Профессия художник-мультипликатор: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Содержание:
- Мультипликатор D/E
- Особенности профессии
- Мультипликатор P/CF
- Требования
- Обязанности на работе
- Кратко об истории
- Исследование Фамы и Френча о влиянии мультипликатора P/B на цену
- Какие личностные качества нужны и не нужны аниматору
- Что еще можно сдавать на аниматора-мультипликатора?
- Мультипликатор P/CF
- Как стать 3D-художником
- Как использовать мультипликаторы?
Мультипликатор D/E
DE (англ: Debt to Equity ratio, аналог: Liverage, перевод: Долг / Собственный капитал) – коэффициент оценки финансового состояния компании, представляющий отношение заемных средств к размеру собственного капитала. Данный коэффициент близок к коэффициенту автономии (отличие: в знаменателе используются активы, которые представляют собой сумму собственных средств и заемных). Второе аналогичное название для мультипликатора D/E – коэффициент финансового ливериджа (финансового рычага, так же называют: кредитное плечо, кредитный рычаг).
Экономический смысл финансового рычага, в том, что применение заемных средств позволяет увеличить рентабельность компании. Данный принцип взят из физики, где с помощью рычага можно поднять больший вес, также и здесь он позволяет увеличить прибыль компании. Увеличение доли заемных средств в структуре капитала приводит к росту финансового риска (риска банкротства) и снижению финансовой надежности.
Вариант №1. Формула расчета коэффициента D/E по бухгалтерскому балансу (форма №1):
Обязательства – включают кредиты, капитальные затраты, долги предыдущих периодов, страховые взносы и т.д.
Вариант №2. Формула расчета коэффициента D/E через долгосрочные обязательства:
Вариант №3. Формула расчета коэффициента D/E через рентабельность:
Где: ROE – рентабельность собственного капитала
ROA – рентабельность активов.
Нормативное значение DE
Значение | Привлекательность |
Для российских компаний |
|
D/E < 0,5 | Компания недополучает часть прибыли. |
0.5 < D/E < 1 | Уровень финансового риска низкий. Компания инвестиционно-привлекательна |
D/E =1 | Оптимальное значения для отечественных компаний. (50% заемных и 50% собственных средств). |
D/E > 1 | Высокий финансовый риск. Низкая инвестиционная привлекательность |
Для иностранных компаний |
|
D/E = 1.5 | Оптимальное значение для иностранных компаний. |
1 < D/E < 2 | Компания финансово устойчивая и привлекательна для инвесторов |
D/E < 1 | Компания не использует заемные средства для увеличения прибыли. Возникает упущенная прибыль |
D/E >2 | Повышен финансовый риск. |
Анализировать данный коэффициент необходимо в динамике, сопоставляя со среднеотраслевыми значениями.
Коэффициент финансового рычага необходимо применять вместе с другими коэффициентами оценки инвестиционной привлекательности компании: P/E, P/B, P/S и т.д.
Более подробно про ливеридж читайте: → Коэффициент финансового ливериджа. Формул. Расчет, → Финансовый рычаг. Формула. Пример расчета для «Русгидро»
Особенности профессии
Современные компьютерные программы намного упрощают процесс создания мультфильмов:
3ds Max (3d Studio Max)
- Maya;
- Cinema 4D;
- LightWave;
- Softimage XSI;
- Blender.
Но есть такие виды творческих работ, которые не могут выполнить компьютерные программы. На стадии подготовительного этапа художник-мультипликатор:
- создает концепты и эскизы персонажей и декораций;
- подбирает вместе с режиссёром художников разных специализаций;
- организует, распределяет работу между всеми специалистами и осуществляет контроль за работой художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма.
- На стадии производственного этапа художник-мультипликатор:
- организует процессы создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки;
- занимается проработкой движений, мимики, раскадровкой и колорированием;
- анимирует ключевые и промежуточные фазы;
- принимает участие в создании чистовых компоновок.
Не художник — особая разновидность человека,
а каждый человек — особая разновидность художника.
Важные качества
Профессия художник-мультипликатор требует хорошего вкуса, чувства стиля, понимания принципов движения и динамики, умения увидеть и передать суть характера, пространственного мышления и воображения, наблюдательности, глазомера, чувства экранного времени (кинематики).
Для качественного выполнения работы понадобятся работоспособность, ответственность, целеустремленность, аккуратность, терпение. Не лишними будут оптимизм и умение работать в команде.
Навыки и знания
Чтобы создавать хорошие мультфильмы, мало уметь рисовать. Художник-мультипликатор – это тот, кто знает теорию мультипликации и законы творчества, разбирается в искусстве и психологии, освоил актерскую технику и знаком с особенностями разных видов искусства.
Перспективы и карьера
Мультипликатор может совершенствовать свои способности и попасть в команду по созданию полнометражного мультфильма.
Если говорить о карьерном росте, то он имеет шанс стать руководителем проекта, а затем директором студии мультипликации.
Мультипликатор P/CF
Мультипликатор PCF (англ: Price to Cash Flow, перевод: Цена / Денежный поток) – показывает отношение рыночной капитализации к денежным потокам компании.
Формула расчета показателя следующая:
Где: Price (капитализация) – рыночная стоимость всех акций компании на фондовом рынке.
Cash Flow – денежный поток от операционной деятельности. Денежный поток не отражается в отчетности отечественных компаний и требуется внесение корректировок к чистой прибыли по амортизации, движению пассивов, изменение активов.
Денежный поток и чистая прибыль очень близкие показатели, но имеют ряд различий. Разберем их ↓
Денежный поток (CF) | Чистая прибыль |
Движение денежных средств в текущий момент времени | Отражается на итог рассматриваемого периода |
Показывает весь объем денежных средств, которые поступили в компанию | Показывает прибыль, которая образовалась за период |
Учитываются все поступления | В учет не входят некоторые поступления: субсидии, дотации, спонсорская помощь, кредиты, инвестиции и т.д. |
Учитываются все денежные выплаты | Не учитываются выплаты: кредиты, погашение займов |
Исключены затраты: амортизация, расходы будущих периодов | Включает все издержки |
Денежный поток лучше отражает финансовое состояние предприятия, чем чистая прибыль.
Значения денежного потока могут считаться двумя способами: прямым и косвенным методом. Поэтому более корректно использовать FCF (Free Cash Flow) – свободный денежный поток. Денежный поток (CF) не учитывает объем капитальных затрат компании.
Свободные денежные потоки могут быть двух видов:
- FCFF (Free Cash Flow for Firm) – свободный денежный поток фирмы (активов). Применяется инвесторами и кредиторами;
- FCFE (Free Cash Flow for Equity) – свободный денежный поток от капитала. Применяется акционерами и собственниками предприятия.
И оба этих значения могут применяться в формуле расчета.
См. более подробно → Чистый денежный поток (NCF). Виды. Формула. Пример расчета.
Дополнение. Также вместо свободных денежных потоком может применяться другой искусственно созданный показатель – CE (денежная прибыль). Это не бухгалтерский и не финансовый критерий, который не показывает доход акционеров, как например FCF. Но некоторые аналитике его применяют как один из видов прибыли
Нормативное значение показателя PCF
Значение | Привлекательность |
P/FCF < 15 | Компания имеет перспективы роста (есть наличность). Есть возможность платить дивиденды акционерам или осуществлять обратный выкуп акций |
15 < P/FCF < 20 | Оптимальное финансовое состояние компании |
P/FCF > 20 | Низкое финансовое состояние компании |
Преимущества и недостатки P/CF
(+) Большая информативность и сложность в манипулировании нежели показатель P/E.
(+) Показатель отражает реальные деньги, которые есть у компании в текущий момент. Именно по денежному потоку оценивается возможность компании платить дивиденды.
(-) Не подходят для оценки быстрорастущих компаний, которые имеют отрицательные денежные потоки или их высокую волатильность.
Требования
Мультипликатором может стать любой желающий. Однако необходимо ознакомиться с требованиями и навыками, а также стоит принять то, что если у кого-то нужных навыков окажется больше, то его путь к вершине мультипликационного искусства будет намного проще.
Знания и навыки
Преимуществами кандидата будут:
- чувства вкуса и стиля;
- понимание механики динамики и движения;
- уникальное видение мира;
- в некоторой степени психологизм (чтобы сформировать и передать характер персонажа);
- хорошее воображение;
- пространственное мышление.
Также необходим хороший глазомер, развитое чувство кинематики и наблюдательность. Пригодятся и актерские способности, потому что иногда, чтобы передать какие-то эмоции, необходимо срисовать их с живой модели, но не всегда под рукой будет человек, который готов помочь. Так что мультипликаторы часто срисовывают некоторые эмоции с себя. И главное – это умение рисовать.
К ключевым навыкам можно отнести и эффективное использование специальной техники (хотя бы знание компьютера и необходимых компьютерных программ). Цениться будет и пунктуальность, так как в современном мире все взаимодействие строится на дедлайнах, а потому просто необходимо уметь укладываться в срок.
Профессия мультипликатора требует постоянного развития, поступления новых знаний о существующих способах изображения, так как воплощение персонажа в разных техниках может выглядеть совершенно по-разному.
Личные качества
К необходимым личным качествам можно отнести:
- высокую работоспособность;
- умение брать на себя ответственность;
- целеустремленность;
- аккуратность, практически педантизм;
- терпение;
- чувство юмора;
- готовность к командной работе.
Обязанности на работе
Процесс создания мультфильма проходит поэтапно. Сперва тщательно продумывается идея и разрабатываются образы персонажей. Потом начинается работа над эскизами. Если проект достаточно крупный, после этого ведется отбор художников и распределение задач между ними.
Сегодня мультипликаторам серьезно помогают компьютерные программы. Они дают возможность значительно упростить и ускорить работу. Представитель этой профессии обязательно должен уметь пользоваться ими. Среди наиболее востребованных называют:
-
3D Studio Max;
- Cinema 4D;
- Softimage XSI;
- Blender;
- LightWave;
- Maya.
Даже если специалист отлично знает все перечисленные программы, поработать руками ему все равно придется. Ведь компьютер не может выполнять весь спектр задач на всех этапах создания мультфильма.
Обязанности мультипликатора на подготовительном этапе выглядят так:
- создание общей концепции, эскизов для каждого персонажа и декорации;
- подбор команды художников (персонажиста, фоновщика, контуровщика, фазовщика и других) и согласование кандидатур с режиссером проекта;
- организация и распределение труда между утвержденными специалистами;
- контроль деятельности персонажистов и фоновщиков.
На стадии производства мультипликатор:
- организует процесс создания каждого персонажа и фона, а также детальной прорисовки и заливки;
- прорабатывает движения (включая мимические);
- занимается колорированием и раскадровкой;
- анимирует ключевые и промежуточные фазы;
- участвует в создании «чистовика» мультфильма.
Кратко об истории
Мультипликация начала развиваться задолго до возникновения кинематографа. Ученые отмечают, что первые попытки показать движение с помощью рисунка были еще в первобытный период (наскальные рисунки, отображающие последовательность действий). Продолжались они и в античную эпоху, а затем и в более поздней истории человечества. Но прошло много времени, прежде чем появились примитивные образцы мультфильмов. Они были созданы лишь в первой половине 19 столетия. Любопытно, что результатом «скрещивания» этой технологии с фотоискусством стало изобретение первого киноаппарата.
С возникновением кинематографа мультипликация отодвинулась на второй план. Правда, временно. За ее возрождение в начале 20 столетия взялся отец американской анимации Джеймс Стюарт Блэктон, который нарисовал мультфильм Humorous Phases of Funny Faces (вышел на экраны в 1906 году). В России одним из первых режиссеров мультипликационных фильмов был Александр Ширяев. В том же 1906 году он снял кукольный фильм-балет «Пьеро и Коломбина».
В 1914 году американский аниматор-мультипликатор Уинзор Маккей создал первый в истории персонаж мультфильма с ярким характером. Это был динозавр по имени Герти. Для него сделали очень много рисунков. Кстати, именно их невероятное количество стало толчком к изобретению новой технологии. Она заключалась в разделении труда аниматора и фоновщика. Сам Маккей занимался прорисовкой фаз движения динозавра. А студент, которого он нанял, делал копии с образца контуров гор, деревьев и озера для каждого листа. Пленку из целлулоида тогда еще не использовали.
Неоценимый вклад в развитие и распространение мультипликации сделал знаменитый Уолт Дисней. Не слышал о нем, наверное, разве что младенец. Его мультфильмы с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Их популярность сравнима с успехом кассовых кинофильмов.
Исследование Фамы и Френча о влиянии мультипликатора P/B на цену
В 90-е годы Ю. Фама и К. Френч провели исследование влияния коэффициента BTM (балансовая стоимость к цене BP, обратный мультипликатору PB) на изменения стоимости акций компании. В анализе были использованы американские акции с 1963 – 1990 года, торгуемы на NYSE. В результате были получены интересные закономерности
На гистограмме показаны разницы между доходностью акций, отобранных на основе стоимостного анализа (P/B) и акций роста ↓
В результате более дешевые акции малых компаний, имеющие более высокие значения внутренней стоимости, показали 21% среднегодовую доходность. Тогда как акции крупных компаний роста показали доходность в 8%.
Френч и Фама также отметили, что дешевые акции имели низкий коэффициент «бета» (β) – отражающий рыночный риск, тогда как дорогие акции имели высокий коэффициент рыночного риска. Более подробно про коэффициент бета читайте в статье: → Коэффициент бета. Формула расчета в Excel. Современные модификации
Портрет недооцененной компании и компании роста по Френч и Фама
Рассмотрим, какие факторы определяют малые компании с потенциалом роста и крупные – переоценённые рынком. Как видно, они имеют прямо противоположные значения коэффициентов стоимости, эффективности производства, продаж и т.д.
Малые компания | Крупные компании |
1. Высокое значение BTM (низкое P/B).
2. Низкое значение P/E (Капитализация / Чистой прибыли). 3. Низкая рентабельность капитала (ROE) и активов (ROA). 4. Медленный рост продаж. 5. Выплачивают дивиденды |
1. Низкое значение BTM (высокое P/B).
2. Высокое значение P/E 3. Большая рентабельность ROE, ROA 4. Экспоненциальный рост прибыли 5. Увеличение продаж, доли рынка 6. Не выплачивают дивиденды |
Как определяется величина компании?
Размер компании определяется по анализируемой выборке компаний, расчетом всех возможных значений капитализаций и нахождение среднего значения. Этот критерий делит на две группы по размеру: малые и большие.
Результаты эксперимента
Малые недооценненные компании показали более высокую доходность, чем компании роста, но в тоже время стандартное отклонение доходностей (волатильность, риск) было у них выше. Результатом их исследования стало появления трехфакторной модели CAPM, которая говорит, что доходность акций (активов) определяет: рыночный риск, значение BTM (B/P) и размер компании.
Какие личностные качества нужны и не нужны аниматору
Трудолюбие, умение действовать, а не рассуждать.
Это качество нужно в любой профессии, но аниматор совершенствует своё мастерство и растёт профессионально, только если постоянно работает, рисует и создаёт. Успешные молодые специалисты, которые быстро становятся востребованными и попадают на крупные студии, отличаются не особыми талантами, а именно трудолюбием и активностью.
Коммуникабельность
Умение выстраивать коммуникацию важно, чтобы находить интересные проекты, быть в курсе новинок индустрии, для работы в команде и обмена опытом с коллегами
Наблюдательность
Для аниматора важно замечать особенности движения, мимики людей, быть внимательным к деталям. Наблюдая за движением в окружающем мире, люди разработали основные принципы анимации
Аниматор постоянно исследует, как двигается персонаж, смотрит референсы (изображения, помогающие уточнить творческую задачу, уловить суть персонажа и точнее передать детали), изучает работы других аниматоров.
Ответственность
Профессиональный аниматор должен работать быстро, качественно, соблюдать сроки, ответственно относиться к своей задаче.
Усидчивость
Создавать анимацию — очень увлекательное занятие, поэтому темперамент для аниматора не имеет особого значения. Главное — любить свою работу, тогда усидчивость не понадобится.
Талант
В анимации, как и в любой другой творческой профессии, 99% труда, и только 1% таланта, и даже этот 1% не обязателен. Если он есть — повезло, если нет — можно без него обойтись.
Что нужно запомнить:
- Аниматор — очень востребованная профессия, аниматоры работают в кино, на телевидении, в рекламе, геймдизайне, и чем больше создаётся контента, тем сильнее ощущается нехватка специалистов.
- Выучиться на аниматора можно в колледже или вузе, а можно закончить дистанционную онлайн-школу анимации. Там студентам преподают необходимые навыки и помогают собрать портфолио, которое понадобится при устройстве на работу. Для аниматора хорошее портфолио намного важнее, чем диплом самого топового вуза.
- Выучиться на аниматора в онлайн-школе можно с нуля, для 3D-анимации не нужно даже уметь рисовать, а для 2D-анимации достаточно начальных навыков рисования. Главное для аниматора — уметь видеть и создавать изображение в динамике, оживлять персонажей, делать их интересными и запоминающимися.
- Выучиться на аниматора можно не выходя из дома, а работать — по всему миру.
- Чтобы стать успешным и востребованным аниматором, нужны трудолюбие, наблюдательность, коммуникабельность и умение работать в команде. А вот наличие таланта не так принципиально, главное — желание работать и набираться опыта.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Что еще можно сдавать на аниматора-мультипликатора?
Для тех, кто хочет стать специалистом в мире мультипликации, существуют и более узкие специализации. В зависимости от выбранного направления, сдавать экзамены на мультипликатора ЕГЭ придется с некоторыми отличиями.
Есть несколько направлений:
- Художник анимации и компьютерной графики – специалист по художественному изобразительному искусству с практическими навыками и знаниями компьютерной графики. На этом направлении обучают педагогике, так что став специалистом, появляется возможность преподавать. Экзамены ЕГЭ на художника-аниматора обычно состоят из русского языка и литературы. Дополнительные экзамены в вуз предполагают собеседование, творческий конкурс, рисунок по живописи и композиции.
- Художник мультипликации – специалист в области художественной анимации и мультипликации, обладает фундаментальными знаниями по графике, живописи, мультидвижению. Предметы и экзамены на мультипликатора остаются те же: русский, литература, творческий экзамен по рисунку и композиции.
- Режиссер мультипликации – специалист по режиссуре и созданию мультипликационных роликов, с использованием собственного сценария и возможностей анимационной графики. На режиссера сдавать экзамены по ЕГЭ следует в том же порядке: русский и литературу. Дополнительно нужно будет пройти творческий конкурс, собеседование и профессиональное испытание.
- Анимация и иллюстрация – профильное образование, бакалавр. Выпускник приобретает навыки компьютерной визуализации, создания игр, дизайна и рекламы, создания анимационных спецэффектов 3D. На протяжении обучения можно выбрать конкретное направление: мультипликацию или создание виртуальной реальности. Экзамены, которые сдают аниматоры – русский язык и литература, творческое испытание и собеседование.
Как видно выше, по всем направлениям, кроме художественной режиссуры требуется сдать одинаковые экзамены.
Если выбран профиль режиссера придётся сдать еще и профессиональное испытание.
Мультипликатор P/CF
Коэффициент P/CF (price/cash flow), «Цена/Денежный поток. Этот мультипликатор используется довольно редко. P/CF показывает эффективность работы основной деятельности бизнеса.
Многие компании помимо основной деятельности занимаются инвестициями. В данном случае P/CF поможет посмотреть точечно показатель эффективности бизнеса.
В качестве минуса можно сказать то, что если у компании большой поток денег от инвестиций, то естественно, что она может стоить дорого, поэтому показатель капитализации будет завышен. Причём это не делает компанию не инвестиционно привлекательной.
Операционная прибыль (OIBDA);
Как стать 3D-художником
3ds Max, CAD и визуализации можно научиться на специальностях «архитектура и градостроительство», «дизайн интерьера» или «промышленный дизайн». Если вас тянет к прекрасному, то выберите художественную специальность, а если ближе точные науки — то инженерную. Помните главное: в любом учебном заведении есть свои нюансы в программе обучения и многое зависит от преподавателей, но в большей степени — от вас.
Если в 2D результат зависит в основном от творческих навыков, насмотренности и наличия художественной базы, то для вхождения в профессиональный мир 3D понадобятся глубокие технические знания и навыки, которые нарабатываются годами обучения. И, как правило, самостоятельного.
В этом помогут курсы, которых сейчас великое множество: очные, дистанционные, платные и бесплатные. Вот некоторые из них:
- — долгосрочные программы по обучению 3D.
- XYZ School — русскоязычные курсы с бесплатными базовыми уроками.
- Render.ru — дистанционные курсы.
- Skills Up School — курсы для начинающих 3D-художников.
- Gumroad — англоязычные онлайн-курсы.
- Pluralsight — англоязычные онлайн-курсы с десятидневным бесплатным доступом.
- Masters of Digital Painting — лекции по 3D и 2D от разных художников.
Кроме того, есть много бесплатных обучающих материалов в свободном доступе. К примеру, вот несколько полезных ютуб-каналов:
- Blender Guru.
- Maya Learning Channel.
- Substance.
- Gabriel Aguiar Prod.
- FlippedNormals.
Как Лебедев, только лучше: курсы, чтобы стать крутым дизайнером
По теме
Как Лебедев, только лучше: курсы, чтобы стать крутым дизайнером
Как использовать мультипликаторы?
Речь идет о фундаментальном анализе, точнее о сравнительной оценке. Оценку эту принято считать «быстрой», она способна дать мгновенную, хотя и менее точную по сравнению со сложными моделями дисконтирования денежных потоков картину действительности: показать насколько акций недооценена/переоценена по сравнению с конкурентами.
Само по себе значение показателей — малоинформативно. Поэтому нужно:1. Анализировать их в динамике.2. Анализировать их комплексно.3. Находить и понимать причинно-следственные связи изменений.
Мультипликаторы следует применять для сравнения компаний из одной отрасли, потому что в зависимости от типа бизнеса компании, его цикличности или других свойств показатели мультипликаторов могут заметно отличаться.
• Исторические аналогииЧасто используются для оценки фондовых индексов. Классика и наиболее популярный мультипликатор для этой цели — P/E. Показывает, насколько рынок акций недооценен/переоценен по сравнению со среднеисторическим значением.Надо понимать, что подобное сопоставление не всегда справедливо, ибо теоретически обоснованные значения мультипликаторов зависят от уровня процентных ставок (обратная зависимость), темпов роста доходов (прямая связь), рентабельности предприятий, то есть стадий бизнес-цикла.В этом плане сравнение отдельных акций с историческими уровнями может быть еще более сомнительным, ибо условия бизнеса компании способны с течением времени серьезно меняться. В целом адекватен следующий подход: если финансовое положение корпорации неизменно или улучшается, а мультипликатор корректируется, то это вполне позитивный сигнал.
• Сопоставимые компанииВ этом случае предприятие сравнивается с выборкой схожих компаний. В качестве критерия для формирования выборки используются размеры, вид бизнеса, географические особенности. При этом оцениваемую акцию сравнивают по мультипликаторам с медианными значениями по группе конкурентов.Формально, чем ниже мультипликаторы оцениваемой компании в таком сравнении, те она «дешевле», и наоборот. Однако не все так просто. Дешевле — еще не значит привлекательней. Дешевизна может быть вполне оправдана слабыми фундаменталиями. Необходимо посмотреть на рентабельность продаж и собственного капитала компании, ее долговую нагрузку, ожидаемые темпы роста прибыли. Если фундаменталии позитивны, а мультипликаторы низки, то это повод присмотреться к бумагам.
• Построение целевых уровнейКрайне грубый подход, однако, позволяет получить некие ориентиры. Для этого медианное значение мультипликатора по группе сопоставимых компаний умножается на прогнозируемое значение знаменателя. Если взять оценку финансового показателя на ближайшие 12 мес., то получим целевой ориентир на год.
Разумная инвестиционная стратегия — найти лучшие по мультипликаторам компании в каждой отрасли и составить диверсифицированный инвестиционный портфель.Еще одна особенность использования мультипликаторов относится к финансовой отчетности банков. В ней вы не найдете выручки в привычном виде, как у большинства компаний (Revenue или Gross income так у банков называется сумма процентных и комиссионных доходов), а долги банков нельзя считать так, как мы их считаем для обычных компаний. Именно поэтому для сравнения банков не совсем корректно использовать целый ряд мультипликаторов, а именно: P/S, EV/S, EV/EBITDA, долг/EBITDA. Вместо них можно использовать самые универсальные P/E и P/BV.
Краткие рекоменндации:
1. Мультипликаторы отражают отношение между рыночной капитализацией компании и финансовыми показателя бизнеса. Это помогает сравнить разные компании по единой шкале.
2. Недооцененные компании подвержены меньшему риску.
3. Анализировать компании на основе мультипликаторов следует по совокупности всех показателей, а не по одному.
4. Мультипликаторы лучше использовать для сравнения компаний одной отрасли, добавляя таким образом в свой портфель лучшие компании из каждого сектора.
ХОРОШИЕ КНИГИ