10 лучших онлайн-курсов видеомонтажа и съемки видео
Содержание:
- На каких специальностях учиться
- Основные навыки и обязанности видеомонтажера
- Где можно пройти обучение
- Что нужно знать и уметь?
- Кому подходит
- Индустрия (ЦАО)
- Кому подходит
- О креативном монтаже и отношении к критике
- Общие положения
- Где пройти обучение по специальности?
- IV. Ответственность
- Особенности профессии
- Где находить проекты для практики
- Кто заказывает видеомонтаж в интернете и сколько на этом можно заработать?
- Оплата труда
- Важные качества
- Знания и навыки
- Обучение на Режиссера-постановщика
- История профессии
На каких специальностях учиться
К специальностям, формирующим у студентов представления о принципах создания аудио-, кино- и видео-продукта (в том числе и с помощью процесса монтажа), относятся «режиссура кино и телевидения» и «телевидение» по направлениям «экранные искусства» и «средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» соответственно. Кроме предоставления результатов ЕГЭ по литературе, русскому языку, истории, при поступлении обычно предлагается пройти творческое и/или профессиональное испытание и иногда собеседование.
Программы по специальности «режиссура монтажа» есть на курсах ВГИКа (Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. Герасимова) и киношкол. На такие платные курсы можно поступить с высшим или средним специальным образованием, пройдя предварительное собеседование с руководителем.
Основные навыки и обязанности видеомонтажера
- При съемке фильма или телепередач, данный специалист вырезает ненужные или неудачные кадры, а также отбирает и склеивает успешные;
- Добавляет переходы, титры, субтитры, эффекты, а также музыку и голоса;
- Умеет пользоваться программами для выполнения видеомонтажа;
- Творчески подходит к выбору сцен, которые необходимо добавить в видео, а также выявляет самые ценные и важные кадры;
- Составляет сценарий или план, по которому будет развиваться сюжетная линия;
- Нарезает фрагменты из видеоряда;
- Синхронизирует звук с изображениями;
- Работает с графикой;
- Среди личных качеств можно выделить кропотливость, аккуратность, усидчивость, умение сосредотачиваться и работать в команде.
Где можно пройти обучение
Всегда трудно начинать обучение с нуля. Получить знания можно разными способами. Если появилось желание работать с масштабными проектами в киноиндустрии, необходимо получить высшее образование.
В таком случае стоит присмотреться к следующим учебным заведениям:
- Московский Институт Телевидения и Радиовещания Останкино (МИТРО). Здесь можно освоить предметы по специальности «Режиссер видеомонтажа».
- Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Учебное заведение предлагает пройти обучение на режиссерском или кинооператорском факультете за 5 лет. Институт находится в Москве.
- Санкт-Петербургский университет кино и телевидения (СПбГУКиТ). В университете можно получить высшее образование по специальности «Режиссура».
- Высшая национальная школа телевидения (ВНШТ). Образовательное учреждение находится в Москве.
Чтобы стать видеомонтажером, не обязательно поступать в учебные заведения. Сейчас большим спросом среди новичков пользуются специальные курсы. Каждая программа имеет свой уровень подготовки и стоимость.
Самыми популярными курсами являются:
- Авторская программа Виктории Гладыш. Автор курса освоила специальность «Оператор кино» и имеет 10-летний стаж работы. Виктория предлагает всего за 30 дней освоить базовые навыки, необходимые видеомонтажеру. По окончании обучения каждый слушатель получает сертификат.Ссылка на курс: https://www.1day1step.ru/videomontage_za_10_dney.php
- Бесплатный курс по видеомонтажу. Артем Гром предлагает любому желающему посмотреть 21 урок по монтажу в Adobe Premiere Pro. Так вы сможете оценить “внутреннюю начинку” профессии абсолютно бесплатно. Ссылка на курс: https://videoinfographica.com/adobe-premiere-tutorials/
- Программа видеомонтажа в онлайн-школе Hedu. Здесь новичок сможет получить базовые знания и получит навыки работы в специальных программах. Ссылка на курс: https://irs.academy/videomontazh
- Авторская программа Олеси Кашицыной. Автор курса предлагает всего за 4 недели пройти 22 урока, вебинар и практику. Программа подойдет для новичков и специалистов среднего уровня. Олеся позволит глубоко погрузиться в профессию, поможет создать портфолио и освоить необходимые навыки. Ссылка на курс: http://tvoie-kino.ru/montaj
Главное преимущество онлайн-курсов – экономия времени и денег. Курсы по видеомонтажу можно пройти за короткий срок, не выходя из дома. Особенно этот способ обучения подойдет тем, у кого нет возможности и средств учиться несколько лет в университете.
При желании можно учиться самостоятельно. Но для этого потребуется мотивация и много времени. В таком случае информацию можно брать из специальной литературы, форумов, тематических сообществ и каналов на YouTube.
Что нужно знать и уметь?
Режиссер монтажа должен разбираться в сценариях, уметь их писать и знать основы драматургии
Это необходимо, чтобы понимать, как правильно структурировать повествование и удерживать внимание зрителя. Также необходимы знания в области жанров кино и видео, их особенностей
Монтаж драмы или комедии отличается от работы над музыкальным клипом или рекламным роликом.
Должен знать компьютерные программы. На данный момент отраслевые стандарты – это Adobe Premier PRO, DaVinci (используется для цветокоррекции) и Avid (в производстве кино и сериалов).
Уметь монтировать видео, знать правила и основные приемы, создавать эффекты и анимацию.
Работать со звуком: сводить несколько дорожек в одну, накладывать музыкальные подложки, звуки и шумы.
Знать, как монтировать диалоги, экшн-сцены.
Уметь работать как самостоятельно, так и в команде. Устойчивость к стрессам. Способность трудиться в режиме многозадачности.
Кому подходит
Профессия подойдет людям усидчивым, способным сохранять высокую концентрацию внимания за рабочим столом долгое время. Также для успешной карьеры будущему монтажеру нужна организованность и склонность к структурированию данных. Специалисту приходится управляться с большим количеством фрагментов, к которым путем умелой организации нужно обеспечивать быстрый доступ. Поскольку часто работа проводится под непосредственным контролем главного режиссера, надо быть готовым к компромиссам – к согласованию своего художественного видения со взглядами руководителя проекта.
Для успешной «продажи» своих талантов на рынке труда необходимо освоить маркетинговые принципы продвижения и, отбросив лишнюю скоромность, не стесняться рассылать письма с предложением услуг работодателям.
Индустрия (ЦАО)
Адрес: м. Чкаловская, Подсосенский пер., д. 26, стр. 1 Сайт: https://industryfilm.school Телефон Стоимость: от 350000 р. в год
Курс создан для тех, кто хочет реализовывать всевозможные творческие проекты и готов управлять всем съёмочным процессом при создании кинофильма.
Цель курса «Режиссура» — обучить будущих студентов теоретическим знаниям и практическим навыкам, необходимых для работы в индустрии.
Будущие режиссёры смогут выстраивать взаимодействие с актерами, эффективно коммуницировать со сценаристами, разбираться в монтаже и операторской съёмке, понимать механизмы функционирования медиа-рынка — в России и в мире.
В течение первого года обучения студенты получают базовые знания профессии, параллельно закрепляя их на практике — на съемках восьми этюдов (сцены хронометражем 3−5 минут) совместно с однокурсниками.
Важной частью обучения является модуль по драматургии и сценарному мастерству, который студенты проходят вместе с однокурсниками-сценаристами и продюсерами. Второй год обучения полностью посвящен работе над учебными кейсами — тремя короткометражными фильмами, последний из которых является дипломным проектом студента-режиссера
Студенты готовятся к съемкам, получая консультации и фидбэк от преподавателей на всех этапах препродакшена
Второй год обучения полностью посвящен работе над учебными кейсами — тремя короткометражными фильмами, последний из которых является дипломным проектом студента-режиссера. Студенты готовятся к съемкам, получая консультации и фидбэк от преподавателей на всех этапах препродакшена.
После просмотра и обсуждения чернового монтажа фильмы получают допуск к постпродакшену. Условия работы над проектами максимально приближены к индустриальным.
Кому подходит
Профессия подойдет людям усидчивым, способным сохранять высокую концентрацию внимания за рабочим столом долгое время. Также для успешной карьеры будущему монтажеру нужна организованность и склонность к структурированию данных. Специалисту приходится управляться с большим количеством фрагментов, к которым путем умелой организации нужно обеспечивать быстрый доступ. Поскольку часто работа проводится под непосредственным контролем главного режиссера, надо быть готовым к компромиссам – к согласованию своего художественного видения со взглядами руководителя проекта.
Для успешной «продажи» своих талантов на рынке труда необходимо освоить маркетинговые принципы продвижения и, отбросив лишнюю скоромность, не стесняться рассылать письма с предложением услуг работодателям.
О креативном монтаже и отношении к критике
Я считаю, что монтажёр должен уметь не только монтировать, но и снимать: так специалист уже во время съёмки сможет представить, как будет выглядеть картинка на монтаже. Это умение выводит работу на совершенно другой уровень.
Как только я научилась работать в Adobe Premiere, решила браться за серьёзные проекты — увидела вакансию монтажёра у знакомой и предложила себя на эту должность. Теперь мы работаем вместе в Profit Whales, компании — акселераторе брендов на Amazon. Я монтирую интервью, подкасты и дайджесты для нашего YouTube-канала.
Пример видео, которое Иванна монтирует на работе
Перед работой я изучаю примерный план проекта, потом анализирую снятые видео, прикидываю, сколько времени займёт монтаж, думаю, какие фишки смогу внедрить, и сажусь монтировать. В процессе я корректирую видео, придумываю заставки и ищу музыку. Завершив работу, скидываю заказчикам получившийся видеоролик и жду их оценки. Если меня просят что-то вырезать или исправить, то спокойно это делаю. Я понимаю, что моя роль заключается в том, чтобы помогать заказчику воплотить его идею, и прислушиваюсь к нему.
Работа в целом не сложная: где-то нужно сделать нарезку, где-то увеличить картинку, а где-то — замазать лишнее. Задача становится труднее, если меня просят смонтировать небольшое видео для рекламы или дайджеста. Здесь я уже включаю творчество и придумываю монтаж с быстро меняющейся графикой и текстами для 30-секундного видео.
Мне нравится, что как монтажёр я ни к чему особо не привязана. Да, у меня есть свои дедлайны, но монтаж для меня — это не работа в офисе с 9 до 18. Я предоставлена сама себе и могу работать хоть утром, хоть ночью. Иногда, когда я монтирую, я выпадаю из реальности и не замечаю, как летит время.
Крутой монтажёр — тот, кто меньше монтирует и больше думает о результате. И я стремлюсь такой стать! Хочу поскорее освоить Adobe After Effects — она поможет прокачать творческую жилку. Постепенно я даже смогу выработать свой авторский почерк.
С практикой у меня появляется профессиональное видение, и мои работы становятся лучше с каждым разом. Я могу реализовать почти всё, что захочу. Осталось только придумать что 🙂
Общие положения
1.1. Режиссер монтажа относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от нее приказом по представлению .
1.2. На должность режиссера монтажа назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее лет.
1.3. Режиссер монтажа подчиняется непосредственно .
1.4. Режиссер монтажа в своей деятельности руководствуется:
— законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;
— уставом предприятия;
— приказами и распоряжениями руководителя предприятия;
— настоящей должностной инструкцией;
— .
1.5. Во время отсутствия режиссера монтажа (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
1.6. Режиссер монтажа должен знать:
— законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации;
— нормативные документы, регулирующие деятельность телерадиовещания;
— организацию творческого процесса и технологию создания телевизионных и радиопрограмм;
— организацию и технологию монтажа телерадиопрограмм;
— нормативные документы и инструкции по проведению монтажа;
— технические средства монтажа и принципы их работы;
— передовой отечественный и зарубежный опыт производства телерадиопродукции;
— основы законодательства о труде;
— правила и нормы охраны труда;
— .
Где пройти обучение по специальности?
Профессия видеомонтажер одна из немногих в сфере digital, которую можно получить в вузе. Но для этого нужно потратить минимум четыре года, чтобы получить диплом специалиста.
Для тех, кто уже имеет образование и работает более приемлемым вариантом может стать обучение видеомонтажу на специальных курсах. Обучение на них проходит дистанционно, не зависит от места проживания, будь то Москва, Санкт-Петербург или другой город в любом регионе страны и даже за границей.
Онлайн-курсы позволяют осваивать профессию без отрыва от основного места работы, и учиться в комфортном для каждого темпе. Дополнительно не помешает чтение книг по специальности, посещение вебинаров и тренингов. Можно конечно попробовать самостоятельно освоить профессию, но тогда у вас не будет диплома или сертификата о профессиональной подготовке. Поэтому наиболее оптимальный вариант – дистанционные курсы. Одни из лучших курсов в этом направлении:
1. «Профессия режиссер монтажа» от SkillBox
SkillBox – онлайн-университет удаленных профессий на базе государственной платформы Skolkovo. Призер премии Рунета за 2020 год.
- Что получите: освоите основные профессиональные программы (Adobe Premiere PRO DA Vinci и Avid, Adobe Audition, Adobe After Effects); научитесь монтировать клипы, репортажи и фильмы; научитесь собирать интересные видео из нескольких роликов, корректировать цвет, изображение и звук, работать с титрами, монтировать диалоги; узнаете как создавать спецэффекты и анимацию; изучите особенности монтажа в различных жанрах и основы написания сценариев.
- Формат обучения: практические видеоуроки, задания для самостоятельной работы с оценкой преподавателем, работа над ошибками, защита дипломного проекта; всего 5 курсов в комплексе, которые разбиты на 63 тематических модуля и 150 онлайн-уроков.
- Длительность: 12 месяцев.
- Преимущества курса: обучение с нуля до профессионального уровня; доступ к материалам курса бессрочный; обучение в удобное время по собственному графику; помощь в составлении резюме.
- Кому подойдет: блогерам, видеографам, опытным видеомонтажерам и всем, кто интересуется работой на ТВ и в киноиндустрии.
- Стоимость: около 225 000 рублей за весь курс; в рассрочку от 6 225 рублей ежемесячно сроком до 3 лет.
2. «Видеомонтаж с нуля» от GeekBrains
GeekBrains – образовательная экосистема в рамках государственного проекта Сколково. Предлагают объемные курсы и короткие интенсивы по восьми популярным направлениям.
- Что получите: научитесь работать в популярных NLE-программах; изучите базовые принципы саунд дизайна и коррекции цвета; сможете создавать спецэффекты и делать анимацию.
- Формат обучения: видеолекции по 2 раза в неделю, вебинары и практика, нетворкинг; изучаете тему, закрепляете на практике и получаете обратную связь от преподавателя; в конце защита диплома; всего 6 тематических модулей.
- Длительность: 4 месяца.
- Преимущества курса: в рамках дипломного проекта создадите 4 ролика в разных жанрах для портфолио; доступ к учебным материалам останется после окончания обучения; преподаватели – эксперты-практики; обучение с нуля в комфортном режиме; удостоверение о профессиональной подготовке.
- Кому подойдет: новичкам и любителям, начинающим специалистам и режиссерам монтажа.
- Стоимость: всего 25 000 рублей; в рассрочку – по 1 042 рубля на 12 месяцев, без процентов и переплат.
3. «Онлайн-курс видеомонтажа» от Hedu
Hedu – онлайн-школа дистанционного обучения по популярным направлениям (маркетинг, IT, дизайн, управление, фото и видео).
- Что получите: научитесь монтировать собственный фильм, работать в профессиональных программах, делать цветокоррекцию и добавлять видеоэффекты и анимацию.
- Формат обучения: видеолекции, ДЗ с проверкой, защита собственного проекта; всего 11 уроков.
- Длительность: 22 учебных часа, обучение в свободном режиме.
- Преимущества курса: преподаватель с практическим опытом более 10 лет; дополнительные методические материалы; сертификат о профессиональной подготовке.
- Кому подойдет: начинающим видеомонтажерам, фрилансерам, блогерам и видеооператорам.
- Стоимость: от 3 300 рублей.
IV. Ответственность
Режиссер монтажа несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по видеомонтажу» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 мая 2015г. №332н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Скачать: Режиссер монтажа
Скачано: 39, размер: 80 KB, дата: 21 Июн. 2020
Особенности профессии
Каждый кино- или телефильм после съёмок проходит через монтажно-тонировочный период, когда все элементы картины (отснятый материал, озвучку, музыку, титры и пр.) соединяют в единое целое. Специалисты обычно называют этот процесс простым словом «монтаж». В англо-американской терминологии – «пост-продакшн».
Работа над художественным фильмом начинается с создания сюжета и сценария. А когда завершены съёмки и озвучка, записана музыка, проработаны титры, будущая картина представляет собой скопище отдельных материалов. Всё это нужно собрать воедино в соответствии со сценарием, чтобы все визуальные и звуковые образы сложились в целостное произведение.
Весь отснятый материал монтажёр делит на фрагменты, а потом монтирует в нужной последовательности. Если фильм снят на киноплёнку, монтаж происходит на монтажном столе вручную. Цифровые записи монтируются на компьютере.
Советский кинорежиссёр и теоретик кино Лев Кулешов сравнивал фильм с человеческой речью
Когда человек хочет высказать что-то для него важное, он выстраивает из слов фразы таким образом, чтобы собеседник проникся его мыслями и чувствами. А кадры, образы, сцены, звуки фильма – это те же слова
И от того, как они будут сопоставлены друг с другом, зависит, насколько фильм затронет чувства зрителей.
Конечно, в воображении кинорежиссёра фильм существует ещё до начала съёмок. И монтажёр лишь следует режиссёрскому замыслу. Кинорежиссеры часто сами разрабатывают план монтажа.
На документальных фильмах и телепрограммах монтажёр обычно пользуется большими свободами. Структура таких фильмов часто формируется уже в процессе монтажа, потому что живая жизнь (а документалисты снимают невымышленную реальность) в заготовленные сценарии не вписываются.
Сначала режиссёр фильма излагает свой замысел, объясняет задачи, которые ставил перед собой во время съёмок. Режиссёр монтажа вникает в описанную концепцию и, исходя из неё, «собирает» первый черновой вариант фильма.
Когда «черновик» сделан, начинается тщательная доработка: совместное обсуждение каждого кадра, каждого акцента, исправления и пр. При таком стиле работы монтажёра можно по праву назвать вторым режиссёром.
Каким бы образом ни проходил киномонтаж – это всегда творческое сотрудничество между кинорежиссёром-автором фильма и режиссёром монтажа.
Как говорят телевизионщики, хороший монтажёр может из неизвестно чего сделать конфетку, т.е. даже из минимума отснятого материала создать отличный сюжет.
Монтаж отснятых материалов – это так называемый нелинейный монтаж. А специалист, который им занимается, – это режиссёр нелинейного монтажа (нелинейный монтажёр).
Но на телевидении существует и другой вид монтажа – линейный. Часто он используется прямо в режиме реального времени, т.е. в прямом эфире. Видеосигнал поступает на эфирный транслятор с разных телекамер, а режиссёр монтажа определяет, какой именно сигнал пойдёт в эфир в каждый конкретный момент.
Где находить проекты для практики
Работодатели всегда смотрят на портфолио, прежде чем взять человека на работу. Портфолио особенно актуально людям, у которых буквально есть, что показать — поэтому режиссеру видеомонтажа обязательно нужно собрать примеры его работ в кучу.
Если вы начинающий специалист — никто не будет ждать в портфолио голливудские кинокартины и афиши с вашим именем. Но все-таки примеры быть должны. Вот, где можно найти проекты для практики и портфолио:
-
Поговорите с друзьями, друзьями друзей, знакомыми и предложите свои услуги. Сарафанное радио работает очень хорошо. Особенно, если люди знают, чем вы занимаетесь. Начните продавать себя — рассказывайте о себе в соцсетях, напишите сначала друзьям, потом более незнакомым людям и предложите сделать видеомонтаж за символическую цену или бесплатно.
-
Видеомонтаж — это та сфера, где постоянно нужно кропотливо учиться, развивать насмотренность и вкус. Это быстрее получится сделать под наставничеством опытного человека, который сразу укажет на неточность в работе. Дорого пытаться пройти весь путь самостоятельно — на обучении ваш труд быстрее окупится. Например, на онлайн-курсе Бруноям «Режиссёр видеомонтажа» вы получите профессионального наставника и 7 проектов для готового портфолио. Практика начнётся с самого первого занятия. На курсе пройдем весь путь по созданию видеоролика: от работы в Adobe Premiere Pro и After Effects до композиции, принципов монтажа и работы со звуком. А еще дадим сертификат и научим находить первых клиентов.
-
Заведите свой блог на YouTube, Vimeo, TikTok или другой площадке. Это подходит особо заряженным ребятам — блог требует ресурсов и времени, но необязательно делать уровень Дудя или Яна Топлеса. Личный блог — это отличный проект и палка о двух концах: никто не будет требовать укладываться в дедлайны и приносить сюжеты только на монтаж. Может вы сможете выступить еще в роли сценариста, оператора и актёра, а может просто будете монтировать трибьюты как Максим Шишкин — даёшь свободу творчества.
Кто заказывает видеомонтаж в интернете и сколько на этом можно заработать?
Среди заказчиков можно выделить следующие группы клиентов:
- Частные клиенты. Заказывают монтаж видео со свадеб, дней рождений, детских праздников, путешествий. Как правило, не очень требовательны и чувствительны к цене услуги. Часто являются клиентами монтажеров-новичков.
- Компании и частные специалисты, проводящие праздники. Бывает, что человек снимает свадьбу или другой праздник, но не хочет заниматься монтажом. Тогда он поручает эту работу другому специалисту, т.е. вам.
- Видеопродакшены. Компании, которые создают корпоративные фильмы, презентационные ролики, клипы и т.д. Им требуются услуги видеомонтажера. Требовательны к качеству, поэтому новичков могут не брать. Однако когда вы накопите опыт, то сможете получить таких заказчиков.
- Видеоблогеры. Заказывают монтаж своих роликов, которые затем выкладывают на YouTube. Могут стать постоянными заказчиками. С ростом канала блогера вы сможете рассчитывать на рост числа заказов и доходов.
-
Вебмастера и SEO-специалисты. Заказывают ролики для сайтов с целью их продвижения в поисковых системах. Обычно покупают услуги на бирже Кворк, где можно попробовать заработать на монтаже простых видеороликов в интернете.
Сколько платят за видеомонтаж?
- Стоимость профессионального монтажа составляет от 1000 до 5000 руб. за 1 минуту готового видео в зависимости от сложности работы. Например, за клиповый видеомонтаж кто-то берет и 5000 руб. за минуту.
- Простой монтаж может стоить от 500-600 руб. за минуту готового ролика. При большом заказе могут предоставляться скидки. Например, смонтировать 30 мин. ролик может стоить 10 тыс. руб., а может и меньше (зависит от сложности обработки, качества и продолжительности исходного материала и других параметров).
- Видеомонтаж роликов для YouTube стоит от 1000 рублей. Как правило, эта цена не включает какие-либо эффекты. Требуется отсмотреть исходный материал, вырезать неудачные моменты, убрать паузы и тому подобное. У профессионала много времени на это не уходит.
-
Сделать видеоряд из картинок с наложением музыки стоит от 500 руб. Новички могут брать меньше.
На самом деле стоимость видеомонтажа напрямую зависит от времени, которое специалист тратит на работу. Можно сделать длинный ролик быстро – тогда его стоимость будет невысокой. Можно на 3-5 минутный ролик потратить полдня, и его цена поразит воображение заказчика.
Оплата труда
Важные качества
Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества
И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире
Знания и навыки
Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.
Обучение на Режиссера-постановщика
Драматический и музыкальный театр
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
- Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
- Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»
И др. вузы театрального искусства.
Цирк, шоу-программы
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
- Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады». Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Режиссура шоу-программ».
- Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Кино и телевидение
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
- Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.
История профессии
Монтажер – профессия, возникшая почти одновременно с появлением кинематографа в самом конце XIX века. До изобретения в 1889 году прочной эластичной кинопленки, которую можно было нарезать на фрагменты и затем склеивать согласно замыслу режиссера, авторы первых движущихся картинок занимались главным образом выстраиванием фотокадров, сменяющих друг друга с определенной очередностью. Это еще не было монтажом в современном понимании слова, но идея менять «сюжет» перестановкой ранее отснятого материала, сформировалась уже тогда.
С начала XX века монтаж стал важной художественным элементом создания кинопроизведения. В работах 1917 года по теории кинематографа компоновка отдельных отснятых «кусков» сравнивается с составлением целого слова или даже фразы из хаотично разбросанных кубиков с алфавитом
При этом речь шла о технологии механического монтажа, при которой пленка сначала физически фрагментируется, а затем склеивается в нужной последовательности
В работах 1917 года по теории кинематографа компоновка отдельных отснятых «кусков» сравнивается с составлением целого слова или даже фразы из хаотично разбросанных кубиков с алфавитом. При этом речь шла о технологии механического монтажа, при которой пленка сначала физически фрагментируется, а затем склеивается в нужной последовательности.
Вплоть до конца века преимущественно именно так компоновался оригинальный негатив. Технология заключалась в соединении с помощью склеечного пресса на специальном монтажном столе негативов изобразительного материала и фонограммы. В профессиональном киноискусстве в качестве исходного объекта использовались уже отпечатанные позитивы «картинки» и «звука», которые проходили несколько стадий монтажной обработки, прежде чем в виде растиражированных фильмокопий разъехаться по кинотеатрам.
Появление видеомагнитофонов технически усложнило процессы, дало возможность сформировать стандарт поперечно-строчной системы записи, но не решило проблему большого количества склеек, которые делали пленку недолговечной. Принципиально изменило ситуацию создание технологии электронного монтажа, позволяющего перезаписывать исходники на другую ленту без разрезания. От специалиста это требовало еще большего умения обращения со сложной техникой. И хотя на телевидении такой тип «сборки» быстро вытеснил механический, проблема многократного копирования, приводящего к потерям качества при аналоговой записи, была решена только с появлением цифровых видеомагнитофонов и компьютеров.
С XXI века технология нелинейного монтажа с созданием «листа монтажных решений» (в звукозаписи ¬– «плейлиста») и применением специального софта (видеоредакторов) используется повсеместно и на телевидении, и в радиовещании, и в кинематографе.
При этом эволюция ремесла монтажера происходила не только в техническом, но и в идейно-содержательном плане. Еще в первой половине прошлого столетия были созданы уникальные художественные направления со своими специфическими принципами, актуальными и сегодня: так называемый интеллектуальный монтаж Эйзенштейна, «голливудская школа», которая стала доминировать в массовом кинематографе, новая монтажная культура 50–60 годов, противопоставленная голливудской традиции.