Урок 3. аргументация: как рассуждать последовательно и логично

Неграмотность при письме и чтении

  1. Л. Б. Гераскина в повести под названием «В стране невыученных уроков» поднимает проблему неграмотности. Двоечник Виктор Перестукин попал в такое место, где ему потребовались знания из школьной программы для того, чтобы пройти испытания. Одним из них было известное предложение: «Казнить нельзя помиловать», где нужно было поставить запятую. От её местоположения зависела судьба мальчика. Он решил эту задачу и остался жив, осознав, насколько важна грамотность.
  2. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» присутствует героиня барыня-крепостница Простакова. Она не обучена грамоте, поэтому, обвиняя Софью в том, что её письмо амурное, не может проверить правильность этого утверждения. Сын Простаковой Митрофанушка такой же безграмотный. Мать наняла ему учителей, но только лишь для престижа. На самом деле его образованием и воспитанием мало занимаются. К тому же, от этого нет никакого толку. Мальчик всё время валяет дурака. Именно поэтому невежественные герои в финале лишаются своего привилегированного положения.

Поиски смысла жизни

  1. Отыскать свое предназначение в жизни – задача не из простых. Поиском смысл жизни был занят главный герой романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Он пытался найти то, что приносило бы ему удовлетворение и душевное спокойствие, однако ни одно занятие так и не смогло пробудить в нем интерес. Страдая от невыносимой скуки, устав от  пустых светских развлечений, Евгений отправился в деревню, чтобы принять наследство почившего дядюшки. Однако даже смена обстановки не оказала на героя благотворного влияния. Судьба преподнесла Онегину щедрые подарки – верную дружбу Ленского и нежную любовь Татьяны, вот только герой слишком поздно осознал всю их ценность. В итоге он так и остался одиноким, неприкаянным странником, не отыскавшим своего истинного призвания.
  2. Как правило, поиском смысла жизни озабочены люди умные, думающие, склонные к анализу и философским размышлениям. Именно таким героем выступил центральный персонаж романа Михаила Юревича Лермонтова «Герой нашего времени». Молодой офицер Григорий Печорин обладал многими замечательными качествами, которые привлекали к нему людей. Но найти свое счастье в жизни ему мешали его пороки – эгоизм, равнодушие, боязнь чувств и привязанностей — с которыми он даже не пытался бороться. Именно эти качества отталкивали от Печорина тех, кто стремился согреть его своей любовью и дружеским участием. Герой никак не мог определиться с тем, что ему нужно от жизни. Он искал любовь, но вместе с тем пренебрегал ею, хотел реализовать амбиции на службе, но ничего для этого не делал. В образе Григория Печорина писатель раскрыл тему так называемого «лишнего человека», не сумевшего найти себя и бесследно канувшего в небытие.
  3. Пытался отыскать свое место в жизни и Пьер Безухов – один из центральных персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Поначалу он хотел занять прочное место в светском обществе, но, будучи человеком порядочным и нравственным, быстро разочаровался в лицемерном окружении. Чтобы быть хоть как-то полезным, он даже вступил в тайное общество, однако со временем понял, что это не его стезя. Лишь создав счастливую семью с Наташей Ростовой, он обрел душевный покой. Любимая женщина, дети, честный труд – все это стало для Пьера смыслом жизни, его истинным предназначением.

Роль природы в жизни человека

  1. В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» отражена роль природы в жизни простого человека, который работал на земле. Крестьянка Лиза собирала цветы на продажу и другие дары леса, чтобы прокормить семью. Поэтому она так естественна и непосредственна: ее всему научила мать-природа. В тесной связи с ней живут все крестьяне: они трудятся и живут в соответствии с законами окружающего мира. Именно в этом автор видит причину их добродетели, ведь природа учит их мудрости, которая обеспечивает ей выживание и гармоничное сосуществование разных существ. В крестьянском мире все зависело от того, как поведет себя природа, поэтому Лиза и другие герои прислушивались к ней и подсознательно повторяли ее жизненные циклы.
  2. В произведении М. Пришвина «Кладовая солнца» природе отводится главная роль: она выступает кормилицей детей, но в то же время представляет собой угрозу для них. Лес таит в себе не только угощения, но и испытания, которые проходит в естественном мире каждое живое существо, даже ребенок. Но крестьянские дети с молоком матери впитали законы выживания в лесу и смогли выбраться из трясины и западни матерого волка. Добытые с таким трудом ягоды они отдали детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда. Для деревенских жителей такой риск был нормальной платой за щедрые дары природы, которая может быть не только сердобольной матерью, но и злой мачехой.
  3. В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» главные герои связаны с землей неразрывными узами и очень зависимы от нее. Природа играет в их жизни главную роль: она и кормит, и одевает жителей деревни. Один каприз стихии может уничтожить все их достояние, а ее щедрость — обеспечить процветание семье и всему селению. Поэтому все герои бережно относятся к доверенному им богатству: бросают все дела ради жатвы и посева, берегут урожай и работают с утра до ночи, чтобы поспеть сделать все дела по хозяйству. Поэтому казачество ассоциирует себя с Доном: река кормит и поит людей, является их артерией. Все главные персонажи книги связаны с природой и живут в гармонии с ней, потому что она и есть основа их жизни.

Эпитеты к слову «помощь»

Своевременная, надлежащая, безотлагательная, временная, запоздалая, квалифицированная, кратковременная, незамедлительная, немедленная, неожиданная, нежданная, неотложная, непрошенная, периодическая, повседневная, постоянная, посторонняя, регулярная, своевременная, скорая, традиционная, экстренная, активная, безвозмездная, бескорыстная, бесплатная, бесценная,  благодетельная, благородная, благотворительная, большая, братская, великодушная, верная, всемерная, всенародная, всесторонняя, всеобщая, горячая, громадная, действенная, действительная, деловая, деятельная, добровольная, долгожданная, дружеская, дружественная, дружная, значимая, значительная, изрядная, искренняя, колоссальная, конкретная, международная, минимальная, моральная, любезная, неоценимая, непосредственная, неумелая, огромная, основательная, полезная, посильная, разумная, результативная, самоотверженная, скромная, солидная, товарищеская, чистосердечная, щедрая, умелая, успешная, филантропическая, экстренная, энергичная, эффективная, неуклюжая, скучная, сомнительная, тяжелая, холодная, взаимная, военная, вооруженная, врачебная, государственная, гуманитарная, денежная, коллективная, материальная, медицинская, научная, общественная, посторонняя, практическая, скорая, терапевтическая, техническая, финансовая.

Выбор материала для аргумента

Мы должны доказать, что война одинаково разрушительна для обеих сторон конфликта, что она ужасна и опасна для всех нас. Теперь нам становится ясно, какие примеры могут подтвердить эту точку зрения — только те, где показаны без прикрас губительные последствия войны для всех участников. Очевидно, что нужно не воспевать подвиги предков и оценивать роль солдата на войне. Нам нужно осудить войну и показать ее истинную (неприглядную и отталкивающую) сущность. Итак, какие примеры подойдут?

  1. Первый аргумент из жизни: можно рассказать о своём прадедушке, который воевал и видел все ужасы боевых действий. Можно упомянуть о том, что ветеран не любил говорить об этом, старался забыть об увиденном, чтобы научиться жить мирной жизнью, чтобы вернуть душе гармонию. Можно описать кровопролитие и кошмар битвы, в которой ему довелось почувствовать. Можно рассказать о его ранениях и травмах. Словом, его опыт на войне должен быть негативным, а микровыводом в этом случае станет заключение: война бесчеловечна и жестока по отношению ко всем людям, в ней нет ничего героического и красивого.
  2. В качестве литературного аргумента можно привести судьбы девушек − зенитчиц из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Они пошли на фронт добровольцами, не задумываясь, отдали свои жизни за Родину, и, можно сказать, превзошли сами себя. Однако автор далек от идеализации войны. В его повести она разрушает самое дорогое, посягает на святыни: вырывает юных девушек, в большинстве своем еще не ставших матерями, из семей и уничтожает их без жалости и сочувствия. Война вынуждает мужчин убивать женщин, что противоестественно и аморально. Вот Вам и микровывод, который подтверждает разрушительный и антигуманный характер войны.

Аргумент может быть и не таким прямолинейным. Если Вы можете анализировать произведение глубже, видеть не очевидные параллели и выводы, то лучше взять мало известное произведение и выделиться нестандартным подходом, вот пример:

В данном случае наши примеры отвечают на поставленный вопрос: война ужасна и опасна для всех участников конфликта, потому что в ней гибнут случайные люди и в больших количествах, чего никак не оправдывает даже победный результат. На войне разрушаются привычные нормы морали и этики, поэтому человечество не должно повторять своих ошибок и вновь затевать вооруженные столкновения. Это и будет нашим выводом. Все логично, понятно и точно, как будто мы беседуем с друзьями и аргументируем свою позицию по интересующему нас вопросу.

Эпитеты к слову «власть»

Абсолютная, авторитетная, безграничная, безмерная, безраздельная, беспредельная, божественная, большая, волшебная, всепокоряющая, всесильная, высшая, грозная, громадная, губительная, державная, дивная, единоличная, железная, жестокая, иллюзорная, колоссальная, магическая, магнетическая, могучая, мощная, неземная, необъятная, неограниченная, неотразимая, непонятная, огромная, полная, полноправная, призрачная, роковая, сверхъестественная, священная, сильная, слабая, страивая, строгая, суровая, таинственная, твердая, тираническая, царственная, чудная, чудодейственная, авторитарная, буржуазная, верховная, высшая, государственная, дворянская, демократическая, дискреционная, законодательная, исполнительная, местная, народная, политическая, помещичья, республиканская, рабоче-крестьянская, революционная, родительская, самодержавная, советская, тоталитарная, царская, центральная, громадная, звериная, крепкая, молодая, недюжинная, необъятная, необыкновенная, необычайная, непомерная, нечеловеческая, огромная, страшная, титаническая, удивительная, ужасная, чудовищная, злая, размашистая, разящая, свинцовая, хищная, безудержная, беспокойная, бессознательная, бешеная, благодатная, благотворная, бодрая, бодрящая, буйная, бунтовская, великая, величественная, веселая, весенняя, влекущая, внутренняя, волнующая, волшебная, всепобеждающая, всесокрушающая, высшая, гигантская, гипнотическая, гордая, громадная, грозная, грубая, дерзкая, дивная, дьявольская, живая, живительная, животворная, животворящая, жизненная, жизнеутверждающая, загадочная, загробная , зрелая, исполинская, колдовская, мятежная, небесная, неведомая, невидимая, незримая, неистовая, необоримая, необузданная, необъятная, неодолимая, непобедимая, непостижимая, непреклонная, непреодолимая, нервная, неумолимая, нечеловеческая, нравственная, первобытная, первозданная, плодородная, повелительная, подавляющая, подспудная, порывистая, природная, разрушительная, роковая, сатанинская, свежая, сверхъестественная, свободная, слепая, созидательная, спокойная, стихийная, суровая, таинственная, тайная, увядшая, целебная, целительная, целящая, чародейная, чародейственная, чарующая, чистая, щедрая, ярая, яркая, яростная, бурная, всесильная, загадочная, замысловатая, изменчивая, капризная, насмешливая, неведомая, неверная, неизбежная, неизвестная, неминуемая, непостижимая, непостоянная, непредотвратимая, неумолимая, обманчивая, переменчивая, прихотливая, путанная, своевольная, своенравная, фатальная, трагическая, тревожная, трудная.

Каждый человек – кузнец своего счастья

В романе И. А. Гончарова «Обломов» описана судьба И. И. Обломова, помещика, который действиям предпочитает размышления о них. Несмотря на комфортную и не обремененную заботами жизнь, Обломов не чувствует себя счастливым. Он постоянно пребывает в сомнении, страхе и волнении, которые отбирают у него последние силы. Но здесь же мы наблюдаем судьбу другого человека – друга главного героя Андрея Штольца. Тот является полной противоположностью Обломова. Трудолюбивый и деятельный Штольц не только устраивает собственную жизнь, но и помогает незадачливому другу, который без его помощи пропал бы совсем.

Андрей считает, что «человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу», а потому всю жизнь трудится, не покладая рук, являясь лучшим примером подражания для каждого из нас. Даже главный герой называет своего единственного сына в честь единственного друга, понимая его правоту перед жизнью и, в глубине души осознавая свою малодушность и трусость.

Так можно ли сказать, что счастье зависит от места, где родился? Только для тех, кто верит, что хорошо там, где нас нет. Честный и трудолюбивый человек, который рассчитывает на себя и чтит традиции своих предков, найдет счастье, где бы ни находился. В то же время, слабый и безвольный человек, склонный к порокам и пеняющий на судьбу, будет несчастен даже в самом изобильном краю.

Добавить комментарий

Аргументы

  1. Засорение языка отображает неблагополучие нашего общества.
  2. Родная речь может стать поддержкой и опорой человека, находящегося вдали от Родины.
  3. Ответственность за судьбу родной речи лежит на каждом человеке.
  4. Речь человека – это самый точный показатель его культуры и качеств.
  5. Наша родная речь – очень многообразна.
  6. Наш язык кажется лёгким только до того момента, как начинаешь его изучать.
  7. С древних времён люди передают информацию при помощи языка.
  8. Каждый народ имеет свой собственный язык.
  9. Родная речь растёт и изменяется вместе со своим народном.
  10.  Родную речь необходимо любить и уважать.

Новые правила

Аргументация, то есть обоснование собственной точки зрения, оценивалась по критерию К4. Раньше за верно сформулированные доводы школьник мог получить максимум 3 балла, теперь же – всего 1. По К2 изменились требования к источникам аргументов. До 2019 года ученик должен был подобрать не менее двух обоснований, причем одно из них взять непременно из художественной литературы и в идеале привести цитату. Источник для второго довода мог быть любым: например, публикация в СМИ и даже собственный жизненный опыт. Тем не менее ученик и здесь должен был указать, откуда он почерпнул сведения. Теперь такого требования нет: в качестве аргумента принимаются любые обоснованные соображения, которые соответствуют проблематике текста и связаны с авторской позицией.

Больше того, понятие «аргумент» вообще исчезло из критериев оценивания.

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2018 года

Теперь разработчики заданий ЕГЭ и, соответственно, критериев оценивания сочинения вместо формулировки «аргумент» используют термин «пример-иллюстрация».

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2020 года

Произошедшие изменения объяснимы. За несколько лет в интернете появились базы литературных и других аргументов. В результате большинство доводов в сочинениях школьники черпали оттуда, поэтому задание теряло смысл. Ограничения сняли, чтобы дать ученикам больше простора для самостоятельных рассуждений.

Несмотря на изменения в правилах, приводить литературные аргументы и вообще ссылаться на внешние источники для подкрепления своей позиции прямо не запрещено, главное, чтобы проблема комментировалась с опорой на предложенный для анализа текст.

Универсальные аргументы для эссе

Наиболее универсальными примерами являются биографии известных людей, так как большинство из них так или иначе сталкивались со всеми сферами жизни общества: политикой, правом, экономикой, философией, социологией. Однако даже такие универсальные аргументы ЕГЭ обществознание может разделить на несколько больших категорий:

  • биографии творческих людей — в жизни писателей, художников, философов и пр. больше всего подтверждений для позиции в блоках философия и социология, реже встречается экономика и политика;
  • биографии деловых людей — предприниматели чаще сталкиваются в своей жизни с вопросами экономики, также могут столкнуться с политикой и правом;
  • биографии правителей и исторических деятелей — люди, в руках которых сосредоточена власть, как никто другой смогут проиллюстрировать идеи блоков политика и права, реже — экономики, социологии, философии.

Русская литература:

  • Андреев Л.Н. — «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
  • Астафьев В.П. — «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
  • Бабель И. — «Конармия»
  • Бианки В. — «Рассказы о животных»
  • Блок А. — «Двенадцать»
  • Булгаков М.А. — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
  • Бунин И.А. — «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
  • Быков В. — «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
  • Васильев Б. — «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
  • Воробьев К. — «Немец в валенках»
  • Галь Н. — «Слово живое и мертвое»
  • Гинзбург Е. — «Крутой маршрут»
  • Гоголь Н.В. — «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
  • Гончаров И.А. — «Обломов»
  • Горький М. — «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
  • Грибоедов А.С. — «Горе от ума»
  • Гроссман В. — «Жизнь и судьба»
  • Достоевский Ф.М. — «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
  • Дудинцев В. — «Белые одежды»
  • Есенин С.А. — «Песнь о собаке»
  • Железняков А. — «Чучело»
  • Жигулин А. — «Черные камни»
  • Закруткин В. — «Матерь человеческая»
  • Замятин М. — «Мы»
  • Ильф И. , Петров Е. — «Золотой теленок»
  • Кнышев А. — «О великий и могучий русский язык!»
  • Короленко В.Г. — «Слепой музыкант», «Дети подземелья»
  • Куприн А.И. — «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок», «Олеся»
  • Левитанский Ю. — «Каждый выбирает для себя…»
  • Лермонтов М.Ю. — «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
  • Лесков Н.С. — «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
  • Лихачев Д.С. — «Раздумья о Родине»
  • Маяковский В.В. — «Хорошее отношение к лошадям»
  • Некрасов Н.А. — «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
  • Никитин А. — «Хождение за три моря»
  • Носов Е. — «Трудный хлеб»
  • Островский А.Н. — «Гроза», «Свои люди — сочтемся!»
  • Пастернак Б.Л. — «Доктор Живаго»
  • Паустовский К.Г. — «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
  • Пелевин В.О. — «Поколение Пи»
  • Петров А. — «Житие протопопа Аввакума»
  • Платонов А.П. — «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
  • Полевой Б. — «Повесть о настоящем человеке»
  • Приставкин А. — «Ночевала тучка золотая»
  • Пришвин М. — «Кладовая солнца»
  • Пушкин А.С. — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
  • Распутин В.Г. — «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
  • Рыбаков А. — «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
  • Рылеев К.Ф. — «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
  • Салтыков-Щедрин М.Е. — «История одного города», «Семья Головлевых»
  • Солженицын А. — «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
  • Твардовский А.Т. — «Василий Теркин»
  • Толстой Л.Н. — «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
  • Трифонов Ю. — «Дом на набережной», «Исчезновение»
  • Тургенев И.С. — «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
  • Тютчев Ф.И. — «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
  • Улицкая Л. — «Дочь Бухары»
  • Успенский Г.И. — «Выпрямила»
  • Фадеев А. — «Молодая гвардия»
  • Фет А.А. — «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
  • Фонвизин Д.И. — «Недоросль»
  • Чернышевский Н. — «Что делать?»
  • Чехов А.П. — «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
  • Чуковская Л. — «Софья Петровна»
  • Чуковский К.И. — «Живой как жизнь»
  • Шаламов В. — «Колымские рассказы»
  • Шварц Е. — «Дракон»
  • Шолохов М.А. — «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»

Афоризмы

  1. «Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства». Третий президент Америки Томас Джефферсон говорил о том, что правительство обязано заботиться о жизни своих граждан и их счастье. Обрекать свой народ на страдания может только нехороший человек.
  2. «Произвол – это безумие власти». Французский писатель Оноре де Бальзак считал, что люди, обладающие властью, не имеют права на произвол.
  3. «Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть». Бернард Шоу
  4. «Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником». Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк говорил о том, что люди слишком сильно меняются, добиваясь своих целей. Став начальником, человек снимает свою маску и показывает истинную натуру.
  5. «Дай человеку власть, и ты узнаешь кто он». Наполеон Бонапарт считал, что истинная сущность человека проявляется только тогда, когда он чего-то добивается в жизни. Власть портит людей, открывает их тёмные стороны.
  6. «Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль». Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что люди, добившиеся чего-то нечестным путём, становятся на шаткую дорогу. Д
  7. «Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть». Древнегреческий философ Пифагор предупреждал о том, что бесчестный человек не сможет использовать власть во благо своим подчинённым. Такие люди представляют собой опасность, как безумные с мечом.
  8. «Ответственность каждого гражданина – задавать вопросы власти». Бенджамин Франклин был уверен в том, что граждане имеют полное право требовать от власти отчёта своих действий, потому что бездействие одних становится причиной безнаказанности и произвола других.  
  9. «Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество». Древнекитайский философ Лао Цзы говорил о том, что истинное могущество приходит только к бесстрашным. Народ может стать великим, только сохранив своё дотоинство.
  10.  «Власть – это такой стол, из-за которого никто добровольно не встаёт». Советский поэт Ф. Искандер говорил о том, что человек, ощутивший хоть раз вкус власти, уже не сможет добровольно от неё отказаться.

Историческая память

Проблема исторической памяти — отнюдь не редкость на ЕГЭ по русскому языку

В таком сочинении нужно акцентировать внимание читателей на важности данной темы для всего человечества и делать отсылки к отечественной истории. Вот отличный пример такого эссе. В нем комментарий строится на изречениях пожилого героя, который передает тут самую историческую память

Важно найти два отдельных смысловых блока из речи такого персонажа или самого рассказчика и описать все то, что прольет свет на затронутую тему

В нем комментарий строится на изречениях пожилого героя, который передает тут самую историческую память

Важно найти два отдельных смысловых блока из речи такого персонажа или самого рассказчика и описать все то, что прольет свет на затронутую тему

Аргументацию можно найти в следующих источниках:

  1. «Прощание с Матерой» (В. Распутин). Старики не хотят покидать родного села, где похоронены их предки и близкие люди. Она с негодованием наблюдают, как разрушается старое кладбище, как горит деревня, которая строилась с таким трудом. Каждое дерево, каждый цветок дороги местным жителям, и они с большой неохотой покидают родные земли, боясь утратить связь со своими историческими корнями.
  2. «Тихий Дон» (М. Шолохов). Несмотря на нашествие Красной армии, жители обдонья не хотят покидать свои курени. Многие из них остаются, рискуя погибнуть от рук врага, но не могут покинуть родную землю на произвол судьбы, оставить могилы и те любимые места, к которым так привязались. Здесь вся история их рода, все богатство, накопленное веками. Ильинична и Пантелей Прокофьевич пресекают любое предложение об уходе и покидают дом только под реальной угрозой уничтожения. Казаки справедливо опасались, что вне родных степей они утратят историческую память и национальную идентичность. Так и произошло. Весьма символично, что старик Пантелей находит смерть именно вдали от своего хутора.
  3. Обелиск (В. Быков). После войны люди решают, стоит ли ставить памятник местному учителю, который пожертвовал собой ради спасения детей. Особенно горячо защищал его добрую память тот ученик, который остался в живых благодаря его подвигу. Именно Мороз отвлек нацистов, дав Павлу шанс бежать. Его сильно ранили, но он сумел выжить. Остальных задержанных детей и их учителя казнили. Он был с ними до последней минуты. Но после войны этот поступок многие партийные деятели сочли глупостью, и фамилия Мороза была приписана к обелиску в честь его учеников белой масляной краской.
  4. «В списке не значился» (Б. Васильев). Николай Плужников попал в Брестскую крепость накануне войны. Он еще не успел найти свой полк и записать в него, ведь началась оккупация. Нацисты прорвались через границу. Боец сразу же принял на себя удар и стал оборонять вверенный участок. В итоге Николай боролся с захватчиком десять месяцев, прячась в подвалах и выходя по ночам, чтобы убивать врагов, пользуясь покровом темноты. За эти месяцы он потерял здоровье от голода, жажды и вечной погони. Он не значился в списках, но остался в памяти людей, как последний защитник крепости, которому даже враги отдали честь.
  5. «А зори здесь тихие» (Б. Васильев). В финале повести сын Риты и старшина Васков приезжают на место их славной гибели и гуляют по тем местам, где когда-то погибли храбрые зенитчицы, задерживая диверсантов. Васкову удалось пронести через года память о своих бойцах, павших за родину.

Народная мудрость

  1. «Любая власть богатым прибавить, у нищих отнять». В этой пословице говорится о том, что люди, наделённые властью, чаще всего заботятся только о собственном благополучии, даже ценой чужих лишений.
  2. «Легче за стадом ходить, чем стадо водить». Смысл данной пословицы заключается в том, что управление требует большой ответственности. Поэтому проще следовать чьим-то указаниям, чем самому их раздавать.
  3. «Дай дуракам власти, развалят Русь на части». Наши мудрые предки говорили о том, что глупые люди у власти способны разрушить целостность родного государства.
  4. «Кто власть имеет, бедных не жалеет». В этой пословице говорится о том, что люди, наделённые властью, редко думают о низших социальных слоях. Их заботит только собственное благополучие.
  5. «Перед законом все равны». В этой пословице идёт речь о том, что закон един для всех. Нарушать дозволенное не может ни богач, ни бедняк.
  6. «У кого сила – у того и власть». В этой пословице говорится о том, что власть чаще всего обретается лишь при помощи силы. Следовательно, властью обладают влиятельные люди, умеющие правильно применить свои достоинства.
  7. «Царь думает, а народ ведает». Смысл данной пословицы заключается в том, что народ мудрее любого царя, простые люди знают множество ответов на вопросы, волнующие их правителя.
  8. «Царские милости в боярское решето сеются». В этой пословице говорится о жадности и подлости бояр, которые обманом присваивали себе все царские милости, предназначенные народу.
  9. «Кто солому не едал, тот царской власти не видал». Наши предки говорили о том, что честным путём власти могут добиться только те люди, которые прошли в своей жизни множество испытаний.
  10.  «Не ведает царь, что делает псарь». В этой пословице говорится о том, что царь не может знать обо всём. Его власть не безгранична.

Ответственность перед историей

  • Ю. Яковлева «Учитель истории». События рассказа происходят в Хорватии. Прошло десять лет после Второй мировой войны. Дети продолжают играть в партизан и учителя. Туристы заинтересовались этим. Как стало известно, во время войны учитель истории не покинул класс с учениками, которых немцы намерены были расстрелять. Преподаватель говорил, что это последний урок истории. Этот пример показывает, что люди умеют помнить подвиги, уважать героический поступок. Герой проявил не только отвагу, но и ответственность за тех, кого он воспитывал и будет воспитывать даже после смерти, ведь его поведение до сир пор учит людей быть лучше, сильнее и смелее.
  • Рэй Брэдбери «И грянет гром». В рассказе автор решил поразмышлять, что произошло бы при существовании машины времени. Главный герой Экельс решил опробовать машину времени, но ему сказали, что в прошлом ничего нельзя менять, и запрещено убивать животных. Будучи в Эпохе динозавров, он случайно раздавил бабочку, когда убегал от криков больших млекопитающих. Вернувшись, он замечает, что все непоправимо изменилось. Таким образом, мы должны быть в ответе за каждый поступок не только перед теми, кто окружает нас сейчас, но и перед будущими поколениями людей.

Проблемы с дикцией

  1. Одной из проблем культуры речи является плохая дикция. В книге М.Н. Ботвинника и М.Б. Рабиновича «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» написано про древнегреческого оратора Демосфена. В юности он имел слабый голос, картавил, заикался и не умел держать себя перед публикой. Однако после ряда неудач в выступлениях загорелся идеей исправить свои недостатки. Демосфен упорно занимался и через некоторое время натренировал голос, и его выступления стали удачными.
  2. В саге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» есть такой персонаж — профессор Квирелл. Он имитировал заикание, чтобы никто не заподозрил его в связи со злым волшебником Волан-де-Мортом. При этом Квирелл старался натравить главного героя-школьника и его компанию на другого учителя. Заикавшегося мужчину считали слабым и никчёмным, пока не узнали, что за притворными проблемами с дикцией и неуверенностью в себе стоит расчётливость и предательство. Таким образом, недостаток может становиться орудием в руках человека, все зависит от восприятия и способностей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector