Работа пилота: особенности профессии и зарплата

Содержание:

Медицинские требования к гражданским и частным пилотам по графе 2 и 3

Список ограничений:

  • Вес тела должен быть в пределах 48-110 килограмм, избыточный вес не более, чем 1 стадия ожирения. Это допускается, при наличии идеального здоровья у конкретного кандидата
  • Рост в пределах 155-190 сантиметров, сидя не более 95 сантиметров
  • Отсутствие серьёзных травм, операций за период в 6 месяцев
  • При наличии хронических синуситов, тонзиллитов кандидат оценивается по индивидуальной шкале. Хронический тонзиллит компенсированного вида является профессионально пригодным, декомпенсированного вида — нет.
  • Гнойные синуситы или дистрофия слизистой являются полной непригодностью пилота к лётному делу
  • Незначительные нарушения в зоне ЛОР-органов оцениваются также по индивидуальной шкале
  • Лёгкие дефекты речи, которые не влияют на разборчивость речи, могут быть также оценены по индивидуальной шкале
  • Проблемы с сердечной деятельностью являются серьёзным препятствием к лётному делу
  • Практически все заболевания отправят вас в статус «непригоден», кроме редких исключений и незначительных сбоев в работе сердца. Всё это оценивается по индивидуальной шкале в каждом отдельном случае
  • Слабое зрение определяется врачом офтальмологом по индивидуальной шкале
  • Эпилепсия и психические расстройства являются барьером для лётного дела, этот пункт ставит вас автоматически в непригодность
  • Наличие переломов за последние несколько лет могут также стать препятствием к прохождению комиссии. Этот пункт идёт на усмотрение хирурга, только после полного обследования. Возможно, вас попросят сделать снимки перелома и только на основании их поставят диагноз. Будьте готовы к трате лишнего времени в связи с обследованием
  • Лица, имеющие проблемы с давлением, автоматически отправляются к кардиологу, который обязан им предложить пройти дополнительное обследование

Пилот гражданской авиации: обязанности

Пилот действует строго по должностной инструкции и законов, определяющих поведение воздушных судов гражданской авиации на маршруте. В должностные обязанности входит:

  • проведение дополётного брифинга;
  • ознакомление с маршрутом следования, погодными условиями (пилоты знают о турбулентности заранее), иной информацией, необходимой для проведения полёта;
  • знать необходимый уровень топлива (не всегда нужны полные баки – они только утяжелят самолёт);
  • осмотр воздушного судна: сначала корпуса: основных узлов (проверяют их на целостность, работоспособность, отсутствие сколов, трещин, недочетов), затем – приборные панели, всё содержимое кабины;
  • обязательная проверка чемодана с картами маршрута следования (это бумажные карты, которые спасут экипаж, если электроника откажет — здесь указаны все видимые ориентиры, аэропорты, аэродромы по пути следования) и бортового самописца, который называется «Черным ящиком» (он записывает переговоры экипажа, регистрирует параметры всего полёта).

Управление воздушным судном во время полёта включает важный пункт: капитан летательного аппарата обязан знать, применять основные алгоритмы действий, для принятия решения, во время чрезвычайных ситуаций на борту. При приземлении воздушного судна в аэропорту назначения, капитан регистрирует самолёт.

Пилот гражданской авиации: кто это и чем занимается

История для пилота только начинается, после обучения в училище для лётчиков. Молодому специалисту выдают сертификат, который фактически подтверждает получение базовых знаний пилотирования гражданскими воздушными судами и 150 часов налёта. Для сравнения – у пилота гражданской авиации международных рейсов более 500 часов налета, на каждом воздушном судне международного класса.

Чтобы «набрать»(налетать) часы, молодые специалисты идут в маленькие авиакомпании. Если раньше они «набирались» на промышленных вылетах (например, на кукурузниках), то сейчас приходится искать себе дополнительное место работы. Иногда, для этого приходится сменить место жительства.

Чтобы освоится, разобраться в управлении и чувствовать себя комфортно в новой кабине, должно пройти время.

Ещё не один раз придётся переучиваться, повышать свою категорию, новые звания. Для этого, можно пройти через курсы пилотирования для пилотов гражданской авиации. Опытный лётчик, в роли старшего товарища будет учить всему, что знает по своему опыту работы на воздушных судах. А дальше всё будет зависеть от обучающегося – если он воспринимает информацию, запоминает ее хорошо, то повышение будет не за горами.

В поисках школы можно обратиться за советом к старшим товарищам – они проходили через процесс «повышения квалификации» и подскажут место недалеко от места работы, где работают хорошие, опытные инструкторы.

Если авиакомпания устроила учебное отделение – это вообще прекрасный расклад дел.

Получая специальность пилот, люди стремятся сразу же попасть на высокооплачиваемую стабильную работу, но это не так – некоторое время придётся стажироваться в других авиакомпаниях, прежде чем перейти в более крупную, где для сотрудников есть карьерные перспективы для роста.

В Москве и Московской области, есть достаточный выбор, можно найти свободные вакансии пилота гражданской авиации. Только помните, что после 5 лет без работы по специальности на работу не возьмут – таков закон. Придётся поторопиться с выбором места работы.

Оглавление

I. Общие положения

II. Порядок медицинского освидетельствования

III. Порядок вынесения медицинских заключений во ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА)

IV. Оформление медицинской документации во ВЛЭК ГА

V. Организация медицинского наблюдения в межкомиссионный период

Приложение № 1. Медицинское заключение (образец)

Приложение № 2. Перечень медицинской аппаратуры и инструментария ВЛЭК ГА

Приложение № 3. Требования к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником, бортоператором, пилотом авиации общего назначения и обучению в учебных заведениях гражданской авиации

Приложение № 4. Медицинские противопоказания к работе в полярных экспедициях, странах с жарким климатом сроком свыше трех месяцев и авиационно-химическим работам

Приложение № 5. Объем обследования в целях врачебно-летной экспертизы

Приложение № 6. Пояснения к статьям Требований к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником, бортоператором, пилотом авиации общего назначения и обучению в учебных заведениях гражданской авиации

Приложение № 7. Заявление о медицинском освидетельствовании

Приложение № 8. Журнал протоколов ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА)

Приложение № 9. Порядок утверждения медицинского заключения в ЦВЛЭК ГА

Приложение № 10. Справка ВЛЭК ГА о медицинском освидетельствовании

Приложение № 11. Направление в ЦВЛЭК ГА (госпитализацию, консультацию) летного состава, диспетчеров УВД, бортпроводников, бортоператоров, курсантов (слушателей) учебных заведений гражданской авиации

Приложение № 12. Свидетельство о болезни

Приложение № 13. Заключительный акт по результатам медицинского освидетельствования летного состава, диспетчеров УВД, бортпроводников, бортоператоров и пилотов АОН авиапредприятия, организации гражданской авиации, проведенного ВЛЭК ГА

Приложение № 14. Требования к состоянию здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов Российской Федерации и диспетчеров УВД на предполетном контроле и перед заступлением на дежурство

     Приложение № 1. Журнал предполетного медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов

     Приложение № 2. Журнал предсменного медицинского осмотра диспетчеров УВД

     Приложение № 3. Журнал отстранения от полетов (дежурств)

     Приложение № 4. Справка об отстранении от полета (дежурства)

     Приложение № 5. Сведения о предполетных медицинских осмотрах летного состава, бортпроводников, бортоператоров, диспетчеров УВД, инженерно-технического персонала

     Приложение № 6. Направление на медицинское освидетельствование для установления факта употребления психоактивных веществ

     Приложение № 7. Акт медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения

Нормативные ссылки:

Кодекс Воздушный кодекс Российской Федерации

Где можно получить образование пилота?

Как стать пилотом (способ первый):пойти учиться на гражданскую авиацию в вуз

Работа вузов финансируется федеральным бюджетом, поэтому, если хорошо сдать вступительные экзамены, можно стать пилотом бесплатно.

Поступить в вуз на пилота может любой, у кого за спиной есть 11 классов школы и результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и физике.

Абитуриент может выбрать, какой диплом он получит: либо бакалавра — пилота за 4 года, либо специалиста пилота-инженера за 5 лет. Поступить на специалитет обычно сложнее.

На бюджетном отделении СПбГУ ГА минимальный проходной балл на пилота в 2021 году — 192.

В 2021 году в СПбГУ ГА на факультете «Эксплуатации воздушных судов и организации воздушного движения» было 125 бюджетных мест.

Цена обучения за один академический год, с учетом практики

Как стать пилотом (способ второй): поступить в летное училище

В училищах, в отличие от университетов, полный курс обучения длится не 5 лет, а 2 года и 10 месяцев. За это время студенты полностью осваивают специальность, отрабатывают практику, а конце получают квалификацию коммерческого пилота и могут работать в этой сфере.

Образование в училищах бесплатное, они финансируется за счет государства. Студенты обеспечены всем необходимым: стипендии, учебная литература и тренажеры, общежития иногородним — ребята чувствуют себя комфортно.

Поступают в училища после 11 классов по конкурсу аттестатов (табель итоговых оценок по всем предметам за 10 и 11 классы).

Как стать пилотом (способ третий): записаться в частную школу летчиков

Бесплатно в них учатся только немногие, но для этого нужно выиграть конкурс репостов. Зато совсем нет конкуренции при поступлении, нужно только среднее общее образование, чтобы стать пилотом.

120 часов) стоит

50 000 рублей. Цена на практику «плавающая», она зависит от выбранной для тренировок модели самолета. Аренда одного самолета стоит 10 000 рублей / час, а другого — 25 000 / час. Профессиональные инструкторы научат вас всему, что необходимо для полноценного полёта: от профессионального английского до технических тонкостей устройства самолета.

По окончанию выпускникам выдают сертификаты пилота — любителя. Чтобы его получить необходимо налетать 42 часа. Неприятно, но с такой классификацией работать пилотом нельзя. Зато полетать в свое удовольствие на личном, либо взятом в аренде воздушном судне можно.

Кандидаты предоставляют во ВЛЭК:

Наименование Примечание Срок годности
Паспорт Ксерокопия
Военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу При наличии ограничений годности предоставляется справка из военного комиссариата, объясняющая причину ограничения с указанием статьи и диагноза.
Фотография размером 3х4 см 2 шт.
Медицинскую справку по форме № 086/у Заверенная штампом и печатью лечебного учреждения с указанием даты выдачи. Заполнение всех граф с личными печатями врачей с осмотром врача стоматолога, указание диагнозов обязательно! 1 месяц
Выписка из амбулаторной карты по месту жительства (медицинская книжка, амбулаторная карта.) Заверенная штампом и печатью лечебного учреждения с указанием даты выдачи. 1 месяц
Действующий страховой медицинский полис Ксерокопия
Сертификат о прививках Ксерокопия заверенная в мед. учреждении
Флюорография органов грудной клетки с заключением рентгенолога Снимок размером не более А4. Заключение рентгенолога заверенное штампом и печатью лечебного учреждения 1 год
Рентгенография придаточных полостей носа с заключением рентгенолога Заверенная штампом и печатью лечебного учреждения с указанием даты выдачи 1 месяц
Медицинское заключение врачебной комиссии психиатра и психиатра-нарколога (по месту жительства). С экспресс тестированием на содержание наркотических веществ. В справках должно быть указано заключение врачей о состоянии здоровья (отсутствие заболеваний). Справки с заключением «На учете не состоит» — не действительны. 1 месяц
Медицинское заключение от дерматовенеролога (по месту жительства) Заключение о состоянии здоровья за последние 5 лет заверенное штампом и печатью лечебного учреждения. Справки с заключением «На учете не состоит» — не действительны 1 месяц
Результаты анализов на RW, ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С Принимаются из лицензированных медицинских учреждений, заверенные штампом и печатью с указанием даты 1 месяц
Анализ крови на группу крови и резус-фактор Принимаются из лицензированных медицинских учреждений, заверенные штампом и печатью с указанием даты
Электроэнцефалография С расшифровкой заверенной штампом и печатью лечебного учреждения 1 месяц
Справка об операциях При оперативных вмешательствах, заверенные штампом и печатью лечебных учреждений с указанием даты
Для лиц старше 40 лет:Мужчинам: ПСА
Женщинам:
маммография или УЗИ молочных желез.
Онкомаркер специфический (СА-125)
Принимаются из лицензированных медицинских учреждений, заверенные штампом и печатью с указанием даты 1 месяц
Для девушек с 17 лет:
Заключение гинеколога о состоянии здоровья
Цитологическое и бактериологическое (на флору) исследование мазков 1 месяц

Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации

Помимо университетов или институтов, возможность получения образования предоставляют многочисленные авиационные училища гражданской авиации в России. Они расположены в разных городах, располагают вариантами поступления на базе 9 или 11 классов и имеют различные списки специальностей обучения. Ведущие ССУЗЫ в авиационной сфере находятся в следующих городах России:

  • Красный Кут;
  • Омск;
  • Бугуруслан;
  • Сасово.

Летные училища гражданской авиации России после 9 классов обучают курсантов в течение 3 лет 10 месяцев. Такую возможность предоставляет Омский летный колледж. В нем представлено несколько специальностей: пилот самолета и вертолета (одно из немногих заведений, где имеется вертолетная подготовка), бортмеханик, авиамеханик, инженер по работе с навигационным и радиооборудованием.

В училище обучается около 1000 человек, среди них есть и очники, и заочники. Отбор в колледж весьма строгий: как правило, его успешно проходит лишь половина абитуриентов. Курсанты тренируются на самолетах, вертолете Ми-8. Для успешного освоения учебно-методической программы на территории колледжа расположен аэродром, ангары, склады, лаборатории и мастерские — все для теоретических и практических занятий.

Летные училища гражданской авиации России после 11 классов представлены в более широком спектре вариантов. Омский колледж, упомянутый выше, предоставляет возможность поступления и после 11 классов. Кроме него, в России функционирует Краснокутское училище — школа пилотов гражданской авиации. Обучение на базе 11 классов длится в течение периода 2 лет и 10 месяцев. Будущие пилоты тренируются на 5 видах самолетов и различных тренажерах. Всего в Красном Куте учится около 300 человек. Курсантам предоставляется общежитие, питание и форма. Есть возможность обучения на платной основе, стоимость которого за весь период составит более 100 000 рублей.

Омский летно-технический колледж

В Бугуруслане очно обучаются будущие коммерческие пилоты. Срок учебы стандартный для специальности. Каждый год в училище набирают около 320 человек; большая часть курсантов учится бесплатно, оставшиеся — за счет собственных средств. Колледж обладает масштабным парком самолетов, тренажерами и прочими элементами современного оснащения. Платное обучение здесь стоит немало, более 2,7 миллионов рублей за все время.

Лучшие вузы в РФ по обучению пилотов

Чтобы поступить в вузы для обучения по программе подготовки пилотов гражданской авиации, необходимо сдать ЕГЭ: русский язык, профильную математику и физику. Выпускники профессиональных училищ могут вместо ЕГЭ сдавать собственные вступительные экзамены института, которые проводятся в формате тестов.

Помимо этого, необходимо предоставить справку о состоянии здоровья и пройти испытания на физическую подготовку.

Лучшими авиационными вузами страны считаются Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Средний проходной балл на бюджет в авиационные институты составляет 190-200, для поступления необходимо сдать русский язык, профильную математику и физику. Годовая стоимость обучения составляет 170-200 тысяч рублей.

Московский авиационный институт

Где учиться на пилота?

Как правило, в авиацию попадают люди, которые с детства мечтают о полетах и точно знают, куда пойти учиться после 9 класса. Первые шаги они делают в 15 лет, осваивая безмоторные планеры или дельтапланы. В 16 лет им разрешается подниматься в воздух на сверхлегких летательных аппаратах и аэростатах. Дальше есть варианты:

1. Для получения высшего образования нужно обучаться по профессии «Эксплуатация летательных аппаратов». Вместе с дипломом выпускники получают требуемый налет и лицензии коммерческих пилотов. В России есть всего три подходящих вуза:

  • Ульяновский институт гражданской авиации (94600 рублей в год);
  • Санкт-Петербургский университет гражданской авиации (178000 рублей в год);
  • Московский авиационный институт (312000 рублей в год).

2. Зачастую проще получить среднее специальное образование, так как стать пилотом гражданской авиации в России можно и без диплома вуза. Если не удастся попасть в число бюджетников, придется выложить за обучение крупную сумму. Куда пойти:

  • Бугурусланское училище гражданской авиации (3524000 рублей за курс);
  • Краснокутское училище гражданской авиации (3200000 рублей за курс);
  • Сасовское училище гражданской авиации (1236000 рублей в год).

3. Стать частным пилотом можно в любом из десятков аэроклубов. Но дальше все равно придется поступать в училище, так как стать пилотом самолета на коммерческих рейсах в России без профильного образования нельзя. Куда стоит обратиться:

  • Авиационный учебный центр «Небосвод-Авиа» (800000 рублей);
  • Учебный центр аэродрома Мячково (811000 рублей);
  • Авиационный учебный центр «Аэромаг» (850000 рублей).

4. Лицензию коммерческого пилота намного проще получить в зарубежных школах. С ней новичок сможет начать летать за границей и в России на машинах с иностранной регистрацией, параллельно обучаясь на заочном отделении в училище. Куда пойти:

  • Академия гражданской авиации «Авиатор» (39900 долларов);
  • Авиационная школа Flying Academy (36050 евро);
  • Профессиональная школа пилотов «Aerotraining» (37000 евро).

Поклонникам винтокрылых машин начать летать невероятно сложно, так как стать пилотом вертолета можно только после окончания Омского летного колледжа ГА, единственного на всю Россию. Обучение без учета практики стоит 94700 рублей в год.

Как пройти ВЛЭК[править]

При том что есть формализованный документ, где описаны требования, но каждый ВЛЭК в России подходит к вопросу очень творчески и крайне настойчиво упорствует даже в тех правилах, которые сам изобрел. Поэтому большинство инструкций в интернете или на словах «Как пройти ВЛЭК» имеют смысл для конкретного человека, конкретного ВЛЭК и что самое печальное, текущего момента. То есть инструкция устаревает через месяц после написания.

Единственный способ одолеть упрямых медиков в их неправоте, коли таковая случится, изучать ФАП-50. А также обращаться в центральный аппарат Росавиации. Иначе их переубедить невозможно. Есть ряд камней преткновения, которые популярны и встречаются чаще остальных. Их рассмотрим в инструкции ниже.

ВЛЭК – крайне индивидуальный процесс, который у всех проходит по разному, не только из-за особенностей организма и состояния, но и в зависимости от места прохождения, настроения врачей и председателя комиссии, от дня недели, погоды, расположения звёзд и кофейной гущи в чашке кого-нибудь на другом конце планеты.

Наиболее универсальным алгоритмом прохождения ВЛЭК, может быть:

  1. Показать своему семейному/личному врачу или же просто в коммерческой клинике ФАП-50 и провериться у них;
  2. Если есть проблемы со здоровьем, обратиться к специалистам — привести в норму сахар, давление, сердце, органы пищеварения, ноги, глаза и прочее;
  3. Связаться с ближайшим/удобным ВЛЭК, запросить список справок и документов. Если связаться не получается – явиться лично;
  4. Собрать все справки, явиться на прохождение ВЛЭК. Быть готовым потратить на это от 3-х часов до 3-4х суток (если со здоровьем всё в порядке) и некоторое количество денег;
  5. В случае отказа — вернуться к пункту 2 и попробовать пройти ВЛЭК снова, либо попробовать пройти в другом центре;
  6. Поставить напоминалку о прохождении промежуточного осмотра через 6/12 месяцев (необходимость такого осмотра может быть оспорена);
  7. Через 1/2/5 лет повторить с пункта 1.

Вот ссылка на уже устаревшую инструкцию с общим описанием необходимых действий и примерами. Поэтому смело дополняйте своими комментариями по месту. АОН/ВЛЭК/Прохождение.

Какие принципиальные отличия в подготовке пилотов в Европе и США

Обучение в американских и европейских учебных центрах близко по содержанию и методике. Однако если в США многие школы предлагают пройти обучение по европейской программе JAA, то в Старом Свете обучение, как правило, ведется только по программе FAA.

Отличия, имеющие значение:

  • В США учиться дешевле, причем стоимость может оказаться вдвое ниже, чем в Европе. Но есть и исключения — некоторые европейские школы предлагают еще более низкую стоимость (например, недавно созданные школы в Греции). Насколько разумна экономия при обучении — решаете вы. Опытные пилоты советуют проходить подготовку в Англии — и уровень обучения высокий, и вы получите прекрасную возможность совершенствовать свой английский в общении. Минус учебы в туманном Альбионе — плохая погода. Набор необходимых часов налета может растянуться на несколько месяцев.
  • Для обучения в странах Европы достаточно даже обычной туристической визы, длительность которой превышает 1 месяц. В США с получением визы дела обстоят сложнее.
  • Правила пользования радиосвязью в Европе и США отличаются друг от друга. В европейских школах требуется сдать отдельный тест-экзамен по радиотелефонии на английском языке, а в американских этого не требуется (но выучить английский язык все равно придется, это обязательное требование для современного пилота).
  • В американских школах учащиеся сдают только один экзамен, а в европейских — целых семь. Но количество информации и экзаменационных вопросов одинаковое. Кому-то легче ударно поучиться и сдать все одним махом, а другим удобнее сдавать все то же самое по частям, тщательно и без спешки готовясь к тестированию.
  • Отличия в прохождении медицинской комиссии в США и Европе незначительные: в Европе для получения лицензии коммерческого пилота необходим сертификат 1 – ого класса, который действует в течение 6 месяцев.
  • Если сумма для вас является определяющим фактором, то лучше всего выглядит вариант обучения в штатах. Как правило, в Англии стоимость летного часа в разы превышает стоимость летного часа в США: так за летный час с инструктором на Cessna 172 в Великобритании (около Лондона) придется заплатить около 300$ (160£), а в штатах эта же сумма составит 140$ (в исполнении glass cockpit). Что касается обучения в Европе, то, например, в Чехии часовая оплата составит 190$ за летный час.

Об утверждении федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (Приказ Минтранса России от 22.04.2002 № 50)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 апреля 2002 г. N 50

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

«МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЛЕТНОГО,

ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА, БОРТПРОВОДНИКОВ,

КУРСАНТОВ И КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ

В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минтранса России от 28.04.2003 N 125,

от 01.11.2004 N 27, от 28.11.2014 N 325, от 26.06.2017 N 241,

с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ

от 16.02.2011 N ГКПИ10-1682, Приказом Минтранса России

от 19.09.2012 N 35, Решением Верховного Суда РФ от 13.03.2017 N АКПИ17-31)

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. I), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. I), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836, N 30 (ч. I), ст. 4254, N 42, ст. 5615), а также в целях дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения полетов, с учетом международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) приказываю:

(в ред. Приказа Минтранса России от 28.11.2014 N 325)

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации».

2. Признать утратившим силу Приказ Федеральной авиационной службы России от 17 февраля 1998 г. N 42 «О введении в действие Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 18 мая 1998 г. N 3263-ПК).

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра А.В. Нерадько.

Министр

С.ФРАНК

Женщины-пилоты гражданской авиации РФ

Обучение женщин-пилотов никак не отличается от мужского. У них даже есть некоторые льготы при поступлении – физические нормативы более лояльны. Однако до сих пор остается существенная предвзятость к девушкам за штурвалом самолета.

Пассажиры, когда видят после трапа пилота в юбке, начинают выказывать свою настороженность. Помимо них, предвзято относиться могут и другие члены экипажа, которые постоянно меняются. Это авиакомпании делают, чтобы пилоты не могли сдружиться и внимательнее следили за действиями друг друга.

Ольгу Кирсанову со скандалом уволили из авиакомпании, потому что она долгое время скрывала факт своей беременности, даже когда переучивалась на другой тип самолета. После декретного отпуска она устроилась обратно на работу в «Аэрофлот».

Еще одним существенным препятствием на пути к работе в небе являются близкие. Семьи часто крайне негативно относятся к выбору профессии своих дочерей.

Где учат

Обучение на пилота вертолета можно пройти по-разному: в государственном учебном заведении гражданской авиации (ГА), в военном вузе или на частных курсах. В России есть два главных вуза, где учат гражданских летчиков:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Это крупнейшее учебное заведение для подготовки специалистов, обеспечивающих воздушное сообщение внутри страны и на зарубежных направлениях. Оно имеет филиалы в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Иркутске. На специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» нужно учиться 5 лет.
  • Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Здесь учат летчиков, диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей и других специалистов. Филиалы вуза функционируют в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). На балансе вуза более 50 воздушных судов для практических занятий студентов и соответствующая инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, учебные корпуса, лаборатории, тренажерные залы).

Пилотов ВВС, а также вертолетчиков для ВМС и силовых структур с 1953 года готовят в Сызранском филиале Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Теоретическая подготовка и летная практика проводятся в г. Сызрани и п. Соколовый под Саратовом. Для обучения используется авиапарк, состоящий из вертолетов Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ка-226, а также комплексные пилотажные тренажеры.

В гражданских и военных вузах летчики получают фундаментальные знания, а на практике – большой налет. Но поступить в высшие учебные заведения на летные специальности трудно, а учиться долго. Поэтому, если в планах не значится стать профессиональным пилотом вертолета, но желание летать велико, то вопрос можно решить гораздо быстрее, пройдя относительно краткосрочный курс в частных летных школах. Они проводят не настолько придирчиво жесткий отбор по состоянию здоровья, как вузы, и обучают почти всех желающих, но за внушительные суммы.

Одна из самых известных компаний, которая поможет реализовать мечту о небе, – Heliport Moscow. Она предлагает несколько программ обучения пилотов вертолета:

  • Первоначальная подготовка предусматривает 232 часа теории и 43 часа летной работы. Цена зависит от модели вертолета, на котором проходит обучение. Так, на Robinson R44 курс стоит 1,548 млн рублей, а на Robinson R66 – 2,075 млн рублей. Если практика проводится на борту курсанта, то делается большая скидка.
  • Переподготовка предполагает 125 часов за партой и около 10 часов практики. Эта услуга стоит от 237 до 594 тысяч рублей в зависимости от модели машины.
  • Повышение квалификации – это 100 часов теоретической подготовки за 59 тысяч рублей.

Вся программа индивидуальной подготовки или в малых группах (до 5 человек) обычно проходится за 2–3 месяца. Теоретический курс предусматривает получение знаний по таким предметам, как метеорология, воздушное законодательство, аэродинамика, аэронавигация. Практика идет параллельно. Прежде чем сесть за штурвал, студент изучает устройство вертолета и системы управления.

На стартовом этапе слушатели не вылетают за пределы базового аэродрома. Они осваивают взлет, посадку, зависание над ограниченной территорией. И только после 40 часов, проведенных в воздухе с инструктором, можно рассчитывать на захватывающий полет над Москвой.

После того как студент сдаст экзамен, ему выдадут свидетельство частного пилота-любителя. Этот документ действителен только на территории России, за рубежом потребуют его валидации, нередко за границей летать разрешают исключительно с местным пилотом на борту. Внутри страны тоже действуют некоторые ограничения: полеты возможны в одиночку – без пассажиров. Чтобы получить право на коммерческие перевозки людей, нужно длительное обучение в летном училище гражданской авиации.

Подготовка экспертов

УВАУ ГА производит подготовку экспертов по следующим направлениям:

1.Пилот (технически-летная эксплуатация воздушных судов);

2.Диспетчер (управление воздушным движением );

3.Спасатель (аварийно-спасательное и поисковое обеспечение гражданской авиации ) ;

4.Инженер (инженерно-техническое обеспечение авиабезопасности ) ;

5.Инженер-менеджер (управление качеством ) ;

6.Менеджер (менеджмент  воздушного транспорте) ;

7.Безопасность технологических процессов и производств

8.Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ

При Центре в 1983 году  организовали музей истории гражданской авиации Советского Союза, в котором помимо четырех залов, где собрано около 7000 документов и экспонатов, на открытых стоянках презентованы 28 вертолетов и самолетов, включая первый пассажирский реактивный самолет Ту-104 и первый пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144.

В связи с распадом Советского Союза летные высшие училища гражданской авиации (которые базировались в городе Актюбинске и городе Кировограде) оказались за пределами Российской Федерации. В итоге возникла проблема приготовления летного состава высшего образования для авиационных предприятий Российской Федерации. Для решения этой проблемы в 1992 году предложили на базе Центра учредить авиационное высшее училище. Итогом большой работы, которая была проведена под руководством В.М. Ржевского,  заслуженного пилота СССР, ректора училища, стало распоряжение  № 1931-р Правительства РФ от 23.10.92 «О создании Ульяновского авиационного высшего училища гражданской авиации», и летом 1993 года произвели первый набор курсантов — согласно специализации «летное использование воздушных судов».

Сфера деятельности училища в дальнейшем по приготовлением авиационных специалистов, имеющих высшее образование, непрерывно расширялась:

  • 1994  – начато приготовление инженеров по управлению воздушным движением (авиационных диспетчеров);
  • 1995  – начато приготовление инженеров студентов на заочной форме обучения;
  • 1996  – открыли военную кафедру;
  • 1998  – первый выпуск пилотов-инженеров;
  • 1998  – открыли аспирантуру;
  • 1998 – первый выпуск инженеров по управлению воздушным движением;
  • 2000  – начато приготовление по заочной форме обучения бортинженеров;
  • 2000  – начато приготовление менеджеров и спасателей;
  • 2003  – первый выпуск бортинженеров (на отделении заочного обучения).

В училище на данный момент прошли обучение 1030 курсантов-пилотов. В прошлом, 2013 году училище выпустило 137 пилотов, в 2014 году планируют выпустить 197, в 2015 году больше, чем 200. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector