Как писать эссе по русскому языку и литературе: раскрываем секреты отличной работы

Как писать эссе по литературе — особенности подготовки к ЕГЭ 2020

Экзамен по литературе состоит из двух частей. Первая часть содержит вопросы, на которые нужно дать краткий или развёрнутый ответ. Вторая часть содержит 4 задания. Нужно выбрать одно из них и написать на эту тему сочинение-эссе

Важно дать понятный и обоснованный ответ на вопрос. При этом не нужно пересказывать всё произведение или отвлекаться на посторонние вопросы

Темы заранее не известны. Но они относятся к трём блокам:

  1. Древнерусская литература и литература XVIII — первой половины XIX веков.
  2. Литература второй половины XIX века.
  3. Литературные произведения конца XIX — начала XXI века.

Чтобы развёрнуто и уверенно ответить на все вопросы и написать эссе, нужно обладать хорошими знаниями

Желательный объём — от 200 слов (включая служебные). Если слов менее 150, сочинение не принимается (за него ставится 0 баллов). Но важен не только объём, но и содержание, а также структура эссе. Они оцениваются по определённым критериям, от которых зависит итоговая оценка.

В чем сложность сочинения по русскому языку?

Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.

Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:

  1. Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
  2. У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
  3. Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.

Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.

Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.

Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет. 

Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.

И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:

  • проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
  • проблемы отношений отцов и детей (поколений);
  • проблемы культуры и искусства;
  • проблемы чтения, языка и речи;
  • проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
  • проблемы войны, героизма и патриотизма;
  • проблемы экологии, природы, животного мира;
  • проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.

Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.

Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.

А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.

Структура работы

Здесь все стандартно. Структура не зависит от предмета: есть введение, основная часть и заключение.

Введение

На введение ложится основная задача: заинтересовать читателя, заставить его дочитать.

Как начать писать эссе по русскому? Например, вы можете раскрыть смысл работы, обозначить риторический вопрос, процитировать кого-нибудь — в общем, задать настрой всему тексту.

Основная часть

В этой части представляют различные точки зрения и пробегают по истории.

Будет преимуществом, если включить в раздел отдельные подпункты. Они состоят из тезиса, обоснования и подвывода.

Обоснование — это аргументы. С их помощью вы убеждаете и подтверждаете свою точку зрения. Используйте все, что может сработать: реальные жизненные ситуации, случаи из истории, высказывания авторитетных людей и др.

Заключение

В последней части нужно объединить выводы по тексту. Читатель на основе аргументов делает для себя логический вывод. Не лишним будет повторить проблему и обобщить все частные выводы в один.

Здесь не нужно заинтересовывать читателя — постарайтесь его убедить или хотя бы подтолкнуть к размышлениям.

Как писать эссе на ЕГЭ

Приступив к последнему заданию на экзамене по русскому языку, помните, что за эссе дают 24 балла и без него не получится сдать экзамен на отлично. Подготовьте лист для черновика и приступайте к ознакомлению с исходным текстом. В голове вы должны держать знания о правильной структуре эссе и плане написания работы.

Структура

Чтобы правильно написать эссе, необходимо придерживаться следующей структуры:

  1. Вступление.
  2. Формулировка проблемы.
  3. Комментарий к проблеме.
  4. Позиция автора.
  5. Ваша позиция с аргументами.
  6. Заключение.

Четко следуйте плану работы. Это поможет вам сделать анализ текста последовательным.

План написания

Прочитав исходный текст, начинайте работу с черновиком, придерживаясь данного алгоритма:

  1. Начать нужно со вступления. Оно не должно быть слишком затянутым. Достаточно будет 3 предложений. Вступление должно подвести к формулировке основной проблемы и органично перейти в основную часть работы.
  2. Приступайте к формулировке главной проблемы. Не перепутайте ее с мнением рассказчика. Проблема должна быть глобальной и касаться не только отдельного случая, описанного в рассматриваемом тексте, но и всего человечества. 
  3. Далее необходимо дать комментарий к проблеме. В этой части эссе не нужно просто перессказывать прочитанное или обращаться к цитированию. Особенность написания эссе заключается в том, что ученик должен уметь анализировать проблему. Здесь нужно будет понять её актуальность для общества. Подумайте, кто с ней сталкивается и почему она так важна.
  4. Плавно перейдите к описанию позиции автора. Здесь нужно написать о выводе, который делает рассказчик, как он относится к теме своего текста.
  5. Затем нужно высказать свою позицию и обосновать ее, приведя в доказательство 2-3 довода.
  6. После этого можно приступать к заключению. Ученик должен подвести итог своей работы. Обдумав все вышесказанное, обобщите главную мысль текста еще раз. Переход к заключению должен быть органичным.

Благодаря данной методике построения работы вы сохраните правильную конструкцию эссе и не упустите ничего важного

Шаблонные фразы и клише

Эссе должно быть логично выстроенным и понятным. Для того чтобы последовательно переходить от одной части работы к другой, ученик может использовать клише. С их помощью он сможет донести главную суть своей работы, не тратя время на сложные формулировки. Шаблонные фразы могут быть использованы в каждой части эссе. Рассмотрим образцы самых распространённых клише, которые можно смело использовать в качестве шаблона:

  1. Для перехода от вступления к формулировке проблемы:

«Автор обращается к важной теме…».
«Прочитав текст, я задумался о…».
«Что такое…? Эту важную тему затрагивает рассказчик»

  1. Для комментария к проблеме:

«Злободневность проблемы…не вызывает сомнений, ведь…».
«Тема, которую поднимает рассказчик, актуальна для современного общества, потому что…».
«Вопрос о…касается всех людей, поэтому никто не может остаться равнодушным».

  1. Для формулировки мнения автора.

«Позиция автора заключается в том, что…».
«Рассказчик хочет донести до читателя мысль о том, что…».
«В тексте автор делится своим мнением о…».

  1. Высказывание своей позиции.

«Невозможно не поддержать мнение рассказчика о проблеме…».
«Сложно не поддержать рассказчика в мысли о…».
«Текст вызвал во мне самые разные чувства. В какой-то степени я…, а если посмотреть с другой точки зрения…».

  1. Обоснование своей позиции.

«Эта проблема была предметом размышлений множества писателей, например…».
«Эта проблема рассмотрена в этих произведениях:…».
«Выдающийся историк…учил, что…».

  1. Заключение.

«Для подведения итогов, мне бы хотелось сказать…».
«Этот текст заставил меня подумать о…».
«На основании вышесказанного можно заключить, что…».

Ошибки при написании

Ученики зачастую допускают досадные ошибки в написании эссе

А ведь их можно легко предотвратить, если знать на что стоит обращать внимание. Рассмотрим самые часто встречающиеся недочеты:

  1. Самая частая ошибка учеников связана с неправильной формулировкой проблемы. Старайтесь уловить главную суть текста, иначе хорошего эссе не получится.
  2. Затянутые рассуждения способны отвлечь от основной темы работы. Излагайте мысли четко и по существу.
  3. Избегайте обычного пересказа текста. Ваша задача — проанализировать его.
  4. Неумение доказать свою позицию сделает всю работу бессмысленной.
  5. Иногда ученики не правильно понимают позицию автора.
  6. Орфографические и грамматические ошибки способны испортить впечатление о всей работе.

Популярные сочинения

  • Сочинение Евгений Базаров в романе Отцы и дети (Образ и характеристика) 10 класс Роман «Отцы и дети» интересен и проблемами, поднятыми в нём, и, конечно, главным героем. Общеизвестен факт, что это произведение при выходе из печати вызвало много споров
  • Чем отличается мечта от цели сочинение Мечта – сильное душевное стремление человека к чему-либо. Цель – задача, к исполнению которой он идет. На первый взгляд, цель и мечта довольно похожи – обе являют собой определенные мысли
  • Сочинение Пирогов в рассказе Чудесный доктор Куприна (Образ и характеристика) Главным героем рассказа «Чудесный доктор» А.И. Куприна стал доктор Пирогов, который является прототипом знаменитого русского хирурга Пирогова Николая Ивановича

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

Сочинение 2

Русский язык, как и любой иной, представляет собой систему знаков, с помощью которой получается произношение и написание слов, понимание содержания чего-либо. Он является государственным языком Российской Федерации, а также одним из самых распространенных. Во многих странах, его используют для повседневного общения, ведь признан он не только в русском народе.

В мире существует более 1,5 тысячи языков. Русский, входит в число мировых, ведь Россия – самое огромное государство во всем мире, что тоже играет немалую роль. Также не следует забывать, что русский язык – необычайно прекрасный, и богат в плане лексики. Он прославлен классическими произведениями, которые считаются мировыми: «Война и мир», «Евгений Онегин», «Отцы и дети», «Темные аллеи» и другие. Вся эта литература, востребована в зарубежных странах. Как говорил Гоголь: «Необычный и загадочный наш язык. Он сочетает в себе тона и оттенки, множество звуковых переходов – от твердых до нежных».

На русском разговаривают все жители России в независимости от национальности. В других странах Европы также используют этот язык. В некоторых из них, русский вводят в школьную программу, но в основном распространен только устный.

Однако, в последнее время, русский делают обязательным предметом в учебных заведениях, так как растущее поколение желает жить и получать образование в РФ.

Русский – один из функционирующих языков ООН. Документы, в которых ведется речь об отношениях государств между собой, написаны на русском. На разных конференциях и мероприятиях в этой области, также используют данный язык.

Русская речь сочетает в себе терминологию всех ветвей знаний: философия, математика и так далее. И даже, несмотря на все прогрессы, развитие не заканчивается. Русский – живой язык, который постоянно совершенствуется и меняется, все это изучают детально.

В последнее время, по статистике различных экспериментов, выяснилось, что русский язык теряет свою актуальность. Все это из-за ненормативной лексики, поэтому стоит отметить, что необходимо бережно относиться к родному языку, тогда, он не ослабнет и не лишится своей могучести. Берегите русский язык!

Вступление

  • Объем: 2-4 предложения;
  • Цель: Подвести читателя к проблеме, поставленной автором;
  • Суть: Общие фразы, которые ходят вокруг да около темы, которую Вы себе наметили.
  • Баллы: 0-1

Важно! Не пишите ни одного слова, пока не сформулировали проблему, которую будете обсуждать с воображаемым проверяющим. От нее зависит, каким должно быть вступление, и «лишь бы что» вообще не подойдет

Неправильное начало Вас собьет и не даст раскрыть тему.

Что писать (это варианты, все перечисленное писать не нужно)

  1. Авторитетная точка зрения, общеизвестное событие или явление из общественной жизни, историческая справка о предмете беседы;
  2. Сведения об авторе, проблеме или параллель с днем нынешним и его информационной повесткой;

Структура:

  1. Общие слова о том, что Вы хотите обсуждать;
  2. Логическая связка с формулировкой проблемы.

Пример (по тексту Каверина): Никто из здравомыслящих людей не сомневается в том, что родину нужно защищать. Однако далеко не каждый человек способен пожертвовать собой ради этого. Нам сложно потерять то, что дорого, оставить родных и друзей, смириться с неизбежностью смерти.

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:
А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Подготовка к эссе

Для того чтобы подготовиться к эссе по русскому, нужно уделить внимание развитию сразу нескольких навыков:

Грамотность. Это касается орфографии, пунктуации, грамматики. Нужно заблаговременно посвятить время изучению правил русского языка, разобраться с расставлением знаков препинания и научиться грамотной речи. Разумеется этот навык не получить за месяц до сдачи экзамена. Ученик должен много читать, тренироваться в написании сочинений и повторять правила ежедневно.

Умение выделять в тексте главное. Ученики часто не могут уловить основную мысль текста и направляют свои рассуждения совсем в другое русло. Не все учителя могут научить выделять суть текста и понимать задумку автора. В этом вам поможет ежедневное чтение. Попробуйте регулярно читать тексты и писать по ним небольшие сочинения.

Умение обосновать свое мнение, приводя аргументы. Зачастую ученикам тяжело объяснить свою мысль и доказать свою правоту. Для того, чтобы научиться это делать, можно попробовать воспользоваться следующии приемом: поняв проблему текста и свое мнение в ее отношении, попробуйте мысленно встать на позицию оппонента и попытайтесь обосновать свое мнение, прибегая к аргументам.

Точность и выразительность речи. Для развития этого умения вам опять же поможет чтение. Это выработает у вас привычку говорить правильно и избавит от речевых ошибок

Во время разговоров обращайте внимание на то, как вы говорите. Старайтесь исключать слова-паразиты, выражайте свои мысли красиво.

Освоив все эти навыки, вы сможете написать эссе без затруднений. Но для подготовки понадобится время. Поэтому начинайте учить правила, много читать и следить за речью как можно раньше.

Общие правила написания сочинения, пошагово

Чтобы написать достойную творческую работу, следует предпринять следующие шаги:

  1. Формулируем ключевую мысль, которую планируется раскрыть в сочинении.
  2. Определяем содержание и последовательность написания работы. При необходимости, продумываем тезисы, желательно не меньше трех – это позволит логично выстроить работу и подобрать аргументацию.
  3. Составляем план, выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться наша мысль.
  4. Пишем сочинение, соблюдая структуру работы и логику изложения. В работе обязательно обозначаем свою позицию, приводим собственную точку зрения. Также определяем свое отношение к мнению автора, подбираем аргументы, подтверждающие или опровергающие его.
  5. Проверяем работу на соответствие заявленной теме, а также на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.

Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее демонстрируют способность автора свободно мыслить и рассуждать.

Взгляд автора

Если вы используете шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому), то следующим этапом идет описание мнения автора. То есть это его личное отношение к затрагиваемым проблемам. Конечно, вы должны понимать, что формат сочинения (ЕГЭ по русскому языку) не является обязательным. Ученик может менять пункты местами, но придерживаться структуры необходимо.

В этой части редко возникают проблемы, поскольку от экзаменуемого требуется лишь кратко выразить отношение автора к описываемой проблеме. Нередко оно может быть выражено в самом тексте, потому допускается использование цитат.

«Автор искренне переживает за своего героя – все беды, происходящие с ним, автор словно переживает сам. Это ярко выражено в данном отрывке: «….»».

Личное мнение и аргументация

До этого пункта мы активно использовали примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), что вы можете применять и в своей подготовке к экзамену. Однако на этапе описания личного мнения они мало чем помогут.

В данной части структура сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает высказывание учеником своего личного взгляда на проблему. Вы можете быть согласны с автором или же, наоборот, иметь противоположное мнение. Но самое главное – вы должны его правильно аргументировать.

Обращая внимание на шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому языку), следует отдельно изучить пункт аргументации. Он требует наличия как минимум двух аргументов, из которых один обязательно должен быть взят из художественной литературы

Второй можно привести из СМИ, истории, жизни или художественной литературы.

Какие произведения можно использовать для аргументации?

  1. Конечно, самым «наполненным» событиями, темами и отдельными направлениями произведением является «Война и мир». В этом романе вы сможете найти аргументы абсолютно для любого направления вашего сочинения. Здесь присутствует и тематика любви, дружбы, нравственности, войны и т. д. Потому, если вы хорошо знаете данное произведение и читали его полностью, проблем с этим у вас точно не будет.
  2. Следующим примером, в котором можно найти достаточно аргументов, является «Евгений Онегин». Данное произведение является хорошим «сборником» для аргументации в направлении любви, вражды и дружбы, ошибок и поражений и т. д.
  3. И еще одним произведением, которое можно включить в данную тройку, является «Тихий Дон». Данный роман в полной мере раскрывает тему трагедий войны, затрагивает непростые отношения между поколениями, ярко выражает горечь и радость дружбы и, конечно же, включает в себя сложные взаимоотношения между героями, среди которых не исключены и любовные. Потому данное произведение рекомендуется к прочтению перед написанием сочинения.

Как правильно писать эссе

Главное условие написания хорошего эссе – свободное владение темой. Ведь автору придется выражать собственную точку зрения, рассуждать, делать выводы.

Чтобы логически структурировать работу, первым делом необходимо продумать план эссе. Обычно он состоит из отдельных кратких тезисов по заданной теме, которые по мере раскрытия должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами.

Единственное формальное требование, которого придется придерживаться при написании эссе, – наличие заголовка.

Отдаваясь творчеству, не стоит забывать, что задача автора заключается в том, чтобы убедить аудиторию в правомерности предлагаемой точки зрения, поэтому аргументация должна быть максимально веской и наглядной.

Структура

  1. Вступление. Эта часть должна задать эмоциональный настрой, подвести читателя к рассматриваемому вопросу, заинтересовать, побудив его дочитать текст до конца.
  2. Основную часть. На этом этапе автор выдвигает тезисы, находит им обоснования, тем самым доказывая собственную точку зрения.
  3. Заключение. Подытоживая сказанное в основной части, автор делает общий вывод.

Если цель вступления – заинтересовать читателя, то заключение должно придать целостность общей картине, побудить к размышлению или, наоборот, не оставить сомнений в правомерности или жизнеспособности высказанных автором идей.

Образец эссе

Эссе является отличным способом тренировки структурированного мышления. Это ценное качество пригодится в профессиональной деятельности любому современному специалисту. Творческие люди с помощью практики в популярном жанре учатся управлять потоком сознания и развивают воображение. Главное при написании эссе — сформулировать мысль и качественно ее аргументировать, что обязательно пригодится человеку в работе, учебе, личной жизни. Грамотная и конструктивная формулировка мыслей является важным коммуникативным навыком, с помощью которого автор взаимодействует с собеседником.

Заключение

  • Объем: 2-4 предложения;
  • Цель: Придать работе логическую завершенность;
  • Суть: Написать общие фразы о проблеме, переиначить вступление;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Не нужно растягивать финал, за это снижают оценку. Всего вступлению и заключению отводится 25% от всего объема текста

Также нужно следить за тем, чтобы концовка логически совпадала с началом и темой сочинения.

Что писать? (это варианты развития мысли, все писать не обязательно)

Впечатление о тексте: заставило задуматься, вдохновило порассуждать, помогло сформировать четкую нравственную позицию по данному вопросу;
Оценка важности поднятой проблемы и ее резонанс в мире или стране;
Повторение вывода, сделанного в рамках рассуждения на поставленную тему;

Структура (примерная):

  1. Благодарность автору за то, что Вам дан шанс подумать об этой проблеме и сформулировать свое отношение к ней;
  2. Вклад автора в решение или популяризацию выбранной проблемы;
  3. Красивый вывод в виде мудрого изречения по теме, где будет выражена главная мысль автора;
  4. Определение глубины и силы воззвания автора.

Пример (по тексту Каверина): Я благодарен автору за то, что он заставил меня задуматься о столь важной морально-этической проблеме. Знаменитому советскому писателю, В

Каверину удалось привить моему поколению необходимые нравственные ценности, чтимые нашими предками. Читая его книги, я осознаю, что мое предназначение тоже заключается в самоотверженном служении людям и своей родине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector