Ошибка в образовании формы слова. задание 7 егэ по русскому языку 2020. теория и практика

Содержание:

↑ Теория. Правописание приставок

Правописание неизменяемых приставок (нужно запомнить)

О-: окликнул, остановка У-: убежал, уехал ДО-: добраться, ПО-: поверье, подворье, порезать ПРО-: проварить, пробел, проделка ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык НА-: нападение ЗА-: задаваться НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться ВЫ-: вышагивать ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерныйПЕРЕ-: перегной С- (СО-): сдвинуть ПОЗА-: позапрошлый 

Приставки на З, С

Написание таких приставок зависит от глухости/звонкости последующего согласного. Если после приставки следует звонкий согласный, то приставка заканчивается на з, если глухой – то на с .

Приставки ПРЕ и ПРИ 

Написание зависит от значения.

При— имеет значения: 

1. присоединение, приближение, прибавление (пришить, приехать, приумножить) 

2. неполнота действия (приоткрыть, присесть) 

3. пространственная близость (приморский, пришкольный) 

4. Доведение действия до конца (придумать, приучить) 

5. Совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать, приберечь) 

Пре— имеет значения: 

1. Высшая степень проявления какого-либо качества, действия (=очень) 

Премилый, презабавный 

2. То же, что и приставка пере- 

Преградить (перегородить, преобразовать(переделать)

Исключения и сложности 

Сложности при написании приставок, оканчивающихся на -З, -С

1) Сочетание НЕ+С следует отличать от изменяемой приставки НИЗ(НИС). Приставка С не чередуется!!!

Нужно запомнить слова: здесь, здание, здоровье, ни зги не видно (в этих словах з- входит в состав корня).

Правописание С/СС перед корнями ЧЁТ-ЧИТ

2) Обратите внимание на слова:

Расчёт, расчётливость (перед корнем –чёт- пишем С)

Исключение: бессчётный

Рассчитывать, рассчитать (перед корнем –чит- пишем СС)

3) Запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить

Правописание приставок РАЗ-(РАС-), РОЗ-(РОС-). Написание приставок РАЗ-(рас-) и РОЗ-(рос-) зависят от ударения. Без ударения пишем А, под ударением О.

Исключение: розыскной.

5) Важно определить не только приставку, но и корень. Иногда корень начинается на з или с, тогда с приставками на -з, -с будут образовываться сдвоенные согласные

Например: бессмысленный, беззаботный и т.д.

Исключение: Рассориться – пишем две с, потому что три одинаковые согласные подряд в русском языке не пишутся.

6) Существует группа омонимов, в которых написание зависит от лексического значения

Правописание слов с приставками ПРЕ и ПРИ, которое зависит от значения

прибывать (приезжать) — пребывать (находиться)призреть (приютить,позаботиться) — презреть (пренебречь)притворить (закрыть) — претворить (воплотить)приклонить (наклонить) — преклонить (выразить уважение,вызывающий уважение)придать (добавить) — предать (предаться, выдать)приходящий (являющийся) —  преходящий (временный)притерпеться (привыкнуть) —  претерпеть (пережить)приемник (радио) — преемник (ученик)приставить (поставить к чему-либо) — преставиться (умереть)привратник (сторож) — превратности (неприятности)приложить (положить вплотную) — непреложный (незыблемый, нерушимый)придел (пристройка в церкви) — предел (граница)Преуменьшать(очень) важность – приуменьшать (немного) значение

Приумножить и преувеличить не имеет пары в соответствии с современными нормами. 

7) Значение некоторых приставок затемнено, или приставка срослась с корнем, или приставка не существует в русском языке (иноязычные слова).

Правописание слов с приставками ПРЕ/ПРИ, которые нужно запомнить

ПРИ-: приоритет, привилегия, прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключения, прикорнуть, присяга, притеснять, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, приятный, приватный, принцип, примат, примитив, пригодный, присниться, приключение, присудить, призвание, присмотреть, приспособить 

ПРЕ: прерогатива, преамбула, препятствие, препоны, прерия, презент, преимущество, преисподняя, прегрешения, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, знак препинания, пресловутый, прельстить, преследовать, преподаватель, преподнести, препроводить, преподобный, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, презумпция, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, преферанс, прецедент, препарат, преодолеть.

9-15

Здесь проверяется, помнят ли выпускники различные правила орфографии. Эти вопросы оцениваются 1 баллом.

9 задание оценивает умение правильно писать безударные и чередующиеся гласные. Проще всего это задание выполнять методом исключения, начиная именно с последних. Чередований в русском языке гораздо меньше, чем словарных слов. Расставив во всех чередованиях буквы, Вы убедитесь, что некоторые варианты отпадут, а словарные слова в этом номере несложные, поэтому вы обязательно справитесь.

10 номер проверяет знание правописания приставок. Что здесь точно будет – приставки «пре» и «при», а также приставки в слове, корень которого начинается на «и». Надежнее всего – повторить это простое правило и исключения, их не так много.

11 задание – правописание суффиксов

Особое внимание надо обратить на «о», «е» и «ё» после шипящих, а также на суффиксы наречий

12 вопрос проверяет умение спрягать глаголы и ставить нужное окончание в зависимости от спряжения. Также стоит повторить исключения из правил (брить, стелить как глаголы I спряжения; смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать как глаголы II спряжения).

13 номер – одно из нелюбимых заданий, потому что проблема с написанием «не» есть в любом возрасте, даже через много лет после школы. Здесь также можно использовать метод исключения. Прочитав в задании точную формулировку того, какое именно слово надо выделить (слитно или раздельно написанное), найти среди предложенных вариантов те, которые пишутся точно слитно (не употребляются без «не») или точно раздельно (глаголы и деепричастия). Это значительно сузит круг поиска.

14 задание проверяет, различает ли сдающий приставку и предлог (чаще всего это касается написания наречий). Помочь может то, что даны два слова. Если не уверены в написании одного – проверяйте второе, может быть, на его основе можно отмести этот вариант ответа. Помочь в выполнении может то, что при раздельном написании между словами можно поставить еще одно слово или опустить второе.

15 вопрос также часто не нравится многим, так как выбор одной или двух «н» — тяжелое испытание. И тут действует все тот же метод исключения: выбирайте сначала самые простые для себя случаи и исключайте их (или наоборот, записывайте как один из ответов), так рассматривайте каждое слово.

Чтобы быстро и качественно подготовиться к этим заданиям, нужно повторить все те правила и исключения, которые спрашиваются на экзамене. Их здесь немного, поэтому все уместится в небольшую шпаргалку, которая поможет оперативно справляться с заданиями в процессе подготовки. На экзамен ее лучше не брать (от греха подальше), ведь человек довольно скоро запоминает то, с чем сталкивается регулярно, и Вы точно запомните правила, если будете время от времени обращаться к шпаргалке, написанной собственной рукой.

Вспомогательный краткий конспект

ПРИСТАВКА

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Приставка выделяется

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Гласные и согласные в приставках независимо от произношения всегда пишутся одинаково. Например: подписать – подпись. есть приставка под-, но нет приставки пот-. и т.д.Исключения составляют приставки на з(с), а также пре- и при-.

ПРИСТАВКИ НА З(С)

В приставках на з(с) (без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, через- и пр.) перед звонкими согласными и гласными пишется З, а перед глухими С. Например: разбить, разобрать, расписаться

Безводный – бесклассовый возбуждение – воспитание ВНИМАНИЕ: Иногда на стыке приставки и корня появляется удвоенные ЗЗ и СС. Например: беззаветный – бессовестный воззвание – восстание Надо запомнить: перед корнем –чет- пишется одна С, а перед корнем –чит- пишется две буквы СС: расчет, расчесть – рассчитать, рассчитывать

Надо запомнить: в словах низкий, низший, близсидящий пред глухими З не переходит в С, так как З входит в состав корня и не подчиняется этому правилу. Надо запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить всегда пишется одна З. Надо запомнить: в слове рассориться пишется удвоенная СС (хотя рас-ссориться = приставка рас- и корень –ссор-), так как в русском языке не принято писать три одинаковые согласные подряд. Приставка с- пишется неизменно, потому что приставки з- в русском языке нет.

Приставки ПРЕ-/ПРИ-

Написание приставок пре- и при- зависит от смысла.

Пишется ПРЕ-: 1) если можно приставку заменить словами ОЧЕНЬ или ВЕСЬМА: преинтересный – очень интересный преуспевать – весьма успевать 2) если можно заменить приставкой ПЕРЕ-: преступить – переступить Пишется ПРИ-: 1) в значении пространственной близости или смежности: прибрежный, пришкольный 2) в значении ПРИБАВЛЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ: приделать, прибить, приклеить 3) в значении НЕПОЛНОТЫ ДЕЙСТВИЯ: приоткрыть, привстать 4) в значении доведения ДЕЙСТВИЯ ДО КОНЦА: придумать, пристукнуть 5) в значении СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНО В ЧЬИХ_ЛИБО ИНТЕРЕСАХ: приберечь, припрятать. 6) в значении действияСВЕРХУ ВНИЗ:

Надо запомнить:

Кроме данного правила есть еще большой список слов исключений, а также слов иностранного происхождения в которых правописание ПРЕ-/ПРИ- нужно запомнить.

ПРАВОПИСАНИЕ Ы-И В КОРНЯХ СЛОВ ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением, например:

играть – подыграть, разыграть, сыграть искать – отыскать, подыскать, разыскать.

Надо запомнить: пединститут, Профиздат, спортинвентарь. Надо запомнить: взимать.

После приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется И: межинститутский, межимпериалистические, сверхизысканный, двухимпульсный и пр.

После иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-. Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, трансиорданский, панисламский.

СУФФИКС

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс обозначается острой крышечкой

Словообразовательные суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются новые слова. Например: дом – домашний, учитель – учительская и т.д.

Словоизменительные (формообразующие) суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются формы слов. Например: сделать – сделал (суффикс л образует прошедшее время глагола), великий – величайший ( суффикс айш образует превосходную степень прилагательного) и т.д.

Найти стык союзов и «пожирателя запятых»

Напомню, что стык союзов — это ситуация, когда несколько союзов (чаще всего два) идут подряд.

  • И хотя
  • И если
  • Что когда
  • Но если
  • И т.д.

Как это может выглядеть в предложении:

Он сказал, что если мы опоздаем, то он уедет без нас.

Главный вопрос – ставить ли запятую между двумя союзами? Почему мы не поставили запятую перед ЕСЛИ?

Познакомьтесь – великий и ужасный ТОНОТАК – пожиратель запятых на стыке союзов! Если после стыка союзов в предложении есть продолжение в виде ТО, НО или ТАК, запятая на стыке союзов НЕ СТАВИТСЯ (он её съел!).

Сравним:

Он сказал, что если мы опоздаем, то он уедет без нас.

Он сказал, что, если мы опоздаем, он уедет без нас.

Уходит ТОНОТАК – появляется запятая на стыке союзов.

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых :

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:

Настроение было НЕ ТОЛЬКО главным для создателя, НО И для читателей

( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО  вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов

 (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

↑ Теория для задания 23

Повествование

Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из вступления, завязки, кульминации и развязки.Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

Описание

Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали. 
Бывают следующие описания: 

  • описание предмета, характеристика человека (какой он?);
  • описание места (ГДЕ и ЧТО находится?) — слева, около, недалеко, шумит, синеет, стоит, находится и т.д.
  • описание состояния окружающей среды (КАКОВО здесь?) — вечереет, холодно, душно и т.д. 
  • описание состояний человека, его чувств, ощущений (КАКОВО ему?) — плохо, грустно, озноб, не по себе и т.д.

фактографическимитворческимиФактографические описанияПример:Творческие описанияПример:  

Рассуждение

Рассуждение — последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле (например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе. 

Рассуждение-доказательство — почему так, а не иначе? что из этого следует?

Рассуждение-объяснение — что это такое? (толкование понятия, объяснение сути явления)

Рассуждение-размышление — как быть? что делать? (раздумья над различными жизненными ситуациями)

Оценка действительности — отношения к предметам, явлениям, лицам, действиям.

!!! Внимательно читайте формулировку 

Разбор 9 задания: теория и практика

Для того чтобы набрать максимум на экзамене, необходимо разобраться, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому. Начать нужно с изучения теоретической информации, в первую очередь основ морфемики и основных чередующихся гласных.

Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания. При этом, стоит учесть, что с помощью окончания образовывается иная форма слова, а с помощью приставок и суффиксов — другое слово.

Помимо стандартного чередования, не стоит забывать о -и-/-а-(-я-): прижимать — прижать, принимать — принять.

Чтобы понять, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, требуется практика. Лучше использовать новые номера. Например, здесь требуется найти чередование:

  1. возложить, понимание, собираться
  2. перила, скачать, поплавок
  3. расстилать, сжимать, вытирать
  4. отраслевой, новостной, отмерять
  5. изложение, озарять, отменить

Сразу стоит обратить внимание на то, что проверяется, а далее рассматривается каждое слово отдельно:

  • возложить — -лож-/-лаг- (ЧГ, возлагать),
  • понимание — -поним-/-поня- (ЧГ, понять),
  • собираться — -бир-/-бер- (ЧГ, соберусь);
  • поплавок — -плав-/-плов- (ЧГ, пловчихи),
  • перила — НГ в -перил-,
  • скачать — ПГ в -скач- (скачивание);
  • расстилать — -стел-/-стил- (ЧГ, расстелить),
  • сжимать — -жим-/-жа (ЧГ, сжать),
  • вытирать — -тир-/-тер (ЧГ, вытереть);
  • отраслевой — ПГ (отрасль) и НГ в -отрасл-,
  • новостной — ПГ (новость) и НГ в -новост-,
  • отмерять — омоним, ПГ в -мер- (мера);
  • изложение — -лож-/-лаг- (ЧГ, излагать),
  • озарять — -зар-/-зор- (ЧГ, зори),
  • отменить — ПГ в -мен- (отмена).

Разбор 9 задания ЕГЭ по русскому показывает, что в этом номере правильным ответом будет 13. Чтобы понять, как проводить такой разбор и как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, нужно знать алгоритм.

22-26

Эти задания связаны с текстом, который также будет использоваться для сочинения, поэтому его сразу же стоит читать внимательно. Тем более, что эти задания в большей степени связаны с содержанием. Они оцениваются 1 баллом, кроме номера 26, за который можно получить сразу 4.

22 вопрос проверяет внимательность выпускников. Нужно выбрать варианты, которые отражают содержание текста. В этом Вам опять-таки поможет регулярное и осознанное чтение. Не надо брать классику или газеты, если они Вам не нравятся, но СМИ сейчас огромное множество, и выбрать свое может каждый. Читая статьи, определяйте их суть, обсуждайте мнение с единомышленниками или репетиторами. Такая тренировка в игровом варианте точно принесет плоды.

23 номер проверяет знаний типов речи (описание – изображение чего-либо, повествование – действия, рассуждение – мысли о чем-то, не связанные с действиями), также здесь нужно искать логические связи внутри текста

Определять тексты очень легко, обратите внимание на то, как автор излагает мысль. Если это типичная художественная литература с выдуманными героями и сюжетом, то перед нами повествование

Если это череда наблюдений об объекте или явлении, то описание. Классическая статья из журнала – рассуждение.

24 задание проверяет знание синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, прямых и переносных значений слов. Эта теория несложная, легко запоминается, а при большом количестве практики без труда закрепляется в памяти. У некоторых возникают проблемы с пониманием фразеологизмов. Это устойчивое сочетание несочетаемых слов (часто устаревших), которое можно заменить одним современным словом. Для простоты сделайте себе табличку с примерами, обозначающими тот или иной термин.

25 вопрос направлен на поиск связей между предложениями. Здесь требуется найти союз, местоимение, с помощью которого предложения соединяются друг с другом. Это тоже приходит с опытом взаимодействия с литературой.

26 номер проверяет знание средств выразительности, выраженных и грамматически (однородные члены, восклицательные и вопросительные предложения, цитирование), и лексически (эпитеты, метафоры, олицетворения, синонимы, антонимы). Запомнить все это тоже поможет таблица с примерами, которые помогут Вам быстро сориентироваться

Занудные и непонятные определения терминов иногда могут даже запутать, поэтому не стремитесь зубрить, важно добиться именно понимания

Пример

Помните задание из демоверсии, которое я показала в начале статьи! Сейчас мы вместе с ним разберемся, используя наш алгоритм из четырех шагов.

  1. Ищем однородное соподчинение. Не находим — ну и хорошо!
  2. Нашли стык союзов «и когда». После слова «спалось» нет «то» — запятая на стыке союзов жива-здорова, ТОНОТАК её не съел. Ставим запятую на (2)!
  3. Проверяем (1) при союзе И. Что там соединяется? Читать было невозможно, и… я слушал. Разные грамматические основы, так что ставим запятую!
  4. Закрываем придаточную часть «когда не спалось», ставим запятую на (3). Есть ещё придаточные? Конечно, после (4) прячется «что» — выделяем обязательно!

Получаем такой ответ: 1234. Не пугайтесь, что в ответ пошли все цифры — так бывает, это нормально. Балл наш!

Вот и всё, вы великолепны. Удачи на ЕГЭ, да пребудет с вами ТОНОТАК! Обязательно прочитайте наш гайд для ЕГЭ по русскому 2021, чтобы разобраться с остальными темами и разработать оптимальную стратегию подготовки.

Задание 11

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. Эмал..вый Милост..вый Юрод..вый Забывч..вый Рассыпч..тый Ответ:____________________

Данное задание рассчитано на знание правописания суффиксов прилагательных.

Однако, как мы уже отмечали ранее в этих заданиях, а особенно в 10 и 11 правописание суффиксов не исчерпываются приведенными примерами. Чтобы подготовиться к выполнению данных заданий нужно хорошо разбираться в правописании суффиксов после шипящих, а также в правописаний окончаний и суффиксов глаголов, причастий и деепричастий. Ниже мы предоставляем краткий конспект тем.

1-3

Задания этой группы привязаны к небольшому тексту. Они достаточно просты и требуют всего лишь внимательного прочтения заданных нескольких предложений. Все вопросы оцениваются 1 баллом.

В задании 1 это определение истинности трех высказываний о тексте. Как готовиться? Чтобы уметь определить суть текста, необходимо научиться размышлять над прочитанным. Этот навык приходит на практике, поэтому пробуйте формулировать главные мысли обильных постов в любимом паблике, журналистских и блогерских материалов. Это помогает чувствовать себя уверенно в работе с информацией и безошибочно в ней ориентироваться.

В номере 2 нужно сделать выбор пропущенной частицы по смыслу. Чтобы осуществлять эту операцию на автомате, больше читайте. Комментарии под мемами вряд ли подойдут, но вот информационные материалы об интересующей Вас сфере – вполне. Есть много полезных и грамотных блогов о красоте, здоровье, литературе, технике, компьютерных играх и т.д.

В 3 вопросе нужно выбрать подходящий вариант значения слова в тексте (именно в тексте, нельзя забывать об этом факте). Активный читатель вообще не считает этот пункт за задание. Если Вы чувствуете родной язык, проблем с выполнением не возникнет. Как научиться этому? Откройте для себя мир чтения, и Вы увидите, что понимание значения слова придет само собой. Ну и регулярная работа с подобными задачами тоже сделает свое дело.

Объяснение заданий 1 ЕГЭ по информатике

1-я тема характеризуется, как:
— задания базового уровня сложности,
— требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,
— время выполнения – примерно 3 минуты,
— максимальный балл — 1
  Проверяемые элементы содержания: Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 3 и задание № 7 ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Как и в большинстве простых заданий, основные ошибки происходят из-за торопливости и невнимательности»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова

Структурирование информации и информационные модели

Рассмотрим кратко необходимые для решения 1 задания ЕГЭ понятия.

Структурирование информации — это установление главных элементов в информационных сообщениях и установление связей между ними.

Структурирование выполняется с целью облегчения восприятия и поиска информации.

Структурирование возможно при помощи следующих структур (информационных моделей):

множество:

перечисление элементов, собранных по характерному признаку;

Вася, Петя, Коля
1, 17, 22, 55

В множестве упорядочивание элементов не обязательно, т.е. порядок следования не важен.

линейный список

Важна упорядоченность следования элементов.

таблица

В таблицах выделяются объекты (отдельные записи таблиц) и свойства (названия столбцов или названия строк):

дерево или иерархия объектов

Уровни в дереве

Рассмотрим родственные отношения в дереве:

«Сыновья» А: B, C.

«Родитель» B: A.

«Потомки» А: B, C, D, E, F, G.

«Предки» F: A, C.

Корень – узел без предков (A).Лист – узел без потомков (D, E, F, G).Высота – наибольшее расстояние от корня до листа (количество уровней).

файловая система (иерархия)

Допустим, на жестком диске компьютера имеются следующие папки (каталоги) с файлами:

Получим дерево:

графы

Иногда очень трудно структурировать информацию описанными структурами из-за сложных «взаимоотношений» между объектами. Тогда можно использовать графы:

Граф – это набор вершин и связей между ними, называющихся рёбрами:

Граф, отображающий дороги между поселками

матрица и список смежности

Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь.

Связный граф

Дерево

Дерево — связный граф без циклов

взвешенные графы и весовая матрица

У взвешенных графов указан «вес ребра»:

Из взвешенных графов получается весовая матрица, обратное преобразование тоже возможно.

Весовая матрица

Поиск кратчайшего пути (перебор)

Определение кратчайшего пути между пунктами A и D

  • В заданиях ЕГЭ этой темы чаще всего используются две информационные модели — таблицы и схемы.
  • Информация в таблице строится по следующим правилам: на пересечении строки и столбца находится информация, характеризующая комбинацию этой строки и столбца.
  • На схеме информация строится по следующему правилу: если между объектами схемы имеется связь, то она отображается линией, соединяющей названия этих объектов на схеме.

Егифка :

↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Правописание корней слов — правила

Чтобы понять, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, нужно уметь различать группы корней со стандартным чередованием, а также знать исключения, и помнить уже обозначенное чередование -и-/-а-(-я-).

Стоит обратить внимание, что разбор 9 задания ЕГЭ по русскому должен учитывать такое явление, как омонимию. Чередующиеся корни имеют тот же смысл, именно поэтому слова мерить (производить измерения) и мирить (сближать людей) не будут корнями с чередованием, а вот слова умереть (прекратить жить) и умирать (прекращать жить) будут ими

Всего на ЕГЭ встречается девять корней, которые часто путают с омонимичными и которые чередуются в определенном значении:

  • -кас-/-кос- — дотрагиваться,
  • -дер-/-дир- — снимать верхний слой,
  • -мер-/-мир- — перестать что-то делать,
  • -тер-/-тир- — размазывать,
  • -твар-/-твор- — создавать,
  • -зар-/-зор- — утро (заря),
  • -чет-/-чит- — совмещать, убавлять,
  • -клан-/-клон- — нагибаться,
  • -плав-/-плов- — передвигаться по воде.

Также существуют нюансы проверки гласных. Смысл проверяемого и проверочного слов должен совпадать: так, седеть (от страха) нельзя проверить деепричастием сидя (на стуле), так как значение у слов абсолютно различен.

Таким образом, чтобы понять, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, нужно заранее изучить корни с чередованием и правила их употребления, а также запомнить и научиться применять алгоритм решения. Тогда разбор 9 задания ЕГЭ по русскому будет даваться легко, а это принесет желанные баллы за экзамен.

↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022

Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ. 

1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам. 

2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:

жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.

3) В существительных, оканчивающихся на

пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:

4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.

5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства

Ударение в существительных: таблица

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4…СЛОГИ
бАнты тОрты  тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы  кОнусов лЕкторы  лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей  (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка вероисповЕданиеновостЕйеретИк

Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.

2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва 

Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.

Примеры:

Остальные прилагательные: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4… СЛОГИ
кУхонныйслИвовыйзнАчимый оптОвыйпрожОрлива мозаИчный

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ

Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.

2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.

-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Остальные глаголы: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2-3 СЛОГИ
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т  ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в  орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ

1 СЛОГ 2-3…СЛОГИ
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго

↑ Алгоритм выполнения задания 23

1. Внимательно прочитайте формулировку задания. В качестве ответов необходимо выбрать ВЕРНЫЕ или ОШИБОЧНЫЕ утверждения

Чтобы не перепутать ответы, советуем верные утверждения помечать знаком «+», а неверные «-» .2. Также следует обращать внимание и на сами утверждения, особенно на глаголы «представлено» и «содержит». Представлено — это значит целиком, полностью

Содержит — это значит есть элементы, но не во всем предложении/участке текста.3. Для разграничения повествования, рассуждения и описания используйте теорию, данную ниже. Как проверить себя?Повествование можно представить несколькими картинами подряд, в которых происходит смена СОБЫТИЙ, как в комиксе.Описание можно представить одной картиной (можно даже изобразить, как падают листья, показать цвета и т.д.).Рассуждение нельзя представить при помощи картины.4. Впишите цифры в бланк ответов.

Однородное соподчинение придаточных — есть или нет?

Самая неприятная ловушка! Почему-то многие ученики про нее не знают.

Я вспомнил, как сверкнули фары и как она побежала через дорогу.

Я знала, что нужно готовиться к ЕГЭ и что эта статья мне поможет.

Это дом, где родился Иван и прошло моё детство.

Казалось бы, разные грамматические основы – почему мы не поставили запятые?

Если обе придаточные части относятся к одной и той же главной части, отвечают на один вопрос, они считаются однородными. Запятая перед союзом И не ставится:

,  (что…) и (что…).

Это правило простое, но оно встречается довольно редко. Если вы прочитали предложение и видите, что однородных придаточных в нём нет, смело переходите к следующему шагу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector