Как писать рецензию на книгу — структура, правила написания и оформления

На книгу Эрнеста Хэмингуэя Фиеста (и восходит солнце..).

Эта повесть стала первой для Хэмингуэя полноценной книгой и принесла огромную популярность.

Конечно, дальше больше и потом автор приобрел еще большую популярность, но именно Фиесты хватило для того чтобы стать частью литературного пантеона своего времени (да и нынешнего тоже) и получить статус одного из основных предводителей и идеологов потерянного поколения – молодых людей 20-30-х годов предыдущего века, которые после ужасов войны больше не могли видеть мир как видели его предшественники.

По сути, вся Фиеста представляет собой книгу об этих людях, которые и составляли «потерянное поколение». Повесть, как многие другие творения этого автора, биографична.

В лице главного героя, журналиста Джейка, Хэмингуэй выводит себя, хотя добавляет пикантную подробность, которая делала его книгу немного резковатой и выдающейся для своего времени, а душевный надрыв героев таким пронзительным. У Джейка Барнса ранение в область паха, полученное на войне, и поэтому он не может испытывать физическую близость с женщиной.

Вторая главная героиня – Бретт Эшли (которая тоже имела подлинный прототип) является подругой Джейка и оба они, по сути, любят друг друга, любят и понимают. Они являются и добрыми друзьями и собутыльниками, компаньонами в приключениях и посиделках, могли бы быть и любовниками, но.. Джейку остается только обсуждать с Бретт ее новых кавалеров, а Эшли остается только с тоской смотреть на своего друга, который так близко и далеко. На основе отношений и похождений этой парочки автор и строит свою повесть.

Сначала он рассказывает о Париже и знаменитых кафе, где отдыхал бомонд и творческая элита, потом переносит нас на корриду в Памплону, небольшой испанский город. По сути, дни корриды – основная часть и основной накал повести, который разрешается расставанием героев и выяснением отношений, не только между Бретт и Джейком, но по большей части между другими героями. В этой книге автор не использует морализаторство и не приводит читателя к какими-то особым выводам, он просто рассказывает о людях, таких какие они есть на самом деле и передает эмоции и переживания, такие, какие он сам ощущал корриду, Париж и многое другое.

Виды рецензий

В зависимости от предмета рецензирования, стиля речи самого текста существует несколько разновидностей рецензий, причём у каждого вида свой круг читателей и область распространения.

По объекту

Писать рецензии можно на что угодно. При этом они будут делиться на категории по выбранным темам обзора. Чаще всего встречаются:

  • Литературные – анализ художественных произведений (рассказов, эссе, романов и др.), написанных профессиональными авторами или любителями;
  • Театральные – рецензии на спектакли;
  • Музыкальные – обзоры песен, видеоклипов, альбомов различных жанров и исполнителей;
  • Кинорецензии – обзоры кинофильмов;
  • Рецензии на продукты сферы IT – быстро набирающий популярность вид рецензий, обозревающий компьютерные программы, игры;
  • Товарные – обзор на какой-то продукт;
  • Научные – рецензии на научно-исследовательские работы.

Составлять рецензии разрешено в свободной форме, средним объёмом от страницы А4 и выше.

По субъекту

Рецензии также классифицируются по авторам на четыре категории:

  • Потребительская. Пишется потребителем рецензируемого товара или услуги. Автор должен разбираться в теме на основе собственного опыта.
  • Экспертная. Составляется квалифицированными специалистами – например, театральными, литературными критиками.
  • Заказная. Пишется за определённую сумму, как правило, по заказу автора рецензируемого объекта в качестве рекламной акции, т.е. содержит в себе заранее установленное мнение о предмете.
  • Читательская. Представляет собой сжатый анализ произведений. Распространены на школьных, университетских сайтах, сайтах книжных магазинов и т.п.

По количественному критерию

В зависимости от количества разбираемых произведений, рецензии бывают двух видов:

  • Монорецензия. Анализу подвергается одно произведение автора, но не возбраняется сравнивать его с другими. Объём сравнительной части должен быть небольшим. Чаще всего в таких рецензиях сравнивается новое произведение с уже известным аудитории.
  • Полирецензия. Одновременно разбираются и сравниваются между собой два или более произведений по одной теме, при этом сравнительная часть должна занимать большой объём текста. Обычно анализируются новые или малоизвестные произведения.

По стилю речи

По стилю речи рецензии делятся на:

  • Научные. Они пишутся профессионалами.
  • Публицистические. Они характерны для СМИ, театров, литературы.

Для научного стиля важно в первую очередь опираться на факты, логические рассуждения, объективные аргументы и сдержанность высказываний, кроме того важна структурированность текста. Для публицистики характерно большее количество подходов:

  • Профессиональный – рецензирование экспертами в области;
  • Читательский – выражение мнение читателя, не обладающего познаниями;
  • Писательский – составление рецензии писателем на произведение коллеги.

Стиль речи определяется жанром работы, на которую составляется рецензия.

По объёму текста

В зависимости от количества страниц текста рецензии бывают двух видов:

  • Большие или гранд-рецензии. В основном присуща специализированным изданиям. Такие рецензии развёрнуты, потому что большой объём позволяет рецензенту более глубоко изучить тему, охватив все её аспекты. Гранд-рецензии обычно пишут опытные критики, заслужившие признание общественности, пользующиеся большим авторитетом. Объём таких рецензий – от двух страниц А4 и выше.
  • Маленькие или мини-рецензии. Информация подана в сжатой форме, в основном содержит обозревание прессой новинки в сфере искусства, литературы или кино. Обычно мини-рецензии не содержат чётко обоснованного мнения автора и анализа всех тонкостей выбранной темы. Другой вариант – краткий аргументированный анализ произведения без лишних отступлений. В обоих случаях рецензия должна быть сжатой и лаконичной. Объём работы – один-два листа А4.

Что нужно знать для написания рецензии на статью

Главное в любой текстовой работе – содержание, это касается и рецензии.

Содержание — это главное в любой письменной работе

Разложим его по пунктам для удобного пользования:

  1. Заголовок научной статьи (такой, как заявляет автор, никаких изменений вносить нельзя!), сведения об авторе (детальнее нужно узнавать в редакции, но стандартный набор – фамилия и инициалы, должность, ученая степень).
  2. Краткий анализ заявленной автором проблемы.
  3. Характеристика новизны и актуальности в контексте современных достижений в рамках темы статьи.
  4. Анализ аспектов, которые затронул автор.
  5. Разрешение (рекомендация) на публикацию статьи в журнале.
  6. Сведения о рецензенте (то же, что и об авторе, но добавляется еще подпись и печать).

Формат изложения указанных пунктов свободный, если у редакции нет конкретных пожеланий по этому поводу.

Рецензия как жанр

Что такое рецензия?

Рецензия (лат. «рассмотрение», «разбор», «анализ», «оценка») – это анализ объекта науки или культуры по определенным параметрам. Данный жанр можно отнести сразу к нескольким направлениям: критике, журналистике, научному стилю. Направленность зависит от темы рецензии, объекта анализа, сферы распространения.

Основные характеристики рецензии:

  1. Тяготение к публицистическому стилю (кроме текстов научной направленности).
  2. Краткость.
  3. Небольшой объем (существуют рецензии и больше 10 страниц, но в современных изданиях более распространены маленькие тексты).
  4. Выражения авторского «Я», но субъективность ограничивается теоретическими основами (теория литературы, театра и т.д.), знаниями общественного строя, особенностей историко-культурного процесса.
  5. В качестве объекта выбирается актуальный, новый продукт.

Примерный шаблон содержания рецензии:

  • краткие биографические данные автора или факты из жизни, необходимые для анализа (по желанию рецензента);
  • сведения из истории написания (постановки);
  • информация о содержании произведения (фильма, спектакля);
  • сравнение с другими продуктами такого типа;
  • характеристика отдельных аспектов в зависимости от тематики (например, композиция, стиль, система образов, проблематика, язык – для литературного произведения);

Из истории жанра

Термин «рецензия» ведет античную родословную от латинского recensio рассмотрение, исследование, оценка.

Как жанр «рецензия» довольно молода. В России ее отцом-основателем считают писателя и журналиста Николая Михайловича Карамзина. Правда, его книжные рецензии были больше похожи на аннотации с нотациями. Карамзин рассматривал их главное назначение в поучении и никогда не упускал случая ввернуть пару назиданий для почтеннейшей публики.

*Николай Михайлович страстно желал, чтобы люди писали легко и складно. И нещадно гнал из русского языка старославянизмы типа поелику, колико, понеже, бяху. «Девушка, имеющая вкус, не может ни сказать, ни написать в письме «колико», — ругал он неуклюжего переводчика в рецензии на роман Ричардсона о Клариссе и Ловеласе. Заодно, между прочим, и к девушкам-читательницам обращался. Ничего не напоминает? Ну конечно! Главное правило веб-автора «Пиши, как говоришь» имеет карамзинские истоки.

Тогда же появилась и первая методичка по составлению литературно-критических отзывов. В далеком 1804 году некто Евстафий Станевич, скучавший в отставке провинциальный чиновник, издал книгу с громким названием «Собрание сочинений в стихах и прозе». Сочинениями оказались переводы с французского, небольшие рассказы, басни, стихи литератора-новичка. Все бы хорошо, да бедный Евстафий попал под раздачу маститых авторов. Их вердикт на издание был беспощаден, краток, суров: «Пиит сей поэтического дарования лишен вовсе». 

Страшно разобидевшийся Станевич собраний сочинений больше не печатал. Но через четыре года злопамятно и мстительно опубликовал элегантный «ответ Чемберлену» — небольшую брошюру «Способ рассматривать книги и судить о них». Это первое в литературной истории России пособие с подробной теорией и даже этикой рецензирования. Спасибо Евстафию. На сердитых воду возят да писать учат.

Методичка Станевича потомкам не пригодилась. Эталоном для них стали труды Виссариона Григорьевича Белинского. Именно он в 19 веке сделал жанр рецензии уважаемым в литературе и журналистике, обозначив его характерные отличительные особенности. 

Одна историческая эпоха сменялась другой. Признаки и требования к жанру неминуемо подвергались метаморфозам.

Так, в СССР не только пропускали произведение и его автора сквозь призму культурной критики, но и проверяли на соответствие советской идеологии. И для творческих людей в то время это было еще убийственнее и страшнее, чем для Станевича. Короткий вердикт критика мог сломать им и карьеру, и жизнь. 

Клеймо «антисоветский» в рецензиях получили писатели, без которых теперь немыслима отечественная литература. Замятин, Булгаков, Пастернак, Эренбург, Гроссман. Сейчас-то мы читаем их совершенно свободно и беспрепятственно. А еще слушаем Хачатуряна, Прокофьева, Шостаковича. Хотя в сталинские времена официальные критики посчитали их музыку «антинародной». По их мнению, она была слишком сложна и недоступна для понимания широкими массами. Произведения великих композиторов перестали исполнять на концертах. Шостаковича отстранили от преподавания в консерватории… 

К счастью, время расставило все на свои места. Ныне рецензия перестала быть таким грозным оружием, каким она была в Советском Союзе.

В нашей перенасыщенной информацией жизни рецензия — скорее, своеобразный компас

Он ориентирует нас в бурном культурном потоке, создает представление о произведении, да и просто обращает внимание на то, что оно появилось. 

Структура рецензии на книгу

Перед тем как написать рецензию на книгу, проверьте, владеете ли вы информацией, чтобы дополнить все структурные элементы работы:

  • данные об авторе (псевдоним/настоящее имя, годы жизни, творческое наследие);
  • сюжет книги (герои, их высказывания и поступки);
  • цитаты, характеризующие проблематику книги и идеи автора;
  • собственное мнение о книге, которое будет подтверждено доказательствами.

Чтобы в рецензию вошли все нужные части, рекомендуем прочитывать книгу несколько раз, используя карандаш, закладки и стикеры. Так вы выделите главные моменты, отметите нужны высказывания и подберете необходимый материал для доказательства своей позиции.

Что касается объема работы, то оптимальным считается 2000-4000 знаков.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

В рецензии уделите внимание не только сюжету, но и оформлению книги

Что такое рецензия

Рецензия — критический отзыв, который информирует о новом событии, содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.

Написание рецензии — это увлекательный, творческий процесс, в результате которого читатель/зритель превращается в автора и создает собственный текст, в котором выражает свои мысли, переживания, а также личное понимание и осознание прочитанного или увиденного.

Предметом рецензии становятся не просто факты, а различные информационные явления — спектакли, книги, игры, брошюры, научные работы, кинофильмы, телепередачи.

Рецензия относится к аналитическим жанрам публицистического стиля речи.В блоге есть подробная статья о публицистическом стиле речи и его особенностях.

Так как рецензия — это аналитический жанр, ее главной задачей является не просто информирование о событии или объекте, а представление этого события: анализ, оценка происходящего, аргументация, личные выводы и рассуждения. Но в то же время рецензию не стоит рассматривать в качестве средства для решения каких-то глобальных общественных проблем. Этим занимаются различные исследования, литературно-критические статьи или обозрения.

В основном, автор рецензии (рецензент) изучает одно-два произведения и дает им оценку, чаще критическую.

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Что представляет собой монография

Монография — научная, а в некоторых случаях еще и научно-популярная работа, в которой отдельная тема изучается на глубоком уровне и подтверждается новыми теориями, утверждениями, гипотезами и концепциями.

Как правило, тематика монографий узконаправленная: проблема в ней изучается детально и со всех сторон. Вы должны продемонстрировать, что умеете и знаете как делать научные исследования.

Глобальная задача монографии как работы — найти и показать новые подходы и концепции, содействующие тому, чтобы наука развивалась.

Если вы пишете диссертацию, то за плечами у вас должно быть не меньше двух написанных и опубликованных монографий.

Также нужно помнить про отличие монографии от научной статьи: в первом случае у вас должны быть список использованной литературы и рецензии как дополнения к работе.

Издается монография в среднем в 500 копиях.

Как монография определяет карьеру в науке

Монография высоко ценится в научном сообществе. Она указывает, что вы можете заниматься исследованиями самостоятельно и достойны быть соискателем и получить научную степень.

К слову, будущим кандидатам и докторам наук предоставить монографию нужно обязательно: без нее, а точнее их, степень не присудят и не допустят вообще к защите.

Работа получит значимость только после того, как на нее напишут рецензию.

После публикации в ваковском журнале начнется самостоятельный путь работы и ее начнут цитировать. Чем больше цитирований, тем выше работа будет цениться.

Варианты монографий

Есть два варианта работы:

  1. Авторская. Это лично ваш труд, содержащий результаты проведенных практических исследований.
  2. Коллективная (2 и боле ученых). Актуально, если вы начинающий автор или у вас не хватает информации по исследуемой проблеме. Соавторов можно искать на специальных ресурсах.

Если работу пишут в соавторстве, то каждый из авторов вправе упоминать ее в собственной диссертации.

Требования к монографии

Первым делом определитесь, на кого будет рассчитан ваш труд: только на ученых или и других читателей, интересующихся темой исследования. От этого будет зависеть стиль и форма написания. В последнем случае лучше не использовать сложные термины и конструкции.

Среди требований к монографии выделю:

Максимальное раскрытие одной темы. Ключевое слово здесь «одной»

Главы и разделы важно логически связать и представить как одно целое. Особенно в случаях, если работа пишется несколькими авторами.

Отсутствие противоречий с принятыми в науке теориями

Задача — показать новое в проблеме.

Представление результатов экспериментов по одной теме. В этом различие монографии и диссертации.

Грамотный список использованной литературы. Список должен указывать на важность проблемы, не до конца исследованные и спорные моменты.

Критерии качественной монографии

Чтобы подготовить грамотную монографию, нужно учитывать определенные критерии, которые к ней предъявляются:

цель в работе должна раскрываться максимально глубоко с помощью научных исследований. Этот критерий важен как для авторских, так и для коллективных трудов;
не допускается использование общеизвестных и не несущих новизны фактов. В тексте должны быть только ваши суждения и никаких заимствований других работ без указания авторства. Плагиат исключен;
в библиографическом списке должны быть представлены разнообразные источники

Важно, чтобы отдельные сведения из этих источников нуждались в дополнительном изучении;
в тексте работы нельзя прописывать понятия «цель», «задачи», «актуальность» и «новизна» прямым текстом;
наличие рецензий на работу (в бумажном виде) от ведущих ученых в аналогичной научной области.

Как сформулировать название работы

Название труда должно быть емким и захватывающим внимание, ведь от этого будет зависеть, прочтут ее или нет. Хорошее название состоит из 5-7 слов и указывает на предмет исследования

Важно именно указать на предмет, а не четко его обозначить: подробностями вы займетесь в тексте работы

Хорошее название состоит из 5-7 слов и указывает на предмет исследования

Важно именно указать на предмет, а не четко его обозначить: подробностями вы займетесь в тексте работы

Никаких сложных понятий и конструкций: пишите доступно, понятно и интересно. Подумайте, прочитали бы вы исследование с придуманным названием или нет.

Критерии для рецензирования статьи

Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале. Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи: 

  1. Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация. 
  2. Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
  3. Наличие проблемы и описание ее решения.
  4. Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
  5. Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
  6. Соблюдение объема текста требованиям редакции.
  7. Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
  8. Завершенность изложения — публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
  9. Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний. 
  10. Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.

Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала — это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

План

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

При написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Как писать рецензию на научную статью

Перед тем, как сесть за написание рецензии, необходимо досконально изучить сам текст статьи.

Далее составляется тезисный анализ статьи, в котором работа рассматривается по всем критериям, указанным в предыдущем разделе.

Следующим этапом необходимо ознакомиться со структурой рецензии и оформить работу в соответствии с правилами. В конце готовую работу проверяют на требования ГОСТа по объему, содержанию и оформлению.

Помимо содержательной части рецензент оценивает работу по технических критериям:

  • объем;
  • правильность аннотации;
  • подобранные ключевые слова на русском и английском языках;
  • корректности использования библиографических ссылок;
  • наличие библиографического списка;
  • устанавливает, на сколько тема статьи релевантна теме издания, в котором она должна будет печататься.

Важно! Рецензия должна быть объективной. Не допускается в тексте описание субъективных оценок, использование высказываний: «я предполагаю, я руководствуюсь мнением о том, что… и т.д.», простой пересказ анализируемого текста, использование ненаучного стиля

Фразы для рецензии

Так как рецензия на научную статью относится к официальным научным документам, приветствуется использование клише и канцеляризмов.

Использование речевых шаблонов позволяет структурировать текст и продемонстрировать логику автора.

Требования к рецензии

Рекомендуемый объем рецензии составляет 2000-4000 символов без пробелов (1,5-2 страницы текста в Word). Шрифт текста – Times New Roman (12 кегель, межстрочный интервал – 1,5).

Актуальность научной статьи описывается в 2-3 предложениях.

На описание положительных/отрицательных моментов статьи отводят 2-3 абзаца.

Выводы и рекомендации к публикации занимают 2-4 предложения.

Вывод

Рецензия на научную статью — объективный обзор, который может содержать аргументированную критику. Рецензии пишутся для определения научного веса работы и необходимости ее публикации в журналах ВАК.

Рецензии пишутся внешними и внутренними рецензентами: членами аттестационной комиссии, свой отзыв может написать научный руководитель, а также рецензии с более критическим анализом пишут оппоненты соискателя и независимые рецензенты.

Если в рецензии указывает неготовность текста к публикации, его отправляют на доработку.

Грамотная рецензия на научную статью с положительным заключением гарантирует публикацию статьи в журнале ВАК и позволяет соискателю претендовать на научную степень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector