Искусство как лекарство: нейронаука объясняет успехи арт-терапии

Стоит ли практиковать арт-терапию

Характерный признак и основное отличие арт-терапии от любой другой психотерапевтической методики состоит в ее абсолютной безвредности и бережном воздействии на практикующего. Принести какой бы то ни было вред с помощью творчества невозможно, в особенности, если к делу подключается профессионал.

Помимо этого, арт-терапия обращается к подсознанию человека, помогает ему добраться до скрытых глубоко внутри характеристик и ресурсов, способствует развитию креативности и образного мышления, позволяет ему отвлечься от повседневных забот и получать удовольствие от процесса творчества.

Вместе с получением эмоционального удовлетворения и эстетического удовольствия человек учится лучше приспосабливаться к условиям окружающего мира, становится более сильным и защищенным в психологическом плане, обретает большую уверенность в себе, развивает стрессоустойчивость.

Занятия творчеством, тем более, если они носят систематический характер, дают человеку возможность пережить новый положительный опыт и накопить его. Арт-терапия помогает решать множество задач и проблем, среди которых и возрастные, и личностные проблемы, и конфликты, и потери, и разного рода кризисы.

Все это говорит о том, что есть смысл попробовать заняться лечением с помощью творчества. Многие люди даже называют арт-терапию настоящим путем к своей душе – путем захватывающим, интересным, необычным и насыщенным яркими образами и богатыми позитивными переживаниями.

Интересен и достоин внимания и сам процесс, и результаты, к которым можно прийти при помощи арт-терапии. Практикуя ее регулярно, можно полностью изменить свой взгляд на мир, на жизнь и на себя самого, приобрести видение творца – поэта, художника или писателя, самостоятельно пишущего сценарий своей жизни.

Вместе с этим приходит понимание своей глубинной сущности, истинных желаний и предназначения. Надеемся, что наши рассуждения подтолкнут вас к тому, чтобы добавить в реку своей жизни ручеек творческой энергии, и помогут найти способ, как сделать свой мир еще более красочным, живым и интересным.

Цель и задачи арт-терапии

Терапия решает множество задач очень гуманным и безопасным для человека способом:

  1. Социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств. Возможно выразить негативные чувства без вреда для себя и окружающих. Особенно хорошо подходит для этих целей лепка.

  2. Облегчает процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода. Терапия может использоваться как вспомогательная техника в лечении как психологических, так и соматических проблем, например, при болезнях сердца, когда нужно преодолеть тревожность пациента, после перенесённого инфаркта.

  3. Предоставляет богатый материал для психодиагностики. Абсолютно всё, что использует человек для творчества, интерпретируется психологом, а в дальнейшем и самими пациентом: вид терапии, материал, цвет, расположение рисунка на листе, размер скульптуры, даже невозможность что-то изобразить, каждая деталь, имеющая отношение к творческому процессу — всё это материал для диагностики.

  4. Проработка подавленных мыслей и чувств. В процессе творчества все вытесненные, затаённые чувства начинают осознаваться клиентом.

  5. Контакт терапевта с клиентом. Особенно это помогает в работе с детьми.

  6. Развитие самоконтроля.

  7. Концентрация на ощущениях и чувствах.

  8. Развитие творческих способностей. Как пассивная, так и активная формы арт-терапии развивают креативное мышление и повышают чувствительность к искусству.

  9. Повышение самооценки.

Упражнение «Каракули»

1. Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа, используя любые инструменты (краски, карандаши, ручки, мелки).
2. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш)
3. Напишите короткий рассказ или дайте развёрнутый комментарий к получившемуся образу.

Плюсы и минусы использования арт-терапии

К плюсам арт-терапии можно отнести то, что это недорогой и доступный метод. Можно работать самостоятельно и добиться довольно значительного прогресса. Это очень хороший способ познакомиться с собой, справиться со стрессом и негативом, обозначить цели, актуализировать проблемы и скрытые эмоции.

Но как и у любого работающего метода у терапии искусством существуют минусы:

  • во время творческого самовыражения возможно неконтролируемое взрывное высвобождение сильных эмоций, если рядом нет опытного психолога, человек может не справиться с их наплывом;

  • в некоторых (довольно редких) случаях могут усугубиться негативные черты характера — нарциссизм, психотические черты;

  • вместо того чтобы помочь наладить контакт с другими, арт-терапия может способствовать более глубокому уходу в себя;

  • некоторым данный метод категорически не подходит и вызывает сильный протест — обычно это бурное проявление защитных механизмов психики

Цели методики

Арт-терапия дает хороший эффект практически при любой проблеме. Будь это плохое настроение или депрессия, проблемы, связанные с «Я-концепцией» или слишком низкая самооценка, неудовлетворенность собой или некой сферой своей жизни – во всем этом поможет разобраться, проанализировать и найти путь решения искусство, как метод терапии.

Арт-терапия позволяет достигать положительных результатов при работе с людьми, имеющими определенные психологические проблемы:

  • выход негативных мыслей и эмоций;
  • облегчение комплексной психотерапии;
  • проведение развернутой психодиагностики;
  • проработка мыслей и чувств, которые сдерживают в себе пациенты;
  • установление доверительных отношений между врачом и больным;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки и обеспечение личностного роста;
  • обучение контролю над собственным поведением и эмоциями;
  • выявление и разбор причин, спровоцировавших эмоциональные расстройства либо трудности.

Данная психо-терапевтическая методика используется в следующих целях:

как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций
для увеличения эффективности психотерапии
ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека
для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций
чтобы помочь пациенту сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах
чтобы установить контакт с пациентом
для улучшения самоконтроля
для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.

Для людей с повышенной тревожностью или явными фобиями арт-терапия выступает, как метод успокоения, для тех, кто грустит, она – средство повышения настроения, а людям, уверенным в собственной ничтожности, данная техника помогает поверить в себя и осознать собственную важность и уникальность. Главное – правильно подобрать арт-терапевтический метод, оптимально соответствующий всем особенностям психики пациента

Жизнь в черно-белом цвете

Психотравма, приводящая к развитию посттравматического стрессового расстройства ( ПТСР ), обычно предполагает переживание угрозы собственной смерти (или травмы) либо присутствие при смерти или повреждении других лиц. Переживая психотравмирующее событие, лица, у которых разовьется посттравматическое стрессовое растройство, должны испытывать интенсивный страх или ужас. Подобные переживания могут быть как у свидетеля, так и у жертвы несчастного случая, преступления, боевого сражения, нападения, кражи детей, стихийного бедствия. Также посттравматическое стрессовое расстройство может развиться у человека, узнавшего, что он болен смертельным заболеванием, или испытывающего систематическое физическое или сексуальное насилие. Существуют исследования о зависимости между тяжестью психологической травмы, которая, в свою очередь, зависит от степени угрозы жизни или здоровью, и вероятностью развития посттравматического стрессового расстройства. Однако из практики нам стало известно, что травмой несущей серьезные последствия для психики и впоследствии здоровью человека может стать и незначительное событие. Также известны случаи когда серьезнейшие опасности проходят без каких либо последствий. Все зависит от индивидуальных особенностей каждой конкретной личности.

Коррекция арт-терапией

Приемы данного направления могут применяться для детей с 4-летнего возраста. Сама методика является максимально экологичной, не травмирует внутреннее пространство личности, а направлена на наполнение и использование внутренних ресурсов.

Упражнения арт-терапии корректируют следующие проблемы:

  • состояние стресса;
  • депрессивные расстройства и тревожные состояния;
  • последствия психотравматического опыта;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • межличностные конфликты и непонимание;
  • трудности самооценки и самоотношения;
  • сложные семейные и детско-родительские отношения;
  • психосоматические заболевания;
  • страхи и фобии.

Также к методике прибегают при коррекции таких проблем у детей и подростков, как:

  • истерики;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • энурез;
  • заикание;
  • нарушение адаптации в детском саду или в школе;
  • нежелание учиться;
  • нарушение сна;
  • трудность общения со сверстниками.

Метод арт-терапии подходит для работы с состояниями и переживаниями, которые человеку трудно описать вербально. В такие моменты появляется возможность выпустить скопившееся внутреннее напряжение через обозначения цветом, формой, движением или звуком. Кроме того, ассоциативные механизмы и творческая направленность помогают не оголять душу полностью и сразу – это мир образов, смыслов и тонких архетипических ассоциаций.

Все сеансы под руководством опытных специалистов центра Ember проходят в приятной атмосфере. Даже самые тяжелые переживания благодаря уникальности данного направления проходят в мягкой форме и быстро возвращают человека в ресурсное состояние.

Арт-терапия и деменция

Эллен Стюарт предлагает использовать арт-терапию для определения развивающейся деменции. Так, в групповых занятиях арт-терапией деменция может проявиться в пассивности человека, невозможности начать рисовать без посторонней помощи. Некоторые больные Альцгеймером могут делать рисунок очень маленьким, невыразительным, рисовать только в одном углу листа.

Важнейшей чертой арт-терапии является использование символов. Как правило, формирование символа требует обобщения опыта человека в простой форме. Символ становится многозначным концептом в нашей голове, при этом его полное значение не осознается, потому что находится не на уровне языка, а на уровне ощущений.

Это особенно важно для больных деменцией. Языковая система нарушается одной из первых у таких пациентов

Им становится очень трудно выразить себя, свои мысли и эмоции. Арт-терапия обращается не к вербальным зонам мозга, она работает через образы и символы, через сенсорику, тем самым позволяя таким людям общаться с окружающим миром.

Так как при арт-терапии мы активно стимулируем зрительные области нашего мозга, а они, по данным ученых, оказывают существенное влияние на эпизодическую память, подобный подход помогает людям с деменцией поддерживать свою память, запоминать происходящее вокруг.

К сожалению, деменция — возрастная болезнь. Тот факт, что пожилые начинают меньше нагружать свой мозг внешними событиями, чаще запираются в себе, способствует появлению у них психологических и физиологических проблем. Арт-терапия — возможность расширить горизонт, попробовать нечто новое в тот момент, когда на это есть время, — в старости. Ведь на деле старость — тот самый период, когда можно реализовать планы, и ничто, кроме физических возможностей, не отвлечет от этого. Хотите написать книгу? Самое время!

Арт терапия: что это и как работает?

Словом «арт-терапия» сегодня никого не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово «арт» (Art) переводится, как искусство. Получается, что это некий способ исцеления, основанный на искусстве.

Говоря научным языком, арт-терапия — это специфический метод психотерапии, способ психокоррекции. Он основан на использовании различных видов искусства для улучшения психо-эмоционального состояния человека.

Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность. Иными словами, каждый человек выбирает то, что ему более всего подходит.

Это вовлечение человека в область искусства, наиболее благоприятную для него. Через творческую деятельность происходит гармонизация его личности и улучшение морального состояния, таким образом, оздоравливается психика. Рисование, лепка, квиллинг или оригами – видов искусства существует довольно много, и все они по-своему помогают человеку познавать себя, определять причину своего психологического дискомфорта и устранять ее. Здесь нет противопоказаний или ограничений, как нет и побочных, часто отрицательных, эффектов.

Нейронаука арт-терапии

Где же среди этих сложных научных изысканий затаилась арт-терапия? Как сказала Кэти А. Мальчиоди, американский арт-терапевт и консультант по психическому здоровью, «арт-терапия — это общение тела с разумом». Благодаря арт-терапии мы постоянно воздействуем на сенсорные области, вовлекаем в работу миндалину и гиппокамп, избегая при этом активности вербальных областей мозга. Занятие искусством приводит к тому, что мозг постоянно стимулирует себя.

Ученый Вийа Люзебринк объясняет эффект арт-терапии широкомасштабным вовлечением в деятельность самых разных зон мозга. Движения включают нашу моторную память, порой обходя области мозга, которые по той или иной причине работают некорректно.

Последствия трихотилломании

Трихотилломания может приводить к нежелательным медицинским последствиям, в первую очередь – повреждению кожного покрова при использовании острых «инструментов» для аутодепиляция – пинцета или ножниц. В начале, развивается т.н. нерубцовая невоспалительная алопеция, связанная с поражением волосяных фолликулов, проявляющаяся четкими, ограниченными участками отсутствия волос без признаков поражения кожи. При непрекращающейся аутодепиляции, данный вид алопеции может привести к воспалительным изменениям кожного покрова, обусловленных присоединением инфекции. Это ведет к необратимому повреждению волосяных фолликулов (атрофии) и появлению на их месте  соединительной ткани – рубцов, при этом единственным способом лечения рубцовой алопеции, является хирургический метод.      

Трихофагия (т.е. поедание собственных волос) отмечается приблизительно у 20% пациентов с ТТМ, поэтому другим важным последствием данного заболевания, является образование, так называемых, трихобезоаров – плотных соединений в желудке, состоящих из проглоченных волос, остатков пищи и желудочной слизи. Размеры трихобезоаров варьируют от нескольких миллиметров, до нескольких десятков сантиметров, а масса порой достигает 4-5 кг! В конечном итоге, это приводит к развитию желудочной непроходимости, сопровождающейся выраженным болевым синдромом, а также нарушением пищеварения. Крайний вариант трихофагии – синдром Рапунцель, когда волосяной тяж простирается из желудка в кишечник. В подобной ситуации, единственным способом помощи пациенту, является хирургическая операция по удалению трихобезоара. Такие симптомы как частая рвота, необъяснимая потеря веса, боли в области эпигастрия, длительные запоры или, наоборот, диарея, изменение цвета стула, должны вызывать настороженность и требуют незамедлительной медицинской помощи.   

При локализации очага аутодепиляции в области ресниц и бровей, частыми осложнениями являются воспаление век (блефарит) и слизистой оболочки глаза (конъюнктивит), развитие фурункулеза и травматических повреждений глазного яблока.

Кроме медицинских последствий, ТТМ значительно влияет на качество жизни человека, приводит к проблемам в социальной и профессиональной сфере. В одном исследовании было продемонстрировано, что трихотилломания связана с более низкой самооценкой, существенными трудностями карьерного роста и избеганием социальных взаимодействий. Пациенты, осознавая нелепость своего поведения, вынуждены скрывать патологическую наклонность и непривлекательные последствия, часто проявляя незаурядную изобретательность – по-особенному укладывают волосы, носят парики, постоянно используют головные уборы и очки, прибегают к макияжу и накладным бровям и ресницам.

Стоит отметить, что общество плохо осведомлено о проблеме трихотилломании, поэтому «неравномерно облысевший» человек с так называемыми проплешинами, без бровей или ресниц, невольно вызывает недоумение и сарказм со стороны окружающих. В результате, это заставляет трихотилломанов отгораживаться от людей, что в итоге грозит полной самоизоляцией и разрушением социальных связей.

Вегетативный невроз

Это особая форма заболевания, провоцируемая нарушением работы вегетативной нервной системы. Как известно, последняя контролирует работу внутренних органов и участвует в поддержании нормального уровня жизнедеятельности.

Помимо особенностей характера, стрессорных факторов и переутомления, к подобному расстройству приводят травмы головного мозга, некоторые перенесенные инфекции, интоксикации.

Особенностью течения заболевания является то, что его симптомы схожи с таковыми при патологиях внутренних органов.

Так, сосудистый синдром проявляет себя скачками артериального давления, усилением или урежением сердечного ритма, головной болью.

Возможны изменения кожных покровов в виде сухости, жжения, покраснения и даже появлением трофических язв.

Вегетативный невроз способен проявить себя внезапным появлением аллергических реакций на ранее любимые продукты питания, растения, привычные медикаменты. Это могут быть кожные высыпания, риниты, носовое кровотечение.

Но чаще всего болезнь имитирует сбои в работе какого-либо органа. Возможны следующие симптомы:

  • боли в сердце, ощущение сердцебиения, тахикардия;
  • одышка, затрудненное дыхание, кашель;
  • затрудненное глотание, запоры, диарея;
  • учащенное мочеиспускание;
  • боли в шее, спине;
  • снижение остроты зрения.

Такие нарушения носят функциональный характер. При обследовании узкими специалистами (кардиологом, гастроэнтерологом, пульмонологом) никаких патологий не выявляется. Это важный диагностический нюанс, предшествующий постановке диагноза.

Вот типичный пример невротического вегетативного расстройства. Девушка получила повышение по службе. Работы прибавилось, и приходилось трудиться на полную мощь. Спустя несколько месяцев ее стали одолевать головные боли, появилась вялость и быстрая утомляемость. При нервном перенапряжении ей становилось трудно дышать, она не могла сделать вдох, из-за чего появлялась паника от нехватки воздуха. Сердце безумно колотилось и выскакивало из груди. Она прошла все необходимые обследования, но ни одно из них не выявило органической патологии.

Особенности арт-терапии

В исследовании влияния арт-терапии на депрессию и ментальную усталость коллектив ученых из Швеции выделил преимущества этого подхода. Ученые отметили, что арт-терапия позволяет заглянуть вглубь в себя. При этом они подчеркнули: арт-терапия позволяет добиться лучших результатов, нежели фармакологическая или психотерапия.

Основными особенностями арт-терапии, по мнению ученых, являются: возможность самопознания и самоосознания (что и как влияет на нас), возможность самовыражения (через действия, символы, цвета), возможность коммуникации (за счет символического и метафорического мышления), возможность понять эмоции, чувства и опыт за счет работы с ними, возможность дистанцирования от сложного травмирующего опыта, возможность включить креативность и воображение, а также отличная сенсорная стимуляция, которая позволяет интегрировать наш разум/душу с действиями нашего тела.

Как проходят занятия по арт терапии?

Занятия по арт-терапии могут быть групповыми или индивидуальными. Собственно, это характерно для любой корректирующей, психологической техники. Для проведения их нужно соответствующее помещение, а также инструмент и материалы, которые будут использоваться во время целебного творчества.

Арт-терапевтические группы бывают студийными, открытыми, закрытыми, структурированными или неструктурированными. Куда чаще группу можно назвать смешанной по всем этим признакам

Конечно, если занимается сразу несколько человек, важно следить, чтобы все они соблюдали личное пространство друг друга, ведь речь идет о творчестве. Хорошо, если руководитель группы сразу продумает схему расположения учеников и оборудует рабочее место каждого из них

В среднем, одно занятие арт-терапией продолжается от 1,5 и до 2 часов. Их периодичность чаще всего составляет 1-2 раза в неделю.

Арт-терапевтические сеансы могут сильно между собой различаться. Это зависит от того, какой вид искусства берется за основу и какую цель преследует само занятие.

Как правило, психолог или специалист в данной области терапии встречается с клиентом или группой, после короткого вступления, задающего тон занятию, он предлагает участникам выбрать материалы и приступить к действию. При этом, царит максимально спокойная, способствующая творческой реализации атмосфера. Когда сеанс закончен, результаты творческого труда обсуждаются и анализируются со специалистом.

Важно! В ходе занятий врач полностью концентрирует человека либо группу людей на их чувствах, эмоциях либо тактильных ощущениях. При этом, наличие художественных либо прочих навыков у больных не имеет определяющего значения для того, чтобы стать участником арт-терапии

Процесс лечения творчеством условно делится на следующие этапы:

  1. Вводная часть, в рамках которой психотерапевт настраивает пациентов, устанавливает с ними контакт, а после вовлекает в процесс творчества.
  2. Переход к актуализации ощущений и формированию темы творчества.
  3. Осуществляется непосредственный творческий процесс.
  4. Обсуждается процесс работы и результаты творчества.
  5. Корректировка и доработка результатов арт-упражнений.
  6. На базе всего этого процесса терапевт диагностирует состояние больного и делает соответствующие выводы.

Как проходит консультация арт-терапевта?

Это может быть как индивидуальная консультация, так и групповая работа. Сеанс длится от часа до полутора, и начинается с проработки запроса. Терапевт расспросит, что вас привело, какие проблемы вы хотите решить. Психолог будет задавать наводящие вопросы, и использовать различные подходы, для того чтобы помочь сформулировать запрос и чётче обозначить проблему.

Высококвалифицированный терапевт никогда не станет давать советов и не будет проговаривать задачу за вас, он может только помогать вам в исследовании глубин вашей души и двигаться к решению конфликта. Также арт-психотерапевт не станет объяснять вам «что же это такое вы нарисовали», интерпретировать своё творчество можете только вы сами.

Методы/техники арт-терапии

  • Арт-терапия — это исцеление творчеством, данная методика позволяет установить связь между подсознанием и сознательной частью психики. Основа метода — метафора, которая вскрывает причины психологических проблем и сложностей. В процессе творчества бессознательно эти причины всплывают на поверхность, и человек использует подручные материалы для создания их образов, и затем под руководством психолога или самостоятельно работает с этими образами.

  • Работа может проводиться активно или пассивно. Активно — происходит деятельный творческий процесс: человек самостоятельно, рисует, лепит или сочиняет сказку, рассказ. Пассивно — клиент слушает музыку или рассматривает произведение искусства, смотрит фильм, и интерпретирует информацию, вычленяет то, что вызывает наибольший отклик, то, что составляет образ его проблемы.

  • Также методы арт-терапии могут проводиться в группе или индивидуально. В группе люди могут заниматься совместным творчеством, работать над проектом сообща или индивидуально в рамках заданной арт-терапевтом темы.

Причины развития трихотилломании

Важной составляющей развития ТТМ является положительное подкрепление, связанное с удовлетворением и позитивными эмоциями как следствием аутодепиляции, усиливая и закрепляя подобное поведение в будущем. Напряжение и беспокойство, которое испытывают пациенты перед вырыванием волос, полностью прекращаются актом аутодепиляции и сопровождаются ощущением «выполненного долга»

В связи с этим, трихотилломания рассматривается как своего рода «копинг-стратегия» (стратегия совладания с кризисными ситуациями), направленная на устранение и снижение интенсивности стресса путем положительного подкрепления посредством нейромедиатора дофамина. 

Среди так называемых триггеров – пусковых механизмов аутодепиляции, которые, как правило, предшествуют акту выдергивания волос и непосредственно с ними связаны, выделяют эмоциональные, сенсорные и когнитивные. Такие эмоции, как тоска, тревога, скука, гнев, раздражение и разочарование, относятся к эмоциональным триггерам. Неприятные, субъективно крайне тягостные ощущения в проекции очага аутодепиляции, связанные с толщиной, размером и расположением волоса, обозначаются как сенсорные триггеры. Когнитивные механизмы провокации отражают содержание мышления пациентов с ТТМ, а именно – возникновение автоматических мыслей о внешнем виде волос, предполагаемом эстетическом дефекте, с последующими попытками коррекции предполагаемого изъяна.        

Множественные мутации гена SLITKR1, обнаруженные с повышенной частотой в семьях лиц, страдающих трихотилломанией, предполагает генетическую природу заболевания. Впрочем, как и другие психические расстройства, трихотилломанию стоит рассматривать в рамках биопсихосоциальной модели, постулирующей многофакторность развития заболевания при обязательном взаимодействии и взаимовлиянии биологического субстрата (наследственной предрасположенности, нейромедиаторных нарушений, органического поражения головного мозга), социальных и психологических стрессоров.

Заключение

С начала использования изобразительных средств эффективность метода доказывали с помощью психоанализа. Это объяснялось тем, что любой результат творчества – это результат работы подсознания. То есть пациент не может контролировать психику в момент создания творческого продукта.

На итог влияют фантазии, страхи, какие-то воспоминания и ощущения в пространстве. По сути, специалист создавал в голове пациента какой-то образ, однако он всегда был индивидуальным, в зависимости от ощущений человека. На это влиял исключительно внутренний мир и бессознательная часть психики.

Создание образа в голове, а далее на листе бумаги, имеет много общего с созданием образов во снах. Там они могут смешивать, накладываться один на другой. То есть, по сути, главная задача специалиста сводится к тому, чтобы отключить сознание пациента.

Дать волю его бессознательного самовыражения в символических образах. Сначала человек представляет образ, затем переносит его на бумагу, а только потом смотрит и оценивает его сознанием, разумом

Поэтому данная методика помогает добиться самоорганизации личности, это особенно важно для пациентов, у которых по каким-либо причинам она была разрушена или расстроена

Гуманистическая психология повлияла на распространение арт-терапии для детей и родителей. Именно с помощью нее было доказано, что во время творческого процесса проявляется активность подсознания, что обеспечивает рост и становление личности, а также раскрывает ее потенциал и скрытые таланты

Но не менее важно, что помимо проработки проблем и конфликтов, совершается внутренний психологический подъем и самовыражение

Любой из методов, описанных выше, помогает специалисту установить уровень связей между членами семьи, их близость, умение отстаивать интересы, роли, занимаемые в жизни, а также способы их общения.

Все это помогает психологу выстраивать дальнейшие занятия, прорабатывать проблемы, которые он установил по результатам арт-терапии семейных проблем, а также оценивать динамические изменения. А занятия в целом позволяли членам семьи открывать свои чувства и сближаться между собой.

Арт-терапия часто используется на занятиях с вербально ограниченными людьми, которые не позволяют психологам вмешиваться в личное пространство. В таких случаях искусство позволяет как-то вытащить наружу проблемы их подсознания

Любой специалист понимает насколько важно обсудить с пациентом его мысли и чувства о рисунке, так как это является началом понимания проблемы, с которой в дальнейшем и придется работать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector