«инжинер» или «инженер» — как правильно писать?
Содержание:
- Значение
- Описание профессии
- Происхождение слова
- Грамматика
- Значение слова “инженер”
- Приложения
- Как проявить себя в качестве инженера
- Инженер. Описание профессии и ее направления
- Образование
- Что делать уже сейчас
- Инженер – описание профессии и ее направления
- Плюсы и минусы профессии
- Инженерный ренессанс и революция
Значение
Имя существительное «инженер» в русском языке употребляется в прямом и переносном значениях:
- Прямое общее – специалист с высшим или средним специальным техническим образованием, занятый конструированием, строительством, производством, ремонтом и, на руководящей должности, текущим обслуживанием технических устройств, изделий, систем, зданий и сооружений всевозможного рода: «инженер-конструктор», «инженер-наладчик», ««инженер-механик», «инженер-двигателист», «инженер-электрик», «инженер-строитель», «инженер-дорожник», «бортинженер», «пилот-инженер», «судовой инженер», «главный инженер», «ведущий инженер», «сменный (дежурный) инженер», и мн., и мн. др. Частичные синонимы «эксперт», «технарь» (просторечный).
- Прямое специальное, в военном деле – офицер (преимущественно) и боец технических родов войск, обученный и занятый строительством фортификационных сооружений, обустройством полевых позиций, оборудованием военных баз, технической эксплуатацией боевых машин, средств и систем: «военный инженер», «лейтенант-инженер», «инженер боевой части <такой-то>», «инженер-капитан», «генерал-инженер», и др. Частичные синонимы те же, что и в пред. значении; реже в настоящем значении употребляются «механик» (в общем смысле), «техник».
- Переносное общее – любой высококвалифицированный специалист, в том числе в области естественных и гуманитарных наук, владеющий техническими средствами, достижениями фундаментальных наук, развитым математическим аппаратом и применяющий их на деле: «агроном-инженер»; «биоинженер»; «генный инженер»; «инженер-психолог», «социоинженер», и др. Частичный синоним «эксперт»; обобщающий (гипероним) «специалист».
- Переносное, в криминальной среде – вор, взломщик, угонщик, мошенник, профессиональный убийца, широко использующий в своей деятельности технические средства. Синонимы «механик» (умело пользующийся инструментом), «компьютерщик», «хакер» (владеющий IT технологиями и применяющий их в преступных целях).
Описание профессии
Инженер – это специалист-изобретатель, который создает или совершенствует технические механизмы. Профессия насчитывает уже несколько сотен и даже тысяч лет. К величайшим известным инженерам относятся Архимед, Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Генри Форд, Сергей Королев, Илон Маск, и череда гениальных технарей никогда не иссякнет.
Популярные направления и специализации Специалисты инженерных профессий работают в машиностроении, добыче нефти и газа, строительстве, на всех типах производства. Они задействованы на каждом этапе создания продукта. Поэтому есть специалисты, которые проектируют, те, что налаживают производство деталей. Есть инженеры, которые следят за безопасностью, и те, кто обслуживает созданную технику.
Инженер-конструктор — специалист, который проектирует схемы деталей и механизмов, а также участвует в процессе их производства, сборки и тестирования. Инженер-проектировщик — проектирует целые строительные объекты или отдельные системы коммуникации (например, водоснабжение, отопление, телефония и интернет, электрификация объектов). Инженер-испытатель — технический специалист, который проводит испытания новых машин, техники, оборудования или отдельных компонентов и дает рекомендации по доработке изделия. Инженер-строитель — специалист, который занимается проектированием, возведением и ремонтом зданий и сооружений, мостов и дорог, а также планированием, организацией и координированием строительных работ. Инженер-робототехник, мехатроник — разрабатывает архитектуру и вводит в эксплуатацию роботов, приборы и сложные робототехнические системы. Инженер-технолог — специалист, который организует производственный процесс. Инженер-энергетик — занимается проектированием и эксплуатацией систем теплового и энергетического обеспечения. Инженер в сфере телекоммуникаций — проектирует станции и узлы связи, сети передачи данных. Сервисный инженер — специалист, который занимается установкой, обслуживанием и ремонтом механизмов.
Профессия «инженер» становится синонимом «технического специалиста», поэтому среди инженерных специальностей есть и инженеры-химики, инженеры по бурению, инженеры по безопасности, QA-инженеры (тестировщики программного обеспечения). Более полную подборку и описание инженерных профессий вы найдете в разделе Профессии >>
Знаете ли вы , что самый богатый человек в мире, глава Amazon Джефф Безос, по образованию инженер? Он закончил Принстонский университет по специальности «Электроинженерия и компьютерные технологии». В 2000 году Безос даже основал частную аэрокосмическую компанию Blue Origin, которая может похвастаться успешными тестовыми запусками корабля New Shepard.
Происхождение слова
Оно было заимствовано из немецкого языка и пришло в русский из Польши в начале XVII столетия. Однако на практике с происхождением слова «инженер» все не так просто, как может показаться сразу. Это связано с тем, что в польский и немецкий языки оно пришло из Франции. Старофранцузское engeigneur является производным от латинского — ingenium, что переводится как «остроумная выдумка или изобретательность».
Таким образом, перевод существительного — остроумный выдумщик или искусный изобретатель. Кроме этого, существует и его особое значение — специалист по военной технике при защите либо осаде крепостей. Так данная профессия определялась, например, в «Актах Московского государства», написанных в 1655 году.
Наиболее частое употребление слово получило в Петровскую эпоху, что связано с быстрым развитием техники. В это время оно прочно вошло в русский язык и приобрело современное значение, но еще в XIX столетии продолжало сохранять свой первоначальный смысл. Существительное в те времена обозначало в первую очередь военного, а не технического специалиста. Например, А. С. Пушкин в своей работе «Пиковая дама» представил Германа в качестве военного инженера, что подтверждает беседа между Томским и Лизаветой Ивановной.
В конце XIX столетия данное слово прочно закрепилось в русском языке в особом значении «ученый-строитель». В качестве иллюстрации этого факта можно привести второе издание Словаря В. И. Даля. Автор в своей работе определяет эту специальность в значении специалиста по строительству зданий различных типов, кроме жилых. Также В. И. Даль приводит несколько других наименований:
- инженер-механик;
- корабельный инженер и т. д.
Грамматика
Слово «инженер» – одушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из одного лишь корня. Постановка ударения и разделение переносами ин-же-не́р.Падежные формы:
- Именительный: инжене́р (ед. ч.); инжене́ры (мн. ч.).
- Родительный: инжене́ра (ед. ч.); инжене́ров (мн. ч.).
- Дательный: инжене́ру (ед. ч.); инжене́рам (мн. ч.).
- Винительный инжене́ра (ед. ч.); инжене́ров (мн. ч.).
- Творительный: инжене́ром (ед. ч.); инжене́рами (мн. ч.).
- Предложный: <в, на, о, при> инжене́ре (ед. ч.); <в, на, о, при> инжене́рах (мн. ч.).
О склонениях существительных
В академической и классической школьной грамматиках (традициях) русские имена существительные классифицируются по склонениям различно:
1-е школьное склонение (II академическое) включает в себя существительные:
Мужского, женского и общего рода с окончанием единственного числа именительного падежа (флексией) «-а»/«-я»: юноша, рыба, судья. Во множественном числе именительного падежа они оканчиваются на «-и»/«-ы»: юноши, рыбы, судьи.
Примечание 2: существительные общего рода (не путать со средним!) – напр. судья – относятся равно к представителям мужского и женского пола.
2-е школьное (I академическое) склонение включает:
- Мужского рода, в единственном числе именительного падежа не имеющие окончания или оканчивающиеся на «-ь» (с нулевой флексией): врач, инженер, ключ, конь. Окончания множественного числа именительного падежа тоже «-и»/«-ы»: врачи, инженеры, ключи, кони. Частичное исключение – директор (см. вначале); полное – путь.
- Мужского и среднего рода с флексией «-е» или «-о»: окно, море, домишко. Окончания множественного числа именительного падежа «-а»/«-я»: окна, моря, домишки.
3-е школьное (III академическое) склонение включает:
- Существительные женского рода с корнем (основой) оканчивающимся на мягкую или шипящую согласную и нулевой флексией: дочь, вещь, молодёжь, печь. Окончание множественного числа именительного падежа «-и»: дочери, вещи, молодёжи (много молодёжи), печи.
- Существительное мужского рода путь, среднего дитя и на «-мя»: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя. Окончания множественного числа именительного падежа «-и»/«-а»: пути, дети, времена, семена, племена, и т.д.
***
ПишемПравильно.ру
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Значение слова “инженер”
Название этой профессии пришло к нам с древних времен, так называли строителей военных машин. В переводе с латинского языка значится как “изобретательность, способности”. В русской лексике термин закрепился в эпоху Петра I и зачастую обозначал военного специалиста, а не технического.
В круг обязанностей современных инженеров входит: подготовка технической документации, разработка технологий, ремонт, обслуживание техники, разработка новых технологических решений и многое другое. Современное техническое развитие расширило круг обязанностей: инженер-технолог, -конструктор, -программист, -строитель.
Приложения
О других проектах Викимедиа:
Библиография
- Жан К. Боде , Бельгийские инженеры , APPS Publishing, Брюссель, 1986
- Жан К. Боде , Величайшие бельгийские инженеры , La Boîte à Pandore, Париж, 2014 г.
- Элен Верен , Слава инженерам. Технический интеллект XVI — го до XVIII — го века , Альбин Мишель, Париж, 1993
- Сильвен Лавель, Наука, технологии и этика , Эллипс, 2006 г.
- Кристель Дидье, Размышляя об этике инженеров , Press Universitaires de France, 2008, 201 стр.
- Кристель Дидье, Инженеры, технологические риски и профессиональная этика , 2010, hdl: 10670 / 1.2o54k8
- Саид Кутани, « , L’Harmattan, 2012 г.
Как проявить себя в качестве инженера
После поступления в университет и обучения физико-математическим наукам, сопромату, материаловедению и черчению, встает вопрос трудоустройства. Обычно ещё во время учебы в институте студенты начинают работать у себя на кафедрах техниками и лаборантами. Это является безоговорочным плюсом, поскольку упрощает процесс перехода от учёбы к работе, знакомит студентов с инженерной практикой. С другой стороны, к минусам в этом случае можно отнести ограничение выбора будущего места работы.
Для того чтобы преуспеть в качестве инженера, необходимо обладать аналитическим складом ума, уметь подходить к делу творчески, быть точным и педантичным, доводить начатое до конца. Все эти качества станут плюсами для будущего специалиста. Также никогда нельзя отбрасывать любые, даже самые смелые, идеи. Без таких идей человек никогда бы не опустился на дно океана, не поднялся бы в воздух и тем более в космос. Современная система образования дает качественные знания, однако стремление заставить студентов стандартно мыслить может быть также и минусом для инженера, поскольку прорывными бывают самые нестандартные идеи.
Инженерная специальность является одной из самых востребованных на рынке труда. Если прийти на работу техником или лаборантом, через 5-7 лет можно стать главным или ведущим специалистом, а также какого-либо проекта. Одним из плюсов данной профессии является её универсальность: если захочет, инженер может научиться практически всему: от налаживания производственного оборудования до проектирования самолетов. Однако в этом есть и минус, поскольку универсальному специалисту сложнее определиться с тем, чем ему на самом деле нравится заниматься.
Профессия инженер не теряет популярности вот уже многие десятилетия: эти специалисты обеспечивают производство материальных благ, продвигают вперед технологии и каждый день улучшают нашу жизнь. Несмотря на то, что данная профессия имеет свои плюсы и минусы, она позволяет наиболее полно реализовывать творческий потенциал людей с техническим складом ума и повышать при этом благосостояние общества. Пусть не все инженеры станут Леонардо да Винчи своего времени, но в их силах сделать наш мир чуточку совершеннее.
Инженер. Описание профессии и ее направления
Производственный цикл на заводах и фабриках, в компьютерных или автомобильных сервисах требует специалистов с высшим техническим образованием. Они монтируют оборудование, отслеживают функционирование устройств и разрабатывают методики ремонта.
Если к любому термину добавить слово «техника», получатся существующие или “стоящие на повестке” отрасли инженерии: спецтехника, медтехника, радиотехника, электротехника, светотехника, криотехника.
Технологии проникают в организм человека. Востребованы биоинженеры, объединяющие в своей работе физико-химическую биологию, виртуальные технологии и биофизику. Генноинженеры создают методики и аппаратуру для модификации человеческого тела.
В деловых проектах участвуют специалисты по бизнес-инженерии.
История профессии
На территорию нашей страны слово «инженер» завезли немцы, помогавшие в петровские времена создавать российский военный флот и строить Санкт-Петербург. “Ингениуры” (от «ingeniur») писал помощник царя Никита Татищев.
В немецком языке, по утверждению этимологии, слово появилось от французов, а к тем пришло от римлян. На латинском оно значило «рождать».
Инженер – профессия с историей, которая органически влилась в общую историю развития человечества.
Непонятные для народа технические сооружения воспринимались как нечто сверхъестественное: древние египетские пирамиды или Висячие сады Семирамиды.
Секреты мастерства охранялись и передавались в семьях и цехах из поколения в поколение. Ветхозаветный Ной, построивший корабль спасения, и античный Архимед – основатели инженерного дела.
С начала времен люди ведут войны. Победители обладают превосходящим вооружением: от примитивных катапульт до подводных атомных ракетоносцев и спутников с лазерными установками.
Знания требовались для создания фортификационных сооружений. В Римской империи строили дороги, которые служили жителям Европы сотни лет после ее крушения.
В России обучать инженерному делу на уровне государства начали со времен Ивана Грозного. Мощный толчок техническое образование получило в период царствования Петра I.
Через 3 года после Полтавского сражения основана первая Инженерная школа в Москве.
Во время Второй мировой войны советские техники в условиях бериевских “шараг” работали над созданием атомной бомбы. Разработки в авиа- и танкостроении, совершенствование стрелкового вооружения внесли вклад в победу.
Весь мир знает имена российских инженеров: Менделеева, Попова, Циолковского.
Американец Т. Эдисон в течение жизни получил более 4000 патентов на изобретения. Драматична история работы Эдисона над лампочкой накаливания. Изобретатель провел около 1000 экспериментов, прежде чем получил рабочий прототип.
Американец сербского происхождения Тесла придумал переменный ток. Он вел разработки по передаче электрической энергии по воздуху. Стал основоположником технологий радиосвязи.
Советский инженер Генрих Альтшуллер в 70 гг прошлого века на основе анализа 40 000 патентов вывел законы развития техносистем. Они развиваются с макроуровня на микроуровень, повышается степень идеальности и динамичности устройств, часть функций передается надсистеме.
Правоту изобретателя подтверждают:
- удаленно управляемые вооружения и спасательная техника, космические аппараты, работающие без человека на Луне и Марсе;
- информационно и функционально насыщенные микроприборы – нанороботы;
- «умные» дома;
- инфраструктурные транспортные проекты, в которых потоки машин перераспределяются из единого центра.
Техносистемы создаются, эксплуатируются и содержатся в рабочем состоянии инженерами.
Образование
Знание компьютерного программирования — необходимое условие для того, чтобы стать инженером-программистом. В 2004 году компьютерное общество IEEE разработало SWEBOK , который был опубликован как Технический отчет ISO / IEC 1979: 2005, в котором описывается совокупность знаний, которые они рекомендуют освоить дипломированному инженеру-программисту с четырехлетним опытом работы. Многие инженеры-программисты начинают свою профессию, получив высшее образование или обучаясь в профессионально-техническом училище. Одна стандартная международная учебная программа для получения степени бакалавра программной инженерии была определена Объединенной целевой группой по компьютерным программам компьютерного общества IEEE и Ассоциации вычислительной техники и обновлена в 2014 году. В ряде университетов есть программы на получение степени в области программной инженерии; по состоянию на 2010 год в Соединенных Штатах насчитывалось 244 программы бакалавриата по программной инженерии в кампусе , 70 онлайн-программ, 230 программ уровня магистра, 41 программа уровня докторантуры и 69 программ уровня сертификата.
Помимо университетского образования, многие компании спонсируют стажировки для студентов, желающих продолжить карьеру в области информационных технологий. Эти стажировки могут познакомить студентов с интересными реальными задачами, с которыми типичные инженеры-программисты сталкиваются каждый день. Аналогичный опыт можно получить во время военной службы в области разработки программного обеспечения.
Программы обучения программной инженерии
Половина всех практикующих сегодня имеет ученые степени в области компьютерных наук , информационных систем или информационных технологий . Небольшое, но постоянно растущее число практикующих специалистов имеют ученые степени в области разработки программного обеспечения. В 1987 году кафедра вычислительной техники в Имперском колледже Лондона представила первые три года разработки программного обеспечения степень бакалавра в Великобритании и мире; в следующем году Университет Шеффилда учредил аналогичную программу. В 1996 году Рочестерский технологический институт установил степень программы первого по разработке программного обеспечения бакалавра в Соединенных Штатах, однако, она не не получила ABET аккредитацию до 2003 года, в то же время , как Rice University , Университета Кларксона , Милуоки школа инженерии и Университета штата Миссисипи получил их. В 1997 году технологический колледж PSG в Коимбаторе, Индия, первым начал пятилетнюю интегрированную степень магистра наук в области разработки программного обеспечения.
С тех пор во многих университетах были учреждены степени бакалавра программной инженерии. Стандартная международная программа обучения программной инженерии SE2004 была определена руководящим комитетом в период с 2001 по 2004 год при финансовой поддержке Ассоциации вычислительной техники и Компьютерного общества IEEE . По состоянию на 2004 год в США около 50 университетов предлагали степени в области разработки программного обеспечения, в которых преподаются как компьютерные науки, так и инженерные принципы и методы. Первая степень магистра программной инженерии была учреждена в Сиэтлском университете в 1979 году. С тех пор дипломы по программной инженерии стали доступны во многих других университетах. Точно так же в Канаде Совет по аккредитации инженеров Канады (CEAB) Канадского совета профессиональных инженеров признал несколько программ инженерии программного обеспечения.
В 1998 году Высшая военно-морская школа США (NPS) учредила первую в мире докторскую программу по программной инженерии. Кроме того, появилось множество онлайн-ученых степеней в области программной инженерии, таких как степень магистра наук в области программной инженерии (MSE), предлагаемая на факультете компьютерных наук и инженерии Калифорнийского государственного университета в Фуллертоне . Стив МакКоннелл считает, что, поскольку большинство университетов преподают информатику, а не разработку программного обеспечения, настоящих инженеров-программистов не хватает. IEEE поручил университету ETS (École de technologie supérieure) и UQAM (Université du Québec à Montréal) разработать свод знаний по программной инженерии ( SWEBOK ), который стал стандартом ISO, описывающим совокупность знаний, охватываемых инженером-программистом.
Что делать уже сейчас
Если вы хотите разрабатывать медицинских роботов, собирать автомобили, проектировать аэропорты или обслуживать ракетные пусковые установки, то можно приблизиться к профессии уже сейчас: ✎ Углубленно изучать математику, физику и практиковаться в черчении и рисунке. ✎ Найти в вашем городе и регионе детско-юношеские центры, технопарки, центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТы), фаблабы, где есть занятия инженерно-технического направления. ✎ Участвовать в конкурсах и инженерных олимпиадах, например, Всероссийской робототехнической олимпиаде, конкурсе «Реактор», Всероссийском конкурсе научных работ школьников Юниор по инженерным наукам, соревнованиях JuniorSkills Russia. ✎ Записаться на «университетские субботы школьника» — бесплатные лекции в университетах, в том числе по техническим специальностям (идут в МАДИ, НИУ ВШЭ, МГТУ им.Н.Э.Баумана, МГСУ, МИФИ и др.).
Желаем вам самореализации в инженерных специальностях и не только.
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
голоса
Рейтинг статьи
Инженер – описание профессии и ее направления
На плечи работников ложится не только необходимость спроектировать, собрать и испытать изобретение, но и сопроводить процесс его эксплуатации, разработать методы ремонта. При этом не все, что обычно делают инженеры, связано с поддержанием цикла работы технического изделия. Определенные категории сотрудников профиля занимаются научной деятельностью.
Виды специализаций инженеров:
- технолог – оптимизирует процесс работы установок, устройств, роботов и совершенствует их;
- конструктор – проектирует, создает и испытывает новые изобретения;
- физик – применяет профильное образование и знания по физике для разработки новых изделий и повышения их функциональности;
- биолог – основываясь на знаниях и биологических процессах, решает технические задачи (клонирование органов, стимулирование роста растений);
- программист – пишет программное обеспечение и алгоритмы для достижения максимального уровня автоматизации производства;
- экономист – анализирует экономические показатели и ищет пути их улучшения;
- военный – применяет навыки инженера для создания военной техники, ее обслуживания и улучшения.
Тем, кто планирует связать свою жизнь с инженерным делом, рекомендуется изучить описание профессии в каждом конкретном случае. Окончательный выбор влияет на то, какие предметы нужно сдавать при поступлении в вуз, каким будет набор профилирующих дисциплин. Он определит место службы, требования к специалисту и перечень должностных обязанностей.
Плюсы и минусы профессии
Положительные стороны профессии:+ Уважаемая профессия. Строить дома и создавать прогрессивные механизмы всегда было нужно, полезно и престижно.+ Результаты работы видны сразу. Даже если цикл производства занимает некоторое время, инженер увидит результат и услышит отзывы.+ Всегда актуальная профессия. В отрасли всегда ощущается дефицит кадров, поэтому работа есть и для молодых и для опытный специалистов.
Отрицательные стороны профессии:- Высокий уровень ответственности
При проектировании здания, буровой установки или даже небольшой детали в эскалаторе всегда важно помнить о безопасности.- Много рутины. Иногда приходится много раз исправлять и полностью переделывать чертеж проекта, основное время работы занимает не «изобретательство», а проектирование, написание технической документации и расчеты.- Условия труда. Хоть инженер и относится к профессиям умственного труда, но проверять работоспособность изделий ему приходит и на стройплощадке, и в цеху, и в полевых условиях
Хоть инженер и относится к профессиям умственного труда, но проверять работоспособность изделий ему приходит и на стройплощадке, и в цеху, и в полевых условиях.
Куда поступить после 11 класса >>11 востребованных профессий, или Кто будет востребован и в старости >> |
Инженерный ренессанс и революция
Сегодня в России возрождают интерес к инжинирингу. Это касается в том числе образования. Например, летом 2020 года председатель правительства Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» в области инжиниринга и промышленного дизайна. Среди запланированных мероприятий — создание профильных центров на базе инновационных кластеров и вузов. Те, кто недавно получил диплом, в первую очередь ждут от инженерного образования востребованности: «Я выбрал профессию инженера, потому что в ней есть перспективы. Мы переходим в новую цифровую эру. Будут возводиться новые города, где инженеры востребованы, начиная от проектировщиков и заканчивая теми, кто это обслуживает и развивает. Инженеры необходимы везде. «Сколько живет человек, столько и идет стройка», — говорила мне мама еще при поступлении. Это так», — рассказывает о начале профессионального пути Александр Бирюков, менеджер проектного офиса отраслевого центра капитального строительства «Росатома».
Одновременно с этим четвертая промышленная революция уничтожает одни профессии и усложняет другие. На смену инженеру с линейкой и карандашом приходит инженер, который работает в цифровом мире: создает детализированные BIM-модели будущих объектов, с помощью технологии виртуальной и дополненной реальности занимается прототипированием изделий, прогнозированием и так далее. Современный инжиниринг касается всех стадий жизненного цикла продукта: от замысла и разработки до запуска и утилизации. И на всех этапах цифровой инженер использует инновационные цифровые инструменты. «Моя работа заключается в создании несущего каркаса здания. Это большая ответственность. Приходится все перепроверять по нескольку раз, но расчетные программы помогают не ошибиться. Раньше это делалось вручную, а теперь технологии ускорили процесс. Поэтому сотрудники должны регулярно проходить повышение квалификации, иначе знания устаревают. В то же время за серьезную подготовку я благодарна своему вузу — Московскому государственному строительному университету. При поступлении многие думают, что будут рисовать красивые домики, но приходится думать о болтах, рассчитывать узлы. Я довольна своим выбором, мне нравится решать неординарные задачи», — рассказывает Ольга Никитина, инженер-проектировщик третьей категории в компании «ВСК-Инвест».
Газовые центрифуги в технологическом цехе по разделению (обогащению) урана на территории Уральского электрохимического комбината. Новоуральск, 2019 год
(Фото: Донат Сорокин / ТАСС)
Сотрудники во время работы на пусковом блоке Ленинградской АЭС-2, 2018 год
(Фото: Петр Ковалев / ТАСС)
В профессии молодых инженеров привлекают и передовые технологии, а специальность регулярно попадает в списки самых востребованных. Кроме того, российским инженерам рады и за рубежом. Инженерное дело по популярности почти не уступает естественным наукам, экономике и менеджменту, и, по прогнозам, процент заинтересованных в технических профессиях будет только расти. Деньги тоже играют роль: зарплата в России за 2020 год составляет около ₽35 000, а оклад инженера — ₽49 000. Причем больше всего зарабатывают инженеры-программисты: ₽72 000. Это выше средних показателей по стране, но значительно ниже начальной зарплаты инженеров на международном рынке.
При этом российским вузам сложно успевать за быстрой сменой технологий. Поэтому в рамках национальных проектов разработали модель подготовки инженерных кадров, которая включает базовую инженерную и профессиональную подготовку, развитие STEM-компетенций (science — наука; technology — технология; engineering — инжиниринг; math — математика), междисциплинарность и активное участие индустриальных партнеров в образовательном процессе.
Экономика образования
Что такое STEM образование, и почему компании ценят таких специалистов
«Инженер — это основополагающая профессия современного мира: без него нельзя построить ни больниц, ни школ, ни домов, а значит, остальные профессии будут бесполезны. Я учусь в Российском университете транспорта (МИИТ). Теоретическая подготовка очень хорошая. Но в прикладных дисциплинах образование не всегда поспевает за изменениями в нормах и технологиях», — делится опытом Игорь Галабурда, студент третьего курса.
Сегодня российскому инжинирингу нужны «интеграторы», то есть специалисты, которые управляют проектом от идеи до вывода на рынок. А еще «трансляторы» — те, кто умеет связывать высокотехнологичные процессы. Подготовка квалифицированных кадров для российского инжиниринга — одна из задач Ассоциации инженеров-консультантов в строительстве. НАИКС занимается обучением специалистов различных отраслей.