Рецензия: что такое и как составить

Содержание:

Структура, объем и содержание рецензии.

Основная особенность рецензии как жанра научного письма — ее формализованность. Существует набор общепринятых формулировок и установленная структура. Не отходите от научного стиля речи. Красивый, богатый и сложный язык здесь, к сожалению, неуместен. Если у рецензента продвинутый уровень английского, такая работа может показаться ему скучной, однако автору со средним уровнем языка это значительно упрощает задачу.

У разных журналов могут быть свои требования к объему и содержанию рецензии. Ознакомьтесь с ними прежде чем начнете работу, чтобы избежать потери времени.

Объем рецензии не должен быть более 3 500–4 000 знаков.

Структура рецензии должна включать:

  • Тип статьи и краткую характеристику ее содержания.
  • Оценку новизны и актуальности исследования.
  • Обоснование теоретической значимости и прикладного значения полученных результатов.
  • Анализ структуры работы, последовательности изложения и полноты аргументации.
  • Достоинства и недостатки статьи.
  • Может ли статья быть рекомендована к публикации.

Пункты могут меняться местами. В заголовке рецензии укажите сведения о себе на английском языке: специальность, ученая степень, должность, место работы, контактные данные.

Что включает процесс рецензирования

Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.

Он включает:

Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.

Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.

Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.

Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.

Речевые шаблоны и клише

При написании рецензий можно использовать языковые клише — часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.

Тема выпускной квалификационной работы …
Дипломный проект выполнен … по теме…
Актуальность
темы привлекает внимание …
Очевидна важность предложенной теории для …
Подробно описывается проблематика …
На практическом материале демонстрируется…
Тщательный анализ теоретических данных позволяет сделать выводы о том, что…
… удалось четко аргументировать собственную точку зрения на …
Значительное внимание уделяется проблемам…
Как важный факт можно отметить то, что…
… отмечает необходимость апробации выводов …
Вопросы, рассматриваемые в дипломной работе, актуальны потому …
Значимость темы подтверждена …
В … главе речь идет о…
Теоретическая глава посвящена изучению ….
В … части … раскрывает и анализирует практические аспекты по …
Материал изложен с использованием …
Автор проанализировал следующие теории …
… определил следующие проблемы…
… разработал практические рекомендации, и апробировал их в …
Мы разделяем мнение …
Мы согласны с автором в вопросах …
Нельзя безоговорочно принять утверждение о …
Следует отметить недостатки аргументации по …
Следует отметить, что … показал себя как профессионал в сфере …
… показал способность формулировать свое мнение по результатам …
Отличительной особенностью является …
В проекте присутствуют несущественные замечания, которые мало влияют на уровень исследования по теме.
Недочетом можно считать неполное изыскание в области …
Дипломный проект соответствует требованиям, рекомендован к защите, заслуживает оценки …
Выводы сформулированы на основе результатов многостороннего анализа…
Особый интерес представляют выводы о…
Предложен совершенно новый подход к проблеме…
Отражена оригинальная концепция…
… нуждается в дополнительном редактировании, потому что …
Книга … рекомендуется для … круга читателей, потому что …
… полезна как для …, так и для …

Что должно содержаться в отзыве

Отзыв о статье — это тезисный анализ, оценка качества материала, оформления, оригинальности идеи. Описываемый рецензентом труд должен соответствовать передовым исследованиям, иметь практическое применение в заявленной категории.

Оптимальный объем

Рецензия пишется в пределах 3500-4000 символов (с пробелами), что занимает около 1,5-2 страниц. Изложение материала должно быть кратким.

Грамотная структура и план рецензии

Основные части работы:

  1. Название труда, имя автора, должность.
  2. Тезис, раскрывающий главную идею (проблему) статьи.
  3. Краткое обоснование (оценка релевантности материала).
  4. Определение оригинальности фрагментов.
  5. Экспертная оценка (стоит ли публиковать изыскание).
  6. Информация о составителе очерка, подпись, печать.

Основой для составления отзыва послужат вопросы:

  1. В чем смысл темы статьи?
  2. Как автор описывает проблему (с научной точки зрения), какие пути решения предлагает?
  3. Насколько представленные идеи оригинальны?
  4. Какова структура текста (логичная, цельная)?
  5. Понятна ли информация (минимум «воды», наличие терминов, доступный стиль повествования)?

Эксперт приводит аргументы в пользу своего решения. Отступление от темы, личное мнение, субъективная оценка неприемлемы.

План рецензии:

  • оглавление;
  • вступление;
  • основная часть;
  • анализ (замечания, выводы);
  • рекомендации;
  • данные о рецензенте.

Стилистика в зависимости от специфики текста

Рецензия — это документ, не только допускающий текст к печати, но и описывающий профессиональные характеристики автора

Поэтому в таких работах важно соблюдать стилистику

В отзыве используют публицистический и научный стили (в зависимости от жанра исходника). Сдержанное рассуждение, без эмоционально окрашенных выражений — главный тип речи.

  1. Отзыв о научном проекте — отдельный жанр, в котором не работают законы художественной литературы. Министерство образования и науки поощряет употребление канцеляризмов, шаблонов.
  2. Описание монографии является кратким анализом исследования. Написанная работа в этой области будет допущена к печати только после получения 2 рецензий.
  3. Очерки о квалификационных работах разных тематик — статьях по юриспруденции, психологии, экономике, педагогике, методологических исследованиях и т.д. Все отзывы составляются исходя из универсальных положений, имеют похожую конструкцию.

Использование устоявшихся речевых оборотов

Для поддержания цельности документа употребляются фразы-шаблоны и канцеляризмы, к примеру:

  • «Значимость проведенного исследования неоспорима»;
  • «Выводы работы логически доказаны»;
  • «Автор описывает проблему, которая…»;
  • «Проанализировав рецензируемую работу…»;
  • «Данная статья является образцом нестандартных методов»;
  • «На первый план выдвигается вопрос…»;
  • «Суммируя результаты анализа отдельных глав…»;
  • «Название текста емко отражает его суть»;
  • «Точность расстановки акцентов позволяет…»;
  • «Центральным вопросом работы является…»;
  • «Автор углубляет представление об исследуемом явлении»;
  • «Пожелания к дальнейшей работе автора»;
  • «Упомянутые ошибки связаны…»;
  • «Недочеты не снижают качество работы».

Конечное оформление

Издательство может запросить оригинал рецензии вместо электронной копии. Работу нужно правильно составить (опираясь на нормы ВАКа и ГОСТа), иначе она не будет принята.

Необходимо иметь бумажный вариант рецензии.

Виды рецензий

В зависимости от предмета рецензирования, стиля речи самого текста существует несколько разновидностей рецензий, причём у каждого вида свой круг читателей и область распространения.

По объекту

Писать рецензии можно на что угодно. При этом они будут делиться на категории по выбранным темам обзора. Чаще всего встречаются:

  • Литературные – анализ художественных произведений (рассказов, эссе, романов и др.), написанных профессиональными авторами или любителями;
  • Театральные – рецензии на спектакли;
  • Музыкальные – обзоры песен, видеоклипов, альбомов различных жанров и исполнителей;
  • Кинорецензии – обзоры кинофильмов;
  • Рецензии на продукты сферы IT – быстро набирающий популярность вид рецензий, обозревающий компьютерные программы, игры;
  • Товарные – обзор на какой-то продукт;
  • Научные – рецензии на научно-исследовательские работы.

Составлять рецензии разрешено в свободной форме, средним объёмом от страницы А4 и выше.

По субъекту

Рецензии также классифицируются по авторам на четыре категории:

  • Потребительская. Пишется потребителем рецензируемого товара или услуги. Автор должен разбираться в теме на основе собственного опыта.
  • Экспертная. Составляется квалифицированными специалистами – например, театральными, литературными критиками.
  • Заказная. Пишется за определённую сумму, как правило, по заказу автора рецензируемого объекта в качестве рекламной акции, т.е. содержит в себе заранее установленное мнение о предмете.
  • Читательская. Представляет собой сжатый анализ произведений. Распространены на школьных, университетских сайтах, сайтах книжных магазинов и т.п.

По количественному критерию

В зависимости от количества разбираемых произведений, рецензии бывают двух видов:

  • Монорецензия. Анализу подвергается одно произведение автора, но не возбраняется сравнивать его с другими. Объём сравнительной части должен быть небольшим. Чаще всего в таких рецензиях сравнивается новое произведение с уже известным аудитории.
  • Полирецензия. Одновременно разбираются и сравниваются между собой два или более произведений по одной теме, при этом сравнительная часть должна занимать большой объём текста. Обычно анализируются новые или малоизвестные произведения.

По стилю речи

По стилю речи рецензии делятся на:

  • Научные. Они пишутся профессионалами.
  • Публицистические. Они характерны для СМИ, театров, литературы.

Для научного стиля важно в первую очередь опираться на факты, логические рассуждения, объективные аргументы и сдержанность высказываний, кроме того важна структурированность текста. Для публицистики характерно большее количество подходов:

  • Профессиональный – рецензирование экспертами в области;
  • Читательский – выражение мнение читателя, не обладающего познаниями;
  • Писательский – составление рецензии писателем на произведение коллеги.

Стиль речи определяется жанром работы, на которую составляется рецензия.

По объёму текста

В зависимости от количества страниц текста рецензии бывают двух видов:

  • Большие или гранд-рецензии. В основном присуща специализированным изданиям. Такие рецензии развёрнуты, потому что большой объём позволяет рецензенту более глубоко изучить тему, охватив все её аспекты. Гранд-рецензии обычно пишут опытные критики, заслужившие признание общественности, пользующиеся большим авторитетом. Объём таких рецензий – от двух страниц А4 и выше.
  • Маленькие или мини-рецензии. Информация подана в сжатой форме, в основном содержит обозревание прессой новинки в сфере искусства, литературы или кино. Обычно мини-рецензии не содержат чётко обоснованного мнения автора и анализа всех тонкостей выбранной темы. Другой вариант – краткий аргументированный анализ произведения без лишних отступлений. В обоих случаях рецензия должна быть сжатой и лаконичной. Объём работы – один-два листа А4.

План рецензии

«Есть ли у вас план, мистер Фикс?» Увы, у сыщика из известного советского мультфильма плана никогда не было. Быть может, поэтому бедолага бесславно провалил свою миссию. 

Составление примерного плана — второй этап работы над рецензией. Он помогает разложить подготовленные впечатления и пометки по нужным полочкам аналитики.

Профессор Литературного института им. Горького Мария Владимировна Зоркая не только преподает основы рецензирования будущим редакторам и критикам, но еще учит этому всех желающих. На мастер-классах проекта «Университетские субботы» она рекомендует, чтобы в плане присутствовали хотя бы такие пункты:

  1. Название и автор
  2. Жанр
  3. Основная мысль произведения
  4. Время и место действия
  5. Герои
  6. Сюжет
  7. Композиция
  8. Замысел автора
  9. Воплощение замысла
  10. Качество исполнения: плюсы, минусы
  11. Авторские удачи, неудачи
  12. Цель и задача автора
  13. Кому предназначено произведение
  14. Выполняет ли оно свою функцию, роль

Эти компоненты, как считает Зоркая, могут меняться по расположению и в самом плане, и в базовой структуре. Предмет разбора, название, автора, другие выходные данные можно обозначить как в лиде, так и в начале основной части. Авторский замысел идет не только в аналитический блок, но вполне ложится в лид или заголовок. 

Логический стержень при этом остается неизменным: шагая по плану, выстраивать анализ произведения нужно задаваясь тремя составляющими: что, как, зачем. Такой план совершенно универсален. Он удобен как для разбора книги или статьи, так для оценки фильма, сериала, музыки.

Чем отличается рецензия от отзыва

На первый взгляд кажется, что рецензия и отзыв – это одно и то же, а именно выражение своего мнения об определённой интеллектуальной собственности. Отзыв же на самом деле является выражением мнения и собственных впечатлений от случайного читателя или зрителя, не содержащий точного анализа работы, доказательств приводимых аргументов и чёткой структуры, тогда как рецензия – это официальное письменное исследование от эксперта в выбранной сфере с выдержанным по ГОСТу оформлением. В рецензии обязательно присутствуют данные о рецензенте, полный, подробный анализ работы без субъективного мнения и эмоциональной окраски.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯ

на эссе Васильевой Н. Н.

на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Классификация Название Особенности
По объему текста Гранд-рецензии Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц
Мини-рецензии Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем — 1- 2 листа А4
По рецензенту Читательские Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов
Экспертные Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями
Заказные Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару
По количественному критерию Моно-рецензии Пишутся на одно новое произведение автора
Поли-рецензии Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме
По объекту Литературные Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания — свободная. Объем — от 1 страницы А4
Кинорецензии
Научные
Театральные
Отклики на компьютерные игры и программы
По стилю речи Научные Характерны для рецензий экспертов
Публицистические Характерны для рецензий прессы

Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.

Требования к оформлению

Критический отзыв на научную статью пишут по ГОСТ 7.32 – 2001. Согласно этому документу ОУ вправе самостоятельно разрабатывать критерии оценки, правила для рецензентов. В стандартах указаны технические требования, которые должны соблюдать авторы текстов с последующей публикацией:

  • печать:
  • шрифт Times New Roman 12 или 14;
  • интервал — 1,5;
  • поля – 1 см правое, по 2 см другие;
  • односторонняя А4

Текст:

  • лаконичный, без подробного пересказа;
  • соответствующий публицистическому или научно-популярному стилю;
  • аргументированный;
  • последовательно и логично построенный;
  • содержащий чёткую, доступно сформулированную авторскую точку зрения;
  • разбитый на фрагменты, имеющие заголовки и микро-выводы.

Что такое рецензия и для чего она нужна

Критический анализ и оценка объекта, явления с использованием устоявшихся в данной сфере правил составляет основу рецензии, формирующей отношение к исследуемой работе.

Труд экспертов экономит время, помогает объективному восприятию изучаемых произведений.

Ориентиры аналитика

При написании рецензии всегда нужно помнить об этическом аспекте, проявляя такт и сдержанность в суждениях. В своем труде аналитик должен избегать:

  • оценки произведений своих друзей, знакомых;
  • раскрытия всех деталей, финала, лишая читателя интриги;
  • работы над темами, которые не нравятся;
  • оценки качеств автора, а не его результатов.

Структура для написания рецензии на статью

При написании рецензии на научную статью необходимо последовательно оценить содержание работы и в конце предоставить резолюцию — положительную или отрицательную, в зависимости от данной разработкам автора оценки.

Общепринятая структура текста рецензии представлена ниже.

  1. Основные данные: полное наименование статьи, ФИО рецензента с указанием всех степеней и должностей, института, где он работает.
  2. Краткое описание ключевой проблемы статьи.
  3. Анализ уровня актуальности документа для научного сообщества на данный момент и его значения для общества в целом.
  4. Анализ основных особенностей работы, экспертное мнение относительно концепций и идей, выраженных автором. Если есть эксклюзивные моменты, важные для понимания и развития темы, их необходимо выделить. Обязательны рассуждения в доказательном ключе, примеры и обоснования выводов, сделанных рецензентом.
  5. Общий вывод: положительные либо отрицательные рекомендации относительно публикации статьи в зависимости от ее актуальности, качества проведённых исследований, доказательной базы, оформления, подачи материала, стилистики. Здесь необходимо выделить нарушения и огрехи, допущенные в работе, если они присутствуют.
  6. Заключительная часть с указанием ФИО автора рецензии. Заверение печатью и подписью.

По итогам написания рецензии научная статья может быть как рекомендована к печати, так и отправлена автору на доработку. При принятии отрицательного решения рецензент обязан подробно его аргументировать и сообщить не только автору, но и редакции. Это говорит о том, что после доработки статью, скорее всего, будет возможно опубликовать, а репутация издания не пострадает, так как компетентный рецензент рассмотрел её и дал свои комментарии.

Объём рецензии точно не установлен, составляет приблизительно до 3500–4000 символов с пробелами (примерно 2 страницы формата A4 в текстовом редакторе), однако лаконичность ценится, и допустимо уложиться в меньший объём, проработав при этом структуру полностью. По 2–4 первых и последних предложения отводятся на вступительную и заключительную части рецензии, остальное — тело текста (2–3 абзаца), представляющее собой анализ по основным параметрам.

Критерии для рецензирования статьи

Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале. Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи: 

  1. Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация. 
  2. Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
  3. Наличие проблемы и описание ее решения.
  4. Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
  5. Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
  6. Соблюдение объема текста требованиям редакции.
  7. Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
  8. Завершенность изложения — публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
  9. Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний. 
  10. Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.

Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала — это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.

Требования к оформлению

Стандарт, на который нужно ориентироваться –  это ГОСТ 7.32-2001. На основе этого документа учебные и научные учреждения разрабатывают собственные методические указания о правилах составления рецензий.

Техническое оформление:

  • Размер шрифта – 12 или 14;
  • Межстрочный интервал – 1,5;
  • Шрифт текста – Times New Roman; 
  • Формат бумаги – А4. 
  • Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.

Требования к тексту:

  • лаконичность описания;
  • акцент на положительных моментах изложения;
  • не нужен подробный пересказ текста исследования;
  • выражение личного мнения с аргументами.
  • четкое и понятное читателям оформление мыслей. 

Подход к написанию рецензий

Аргументы в рецензии

Написание рецензии — это всегда попытка высказать свое отношение к произведению. Если читатель напишет отзыв, то в нем будет просто оценка написанного в контексте «нравится», «не нравится». Рецензенту требуется глубоко аргументировать свою точку зрения.

Между автором и рецензентом создается дружеская взаимосвязь, основанная на равноправии. Пишущий рецензию эмоционально взаимодействует с публикой, поэтому использует как бытовые выражения, так и литературные слова.

Автор произведения использует различные композиционные приемы и обороты речи, рецензент должен это разобрать подробно.

Сундучок подсказок для рецензента

Качественную рецензию возможно написать только после тщательной проработки предоставленного труда. От чтения по диагонали следует отказаться сразу, так как рецензент должен найти все плюсы и минусы работы.

Вооружитесь блокнотом и ручкой для записей и замечаний. Их нужно делать по ходу прочтения, иначе потом они могут забыться.

Обращайте внимание, чтобы в рецензии были указаны все реквизиты, особенно это касается данных об авторе и рецензенте

Важно, чтобы эта информация была правильной. Рецензия обязательно должна быть подписана и с печатью

Рецензия обязательно должна быть подписана и с печатью

Важно, чтобы эта информация была правильной. Рецензия обязательно должна быть подписана и с печатью

В тексте рецензии нельзя допускать ошибок (орфографических, синтаксических, стилистических, содержательных и др.), иначе рискуете выглядеть нелепо.

Все вопросы, возникнувшие после прочтения научного труда, желательно решить с автором, а уже потом писать анализ.

Основной принцип рецензирования любого научного труда – объективность и справедливость, они невозможны без прочных знаний в соответствующей научной сфере.

Неважно, новичок вы в рецензировании или бывалый, приступая к рецензии, нужно помнить, что в ваших руках судьба колоссального, иногда многолетнего труда. В этом видео вы узнаете много интересного о научном рецензировании:

В этом видео вы узнаете много интересного о научном рецензировании:

Как научиться писать рецензии

Чтобы разобрать даже небольшой художественный текст, потребуются предварительная подготовка и некоторый опыт написания статей в публицистическом стиле

Важно научиться критически воспринимать произведение вне зависимости от личного отношения к писателю и его творчеству. Рецензенту-новичку помогут несколько простых советов

С чего стоит начинать

Вначале понадобится прочитать книгу целиком. Судить о произведении, не ознакомившись с концовкой, бессмысленно. Каждый поворот сюжета, описание, литературный прием дополняют картину, приближают к развязке, углубляют понимание текста.

Это поможет выявить ключевые фрагменты, которые потом не придется отыскивать заново.

Что именно необходимо проанализировать

Литературное произведение оценивают по таким параметрам, как:

Рецензент делает для себя полезные пометки.

  • логичность повествования;
  • темп развития сюжета;
  • глубина проработки психологических портретов;
  • стиль изложения;
  • использование тропов (метафор, сравнений, аллегорий и др.);
  • уровень владения материалом (например, при описании отдаленных исторических эпох, сложного оборудования, специфических болезней, научных теорий и т. д.);
  • правдоподобность деталей, поступков и реакций героев;
  • эмоциональный отклик на книгу;
  • наличие ошибок (фактических, смысловых).

Критик анализирует эти особенности в произвольном порядке. Приведенный выше список можно расширить или сократить

Рецензент сосредотачивает внимание на тех сторонах произведения, которые считает самыми интересными и заслуживающими обсуждения

По каким критериям оценивать собственную рецензию

Перед публикацией статьи стоит внимательно прочитать текст.

Следует проверить, соответствует ли отзыв нескольким параметрам:

Рецензия написана грамотным языком (без ошибок, опечаток, нелогичных формулировок). Фразы и предложения понятны с первого прочтения

Внимание акцентировано на анализе особенностей произведения, а не на субъективной оценке критика. При чтении не складывается впечатление о предвзятости автора

Отзыв не выглядит незавершенным, недописанным, оборванным на полуслове.

Полезно взглянуть на текст с позиции представителя ЦА, случайного посетителя портала, профессионального журналиста, писателя.

Составляющие правильной рецензии – это объективность, непредвзятость и достоверность.

Советы по грамотному оформлению

Статью разбивают на небольшие абзацы по 1-5 (максимум 7) не слишком длинных предложений. Делят на смысловые блоки, к которым придумывают подходящие заголовки.

Рассказывая об авторе произведения, стоит расставить ссылки на его подробную био- и библиографию, отзывы других критиков, сообщения о полученных наградах, указать выходные данные анализируемой книги. Читателю проще ознакомиться с дополнительными сведениями из других источников, чем пытаться усвоить большой объем информации из одного.

Из истории жанра

Термин «рецензия» ведет античную родословную от латинского recensio рассмотрение, исследование, оценка.

Как жанр «рецензия» довольно молода. В России ее отцом-основателем считают писателя и журналиста Николая Михайловича Карамзина. Правда, его книжные рецензии были больше похожи на аннотации с нотациями. Карамзин рассматривал их главное назначение в поучении и никогда не упускал случая ввернуть пару назиданий для почтеннейшей публики.

*Николай Михайлович страстно желал, чтобы люди писали легко и складно. И нещадно гнал из русского языка старославянизмы типа поелику, колико, понеже, бяху. «Девушка, имеющая вкус, не может ни сказать, ни написать в письме «колико», — ругал он неуклюжего переводчика в рецензии на роман Ричардсона о Клариссе и Ловеласе. Заодно, между прочим, и к девушкам-читательницам обращался. Ничего не напоминает? Ну конечно! Главное правило веб-автора «Пиши, как говоришь» имеет карамзинские истоки.

Тогда же появилась и первая методичка по составлению литературно-критических отзывов. В далеком 1804 году некто Евстафий Станевич, скучавший в отставке провинциальный чиновник, издал книгу с громким названием «Собрание сочинений в стихах и прозе». Сочинениями оказались переводы с французского, небольшие рассказы, басни, стихи литератора-новичка. Все бы хорошо, да бедный Евстафий попал под раздачу маститых авторов. Их вердикт на издание был беспощаден, краток, суров: «Пиит сей поэтического дарования лишен вовсе». 

Страшно разобидевшийся Станевич собраний сочинений больше не печатал. Но через четыре года злопамятно и мстительно опубликовал элегантный «ответ Чемберлену» — небольшую брошюру «Способ рассматривать книги и судить о них». Это первое в литературной истории России пособие с подробной теорией и даже этикой рецензирования. Спасибо Евстафию. На сердитых воду возят да писать учат.

Методичка Станевича потомкам не пригодилась. Эталоном для них стали труды Виссариона Григорьевича Белинского. Именно он в 19 веке сделал жанр рецензии уважаемым в литературе и журналистике, обозначив его характерные отличительные особенности. 

Одна историческая эпоха сменялась другой. Признаки и требования к жанру неминуемо подвергались метаморфозам.

Так, в СССР не только пропускали произведение и его автора сквозь призму культурной критики, но и проверяли на соответствие советской идеологии. И для творческих людей в то время это было еще убийственнее и страшнее, чем для Станевича. Короткий вердикт критика мог сломать им и карьеру, и жизнь. 

Клеймо «антисоветский» в рецензиях получили писатели, без которых теперь немыслима отечественная литература. Замятин, Булгаков, Пастернак, Эренбург, Гроссман. Сейчас-то мы читаем их совершенно свободно и беспрепятственно. А еще слушаем Хачатуряна, Прокофьева, Шостаковича. Хотя в сталинские времена официальные критики посчитали их музыку «антинародной». По их мнению, она была слишком сложна и недоступна для понимания широкими массами. Произведения великих композиторов перестали исполнять на концертах. Шостаковича отстранили от преподавания в консерватории… 

К счастью, время расставило все на свои места. Ныне рецензия перестала быть таким грозным оружием, каким она была в Советском Союзе.

В нашей перенасыщенной информацией жизни рецензия — скорее, своеобразный компас

Он ориентирует нас в бурном культурном потоке, создает представление о произведении, да и просто обращает внимание на то, что оно появилось. 

Несколько примеров оформления рецензии, отзыва на статью для публикации

Примеры рецензий на статьи из архива

Персонал нашего издательства выложил несколько примеров рецензий на научные статьи, которые были опубликованы в наших журналах. Возможно, вы сами ищете работу рецензента или непосредственно вам требуется рецензия на статью или монографию? По всем вопросам вы можете связаться с администрацией издательства. Далее на странице: образцы оформления и написания рецензий.

Образец рецензии. Обзор архива научных статей на сайте

Автор Название статьи Рецензент Материал
Рецензии в архиве журнальных выпусков
Богданова В.О. Конструктивистские идеи в педагогике: от адаптации к свободе Борисов С.В. Рецензия ►
Виленский А.В. Новые доказательства институциональных ограничений развития малого и среднего предпринимательства России Лылова О.В. Рецензия ►
Возгова З.В. Применение дистанционных образовательных технологий в непрерывном процессе повышения квалификации научно-педагогических работников Никитина Е.Ю. Рецензия ►
Вырлеева-Балаева О.С. Принцип разделения власти в системе правовых ограничений государственной власти Малько А.В. Рецензия ►
Губанов С.А. Парадигма антиномий «женственности» в повествовательной модели романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (на примере образов Ларисы, Тони и Марины) Едошина И.А. Рецензия ►
Клюшина А.М. Пассивная конструкция как средство создания коммуникативной связности текста Торгашева М.А. Рецензия ►
Куликова Ю.П. Современные подходы к управлению инновациями в вузе Веселовский М.Я. Рецензия ►
Левина М.Б. К вопросу доминирования потребителя в «экономике знаний» Солдатова И.Н. Рецензия ►
Лукьянчикова А.Л. Развитие творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности по изучению «Окружающего мира» Моисеева Л.В. Рецензия ►
Мельникова Л.А. Инверсия и эллипсис – зона функциональной уязвимости несклоняемых существительных Приорова И.В. Рецензия ►
Сердечная В.В. Малые (ламбетские) поэмы Уильяма Блейка: к вопросу классификации Татаринов А.В. Рецензия ►
Цыпина И.М. Псевдогнездо в словообразовательном гнезде лексико-семантического поля «дипломатия и внешняя политика» Добросклонская Т.Г. Рецензия ►

Методический раздел с полезными материалами по оформлению научных работ

В рубрике «Методический раздел», на нашем сайте, вы найдёте ещё много полезных практических материалов по оформлению научных статей и монографий: требования и правила по оформлению списка литературы, аффилиации автора, зарубежные требования к публикациям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector