сопоставлять возможности и желания создателей киноленты

Как научиться писать рецензии

Чтобы разобрать даже небольшой художественный текст, потребуются предварительная подготовка и некоторый опыт написания статей в публицистическом стиле

Важно научиться критически воспринимать произведение вне зависимости от личного отношения к писателю и его творчеству. Рецензенту-новичку помогут несколько простых советов

С чего стоит начинать

Вначале понадобится прочитать книгу целиком. Судить о произведении, не ознакомившись с концовкой, бессмысленно. Каждый поворот сюжета, описание, литературный прием дополняют картину, приближают к развязке, углубляют понимание текста.

Это поможет выявить ключевые фрагменты, которые потом не придется отыскивать заново.

Что именно необходимо проанализировать

Литературное произведение оценивают по таким параметрам, как:

Рецензент делает для себя полезные пометки.

  • логичность повествования;
  • темп развития сюжета;
  • глубина проработки психологических портретов;
  • стиль изложения;
  • использование тропов (метафор, сравнений, аллегорий и др.);
  • уровень владения материалом (например, при описании отдаленных исторических эпох, сложного оборудования, специфических болезней, научных теорий и т. д.);
  • правдоподобность деталей, поступков и реакций героев;
  • эмоциональный отклик на книгу;
  • наличие ошибок (фактических, смысловых).

Критик анализирует эти особенности в произвольном порядке. Приведенный выше список можно расширить или сократить

Рецензент сосредотачивает внимание на тех сторонах произведения, которые считает самыми интересными и заслуживающими обсуждения

По каким критериям оценивать собственную рецензию

Перед публикацией статьи стоит внимательно прочитать текст.

Следует проверить, соответствует ли отзыв нескольким параметрам:

Рецензия написана грамотным языком (без ошибок, опечаток, нелогичных формулировок). Фразы и предложения понятны с первого прочтения

Внимание акцентировано на анализе особенностей произведения, а не на субъективной оценке критика. При чтении не складывается впечатление о предвзятости автора

Отзыв не выглядит незавершенным, недописанным, оборванным на полуслове.

Полезно взглянуть на текст с позиции представителя ЦА, случайного посетителя портала, профессионального журналиста, писателя.

Составляющие правильной рецензии – это объективность, непредвзятость и достоверность.

Советы по грамотному оформлению

Статью разбивают на небольшие абзацы по 1-5 (максимум 7) не слишком длинных предложений. Делят на смысловые блоки, к которым придумывают подходящие заголовки.

Рассказывая об авторе произведения, стоит расставить ссылки на его подробную био- и библиографию, отзывы других критиков, сообщения о полученных наградах, указать выходные данные анализируемой книги. Читателю проще ознакомиться с дополнительными сведениями из других источников, чем пытаться усвоить большой объем информации из одного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector