Высшее образование в беларуси: устройство, ценность, вузы
Содержание:
- Стратегия успеха сегодня
- Из-за угрозы распределения изначальный выбор в пользу платной формы обучения
- Дальнейшее образование в Беларуси
- Нюансы белорусского образования
- Названия учебных заведений
- Недобор/отсутствие конкурса на военные и педагогические специальности
- Дошкольное
- Жизненная стратегия успеха в прошлом
- Активное проникновение в образовательное поле страны российских вузов
- МГУ имени А.А. Кулешова
- «ЦТ — это и не хорошо и не плохо, и хорошо и плохо одновременно»
- Что представляет собой система дистанционного обучения
- Стоимость высшего образования
- О состоянии системы образования в Беларуси
- Школьное
- Справка о системе образования Беларуси
- 12-летка, новые технологии обучения и профильные классы, помноженные на ноль
- Какие у белорусского высшего есть трудности
- Школьное образование в Беларуси
- БНТУ
- Прием абитуриентов
Стратегия успеха сегодня
Теперь за время жизни одного человека и жизни одного поколения происходят многократные изменения в окружающем социуме (изменения в информационном состоянии общества). В условиях, когда скорость смены технологий приблизилась к порогам скорости освоения новых технологий человеческой психикой (в некоторых случаях речь уже идёт на месяцы), на первое место и выходят методы освоения новых знаний, а не сами знания, которые быстро устаревают. Это меняет облик всего общества и систему образования в частности.
В период до смены логики социального поведения человек рождался, получал некую информацию (вот телега, вот ремесло, вот властитель), и она была незыблема, вплоть до его ухода из жизни. Тот, кто в течение жизни получал посвящение в «нечто» (некую новую информацию), мог за счёт монополии на это знание безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Тот, кто не получал подобных посвящений, пахал землю в череде поколений. Ныне пора посвящений закончилась, в результате всё возрастающей скорости обновления информации в обществе они утратили какой бы то ни было смысл.
Меняется и отношение людей к происходящему вокруг них, в результате чего после второй половины XX-го века происходит смена логики социального поведения людей. Стратегия династического наследования и сокрытия знаний стала проигрышной. Её эффективность отчасти сохраняется в тех областях, где пока удаётся скрывать информацию, но уже и там зачастую самоучки-самородки выигрывают у наследных профессионалов. В школах, если учитель, как человек — плох, то к нему будет и соответствующее отношение со стороны класса — никакого преклонения перед авторитетами теперь нет. Теперь умение постоянно учиться новому — залог успеха
Поэтому в процессах обучения наибольшую важность теперь играет обучение методам (того КАК надо делать), тогда как фактология уходит на второй план (обучение КТО, ЧТО, КОГДА). Фактически, образование должно стать методологическим, перестав быть фактологическим
Отвечают ли этим требованиям нового времени системы образования по всему миру и система образования Республики Беларусь, в частности?
Из-за угрозы распределения изначальный выбор в пользу платной формы обучения
Здесь мы наблюдаем изменение сознания абитуриентов, которые начинают задаваться вопросом: зачем мне нужно высшее образование? Бюджетная форма обучения и даже первое рабочее место (а в нормальных условиях это важно!) оказываются сегодня уже недостаточным мотиватором.
Ведь в итоге выпускник вуза рискует отправиться на два года работать на отсталое, убыточное предприятие (именно на них, к слову, в силу текучки кадров самый большой спрос на выпускников), где он будет терять свою квалификацию, время и надежды на хоть какие-то перспективы. Сам институт распределения выродился окончательно, и мы видим явные симптомы этого.
Но говоря о выборе платного образования, нельзя сбрасывать со счетов и повышенный спрос на востребованные специальности
Этот момент тоже делает статистику.
Дальнейшее образование в Беларуси
В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе. Высшее образование в республике является престижным и доступным. Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов:
- классические университеты
- профильные университеты и академии
- институты
Поступая в высшее учебное заведение, будущий студент выбирает форму обучения, которая может быть дневной, вечерней, заочной, дистанционной.
Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана на 4-6 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию. Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца.
В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования.
В мае 2015 года Беларусь официально стала участником Болонского процесса – Европейского пространства высшего образования.
Нюансы белорусского образования
Но, все-таки, в образовании Белоруссии существуют некоторые нюансы, о которых следовало бы знать намного раньше, чем поступаешь учиться. Например, среднее образование в Белоруссии, равно как и высшее, начиная с 2003 года, оценивается по системе десяти баллов. Но это совсем не обозначает, что 10 это оценка «5», нет немножко больше, скорее «5+», правда, она на самом деле не используется. 9 баллов – это «5», шесть – это «4», а те баллы, что опускаются ниже 5, в образовании Белоруссии признают неудовлетворительной оценкой, что-то сродни “тройки” в России. Дабы смириться с их десяти бальной системой нужно время. Поступая в их вузы, необходимо свой аттестат об образовании пропустить через систему, используя установленную шкалу перевода оценок: определяется средний балл документа и добавляется к оценкам вступительных экзаменов.
Централизованное тестирование это и есть сдача вступительных экзаменов. Такая проверка знаний является прямым аналогом российской ЕГЭ, но немножко не совсем так. Тестирование русского языка носит теоретический характер, не используя здесь сочинения; математика же предполагает внесение готовых результатов в экзаменационный бланк, путем проставления галочек. Затруднение для российских абитуриентов во время сдачи ЦТ заключается в прохождении регистрации и прибытия на сами экзамены, Начинается вступительная компания в середине июня. Регистрация будущих студентов происходит на протяжении целого месяца, точную дату никто не называет и абитуриенты должны отслеживать всю появляющуюся информацию, на сайтах вузов. Поступая учиться в другое государство, молодым людям прежде всего надо определиться с выбором того заведения, где он желает учиться.
Названия учебных заведений
В планах оптимизировать наименования учреждений образования. К примеру, ясли, ясли-сад, детский сад предлагается называть одинаково — «детский сад». ССУЗы и ПТУЗы будут носить общее название — колледж. Но три вида вузов остаются: институт, академия (консерватория), университет.
В то же время школам английского и танцев, академии программирования придётся сменить название. Документом будет предусмотрен запрет на использование юридическими лицами, не являющимися учреждениями образования, названий «детский сад», «школа», «гимназия», «лицей», «училище», «колледж», «университет», «институт», «академия».
Недобор/отсутствие конкурса на военные и педагогические специальности
Эта тенденция тоже накапливалась многие годы. Профессия учителя у нас имеет низкий социальный статус. Если раньше в нее шли хотя бы те, кто чувствует в себе призвание преподавать, то 2020 год многое изменил.
Во все избирательные кампании членами избирательных комиссий более чем на 50%, были сотрудники школ. Но только во время выборов-2020 этот факт стал общественным событием. В результате к низкой зарплате, бюрократизму в учительской работе добавилось еще и моральное давление. Это оказалось сильным ударом по мотивированным людям. Идти работать в школу в Беларуси — это значит не только иметь низкую зарплату, выполнять колоссальную бюрократическую нагрузку (которая ни уму, ни сердцу), но еще и выполнять политические задания. Для мотивированных граждан, которые рассматривают работу учителя как профессию и призвание, общественное признание или моральное осуждение — это очень важный фактор.
С военными специальностями, скорее всего, произошло нечто похожее: падение имиджа профессии и рост риска осуждения со стороны общества. Карьерное будущее силовика, которого политическая власть использует в качестве машины по уничтожению сограждан, соседей, друзей, родственников точно не вдохновляет (за исключением, разве что асоциальных личностей). Ну и, видимо, риск возможной ответной реакции со стороны общества на беспредел силовиков также отпугивает многих.
Дошкольное
Благодаря политике государства система дошкольного образования в Беларуси успешно функционирует и постоянно совершенствуется. Уровень подготовительного обучения самый высокий в СНГ. В стране существуют государственные и частные дошкольные учреждения. В образовании активно внедряются новые технологии, учитывающие индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
В детских садах развивают наблюдательность и любознательность малышей, учат правильно говорить и выражать свои мысли, знакомят с культурой общения, формируют умение налаживать контакт с ровесниками и взрослыми. Воспитатели помогают освоить ориентацию во времени и пространстве, закладывают основы позитивного отношения к окружающему миру, порядку, труду и прививают любовь к родине.
В детских садах Республики Беларусь работают грамотные психологи и квалифицированные доктора, которые внимательно следят за психическим и физическим здоровьем каждого ребенка.
Частные детские садики предлагают дополнительные уроки музыки и иностранного языка.
Жизненная стратегия успеха в прошлом
До смены частот выигрышной стратегией жизненного успеха было заучивание знаний, которые обеспечивали высокий уровень достатка. Единожды полученные знания отцы передавали детям, и те на их основе, если не были оболтусами, также гарантированно обеспечивали себе, как минимум, тот же достаток, что был у родителей. Соответственно, какие-то новации в своём деле позволяли обеспечить больший достаток по сравнению с теми, кто секрета новации не знал. Потому выгодной стратегией стало скрытие «ноу-хау» — методов улучшения своей продукции. А следствием — появление профессиональных династий: поваров, кузнецов, артистов, царей, вплоть до управленцев глобальными процессами. В существовавшей в то время логике социального поведения было выгодно скрывать знания и передавать их по наследству. Во многих случаях информация о том, «как делать» («ноу-хау») была более важна, чем всё богатство рода, что неоднократно освещалось в сказках и преданиях. Поэтому ещё одним следствием стало развитие системы шифрования знаний и системы посвящений в секреты тех или иных систем кодирования.
На этой основе и складывалась толпо-«элитарная» модель общественного устройства, где на верхушке пирамиды были в основном управленческие профессии, ниже информационные, а в самом низу — производственные. Переход между уровнями осуществлялся посредством тех или иных посвящений в управленчески значимую информацию, с помощью которой индивид мог заниматься более значимым в обществе видом деятельности.
Этой логике социального поведения подчинялись все процессы в обществе. Изображение: media-mera.ru
Активное проникновение в образовательное поле страны российских вузов
Учитывая, что российская система образования, разумеется, со всеми издержками и недостатками, но реформирована и гораздо более адаптирована к рыночным условиям, она выглядит более привлекательной. Плюс в РФ гораздо более ёмкий рынок труда. И в этом году Россия еще больше облегчила процесс поступления в свои вузы для белорусов.
В итоге мы наблюдаем процесс медленной, но верной ассимиляции и растворения высшего образования Беларуси в России. Я думаю, что эта тенденция продолжится. И, честно сказать, шансов выиграть эту битву за умы у Беларуси невелики. Белорусские власти сделали все, чтобы ее проиграть. Сейчас мы лишь пожинаем плоды почти 30-летней образовательной политики.
У Беларуси нет ни привлекательного рынка труда, ни перспектив, ни таких знаний, умений и навыков, которые бы стоили новых рисков и угроз базовым жизненным ценностям (согласно пирамиде Маслоу), а именно — угроз безопасности жизни и здоровью граждан.
МГУ имени А.А. Кулешова
История вуза началась в 1913 году с создания в Могилёве учительского института — первого в регионе специального педагогического заведения. Через 5 лет его преобразовали в педагогический институт — высшее учебное учреждение с четырёхлетним сроком обучения. В 1919—1923 годах пединститут функционировал как институт народного образования с более широким профилем выпускаемых специалистов, а затем временно ушёл на перерыв.
Только в 1930 году Могилёвский государственный педагогический институт возрождает свою деятельность в составе двух отделений — историко-экономического и литературно-лингвистического. Через четыре года отделения института преобразовываются в факультеты: исторический, географический, языка и литературы.
Довоенные фото студентов пединститута в Могилёве
В 1941 году в институте училось более 2000 студентов и работало около 70 преподавателей. А потом учёбу прервала Великая Отечественная война. После освобождения Могилёва в 1944 пединститут возобновил работу. Постепенно открывались новые факультеты, строились дополнительные корпуса. В 1978 вуз стал носить имя классика белорусской литературы Аркадия Кулешова, а в 1997 году из института превратился в университет. В середине 1980-х годов могилёвский вуз трижды становился лучшим среди педагогических вузов СССР.
В 2018 году МГУ имени А.А. Кулешова отпраздновал своё 105-летие. За долгое время своего существования вуз выпустил более 70 тысяч специалистов, среди которых немало известных людей.
«ЦТ — это и не хорошо и не плохо, и хорошо и плохо одновременно»
10-балльная система оценки учеников пришла в белорусские школы в 2002 году.
— Учителя были не очень довольны 5-балльной системой, потому что фактически она превратилось в 4-балльную: «единицу» никому не ставили. Она была скорее эмоциональным выражением отношения учителя к ученику, — вспоминает Петровский. — 4-баллки было действительно маловато.
По каждому предмету была создана некая абсолютная шкала. Например, 10 баллов за ответ у доски ставится за определенный набор навыков и умений ученика, которые никак не соотнесены с изучаемым сегодня материалом. Одна и та же шкала действует и для базового уровня, и для профильного, и для 5 класса, и для 10-го.
— Может ли ученик 5 класса соответствовать ей в том же объеме, что и ученик 11-го? Раньше каждое задание, а следовательно, и требование к ученику учитывало его возрастные особенности. Теперь — нет. Можно ли для каждого класса формировать свою шкалу требований? Абсолютно нереально! И как учителю запомнить эти шкалы, если он работает и в 5-м, и в 8-м, и в 9 классах? А ученику? Он же должен понимать, за что ему поставят 10-ку. Да и шкала эта слишком мелкая. Разницы между шестеркой и семеркой мало. А это открывает путь к волюнтаризму. Нравится мне ученик — ставлю 7, не нравится — 6. И то, и другое обоснованно. А теперь сделаем следующий шаг. Мама ученика поздравила меня с 8 Марта — ставлю 9, не поздравила — 8. Я не говорю, что это повсеместная практика, но разве такое исключено?
В 2003-м произошло очередное нововведение: вместо вступительных экзаменов в вузы ввели централизованное тестирование. Немногие помнят, но в первый год ЦТ заменило не только вступительные экзамены, но и выпускные из школы.
— Но у школы и института разные задачи. Если школа доучила до выпуска, она должна выпустить ученика. С хорошими результатами, плохими — вопрос другой. А институт обязан отобрать лучших, не принять, иначе придут все. По результатам первого ЦТ оказалось, что большую часть учеников нельзя выпустить из школы: они получили неудовлетворительные оценки по ЦТ. Так что это нововведение тут же свернули — сказали отдавать аттестат по годовым оценкам. И на следующий год ввели и выпускные экзамены, и ЦТ.
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
По мнению Петровского, ЦТ — это и не хорошо и не плохо, и хорошо и плохо одновременно.
— Чем хорошо? На вступительных экзаменах случались факты, когда не считалось грехом порадеть за родного человечка. Коррупционную компоненту ЦТ действительно превратило в ноль. Но что плохого? Оно не содержит теоретических заданий — задания на «докажите». А это значит, что и задачи на доказательства исчезли из школы. Ведь и учителя, и ученики прагматики: учат только то, что понадобится на тестах. Таким образом мы превращаем процесс обучения в педагогический процесс по академику Павлову, основанный на условном рефлексе. Увидел это — делай это. А обоснование?
Мой коллега из педагогического университета рассказывал об одном случае. Он дал студентам задание, в котором было написано: «Вы приходите в класс, а все ученики сидят под партой. Ваши действия?». Аудитория не ответила, а попросила список предполагаемых ответов. Сформулировать свою мысль они даже не попытались. Даже если это легенда, то она весьма показательна.
Сегодняшняя школа нуждается в серьезной проработке своей системы — мы же пока занимаемся решением локальных проблем. Вроде идет движение вперед, но после него обязательно следует откат. Мы пока находимся на этапе торможения.
Текст: Любовь Касперович. Инфографика: Антон Девятов. TUT.BY
Что представляет собой система дистанционного обучения
Дистанционная форма образования предполагает общение преподавателя и студента на расстоянии. Обмен информацией происходит с помощью интернета, онлайн-сервисов. Учащийся может получить консультацию, необходимую литературу от преподавателя, послушать лекцию удаленно. Контроль знаний также проводится дистанционно: по видеосвязи или с помощью интерактивных программ тестирования. Однако сессия сдаётся в вузе. В конце курса выдаются диплом или сертификат в зависимости от программы и вуза. Система дистанционного обучения в Беларуси ещё развивается, но абитуриенты проявляют к ней всё больший интерес.
Благодаря такой форме обучения получать высшее образование могут люди всех возрастов и с разными физическими возможностями
Стоимость высшего образования
Во время вступительной компании каждый абитуриент хочет поступить на бюджет. Но мест гораздо меньше, чем желающих их занять. Те люди, которые не смогли пройти на бюджет, могут воспользоваться платной формой обучения. Как правило, в разных вузах – разная стоимость образования.
На сегодня самым дорогим высшим учебным заведениям в Беларуси считается Белорусский государственный университет. Студентам, которые обучаются в нем, необходимо заплатить в среднем 63 000 рублей в год. А самые высокие цены на факультете международных отношений. Как ни странно, в Беларуси сейчас это считается самой популярной специальностью.
Второе место занимает Белорусский государственный экономический университет. Стоимость обучения в данном заведении обойдется в среднем в 47 000 рублей в год.
Замыкает тройку лидеров Гомельский государственный университет. За год обучения в этом престижном вузе необходимо заплатить около 46 000 рублей.
Самое дешевое образование можно встретить, как правило, в непрестижных вузах, один из которых — Частный институт управления и предпринимательства, где цена на всех специальностях почти одинаковая и составляет 16 000 рублей за год обучения. Рядом с ним идет Институт предпринимательской деятельности, в котором за год обучения необходимо будет заплатить около 16 500 рублей. В этом высшем учебном заведении стоимость обучения на всех специальностях одинаковая.
Если рассмотреть все белорусские вузы, то в среднем оплата за обучение составляет 28 000-37 000 рублей. К примеру, педагогические вузы Беларуси принимают студентов на платной основе, если они готовы заплатить 35 000 рублей. За все время обучения студенту, который учится на платно, необходимо заплатить более 140 000 рублей.
О состоянии системы образования в Беларуси
Приведём некоторые статистические данные, характеризующие систему образования республики. Данные взяты из Статистического ежегодника за 2016 год.
Паралелльно с рассмотрением статистики будет анализироваться соответствующий раздел «Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы.
Начнём с некоторого курьёза. Мы надеемся, что это опечатка или описка. В Приложении 1, где прописаны целевые показатели Госпрограммы, первым идёт такой показатель как «Позиция Республики Беларусь в рейтинге стран по индексу человеческого развития (по индексу уровня образования)» и указывается, что целью министерства образования должна быть позиция в этом рейтинге НЕ ВЫШЕ 30-й. Причём данный целевой показатель прописан для всех последующих лет, без каких бы то ни было изменений:
На наш взгляд логичнее было бы в качестве показателя эффективности писать НЕ НИЖЕ, а также стремиться повысить место в рейтинге стран, конечно, если составители Госпрограммы не имели в виду какого-то антирейтинга стран, где на первом месте — худшие, но даже и тогда — следовало бы хоть немного, но поднимать себе планку на будущее.
Если пройтись по всем показателям, то только в одной подпрограмме одним из показателей является «Доля утверждённых образовательных стандартов или изменений к ним от общего количества образовательных стандартов высшего образования», и то этот показатель легко выполнить, поправив пару запятых в документах, чтобы они вошли в эту статистику «изменений». К тому же по всем годам эта доля не превышает 2 процентов, кроме 2018-го, в котором достигает 7 процентов. Хотя по дополнительной переподготовке эта доля выше: 2016 — 20%, кроме 2018 — 41%. Можно предположить, что в 2018-м будет проводиться основная масса мероприятий по пересмотру образовательных стандартов. В целом данные цифры означают неизменность подавляющей массы образовательных стандартов. А раз так, то какого-то «прорыва» ожидать не приходится, поскольку система образования никак не меняется по своей сути.
Образовательные стандарты — это де-факто или де-юре действующий перечень предметов и требований к содержанию каждого из учебных курсов, результатам его освоения, способам контроля результатов, в соответствии с которыми работает система образования в любом культурно своеобразном обществе.
Система образования всегда строится на основе научных достижений в любую эпоху. Поэтому образовательные стандарты — одно из порождений науки, понимаемой как общественный институт
Однако при этом очень важно отметить одно интересное умолчание — наука далеко не всегда вне политики
Попробуем отразить процесс взаимосвязей в обществе на схеме.
Изображение: inance.ru
Поскольку система взаимосвязей науки, образования, практики ведения политики и бизнеса, представленная на рисунке, действует во все эпохи вне зависимости от того, как оформлены общественные институты науки и системы образования, то образовательные стандарты всегда являются одним из средств социального управления.
В практической политике государства и региона это означает — в чьей власти находится процесс формирования образовательных стандартов и их внедрения в учебный процесс — тот и управляет обществом.
Таким образом развитие образовательных стандартов — это основа общественного развития. В этой области министерство образования никак себя не проявляет, предпочитая заниматься «оснащением, охватом, оборудованием» и прочими хозяйственными делами, но не занимаясь главным.
Зато в Государственной программе прописано, сколько преподавателей УВО должны пройти стажировку за рубежом — по 200 человек каждый год, что в перспективе 5 лет составит 1000 человек — 5% от численности всех преподавателей УВО (21993 человека всего).
В целом, все показатели представляют из себя вариации на тему: освоено, охвачено, выпущено, подготовлено, принято и т.п., тогда как качественных оценок практически нет. Вероятно, оценка качеств выпускаемых кадров отдана на откуп подведомственным учреждениям.
Теперь же пройдёмся по каждой из частей системы образования.
Школьное
Система школьного образования в Беларуси делится на три этапа:
- начальный: 1-4 классы;
- базовый: 5-9 классы;
- средний: 9-11 классы.
Первые две ступени обязательны. Основная цель начального образования – привитие неугасающего интереса к получению новых знаний. Обучение проходит на двух языках – русском и белорусском, но есть и школы, где преподавание ведется исключительно на родном языке. С третьего класса в школьную программу вводится иностранный язык – английский, французский или немецкий.
Основная нагрузка начинается в пятом классе. Добавляются новые дисциплины – физика, геометрия, химия, алгебра. Изучение иностранных языков проходит на продвинутом уровне. Педагоги помогают ученикам раскрыть свои способности и показывают сферы их возможного применения.
Большое внимание в белорусской системе образования уделяется физической подготовке детей. Школьные стадионы соответствуют международным нормам безопасности и санитарии
В старших классах учеников готовят к поступлению в вузы, программы строятся в зависимости от выбранного направления обучения.
В некоторых городах Беларуси старшеклассники в учебно-производственных комбинатах могут получить рабочую специальность (повар, парикмахер, озеленитель и др.) без отрыва от школьного обучения.
Справка о системе образования Беларуси
В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объёме не менее 10% национального дохода.
В Беларуси каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Реализовать его позволяет сложившаяся в стране многоступенчатая структура образовательной системы.
Национальная система образования РБ включает следующие уровни:
- дошкольное образование;
- общее среднее образование;
- внешкольные формы образования;
- профессионально-техническое образование;
- среднее специальное образование;
- высшее образование;
- подготовку научных и научно-педагогических кадров;
- повышение квалификации и переподготовку кадров;
- самостоятельное образование граждан.
12-летка, новые технологии обучения и профильные классы, помноженные на ноль
Знаменитая реформа школьного образования разрабатывалась в 1996—1997 годах. Ее концепция предполагала три основных элемента: новые технологии обучения; обязательное базовое образование становилось 10-летним, а общее среднее — 12-летним; в 10−11 классах (первым классом был нулевой) вводились «профили». Концепция была одобрена в 1997 году — на первом съезде учителей, где присутствовал Александр Лукашенко.
Фото: brestschool7.iatp.by
— Василий Стражев (министр образования с 1994 по 2001 год. — Прим. TUT.BY) сказал: «Сейчас мы начинаем работать по новым программам и учебникам, но профильное образование введем тогда, когда нынешние „нулевики“ придут в 10 класс».
Переход на 12-летку начался в 1998 году. Но дойти до профильного обучения в 10−11 классах ни один выпуск реформированной школы не успел.
17 апреля 2008 года, на совещании по вопросам целесообразности 12-летнего обучения в средней школе, Александр Лукашенко назвал 12-летку «одним из самых острых вопросов развития образовательной системы».
«Предстоит рассмотреть проблему комплексно, учитывая все аспекты ее влияния на общество. В частности, надо ответить на вопросы: стали ли дети умнее и здоровее от того, что пошли в школу в шестилетнем возрасте и проведут там целых 12 лет; так ли нужно обществу 12-летнее среднее образование с профильным обучением; во что лишний год обучения в школе будет ежегодно обходиться государству; какие социальные, моральные и правовые последствия мы получим, задерживая за партой вполне созревших молодых людей?» — сказал тогда президент.
17 июля того же года он подписал декрет № 15, в котором школа возвращалась к 11-летнему обучению.
— Реформу свернули. От 12-летки отказались, профильное обучение помножили на ноль, а педагогические технологии… Этот термин вовсе исчез из публичной жизни, — говорит Петровский.
Какие у белорусского высшего есть трудности
Проблемы белорусского высшего образования такие же, как во многих других постсоветских странах, и связаны с отставанием. Информационная среда, технологии, характер профессий изменились, но высшие учебные учреждения все еще не смогли перейти или разработать принципы, соответствующие времени.
Слабости высшего образования в Беларуси по пунктам:
Теоретичность
Студенты слушают, записывают и читают теорию гораздо больше, чем работают с практикой. Бывает, преподаватели сами теоретики, не работавшие «в поле».
Речь не только о выработке навыков, но о том, как воплотить свои идеи, изобретать, улучшать. Вузовский уровень должен учить связывать способность находить решения с реальностью: уметь применять знания, придумывать свое и понимать, как это внедрить.
Скорость обновления информации
То, что выпускник вуза не работает по специальности, проблема вуза. Значит он не дал современного высшего образования, не обучил нужного рынку труда специалиста. Причины могут быть или в неактуальности профиля, или в том, что он дает устаревшие знания. За пять лет, которые студент учится, информация по его специализации может пройти полный цикл обновлений несколько раз. Сегодня нет смысла запоминать невозможные объемы информации, ей нужно уметь правильно распоряжаться.
Уравнивание
Вузы Беларуси лишены академической свободы
При том, что они между собой очень похожи и имеют одинаковое устройство, сотрудничают и делают что-то новое вместе нечасто.
Осторожность к Болонскому процессу
Безусловное следование принципам Болонского процесса дало бы развитие высшему образованию: самостоятельность вузов, мобильность студентов, участие общества и самих студентов в устройстве образования, взаимное признание дипломов в Европе. Движение навстречу этим изменением неохотное и невероятно медленное.
Уровень, статус преподавателя
Вузовскими преподавателями должны работать профессионалы самого высшего уровня в своей области знаний, которые умеют вдохновлять своим примером, объяснять сложные вещи, инициировать и курировать проекты и исследования.
Статус профессии в Беларуси настолько ниже, чем должен быть, что на позиции могут брать соискателей, которые минимально соответствуют требованиям
Из-за недостаточной оплаты преподаватели отвлекаются от работы на подработки, в том числе связанные с написанием студенческих работ в своем же вузе.
Высокая стоимость
Для среднего дохода обычной белорусской семьи, расходы на образование в 2 900 — 4 600 рублей в год, – тяжелое бремя. В 2020-2021 учебном году вузы подняли цены на 3-12%.
Ненастоящие знания
Это проблема студентов, а не организации высшего образования. Списывать на ЦТ или на внутренних испытаниях сложно, это происходит все-таки редко. Значит абитуриенты поступают сами, с реальными знаниями. Но дальше все идет не так: списывание превратилось в норму – от шпаргалок до заказа квалификационных работ.
Игнорирование английского или другого иностранного
Этот инструмент, который есть в каждом вузе и на каждой специальности, воспринимается нелингвистами как «форточка» в расписании. Это проблема с двух сторон: со стороны студентов и со стороны преподавателя, никто из них не прикладывает усилий для обучения. Знание иностранного – это не опциональная возможность, а незнание – пробел в высшем. По некоторым белорусским специальностям высшее образование можно получать полностью на английском, например в БГУИРе, но это дорого (2700$ в год).
Ситуация не катастрофическая и не безнадежная: если начать действовать, больше вузов попадут в мировые рейтинги, выпускники будут лучше подготовлены. Это значит смогут лучше и быстрее решать профессиональные задачи, разрабатывать более дорогие продукты, продавать их другим странам и повышать свой уровень жизни. На практике, как обычно, все сложнее.
Школьное образование в Беларуси
Школьное образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней – на 11 лет. Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или среднем специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.
В системе образования Беларуси используются два официальных языка – русский и белорусский.
БНТУ
В 1920-е экономика БССР нуждалась в восстановлении, требовались высококвалифицированные кадры для всех отраслей народного хозяйства. Минское политехническое училище (техникум) было преобразовано в Белорусский государственный политехнический институт, который занялся занялся подготовкой инженеров с высшим образованием по главным направлениям производственной деятельности государства.
Так выглядел главный корпус БНТУ в прошлом столетии
После ряда реорганизаций в 1933 году политехнический институт был восстановлен. На то время там работало 120 преподавателей и обучалось около 1200 студентов. В начале 1940-х годов белорусский политех получил статус одного из ведущих технических вузов СССР. После провозглашения суверенитета Республики Беларусь его преобразовали в Белорусскую государственную политехническую академию, которая спустя 6 лет стала ведущим инженерно-техническим учебным заведением в Беларуси. В 2002 году вуз получил привычное нам название.
И сегодня БНТУ считается ведущим вузом инженерно-технического профиля в Беларуси. В 2020 году он отметил столетний юбилей. С момента основания университет подготовил и выпустил более 185 000 высококвалифицированных специалистов для нашей страны и свыше 7000 специалистов для других стран мира.
Прием абитуриентов
Чтобы абитуриента зачислили в колледж, ему необходимо в указанный срок принести необходимые бумаги. Как правило, это документ о среднем образовании, паспорт, медицинское заключение, документ, который подтверждает, что вы закончили подготовительные курсы (необязательно), 6 фотографий и заявление на имя ректора, которое необходимо будет написать уже в самом колледже.
Без вступительных экзаменов могут поступить на бюджет:
- Победители международных олимпиад.
- Победители различных региональных конкурсов.
- Абитуриенты, которые имеют среднее образование с медалью.
- Дети-сироты.
- Люди, которые окончили кадетское училище.