Профессия актер: как им стать, плюсы и минусы

Кто такой актёр?

Профессия актер является одной из самых древних. Еще шаманы устраивали представления для всего племени. Как искусство, актерство зародилось в Древней Греции и считалось очень престижным. Однако Средневековая Европа считала игру актеров бесовской, а на Руси быть актером было даже опасно. Церковь преследовала лицедеев, шутов, скоморохов. Церковные служители могли уничтожить музыкальные инструменты, а исполнителей избить или посадить в тюрьму. Лишь в эпоху Возрождения отношение к актерству изменилось.

Актёрское искусство постоянно эволюционирует. До начала XX века в игре актёров преобладала шаблонность, одноплановость характеров и типажей. Революцию в профессии актера совершил основатель МХАТа К.С. Станиславский (1863 – 1938). Он является создателем знаменитой актерской системы, так называемой Системы Станиславского, целью которой является достижение максимальной психологической достоверности игры актеров. Станиславский призывал актеров чувствовать то, что чувствует герой, испытывать подлинные переживания для передачи достоверных эмоций на сцене. Уже более ста лет знаменитая актерская система Станиславского имеет огромную популярность в России и во всем мире, а высказанная им фраза “Не верю!” стала крылатой.

Многих манит известность, богатство и  интересная жизнь. Однако мало кто понимает, как тернист путь к достижению своей цели, и никто не может гарантировать, что именно ты добьешься успеха на этом поприще. Как много выпускников театральных вузов, и лишь небольшой процент из них становится известными и высокооплачиваемыми актерами. Молодым актерам приходится пробивать себе место под солнцем, постепенно зарабатывая известность. Есть, конечно, и счастливчики, которых заметили и они в одночасье проснулись знаменитыми. Для них постепенно начнет сбываться то, ради чего они учились и к чему стремились.

Основой актерского мастерства является принцип перевоплощения. Это перевоплощение может быть внешним и внутренним. В первом случае, актер использует грим, костюмы, маски, вырабатывает интонацию, мимику, жесты. Во втором же случае актеру необходимо раскрыть духовный мир своего героя, показать его характер, передать мысли и переживания. Актер, не зависимо от места работы, создает определенный художественный образ и вносит что-то свое в героя, изображает его по-своему. Главной целью любого актера является желание воздействовать на зрителей, вызвать у них ответную реакцию, эмоции, чувства.

Зарплата актёра

Размеры заработной платы актёра зависят от того, какое у него образование, от места, где он работает, а также от званий и наличия удачных проектов.
На сегодня в Российской Федерации зарплата артиста театра колеблется от 11 до 40 тыс. рублей. Самую высокую зарплату получают актёры театров Московской, Пензенской и Иркутской областей. В столице есть возможность заработать от 30 до 80 тыс. рублей в месяц. Правда, начинающим актёрам будут платить ежемесячно не больше 11 тыс. рублей. Зарплата варьируется от бюджета спектакля, возможных надбавок, наличия званий актёра. Чем престижнее театр, тем выше зарплата. Актёрам кино платят за каждый съёмочный день, который обычно равняется 12 часам.

Зарплата киноартиста зависит от категории, к которой он принадлежит:

  • высшая — не менее 2700$ (заслуженным и народным артистам);
  • первая — 1400$ (сыгравшим не менее 7 главных ролей);
  • вторая — 1000$ (сыгравшим не менее 5 ведущих ролей);
  • третья — 570$ (звёзды 3 главных или 15 второстепенных ролей);
  • четвёртая — 390$ (сыгравшим 2 главные роли или 10 второстепенных);
  • пятая — 215$ (сыгравшим 1 главную или 5 ролей второго плана);
  • шестая — 140$ (с опытом игры в 5 эпизодических сценах);
  • седьмая — 80$ (артистам без опыта);
  • восьмая — 10$ (массовка, в которой иногда играют даже люди без актёрского образования).

Спектакль начался

Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.

ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.

ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.

АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.

ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.

ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.

АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».

РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.

ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Театральные профессии

  • Абуганипаева Айзанат Алиевна
  • Камильянова Василя Рашидовна

Воспитатели МАДОУ «Машенька» г. Ноябрьск

Цель: обогатить опыт старших дошкольников представлениями о театральных профессиях. Определить их игровые предпочтения в театрализованной деятельности.

Материалы: реквизит, необходимый для каждой профессии, фотоальбом.

Основные понятия: театральная труппа; кастинг; актер, режиссер, художник по костюмам, художник-оформитель, гример.

Ход игрового занятия

Воспитатель читает детям послание Пьеро, которое они находят в своем уголке театра. (Чтение письма, знакомство с театральными профессиями, сопровождается иллюстрацией данных персонажей на фланелеграфе).

«Вы молодцы, друзья! Смогли театр вы создать! Теперь пришла пора и вам узнать О тех, кто его двери открывает,

Как перед нами сказка оживает К работе первым приступает режиссер. Он выбирает сказку. Думает: Какому же артисту дать такую роль,

Чтоб смог похожим на героя сказки стать, Его характер, настроение передать. Артист, чтоб лучше роль свою сыграть, Не только должен знать слова,

Он должен чувства понимать И всем нам их как можно лучше показать. И вот готова роль, и есть артист. Каким он выйдет к нам из-за кулис?

Ему костюм необходимо подобрать. Прическу сделать, Если надо нос, усы нарисовать Вдруг будет он сегодня Бармалей,

Или Великий Маг и Чародей Как выйдет к зрителям на сцену он, Без бороды и мантии своей? Задача эта не простая.

В театре есть профессия такая, О ней расскажет вам любой актер. Кто это? Костюмер! Ну и, конечно же, Гример!

Один из них вам подберет костюм любой. Загримирует вас в любую роль другой! Итак, готова сказка! Пусть о ней узнает зритель!

К работе приступает, Художник-оформитель. Украсит сцену он, Афишу создает.

Теперь ее увидит зритель, И в театр придет! Конечно, все эти профессии важны, И вам, в театре, все они нужны.

Поэтому скорее труппу набирайте,

И конкурс «Поиски таланов» объявляйте!»

После чтения письма, воспитатель объясняет новые понятия (беседа о том, что такое труппа театра, кто входит в ее состав). Обсуждает услышанное с детьми, вместе вспоминают театральные профессии, о которых рассказывал Пьеро, рассматривают кукол на фланелеграфе, их взаимодействие между собой.

Проблема для обсуждения: Как нам можно собрать труппу? (Варианты детей) Устроить конкурс театральных профессий (кастинг).

Рассматривание посылки и подсказки Пьеро. В ней дети находят большой фотоальбом, в котором нет фотографий, но подписаны страницы: актер, режиссер, художник по костюмам, художник- оформитель, гример.

Кастинг.

Воспитатель читает детям объявление.

Внимание!

«В труппу театра объявляется набор актеров, режиссеров, художников-оформителей, гримеров, костюмеров.

Всех желающих приглашаем принять участие в кастингах, которые состоятся с__ по__» (указать даты).

В течение нескольких дней проводятся кастинги, в ходе которых дети выполняют игровые и творческие задания.

Учитываются желания детей принимать участие в том или ином кастинге, выбор своей роли в театре.

Для каждой театральной профессии: режиссер, актер, художник-оформитель, гример, костюмер предлагаются различные игровые задания, этюды, задания на импровизацию, для выполнения которых дети выбирают для себя наиболее привлекательное и успешное место в труппе театра.

Фотосессия.

По итогам проведенных кастингов проводится фотосессия новой труппы нашего театра!

Дети фотографируются, их портреты занимают место в альбоме, на странице с соответствующим названием театральной профессии.

Следующая >

Другие театральные должности

Наличие других работников зависит от вида и размера театра. В работе крупных заведений могут участвовать театральный критик или директор по рекламе. Нередко штат включает музыкантов, балетмейстеров, драматургов, композиторов. В кукольном театре не обойтись без кукловодов, а в музыкальном часто используется целый оркестр. Кроме того, стоит перечислить бухгалтеров, юристов, охранников, буфетчиков и уборщиков. Хотя они не связаны с основной работой театра, труд этих служащих тоже важен для заведения.

В некоторых театрах работают суфлёры. Во время спектаклей они внимательно следят за говорящими артистами, находясь за кулисами или в специальной будке, которая скрыта от глаз зрителей. Если исполнитель роли забывает свою реплику, суфлёр шёпотом подсказывает ему. Эта работа может показаться лёгкой, однако в течение всего спектакля специалист находится в постоянном напряжении. Суфлёру необходимо быстро ориентироваться и понимать, когда актёр молчит по сценарию или делает лишнюю паузу, потому что забыл текст.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ДОЛЖНОСТЕЙ И ПРОФЕССИЙ РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТНОСИМЫХ К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Приказов Минкультуры РФ , )

В соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52 (ч. I), ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373) приказываю:

1. Утвердить перечни должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, согласно приложениям 1 — 7 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений» (зарегистрирован Минюстом России 02.09.2008, регистрационный N 12209).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Н.А. Малакова. (в ред. Приказа Минкультуры РФ )

Министр В.Р.МЕДИНСКИЙ

Приложение 1 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 763

Как поступать в театральный вуз

Для поступления в театральный институт мало получить высокий балл по ЕГЭ, необходимо подготовиться к ДВИ. Это творческое испытание, во время которого абитуриент должен продемонстрировать свои таланты. Бо́льшая часть успеха при поступлении зависит от этого этапа. Поразить жюри достаточно сложно. Недостаточно выучить стих наизусть. 

Желательно начинать готовиться заранее, сразу как только приняли решение стать звездой. Запишитесь в театральный кружок или студию. Если вы хотите покорить эстраду, начните заниматься вокалом с преподавателем, учитесь танцевать. Все это вам пригодится для успешного прохождения этого этапа. Вид ДВИ зависит от факультета, на который вы хотите поступать.  

В качестве творческого испытания могут быть:

  • Чтение монолога, стиха, басни 
  • Актерское мастерство 
  • Исполнение песни 
  • Танец 

Пример творческого испытания в Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ):

https://vk.com/video_ext.php

Многие стараются произвести впечатление на комиссию и совершают следующие ошибки при поступлении в театральный институт: 

  1. Попытка произвести «правильное» впечатление. Среди студентов и абитуентов ходят разные сплетни о том, как понравится приёмной комиссии – внешность, образы, манеры. И абитуриенты стараются выглядеть как можно оригинальнее доходя до эпатажа. Это самая распространенная ошибка. На просмотрах недостаточно (и не нужно) запомниться розовыми волосами, надо показать свой талант и умение вжиться в образ. 
  2. Неправильно выбранный образ. Если вам 19 лет и вы выбираете себе образ умудренного старика, то это будет ошибкой. Лучше всего выбирать себе героя одного с вами возраста и пола, для перевоплощения вам не потребуется прилагать много усилий, и у вас будет больше шансов успешно пройти это испытание. 
  3. Не успеть вжиться в роль. Многие пытаются отыграть определенного героя и «задавить» эмоциями, которые они на самом деле не испытывают. Попробуйте представить, как бы вы действовали на месте героя, какие бы эмоции испытывали.  
  4. Выбирать учебное заведение, а не мастера. Если вы хотите стать профессионалом своего дела, то в первую очередь определите, какой наставник вам ближе по духу – своим творчеством, опытом и просто по-человечески. Решите для себя, какой мастер лучше всего сможет раскрыть ваш талант. 
  5. Отказаться от мечты. Да, поступить в заветный театральный вуз – это непростая задача. Для этого нужно очень много работать. Но не нужно настраиваться на провал изначально. Просто делайте все, что в ваших силах, а остальное в любом случае от вас не зависит, поэтому и переживать лишний раз не стоит. Можно пробовать еще и еще. Многие известные актеры поступили в театральное училище не с первого раза. 

Еще больше информации об ошибках при поступлении вы сможете узнать из этого видео:

Как увеличить свои шансы попасть в театральный вуз? Как мы уже говорили, начинайте готовиться заранее: 

  • Много репетировать. Актерский труд – это тяжелая работа и часы репетиций с небольшими перерывами. 
  • Воспитывать в себе харизму. Заурядные личности никому не интересны, учитесь раскрывать все грани своей личности. 
  • Читать много художественной литературы. Классика поможет вам прочувствовать героев тех времен. 
  • В интернете много роликов по актерскому мастерству. Подпишитесь на каналы и узнавайте что-нибудь новое каждый день.  
  • Ходите в театры и перенимайте опыт профессиональных актеров. Это пригодится вам при поступлении. 
  • Подпишитесь на группу вашего любимого театрального вуза ВКонтакте, следите за новостями, там тоже можно узнать много полезного. 

Выпускник МХАТа Безруков Сергей Витальевич в роли Есенина

Суфлёр

Заядлые театралы знают ответ на вопрос о том, кто такой суфлёр. Тем, кто ещё не знаком со значением этого слова, будет интересно узнать, что французское souffleur на русский язык можно перевести как «подсказчик». То есть деятельность этого театрального работника заключается в том, что он следит за ходом репетиций и спектакля. А в случае необходимости шёпотом даёт подсказки актёрам.

Рабочее место суфлёра скрыто от глаз зрителя, поэтому зачастую многие даже не задумываются о том, кто такой суфлёр и где он находится. А сидит этот человек или за кулисой, или в суфлёрской будке, расположенной посреди сцены. Эта будка едва возвышается, имеет форму ракушки.

Чем занимаются работники театральных профессий?

Собственно, чем занимаются вышеперечисленные театральные деятели, уже более-менее рассказано. Поэтому этот раздел обзора будет посвящен служебным обязанностям таких театральных профессий, как:

  • кассиров, задача которых реализация билетов на спектакли;
  • капельдинеров, которые занимаются проверкой билетов и оказанием помощи зрителям в поиске своих мест;
  • сценические механики, которые управляют механизмами сцены;
  • реквизиторы, которые условно говоря, заменяют на сцене коньяк, напитком чая. Это работники, которые занимаются всякими сценическими хитростями;
  • суфлеры напоминают актерам, что им необходимо произносить в том случае, когда они забывают текст. Правда, эта профессия сейчас очень редкая и по всей России насчитывается не более 30 представителей этой, скажем так, закулисной деятельности;
  • постижеры. Если о гримёрах слышали большинство, скажем так, театралов, то такая профессия, как постижер известна не всем. А он занимается изготовлением усов, париков и бород;
  • художественные руководители организуют и контролируют творческие процессы;
  • административное руководство отвечает за производственное и финансовое администрирование театра;
  • заведующие творческими коллективами, отвечают за процессы осуществления репетиций, комплектование актерских групп и дают предложения по их изменению;
  • заведующие лит частями занимаются подбором и литературной обработкой пьес для спектаклей.  

Помимо сугубо театральных специальностей не обойтись в творческом заведении и без таких профессий, как буфетчиков, охранников, юристов. А также без уборщиков и без участия бухгалтеров.  

Что касается того, какие театральные профессии для детей будут наиболее привлекательными, то, скорее всего, это те из них, которые приносят их обладателям известность, и это актеры, а также режиссеры.    

Возможно Вас заинтересуют:

Руководители и заведующие

У режиссёра есть много помощников, которые заведуют разными службами театра и следят за выполнением обязанностей других работников. Основные руководящие должности:

  • Художественный руководитель. Он готовит репертуар, разрабатывает годовой бюджет, занимается вопросами кадров, имеет дело со спонсорами. Также он считается ответственным за результат творческого процесса. В небольших заведениях режиссёры часто берут на себя обязанности художественного руководителя.
  • Заведующий труппой. Этот человек выступает помощником художественного руководителя или режиссёра. Он разрабатывает график репетиций, определяет состав актёров, при необходимости увольняя и нанимая новых исполнителей. Когда у артистов возникают какие-то проблемы, они обращаются именно к этому работнику. Заведующим труппой может стать человек с высшим профессиональным образованием. Эта специальность подойдёт для личностей, которые любят общаться и умеют находить подход к окружающим.
  • Заведующий литературной частью. Руководитель занимается поиском пьес для спектаклей, написанием анонсов и рекламой. Также он сотрудничает с журналистами и критиками. Чтобы получить эту должность, необходимо иметь диплом филолога.
  • Руководители художественно-постановочной части и мастерской. Эти люди заведуют совокупностью театральных цехов и занимаются организационными вопросами. Заведующие нанимают работников в мастерскую и повышают уровень квалификации имеющегося персонала. Они внедряют новые технологии и решают технические проблемы.
  • Руководитель костюмерной. Это лицо отвечает за подбор, хранение и ремонт костюмов для актёров. Заведующий костюмерной подгоняет одежду по размерам и помогает артистам быстро одеться. Во время спектакля руководитель должен находиться за кулисами, чтобы своевременно решить проблемы с испорченными костюмами.

Специализация, карьера и перспективы

Актёрская профессия подразделяется на несколько специализаций, в которых может развиваться артист. После окончания театрального вуза выпускник может стать артистом драмтеатра и кино, музыкального театра, театра кукол, эстрады и цирка. В начале карьеры артисты чаще всего принимают участие в массовке. В дальнейшем у них есть шанс получить приглашение на роль в фильме. Более стабильной считается работа в театре на постоянной основе, поскольку работа в кино чаще всего является временной. Многие актёры кино числятся в штате того или иного театра, отлучаясь на съёмки фильмов.

Как правило, заслуженным артистам с наличием различных наград и большим послужным списком предлагают главные роли в кино и театре и, соответственно, большой гонорар, в отличие от начинающих артистов без регалий. Некоторые артисты становятся главными режиссёрами в театрах, как правило, после этого они практически прекращают актёрскую деятельность и посвящают себя целиком и полностью театральному делу.

Особенности профессии

Режиссер – это нечто большее, чем просто постановщик. Он находит общий язык с капризными актерами, способен добиться увеличения бюджета и привлечь публику с помощью нестандартной рекламы. Также он выполняет следующие виды работ:

  • обеспечение беспрерывного постановочного процесса в соответствии со сроками;
  • работа с новыми и старыми постановками, обновление и усовершенствование последних;
  • режиссер осуществляет кастинг актеров, распределяет роли, вносит предложения по обновлению и расширению актерского состава;
  • принимает участие в создании эскизов и макетов оформления будущей постановки, костюмов, декораций, спецэффектов, осуществляя постоянный контроль всех процессов;
  • проводит регулярные репетиции;
  • взаимодействует с персоналом, отвечающим за художественно-постановочную часть.

Режиссер-постановщик может принимать участие в разработке маркетинговых мероприятий, он направляет актеров и других членов творческой команды на курсы, мастер-классы, необходимые для повышения квалификации и общего профессионального уровня. Нередко он вносит корректировки в сценарий, дает советы, касающиеся оформления – несет полную ответственность за постановочный процесс. Режиссер поглощен творчеством, за финансовую сторону и маркетинг чаще всего отвечает продюсер/заказчик.

Существуют режиссеры монтажа, которые собирают отснятую пленку в единый фильм. Постановщики мероприятий взаимодействуют с частными и коммерческими клиентами, отвечая за успешное проведение праздника, презентации, театрализованного представления и т. д. Мэппинг-режиссер отвечает за создание 3D-проекций и лазерных шоу, клипмейкер – за разработку и постановку видеоклипов.

Помощники зрителей

Переступая порог театра, будущие зрители нуждаются в знакомстве с заведением. Им необходимо приобрести билеты, сдать верхнюю одежду в гардероб, а также узнать, где находится их место в зале. Помогут им в этом следующие работники:

  1. Кассир. Именно у него покупают билеты на спектакль. Также у кассира можно узнать о лучших местах и их расположении в зале. Работник рекомендует пьесы для взрослого или ребёнка. Он информирует о ценах билетов для дошкольников и учащихся разных учебных заведений. Иногда кассиры работают в киосках и павильонах, которые могут быть расположены рядом с театром или в разных местах города.
  2. Гардеробщик. Эта работа кажется лёгкой, но это не так. Не во всех заведениях гардеробщики аккуратно обращаются с одеждой посетителей. В театрах к гостям иное отношение. Чтобы человек захотел снова посетить заведение, работники бережно обращаются с его одеждой. Кроме того, гардеробщик должен быстро принимать и развешивать её, чтобы не создавать очередь. Следует учесть, что эта должность часто предполагает график без выходных.
  3. Капельдинер. Этот человек проверяет билеты и пропускает посетителей в концертный зал. Кроме того, капельдинер предлагает гостям программки, помогает им найти своё место и следит за порядком во время спектакля. В перерыве между актами он отвечает на вопросы об актёрах или самой пьесе.

В зрительном зале

Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.

ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.

АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.

БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.

БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.

ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.

БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».

ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.

В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.

Помощники зрителей

Переступая порог театра, будущие зрители нуждаются в знакомстве с заведением. Им необходимо приобрести билеты, сдать верхнюю одежду в гардероб, а также узнать, где находится их место в зале. Помогут им в этом следующие работники:

  1. Кассир. Именно у него покупают билеты на спектакль. Также у кассира можно узнать о лучших местах и их расположении в зале. Работник рекомендует пьесы для взрослого или ребёнка. Он информирует о ценах билетов для дошкольников и учащихся разных учебных заведений. Иногда кассиры работают в киосках и павильонах, которые могут быть расположены рядом с театром или в разных местах города.
  2. Гардеробщик. Эта работа кажется лёгкой, но это не так. Не во всех заведениях гардеробщики аккуратно обращаются с одеждой посетителей. В театрах к гостям иное отношение. Чтобы человек захотел снова посетить заведение, работники бережно обращаются с его одеждой. Кроме того, гардеробщик должен быстро принимать и развешивать её, чтобы не создавать очередь. Следует учесть, что эта должность часто предполагает график без выходных.
  3. Капельдинер. Этот человек проверяет билеты и пропускает посетителей в концертный зал. Кроме того, капельдинер предлагает гостям программки, помогает им найти своё место и следит за порядком во время спектакля. В перерыве между актами он отвечает на вопросы об актёрах или самой пьесе.

ИИ-креатор

ИИ-креатор — это художник, музыкант или писатель, который для творчества использует искусственный интеллект. Он может писать произведения с помощью нейронки или, например, делать коллажи из того, что она генерирует.

В 2019 году композитор электронной музыки Жан-Мишель Жарр выпустил «бесконечный альбом» Eon. В режиме реального времени его генерирует нейронная сеть на основе семи часов аудиозаписей Жарра. Послушать проект можно в приложении iOS, где он будет развиваться вечно.

В том же году турецкий художник и фотограф Рефик Анадол в новой галерее цифрового искусства Artechouse New York на Манхеттене представил ИИ-инсталляцию Machine Hallucinations. Идея проекта: показать «подсознание Нью-Йорка с точки зрения машины»:

Анадол загрузил миллионы снимков города в нейронную сеть и сгенерировал из них новые изображения. Проекции этих картин показали на стенах и потолке галереи. Художник называет такой формат «скрытым кино».

Еще один свежий арт-проект на базе ИИ — Xerces Blau — это музыкальный видеоряд в четырех частях для платформы Garage Digital.

Треки написал композитор Джеймс Ферраро, а клипы создал художник Эзра Миллер. В них нейронная сеть смешивает снимки природы с фотографиями того, что сделали люди: от технологий до экокатастроф.

Интересная «театральная» лексика

Ни для кого не секрет, что британский и американский английский во многом отличаются друг от друга. Произношение, значение и правописание слов могут быть разными. В театральной теме не обошлось без таких отличий. В британском варианте мы пишем theatre, а в американском – theater. Некоторые американцы используют британский вариант, когда речь идет о театре как виде искусства. Второй вариант слова они применяют, говоря о здании театра. Однако подобные отличия очень условны.

А вот точное значение следующих английских слов и сочетаний вам непременно пригодится, поскольку их буквальный перевод только заведет вас в тупик. Наши комментарии помогут быстро во всем разобраться и пополнить лексический запас.

Слово/Словосочетание Комментарий
to boo someone off the stage – прогнать актера со сцены (освистать) Слово boo появилось в XVIII веке. Первыми его стали использовать шотландцы. Они пугали этим возгласом детей, так как считалось, что это звук, который издают призраки и духи. В современном английском этим словом выражают неодобрение чего-либо, негативную оценку.
ad lib – импровизация, экспромт Без знания латыни здесь не обойтись. Перевод этой фразы – «по желанию», «по собственному усмотрению». Актеры придумывают на ходу фрагменты из пьесы, если вдруг забыли свою реплику.
an antagonist – противник, антигерой Это слово пришло в английский из Древней Греции. Дословно оно означает «противник», «соперник».
Break a leg! – Ни пуха, ни пера! В актерской среде не принято желать удачи перед спектаклем, это может ее спугнуть. Вот и желают артисты друг другу всяческих неприятностей. К примеру, «ногу сломать».
a curtain call – выход на поклон публике Конечно, занавес никому не звонит. Просто после спектакля публика зовет (to call) на сцену артистов, чтобы наградить их овациями. Однажды известного оперного певца Лучано Паваротти вызывали 165 раз на поклон после его выступления.
a death role – роль, в которой герой умирает Эта роль на самом деле не смертельна. Просто согласно пьесе герой погибает. К примеру, в «Гамлете» таких ролей восемь.
a dress rehearsal – генеральная репетиция Репетиция «в платьях и одеяниях» проводится незадолго до премьеры. Чтобы театральные костюмы не занашивались во время многочисленных репетиций, их было принято надевать на последнем прогоне спектакля перед показом.
a protagonist – главный герой Слово protos означает «первый», а вот agonists – это «актер» в переводе с греческого.
a green room – гримерка «Зеленой комнатой» это место назвали не просто так. Во-первых, зеленый цвет успокаивает нервы актера. А во-вторых, грим, нанесенный при зеленом освещении, более естественно смотрится в лучах прожекторов на сцене (раньше они тоже имели зеленоватый оттенок).
limelight / the limelight – свет рампы, центр внимания Для многих слово lime ассоциируется с ароматом цитрусовых. Некоторые помнят, что это слово имеет другое значение – известь. Но мало кто знает, что это еще и часть сцены возле рампы. Свет рампы направляли на актера, благодаря чему тот оказывался в лучах прожекторов. Так и появилось выражение to be in the limelight (быть в центре внимания).

Специальности

За последние сто лет представления о профессии несколько изменились и возникли следующие специальности:

  • Режиссер-постановщик. Человек, который возглавляет съемочную группу, но администрированием как таковым не занимается. Он отвечает за все творческие процессы в кинопроизводстве и на телевидении.
  • Театральный режиссер. Эту специальность стоит выделить как отдельную, поскольку в сценических искусствах своя специфика работы, и мыслит постановщик спектаклей не так, как автор кинофильмов. Тем не менее мастера из театра порой достигают больших успехов и в кино (Марк Захаров, Михаил Казаков).
  • Режиссер монтажа. Специалист, который просматривает отснятый материал, выбирает вместе с постановщиком удачные дубли и занимается склейкой. Именно в монтажной рождаются фильмы и телепередачи в том виде, в каком их показывают зрителям.
  • Звукорежиссер. Отвечает за музыкально-шумовое оформление, а также запись речи актеров в кино и на ТВ. Тесно сотрудничает с композитором, в крупных проектах руководит командой операторов.

Есть в рамках профессии и более узкие специальности: режиссер анимационных фильмов, неигрового кино, эстрады, массовых представлений.  В масштабных проектах постановщику часто помогает помощник. Он участвует в подборе актеров, репетирует второстепенные сцены. Несколько иная работа у ассистента режиссера – сотрудника, который исполняет мелкие поручения и решает возникающие проблемы. В этой должности часто работают студенты творческих вузов, стремящиеся подготовить почву для будущей карьеры в кино или на телевидении.

В целом работа связана одновременно с творчеством и управлением. В театре чистого искусства больше, поскольку на телевидении и в кинематографе много времени уходит на работу с техникой. Кроме того, сцена дает больше творческой свободы: в кино фантазию режиссера зачастую ограничивают продюсеры, думающие в первую очередь о финансовом успехе фильма. Поэтому люди, которых интересует искусство в чистом виде, обычно стремятся в театр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector