Обучение на педагога-психолога
Содержание:
- Профессиональная деятельность: кем работать
- Место работы
- Социальный педагог в школе и его должностные обязанности
- Становление и развитие науки
- Получение смежного образования
- Овладение профессиональными компетенциями, навыками и умениями
- Этические принципы психологов
- Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
- Психология и социальная педагогика специальность кем работать
- Чем занимаются представители профессии
- Виды деятельности будущего психолога-педагога
- Куда может пойти работать клинический психолог
- Недостатки профессии педагог-психолог
- Особенности профессии
- Где может работать специалист с дипломом психолога
- Общие сведения
- Социальный педагог в школе
- Применение результатов обучения
- Кто такой педагог-психолог?
- Обязанности школьного психолога
- Общие сведения
- Пройти обучение
Профессиональная деятельность: кем работать
После освоения выбранной специальности можно работать в следующих сферах: здравоохранение, социальная работа, культура.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра психолога-педагога являются:
- воспитание и обучение детей,
- личностное развитие,
- психолого-педагогическое сопровождение,
- здоровье,
- социальное сопровождение родителей обучающихся,
- социализация.
Выпускник осуществляет такие виды деятельности, как:
- психолого-педагогическое сопровождение общего и дополнительного образования,
- воспитательная деятельность дошкольного и начального образования,
- сопровождение детей с ограниченными возможностями, социально-педагогическая деятельность.
Для выпускников также есть возможность продолжать обучение в магистратуре.
Читайте далее:
Место работы
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
- Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
- Медицинский вид психологических консультаций.
- Преподавание психологии.
- Деятельность в службе работы с кадрами.
В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:
- Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
- Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
- Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
- На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
- В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
- Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.
Социальный педагог в школе и его должностные обязанности
Основная задача социального педагога – благотворное влияние на психическое состояние своего воспитанника. С этой целью специалист организует мероприятия, проводит воспитательную работу, выступает защитником прав детей. В ходе работы специалист создает комфортные условия для своих подопечных, выстраивает доверительные отношения с ними, помогает воспитанникам преодолеть психологический барьер и т.д. В случае с благоприятными семьями педагог работает и с родителями, помогает им наладить отношения с ребенком и т.д.
Работа социального педагога подразумевает взаимодействие с полицией (в частности, по делам несовершеннолетних), психологами, органами опеки, школьными учителями, судами (при необходимости), родителями воспитанников и т.д.
Таким образом, обязанности социального педагога – предотвратить усугубление психологических проблем у детей и возможные негативные последствия психологической травмы, полученной ребенком.
Становление и развитие науки
Развитие, выделение этой отрасли в отдельное научное направление происходило в три этапа:
- Общедидактический этап. Первый труд по педагогической практике, который повлиял на становление отдельного направления, написал Я. А. Коменским — «Великая дидактика». Ученый закончил произведение в 1632 году. Он предложил создать отдельную систему школ, чтобы дети получали хорошее образование. Благодаря ему была введена концепция классно-урочного образования. Дополнительно к этому он сформировал ряд принципов нравственного воспитания, которые предназначены для детей. Этап длился с середины 17 до конца 19 века. Другие выдающиеся ученые, которые внесли большой вклад в развитие педагогической психологии на первом этапе — Иоганн Герберт, Жан-Жак-Руссо, Адольф Дистервег.
- Второй этап становления этой отрасли психологической науки длился с конца 19 до середины 20 века. В этот период развития педагогическая психология начинает формироваться в отдельное направление. К наиболее выдающимся ученым этого этапа относятся Выготский, Торндайк, Каптерев.
- Третий этап формирования педагогической психологии обуславливается созданием многочисленных приемов обучения. К ученым, которые повлияли на развитие третьего этапа относятся Рубинштейн, Махмутов, Оконь, Ланда, Эльконин.
В процессе формирования педагогической психологии появлялись новые теории, методики обучения, которые со временем совершенствовались.
Получение смежного образования
На базе полученного образования, педагог-психолог может менять сферу деятельности, в зависимости от собственных потребностей. Не всегда даже потребуется переподготовка.
К примеру, педагог работал со школьниками и почувствовал наступление профессионального выгорания. Не стоит впадать в депрессию. У такого специалиста масса возможностей.
Переход на работу с детьми более младшего возраста. Дети разного возраста – параллельные миры. Если устали от проблем школьников, возьмитесь за малышей. Здесь большее пространство для творчества и применения фантазии. А также более высокий авторитет в глазах подопечных.
Частные тренинги и семинары. Всегда можно разработать собственную программу тренинга по психологическим вопросам, которые интересуют конкретно педагога. Например, проведение тренингов по женской психологии или вопросам сохранения семьи. И возможность проявить себя, как креативного человека. Также тренировка ораторского мастерства. Плюс заработок, зависящий только от собственных усилий.
Работа с людьми, попавшими в сложные жизненные обстоятельства. Волонтерская деятельность способна полностью перевернуть привычные представления о жизни.
Овладение профессиональными компетенциями, навыками и умениями
Окончив полный курс обучения, студенты получают следующие навыки: организаторские способности, коммуникативность, конструктивность, диагностические способности, взаимодействие с разными детьми и коллективами детей, психологическая оценка личности ребенка, оценка эффективности воспитательного процесса.
Основными предметами при изучении специальности являются:
- Общая психология;
- Психологическое консультирование;
- Возрастная психология;
- Индивидуальная и социальная психология;
- Психодиагностика;
- Социальный и психологический тренинги;
- Психология в коммерции и образовании;
- Управление персоналом;
- Менеджмент организации;
- Иностранный язык;
- Психология управления;
- Теория и методика обучения и воспитания;
- Конфликтология;
- Социальная педагогика.
Данные предметы считаются лишь основными, также существует множество общеобразовательных дисциплин, тренингов и специальных курсов для более полного овладения студентом всеми возможными знаниями и навыками по данному направлению.
Сроки обучения
Очная форма – 4 года, заочная форма – 5лет. Так же возможна сокращенная программа на заочной форме обучения – 3,5 года (обязательно наличие средне-профессионального или высшего образования в педагогике или медицине).
Этические принципы психологов
В своей работе психологи обязаны придерживаться определенного этического кодекса, включающего следующие принципы:
- Не навредить клиенту.
- Браться только за решение тех вопросов, которые находятся в рамках профессиональной компетенции специалиста.
- Не разглашать конфиденциальные данные, полученные от клиента.
- Уважать клиента, его права, личное достоинство; работать с ним только по его согласию и не использовать обманные и манипулятивные методы.
- Применять только безопасные для клиента методы в своей работе.
- На должном уровне владеть психодиагностическими методами.
- Формулировать результаты исследования в принятых в психологии понятиях и терминах.
- Подтверждать свои выводы, сделанные в ходе профессионального общения.
- Относиться к клиенту непредвзято.
- Применять только научные методы в своей работе.
- Формулировать свои рекомендации таким образом, чтобы не нанести клиенту вред или ущерб.
- Уведомлять клиента о пределах своей профессиональной компетенции.
- Корректно использовать полученные сведения.
- Получать от клиента осведомленное согласие.
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
менеджмент; реклама и связи с общественностью; социальная работа и еще 33 направления
Ср. балл ЕГЭ бюджет 2020от 46 бал.бюджет
Ср. балл ЕГЭ платно 2020от 38 бал.платно
Бюджетных мест 2021 1В 161 место бюджет
Платных мест 2021 6В 088 мест платно
Средний балл ЕГЭ на бюджет в 2020 году от 46
Средний балл ЕГЭ на платные места в 2020 году от 38
Количество бюджетных мест в 2021 году 1В 161
Количество платных мест в 2021 году 6В 088
Что такое средний проходной баллВсего 173 программы1 программа для этой профессииот 90В 000 / годИнформация о стоимости года обучения предоставлена за 2021 год</span>
Государственный
Психология и социальная педагогика специальность кем работать
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется прежде всего с учителем. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок, его развитие и социальное становление. Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений. Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях. С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.
Специальность «Психология и социальная педагогика» предполагает, что будущих социальных педагогов готовят и к осуществлению психологического сопровождения социального развития личности в образовательной среде, оказанию психологической помощи в решении жизненных проблем и затруднений путем реализации коррекционно-развивающих, консультативных, психопрофилактических программ для учащихся и педагогов.
Наш выпускник может работать в социально-педагогических службах образовательных учреждений разного уровня (от детского сада до вуза), социальных службах специализированных учреждений (интернатного типа, социальных приютов, реабилитационных центров, центров занятости населения и пр.), социальных службах предприятий, организаций и учреждений, коммерческих структур, творческих, общественных, благотворительных организаций и союзов, службах досуга и культурной анимации, валеологических и медицинских службах.
Некоторые изучаемые дисциплины:
— психология семьи и семейное консультирование,
— управление системой социальной защиты детства,
— социальная работа в молодежных движениях и организациях.
Чем занимаются представители профессии
Выражение, что чужих детей не бывает, подтверждают социальные педагоги. Окончив учебные заведения, они отправляются работать в школы, детские сады, дома-интернаты, соц службы.
Роль социального педагога – предотвращение правонарушений в среде несовершеннолетних, работа с неблагополучными семьями и детьми, нуждающимися в помощи, дает результаты
В функциональные обязанности педагога входит:
- выявление проблем и оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, из-за социальных условий;
- нахождение подхода и разработка программ для адаптации детей в обществе;
- проведение консультаций для родителей, воспитателей детских садов, учителей и учеников.
В зависимости от того, в каком учреждении трудится специалист, его работа содержит дополнительные функции:
- координация и взаимодействие между учителями и приглашенными профессионалами: логопедами, психологами, представителями отдела по делам несовершеннолетних;
- социальные педагоги в интернатах и детских домах занимаются трудоустройством выпускников;
- проведение методических семинаров для учителей, непосредственно занимающихся воспитанием детей.
Виды деятельности будущего психолога-педагога
К основным видам дейятельности можно отнести:
- воспитательную;
- научно-исследовательскую;
- диагностическую.
Студенты вовлечены в научную и исследовательскую работу кафедры на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.
Микроуровень включает в себя проблемы индивидуальной психологической помощи, адаптации к социуму, проблемы развития человека в организациях своего района.
Мезоуровень: проблемы развития человека в муниципальных и межрегиональных организациях.
Макро- и мегауровень: проблемы человека в общегосударственных и международных организациях.
Вы также можете более подробно ознакомиться с описанием профессии «Психолог».
Куда может пойти работать клинический психолог
Как говорилось ранее, клинический или медицинский психолог востребован в разных сферах человеческой деятельности. Он необходим для:
- медицинских учреждений и сферы здравоохранения;
- для работы в школьных и дошкольных учреждениях, а также для заведений, выдающих дипломы о законченном высшем образовании;
- клинический психолог может работать в специальных подразделениях, которые созданы Министерством по чрезвычайным ситуациям;
- в социальной сфере, выбрав для своей деятельности наиболее приемлемое направление.
Кроме этого, клинические психологи с легкостью часто устраиваются на работу менеджерами или становятся консультантами по связям с общественностью.
Недостатки профессии педагог-психолог
Специалист, ответственно относящийся к своей профессии должен быть готов к ненормированному рабочему графику – особенно это относится к сфере деятельности, связанной с детьми, медициной, работой в МЧС, где помощь психологов тоже часто играет важную роль. Соответственно, напряженные трудовые будни существенно влияют на личную жизнь, исключая порой из нее такое понятие, как свободное время, личные интересы и т.д.
Особую сложность в работе педагога-психолога вызывает необходимость выстраивания отношений не только с воспитанниками образовательного учреждения (или работниками предприятия), но и с родителями детей (или начальством). К большому сожалению, иногда добиться положительных результатов в работе с тем или иным ребенком можно только при условии тесного сотрудничества с родителями. А они не всегда готовы идти на встречу и прислушиваться к рекомендациям педагога-психолога.
Особенности профессии
Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов. Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе. Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:
- Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
- Мониторинг психологической безопасности участников группы.
- Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
- Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
- Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
- Разработка и реализация тренинговых программ, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
- Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
- Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.
Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.
Где может работать специалист с дипломом психолога
Выше мы рассказали о сферах и немного о местах, где может работать педагог-психолог, коуч и другие специалисты. Теперь обратим больше внимания на отрасли.
Социальная сфера
Можно работать в школе, социальной службе, детском саду, полиции. Чаще всего работа связана с трудными подростками — проведение коррекционной работы с ними, поиск причин подобного поведения и их устранение, работа с родителями. В целом специалист в социальной сфере должен поддерживать позитивный микроклимат в социальных группах — в семье, классе.
Здравоохранение
Работа в больницах, психиатрических клиниках. Психолог определяет нарушения психики (депрессия, постоянная тревога, зависимость), составляет план реабилитации и занимается ею. Если говорить проще, психолог в здравоохранении помогает человеку прийти в норму без помощи медицинских препаратов, своими силами.
Военная сфера
Специалисты работают в военных учреждениях, чаще — в армии. Занимаются адаптацией новых солдатов в армейских условиях, проводит анкетирование по состоянию психологического здоровья, помогает справляться со стрессом, наблюдает за состоянием служащих в тяжелых ситуациях.
Юридическая сфера
Работают в судах, юридических организациях, тюрьме. Помогают понять, почему преступники совершают свои действия, кто может стать следующей жертвой. Иногда психологи из юридической сферы принимают участие в допросах: наблюдают за мимикой, жестами, реакцией, эмоциями, — все это помогает понять, честен ли допрашиваемый.
Самые сильные духом психологи работают в тюрьме с заключенными — корректируют поведение заключенных, обучают жизни вне тюрьмы после выхода.
Спорт
Работа в реабилитационных центрах, спортивных клубах. Спортивный психолог помогает настроиться на победу, мотивирует, учит контролировать эмоции и чувства, справляться с паникой и страхом перед спортивными мероприятиями.
Бизнес
Психолог может работать в любой компании на позиции HR, а также проводить тренинги на позиции бизнес-тренера. Об этих профессиях мы уже подробно говорили выше.
Теперь вы видите, что карьерные пути психолога разнообразны. Можно выбрать профессию по душе: творческую, активную, спокойную, немного опасную, но все они очень интересные! Выбирайте по своим интересам, умениям, стремлениям в жизни. А если не понравится, всегда можно подучиться и податься в другую сферу.
Главное — постоянно развиваться, не останавливаться, повышать квалификацию, тогда и не возникнет вопроса «где работать психологу» — вы будете востребованы на рынке труда.
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души
С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»
Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы
- Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
- Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
- Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
- Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.
- Размер оклада у начинающего специалиста;
- Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
- Коммерческая сфера не развита в России.
Социальный педагог в школе
Социальные педагоги МАОУ «СОШ №40» осуществляют работу по 6 основным направлениям:
— работа с детьми «группы риска»;
— работа с правоохранительными органами;
— работа с социально-незащищенными категориями обучающихся;
— работа с родителями;
— работа с педагогическим коллективом;
— работа по профилактике употребления ПАВ.
В основе работы с обучающимися «группы риска» заложен индивидуальный подход в воспитании, предполагающий организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Социальные педагоги изучают контингент подростков и их семей, начиная с младших классов. Взаимодействуют с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних. Социальные педагоги проводят беседы с подростками, состоящими на различных видах учета и с обучающимися, нарушающими дисциплину и устав школы, осуществляют работу по нормализации взаимоотношений между родителями и детьми в неблагополучных, проблемных семьях. В течение года школа осуществляется взаимодействие с общественными организациями и правоохранительными органами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию правовой зоны в микрорайоне школы (педагогические рейды).
На Совете профилактики рассматриваются поведение и успеваемость обучающихся школы в присутствии администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога и родителей обучающихся.
Проводятся педагогические рейды по охране общественного порядка в местах массового отдыха подростков, посещаются квартиры обучающихся, состоящих на ВШК и ОДН УВД. В данных рейдах участвуют также учителя-предметники, классные руководители и представители милиции.
Таким образом, работа с детьми «группы риска» включает в себя:
— формирование банка данных «трудных» подростков и обучающихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
— социально-педагогическую помощь и поддержку в работе классных руководителей и учителей предметников;
— коррекционную индивидуальную работу с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
— постановку на Внутришкольный контроль;
— введение наставников-кураторов над обучающимися, склонными к правонарушениям;
— привлечение дезадаптированных подростков к проведению внеклассных мероприятий и акций, отслеживание организации их каникулярного отдыха.
Одним из направлений деятельности социального педагога является работа с детьми социально незащищенных категорий: опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми из многодетных и малообеспеченных семей. Для выявления этих категорий детей в начале учебного года составляются социальные паспорта классов, на основе которых формируется «Банк данных социально незащищенных категорий».
В начале учебного года составляются списки детей из малообеспеченных и многодетных семей, утверждаются управлением социальной защиты населения. Кроме того, для обеспечения льготным питанием детей, состоящих под опекой и попечительством, составляются ходатайства, предоставляемые в управление образования Старооскольского городского округа. На основании всех перечисленных документов обучающимся данных категорий выделяются дотации на питание.
Кроме того, социальные педагоги ежемесячно оформляют документацию на оказание материальной помощи детям из многодетных семей по программам Российского Красного Креста.
В течение всего учебного года социальные педагоги ведут работу по оказанию консультационной помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям, отслеживают посещаемость и успеваемость, проводят работу по обследованию социально-бытовых условий и санитарного состояния жилья. Социальные педагоги оказывают помощь выпускникам школы из числа опекаемых в вопросах профориентации.
Обширным направлением работы социальных педагогов является профилактика употребления психоактивных веществ, которая включает в себя: социализацию подростков, профилактику табакокурения, алкоголя, наркомании, преступлений и правонарушений среди подростков, предупреждение травм пешеходов на дороге, формирование толерантного поведения у детей и молодежи, раскрытие природы экстремизма, пропаганда здорового образа жизни, волонтерского движения и спорта. Одним из факторов успешной социализации подростков является вовлечение обучающихся в волонтерское движение, где дети могут реализовать себя в каких-либо социальных проектах.
Применение результатов обучения
Пройдя обучение по программе с присвоением квалификации «Педагог-психолог», вы сможете трудоустроиться в образовательные, медицинские организации, центры психологического консультирования, семейные центры. К вам за консультацией могут обращаться родители и педагоги по вопросам, связанным с психологическими проблемами социализации детей и подростков. Наиболее типичные из запросов – страхи, комплексы, неуверенность в себе, нарушения в развитии познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия и др.), неумение адаптироваться в детской среде, трудности в коммуникации со сверстниками, педагогами, родителями. Воздействуя на детскую психику с помощью методик психотерапии, психокоррекции, консультативной психологии, вы как педагог-психолог сможете оказать практическую помощь детям и подросткам в общении и становлении личности.
Кто такой педагог-психолог?
Педагог-психолог – это сотрудник образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Учитывая знания, которые дают психология и педагогика и этимологию названия профессии (педагог – от греческого paidagogos (воспитатель/наставник); психолог – от греческого psyche (душа)), человека, владеющего этими знаниями, можно назвать, например, воспитателем человеческих душ. Такое определение профессии не будет звучать слишком пафосно – оно лишь подчеркивает значимость профессии и напоминает о степени ответственности за свою работу.
Существующие в обществе нормы поведения требуют от каждого человека соответствия определенным правилам. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам – главная задача педагога-психолога. Кроме этого, овладев профессией, понимая скрытые мотивы поведения людей, педагог-психолог помогает воспитанникам разобраться в себе, создать необходимую модель поведения, которая поможет в решении жизненных задач и проблем. В частности:
- Каждая личность уникальна по своей природе, и порой этот фактор становится камнем преткновения в человеческих взаимоотношениях. Опытный педагог — психолог может определить природу межличностного конфликта и помочь найти взаимопонимание между людьми.
- Каждая модель поведения личности обусловлена различными факторами – биологическими, социальными, психологическими. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы провести анализ поступков человека, найти скрытые механизмы поведения и произвести их коррекцию. Что это значит? Воспитанник – полноценный участник воспитательного процесса, и психолог обязан объяснить ему, в чем состоит проблема так, чтобы вариант решения ее стал внутренним убеждением воспитанника или человека, обратившегося за помощью.
- Педагог-психолог помогает человеку найти нужные и приемлемые в обществе способы достижения целей, помогает в организации необходимых условий для реализации.
Специалисты в области педагогики и психологии – востребованная профессия, приобретающая все большую популярность в различных отраслях, кроме тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основной задачей.
Сегодня педагоги- психологи востребованы:
- в дошкольных и школьных учреждениях;
- в социальных службах и правоохранительных органах;
- в системе здравоохранения;
- на различных предприятиях, где работа связана с определенными психо-эмоциональными нагрузками, и сотрудникам необходима профессиональная помощь.
Кроме того, педагог-психолог, в совершенстве владеющий навыками профессии, может работать индивидуально.
Обязанности школьного психолога
Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика.
Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.
Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.
Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы.
Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души
С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»
Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы
- Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
- Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
- Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
- Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.
- Размер оклада у начинающего специалиста;
- Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
- Коммерческая сфера не развита в России.
Пройти обучение
Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает слушателей пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки по направлению «Социальный педагог». Ресурсы Академии позволяют дистанционно обучать тысячи специалистов из всех регионов России. Наши учебные программы составляются при участии ведущих специалистов в своей сфере и регулярно актуализируются, что позволяет нашим выпускникам успешно реализоваться в профессии. Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) проводит регулярный набор на курсы дополнительного профессионального образования по специальности «Социальная педагогика». Мы предлагаем пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации в дистанционном формате по индивидуально согласованному графику, современную учебно-методическую базу и документы установленного образца по завершении обучения. Национальная академия современных технологий (НАСТ) реализует программы дополнительного образования и приглашает специалистов пройти профессиональную переподготовку по направлению «Социальный педагог». Учебные программы Академии предполагают задействование дистанционных технологий, что позволяет нашим слушателям получать образование без отрыва от основной деятельности в наиболее комфортном режиме.Автор статьи
Юркин Алексей