Чем занимается специалист по социальной работе
Содержание:
- Специальность «социальная работа» — где и кем работать
- Образец должностной инструкции специалиста по социальной работе
- Права и ответственность
- Варианты работы и зарплата
- Какие предметы изучают студенты
- Похожие термины:
- Социальный педагог в школе
- Обязанности на работе
- Краткое описание
- Перспективы профессий
- Основные требования к специалистам по социальной работе
- Специальность «специалист по социальной работе»
- Где и как учат профессии
Специальность «социальная работа» — где и кем работать
Практическая отработка осуществляется для закрепления знаний, полученных во время теоретических занятий. Проводится в государственных учреждениях, документально подтверждается договорами (заключаются между ВУЗом и организацией, в которой выполняется практика). Продолжительность занятий составляет 72 часа и состоит из трех этапов: ознакомительного, рабочего, итогового. При прохождении производственной практики студенты обязаны заполнять отчеты, дневники.
После того как студентом получена специальность социальная работа, где работать — основной вопрос многих выпускников. Специалисты могут устроиться в медицинские учреждения, центры социальной помощи, реабилитационные центры, фонды. При этом получить высшее образование дистанционно специальность «социальная работа» может каждый желающий. Стоимость семестра составит порядка 15-20 тысяч рублей. По завершению обучения студенту выдается диплом.
Возможно Вас заинтересуют:
Образец должностной инструкции специалиста по социальной работе
1. Общие положения
- Специалист по социальной работе входит в категорию специалистов, подчиняется ______________, нанимается на должность и освобождается от нее приказом руководства учреждения.
- На данную позицию может быть принято лицо с высшим или средне-специальным образованием по специальности «Социальная защита» или с аналогичным образованием и прохождением переподготовки по курсу «Социальная защита». Требований к опыту работу нет.
- Во время выполнения своих трудовых задач работник должен опираться на:
- законодательство РФ в области своей деятельности (нормы семейного, уголовного, гражданского права);
- методическую документацию в своей области;
- устав учреждения;
- распорядительную документацию руководства учреждения;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- нормы охраны труда;
- требования пожарной безопасности;
- настоящий документ.
- Работник, принятый на должность специалиста по соцработе, должен знать:
- нормативно-правовую документацию и другие документы вышестоящих ведомств, регламентирующих работу в сфере соцобслуживания, государственной семейной политики;
- актуальные социальные методы развития региона;
- методы и специфику соцработы с семьями и отдельными гражданами различных категорий и социальных слоев, находящихся в тяжелых жизненных условиях;
- базовые положения психологии личности, семейной и возрастной психологии, правила помощи инвалидам, пенсионерам;
- ведущий опыт социальной работы как российский, так и зарубежный;
- национальные особенности и традиции своего региона;
- основы социологии;
- правила работы с компьютерной техникой.
- В период отсутствия данного сотрудника на его рабочем месте его обязанности и полномочия переходят другому сотруднику, назначенному руководством учреждения.
- В подчинении у специалиста по социальной работе числятся __________.
2. Должностные обязанности
Специалист по соцработе имеет следующие должностные обязанности:
- Находить граждан и семьи в зоне своей работы, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, составлять из базу данных.
- Выяснять причины нахождения их в тяжелой жизненной ситуации, решать, какие объемы соцпомощи им необходимы, способствовать предоставлению им этой помощи.
- Разрабатывать «социальный паспорт» территории в зоне своей работы, изучать потребности проживающих на ней семей и граждан в соцпомощи и обслуживании.
- Проводить социальный патронаж инвалидов и участников ВОВ, граждан, пострадавших от военных действий, одиноких пожилых людей, семей с детьми-инвалидами, детей-сирот.
- Помогать формировать пакет документов для принятия указанных выше граждан на временное или постоянное соцобслуживание, в целях попечительства и опеки.
- Давать всем обращающимся лицам консультации по соцвопросам.
- Участвовать в мероприятиях по формированию и улучшению семейной и социальной политики в своей регионе, по подготовке и внедрению региональных соцпрограмм.
- Оказывать содействие органам образования, внутренних дел, здравоохранения в своей профессиональной сфере.
- Принимать участие в деятельности методических объединений соцработников.
- Контактировать с разными учреждениями (государственными, религиозными, общественными) по вопросам оказания соцпомощи нуждающимся в ней гражданам и семьям.
- Помогать гражданам трудоустроиться, раскрыть свой потенциал.
- Помогать в формировании клубов и кружков, объединений семей по интересам, групп взаимопомощи.
- Участвовать в проведении культурно-массовых мероприятий для обслуживаемых семей и граждан.
- Формировать, вести и хранить должным образом необходимую документацию.
3. Права
Сотрудник на должности специалиста по соцработе имеет такие права:
- Предлагать мероприятия по улучшению работы, относящейся к пунктам данной должностной инструкции.
- Запрашивать и изучать все необходимые документы, требующиеся для выполнения своей работы.
- Повышать в установленном порядке свою квалификацию.
- Требовать от начальства помощи в выполнении своих должностных функций.
- Участвовать в решении вопросов охраны труда и других в своем учреждении.
- Другие права, гарантированные трудовым законодательством РФ.
4. Ответственность
Сотрудник, принятый на должность специалиста по соцработе, несет ответственность:
- За выполнение своих рабочих задач недолжным образом, указанных в данном документе, — в рамках положений актуального трудового законодательства РФ.
- За нанесение материального вреда работодателю — в соответствии с положениями ТК РФ и ГК РФ.
- За преступления на рабочем месте — в пределах норм ТК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ.
Права и ответственность
Права и ответственность необходимы сотрудникам на любой должности. Перечень их содержится в самостоятельных разделах должностной инструкции. В заключительных положениях фиксируют порядок ознакомления работника с ЛНА, использованные при его подготовке НПА, профстандарт и их реквизиты.
4. Права Социальный работник имеет право: 4.1. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности. 4.2. Получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности. 4.3. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей. 5. Ответственность Социальный работник несет ответственность: 5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации. За вышеперечисленные нарушения социальный работник может быть привлечен, в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от тяжести проступка, к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности. |
Варианты работы и зарплата
Людям с образованием социолога можно работать почти везде, в любой отрасли и любой организации, где есть люди. Подходящими организациями для работы в социологической сфере являются:
- Компании, занимающиеся консалтингом;
- Компании, предоставляющие услуги PR-продвижения;
- Службы рекламы;
- СМИ и издательства;
- Муниципалитет и государственные службы;
- Отдел с маркетингом в трудовых организациях;
- Организации, предполагающие исследовательскую работу;
- Сферы с социальной и аналитической направленностью.
Отличный способ закрепиться в желаемой компании — практика. Если вуз сотрудничает с этой компанией, устроиться не составит труда. Если у будущего специалиста большие амбиции и он захочет устроиться в более крупную, известную и влиятельную компанию, то в первое время он может не рассчитывать на большую заработную плату. Но зато работа в такой организации обеспечит его нужным опытом, позволит взглянуть на процесс изнутри.
Социологи выслушивают. Анализируют и отслеживают. Регулируют. Для этого нужно обладать определенным набором качеств:
- Психологическая гибкость;
- Аналитический склад ума;
- Усидчивость;
- Внимательность;
- Быстрая реакция;
- Стрессоустойчивость;
- Креативность;
- Хорошая память;
- Эмпатия и другое.
На рынке труда довольно много вакансий, где предполагается работа с людьми. Но такая работа подходит прежде всего любознательным и пытливым людям, которые воспринимают информацию с критической стороны.
После вуза у молодого специалиста два пути развития: работа в научной отрасли и прикладная социология. Если социолог занимается научной работой, он выступает на конференциях, занимается изучением различных социальных явлений и другим.
Какие предметы изучают студенты
Чтобы стать полноценным специалистом по направлению «Социально-культурная деятельность», необходимо обладать хорошими организаторскими способностями, социальными навыками и глубокими познаниями в таких науках, как: культурология, право, педагогика, социология, психология, политология.
По этой причине большинство университетов придерживаются такой программы:
-
русская и зарубежная литература;
-
история кино / музыки / искусств;
-
основы культурной политики;
-
педагогика;
-
история, теория, методология СКД.
На выходе получается специалист, готовый:
-
руководить культурно-развлекательным учреждением, организовывать его деятельность, осуществлять набор кадров и поиск финансирования;
-
проводить культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на разные возрастные и социальные группы;
-
формировать общественное мнение в отношении какого-либо культурного памятника или события;
-
заниматься экспертизой и диагностикой объектов социально-культурного сервиса;
-
создавать новейшие технологии развития досуговой области.
Похожие термины:
-
К одному из типов организации социальной работы относится социальная работа с общиной, сообществом (или комьюнити, микросредой). Понятие “сообщество” (англ. community) является одним из ключевых в соц
-
(streetwork). С понятийно-концептуальной точки зрения достаточно сложно очертить специфический профиль понятия “социальная работа на улице”. Ее обозначают и как “уличная социальная работа”, “мобил
-
Направление и метод социальной работы, при котором небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в совместную деятельность для достижения общи
-
вид человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации знаний об определенной деятельности — социальной сфере и социальной работе.
-
социальные услуги в больнице. Несмотря на различия в терминологии, данное понятие пришло на смену «медицинской социальной работе». Вероятной причиной этого послужил отказ от медицинского подход
-
специфический вид профессиональной деятельности, направленной на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, муниципальными и коммерческими организациями и вклю
-
попытка переосмыслить теорию и практику социального обеспечения и социальной работы с акцентом на роли классового разделения и расовой ДИСКРИМИНАЦИИ в личных проблемах либо на значении рыночны
-
ряд подходов к социальной работе, объединенных представлением об угнетении женщин и ставящих своей задачей преодоление последствий этого угнетения. Сторонники феминизма рассматривают все аспек
-
community social work) – направление социальной работы по оказанию поддержки в рамках сообщества людям, осуществляющим уход за КЛИЕНТАМИ.
-
(от лат. praeventio — опережаю, предупреждаю, англ. prevention — предупреждение, предохранение, предотвращение) — научно обоснованный, своевременно предпринятый комплекс экономических, политических, право
-
(престиж — от франц. prestige — обаяние, очарование), исходя из философского, психологического и социологического смысла, — общественная оценка профессиональной группы работников системы социальног
-
как профессиональная форма социальной работы возникла в США, где в конце 20-х гг. XX в. были выработаны соответствующие социально-педагогические программы, создание которых было обусловлено постоян
-
деятельность, направленная на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальном
-
цикл учебных дисциплин) имеет целью дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлений, инструментарии, технологиях (методиках) и ее орган
Социальный педагог в школе
Социальные педагоги МАОУ «СОШ №40» осуществляют работу по 6 основным направлениям:
— работа с детьми «группы риска»;
— работа с правоохранительными органами;
— работа с социально-незащищенными категориями обучающихся;
— работа с родителями;
— работа с педагогическим коллективом;
— работа по профилактике употребления ПАВ.
В основе работы с обучающимися «группы риска» заложен индивидуальный подход в воспитании, предполагающий организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Социальные педагоги изучают контингент подростков и их семей, начиная с младших классов. Взаимодействуют с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних. Социальные педагоги проводят беседы с подростками, состоящими на различных видах учета и с обучающимися, нарушающими дисциплину и устав школы, осуществляют работу по нормализации взаимоотношений между родителями и детьми в неблагополучных, проблемных семьях. В течение года школа осуществляется взаимодействие с общественными организациями и правоохранительными органами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию правовой зоны в микрорайоне школы (педагогические рейды).
На Совете профилактики рассматриваются поведение и успеваемость обучающихся школы в присутствии администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога и родителей обучающихся.
Проводятся педагогические рейды по охране общественного порядка в местах массового отдыха подростков, посещаются квартиры обучающихся, состоящих на ВШК и ОДН УВД. В данных рейдах участвуют также учителя-предметники, классные руководители и представители милиции.
Таким образом, работа с детьми «группы риска» включает в себя:
— формирование банка данных «трудных» подростков и обучающихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
— социально-педагогическую помощь и поддержку в работе классных руководителей и учителей предметников;
— коррекционную индивидуальную работу с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
— постановку на Внутришкольный контроль;
— введение наставников-кураторов над обучающимися, склонными к правонарушениям;
— привлечение дезадаптированных подростков к проведению внеклассных мероприятий и акций, отслеживание организации их каникулярного отдыха.
Одним из направлений деятельности социального педагога является работа с детьми социально незащищенных категорий: опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми из многодетных и малообеспеченных семей. Для выявления этих категорий детей в начале учебного года составляются социальные паспорта классов, на основе которых формируется «Банк данных социально незащищенных категорий».
В начале учебного года составляются списки детей из малообеспеченных и многодетных семей, утверждаются управлением социальной защиты населения. Кроме того, для обеспечения льготным питанием детей, состоящих под опекой и попечительством, составляются ходатайства, предоставляемые в управление образования Старооскольского городского округа. На основании всех перечисленных документов обучающимся данных категорий выделяются дотации на питание.
Кроме того, социальные педагоги ежемесячно оформляют документацию на оказание материальной помощи детям из многодетных семей по программам Российского Красного Креста.
В течение всего учебного года социальные педагоги ведут работу по оказанию консультационной помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям, отслеживают посещаемость и успеваемость, проводят работу по обследованию социально-бытовых условий и санитарного состояния жилья. Социальные педагоги оказывают помощь выпускникам школы из числа опекаемых в вопросах профориентации.
Обширным направлением работы социальных педагогов является профилактика употребления психоактивных веществ, которая включает в себя: социализацию подростков, профилактику табакокурения, алкоголя, наркомании, преступлений и правонарушений среди подростков, предупреждение травм пешеходов на дороге, формирование толерантного поведения у детей и молодежи, раскрытие природы экстремизма, пропаганда здорового образа жизни, волонтерского движения и спорта. Одним из факторов успешной социализации подростков является вовлечение обучающихся в волонтерское движение, где дети могут реализовать себя в каких-либо социальных проектах.
Обязанности на работе
Основной функцией представителей социальных профессий является оказание услуг своим клиентам. Обязанности заметно отличаются в зависимости от рода деятельности, поэтому назовем лишь самые важные из них:
- определение категорий лиц, нуждающихся в поддержке;
- консультирование их по различным вопросам;
- защита их прав и интересов;
- помощь на дому;
- реабилитационные услуги;
- общение с целью психологической поддержки;
- содействие в оформлении официальных документов;
- посредничество в решении конфликтов;
- адаптация в социуме инвалидов, подростков с девиантным поведением, выпускников интернатов, жертв насилия, лиц, вышедших из мест лишения свободы, мигрантов и др.
Существуют профессии, представители которых оказывают широкий спектр услуг, и узкоспециализированные специалисты, концентрирующие свое внимание на отдельных направлениях
Краткое описание
Профессия очень древняя, несколько сотен лет назад таких специалистов называли благотворителями, миссионерами. Часть социальных обязанностей возлагалась на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям. Сегодня все изменилось, а эту работу выполняют уполномоченные представители социальных служб, которых прикрепляют к каждому человеку или семье, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Преимущественно специалист ведет следующие группы граждан:
- пенсионеры и люди с ограниченными возможностями;
- дети и подростки, страдающие от врожденных и приобретенных заболеваний, семейного насилия и других проблем;
- женщины, ставшие жертвой любого вида насилия;
- зависимые граждане;
- люди, лишившиеся жилья, получившие травмы, потерявшие близких во время катастроф;
- многодетные семьи и другие.
Социальный работник напрямую контактирует с населением, проверяя, в каких условиях содержатся дети, как распределяются средства, выделенные государством на новорожденного. Они носят продукты больным людям и пенсионерам, оказывают эмоциональную поддержку гражданам, страдающим от зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). Труд непростой и опасный, ведь специалист никогда не знает о том, что ожидает его за закрытой дверью той или иной квартиры. Социальные работники получают не слишком высокий оклад, традиционно эту профессию выбирают женщины, более склонные к состраданию, чем мужчины.
Перспективы профессий
Перспективность профессий социального направления на сегодняшнем этапе не подвергается сомнению. Множество глобальных процессов происходит на наших глазах: открытие границ с расширением межнационального общения, трудовая миграция, увеличение продолжительности жизни населения. Для приспособления человека к меняющимся условиям ему все чаще нужна помощь извне. К тому же в последние годы наблюдается большая ориентация на отдельную личность, а не на общество в целом.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия социальные профессии подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Основные требования к специалистам по социальной работе
Специалист по социальной работе (ССР) обязан уметь:
- консультировать;
- оказывать квалифицированную помощь;
- содействовать взаимодействию граждан, нуждающихся в получении помощи, с профильными организациями (государственными или общественными), способными её оказать;
- анализировать имеющиеся у граждан проблемы медицинского и социального характера на основании проделанной работы и собранных сведений.
К практическим навыкам относится обязательное владение методпит
- консультированию в социальной и здравоохранительной сферах обратившихся к нему граждан;
- оказания частной или коллективной психологической и/или социальной помощи;
- проведения мониторинга, анализа и экспертного прогноза своей деятельности;
- реализации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, подразумевающего следование основным принципам и нормам санитарии и гигиены.
Специалист по социальной работе должен:
- знать Конституцию и законодательство Российской Федерации (особенно в области уголовного и гражданского права);
- знать законодательные акты в области соцобслуживания населения, федеральной семейной политики;
- владеть законодательными нормами, регулирующими права социально-незащищенных групп населения;
- разбираться в основах таких дисциплин, как социология, психология, общая и семейная педагогика (в частности, владеть методической базой);
- быть ознакомленным с современными научными достижениями в сфере социальной деятельности;
- понимать специфику взаимодействия с различными соцгруппами;
- знать и уметь применять на практике нормы и правила пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, санитарии и гигиены;
- разбираться в этнических особенностях своих подопечных (нюансах их быта, воспитания, традиций).
Специальность «специалист по социальной работе»
Включается специальность социальная работа в программы многих государственных ВУЗов, техникумов и колледжей России. Их приблизительное количество составляет порядка 210 учреждений. Поступление проводится на базе 11-ти классов. При подаче документов абитуриент должен представить сертификаты ЕГЭ по обществознанию (либо иностранному языку, либо географии), истории, русскому языку. Проходной балл может составлять от 35 до 80 (обычно 50-60). Предлагают специальность социальная работа ВУЗы по следующим направлениям:
- Организация социального обеспечения (нормативные и правовые основы);
- Социальная работа (общие аспекты);
- Работа с молодежью.
Где и как учат профессии
В каком ВУЗе можно получить эту непростую специальность? Выбрав для поступления в вуз, стоит идти на направление «Социальная работа».
После окончания школы можно поступить в колледж, выбрав факультет социальной работы. Некоторые колледжи принимает студентов без экзаменов, на базе среднего балла. В России по ряду причин больше котируется диплом о высшем образовании, чем о среднем специальном, потому по возможности следует стремиться к поступлению в вуз.
В России 2 государственных ссуза, обучающих этой специальности:
- Ярославский колледж управления и профессиональных технологий,
- Колледж по подготовке социальных работников Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Вузов, где можно получить данную профессию достаточно много. Лучшие из них следующие:
- Московский государственный психолого-педагогический университет,
- Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова,
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова,
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
- Башкирский государственный медицинский университет,
- Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого.
Обучение в московских вузах стоит дороже, да и конкуренция среди абитуриентов выше. Будущие социальные работники во время учёбы изучают множество предметов, которые пригодятся им в профессиональной деятельности. Это такие предметы как:
- основы социальной медицины,
- социальная политика,
- социальная психология,
- социология,
- конфликтология в социальной работе,
- организация, управление и администрирование в социальной работе,
- педагогика,
- правовое обеспечение социальной работы,
- профессионально-этические основы социальной работы,
- психология развития и возрастная психология и другие.