Где и как учат подмосковных футбольных тренеров

Результаты и перспективы

  • Вы готовы к работе со спортсменами, способны методически грамотно планировать и осуществлять учебно-тренировочную деятельность.
  • Вы умеете обучать спортсменов технике работы с мячом, тактике футбольной игры.
  • Вы понимаете методические приемы индивидуальной и командной подготовки спортсменов к футбольным матчам.

Применение результатов обучения

Переподготовка на тренера по футболу рекомендована спортсменам, которые по завершении спортивной карьеры хотят перейти на тренерскую работу и заниматься подготовкой футболистов в спортивных школах, клубах, секциях, училищах олимпийского резерва. В результате обучения Слушатели поймут принципы подготовки футбольной команды, освоят методики формирования физической и психологической готовности спортсменов к соревнованиям. Слушатели приобретут навыки грамотного построения тренировок с целью отработки тактических приемов игры от обороны, организации атаки и контратаки, позиционной борьбы, включения коллективной скорости, техники удара, паса, дриблинга, реализации стандартных положений, работы на поле с мячом и без мяча.

Что должен знать тренер категории С

«Основы спортивной тренировки, азы комплекса медико-биологических дисциплин: анатомию, физиологию, биохимию. Должен уметь вести и анализировать тренировки, владеть документами оперативного, текущего и годового планирования, составлять план-конспекты, микроциклы, мезо- (месячные) и годовые циклы. 80 % этих навыков тренер получает в вузах. Тренеры с таким образованием гораздо легче ориентируются и сдают экзамен. Но шансы равны у всех слушателей.

Плюс тренеры должны знать теорию методики тренировки по футболу, закономерности в обучении и в совершенствовании детей, особенности их технической и физической подготовки в зависимости от возраста, ведь тренировать 10- и 17-летних – две большие разницы, а профессиональную команду – вообще другое дело».

Как проходит стажировка

«Стажировки в обучении на категорию В входят в учебный план, и их стоимость включена в стоимость обучения. Если слушатель проходит вступительный экзамен и оплачивает обучение, то он едет на стажировку. Это такая же сессия. На А – две стажировки. Первая, двухнедельная, проходит в основном в Турции в январе – феврале, где зимой собирается масса команд. То же самое у PRO.

Есть индивидуальная стажировка, когда академия отправляет на неделю в клуб. Если А – ПФЛ, ФНЛ и РПЛ, PRO – минимум ФНЛ или какой‑то из зарубежных клубов. Будущие тренеры обязаны приехать туда. Там они знакомятся с инфраструктурой, тренировками и потом готовят отчёт о стажировке. Если у тренера есть возможность поехать в условный «Ливерпуль», то мы не возражаем. Когда Леонид Слуцкий работал в голландском «Витессе», то наши слушатели проходили стажировку у него».

ЛИЦЕНЗИОННОЕ КАЧЕСТВО

В отечественном футболе есть пять видов тренерских лицензий – D, C, B, A и PRO. Первые две – лицензии всероссийского уровня. Их обладатель имеет право работать с детскими и юношескими командами. У нас в стране существует около десятка региональных центров для подготовки таких специалистов. Категории B, A и PRO уже профессиональные лицензии Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Обучиться на них можно в Академии тренерского мастерства Российского футбольного союза (РФС).

– Чтобы стать тренером, нужно иметь как минимум среднее или высшее специальное образование по физкультуре и спорту, – объясняет ответственный секретарь Федерации футбола Московской области (ФФМО) Дмитрий Кудряшов. – Тогда можно устроиться в муниципальную спортивную школу. Чтобы принимать участие в соревнованиях под эгидой ФФМО или РФС, необходимо получить тренерскую лицензию. Их выдают региональные центры. Для Москвы и Московской области таким учреждением является столичная Академия тренерского мастерства (АТМ) на Сиреневом бульваре.

Несложно догадаться, что менее опытные тренеры работают с детьми, более опытные – с футболистами постарше, а самые матерые – с профессионалами. Правда, бывают и исключения. Дмитрий Кудряшов, например, сразу начал тренировать команду Третьей лиги.

Как стать детским тренером: об образовании, лицензиях и опыте

— Раскройте секрет: как стать успешным детским тренером?

— Формула успеха проста — нужно очень много работать, учиться и смотреть, что делают твои коллеги. За последние несколько лет через академию «Чемпионики» прошло более тысячи тренеров — в общей массе всегда видно тех, кто склонен к успеху. Их отличает:

  1. Стремление учиться. Рост невозможен из позиции «я всё знаю и умею». Чтобы не забронзоветь, ищите то новое, что повысит вашу экспертность.
  2. Работоспособность. Иногда придётся делать что-то сверх того, за что вам платят: например, проводить дополнительные тренировки. Финансовые потери компенсируются в будущем.
  3. Фанатичность. Хороший тренер — фанатичный тренер. В ином случае — человек просто эксплуатирует профессию для заработка.


Обучение будущих тренеров. Фото: «Чемпионика»

— Смогу ли я стать детским тренером без высшего образования?

— Зависит от ваших целей. Многие частные школы работают по юридической статье «Физкультурно-оздоровительная деятельность» — там высшее образование необязательно. За рубежом корочка тоже не играет особой роли.

Но лукавить не буду, высшее получить стоит. Только это не должно стопорить вас в развитии: вы можете устроиться на работу и получать образование параллельно — академии всегда с пониманием относятся к таким обстоятельствам. Я, например, ещё учился на третьем курсе, когда начал тренировать.

Главное — желание. Я знаю много случаев, когда люди в зрелом возрасте меняли свою жизнь на 180 градусов и становились тренерами.

— А можете привести мотивирующие примеры из мировой практики?

— Сразу вспомнился Маурицио Сарри: до 33 лет он работал банкиром и только потом начал карьеру тренера. Сегодня его знает весь мир. Он тренировал лондонский «Челси» и туринский «Ювентус».

Так же высоко в своё время взлетел и Жозе Моуриньо. Он начинал как футбольный переводчик, а затем тренировал «Челси», «Реал Мадрид» и «Манчестер Юнайтед».

Важно: к работе тренером не допустят людей с судимостью, психическими отклонениями или наркозависимостью. — Правильно ли я понимаю, что для успешной карьеры тренера важнее лицензия, чем высшее образование?

— Правильно ли я понимаю, что для успешной карьеры тренера важнее лицензия, чем высшее образование?

— В какой-то степени да. Образование — фундамент, лицензия — надстройка. Она подтверждает компетентность и практический опыт.

В России, чтобы получить лицензию, необходимо любое высшее образование (для низшей категории D хватит и среднего специального). В Европе и Америке для получения лицензии корочка вообще не обязательна.

Какие тренерские лицензии действуют на территории России?

Категория D

Подходит для работы с детско-юношескими командами. Действует в течение пяти лет.

Категория С

Подходит для работы с юниорами, первым и вторым дивизионами, а также в любительских клубах. Действует три года.

Категория В

Тренер этой категории может обучать спортсменов команд Российской футбольной премьер-лиги и других. Действует три года.

Категория А

Позволит стать тренером в странах, входящих в состав Тренерской конвенции УЕФА по уровню В или А, а также работать тренером в футбольных клубах Российской футбольной премьер-лиги.

Лицензия PRO

Даёт возможность стать главным тренером в странах, входящих в конвенцию. Срок действия — три года.

Лицензии собственных академий футбольных школ

Позволяют проводить занятия в футбольных школах сети и свидетельствуют об успешном прохождении специализированной программы обучения школы.

— Два года назад вы получили одну из высших лицензий, категории А. Зачем она вам?

— Как я говорил ранее: для меня в развитии важна поступательность. Когда я освоил и внедрил предыдущие знания, полученные по категории B, то пошёл в Академию РФС учиться новому.

К тому же лицензия — показатель тренерской квалификации, она даёт статусность. Я стал одним из самых молодых тренеров с категорией UEFA А — получил её в 28 лет.


На стажировке для лицензии А UEFA в Турции. Рядом с Вадимом — бывший тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов

Обучение на категорию А длилось год. Из поступивших около трети не сдали финальный экзамен и не получили лицензию.

— Как начинающему тренеру искать работу, если у него пока нет ни лицензии, ни опыта?

— Для начала устройтесь футбольным ассистентом — они нужны всегда и везде. Это позволит вам присмотреться к профессии тренера, даст практические знания, которые впоследствии помогут при получении лицензии или другом обучении. К тому же с вами познакомится работодатель и после присвоения категории вы сможете попросить повышения.

— А как вы получали первый тренерский опыт?

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*. 
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости). 

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

Результаты поиска:

Как считается рейтинг

Расчет рейтинга производится исходя из информации, представленной в «Открытый реестр тренеров» работодателем или самим тренером. По итогам представления информации в течение 1 месяца проверяется достоверность представленной информации и производится перерасчет рейтинга. В настоящее время Рейтинг содержит информацию обо всех тренерах и специалистах Москомспорта, оказывающих физкультурно-спортивные услуги на территории города Москвы.

Система расчета рейтинга является стандартом Системы добровольной сертификации в области физической культуры и спорта Москомспорта (регистрационный № РОСС RU.Л2016.04МКС0)

При расчете рейтинга принимается во внимание следующая информация о тренере:

Образование

  • первое высшее
  • второе высшее
  • профессиональная переподготовка
  • тематическое усовершенствование
  • общее усовершенствование
  • среднее профессиональное образование

*Значения могут суммироваться. Одно значение может быть включено в итоговую сумму не более одного раза

Стаж работы

  • стаж работы свыше 15 лет
  • стаж работы от 10-15 лет
  • стаж работы 5-10 лет
  • стаж работы 3-5 лет
  • стаж работы 1-3 лет
  • стаж работы до 1 года

*Учитывается лучшее значение (значение с наибольшим весом)

Квалификационная категория

  • высшая квалификационная категория
  • первая квалификационная категория
  • вторая квалификационная категория

*Учитывается лучшее значение (значение с наибольшим весом)

«Учиться придётся много»: совет от тренера

— Какие у вас есть цели и мечты, которых в ближайшее время хотите достичь?

— Я хочу и дальше учиться как тренер: поступить в ближайший набор на лицензию категории PRO, высшую. А ещё желаю, чтобы максимальное число моих футболисток из ЖФК «Строгино» попали в Женскую суперлигу — высший футбольный эшелон России.

Как спортивный директор «Чемпионики» я продолжу активно развивать сеть школ и самих тренеров. Лучшая похвала для меня — получать из разных источников позитивные отзывы об их работе. Знать, что родители наших детей довольны тренировками, а дети с удовольствием их посещают.


Вадим (в сером) на встрече с представителями Департамента спорта города Москвы

— А какой общий, но важный совет вы могли бы дать начинающим детским тренерам?

— Я бы посоветовал запомнить и принять, что работа тренера — это не полуторачасовое занятие. Работа тренера — это процесс до тренировки и после неё. Для настоящего результата вам придётся очень много учиться и столько же работать засучив рукава.

Вадим Козлов также советует прочесть книги и методические пособия Бориса Григорьевича Чирвы — доктора педагогических наук и ведущего методиста в российском футболе.

«Как говорят итальянцы, тренер должен быть красив душой»

— Есть какой-то универсальный совет, как заинтересовать и увлечь футболом любого, даже ребёнка?

— Рычагов очень много — мы называем их крючками. Я бы выделил четыре основных:

  1. Харизма тренера. Итальянцы говорят, что тренер должен быть красив душой — открытым, искренним и вовлечённым. Тогда дети будут притягиваться к нему, как к магниту, и с огромным желанием ходить на тренировки.
  2. Интересный тренировочный процесс. Чем больше игр и эмоций, тем сильнее ребёнок заряжается спортом.
  3. Коллектив. Окружение ребёнка должно быть комфортным и дружелюбным. И если однажды юный спортсмен устанет, проиграет и решит всё бросить, мысль о том, что они с другом Колей больше не увидятся, заставит его продолжить.
  4. Отношения тренера с родителями. Родители вверяют тренеру своих детей и оценивают его методики со стороны. Всё-таки на первых этапах именно от мнения родителей зависит, продолжит ребёнок заниматься или нет.

— В этом списке вы особенно выделили личность тренера, его харизму…

— Это и правда самое основное. Тренер должен стать человеком, с которым увлекательно и круто: можно поговорить на любые темы, поиграть, а ещё и чему-то научиться.

Иногда, чтобы завоевать доверие, достаточно просто интересоваться жизнью детей и разговаривать с ними на одном языке. Болтать о бытовых вещах: какую кашу они ели на завтрак и чем занимались на выходных.


Фото: «Чемпионика»
Фото: «Чемпионика»

— Можно ли стать хорошим тренером во взрослом футболе, не поработав до этого с детьми?

— Вряд ли. Азы, что осваивает тренер в процессе детско-юношеского футбола, обязательны. Без них он не сможет успешно работать со взрослыми. К тому же, только двигаясь поступательно, вы узнаете, какая возрастная группа подходит вам больше всего.

— Как меняется методика обучения ребёнка в зависимости от возраста?

— У каждого возраста — своя физическая и техническая актуальность. Для самых маленьких, ребятишек трёх-четырёх лет, работает исключительно игровая модель: с ними мы разрушаем замки, спасаем принцессу, бегаем наперегонки.

С пятилетними и старше — уже целенаправленно осваиваем технические приёмы: учимся правильно вести мяч, выполнять передачу, много времени играем в футбол, развиваем индивидуальность и поощряем эгоизм в хорошем смысле этого слова (в этом возрасте он полезен).

Постепенно приоритеты меняются и на первый план выходит развитие быстроты и ловкости. А уже к десяти-двенадцати годам приступаем к командному взаимодействию и тактической подготовке.

— Сколько тонкостей!

«Мальчики на тренера никогда не обидятся, а вот с девочками…»

— В клубе «Строгино» вы тренируете женскую команду. Чем отличается тренерский подход к девочкам по сравнению с обучением мальчиков?

— Если говорить о технической части — кардинальных различий нет. Мальчики и девочки выполняют одни и те же упражнения. А вот эмоциональные расхождения бывают: в женском коллективе тренер всегда должен подбирать слова, выполнять обещания и быть немного психологом — иначе связь между ним и командой разорвётся. С мальчиками в этом плане проще: они понимают, что тренер может сорваться, и быстро отходят от конфликтных ситуаций.

— Как тактичность тренера влияет на результативность женского коллектива?

— Женская психология в области спорта утверждает: если девочки видят, что тренер отвечает за свои слова и стоит за них горой, они тренируются и стараются в два раза больше. Словом, делают всё, чтобы не подвести тренера и принести победу.


Фото: официальная страница женского футбольного клуба «Строгино» во «ВКонтакте»
Фото: официальная страница женского футбольного клуба «Строгино» во «ВКонтакте»
Фото: официальная страница женского футбольного клуба «Строгино» во «ВКонтакте»

— Как правильно критиковать женский коллектив?

— Критика есть во всех видах спорта: и в женских, и в мужских. Она обязательна и полезна при одном условии: критикуйте действия игрока, но не личность. При таком подходе вы не заденете достоинство подопечного и сохраните хорошие отношения между вами.

Не забывайте и про обратную сторону критики — похвалу. Универсальный принцип прост: критикуйте лично, поощряйте при всех.

Интересно, что есть игроки, которым по характеру критика просто необходима, чтобы завестись. Замечания подстёгивают их и запускают реактивное сопротивление нервной системы — только так они аккумулируют свои силы и достигают результатов.

— Как таких игроков выявить?

— Это вопрос индивидуального подхода: общайтесь с самими спортсменами и уточняйте детали у спортивного психолога команды. Кого-то нужно излишне подбадривать, кого-то встряхивать, а кого-то вообще не трогать. Если найдёте ключик к каждому человеку, сделаете эффективной всю команду.

— А может ли сам тренер демонстрировать свои чувства на поле? Или следует быть сдержанным?

— Лично я привык переживать всё внутри себя: спокойно сидеть на скамейке и вставать с неё лишь изредка. И если на взрослом футболе я ещё могу выбежать из технической зоны и пожестикулировать в сторону судьи, то на детско-юношеском уровне — нет.

Для тренера игра — это просто тренировочное средство, всю работу мы проводим до. Тренер должен абстрагироваться и дать детям играть: вы не сможете вечно подсказывать, что и как делать.

Что такое тренерская категория С

«В Белгороде получали лицензию категории С, – рассказал Алексей Орлов. – Все, кто на неё претендует, должны иметь высшее образование – неважно, по какой специальности. Стаж работы в области физкультуры и спорта не имеет значения

Курс рассчитан на 124 академических часа. По итогам проходит аттестация: защита плана-конспекта и классический экзамен по билетам с тремя вопросами.

Обучение в Белгороде было сессионным. Слушатели курса по неделе учились в октябре, ноябре и декабре. На занятиях преподавали доценты и профессора центрального спортивного вуза России – Российского университета физической культуры, кафедры футбола.

Во время обучения у слушателей курсов, кроме теории, были и практические занятия – тренировки с детьми. Между сессиями будущие тренеры выполнили методические и самостоятельные задания.

Можно ли с категорией С тренировать детей в европейских странах

«Нет, лицензии С, юношеская В и А – это национальные уровень. Чтобы тренировать в странах УЕФА, нужно получать профессиональные лицензии. Детско-юношеский и любительский футбол УЕФА отдала на откуп национальным федерациям.

РФС лет шесть назад ввёл юношеские категории А и В для элитного уровня детско-юношеских тренеров, которые работают в академиях футбола при профессиональных клубах или в региональных Центрах спортивной подготовки со статусом РФС.

Частные академии могут выставлять критерий для подбора специалистов. Лицензия А предполагает следующие должности: спортивный директор, старший тренер, замдиректора по спортивной подготовке футбольной академии. Также это главный тренер юношеских сборных и молодёжных дублирующих составов. Сейчас есть идея распространить В и на любительский футбол.

По регламенту РФС во всех соревнованиях, которые проводят региональные и городские федерации, все тренеры в протоколе должны иметь лицензию С. Если нет, то наставника команды записывают как представителя. В Белгородской области в 2020 году в регламенте будет прописано, кто такой тренер: у него должна быть минимум лицензия С».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector