Как стать профессиональным мультипликатором

Кто такой мультипликатор (аниматор) и чем он занимается

Мультипликатор – это художник, чья работа заключается в создании мультфильмов или анимационных рекламных роликов. Мультипликатор определяет внешний облик персонажей, наделяет их характерными чертами, прорисовывает каждое движение героев. Помимо работы с основной сюжетной линией, художник изображает фон и спецэффекты.

Если мультфильм короткометражный, его изготовление полностью ложится на плечи одного человека. Над крупномасштабными или многосерийными проектами с обилием сложной графики работают команды специалистов, каждый из которых отвечает за отдельные элементы.

Задачи и обязанности художника-мультипликатора

Работа художника-мультипликатора интересная, но не лишена монотонных обязанностей.

Рабочий день создателя мультфильмов состоит из выполнения таких задач:

  • разработка идеи будущего фильма;
  • детальная проработка образов героев;
  • создание эскизов;
  • распределение задач между исполнителями (если это крупный проект);
  • прорисовка кадров;
  • колорирование и раскадровка;
  • анимация фаз мультфильма;
  • чистовая проработка картины.

Специализации мультипликаторов

При создании анимационных роликов применяют несколько типов технологий. Большинство знакомых нам с детства мультиков были полностью нарисованы. Реже нам показывали фильмы с кукольной мультипликацией – они смотрелись не так живописно, хотя, стоит признать, что подобная технология требовала от создателей невероятного терпения и кропотливого труда.

Современная технология создания мультфильмов – 3D-анимация или трехмерная графика. Для прорисовки персонажей применяются различные компьютерные программы. Благодаря открывшимся возможностям создавать мультипликационные фильмы стало намного проще. Творческий потенциал художников применяется для визуализации концепции фильма: создания героев, проработки сюжетной линии, подбора цветов. Вся рутинная работа выполняется при помощи персонального компьютера.

В зависимости от зоны ответственности различают такие специализации мультипликаторов:

  • художник-постановщик – главный идейный вдохновитель проекта;
  • художник по персонажам – специалист создает образы героев, прорисовывает их мимику, жесты, диалоги;
  • художник-декоратор – специалист, ответственный за задний план фильма;
  • контуровщик – технический работник, который переносит рисунок на пленку;
  • фазовщик – мультипликатор, который занимается промежуточными фазами действий;
  • прорисовщик – специалист, в чьи обязанности входит чистовая обработка рисунков;
  • мультипликатор спецэффектов – художник, который визуализирует погодные условия (снег, дождь) и другие подобные явления.

Анимация и мультипликация — в чем разница

Аниматор/мультипликатор является полноценным художником в жанре мультипликационного кино. И в общем понимании мультипликация и анимация — это по большому счету синонимы почти с полным смысловым тождеством.

Считается, что мультипликация — прижившееся в советский период название. В наши дни абсолютного доминирования англицизмов в языковой среде термины «анимация» и «аниматор», честно говоря, уже даже не кажутся заимствованиями.

Теперь дадим несложное определение анимации-мультипликации (как мы выяснили выше, это одно и то же). Мультипликация — это совокупность приёмов, создающих у человека визуальную иллюзию движения нарисованных предметов, которые очень быстро сменяют друг друга (от 12 кадров в секунду). Соответственно, аниматор/мультипликатор — это специалист, который и создаёт иллюзию этого движения нарисованных объектов путём их быстрой сменяемости.

Однако это общая характеристика, и она в целом правильная. Однако добавим, что некоторые профессионалы все же считают, что разница между анимацией и мультипликацией существует, и мультипликация — это элемент понятия «анимация».

Школа телевидения (ЦАО)

ЗА ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ ВАШ РЕБЕНОК НАУЧИТСЯ:

  • Создавать свой собственный мультфильм уже через 6 занятий
  • Придумывать персонажей и оживлять картинку
  • Разрабатывать персонаж, его характер и форму
  • РАБОТАТЬ В ADOBE FLASH
  • ОЖИВЛЯТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ: вдохнуть в персонаж жизнь, наделить характером, заставить его двигаться и заставить зрителей сопереживать
  • Придумывать отдельные сцены и компоновать их в целые сюжеты и эпизоды Создавать целый мультфильм, со своими персонажам и сюжетными линиями
  • Применять полученные знания на практике, создавая мультфильмы и анимационные фильмы.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

  • Практикующие педагоги: получайте только актуальные знания
  • Гибкий график, возможность заниматься с разными группами
  • На время обучения выдается профессиональная техника
  • Старт новой группы каждую неделю, присоединяйтесь в любой день

Смотри.Учись

Анимация для начинающих

Все, что нужно для начинающих аниматоров в одном курсе: как быстро создать и смонтиро­вать собствен­ный мультфильм в домашних условиях с помощью любого фотоаппара­та и приложения к Windows Movie Maker.

С чего начать и как это сделать, расскажет в данном курсе Алёна Нарциссова, режиссер, сценарист и ведущая мастер-классов по анимации. Из лекций вы узнаете:

  • как подгото­вить рабочее место для съемок будущего фильма и как начать делать анимацию;
  • с видами анимации, процессом работы, техникой перекладки и материалом для создания мультфиль­мов;
  • из каких этапов складывает­ся создание анимации для начинающих;
  • как снять свою историю методом покадровой съемки;
  • как смонтиро­вать мультфильм – соединить полученные кадры, добавить звуковое сопровожде­ние.

В курсе вы найдете простые примеры, пошаговые инструкции и полезные советы от режиссера и без труда сможете снимайте мультфиль­мы дома!

Обязанности на работе

Процесс создания мультфильма проходит поэтапно. Сперва тщательно продумывается идея и разрабатываются образы персонажей. Потом начинается работа над эскизами. Если проект достаточно крупный, после этого ведется отбор художников и распределение задач между ними.

Сегодня мультипликаторам серьезно помогают компьютерные программы. Они дают возможность значительно упростить и ускорить работу. Представитель этой профессии обязательно должен уметь пользоваться ими. Среди наиболее востребованных называют:

  • 3D Studio Max;
  • Cinema 4D;
  • Softimage XSI;
  • Blender;
  • LightWave;
  • Maya.

Даже если специалист отлично знает все перечисленные программы, поработать руками ему все равно придется. Ведь компьютер не может выполнять весь спектр задач на всех этапах создания мультфильма.

Обязанности мультипликатора на подготовительном этапе выглядят так:

  • создание общей концепции, эскизов для каждого персонажа и декорации;
  • подбор команды художников (персонажиста, фоновщика, контуровщика, фазовщика и других) и согласование кандидатур с режиссером проекта;
  • организация и распределение труда между утвержденными специалистами;
  • контроль деятельности персонажистов и фоновщиков.

На стадии производства мультипликатор:

  • организует процесс создания каждого персонажа и фона, а также детальной прорисовки и заливки;
  • прорабатывает движения (включая мимические);
  • занимается колорированием и раскадровкой;
  • анимирует ключевые и промежуточные фазы;
  • участвует в создании «чистовика» мультфильма.

Полезные уроки

GeekBrains

Программы с гарантированным трудоустройством, онлайн-программы со стажировками, интенсивы, вебинары, мастер-классы и кейсы для подростков – на сайте портала Geekbrains посетители смогут найти оптимальный вариант получения образования

Познавательную информацию можно почерпнуть на тематических вебинарах или из статей в разделе «Блог».
 
Кейсов по мультипликации на ресурсе пока нет, однако, учитывая тесную связь данной сферы с геймдевом, пользователям стоит обратить внимание на 10-месячный комплекс «2D-художник игр». В рамках учебной программы студенты освоят цифровой рисунок, разберутся в азах стилизации, прокачают креативность и приобретут опыт в использовании инструментария 2D-художника.

 

Смотри и учись

Образовательный маркетплейс Smotriuchis является площадкой, на которой размещены видеокурсы популярного содержания. На выбор пользователей – разработки, направленные на повышение профессионального уровня и раскрытие творческого потенциала потребителя. На заявленную тему ресурсом представлено несколько кейсов, среди которых есть платные и бесплатные.
 
В числе первых значится, например, курс для начинающих. Эксперт познакомит с разновидностями ремесла, техникой перекладки и необходимым материалом. Слушатели узнают об этапах создания движущихся картин, освоят метод покадровой съемки, рассмотрят приемы монтажа и добавления звукового сопровождения. Для закрепления знаний – демонстрация элементарных примеров, пошаговые инструкции и лайфхаки от мастера.

Изучение базовой программы для новичков не требует финансового участия. Неофиты узнают об отличиях анимации и мультипликации, выяснят значение термина «зоотроп», разберут нюансы обратной съемки и иллюзии движения. 
 

Как бы ни были хороши навыки, стоит не забывать, что по-настоящему успешны те картины, в которых присутствует оригинальная идея и чувствуется вдохновение автора. Вячеслав Котеночкин, Александр Курляндский и другие «родители» Волка и Зайца не дадут соврать.
 

Обучение на аниматора

Это не та профессия, для получения которой потребуется потратить годы в колледже или вузе. При желании, достаточно лишь закончить курсы по обучению на аниматора или прийти в эту сферу вовсе без опыта, но с желанием его получить и наличием необходимых способностей.

Как уже было отмечено, в этой отрасли часто работают студенты театральных вузов (и даже их выпускники). Если и вас интересует высшее образование в сценической сфере, то одной из наиболее подходящих станет специальность «Актерское искусство» (код 52.05.01). Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории, а также пройти творческий экзамен на базе выбранного вуза. Он чаще всего проводится в три тура (абитуриентов могут оценивать по сценической речи, актерскому мастерству, пластике, танцу, выразительному чтению и другим вариантам испытаний).

Обучение в вузе на аниматора и будущего актера в очной форме длится 4 года, во всех других форматах посещения занятий – 5 лет.

Вузы

Московский гуманитарный университет, МосГУ

Артист драматического театра и кино (Факультет культуры и искусства)

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова

Актерское искусство (Актерский факультет ВГИК)

Московский городской педагогический университет

Артист драматического театра и кино (Институт культуры и искусств)

Российская Государственная специализированная академия искусств

Актерское искусство (Театральный факультет РГСАИ)

Международный славянский институт

Актерское искусство (Актерский факультет)

Где учиться и где выпускнику пригодиться

Если выучиться на художника-мультипликатора, то найти себя можно в разных областях, что придётся по душе. Захотите рисовать очередные серии «Чебурашки» и «Ну, погоди!» — пожалуйста! Захотите пойти в рекламный бизнес и создавать  радующие глаз и продвигающие товар рекламные ролики – пожалуйста.

А те, кто любит играть в разные компьютерные игры, сможет реализовать себя на игровом поприще, ведь сценарии игровых сюжетов – это тоже работа мультипликатора! Жить не можете без компьютера и компьютерной графики – тоже приходите учиться на художника-мультипликатора, ведь трёхмерная компьютерная анимация – это одна из специализаций мультипликации!

Уже смотрите в сторону факультетов, где учат на мультипликатора? Тогда вот вам небольшая подсказка, ведь для серьёзной работы в мультипликации стоит получить высшее художественное образование, ну или хотя б окончить колледж.

Ведущими московскими ВУЗами, в которых учат на «родителей» мультяшек, являются Госакадемия им. Строганова, Художественный институт им. Сурикова, Российская академия искусств, Институт кинематографии им. Герасимова, Институт бизнеса и дизайна. В Санкт-Петербурге это в основном Академический институт им.Репина и Художественно-промышленная академия им. Штиглица.

Если вы хотите только побаловаться и порисовать так, для удовольствия, то по России (да и за рубежом тоже) работают многочисленные школы-студии, которые позволяют пройти курс по производству авторской анимации. Но считаю, что они могут служить лишь дополнением к основному образованию и не являются качественной альтернативной заменой ВУЗам.

Вот такая она, мультипликационная профессия, создающая с нуля целый мир.  Конечно, у неё есть свои плюсы и минусы. Положительных сторон в ней больше.

  1. В первую очередь, это увлекательно и интересно.
  2. Во-вторых, это даёт склонным к творчеству реализовывать самые грандиозные творческие идеи.
  3. В-третьих, для опытного рисовальщика мультиков это ещё и высокооплачиваемый труд.

Но будьте готовы к тому, что для создания одного мультика потребуется нарисовать множество почти одинаковых картинок, за одно мгновение создающих движения мульт-героя. Потому работа это нередко сводится к монотонным по описанию, практически однообразным операциям. Придётся сидеть и корпеть. Готовы? Ну, тогда добро пожаловать в увлекательный мир мультипликации!

Кстати, блог ШколаЛа уже успел познакомить своих больших и маленьких читателей с особенностями профессий:

  • океанолога;
  • кинолога;
  • ветеринара;
  • и даже космонавта.

До новых встреч)

Специализация мультипликаторов

Специализации художников-мультипликаторов в первую очередь определяются технологией анимации. При этом некоторые специализации могут существовать при любом способе производства мультфильмов, а другие — быть уникальными для конкретного и не встречаться в других случаях. Также разделение на специализации связано с масштабностью производства: в небольших коллективах один художник может выполнять несколько технологических операций. Следует отметить, что по мере развития анимации специализация художников-мультипликаторов становилась всё более узкой.

Рисованная мультипликация

  • Художник по персонажам — художник, создающий визуальный образ героя мультфильма, осуществляющий его последующую разработку и сопровождение на производстве анимационного фильма.
  • Художник-контуровщик — художник, задачей которого является перенос рисунка с бумаги на целлулиодную плёнку.
  • Художник-мультипликатор рисованного фильма (художник-аниматор ) — художник, создающий рисунки ключевых фаз движения мультипликационного героя (компоновочные рисунки) и определяющий промежуточные фазы на экспозиционном листе.
  • Художник-постановщик — главный художник анимационного фильма. Совместно с режиссёром, художник-постановщик определяет визуальный стиль будущего произведения, осуществляет руководство и контроль за производством.
  • Художник-прорисовщик — художник, создающий чистовые компоновочные рисунки (ключевые кадры) на основе изображений, созданных художником-аниматором. Задача художника-прорисовщика заключается в том, чтобы, не нарушая анимации, придать герою мультфильма максимальную схожесть с образом, разработанным художником по персонажам.
  • Художник-фазовщик — художник, создающий промежуточные фазы движения героя мультфильма между компоновочными рисунками.
  • Художник-фоновщик (художник-декоратор) — художник, создающий фоновые рисунки и панорамы, на которых действуют мультипликационные герои.

Знания и навыки

Работа аниматором требует от человека не только огромного трудолюбия и мастерства, но и специфических знаний. Так, занятый в этой сфере деятельности человек должен располагать глубокими познаниями в таких областях, как:

  • актерское мастерство;
  • хореография;
  • ораторское искусство;
  • психология;
  • конфликтология;
  • педагогика;
  • этика общения (речевой этикет);
  • техника пожарной безопасности.

Необходимо отметить, что аниматор в обязательном порядке должен безукоризненно знать истории своих персонажей, их особенности, достоинства и недостатки. Такие специфические знания позволят в дальнейшем не только легко вживаться в заданный образ, но и без труда импровизировать, выходя за рамки сценария в непредвиденных ситуациях.

Кроме того, представители рекрутинговых агентств считают крайне желательным наличие у аниматора ряда навыков:

  • умение работать с осветительной техникой;
  • умение работать с музыкальной аппаратурой;
  • умение работать с портативной компьютерной техникой и носителями информации;
  • навыки работы с фото- и видеотехникой.

Среди прочих навыков, которые могут пригодиться аниматору в работе, стоит отметить и такие, как:

  • навыки рисования;
  • умение петь и красиво двигаться;
  • владение музыкальными инструментами (гитарой, губной гармошкой, балалайкой, трещоткой);
  • умение работать со сценическим реквизитом (воздушными шарами, лентами, фонариками);
  • навыки нанесения профессионального грима (аквагрима).

Опытные аниматоры считают, что успех в этой непростой сфере деятельности во многом зависит и от личностных качеств. Успеха и профессионального роста на этом поприще способен добиться только коммуникабельный, доброжелательный и позитивный человек, не стесняющийся воплощать в жизнь самые неожиданные творческие идеи.

При этом профессия аниматора требует от человека терпения, трудолюбия и целеустремленности, умения планировать, анализировать и контролировать рабочие процессы. Среди прочих требований, предъявляемых к аниматорам, также стоит отметить такие, как:

  • высокая скорость реакции;
  • самоконтроль и самодисциплина;
  • высокий уровень самоорганизованности;
  • ответственность;
  • уверенность;
  • стрессоустойчивость;
  • способность к импровизации в непредвиденных обстоятельствах;
  • богатое воображение;
  • чувство юмора и хорошая зрительная память.

Как стать 3D-художником

3ds Max, CAD и визуализации можно научиться на специальностях «архитектура и градостроительство», «дизайн интерьера» или «промышленный дизайн». Если вас тянет к прекрасному, то выберите художественную специальность, а если ближе точные науки — то инженерную. Помните главное: в любом учебном заведении есть свои нюансы в программе обучения и многое зависит от преподавателей, но в большей степени — от вас.

Если в 2D результат зависит в основном от творческих навыков, насмотренности и наличия художественной базы, то для вхождения в профессиональный мир 3D понадобятся глубокие технические знания и навыки, которые нарабатываются годами обучения. И, как правило, самостоятельного.

В этом помогут курсы, которых сейчас великое множество: очные, дистанционные, платные и бесплатные. Вот некоторые из них:

  •  — долгосрочные программы по обучению 3D.
  • XYZ School — русскоязычные курсы с бесплатными базовыми уроками.
  • Render.ru — дистанционные курсы.
  • Skills Up School — курсы для начинающих 3D-художников.
  • Gumroad — англоязычные онлайн-курсы.
  • Pluralsight — англоязычные онлайн-курсы с десятидневным бесплатным доступом.
  • Masters of Digital Painting — лекции по 3D и 2D от разных художников.

Кроме того, есть много бесплатных обучающих материалов в свободном доступе. К примеру, вот несколько полезных ютуб-каналов:

  • Blender Guru.
  • Maya Learning Channel.
  • Substance.
  • Gabriel Aguiar Prod.
  • FlippedNormals.

Как Лебедев, только лучше: курсы, чтобы стать крутым дизайнером
По теме
Как Лебедев, только лучше: курсы, чтобы стать крутым дизайнером

Кратко об истории

Мультипликация начала развиваться задолго до возникновения кинематографа. Ученые отмечают, что первые попытки показать движение с помощью рисунка были еще в первобытный период (наскальные рисунки, отображающие последовательность действий). Продолжались они и в античную эпоху, а затем и в более поздней истории человечества. Но прошло много времени, прежде чем появились примитивные образцы мультфильмов. Они были созданы лишь в первой половине 19 столетия. Любопытно, что результатом «скрещивания» этой технологии с фотоискусством стало изобретение первого киноаппарата.

С возникновением кинематографа мультипликация отодвинулась на второй план. Правда, временно. За ее возрождение в начале 20 столетия взялся отец американской анимации Джеймс Стюарт Блэктон, который нарисовал мультфильм Humorous Phases of Funny Faces (вышел на экраны в 1906 году). В России одним из первых режиссеров мультипликационных фильмов был Александр Ширяев. В том же 1906 году он снял кукольный фильм-балет «Пьеро и Коломбина».

В 1914 году американский аниматор-мультипликатор Уинзор Маккей создал первый в истории персонаж мультфильма с ярким характером. Это был динозавр по имени Герти. Для него сделали очень много рисунков. Кстати, именно их невероятное количество стало толчком к изобретению новой технологии. Она заключалась в разделении труда аниматора и фоновщика. Сам Маккей занимался прорисовкой фаз движения динозавра. А студент, которого он нанял, делал копии с образца контуров гор, деревьев и озера для каждого листа. Пленку из целлулоида тогда еще не использовали.

Неоценимый вклад в развитие и распространение мультипликации сделал знаменитый Уолт Дисней. Не слышал о нем, наверное, разве что младенец. Его мультфильмы с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Их популярность сравнима с успехом кассовых кинофильмов.

Оплата труда

Зарплата 3d-аниматора на ноябрь 2021

Россия 35000—110000₽

Москва 50000—140000₽

Профессия 3D-аниматора очень востребована в современном мире и, соответственно, высоко оплачивается. Доходы специалиста зависят от региона работы, специфики и величины компании. 

Ступеньки карьеры и перспективы

В сфере 3D-графики 3D-аниматоры — самые востребованные специалисты, от которых во многом зависит успех фильма. Карьера 3D-аниматора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей (художник-постановщик, художник по текстурам, моделлер, сетапер, визуализатор, композер). В вертикальном направлении роста карьеры 3D-аниматор может стать ведущим аниматором или лидом по анимации, который осуществляет общий стиль анимации всего проекта, контролирует работу всей команды специалистов, обучает их. В дальнейшем возможен рост до владельца или директора анимационной студии.

Интересные факты

Как ЭТО делается?

3D-анимация профессионально выполняется двумя способами:

1. «Keyframe» или «Анимация по ключевым кадрам» . В данном случае промежуточные кадры между двумя ключевыми кадрами образуются автоматически с помощью интерполяции. Этот процесс называется «кейфрейминг». В своей основе это классический, самый старый и известный способ анимации со времен Уолта Диснея и Уинсора Мак-Кея — «раскадровка», как его называют в мультипликации, только выполненный с помощью компьютерной программы. 3D-пакеты делают процесс создания ключевых и промежуточных кадров значительно проще и быстрее, что позволяет более широкому кругу людей заниматься этой интереснейшей профессией.

2. «Motion capture» или «Захват движения». Данный способ представляет собой процесс записи движений любого объекта с целью последующего использования этой записи в ходе анимации. Для этого существуют специальные мокап-камеры, фиксирующие маркеры, нанесенные на обтягивающий костюм персонажа. Специальная мокап-система формирует файл с положением маркеров во время движения.

Многие начинающие 3D-аниматоры используют очень эффективный способ «Референс».

Аниматор записывает на видеокамеру самого себя, воспроизводя при этом необходимое по сценарию действие или диалог, а затем переносит всё это на персонаж мультфильма.

Что читать?

Марк Джамбруно, «Трехмерная графика и анимация»

Стив Робертс, CHARACTER ANIMATION IN 3D

Сергей Цыпцын, «ПОНИМАЯ МАУА»

Ричард Уилльямс, THE ANIMATOR’S SURVIVAL KIT

THINKING ANIMATION: BRIDGING THE GAP BETWEEN 2D AND CG

Кен Приб, «THE ADVANCED ART OF STOP-MOTION ANIMATION»

Ричард Уильямс, «The Animator’s Survival Kit» («Набор для выживания аниматора») — книга о рисованной анимации будет очень полезна начинающим 3D-аниматорам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector