Художник по костюмам: особенности профессии, частота появления вакансии
Содержание:
- Вузы, где учат на художника по костюмам
- Что делает художник по костюмам в театре и в кино
- Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)
- Направление: Творческие профессии
- Особенности профессии
- Текст документа:
- Этапы работы художника по костюмам в кино
- Костюмер в театре – описание профессии и должностные обязанности
- Костюмер профессия
- Где учат художников по костюмам
Вузы, где учат на художника по костюмам
Обучаться на профессию художника по костюмам можно в очень немногих высших учебных заведениях страны. Основные ВУЗы, дающие такое образование:
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Художественный факультет. Специализация «художник кино и телевидения по костюму». Факультет подготавливает высококвалифицированных специалистов, а набор студентов здесь происходит по одному очень интересному принципу, который называется принцип мастерских. Преподаватели, профессионально занимающиеся художественной сферой деятельности, открывают свои мастерские, в которые набирают учащихся и курируют их до конца учебы. Мастер или куратор отвечает за своих студентов и ведет у них предметы, относящиеся только к их профессиональной деятельности. Остальные предметы ведут другие преподаватели ВГИК;
- Школа студия МХАТ. Специализация «Художник-технолог по костюму». Занятия проводятся по индивидуальным планам и авторским программам. Здесь изучают историю не по учебникам, а на практике, при помощи музейных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга, а также фонда Российской Государственной библиотеки искусств;
- Санкт-Петербургская академия театрального искусства. Постановочный факультет. Это старейшее театральное учебное заведение страны, где готовят специалистов высочайшего уровня в области театра. Многие художники по костюмам «Ленфильма» окончили именно эту академию, но на сегодняшний день большинство выпускников идет работать в театр, а не в киноиндустрию.
Среди художников по костюмам можно встретить и тех, кто не оканчивал ВУЗы по данной специальности, но имеют смежное образование. Например, Мухинское училище, где учатся на художников по всем видам декоративно-прикладного искусства. Но есть и другие возможности попасть в сферу киноиндустрии и театра.
Начинающие художники по костюмам, которые хотят работать в кино, сначала поступают в ассистенты, а уже после нарабатывают опыт на практике и учатся сразу на киноплощадках или сценах театра. Тем, кто сразу получил нужное образование, будет проще найти работу по специальности, но, как показывает практика, это не всегда бывает обязательным критерием.
Что делает художник по костюмам в театре и в кино
Приведем сравнение работ мастера по костюмам в кино и театре в виде таблицы, где вы сможете увидеть схожие черты для двух индустрий и их различия между собой.
Что делает художник по костюмам в театре |
Обязанности художника по костюмам в кино |
Чтение сценария, продумывание первичных образов |
|
Создание костюмного сюжета, разработка эскизов, поиск исторических фото и иллюстраций |
|
Общение с режиссером и художником-постановщиком с целью утверждения всех костюмов и реквизитов |
|
Закупка материалов для пошива. В отечественных магазинах не всегда удается найти то, что в полной мере соответствовало эскизам. Поэтому ткани часто заказывают за рубежом. |
|
Пошив изделий, который осуществляется в частных или театральных мастерских и специальных пошивочных киноиндустрий. |
|
Во время пошива костюмов придерживается минимализма и отсутствия мелких деталей. Зритель в театре смотрит на сцену с большого расстояния, из-за чего необходимые детали костюмов увеличивают в размерах. Если актер использует дополнительные детали, такие как кошелек, то он должен быть пошит на несколько размеров больше, чем в действительности. Это же касается и перчаток, обуви, пряжек, серег, колец и тому подобное. |
Все детали костюма должны соответствовать эпохе. При пошиве нельзя упускать мелкие детали, так как в кино многие сцены показывают крупным планом. С экрана зритель способен рассмотреть даже мельчайшее переплетение нитей в ткани. Поэтому пошив костюма должен быть практически идеальным. |
Изделие должно быть либо ярче, либо темнее декораций. Переходные тона и полутона не используются вообще. Это делается для того, чтобы костюм не сливался с декорациями и не превращался в одно большое пятно на сцене. Чем ярче сценография, тем больше заметна работа художника по костюмам. |
Использование всех возможных оттенков и полутонов для тех костюмов, которые будут показывать крупным планом. Чем естественнее и незаметнее работа художника, тем лучше он справился. |
Для одного героя шьется один костюм. Его приводят в порядок после спектакля, затем используют еще раз в следующих постановках. |
Для одного героя шьется много одинаковых костюмов. Костюм может порваться или испачкаться несколько раз в сценах с кровью и падениями. |
Примерка готовых изделий. Художник по костюмам и режиссер встречаются с актерами и окончательно закрепляют образы героев, смотрят, как актер взаимодействует с костюмом. В случае замены актера художнику приходится перешивать изделие заново. |
Обязанности художника по костюмам в театре и на киноплощадке частично совпадают и также частично отличаются друг от друга.
Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)
В обязанности костюмера входит:
- надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
- осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
- осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
- мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
- осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
- обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
- постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.
Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.
Направление: Творческие профессии
Костюмер – специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п.
Это по преимуществу женская профессия, но встречаются в ней и мужчины.Костюмер работает в костюмерном цеху. Он следит за чистотой костюмов, их сохранностью.В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр.Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.
Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера.Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.
Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках. Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов – это тоже забота костюмера.
Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.
Для работы костюмера достаточно среднего общего образования.
Специальности:
- Искусство костюма и текстиля
- Квалификация: Магистратура
Что изучают: изучение производства новых моделей и их дизайна; умение разбираться в материале, стиле, выкройках; изучение текстильно-прикладного творче…
- Искусство костюма и текстиля
- Квалификация: Бакалавриат
Что изучают: проектирование художественного костюма; проектирование художественных текстильных изделий; художественная разработка ткани; история моды; п…
Особенности профессии
В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.
Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.
Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.
После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.
Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.
Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.
Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.
При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.
Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.
Текст документа:
Наименование организации УТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯ Наименование должности руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата КОСТЮМЕРУ (4-Й РАЗРЯД)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Костюмер принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению __________________.
2. Костюмер подчиняется ___________________________.
3. В своей деятельности костюмер руководствуется:
— уставом организации;
— правилами трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
— настоящей рабочей инструкцией.
4. Костюмер должен знать:
— форму и составные элементы одежды эпохи, отображаемой в фильмах и телепередачах;
— назначение и правила применения красок для создания требуемой фактуры костюмов;
— основы технологии швейного производства.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
5. Костюмеру поручается:
5.1. Обслуживание съемок, телепередач и репетиций средней сложности по костюмам — кинофильмы и телепередачи исторической, фантастической тематики, фильмы-сказки с большим количеством исполнителей эпизодических ролей, участников массовых и групповых сцен.
5.2. Подбор костюмов и аксессуаров к ним, головных уборов, обуви из фондов студии и других организаций по указанию художника.
5.3. Одевание персонажей.
5.4. Систематизация костюмов снимаемого фильма в условиях экспедиции.
5.5. Создание требуемой фактуры костюма.
5.6. Смена деталей костюмов.
5.7. Проведение не менее пяти полнометражных условных фильмов.
3. ПРАВА
6. Костюмер имеет право:
6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.
6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.
6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.
6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.
6.5. ________________________________________________________________. (иные права с учетом специфики организации)
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7. Костюмер несет ответственность:
7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
7.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С рабочей инструкцией _________ _______________________ ознакомлен Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата
КОММЕНТАРИЙ
Рабочая инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 58), Раздел: Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2001 г. N 71.
Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.
Этапы работы художника по костюмам в кино
В кинопроцессе художник по костюмам стоит во главе так называемого «costume department» и стоит в ответе за бюджет, создание концепции персонажей, а нередко, заказ материалов и даже пошив изделий, под его началом работают ассистент художника по костюмам и костюмеры. Традиционно, порядок работы над проектом художника по костюма выглядит следующим образом:
Ознакомление со сценарием: выстраивание образов героев в голове художника.
- Костюмеры берлинского Шиллер-театра, 1953
- Разговор с продюсером: фактически, обсуждение бюджетов и сроков, какие требуются материалы, сколько времени понадобится на пошивку и т.д.
- Координация с режиссёром и художником-постановщиком: более тщательная проработка персонажей и их внешнего облика.
- Первые актерские пробы: происходит подбор костюмов из тех, что уже есть на киноскладе и которые максимально близки к финальному видению персонажа художника, так начинает формироваться тот образ, который в итоге будет на экране.
- Разработка референсов и эскизов для фильма: на данном этапе выбирается основа для внешнего вида персонажей в форме рисунков художника или фотографий (например, соответствующей эпохи). Всё это, вплоть до оттенков, фактуры и рисунка тканей должно отражать характер будущего персонажа. В качестве референсов же могут служить даже музыкальные произведения и объекты живой/неживой природы.
- Закупка материалов и тканей: Учитывая, что нужные материалы бывает не так легко найти, часто необходимые вещи заказываются из-за рубежа, художник должен быть уверен, что всё будет соответствовать его замыслу и работать в купе со светом и цветокоррекцией. Иными словами, выглядеть должным образом уже на экране.
- Пошив изделий: Хотя для второстепенных актеров и массовки костюмы берутся из подбора, зачастую их приходится изготавливать в специальных мастерских. Таким образом, чтобы соблюдалась «правда жизни» и «правда искусства». Костюмы нередко приходится искусственно состаривать и подгонять по размеру, чтобы сюжетно они смотрелись органично.
- Примерка готовых костюмов: Художник встречается с актерами, желательно в присутствии режиссёра-постановщика и окончательно формирует образы героев. Разрабатываются нужные позы в соответствии с манерами и фактурами конкретных артистов. Случаются форс-мажоры, когда в последний момент происходит замена актеров и костюм надо заново подшивать или переделывать с нуля.
Костюмерная Шекспировского театра в Стратфорд-апон-Эйвоне, 1943
- Съемочный процесс и логистика изделий: Художникам следует присутствовать на съемках, дабы убедиться в том, что костюмы правильно сидят на актерах, а также в том, чтобы последние держались и вели себя соответственно образу и социальному положению героя, это касается этикета обращения с одеждой, сообразно эпохе.
- Пост-продакшн : Судьба костюмов для кино по завершении съемок, особенно в российской действительности, очень неоднозначна. Часто они попадают в подбор для будущих лент, иногда уничтожаются или попадают в руки продюсеров. Отдельные вещи остаются у художников по костюмам, в мастерских-примерочных и попадают на специальные тематические выставки.
Костюмер в театре – описание профессии и должностные обязанности
Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.
Описание профессии
Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.
Обязанности работника
У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:
- Он должен хранить, отбирать и получать сценические костюмы, которые подобрал художник.
- Он должен помогать переодеваться актёрам и другим участникам театральных постановок.
- Он ремонтирует сценические костюмы.
- Он упаковывает костюмы после окончания спектаклей.
- Он отвечает за сохранность костюмов и реквизита.
- Он дежурит в период постановок или репетиций.
Кроме работы со сценической одеждой, работник должен вести документы. «Начальником» костюмера является художник по костюмам.
В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.
Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.
Уровень зарплаты
Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.
Для расширения сферы деятельности специалисту необходимо получить дополнительное образование.
Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.
Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.
Кому подходит специальность
Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.
Качества костюмера
Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:
- Трудолюбие.
- Художественный вкус.
- Интерес к театру, кино и в целом к искусству.
- Ответственное отношение к рабочему процессу.
Профессионал должен быть стрессоустойчив. Актёры, режиссёры, художники − непростые люди, к каждому нужно уметь находить подход.
Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.
После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.
Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.
Необходимое образование
Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии
Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование
Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.
Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.
Костюмер профессия
Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.
Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.
Где учат художников по костюмам
Освоить эту интересную профессию можно 3-мя способами:
- отучившись в вузе;
- получив знания в колледже или техникуме;
- пройдя специализированные курсы.
Лучшими ссузами в этой сфере считаются:
- Колледж Петербургской моды (программа обучения — «Художник по костюму»);
- Театральный художественно-технический колледж г. Москва (программа обучения — «Художественно-костюмерное оформление спектакля»);
- Колледж музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской г. Москва (программа обучения — «Художественно-костюмерное оформление спектакля»);
- Колледж декоративно-прикладного искусства имени К. Фаберже г. Москва (программа обучения — «Художник по костюму»);
- Колледж искусств Тюменского ГИК (программа обучения — «Дизайн костюма»);
- г. Москва (программа обучения — «Художник по костюму»);
- Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова (программа обучения — «Художественно-костюмерное оформление спектакля»);
- Губернаторский техникум народных промыслов г. Кемерово (программа обучения — «Художник по костюму»);
- Колледж дизайна Московского художественно-промышленного института (программа обучения — «Дизайн костюма»);
- Колледж Международного института дизайна и сервиса г. Челябинск (программа обучения — «Дизайн одежды и аксессуаров»).
Профессию художника по костюмам можно получить и в высших учебных заведениях нашей страны.
Топ-10 из них:
- ВГИК имени С.А. Герасимова;
- Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина;
- ГИТИС;
- школа-студия имени В.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном театре;
- Театральный институт имени Б. Щукина;
- Российский государственный институт сценических искусств г. Санкт-Петербург;
- Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики;
- Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина.
Лучше всего постигать эту профессию в специализированных вузах, имеющих непосредственное отношение к театру и кино, учиться у преподавателей, которые досконально разбираются в вопросе. Отличным опытом станет подработка ассистентом у дипломированного опытного мастера. Только так можно приобрести практические навыки этой профессии.
Альтернативой стандартного образования являются узко-специализированные курсы. Такой формат обучения предлагают многие образовательные центры:
- Moscow Film School;
- Центр сертификации и обучения;
- СтройБизнесКонсалт и др.
Но нужно понимать, что в нашей стране курсы традиционно рассматривают лишь как вариант получения дополнительного образования. Специалисту, у которого есть сертификат о прохождении курсов, но нет диплома о среднем или высшем профессиональном образовании, сложнее будет найти себе работу, чем его коллеге с дипломом.