Как поступить в аспирантуру: особенности, правила поступления и рекомендации
Содержание:
- Специальности в аспирантуре
- Чем отличается соискатель от аспиранта
- Структура высшего образования в России (три ступени)
- Что дает аспирантура после окончания
- Средний возраст абитуриентов поступающих в аспирантуру
- Существует ли «порог» в возрасте для поступающих в аспирантуру в России?
- Существуют ли другие нюансы?
- Льготы аспирантам очного отделения
- Категории студентов
- Формы обучения
- Что представляет собой данное обучение
- Карьерный рост и работодатели
- О студентах с юмором
- Что еще важно знать
- Где работать после аспирантуры: учебные заведения
- Магистр против специалиста
- Есть ли льготы у работающих аспирантов?
- Социальные льготы
Специальности в аспирантуре
Студенты нашего вуза вольны выбирать из двух направлений. Первое — экономика (код 38.06.01), чаще предпочтительно для инженеров, носителей технических спецификаций, программистов, экономистов. Специальности:
- Финансы, денежное обращение, кредит (08.00.10) — оптимальный вариант выпускников финансовых факультетов, банковского дела;
- Экономика и управление народным хозяйством (08.00.05) — отраслевое направление будущих руководителей;
- Математические, инструментальные методы экономики (08.00.13) — выбор программистов, инженеров, администраторов.
Юриспруденция (40.06.01) определяет более ограниченный выбор (действующие правоведы). Это углубленные знания по гражданскому, международному, семейному, предпринимательскому праву (код 12.00.03). Направление предпочтительно для действующих помощников судей, адвокатов, бизнес-консультантов.
Чем отличается соискатель от аспиранта
Чтобы понять, чем аспирантура отличается от соискательства разберёмся в этих понятиях.
В большинстве вузов есть специальный отдел, сотрудники которого отвечают за приём и обучение аспирантов. Чтобы поступить в аспирантуру, нужно:
- найти научного руководителя;
- договориться о теме диссертации и утвердить её;
- сдать вступительные экзамены.
Аспирантура может быть очной, вечерней или заочной. Любой аспирант не только пишет диссертацию, но и:
- посещает учебные занятия;
- сдаёт кандидатский минимум (испытания, подтверждающие его квалификацию);
- проходит педагогическую практику.
Программа обучения в аспирантуре рассчитана на 4 или 5 лет.
Молодые учёные обычно выбирают аспирантуру, люди с опытом работы – соискательство
Соискания как отдельного понятия не существует: есть аспирантура в форме соискательства. При этой форме подготовки будущие кандидаты:
- Не посещают занятия.
- Не проходят практику.
- Пишут диссертацию без отрыва от своей основной работы.
Соискатели не сдают вступительные экзамены, им достаточно пройти процедуру прикрепления научного руководителя и утвердить тему работы, но канд. минимум сдают наравне с аспирантами. При желании они также могут посещать с ними занятия, но это не является обязательным.
На написание диссертации соискателю даётся 4 года.
Таким образом, главное отличие соискателя от аспиранта в том, что первый работает и готовит кандидатское исследование, а второй занят только учёбой и диссертацией.
При этом и от аспиранта, и от соискателя требуют публиковать научные статьи, выступать на конференциях и пр.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Структура высшего образования в России (три ступени)
В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.
Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:
- Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
- Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
- Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.
По принятии образовательных стандартов нового поколения система высшего образования была разделена на три ступени:
Бакалавриат
Бакалавриат — первая ступень учебы
Это первая ступень, куда учащиеся зачисляются на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Продолжительность обучения составляет 4 года для выпускников 11 классов и 3 года (чаще всего) для выпускников колледжей и техникумов. Последние зачисляются туда на основании диплома и внутренних вступительных испытаний. После окончания бакалавриата существует возможность перейти на следующую ступень образования, которое можно продолжить не только в российских, но и в зарубежных вузах.
Магистратура и специалитет
Специалитет являлся основной формой образования высшего уровня в РФ до сентября 2003 года, когда Россия перешла на Болонскую систему, подписав соответствующую декларацию. Хотя форма специалитета успешно применяется некоторыми вузами страны до сих пор. Поступление на специалитет осуществляется на основе результатов ЕГЭ. Обучение продолжается 5 лет (очная форма) или 6 лет (заочная форма). Выпускник дальше может поступить как в магистратуру (только на платной основе), так и сразу в аспирантуру. Эта форма образования считается достаточно престижной в России, но за рубежом найти работу с дипломом специалиста будет проблематично, поскольку там подобная форма не практикуется.
Магистратура является второй ступенью в высшем образовании, продолжительность обучения в ней составляет 2 года и дает студентам возможность глубже погрузиться в выбранную ими специализацию. Поступление в магистратуру происходит по итогам сдачи внутреннего экзамена при наличии диплома бакалавра или специалиста. Обучение не Обучение может быть на бесплатной основе (если успешно пройден этап конкурсного отбора) или на платной (в остальных случаях). Его не обязательно продолжатьв том же вузе, где получалась предыдущая ступень. Магистратура, так же, как и бакалавриат позволяет получить отсрочку от службы в армии.
Аспирантура
Аспирантура — уровень высшего образования
Представляет собой особый уровень образования в России. После успешного завершения аспирантуры обучающемуся присваивается научная степень кандидата наук.
Также существуют две формы обучения – бюджетная и платная. Поступление на бюджетную форму возможно только после окончания специалитета. Продолжительность обучения составляет 3 года (очная форма) или 4 года (заочная форма). На время обучения в аспирантуре предоставляется отсрочка от армии.
Благодаря введению новых образовательных стандартов, обучающиеся могут изначально поставить себе конкретную цель и постепенно идти к ней, минуя ступень за ступенью. Также стали понятны и очевидны различия между каждой ступенью, и студент может остановиться по окончании любой из них.
Что дает аспирантура после окончания
Раньше аспирантура нужна была только для того, чтобы стать кандидатом наук. Сегодня обучение может получить логическое завершение и без защиты диссертации. Диплом аспирантуры дает возможность начать карьеру преподавателя в университете, институте или академии.
При условии успешного обучения и защиты диссертации выдаются два диплома: кандидата наук и об окончании аспирантуры.
Преимущества аспирантуры заключаются не только в возможности получении двух дипломов. Она позволяет:
- научиться самостоятельно заниматься научными исследованиями;
- использовать свои достижения в российском и зарубежном научных сообществах;
- получить опыт преподавания в высшей школе.
Степень кандидата наук престижна не только в вузах, но и в коммерческих структурах. Она ассоциируется с высоким уровнем знаний и перспективами карьерного роста. Кроме того, это серьезная заявка на продолжение научной карьеры и последующую защиту докторской диссертации.
Средний возраст абитуриентов поступающих в аспирантуру
Мотивы аспирантов сильно отличаются. А вот самих претендентов старше 45 лет становится меньше. На 2015−2016 гг. их доля в общей численности учащихся российских вузов составила меньше 4%.
Средний же возраст отечественных будущих кандидатов наук определен на 2015-й на уровне 26−28 лет. Он ниже, чем у Европы (32−33), Америки (30) и Канады (28−31).
Это связано с 2 условиями.
-
Различия подхода к среднему образованию (некоторые американцы остаются колледжистами до 27−30 лет).
-
Более высокий статус ученого за рубежом. Отдельные государства закрепили законодательно первенство кандидатур со степенью кандидата на руководящие посты. В Израиле на самые престижные должности исследовательских институтов, научных центров, аналитических агентств принимают только выпускников аспирантуры.
Существует ли «порог» в возрасте для поступающих в аспирантуру в России?
Вопрос максимального возраста аспиранта ровно так же законом не урегулирован. Но здесь ситуация яснее благодаря четким формулировкам 2-х основных норм, которые регламентируют работу образовательной системы.
- Конституция РФ (статья № 43, пункт 1) четко указывает на право человека учиться непрерывно (школа, вуз, последипломное обучение).
- ФЗ-273 определяет аспирантуру, как форму обучения (это делает нормы Конституции к ней применимыми).
Возрастной максимум аспиранта отсутствует. Хотя многие вузы (25%, согласно исследованиям 2015 г.) устанавливают собственные ограничения: 35 лет для зачисления на очное обучение, заочниками становятся лица до 45 лет. При этом у всех «возрастных» абитуриентов остается альтернатива соискательства.
Существуют ли другие нюансы?
Третья ступень профессиональной подготовки завершается квалификацией кандидата наук (следующий уровень — докторантура). Последнюю можно получить другим способом — через соискательство.
Соискатель не является аспирантом, но может заниматься научными изысканиями, сдавать кандидатские экзамены, публиковаться в изданиях ВАК, из индекса РИНЦ. Соискательство — ответственный поиск интересного направления развития, становления человека.
Соискатель прикрепляется к вузу для сдачи экзаменов. В случае успеха — становится аспирантом без вступительных. Стать соискателем может магистр, специалист, бакалавр. Но перейти на третью ступень образования после экзаменовки могут только первые двое (специалист, магистр).
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Льготы аспирантам очного отделения
Соискателям предоставляется возможность использования на безвозмездной основе всех необходимых ресурсов для подготовки диссертационного исследования на равных позициях с работниками научно-исследовательских организаций.
По результатам успешной сдачи вступительных экзаменов выдается удостоверение аспиранта. Документ дает обладателю возможности, наравне со студентами дневного отделения, на посещение музеев, выставок и пр. по сокращенному тарифу входного билета или и вовсе бесплатно.
В случае официально зафиксированного случая болезни диссертанта, продолжительность которой составляет более одного месяца, срок обучения продлевается на соответствующий временной интервал с сохранением выплаты стипендии.
Соискатель вправе занять штатную должность при условии своевременного выполнения утвержденного индивидуального плана. По факту защиты диссертанту предоставляется отпуск на один месяц.
Обязанность по выплате стипендий регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Базовым условием для ее предоставления является очная бюджетная форма обучения.
Вид | Основания |
Государственная | О |
Государственная повышенная | О |
Социальная | Документ, подтверждающий статус лица, нуждающегося в социальной помощи: инвалиды, малоимущие категории граждан, по потере кормильца и пр. |
Стипендия Президента/ Правительства РФ | Назначается индивидуально при условии реализации мероприятий, имеющих государственное значение |
Именная | Назначается индивидуально за значимые достижения в науке |
Для назначения выплат требуется предоставить все необходимые документы для оформления, подтверждающие право на получение материальной поддержки. Так, например, социальная стипендия назначается сроком на год с момента предоставления документа, подтверждающего основание для ее получения.
После истечения периода начисления требуется заново документально подтвердить право на получение поддержки. Что касается правительственных выплат и именных способов помощи, то их число строго лимитировано, получают их лишь единицы.
Категории студентов
Всего в России в 2660 высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях) учатся 5,2 миллиона студентов – бакалавров, специалистов и магистров. В этой большой семье есть:
- очники – они посещают занятия в вузах, принимают участие в семинарах, слушают лекции, сдают зачеты, курсовые и дипломные работы, экзамены, проходят практику по специальности;
- заочники и вечерники – эти студенты проводят в аудиториях меньше времени, обучение в основном происходит самостоятельно; учащиеся заочных отделений приезжают в вуз два раза в год, чтобы сдавать сессии;
- целевики – проходят обучение по официальному направлению предприятия или организации, где они работают или собираются трудиться после выпуска;
- бюджетники – учащиеся, поступившие в высшие учебные заведения и получающие образование на бесплатной основе; такие студенты могут рассчитывать на получение стипендии;
- контрактники – получают образование по заключенному с вузом договору, согласно которому обязаны своевременно оплачивать свое обучение; таким студентам стипендия не положена даже при высокой успеваемости;
- иногородние и международные – это те, кто с целью получения образования совершил переезд в пределах одного государства или за его границы.
В некоторых странах (например, США) межрегиональные студенческие миграции невыгодны университетам и колледжам, большинство которых – частные, поэтому плата, взимаемая с приезжих, намного выше стандартной стоимости обучения. Так вузы стимулируют жителей штата поступать в местные учебные заведения.
Формы обучения
Формы получения данного вида образования могут быть следующими:
- очная;
- заочная.
Различия между заочной аспирантурой и очной небольшие, но все-таки есть. Конечно, при заочной форме получается возможным совмещать работу и учебу, однако придется заниматься практически всегда самостоятельно.
Очная аспирантура | Заочная аспирантура |
Длительность учебы 3 года. | Учиться нужно 4 года. |
Имеется отсрочка от армии. | Отсрочка от армии не предоставляется. |
Если бюджетная форма обучения — выплачивается стипендия. | Стипендии нет. |
В некоторых музеях и других культурно-развлекательных местах аспиранты имеют льготы, как и обычные студенты. | Никаких льгот нет. |
Нужно проводить педагогическую практику. | Педагогическая практика не требуется. |
Теперь читателям уже понятно, что такое аспирантура и почему некоторые так стремятся туда поступить. Главное — это адекватно оценить свои возможности, потому что, несмотря на все красивые слова о самосовершенствовании и научной деятельности, это все требует самодисциплины, целеустремленности и готовности постоянно учиться.
Что представляет собой данное обучение
Аспирантура представляет собой форму профессионального послевузовского обучения. Она является главным этапом подготовки научных и научно-педагогических кадров. На сегодняшний день она служит самостоятельной формой для получения образования. Основной целью ее является приобретение навыков для занятия научными работами самостоятельно. Образование в основном ведеться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях.
Специалист, который закончил обучение, должен обладать всем необходимым, чтобы эффективно решать задачи в научной среде и качественно выполнять научно-исследовательские работы. Аспирантура, по сути, является формой повышения квалификации для желающих получить ученую степень кандидата наук. В ходе обучения человек получает опыт, который ему будет нужен, чтобы в дальнейшем выбрать актуальное научное направление. Он учится обосновывать те, темы исследований, которыми занимается. Аспирант также получает требуемый опыт для правильной организации и проведения эксперимента. Приобретает навыки умелой работы с литературой, способность грамотно получать и обрабатывать данные исследования, выполнять их сравнительный анализ. Учится правильно обобщать данные своих исследований в форме выводов. Завершающим этапом обучения является написание кандидатской диссертации. Написанную диссертацию аспирант должен будет предварительно защитить на заседании кафедры, а также на заседании научного отдела, который обязательно должен соответствовать его профилю.
Карьерный рост и работодатели
Аспирант — это не только потенциальный ученый, для которого наука стала смыслом жизни, или преподаватель вуза, которого привлекла педагогическая работа. Будущая профессиональная жизнь состоявшегося кандидата наук может сложиться и вне стен родного вуза. Выпускник аспирантуры, обладатель степени кандидата, будет пользоваться повышенным спросом на рынке труда: каждый работодатель хочет видеть в рядах своих сотрудников специалистов, имеющих высокий уровень квалификации, а для некоторых должностей отметка в резюме, свидетельствующая о прохождении аспирантуры, является важнейшим условием приема на работу. Среди профессий, для которых защищенная диссертация может являться преимуществом при отборе на вакансию и основанием для более высокой оплаты труда, — юрист, финансист, программист, экономист, то есть наиболее актуальные на сегодняшний день специальности. Это означает, что если человек — карьерист, то прохождение аспирантуры станет для него серьезным подспорьем в успешной реализации профессиональной стратегии.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
О студентах с юмором
Студент – это не имя, фамилия и даже не звание и не социальный статус, а состояние души. Жизнь любого, кто поступил в институт или университет, существенно меняется.
- В будни студента врываются такие стрессовые понятия, как сессия, зачет, коллоквиум, экзамен, деканат, академическая задолженность, но есть и приятные моменты, например, стипендия, особенно повышенная.
- Первый семестр обучения обычно самый сложный, но студент привыкает к веселым будням и волнительным сессиям, пробираясь через тернии экзаменов к заветной цели – получению диплома.
- Больше всего учащиеся институтов и университетов любят торжественную церемонию посвящения, стипендию и посиделки в общаге.
- Студенты всеядны, но при этом вечно голодны. Многие из них питаются шоколадками и кофе, некоторые обходятся пивом и сигаретами.
- Самый тяжелый период в жизни любого студента – сессия. В это время лучше его не трогать. Понять, что зачетный период начался, помогут яркие отличительные особенности внешности и поведения среднестатистического вузовца, ведущего отчаянную краткосрочную борьбу за выживание: усталость, нервозность, синяки под глазами, трясущиеся руки, спутанная замедленная речь или, наоборот, чрезмерная говорливость.
Несмотря на сложность студенческого пути, своевременная сдача сессий и предупреждение внезапного появления дополнительных частей тела («хвостов»), отсутствующих у всех остальных представителей Homo sapiens, гарантируют получение необходимой квалификации и документа, подтверждающего это.
Те, кто хоть раз сталкивался со студентами, знают, что это особый вид людей, которые способны с легкостью выкрутиться из любой ситуации. Они жизнерадостны, надежны, любознательны и готовы ежедневно получать научные и не очень знания, чтобы стать хорошими профессионалами.
Что еще важно знать
- Раньше время, потраченное на обучение в аспирантуре, засчитывалось в трудовой стаж. После 2013 года этот период выпадает и не учитывается в качестве труда, а также не входит в стаж научно-педагогической деятельности;
- поиск и выбор научного руководителя – лучше сделать это еще до поступления. От того, кто будет сопровождать вас все 3 года обучения (звание, вес в обществе и научных кругах, репутация, психическое и физическое здоровье и т.д.), будет зависеть успешность вашей работы и ее защита.
Представьте, что им окажется молодой и неопытный сотрудник института – к вашей работе могут отнестись предвзято. Или если руководитель окажется в глубоком возрасте, которому свойственны закономерные изменения психики, слабое здоровье и нехватка времени?
Где работать после аспирантуры: учебные заведения
Как правило, выпускники аспирантуры устраиваются на работу в сфере образования.
Высшие учебные заведения
Цель аспирантуры — подготовить научные кадры для дальнейшей работы в университетах, академиях, институтах. Поэтому чаще всего после успешной защиты аспиранты остаются работать на своей кафедре на должности старшего преподавателя или доцента (если хватает стажа).
Работа после аспирантуры в колледжах и техникумах
Часто бывает, что в вузе не хватает ставок и руководство факультета не имеет возможности принять на работу молодого специалиста. В таком случае можно временно устроиться преподавателем в средние специальные учебные заведения: как правило, там больше вакансий.
Поработайте там год-два, а потом, если появятся ставки, переходите в вуз. За это время вы приобретете полезный опыт преподавания.
Можно ли после аспирантуры преподавать в школе
Работать школьными учителями могут только выпускники профильных педагогических специальностей. Диплом кандидата наук по другим направлениям не дает право работать в школах, гимназиях или лицеях.
Если же вы заканчивали профильную специальность и защитили диссертацию, то имеете право на добавку 10% к зарплате учителя (если это установлено региональным законом).
Кстати! А мы предлагаем нашим читателям скидку 10% на любой вид работы
Зачем идти в аспирантуру? Чтобы получить право преподавать в вузе
Магистр против специалиста
Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.
В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.
Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.
В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.
Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза — здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.
К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией. Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра — более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология». Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр — «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика». Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.
Есть ли льготы у работающих аспирантов?
«Какие права и льготы есть у работающих аспирантов и соискателей?» Ответы в этой статье…
Во-первых, сдающим конкурсные вступительные экзамены в аспирантуру предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней для подготовки к экзаменам и их сдачи с сохранением средней заработной платы по месту работы.
У иногороднего аспиранта очной формы обучения есть право на заселение в общежитие. Кроме того, если аспиранта попытаются заставить летом пахать на вуз в приемной комиссии, можно вежливо послать просящих в отказ, так как аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца. Срок обучения в очной аспирантуре за счет средств бюджета продляется приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации на время отпуска по беременности и родам, а также на период болезни продолжительностью свыше месяца при наличии соответствующего медицинского заключения в пределах средств стипендиального фонда. Окончившим очную аспирантуру (в том числе досрочно) и полностью выполнившим требования, предоставляется месячный отпуск.
Социальные льготы
Аспиранты имеют право на предоставление социальных льгот как полноправные субъекты социального страхования. Данной категории обучающихся полагается:
- выплаты по листу нетрудоспособности при продолжительности болезни более 30 дней, с сохранением выплаты стипендии и продлением срока обучения соответственно длительности болезни;
- оплата больничного листа за время нахождения аспирантки в отпуске по беременности и родам, с сохранением стипендиальных выплат и увеличением продолжительности периода обучения;
- выплата одновременного пособия на ребенка при его рождении. Выплата ежемесячного пособия на ребенка до полутора лет. Выплаты осуществляются отделом соцзащиты населения;
- аспирантам, которые обучаются бесплатно на очном отделении один раз в год полагается выплата в двухкратном размере стипендии на цели приобретения научной литературы.
За работодателем закреплены следующие функции:
- оплата командировочных расходов аспиранта;
- расходы на переезд аспиранта в иностранные образовательные учреждения по обмену знаниями.