Детский нейропсихолог
Содержание:
- Диагностические методы
- Самые распространенные проблемы развития речи
- Как работает нейропсихолог
- Когда нужно обращаться к нейропсихологу
- Что лечит нейропсихолог
- Чем можем помочь мы
- Зарплата детского нейропсихолога в России
- Что лечит нейропсихолог
- Карьера
- Диагностика
- Гештальт-терапия
- Зарплата на 16.07.2021
- Что лечит нейропсихолог?
- Нейропсихологическая коррекция
- Нейропсихологическая диагностика
- Оплата труда
- Зарплата нейропсихолога на ноябрь 2021
- Карьера
- Известные люди этой профессии
- Когда нужно обращаться к нейропсихологу
- Общие сведения
- Сейчас выделяют:
- Когда необходима помощь детского нейропсихолога?
- Двигательная нейрокоррекция
Диагностические методы
Нейропсихолог детский — это специалист, который в состоянии провести самостоятельную диагностику ребенка, нуждающегося в нейрокоррекционной помощи. Существует несколько основных методик нейропсихологического обследования, применяющихся для детей возрастом от 3 до 12 лет.
Проба на реципрокную координацию рук
Данный вид тестирования нейропсихологического состояния ребенка применяется для определения уровня взаимодействия между двумя полушариями головного мозга.
Проведение этого метода диагностики выглядит следующим образом:
- Ребенок присаживается за стол.
- Затем пациент кладет верхние конечности на поверхность стола ладонями вниз.
- По команде нейропсихолога ребенок одну руку сжимает в кулак, а вторую расправляет.
- Данные движения верхних конечностей происходят поочередно.
Продолжительность этого тестирования составляет не менее 20 с. Если у ребенка сохранено нормальное взаимодействие полушарий головного мозга, то в данном случае будет наблюдаться синхронная работу сразу двух ладоней верхних конечностей.
Таблица Шульте
Таблица Шульте — это эффективный метод нейропсихологического обследования, который разработан немецким психиатром Вальтером Шульте. Данное тестирование направлено на определение интеллектуальных способностей ребенка, а также свойств внимания.
Этот способ диагностики проводится следующим образом:
- На стену крепится прямоугольная таблица, разбитая на 25 квадратов.
- В каждой клетке находятся цифры от 1 до 25, которые хаотично разбросаны по всей таблице.
- По команде специалиста ребенок должен поочередно найти все числа, расположенные в клетке.
По результатам обследования нейропсихолог дает оценку скорости работы пациента, подсчитывает количество допущенных ошибок. После этого делаются соответствующие выводы, касающиеся работоспособности центров головного мозга ребенка.
Тест Бурдона
Данный метод диагностики также известен под названием корректурная проба, а его целевым предназначением является определение скорости утомляемости пациента.
Проведение этого нейропсихологического обследования выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:
- Ребенок присаживается за письменный стол.
- Затем нейропсихолог выдает ему бланк с печатным текстом, в содержании которого находятся лишние символы.
- По команде «начали» ребенок должен быстро перечитать данную информацию с одновременным зачеркиванием заранее указанных букв или цифр.
Продолжительность процесса тестирования составляет от 3 до 10 мин. в зависимости от того, какая симптоматика присутствует у конкретного ребенка. По результатам диагностики нейропсихолог определяет скорость чтения пациента, точность, уровень его внимания.
Самые распространенные проблемы развития речи
Начнем тему развития речи с проблем, с которыми приходится сталкиваться большому количеству родителей, логопедов и воспитателей ДОУ. Зачастую детям очень сложно справляться со следующими задачами:
- полностью выразить свою мысль. Ребенок разговаривает односложно и ситуативно, излагая мысли только частично;
- выражаться разными словами. Бедный словарный запас в детском возрасте – распространенная проблема;
- грамотно построить вопрос или ответ на него;
- логически обосновать сказанное;
- устранить из лексикона сленговые слова, которые были услышаны от окружающих, по ТВ и в Интернете;
- четко проговаривать буквы и правильно их произносить.
Безусловно, прежде всего проводятся занятия по развитию речи в группе детского сада. И большинство родителей склонно считать, что этого достаточно для успешного решения имеющейся проблемы. На самом деле, научить ребенка говорить четко, логично и правильно не так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы добиться положительного результата, мало возложить ответственность на воспитателей. Родители должны и сами принимать активное участие в решении вопроса.
Как работает нейропсихолог
Методы коррекции на занятиях нейропсихолога включают в себя в основном некоторые физические и интеллектуальные упражнения. Терапия проводится без применения медикаментов.
Обязательным является обследование ребенка на начальном этапе занятий. Для диагностики не требуется аппаратных исследований, она полностью безопасна для ребенка. Детям предлагаются различные задания — выполнить рисунок, запомнить последовательность предметов, слов, сложить картинку и т. д.
Помимо прочего выясняются особенности течения беременности, родов и развития ребенка. На основе этих данных специалист делает выводы о причине имеющихся нарушений и предлагает план коррекционных занятий.
Длительность работы зависит от сложности проблемы, возраста ребенка (как известно, чем раньше замечено нарушение, тем проще его исправить) и других факторов. Иногда даются задания для выполнения их дома.
Когда нужно обращаться к нейропсихологу
Консультация нейропсихолога необходима лицам, у которых присутствуют:
нарушения речи и слухового, зрительного или тактильного восприятия;
проблемы с мышлением, памятью, вниманием или произвольной регуляцией движений;
проблемы с контролированием эмоций.
Показать ребенка нейропсихологу рекомендуется, если ребенок:
- испытывает затруднения при чтении, письме или счете;
- плохо запоминает информацию, не может сосредоточиться;
- страдает нарушениями речи;
- импульсивен, плохо себя контролирует, очень медлителен или гиперактивен;
- не ориентируется, где правая и левая рука после 6 лет;
- отличается «зеркальностью» при письме;
- быстро утомляется;
- отстает в развитии;
- не реагирует сразу на обращение к нему взрослых;
- не может выделить существенные признаки предметов (величина и т.д.);
- плохо выполняет домашние задания, если работает самостоятельно.
Особенно актуально обращение к врачу, если ребенок имел травму головного мозга, родовую травму, перенес операцию под общим наркозом или тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.
Что лечит нейропсихолог
Нейропсихолог занимается лечением детей, которые страдают:
- синдромом дефицита внимания или гиперактивностью;
- ДЦП;
- трудностями при социализации (проблемы с адаптацией);
- повышенной утомляемостью;
- замедленным процессом усвоения школьной программы;
- задержкой психического развития;
- задержкой развития речи и другими нарушениями речи (коррекцией этих нарушений также параллельно занимается логопед);
- нарушениями мелкой и крупной моторики;
- нарушениями памяти и логического мышления и т.д.
Каждому ребенку в индивидуальном порядке подбирается обучающая программа, позволяющая корректировать нарушенные функции психики.
Взрослые обращаются к нейропсихологу при разнообразных нарушениях высших психических функций, а также после перенесенных инсультов, вызывающих поражение нервной системы заболеваний и черепно-мозговых травм.
Чем можем помочь мы
Клиника д.м.н. Минутко долгие годы работает в направлениях нейропсихологической диагностики, коррекции, реабилитации. Так, практически каждый из наших пациентов проходит нейропсихологическое обследование. Именно поэтому наработано огромное количество результатов клинических исследований. Этот опыт постоянно пополняется, обобщается и анализируются. Именно на этой базе прошли подготовку (и постоянно продолжают повышать квалификацию) наши клинические психологи.
Мы занимаемся детской нейродиагностикой и нейрокоррекцией как амбулаторно, так и в условиях стационара. Это направление работы является неотъемлемой частью комплексного обследования каждого нашего пациента, важным компонентом реабилитации детей с различными расстройствами, а также просто трудностями в какой-то определенной сфере.
То есть нейропсихологии нашей клиники работают не только в коррекционном направлении, но и выполняют профилактическую работу. А именно профилактика, как известно, является лучшим способом лечения.
Для того чтобы определить, насколько хорошо способен усваивать информацию, обучаться и познавать мир Ваш ребенок, запишитесь на консультацию к нейропсихологу — +7966-330-11-66
Зарплата детского нейропсихолога в России
Зарплата будет зависеть от региона деятельности. Согласно опубликованным вакансиям на сайтах бирж труда, на старте карьеры москвич-нейропсихолог может рассчитывать на заработную плату в 20 тысяч рублей, а опытный специалист в столице зарабатывает от 50 до 120 тысяч рублей. В российских регионах ситуация скромнее: здесь начинающий нейропсихолог получает около 16-20 тысяч рублей, но с опытом его зарплата возрастает до 45 тысяч.
Ведя частную практику и обладая фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии, уровень заработной платы можно поднять значительно выше озвученных цифр.
Подводя итог под всем вышесказанным, можно смело утверждать, что профессия детского нейропсихолога уже сейчас востребована в нашей стране, и популярность ее продолжает набирать обороты. Путь к профессиональному успеху будет, несомненно, не так-то прост, и потребует от вас затрат сил, энергии и времени. Но тем желаннее конечная цель – эффективно помогать детишкам в их нелегких проблемах, менять их мир в лучшую сторону и дарить им беззаботное детство и счастливое будущее. Разве может быть у взрослых задача важнее этой?
Фото: canva.com
Что лечит нейропсихолог
Нейропсихолог занимается лечением детей, которые страдают:
- синдромом дефицита внимания или гиперактивностью;
- ДЦП;
- трудностями при социализации (проблемы с адаптацией);
- повышенной утомляемостью;
- замедленным процессом усвоения школьной программы;
- задержкой психического развития;
- задержкой развития речи и другими нарушениями речи (коррекцией этих нарушений также параллельно занимается логопед);
- нарушениями мелкой и крупной моторики;
- нарушениями памяти и логического мышления и т.д.
Каждому ребенку в индивидуальном порядке подбирается обучающая программа, позволяющая корректировать нарушенные функции психики.
Взрослые обращаются к нейропсихологу при разнообразных нарушениях высших психических функций, а также после перенесенных инсультов, вызывающих поражение нервной системы заболеваний и черепно-мозговых травм.
Карьера
Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.
Профессиональные знания
Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:
- психофизиология;
- клиническая и возрастная анатомия;
- гигиена и физиология;
- психотерапия;
- неврология;
- физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
- психиатрия;
- физиология ЦНС.
Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей. Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов
В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать
Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.
Диагностика
Для диагностики в нейропсихологии обычно используется система, разработанная А.Р. Лурией. В процессе диагностики нейропсихолог:
описывает историю болезни и результаты проведенных ранее обследований (клинический случай);
описывает психическое состояние пациента с учетом особенностей его сознания (эмоциональный статус, способность к ориентации во времени и пространстве, критичность);
исследует внимание (пассивное и произвольное) и память;
исследует визуальное восприятие с помощью реальных предметов, тактильное и слуховое восприятие, двигательную активность;
изучает речевые навыки;
анализирует особенности письма;
исследует интеллектуальные процессы, систему счета, чтение.
При диагностике могут также использоваться инновационные разработки (метод Вассермана и др.).
Из инструментальных методов могут использоваться ЭЭГ, КТ, МРТ, ПЭТ и др.
Гештальт-терапия
Лучшие нейропсихологи Москвы для лечения пациентов широко применяют метод гештальт-терапии. Суть метода заключается в следующем: не объяснять пациенту, но дать ему самому возможность быть неразрывным, целостным, присутствующим сейчас и здесь, понимать и уважать себя. Первая часть названия метода означает «целостный образ». Что делает нейропсихолог, который применяет метод гештальт-терапии? Он изучает опыт пациента контактировать с собой, со средой, окружающей его, и с другими людьми.
Основной психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании следующего:
- как человек контактирует;
- как он может прервать этот опыт;
- как клиент замечает или игнорирует свои потребности и желания.
Любые техники лишь являются способами реализации сути гештальт-терапии, ее фундаментального подхода. Нейропсихологи, владеющие методом гештальт-терапии, используют следующие базовые техники:
- Экспериментирование. В ходе терапии нейропсихолог предлагает клиенту не просто рассказать о чем либо, но развернуть свой рассказ исходя из принципа «здесь и теперь»;
- Работу со сновидениями. Сон рассматривается как совокупность проекций отдельных частей личности сновидца, позволяющих обнаружить некое «экзистенциальное послание», с которым спящий обращается к самому себе;
- Телесную работу.
Нейропсихологи используют целостный подход к опыту пациента. Гештальт-терапевт принимает в расчет телесные и эмоциональные проявления наравне с когнитивными процессами и другими феноменами пациента.
Эмоции – частные проявления опыта человека. При патологических процессах они могут быть закрыты или нарушены. Эмоции нельзя рассматривать по отдельности, если целью работы является восстановление целостности.
Для того чтобы получить консультацию нейропсихолога в Москве, обращайтесь в Юсуповскую больницу. Вы можете записаться на прием, позвонив в любое время суток по телефону контакт-центра.
Зарплата на 16.07.2021
Россия 20000—70000 ₽ Москва 25000—120000 ₽
Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.
Что лечит нейропсихолог?
— Какой самый, скажем так, бессмысленный повод обращения к нейропсихологу вы запомнили?
— Например, мама приходит, чтобы определить, правша ребенок или левша. Собственно, она сама может разобраться, наблюдая за ребенком и видя его предпочтения: какой рукой он берет игрушки — правой или левой? Для этого специального теста не нужно
И это не дает никакой важной информации ни для развития, ни для коррекции.
Нейропсихологическое обследование длительное и состоит из многих проб, и оно невероятно информативное. А данные по ведущему глазу, уху и так далее нам не изменят картины и новой информации не дадут. Поэтому такой запрос к нейропсихологу: «Какая рука ведущая?», — самый неинтересный, пожалуй.
Есть запросы у родителей определить сильные, слабые стороны ребенка, построить задачи для его развития. Их не волнует что-то конкретное, они не видят проблем, они хотят как бы сработать на предвосхищение трудностей. Такой запрос вполне может быть грамотным: «Посмотрите, а что не так уже сейчас? И что с этим можно сделать». Это могут быть коррекционно-развивающие занятия со специалистом (необязательно нейропсихологом), а может быть, мы сориентируем маму в отношении кружков, секций, которые усиливали бы слабые стороны этого ребенка. Либо сориентируем в том, какими другими сильными сторонами можно эту слабость компенсировать.
— Есть мнение, что поврежденный в той или иной степени мозг — это предмет для работы нейропсихолога. Например, родовая гипоксия.
— После родов ребенок проживает длительный период онтогенеза. И мы знаем о том, что наш мозг пластичен и может одни проблемы успешно компенсировать за счет включения в работу других мозговых зон. И одни факторы поражения мозга могут оказаться значимыми для развития ребенка, а другие — нет.
И даже зная, что в анамнезе есть гипоксия, мы не можем утверждать, повлияла она или нет на детское развитие. Очень важен фактор среды, то, как мама развивала ребенка, включалась, давала разные задания, помогала. Он может быть гораздо успешнее в развитии, чем другие. Это всегда, знаете, лотерея. Чем больше мы вкладываемся, тем больше отдачи получим даже с детьми, которые плохо начали.
— Недоношенных детей нужно в обязательном порядке показывать нейропсихологу? Или к 4–5 годам они уже так компенсировались, что и не обязательно?
— Недоношенные не всегда здорово компенсируются. Да, это фактор, при котором стоит показать ребенка нейропсихологу.
Нейропсихологическая коррекция
Нейропсихологическая коррекция носит сугубо индивидуальный характер. Схема занятий подбирается после тщательной диагностики и детального изучения полученных результатов.
Систематические занятия с детским нейропсихологом позволяют влиять на развитие крохи.
Через игры, комплекс двигательных упражнений и специальным образом простроенный курс занятий происходит активное развитие высших психических функций. Со временем ребенок обретает способность контролировать психическую деятельность, у него формируется зрительное и слуховое восприятие, а выявленные ранее нарушения психических функций корректируются
Важно выполнять все предписания нейропсихолога и заниматься с ребенком дома, ведь это поможет не только добиться скорейших результатов, но и укрепит доверительные отношения в семье
Нейропсихологическая диагностика
Это комплексное обследование, которое позволяет выявить индивидуальные особенности физического, эмоционального и умственного развития ребенка. По результатам нейропсихологической диагностики специалисты нашего Центра составляют индивидуальную коррекционную программу и выбирают методики, которые будут наиболее эффективны для нормализации высших психических функций ребенка и коррекции возможных патологий в функциональной деятельности полушарий головного мозга.
Каждый коррекционный комплекс состоит из взаимодополняющих методик, которые подбираются для каждого ребенка индивидуально в зависимости от характера и степени его нарушений.
Оплата труда
Зарплата нейропсихолога на ноябрь 2021
Россия 20000—50000₽
Москва 30000—120000₽
Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.
Карьера
Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.
Профессиональные знания
Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:
- психофизиология;
- клиническая и возрастная анатомия;
- гигиена и физиология;
- психотерапия;
- неврология;
- физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
- психиатрия;
- физиология ЦНС.
Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей. Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов
В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать
Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.
Известные люди этой профессии
Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.
Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.
Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.
Когда нужно обращаться к нейропсихологу
Консультация нейропсихолога необходима лицам, у которых присутствуют:
нарушения речи и слухового, зрительного или тактильного восприятия;
проблемы с мышлением, памятью, вниманием или произвольной регуляцией движений;
проблемы с контролированием эмоций.
Показать ребенка нейропсихологу рекомендуется, если ребенок:
- испытывает затруднения при чтении, письме или счете;
- плохо запоминает информацию, не может сосредоточиться;
- страдает нарушениями речи;
- импульсивен, плохо себя контролирует, очень медлителен или гиперактивен;
- не ориентируется, где правая и левая рука после 6 лет;
- отличается «зеркальностью» при письме;
- быстро утомляется;
- отстает в развитии;
- не реагирует сразу на обращение к нему взрослых;
- не может выделить существенные признаки предметов (величина и т.д.);
- плохо выполняет домашние задания, если работает самостоятельно.
Особенно актуально обращение к врачу, если ребенок имел травму головного мозга, родовую травму, перенес операцию под общим наркозом или тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.
Общие сведения
Нейропсихология – это отрасль медицинской (клинической) психологии, к сфере деятельности которой относятся выявление и коррекция психических процессов, связанных с особенностями функционирования головного мозга человека.
Это междисциплинарная отрасль находится на стыке нейронауки (совокупности научных дисциплин, которые занимаются изучением нейронных процессов) и психологии. Основной задачей нейропсихологии является изучение связи психических процессов и поведения со структурой и функционированием головного мозга.
Психические процессы в нейропсихологии рассматриваются так же, как и в когнитивной психологии – как процессы обработки информации, но нейропсихология при этом обращает внимание на особенности развития, структуры и функционирования мозга человека. К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:
К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:
- роли мозга в психической деятельности, а также механизмов, которые влияют на осуществление различных психических процессов;
- влияния травм и патологий развития мозга на психику;
- особенностей и этапов развития мозга;
- нейропсихологических особенностей, которые свойственны детям;
- методов коррекции различных нарушений психических процессов.
Учитывая различные направления и задачи, присущие данной науке, ее подразделяют на нейропсихологию:
- Возрастную (детскую или нейропсихологию развития). Этот раздел изучает особенности высших психических функций (ВПФ) и их мозговую организацию у детей, поскольку ВПФ ребенка отличаются от ВПФ взрослого (отличаются более определенным и устойчивым представительством в определенном участке мозга) и меняются от возраста к возрасту. Детская нейропсихология занимается изучением латеральной асимметрии правого и левого полушария, выявляет СДВГ-синдром, минимальную мозговую дисфункцию и другие причины школьной неуспеваемости, а также корректирует выявленные у детей проблемы.
- Клиническую. Этот раздел занимается изучением нейропсихологических синдромов, которые возникают при поражении определенного участка мозга, и устанавливает связи между травмой, опухолью или кровоизлиянием и происходящими при этом изменениями в психических процессах.
- Диагностическую, помогающую выявить значение индивидуальных взаимоотношений, которые складываются между полушариями мозга. Нейропсихологический метод помогает решать общие задачи психодиагностики, к которым относятся выявление одаренности, поведение в экстремальных ситуациях и другие индивидуальные различия личности человека.
- Реабилитационную. Направлена на разработку методов восстановления нарушенных высших психических функций, возникших в результате заболевания как на остром его этапе, так и в виде отдаленных последствий. Нейрореабилитация является комплексной системой, включающей восстановление всех видов высшей психической деятельности (речь, движения и т.д.) и социального статуса пациента.
- Экспериментальную, которая занимается изучением поведения людей и животных при локальных поражениях мозга. Так, эксперименты А.Р. Лурия позволили изучить и классифицировать нарушения речи и памяти, а в настоящее время этот раздел при помощи нейропсихологических диагностических методов изучает познавательные процессы и эмоциональную сферу человека.
- Старческого возраста, которая направлена на изучение и терапию различных старческих дегенераций мозга.
Отдельным направлением является нейрокоучинг, позволяющий раскрыть потенциал человека и его когнитивные способности, снизить уровень тревожности и решить другие психологические проблемы с учетом психофизиологических особенностей его развития.
Поскольку нейропсихолог занимается коррекцией психических процессов, его часто путают с психологом. Но эти специалисты отличаются объектом изучения и коррекции – психолог сосредоточен на эмоционально-волевой сфере человека и его эмоционально-личностных проблемах (тревожности, поведенческих нарушениях и т.д.), а нейропсихолог изучает анатомию и физиологию мозга, заболевания ЦНС и корректирует нарушения в развитии, связанные с глубинными мозговыми механизмами.
Нейропсихолог – это специалист, получивший базовое психологическое образование (обычно это клиническая психология) и дополнительное образование по специальности «Нейропсихология».
Сейчас выделяют:
- детскую сенсомоторную коррекцию (например, по программе А.В.Семенович),
- сенсорную интеграцию (для самых маленьких детей, неговорящих или с расстройством аутистического спектра),
- взрослую нейропсихологическую коррекцию (например, восстановление моторики, речи и других высших психических функций после инсульта).
Суть метода нейропсихологической коррекции заключается в активизации сразу нескольких мозговых структур, что впоследствии при регулярных занятиях ведёт к образованию новых нейронных связей.
А, как известно, результат любой нашей деятельности, будь то процесс запоминания, концентрация внимания, контроль эмоций или развитие речи — это сложный процесс взаимодействия нейронов между собой.
Нейропсихолог — это клинический психолог (или психолог, впоследствии повысивший свою квалификацию до клинического психолога), знающий особенности развития детского мозга, владеющий методом сенсомоторной коррекции, специалист, который может грамотно провести нейропсихологическую диагностику, выделив дефицитарные зоны, требующие «подпитки», и составить индивидуальную программу занятий для каждого отдельного случая.
Когда необходима помощь детского нейропсихолога?
Обратиться к этому специалисту следует, если ваш малыш:
- как будто не слышит вас;
- не в состоянии контролировать поведение, действует импульсивно;
- не может усидеть на месте и минуты или, наоборот, делает все слишком медленно;
- в возрасте старше 6 лет не знает, где правая рука, а где левая;
- «зеркалит» буквы, сходные по написанию: «б» — «в», «з» — «с», «е» — «э» и т. д.;
- давно посещает логопеда, а заметных положительных сдвигов нет;
- не может выделить такие признаки предмета, как цвет, форма, размер, функции;
- плохо запоминает и усваивает информацию, легко отвлекается, не может сконцентрироваться на занятии;
- с трудом осваивает вычисления, письмо, чтение – дислексия, дискалькулия, дисграфия;
- заикается (логоневроз);
- быстро устает, начинает сбиваться и капризничать;
- испытывает проблемы с крупной и мелкой моторикой;
- не способен делать домашнее задание самостоятельно;
- заметно отстает от своих сверстников – речевое, психическое, психоречевое развитие;
- имеет расстройства психики аутичного спектра;
- перенес тяжелые травмы головы и инфекции, поражающие головной мозг.
Как правило, нейропсихологи принимают малышей с трехлетнего возраста. Наиболее эффективно нейрокоррекция проходит у детей 5-12 лет. Детский мозг уже сформировался, чтобы ребенок мог освоить и развить навыки, и быстро перестраивается на новые алгоритмы работы.
Двигательная нейрокоррекция
Этот метод успешно применяется для коррекции большого спектра нарушений развития и активации высших психических функций головного мозга (внимания, образного восприятия памяти, эмоциональной сферы, способности к мышлению и т.п.) у детей любого возраста.
Используемые методики нацелены на улучшение вестибуляторно-моторной координации, улучшение мелкой и крупной моторики, развитие основных сенсорных систем и запуск процессов саморегуляции.
Коррекция выявленных нарушений способствует формированию компенсаторных навыков и подготавливает организм ребенка к полноценному овладению такими жизненно важными навыками как чтение, письмо, счет.