Карл элиасберг
Содержание:
- История профессии
- Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям
- Сергей Кусевицкий
- Какие задачи могут решаться при проведении урока на тему «Волшебная палочка дирижера»
- Хамовнические казармы
- Герберт Фон Караян
- Теодор Курентзис (р. 1972)
- Примечания
- Германия
- Описание профессии
- Владимир Спиваков (1944 г. р.)
- Валерий Гергиев (1953 г. р.)
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям
Слово «дирижер» произошло от французского «направлять, руководить». В английском языке руководитель оркестра обозначается термином conductor. Основная функция дирижера — задавать темп, ритм, а также согласовывать партии всех инструментов между собой, создавая единое звучание оркестра.
Дирижер располагается в основании оркестра, на небольшом помосте – кафедре, откуда он видит всех оркестрантов, а они – его жесты и мимику. При исполнении музыки он находится спиной к зрителю; все его движения чрезвычайно важны для оркестра – иногда достаточно движения глаз и брови, чтобы музыкант начал играть или изменил громкость звучания своего инструмента.
Роль дирижера в музыке XIX-XXI века огромна, сегодня он не только регулирует техническую сторону вопроса исполнения музыки, но и представляет собственную трактовку музыкального произведения. В этом смысле дирижер – полноценный интерпретатор, и чем ярче его личность и талант, тем интереснее слушать то или иное произведение.
Для большинства детей в средней школе (без базового музыкального образования) роль этого музыканта представляется крайне туманной, как и необходимость управления оркестром. Его деятельность в представлении школьников ограничивается активным движением рук, что зачастую вызывает у них улыбку и соответствующую моторную реакцию. Учитель призван разъяснить значение дирижирования как можно более доступно и широко. Это делается через сравнение дирижера с волшебником, который творит чудеса, заставляя оркестрантов слаженно играть, а музыку – литься единым гармоничным потоком. Помочь в этом может освоение простых ритмических движений с помощью рук: двух-, трех- и четырехдольных размеров.
Сергей Кусевицкий
Родился: 26 июля 1874 г.
Умер: 4 июня 1951 г.
Уже в 12 лет Кусевицкий дирижировал небольшим оркестром, заполняя антракты в представлениях приезжих губернских звезд из Твери. Сергей мог играть на множестве музыкальных инструментах, но денег это не приносило. В 14 лет Сергей тайно покинул дом и отправился в Москву, где хотел выучиться на дирижера, но опоздал на прием и сдал документы в класс контрабаса. Вскоре Кусевицкий начал играть в оркестре оперного театра Мамонтова, а в 1894 году его приняли в Мариинский театр.
За небольшой промежуток времени Сергей стал популярным музыкантом, чья потрясающая игра на контрабасе поражала всех слушателей. Благодаря отцу своей жены Кусевицкий воплотил свою главную мечту — стать дирижером. Дебют Сергея состоялся в Берлине, где оркестр под его управлением сыграл «Ромео и Джульетту». Вскоре Кусевицкий основал собственный симфонический оркестр, а позже возглавил Государственный оркестр в Санкт-Петербурге.
Кусевицкий обладал настоящим даром и тонким чувством музыки. Он постоянно совершенствовался и никогда не стоял на месте. Кусевицкий не только играл и дирижировал, но и сам писал музыку. Самое популярное произведение музыканта — «Пассакалия на русскую тему». Последний концерт Сергея состоялся в 1951 году в Сан-Франциско, где он дирижировал под музыку Чайковского и Прокофьева. Скончался великий дирижер в 1951 году. За свои 75 лет жизни Кусевицкий внес огромный вклад не только в музыку, но и в становление многих культовых личностей в музыкальной области, за что и получил множество наград и премий.
Послушайте, как звучит написанная Сергеем Кусевиким музыка:
Какие задачи могут решаться при проведении урока на тему «Волшебная палочка дирижера»
С цели и задач урока начинается любое планирование. Определив содержательную сторону, педагог сможет легче контролировать освоение учебного материала и формирование необходимых компетенций, которые развиваются в ходе одного учебного занятия или целого цикла.
Основная цель, указываемая при методической разработке урока «Волшебная палочка дирижера», – это формирование целостного представления у школьников о чем-то одном из следующего списка:
- видах оркестра;
- симфоническом оркестре и его основных инструментах;
- деятельности дирижера;
- театре оперы и балета и т. п.
Задачи ориентированы на развитие компетенций учащихся и варьируются в зависимости от содержательности урока:
- Создать углубленное представление о роли волшебной палочки дирижера в опере и балете (симфоническом оркестре или видах оркестра).
- Раскрыть место и роль дирижера в классической музыке.
- Познакомить с историей дирижирования и дирижерской палочки.
- Представить функции волшебной палочки дирижера в оркестре.
- Показать значение профессии через знакомство со знаменитыми дирижерами мира.
- Познакомить учащихся с азами дирижирования.
Эти вариативные задачи дополняются другими, исходящими из прочих этапов урока (например пения, нотной грамоты или повторения материала предыдущих уроков).
Рассмотренная тема безгранична и не вмещается в один учебный час. Роль дирижера настолько многогранна, что рассказать, показать и объяснить это за один урок практически невозможно. Углубить тему можно на смежных с ней уроках («Образы борьбы и победы в искусстве»), а также при проведении внеурочных и внеклассных занятий, например при посещении живых концертов симфонической музыки, оперных и балетных спектаклей.
Хамовнические казармы
Сегодня Военно-оркестровая служба и Центральный военный оркестр располагаются в старинном здании Хамовнических казарм, построенных до Отечественной войны 1812 года. До революции в них было два гренадерских и один гусарский полки.
Военно-оркестровая служба ВС РФ
В этом здании на Комсомольском проспекте редко бывает тихо: до 15:00 репетирует духовой оркестр, а после — симфонический. На стенах — фотографии руководителей Военно-оркестровой службы, начальников оркестров и капельмейстеров. В кабинете руководителя оркестра всего два портрета — Семен Чернецкий и Василий Агапкин. В углу — инкрустированный позолотой рояль.
Инструмент заметил в одной из воинских частей предыдущий руководитель Военно-оркестровой службы генерал-лейтенант Валерий Халилов. «Он остался с дореволюционных времен, ходил по рукам и оказался в воинской части. Инструмент был в ужасном состоянии, весь черный, грязный, использовался, к великому сожалению, не по назначению. Мы даже не могли представить, какой он красивый, пока не очистили и не отреставрировали», — рассказывает Дурыгин.
По его словам, о том, что рояль — это музейная редкость, музыканты узнали от Святослава Бэлзы, который зашел в гости. Такие рояли XVIII века французской фирмы «Эрарт» можно увидеть только в Музее Глинки. «Мы решили поставить его в кабинете руководителя оркестра. Это наша музейная ценность, мы его бережем, и звучит он великолепно», — поясняет начальник оркестра.
В гости к оркестру заходил не только Бэлза. Военные работали со множеством известных музыкантов, в альбомах фотографии с Дмитрием Шостаковичем, Валентиной Толкуновой, Еленой Образцовой, Иосифом Кобзоном, Тамарой Гвердцители, Ларисой Долиной и многими другими. Любит главный оркестр российской армии и французская певица Мирей Матье.
Оркестр Военно-политической ордена Ленина академии Красной армии с Дмитрием Шостаковичем, 20 декабря 1942 года Военно-оркестровая служба ВС РФ
«Духовая музыка очень котируется за рубежом, — говорит Дурыгин. — Хотя пандемия, конечно, вносит свои коррективы, и многие военные оркестры в мире сейчас не имеют возможности ездить по фестивалям». Но российских музыкантов это не останавливает. Они не только провели единственный военно-музыкальный фестиваль в мире в этом году — «Спасская башня», но и не отказались от программы «Военные оркестры в парках», которая проводится вместе с мэрией Москвы. Москвичи и гости столицы смогли посетить четыре концерта в парках во время пандемии.
Однако музыканты участвуют не только в фестивалях. Как говорят в армии, они выполняют задачи по предназначению в Сирии. Центральный военный оркестр за время проведения операции российских войск против международного терроризма неоднократно выезжал туда, один раз вместе с Иосифом Кобзоном. Сейчас к российской группировке в Сирии на постоянной основе прикомандирован военный оркестр.
В отличие от большинства военнослужащих, кроме полевой, повседневной и парадной формы, артисты имеют ещё и концертную. «Эту форму называют почему-то гренадерская, но это большая ошибка. Это стилизованная форма тамбурмажоров Преображенского полка», — открывает секрет Черток. Форма шьется на каждого музыканта по его размерам и требует особого ухода, потому и хранится в костюмерной.
Музыканты активно следят не только за концертной формой, но и за физической. «Мы сдаем нормативы физической подготовки, как и все наши военнослужащие. Но у нас есть ещё и гражданские служащие. Я им говорю: «Уважаемые друзья, как только у кого-то появляется животик или щечки становятся видны, когда я смотрю на затылок, то, дорогие друзья, — это повод расстаться». И они все физически держат себя в руках. Но начинаю с себя, конечно», — смеется начальник оркестра.
Он уверен, что задача военного музыканта не только на высоком профессиональном уровне исполнять музыку, но и быть красивым и подтянутым. Хотя хорошая физическая форма и здоровье нужны музыкантам не только для красоты. Военный оркестр играет в любую погоду. Сейчас приказом министра обороны РФ определено, что играть можно до минус 15 градусов. По словам Дурыгина, раньше духовые оркестры играли и при минус 30 градусах. Для того чтобы инструменты не замерзали, заливают спирт. «В инструменты, не в музыкантов, — шутит Дурыгин. — Но после минус 15 спирт, смешиваясь с влагой, тоже начинает замерзать, и звучание уже не такое хорошее».
Раньше у музыкантов на морозе и губы примерзали к инструментам, сейчас есть специальные пластиковые мундштуки. «Но, конечно, музыканты, особенно на Урале и за Уралом, когда есть какие-то серьезные мероприятия, в любом случае выходят и играют. Когда говорят: «Братцы, надо». Братцы выходят и играют», — заключает Дурыгин.
Герберт Фон Караян
Герберт Риттер фон Караян родился в австрийском городе Зальцбург 5 апреля 1908 года. Он был настоящим вундеркиндом — на рояле играл с самого раннего детства. С 1916 по 1926 год учился в зальцбургском Моцартеуме — университете музыки и драматического искусства. Там он впервые занялся дирижированием. Первой официальной должностью Караяна был пост капельмейстера городского театра немецкого города Ульм, который он занимал с 1929 по 1934 год. В 1933 году он впервые принимал участие в Зальцбургском фестивале. В том же году он вступил в нацистскую партию, что негативно повлияло на его карьеру в будущем. В 1934 году он впервые дирижировал Венским филармоническим оркестром и впоследствии часто был его приглашенным дирижером.
В 1935 году Караян стал самым молодым генеральным музыкальным директором Германии. Двумя годами позже он впервые дирижировал Берлинским филармоническим оркестром и руководил спектаклем в Берлинской государственной опере. В конце 1930-х годов он приобрел известность как лучший дирижер произведений Рихарда Вагнера — эта музыка пользовалась огромной популярностью у нацистской верхушки. В 1938 году Караян подписал договор со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon.
Записи Герберта фон Караяна били все рекорды продаваемости в области классической музыки. Он одним из первых понял перспективы записи на CD. В 1980 году он дирижировал «Альпийской симфонией» Рихарда Штрауса — первым классическим произведением, выпущенным в продажу на CD.
Из-за связей с нацистами после войны Караян подвергся «денацификации». В период оккупации Австрии союзными войсками (в том числе советскими) ему было запрещено дирижировать на родине. Запрет сохранялся до 1947 года. Однако карьера Караяна продолжала развиваться. В 1949 году он стал художественным руководителем венского Общества друзей музыки, работал в театре Ла Скала, выступал с Лондонским филармоническим оркестром и принимал участие в Байрейтском фестивале.
В 1955 году он занял пост музыкального директора Берлинского филармонического оркестра, с которым был связан до конца жизни. С 1957 по 1964 год он занимал пост художественного директора Венской государственной оперы, дирижировал Венским филармоническим оркестром и участвовал в Зальцбургском фестивале. Герберт фон Караян питал особую любовь к композиторам XIX — начала XX века: Малеру, Сибелиусу, Нильсену. Берлинский филармонический оркестр он покинул лишь за несколько месяцев до смерти. Герберт фон Караян умер 16 июля 1989 года.
Теодор Курентзис (р. 1972)
Этому 47-летнему греко-русскому дирижеру с готической внешностью нет равных в том, что касается озвучивания музыки, которую вы, вероятно, слышали тысячу раз. Курентзис получил стремительный рост известности после того, как в 2011 году был назначен музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета. Он применил нетрадиционный подход к репертуару и изменил отношения между классической музыкой и поклонниками 21-го века. Курентзис превратил Пермскую оперу в Мекку для любителей нестандартной музыки. В прошлом году он решил уйти, чтобы посвятить себяансамблю Musica Aeterna. Билеты на концерты его оркестра продаются, как горячие пирожки, и забронированы на несколько месяцев вперед. Новаторский дирижер может заново изобрести что угодно, от «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича до Реквиема Верди, сохраняя при этом яркую и насыщенную музыку.
За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.
Курентзис родился в Афинах и начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было всего четыре года. В возрасте 12 лет он поступил на отделение скрипки в Греческой национальной консерватории. В 1994–1999 годах он изучал дирижирование в Санкт-Петербургской государственной консерватории и влюбился в Россию. В 2014 году Курентзис получил российское гражданство в награду за выдающийся труд. Яркий дирижер недавно произвел фурор в киноиндустрии. Курентзис сыграл легендарного советского физика Льва Ландау в фильме Ильи Хржановского «Дау», мировая премьера которого состоялась в Берлине в 2019 году.
Примечания
- ↑ 12345678 Рацер, 1975, с. 252.
- Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
- Рацер, 1975, с. 252—253.
- ↑ 123456 Рацер, 1975, с. 253.
- ↑ 123Паршин А. А. Аутентизм: вопросы и ответы // Музыкальное искусство барокко. Сборник 37. — М.: МГК, 2003. — С. 221—233. Архивировано 14 октября 2013 года.
- Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
- Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
- Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
- Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
- Адорно, 1999, с. 99.
- ↑ 12 Гинзбург, 1975, с. 614—615.
- Вейнгартнер. Дирижёр, 1975, с. 184.
- Гинзбург, 1975, с. 187.
- ↑ 12345 Рацер, 1975, с. 254.
- Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Гинзбург, 1975, с. 164.
- Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Адорно, 1999, с. 95.
- ↑ 12 Рацер, 1975, с. 255.
- ↑ 12Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Гинзбург, 1975, с. 186.
- Гинзбург, 1975, с. 381—390.
- Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 167—176.
- Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
- Гинзбург, 1975, с. 390—391.
- Гинзбург, 1975, с. 391—392.
- Гинзбург, 1975, с. 186—187.
- Гинзбург, 1975, с. 389.
- ↑ 12 Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
- Бруно Вальтер, 1975, с. 324.
- ↑ 12345 Рацер, 1975, с. 255.
- Бруно Вальтер, 1975, с. 318.
- Гинзбург, 1975, с. 7.
- Давтян А. О. Исторические анекдоты. — ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 165. — 304 с.
- ↑ 123 Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 177.
- Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 176.
- ↑ 12 Гинзбург, 1975, с. 6.
- Poulet Christian. Jane Evrard(неопр.) . Сайт ристиана Пуле. Дата обращения 17 сентября 2020.
- Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.
Германия
Город | Оркестр | Дирижер | Национальность |
Бамберг | Бамбергский симфонический оркестр | Якуб Хруша | чешский язык |
Берлин | Берлинский филармонический оркестр | Кирилл Петренко | русский |
Берлин | Симфонический оркестр Берлинского радио | Владимир Юровский | русский |
Берлин | Немецкий симфонический оркестр Берлина | Робин Тиччати | Британский |
Берлин | Концертхаусорчестер Берлин | Кристоф Эшенбах | Немецкий |
Берлин | Staatskapelle Berlin | Даниэль Баренбойм | Аргентинский |
Бремен | Deutsche Kammerphilharmonie Bremen | Пааво Ярви | эстонский |
Кёльн | Gürzenich Orchestra Кельн | Франсуа-Ксавье Рот | французкий язык |
Кёльн | WDR Funkhausorchester | Франк Штробель | Немецкий |
Кёльн | Симфонический оркестр WDR Кёльн | Кристиан Макелару | румынский |
Дортмунд | Дортмундерский филармонический оркестр | Габриэль Фельц | Немецкий |
Дрезден | Дрезденский филармонический оркестр | Марек Яновски | Польский |
Дрезден | Государственная капелла Дрездена | Кристиан Тилеманн | Немецкий |
Эссен | Эссенская филармония | Томаш Нетополь | чешский язык |
Франкфурт | Франкфуртская опера — оркестр музеев | Себастьян Вайгле | Немецкий |
Франкфурт | hr-Sinfonieorchester | Ален Алтыноглу | французкий язык |
Галле | Staatskapelle Halle | (должность вакантна) | |
Гамбург | Гамбургер Симфоникер | Сильвен Камбрелинг | французкий язык |
Гамбург | Симфонический оркестр NDR | Алан Гилберт | Американец |
Ганновер | НДР Радиофилармония | Эндрю Манце | Британский |
Гейдельберг | Филармонический оркестр Гейдельберга | Элиас Гранди | Немецкий |
Херфорд | Нордвестдойче филармония | Ив Абель | Канадский |
Hilchenbach | Филармония Südwestfalen | Чарльз Оливьери-Манро | Мальтийский |
Йена | Jenaer Philharmonie | Саймон Гауденц | Швейцарский |
Карлсруэ | Badische Staatskapelle | Джастин Браун | Британский |
Кобленц | Государственный оркестр Рейнской филармонии | Гарри Уокер | Британский |
Констанц | Südwestdeutsche Philharmonie Konstanz | Ари Расилайнен | Финский |
Людвигсхафен-на-Рейне | Государственная филармония Рейнланд-Пфальц | Майкл Фрэнсис | Британский |
Лейпциг | Лейпцигский Гевандхаус Оркестр | Андрис Нельсонс | Латышский |
Лейпциг | Симфонический оркестр MDR Leipzig Radio | Деннис Рассел Дэвис | Американец |
Любек | Филармонический оркестр Hansestadt Lübeck | Рюсукэ Нумаджири | Японский |
Мюнхен | Симфонический оркестр Баварского радио | Сэр Саймон Рэттл (назначен, вступает в силу с 2023 г.) | Британский |
Мюнхен | Баварский государственный оркестр | Владимир Юровский | русский |
Мюнхен | Мюнхенский камерный оркестр | Александр Либрейх | Немецкий |
Мюнхен | Мюнхенский филармонический оркестр | Валерий Гергиев | русский |
Мюнхен | Оркестр Мюнхенского радио | Иван Репушич | хорватский |
Мюнхен | Мюнхенский симфонический оркестр | Кевин Джон Эдусей | Немецкий |
Нюрнберг | Нюрнбергский симфонический оркестр | Кахчун Вонг | Сингапурский |
Recklinghausen | Neue Philharmonie Westfalen | Расмус Бауманн | Немецкий |
Штутгарт | Штутгартский филармонический оркестр | Дэн Эттингер | Израильский |
Веймар | Staatskapelle Weimar | Доминик Бейкирх | Немецкий |
Вупперталь | Sinfonieorchesters Wuppertal | Патрик Хан | Австрийский |
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
- оркестровое (управление инструменталистами);
- хоровое (работа с вокальными исполнителями).
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
Владимир Спиваков (1944 г. р.)
Спиваков изначально прославился как один из самых эмоционально выразительных, разносторонних и уникальных советских скрипачей. Выиграв медали почти на всех крупных международных соревнованиях в период с 1965 по 1970 год, молодой виртуоз, как солист, совершил зигзаг по всему миру, играя со сливками оркестров мирового уровня. Несмотря на ошеломляющий успех, Спиваков понял, что его место (и настоящее призвание) на самом деле на подиуме. Владимир брал уроки у гениального дирижера из США Леонарда Бернсштейна. Он также научился своему ремеслу у Лорина Маазеля, одного из величайших музыкантов своего времени. Бернштейн учил своих учеников, что дирижеры должны быть прежде всего послами и посланниками композитора. В знак дружбы он подарил Спивакову палочку, который маэстро хранил как реликвию.
Валерий Гергиев (1953 г. р.)
Его репутация опережает его: Гергиев известен своим гипнотическим сценическим мастерством. Широкоплечий и высокий маэстро дирижирует страстно, чутко и внимательно относится к деталям. Этнический осетин, Гергиев родился в Москве, все свое детство и юность провел в Северной Осетии. Он изучал дирижирование в Ленинградской консерватории и произвел фурор еще в 1977 году, когда выиграл конкурс дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине.
Вскоре после этого харизматичный молодой человек дебютировал в историческом Кировском (ныне Мариинском) театре в Ленинграде (Санкт-Петербург). Гергиев руководил интеллектуальной постановкой оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» в качестве помощника главного дирижера труппы. В последующие пять лет советский музыкант продвигался все дальше и дальше по пути установления высоких стандартов дирижирования. В 1988 году его окончательно назначили главным дирижером Кировского театра, ставшего для Гергиева настоящим домом. Под его руководством легендарный зал стал одним из первоклассных оперных театров мира.
В 1993 году Гергиев был назван дирижером года на церемонии вручения премии классической музыки в Лондоне. Он уделял свое время и талант работе с музыкантами из списка лучших. Он также был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра и Роттердамского филармонического оркестра.