Дирижер

Профессия дирижер

Рано или поздно у каждого ребенка, занимающегося музыкой, возникает вопрос: кем быть, на кого учиться? Кто-то изменяет музыке и идет получать какую-либо современную прикладную профессию: юрист, экономист, инженер, оставив музыку лишь в качестве хобби, а кто-то всерьез мечтает связать свою жизнь с творчеством и выбирает среди профессий музыкальных: певец, музыкант и другие. Если ваш ребенок все-таки решил связать свою жизнь с музыкой, возможно, по душе ему придется и такая профессия, как дирижер, о которой частенько забывают.

Слово «дирижер» в переводе с французского языка означает «управлять/руководить». Стоит отметь, что профессия эта очень древняя и первые упоминания о ней можно встретить еще в литературе о Древнем Египте.

Профессиональный дирижер должен не только уверенно владеть музыкальным материалом, но и уметь наполнить то или иное произведение выразительностью, а иногда и придать ему совершенно новое, порой даже необычное звучание, представить аудитории новое прочтение знакомых композиций.

Профессия дирижера довольно трудная, ведь он несет ответственность не только за свою собственную работу, но и за работу всего музыкального коллектива. Дирижер должен знать и учитывать особенности и способности каждого отдельного музыканта в оркестре или ансамбле, которым он руководит.

Человек, избравший для себя путь дирижера, должен обладать такими важными качествами: исключительный музыкальный слух, развитое чувство ритма, хорошо развитые память и координация, усидчивость, терпение и несомненно педагогический талант.

Путь каждого будущего дирижера начинается в https://jamschool.ru

На этом этапе очень важно особое внимание уделить музыкальной грамотности: развитие чувства ритма и слуха, уроки сольфеджио, изучение нотной грамоты — все это основы основ не только для будущего дирижера, но и для любого другого музыканта. https://jamschool.ru или игры на музыкальном инструменте послужат отправной точкой в мир музыки и творчества!

Если вы до сих пор не решили стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, то ответ здесь может бть только один — определенно стоит! Тем самым вы не только заложите образовательный фундамент, но и займете свободное время вашего непоседы, которое зачастую бывает потрачена перед монитором комьютера. Приходите на пробное занятие или на одно из наших отчетных выступлений, и вы все увидите сами!

История профессии

Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Примечания

  1. 12345678 Рацер, 1975, с. 252.
  2. Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
  3. Рацер, 1975, с. 252—253.
  4. 123456 Рацер, 1975, с. 253.
  5. 123Паршин А. А. Аутентизм: вопросы и ответы // Музыкальное искусство барокко. Сборник 37. — М.: МГК, 2003. — С. 221—233. Архивировано 14 октября 2013 года.
  6. Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
  7. Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
  8. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
  9. Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
  10. Адорно, 1999, с. 99.
  11. 12 Гинзбург, 1975, с. 614—615.
  12. Вейнгартнер. Дирижёр, 1975, с. 184.
  13. Гинзбург, 1975, с. 187.
  14. 12345 Рацер, 1975, с. 254.
  15. Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  16. Гинзбург, 1975, с. 164.
  17. Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  18. Адорно, 1999, с. 95.
  19. 12 Рацер, 1975, с. 255.
  20. 12Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  21. Гинзбург, 1975, с. 186.
  22. Гинзбург, 1975, с. 381—390.
  23. Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 167—176.
  24. Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
  25. Гинзбург, 1975, с. 390—391.
  26. Гинзбург, 1975, с. 391—392.
  27. Гинзбург, 1975, с. 186—187.
  28. Гинзбург, 1975, с. 389.
  29. 12 Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
  30. Бруно Вальтер, 1975, с. 324.
  31. 12345 Рацер, 1975, с. 255.
  32. Бруно Вальтер, 1975, с. 318.
  33. Гинзбург, 1975, с. 7.
  34. Давтян А. О. Исторические анекдоты. — ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 165. — 304 с.
  35. 123 Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 177.
  36. Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 176.
  37. 12 Гинзбург, 1975, с. 6.
  38. Poulet Christian. Jane Evrard(неопр.) . Сайт ристиана Пуле. Дата обращения 17 сентября 2020.
  39. Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Как построить карьеру

Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.

Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.

Юрий Башмет (1953 г. р.)

До того, как начать владеть дирижерской палочкой, Башмет заработал репутацию опытного альтиста, которого хвалили за необычную технику и звук. Он выступал в качестве солиста с величайшими оркестрами мира, включая Берлинский филармонический оркестр, Нью-Йоркский филармонический оркестр и Венский филармонический оркестр. Башмет родился в Ростове-на-Дону на юге России. В 1986 году амбициозный альтист основал камерный оркестр «Солисты Москвы». В начале 1990-х Башмет был вынужден заново основать свой ансамбль, когда первые участники компании решили навсегда остаться во Франции. Его новый оркестр был составлен из самых перспективных выпускников Московской консерватории. В разное время с ансамблем сотрудничали ведущие духовые музыканты, в том числе Святослав Рихтер и Мстислав Ростропович.

В 2008 году Башмет и его оркестр попали в заголовки газет, получив премию «Грэмми», получив высокую оценку за исполнение произведений Стравинского и Прокофьева. С 2002 года Башмет также является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». В его репертуаре более 350 произведений русской и мировой классики.

Мариинский театр

После окончания консерватории Валерий работал ассистентом дирижера в Кировском театре (в 1992 году вернувшем историческое название Мариинский). Через год, в 1978-м, он впервые встал за главный пульт. Дирижерским дебютом Гергиева стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир».

Через десятилетие Валерий Абисалович стал главным дирижером Кировского театра. В первый год на новой должности он организовал тематический фестиваль по произведениям Модеста Мусоргского. В дальнейшем проведение таких мероприятий стало традицией.

Для постановки русских оперных шедевров маэстро приглашает режиссеров и сценографов с мировым именем. Фестиваль 1990 года Гергиев посвятил творчеству Петра Чайковского, 1991-го — Сергея Прокофьева, а 1994-го — Николая Римского-Корсакова. В 1996 году в биографии маэстро произошло знаковое событие: Валерий Абисалович занял пост директора Мариинки. С приходом Гергиева на сцену вернулись многие произведения Рихарда Вагнера, входившие в афиши театра еще в начале XX столетия. Расширился и симфонический репертуар.

При новом директоре изменения коснулись не только художественно-исполнительской части, но и архитектурной. В 2006 году прошло торжественное открытие Концертного зала, в 2013-м — второй сцены (Мариинский-2), а с 2016-го театр расширил границы, создав 2 филиала: во Владивостоке и Владикавказе.

Валерий Гергиев дирижирует симфоническим оркестром Мариинского театра

Еще не будучи директором, Гергиев стремился обеспечить труппе театра комфортные условия для работы. Так, едва получив пост худрука, Валерий Абисалович отвоевал у Ленинградского горкома КПСС строившийся для артистов дом, который планировали передать «афганцам». В 1995 году, в сложный для страны перестроечный период, не побоялся выбить у Виктора Черномырдина $ 10 млн для сохранения Большого и Мариинки.

Вместе с оркестром театра Гергиев появлялся не только на торжественных мероприятиях и международных гастролях — выступления проводились и в связи с трагическими событиями. Так, в 2004 году, после террористического акта в Осетии, дирижер организовал цикл концертов «Беслан. Во имя жизни». Через 4 года исполнители появились в полуразрушенном Цхинвале, чтобы воздать дань памяти невинно погибшим людям. 5 мая 2016 года в амфитеатре Пальмиры прямо под открытым небом оркестр Мариинки исполнил классические произведения.

За годы работы в должности директора Мариинского театра маэстро воспитал многих музыкантов мировой величины. Валерий Гергиев тесно сотрудничает с Юрием Башметом. Кроме того, симфонический оркестр регулярно проводит интересные коллаборации с другими музыкантами мирового масштаба. Так, в 2020 году в парке Зарядье прошел совместный концерт с пианистом Мао Фудзитой.

С 1993 года на базе Мариинского театра проводится фестиваль «Звезды белых ночей». В тот год Анатолий Собчак выделил на мероприятие 1 тыс. рублей. Приглашение получили 10 журналистов, работали 2 камеры, а в качестве фуршета были несколько бутылок шампанского и конфеты. С тех пор многое изменилось — сейчас проект вошел в число крупнейших музыкальных фестивалей мира.

Кому подходит

На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Как дирижеры стояли раньше?

У генерал-баса был помощник – концертмейстер. Как правило, эту роль играл первый скрипач. При помощи своего инструмента он задавал общий тон. Прекращая игру, концертмейстер отбивал ритм смычком. Также могло быть еще несколько помощников основного дирижера в лице хормейстера или виолончелиста. Со временем от генерал-баса решили отказаться, и руководителем ансамбля стал концертмейстер.

В будущем правила поменяются еще не раз, пока ансамбли не начнут окончательно выступать под руководством дирижера, стоящего отдельно – впереди. В 1812 году впервые Игнац Франц фон Мозель использовал дирижерскую палочку современного типа. Если прежде композиторы исполняли свои произведения самостоятельно, то постепенно они начинали исполнять и чужие произведения. Дирижерство превратилось в отдельную профессию, а ее представители могли отправляться на гастроли с чужими ансамблями.

Все это время дирижеры соблюдали правила хорошего тона: они стояли спиной к ансамблю и лицом к зрителям. Однако при этом отсутствовал контакт с ансамблем, что вызывало трудности.

Интересно: Почему с горы зимой видно дальше, чем летом?

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Особенности профессии дирижера

Принято считать, что дирижер – это музыкальный деятель, который берет на себя управление музыкантами во время исполнения композиций. Поэтому у дирижера есть несколько профилей работы:

  • ансамблевой;
  • оркестровый;
  • хоровой;
  • оперный.

Как можно понять из названия, дирижер оркестра работает именно с такой формой объединения музыкантов. Более того, дирижер и оркестр – это некий единый организм, который существует исключительно в тандеме. Все участники хорошо понимают особенности манеры исполнения друг друга, умению чувствовать чужое настроение и подстраиваться под него.

При этом дирижер – это не просто руководитель. Его роль носит далеко не технический или формальный характер. Дирижер – это человек, который дает акценты музыкальным композициям через собственное восприятие произведений

Он может менять тональности, продлевать паузы или акцентировать внимание слушателей на определенный инструментальных партиях. Иными словами, дирижер оркестра – это музыкальный аналог режиссера постановки

Они имеет исходный материал произведения, но вносит в него свое мировосприятие.

Кроме этого, дирижер оркестра, конечно же, отвечает за чистоту выступления коллектива. Во многом именно от дирижера зависит будет ли выступление оркестра успешным или не понравится публике.

Одним словом, профессия дирижера требует не просто умения руководить, но и безупречного слуха и таланта.

Артуро Тосканини

Артуро Тосканини считают одним из величайших дирижеров XX века и одним из пионеров звукозаписи и радиотрансляций. Он родился 25 марта 1867 года в Парме. В консерватории он учился по классу виолончели. В 1886 году в составе оркестра оперной труппы Тосканини совершил турне по Южной Америке. Во время турне у труппы возникли проблемы с дирижером, и девятнадцатилетний виолончелист, обладавший почти фотографической памятью, занял его место. Не имея никакой дирижерской подготовки, он с блеском справился с этой задачей. Это турне определило весь его дальнейший жизненный путь.

Вернувшись в Италию, Тосканини продолжил играть на виолончели, но искал возможности продолжить карьеру дирижера. В 1896 году он дирижировал первым симфоническим концертом, а через два года стал дирижером миланского оперного театра Ла Скала и занимал этот пост до 1908 года. Репутация Тосканини росла, а с ней расширялись и возможности. В 1908-1915 годах он работал в нью-йоркском оперном театре Метрополитен, с 1926 по 1936 год возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр и стал первым иностранным дирижером на Байрейтском фестивале (1931-1932).

Первые записи Тосканини были сделаны в начале 1920-х годов, когда он гастролировал в США с оркестром театра Ла Скала. Хотя первоначально идеи фашизма Тосканини привлекали, впоследствии он стал ярым противником Бенито Муссолини и в 1930-е годы был вынужден покинуть Италию. В изгнании он находился до 1946 года. В 1937 году Тосканини возглавил только что созданный симфонический оркестр NBC, и первая трансляция состоялась в декабре того же года. В следующем году он дирижировал мировой премьерой одного из самых своеобразных произведений американской музыки — «Адажио для струнных» Сэмюэла Барбера. Тосканини сотрудничал с оркестром NBS всю жизнь, за исключением периода с 1941 по 1944 год. Многие программы были записаны и неоднократно выпускались в эфир. Тосканини умер в Нью-Йорке 16 января 1957 года. К числу его дирижерских достижений относятся исполнения произведений Бетховена, Брамса, Дебюсси, Рихарда Штрауса и Вагнера, а также итальянских композиторов: Пуччини, Россини и Верди.

Поделиться ссылкой

Музыка

Впервые Валерий громко заявил о таланте еще в студенческие годы. Юноша участвовал в международном фестивале имени Герберта фон Караяна, проходившем в Берлине, и получил Гран-при. Затем была следующая победа — на Всесоюзном конкурсе дирижеров, проходившем в Москве.

С 1981 года молодой талант руководил оркестром в Армении. В 90-х Гергиев часто гастролировал за рубежом. В 1992 году музыкант дебютировал в Метрополитен-опере как дирижер оперы «Отелло». В 1995 году артиста пригласили возглавить филармонический оркестр в Роттердаме. В этом качестве Валерий Абисалович сотрудничал с коллективом до 2008 года.

В 2003 году дирижер основал благотворительную организацию «Фонд Валерия Гергиева», которая помогает в проведении музыкальных, образовательных и просветительских проектов. По инициативе музыканта основан и действует ряд международных музыкальных фестивалей.

Тюльпан Валерий Гергиев

2007 год начался для Валерия Абисаловича с перемен. 1 января дирижер возглавил Лондонский симфонический оркестр. Критики и коллеги характеризовали творчество музыканта как яркое и эмоциональное, всегда с неординарным прочтением классики. На закрытии зимней Олимпиады – 2010, проходившей в Ванкувере, Гергиев дирижировал оркестром на Красной площади в режиме телемоста.

В 2012 году состоялась масштабная международная акция с участием Валерия Абисаловича и Джеймса Кэмерона — 3D-трансляция «Лебединого озера» на весь мир. Через год маэстро вошел в число номинантов на премию «Грэмми» после исполнения «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова с музыкантами Лондонского симфонического оркестра.

В 2014 году Гергиев участвовал в концерте, посвященном творчеству Майи Плисецкой. Дирижер вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра выступил с произведением Мориса Равеля «Болеро». В концерте прозвучали также Adagietto из Симфонии № 5 Густава Малера и сюита «Кармен» Жоржа Бизе и Родиона Щедрина.

В 2017-м в курортном поселке Репино, рядом с Финским заливом, открылся концертный зал, построенный на средства Гергиева. Авторами проекта выступили архитектор и реставратор Ксавье Фабр и инженер акустического проектирования Ясухиса Тойота.

Валерий Гергиев и Владимир Путин

Осенью того же года маэстро организовал дружескую встречу с финалистами проекта «Ты супер! Танцы», прибывшими из стран постсоветского пространства. Маленькие артисты встретились с маститым дирижером после просмотра оперы «Рождественская сказка».

В декабре Гергиев вместе с музыкантами Мюнхенского филармонического оркестра провел заключительные концертные выступления года. В это же время в филармонии «Гастайг» прозвучала опера Родиона Щедрина «Очарованный странник». Фестиваль в честь композитора, где также выступил оркестр Мариинского театра, прошел позднее в Москве, в зале Чайковского.

Все подробности творческой жизни дирижер освещал на официальном сайте. На концертах музыканта часто присутствовали главы государств, в том числе Владимир Путин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector