Стажировка и практика в «яндекс»

Часть 2. Первое интервью

Интересный момент, что получилось провести интервью только через неделю, тк то у меня не получалось, то интервьюера. Мы созвонились в зуме, он представился, сказал, что возглавляет отдел аналитики Яндекс.Маркета, начал общение сразу на «ты», позднее мне рекрутер сказал, что в Яндексе так принято. Интервьюер, назовём его Сергей, рассказал как будет устроено интервью: 10 минут я должен рассказать о себе, потом ТЗ (задача на питоне) и задачи на теорвер.Я вкратце рассказал о себе, своем проекте про алгоритмы кластеризации, которым я занимаюсь в институте. Он позадавал пару стандартных вопросов из разряда: «Почему Яндекс?», «Какие качества мне стоит развивать?», «Что было моим успехом?» .Далее была ТЗ: вывести список уникальных слов, считываемых из файла. Я код написал, в целом, ему важна была идея и знания синтаксиса. Всё подводные камни я разгадал у этой задачи, но не сразу. Вот сами камни:

  1. Если файл пустой

  2. Английский и русский язык (что будет?)

  3. Отделение знаков препинания

  4. Первые слова в предложении

Сергей сказал (в конце интервью), что я с задачей справился и что были ребята, которые не до всех пунктов могли додуматься(я был польщён). Далее были задачи по теорверу:

  1. Бросаем монетку 10 раз. Какова вероятность, что выпадет 10 орлов? [(1/2)^10] 

  2. Бросаем монетку 10 раз. Какова вероятность, что выпадет 9 орлов? [10*(1/2)^10]

  3. В ящике есть 4 вида носков. Носков бесконечно много. Сколько нужно изьятий, чтобы получить пару?

Далее, задача на математику: «У Аркадия много жён. У него есть коллекция кактусов, которые он решил раздать всем жёнам. Первой жёне отдал 1000 кактусов и 10% от остатка. Второй жене 2000 кактусов и 10% от остатка. И так далее… Каждая жена получила поровну. Сколько жён у Аркадия?Ход решения я тоже рассказал. Чтобы не ждать, пока я посчитаю, он мне сказал, сколько всего было кактусов и я дал ответ. . Последней была задачка на проверку аналитических способностей:20 детям в детском садике задали вопрос: живут ли их родители вместе? На что 2 ребёнка ответили, что не живут. На следующий день в местной газете выходит статья с заголовком: «10% семей в нашем городе в разводе». Почему данное утверждение неверно? Всего есть 6 ключевых пунктов, до 2х последних я, к сожалению, не додумался:

  1. Дети могут быть из одной семьи

  2. Разный возраст детей, и, соответственно, разные группы, то-то более осознанный, кто-то ещё не понимает вопроса.

  3. Месторасположение садика, может выборка была только в благополучном/неблагополучном районе.

  4. У ребёнка может быть один родитель или у ребёнка может быть мачеха/отчим, отсюда неверные результаты.

  5. Дети врут.

  6. Есть семьи, где дети не ходят в садик.

После этой задачи Сергей рассказал мне как я в целом отвечал и рассказал, чем занимается отдел аналитики.У них есть 2 типа задач:

  1. Визуализация данных, представление менеджерам отчётов, в частности, работа в Tableau, то есть создание дашбордов.

  2. Прогонка данных из одного сервиса в другой

Я позадавал вопросы и Сергей сказал, что назначит через рекрутера ещё одно интервью, где мне подробнее расскажут про задачи.

После интервью создалось приятное впечатление о интервьюере и о возможных задачах и в целом от общения.

Тимур Асылхузин

Студент четвёртого курса мехмата МГУ. С февраля 2020 года проходит стажировку в службе аналитики, метрик и экспериментов Поискового портала.

В университете мы изучаем в основном фундаментальную математику. Она далеко не всегда как-то соотносится с задачами, с которыми сталкиваешься в реальном мире. Поэтому я хотел понять, как обстоят дела в индустрии. К зиме четвёртого курса занятий в МГУ стало меньше, близилась сессия, и я подал несколько заявок на стажировки в разные компании, в том числе и в Яндекс.

Тестовое задание состояло из нескольких задач по программированию на Python. Дальше шли три очных собеседования. После второго вы формально уже приняты, остаётся только выбрать команду. Мне понравились ребята из группы анализа экспериментов, и я пошёл к ним.

Я попал в службу аналитики Поиска. У каждой команды в Яндексе есть свои метрики. На их основе принимаются решения, например, запускать ли сервис или обновления к нему. Мы занимаемся разработкой метрик для других сервисов Яндекса. У меня нет какой-то одной большой задачи, чаще это постоянный поток небольших заданий. Например, для Яндекс.Толоки. Это наша краудсорсинговая платформа, на которой можно выполнять небольшие задания в интернете и зарабатывать. При выполнении этих заданий у исполнителя растет тот или иной навык — так мы оцениваем умение выполнять задачи определенного типа.  

Я работаю над созданием таких навыков, инструкций и экзаменов, а также анализирую результаты экспериментов и автоматизирую небольшие процессы в рассылках. Для некоторых задач пришлось освоить пару новых библиотек Python.

Любой аналитик в Яндексе должен иметь математический склад ума и обладать базовым математическим аппаратом, чтобы разговаривать с командой на одном языке. Конечно, необходимо знать Python хотя бы на начальном уровне. Всё остальное просто подтянуть в процессе.

Моя стажировка длится всего полгода. В зависимости от количества часов в неделю, которые каждый стажёр может уделять работе, она может быть короче или длиннее. Мне очень повезло, что я успел поработать в офисе, сделать несколько задач и пообщаться с командой до режима самоизоляции. Так что переход на удалёнку прошёл безболезненно. 

Сложновато было вначале, когда я только пришёл. В Яндексе много внутренних сервисов, я не сразу понимал, о чём говорят коллеги. Но это нормальный процесс, через него проходят все сотрудники, нужно время, чтобы разобраться. Мне очень помогал куратор: рассказывал про всё и отвечал на вопросы. Это такой коллега из команды, который помогает новичку освоиться. До середины марта я приезжал на работу утром или вечером, пар было много. Сейчас часть занятий отменилась, я спокойно работаю утром, а вечером — учусь.

Мой руководитель отвечает за работу нескольких сервисов, общаемся мы нечасто. Больше коммуникации с аналитиком из команды, он-то и назначает мне задачи. Сначала мы обсуждаем вопрос устно, затем оформляем задачу в Трекере. Встреч у стажёров немного: ежедневные с командой и еженедельные с аналитиками. Приятно наблюдать, как ребята быстро решают задачи, задают правильные вопросы.  

Мне особенно нравится применять на практике то, что я узнал в университете. И приятно ощущать, что я приношу пользу.

Ошибки, связанные с soft skills

Стажёрам важнее всего уметь работать в команде и быть готовыми быстро учиться, но есть и другие гибкие навыки, которые помогут пройти на стажировку и успешно с ней справиться: гибкость и умение адаптироваться к новым условиям, грамотный тайм-менеджмент и т. д. Если вам их не хватает, то это, скорее всего, проявится уже на собеседовании.

Ошибка 1. Слукавить или, наоборот, поскромничать в резюме

Информацию, указанную в резюме, всегда проверяют в ходе разговора, поэтому лучше писать о тех навыках и знаниях, в которых вы точно уверены. Кроме того, в портфолио стоит рассказать о тех проектах, работа над которыми вам понравилась, даже если это домашний проект или курсовая работа. 

Евгений Зарубкин поясняет: «Если в резюме мало информации, то я спрашиваю, есть ли какие-то проекты, которые человек написал просто для себя. Обычно у всех что-то лежит на GitHub или есть университетская работа, про которую забыли упомянуть

Важно не то, серьёзный это был проект или нет, а опыт и увлечённость будущего стажёра»

Ошибка 2. Придумывать ответ на ходу и делать вид, что он уже известен

Собеседование — это не экзамен, и решение всё равно будет приниматься на основе общего впечатления, а не ответа на отдельный вопрос. Стажёры могут что-то не знать или не помнить, и это совершенно нормально

К тому же руководителю важно быть уверенным, что человек в будущем попросит о помощи, если ему это понадобится, а не скроет возникшую проблему

Илья Волков говорит: «Когда кандидат не может решить задачу, я начинаю давать советы и смотрю на то, как человек их воспринимает. Если он понимает подсказки и докручивает решение в верном направлении, то я делаю вывод, что человек хорошо обучаем

Это важное качество»

Ошибка 3. Менять утверждённый план решения, как только в голову пришла новая идея

Сомневаться и всегда пытаться найти оптимальное решение — это отличная привычка для разработчика

Однако при этом важно доносить до других свои планы и светлые идеи. Это даст другим людям возможность поддержать вас и предупредить о возможных трудностях

Максим Зуев рассказывает: «Бывает так, что кандидат по ходу написания кода молча меняет план — и в итоге делает ошибки либо закапывается в новые проблемы

Это плохой сигнал для найма, ведь человек будет делать так и в работе, а в команде очень важно следовать договорённостям и работать прозрачно для других. Новые идеи заслуживают того, чтобы их сразу проговорить»

Ошибка 4. Прийти на стажировку в то место, которое вам недостаточно нравится

Лучше выбрать проект и задачи, которые будут доставлять радость, чем идти стажироваться просто потому, что «так надо». Если вы попадёте в команду, задачи которой вам неинтересны, то рискуете быстро выгореть и разочароваться.

Так, для Ильи Волкова главные качества хорошего стажёра — это огонь в глазах и самобытность. «Разработка — игра головой, поэтому умения просто следовать указаниям недостаточно. Если у человека есть огненное желание работать над конкретными задачами и он с увлечением об этом рассказывает, то это большой плюс».

Максим Зуев всегда прямо спрашивает людей, чего они хотят от работы. Он объясняет это так: «С одной стороны, человек расскажет про свою мотивацию, а с другой — мне станет понятно, будет стажёру интересно работать над моими задачами или нет».

Ошибка 5. Провалить собеседование, упасть духом — и больше не пытаться

В Яндексе есть система, в которой фиксируются результаты бесед со стажёрами

Перед очередной встречей собеседующие посмотрят на результаты ваших предыдущих секций и обратят внимание на то, не повторяете ли вы прошлые ошибки. Если стажёр чего-то не знал, а через полгода вернулся с хорошими знаниями, то это добрый знак: значит, он умеет работать над собой и не боится пробовать снова

Как попасть на стажировку в «Яндекс»

Навыки, которых мы ждём от будущих стажёров, зависят от специальности. Например, разработчику надо уверенно владеть хотя бы одним языком программирования, а аналитику — знать математическую статистику и Python.

Мы принимаем не только граждан России, но и иностранцев. Главное, чтобы будущий стажёр свободно владел русским языком и имел все необходимые документы для работы в нашей стране. Или был готов их оформить — мы обязательно расскажем, как это сделать.

«Яндекс» набирает достаточно много стажёров — например, в 2019 году у нас стажировались более тысячи человек. Но при этом подход к отбору всегда серьёзный. Для начала надо заполнить анкету на сайте и в течение недели выполнить тестовое задание, которое состоит из задач, подготовленных нашими разработчиками. В зависимости от выбранной специальности на решение уйдёт от трёх до шести часов. Если кандидат справится с заданием, его пригласят на два-три технических собеседования. А в финале он лично познакомится с несколькими командами и сможет выбрать одну из тех, которые будут готовы его пригласить.

Чему можно научиться?

Чтобы не расписывать гору терминов, скажу, что на стажировке я научился большинству основополагающих вещей, необходимых для работы тестировщиком. Особенно важным приобретением, помимо зачатков профессиональных скиллов, были навыки общения с командой для быстрого и качественного разрешения любых вопросов, понимание того, как устроены процессы.

Если смотреть на итог стажировки — я многому научился у моего руководителя, хотя, конечно, не сразу. Я все время осознавал ответственность, а также старался выкладываться по полной. Начинал я со знакомства с сервисом, выполняя простые рабочие задачи, затем постепенно учился выполнять более сложные. Думаю, спустя месяц-полтора я уже довольно полноценно выполнял все задачи по тестированию в моей команде.

Сложно лаконично передать море положительных эмоций, с которыми ассоциируется стажировка, и, как бы странно это ни звучало, стажировка в Яндексе для меня — это счастье.

Менторы

Ментор, который сопровождает стажёра, ожидает, что он может самостоятельно разобраться в новом вопросе. В этом случае ментор может подсказать примерное направление в решении задачи, дальше — дело за стажёром. Ментор заинтересован в том, чтобы человек смог получить полезный для компании результат. 

На втором этапе ШРИ ментор обычно больше заинтересован в том, чтобы студенты получили хороший опыт, и не так важно, чтобы они получили выдающийся результат. В школе менторы нацелены на то, чтобы студенты попробовали как можно больше интересных вещей, не боялись ошибаться и учились делать выводы

При этом мы измеряем и качество результата, и полученный опыт. 

Как мы это делаем? Результат мы измеряем в ходе выступлений каждой команды по итогам выпуска нового проекта. На эти выступления приходят опытные разработчики Яндекса и смотрят, что получилось у студентов школы. А опыт оцениваем так: после окончания школы просим каждого студента подготовить отчёт по результатам выпускного проекта. В отчёте студент пишет о том, что полезного он узнал во время учёбы. Пример такого отчёта от студента ШРИ можно посмотреть здесь.

Во время стажировки

Дарья Штыркина, руководитель группы подбора стажёров Яндекса

Стажёр в Яндексе — полноценный сотрудник компании, он работает над реальными проектами и получает зарплату. Стажировка длится от трёх до шести месяцев, срок зависит от выбранной нагрузки — 20, 30 или 40 часов в неделю.

В первую очередь стажёр учится взаимодействовать в команде и работать с внутренними сервисами Яндекса. Он изучает документацию, осваивает профессиональные навыки и получает возможность проявить их в проекте.

На протяжении всего пути работу стажёра курирует ментор — руководитель группы или кто-то из старших коллег по команде. Он даёт своему подопечному задачи, контролирует их выполнение и помогает решать сложные кейсы. Максимум от стажировки можно получить, если полностью погрузиться в задачи, не бояться проявлять инициативу и задавать вопросы, а также учиться работать в команде.

Екатерина Стержанова, стажёр направления беспилотных технологий Яндекса с декабря по июнь 2019 года

В команде автономных автомобилей я стала стажёром-разработчиком. Занималась разными вещами: работала с перестроениями, разрабатывала часть визуализации, писала вспомогательные инструменты для разметки проездов (распределения их по определённым категориям для фильтрации и поиска). Кодила на C++ и Python.

В процессе стажировки возникают различного рода вопросы, и самый эффективный способ найти на них ответы — это уточнять у коллег

Поэтому в первую неделю важно наладить связь с командой и со всеми познакомиться. В Яндексе есть кофе-пойнты, это идеальное место для дружеских бесед

Пока знакомишься с командой, фоном нужно изучать рабочие обязанности. Первое время я постоянно читала методички для начинающих разработчиков, там были собраны основные моменты, которые нужны для начала работы. Ментор всегда давал подсказки, помогал разобраться в непонятных вещах — задавать вопросы я могла ему в любое время.

В дальнейшем раз в неделю мы проводили встречи, на которых анализировали результаты моей работы и определяли, куда мне двигаться дальше, чтобы расти в профессиональном плане. Это очень важная часть, потому что стажёры имеют тенденцию неправильно оценивать свою работу. Часто нам кажется, что мы слишком мало сделали и вообще не подходим для выбранного направления, но это не так.

Ментор предлагал задачи, которые коррелировали с тем, как я работала, но в то же время он позволял отказаться и предложить что-нибудь своё. Он давал задачку, я решала её за какой-то срок, потом он спрашивал, насколько она была для меня полезной. В итоге он предлагал мне новые и всё более подходящие задачи, исходя из полученного опыта и моих пожеланий. Это очень круто.

Если говорить про мою работу стажёра, то я чётко понимала, как от качества выполнения моих задач зависит результат. Беспилотники передвигаются по территории Яндекса, и я могла видеть результаты своих трудов на живом примере. Это очень вдохновляло развиваться дальше.

Михаил Климушкин, руководитель группы аналитики мультимедиа

У нас в отделе есть полугодовые интервалы, в рамках которых мы планируем проекты и направления развития. У каждого аналитика есть несколько проектов, которые он делает в течение нескольких месяцев. Как правило, стажёр подключается к задачам ментора и помогает ему распараллелить работу: берёт на себя кодинг, расчёты и сбор данных.

 Первая неделя у нас обучающая, чтобы стажёры могли познакомиться с внутренними сервисами, со второй недели начинаются простые задачи, а потом они усложняются, по мере развития навыков стажёра. Если мы видим, что человек справляется, делает быстрее обычного, то даём ему более сложные, интересные и комплексные задачи.

Что делают стажеры в «Яндексе»

Федора Минькина взяли в отдел голосовых технологий, где он участвовал в работе над проектом «Алиса» – виртуальным голосовым помощником на основе искусственного интеллекта.

Система распознавания речи синтезирует фразу, которую произнес человек, а после выдает несколько гипотез – что он сказал. Федору нужно было выбрать из этих гипотез лучшую с помощью нейросетей и других алгоритмов машинного обучения.

На фото Федор Минькин с одногруппниками

Олеся Голуб попала в отдел качества рекламы, который разрабатывает продуктовые возможности для Директа – системы контекстной рекламы на страницах «Яндекса» и сайтов партнеров рекламной сети (РСЯ). Отдел включает в себя много разных проектов: от прогнозирования вероятности клика по рекламе и внедрения рекламных аукционов до алгоритмов автоматической генерации рекламных объявлений. На стажировке она занималась оптимизацией подготовки данных.

На фото Олеся Голуб

После стажировки ребят пригласили в штат «Яндекса». Федор работает младшим разработчиком отдела голосовых технологий, а Олеся – разработчиком в отделе качества рекламы. «Перед стажером ставятся такие же задачи, как перед штатным сотрудником. Разница лишь в ответственности. Стажером я мог делать какие-то ошибки и набивать себе шишки», – делится Федор.

Часть 1. Подача заявки и Я.Контест

После прохождения десятка курсов на степике, я понял, что хочется применить этот опыт где-то и решил подать заявку на стажировку в Яндекс на позицию стажёра по направлению «Аналитик данных». Зашёл на сайт, заполнил анкету, через час получил ссылку на тестовое задание в Яндекс Контест. Увидел, что даётся 6 часов на решение задач и принял решение выделить утро субботы на прохождение теста.

UPD: условия задач удалены по просьбе

Тест оказался не очень сложным, было 6 задач. 2 из них на математическую статистику (задачи A и B), 2 стандартные задачи на Питоне (C и D), 1 задача на базовые знание библиотеки Pandas (E) и задача на логику и аналитическое мышление.С последними двумя задачами я справился за полчаса, с первой задачей по матстату ещё минут за 10, на вторую задачу было потрачено 20 минут, и осталось целых 5 часов на 2 задачи на питоне. На каждую я потратил минут по 30, но в одной задаче не прошёл несколько тестов (скорее всего, условие мною было проинтерпретировано неверно), а в другой выдавал memory limit. В итоге, оптимизировать код и дорешать задачи до конца не вышло. Ещё раз проверил 4 прошлые задачи и отправил решения.На следующий день мне приходит письмо счастья от рекрутера о том, что со мной готовы провести техническое интервью и предложили выбрать время, также предупредили, что оно займёт около часа. 

Виктория Трифонова, старший менеджер по работе с персоналом Microsoft в России

Привлечение молодых талантов и их обучение – одно из приоритетных направление Microsoft в России. За интернатуру в компании отвечает отдельная команда рекрутеров по работе со студентами 4–5 курсов. Они способны на начальном этапе карьеры разглядеть реальный потенциал кандидата и вместе с ним определить подходящее направление в работе. От их профессионализма зависит многое – молодые люди часто еще не осознают все свои возможности и желания. 

Работа по поиску интернов идет круглый год – рекрутеры просматривают социальные сети и открытые источники в поисках активных, талантливых студентов и сами связываются с претендентами. Первый этап собеседования – видеоинтервью, в рамках которого оценивается соответствие кандидата требованиям выбранной позиции и департамента: продажи, маркетинг, финансы, юридический отдел и т.д. Учитываются знания, полученные во время учебы и опыт работы над различными студенческими проектами. Также важны активная жизненная позиция, широкий кругозор и страсть к технологиям. Вне зависимости от выбранного департамента интернатура проходит в ИТ-компании, следовательно участнику необходимы хотя бы базовые знания о принципах работы технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, больших данных и др. 

На втором этапе собеседование проходит с нанимающим менеджером в Москве – лично или удаленно через Microsoft Teams, если кандидат живет в другом городе. Microsoft делает ставку на раскрытие потенциала человека через личную беседу. Также предлагаются тестовые задание в формате кейсов. Например, менеджер может попросить разработать предложение о продукте на базе Microsoft Azure для клиента из ритейл индустрии. Специальных знаний здесь не требуется, необходимы скорость, умение работать с информацией и ее критическая оценка, чтобы выделить аргументы в пользу решения под нужды индустрии. 

Студент становится штатным сотрудником Microsoft Россия на все время программы. Обычно она стартует в сентябре и длится 9 месяцев. Интерн сам решает, какое количество часов работать в неделю – все 40 или меньше. У него появляется не только профессиональный наставник, но и социальный, который помогает понять корпоративную культуру общения и со всеми познакомиться. Работа начинается с определенной позиции в одной из команд, но в процессе появляется возможность попробовать свои силы в различных проектах. Нередки случаи, когда студент к концу интернатуры понимает, что его место в другом департаменте. Если по итогам мы видим у интерна высокие результаты и мотивацию работать в Microsoft, то стараемся удержать его и предоставить все условия для роста и раскрытия своего потенциала.

Андрей Белов, руководитель команды рекрутеров поискового портала в «Яндексе»:

Многие руководители сервисов, ведущие разработчики и другие работники пришли в компанию еще в институте. У нас ценят горящие глаза, желание учиться и свежий взгляд на вещи, а опыт — дело наживное. Сейчас у «Яндекса» несколько десятков проектов для студентов, аспирантов и недавних выпускников. Я расскажу о трех ключевых: это стажировки, профильные школы и Школа анализа данных.

Стажировка подходит тем, кто хочет набраться опыта и узнать, как устроен «Яндекс» изнутри. Ее можно пройти в любое время года. У всех стажеров индивидуальные графики: одни предпочитают работать полный день, другим удобнее приезжать в офис после учебы. Стажеры работают над настоящими, «боевыми» задачами и получают за это зарплату.

Отбор проходит в три этапа. Первый — тестовое задание. Это несколько задач, которые нужно решить, уложившись в отведенное время. Содержание зависит от специальности: у бэкэндеров будут одни задачи, у разработчиков интерфейсов — другие. Если с заданием все хорошо, мы приглашаем на собеседование. Оно проходит в офисе «Яндекса» или по скайпу, если человек находится в другом городе.

Главная задача собеседования — проверить знание алгоритмов и умение программировать. Обычно стажерам предстоят две часовых беседы с экспертами из «Яндекса». Собеседующие могут попросить написать код на бумаге или на доске. Такое «программирование на листочке» — способ проверить, насколько развиты у будущего стажера навыки написания кода. Если человек делает нелепые ошибки на бумаге, он будет делать их и в жизни.

Третий и заключительный этап — встречи с командами «Яндекса», которым требуются стажеры. Члены команд знакомятся с кандидатом, рассказывают о своих проектах и о том, чем именно предстоит заниматься; иногда предлагают решить пару несложных задач. Если по итогам встреч стажера готовы взять к себе сразу несколько команд, он выбирает ту, которая понравилась больше всего.

Помимо стажировок, «Яндекс» организует профильные школы для менеджеров, фронтенд- и бэкенд-разработчиков. Обучение в школах бесплатное, но набор конкурсный: нужно выполнить тестовое задание и пройти собеседование. В школах преподают сотрудники «Яндекса». Программа состоит из двух частей: сначала лекции и практические занятия, потом — командная работа над проектом. Занятия проходят по вечерам и в выходные. Школы подходят тем, кто делает первые шаги в специальности. Так, они могут стать хорошим подспорьем перед стажировкой.

Тех, кому интересна большая наука, мы ждем в Школе анализа данных. ШАД — история не про трудоустройство, а про учёбу: здесь по современным, ежегодно обновляемым программам преподают важнейшие дисциплины компьютерных наук, от машинного обучения до анализа текстов на естественном языке. В Яндексе много выпускников ШАДа — они работают аналитиками, исследователями, системными архитекторами, разработчиками алгоритмов машинного обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector