Основные типы образовательных учреждений
Содержание:
- Лицензирование
- Факторы функционирования образовательных систем
- Особенности системы образования
- Когда подавать документы и когда проходить вступительные испытания
- Специальное образование
- Послевузовское образование
- Виды общеобразовательной организации
- Специфика детских садов
- Обычные школы и детсады
- Устав
- ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
- Системы педагогического образования
- Образовательные организации — что это такое?
- Законодательная база
Лицензирование
Как уже говорилось выше, все образовательные учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории России, должны иметь на это соответствующее разрешение. Оно представляет собой лицензию, выдаваемую государственными органами.
Для ее получения понадобится собрать пакет документов, включающий в себя:
— заявление с указанием всех разработанных образовательных программ;— сведения о помещении, которое будет использовано для обучения;— информацию о составе преподавателей;— сведения о предполагаемом количестве клиентов;— полный перечень приобретенной обучающей литературы;— данные о наличии материальной и технической базы;— свидетельство о регистрации;— сведения об учредителях и т.д.
Поданная заявка рассматривается в течение месяца.
Факторы функционирования образовательных систем
Функционирование системы образования обусловлено воздействием многих факторов. В качестве основных можно выделить следующие:
1. Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. В связи с этим предъявляются всевозрастающие требования к образовательной и технической подготовке основной массы производителей.
2. Политика общества. Развитие образовательно-воспитательных учреждений и системы образования в целом происходит под влиянием политики общества.
3. Исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования всегда формируется под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения.
4. Педагогические факторы, которые связаны, прежде всего, с возможностями самих образовательных учреждений. Например, открытие детских яслей и детских садов вначале было обусловлено необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве
Постепенно главное внимание было перенесено на использование тех возможностей, которые связаны с обеспечением более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школе
Воздействие этих факторов обеспечивает непрерывное развитие отечественной системы образования, что проявляется в следующем:
• растет заинтересованность общества в приобщении молодого поколения к более высокому уровню образования как предпосылке социального и морального прогресса;
• расширяется сеть государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бесплатное образование. Это открывает возможность получить необходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущественного положения;
• сохраняется тенденция на сохранение платного образования в негосударственных средних общеобразовательных и профессиональных школах, а также в отдельных вузах;
• возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета;
• расширяется применение принципа муниципального руководства школой. Это выражается в том, что федеральные органы обеспечивают всем школам равные возможности, оказывая им финансовую и техническую помощь, но не направляют и не контролируют их деятельность. Эту функцию выполняют местные общеобразовательные советы, которые вырабатывают стратегию учебно-воспитательной работы школы. В состав этих советов входят педагоги, юристы, представители производства и других профессий. Все это позволяет лучше учитывать местные условия и проводить в соответствии с ними обучение и воспитание молодежи.
• расширяется многообразие типов школ и их структур. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более поздних ступенях обучения в школе определяются довольно четко;
• усиливается преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техники, коренные усовершенствования технологии производства требуют от производителей все более глубоких знаний, овладения новыми научными достижениями и непрерывного повышения своей профессиональной квалификации. Для этого в нашей стране принимаются меры к укреплению преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специалистов.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Особенности системы образования
В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.
Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:
- Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
- Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
- Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
- Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.
На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.
Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:
- Образовательные организации.
- Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
- Органы управления.
На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:
Система | Особенности |
централизированная | Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах. |
децентрализированная | Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения. |
смешанная | Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти. |
Когда подавать документы и когда проходить вступительные испытания
Обычно подача документов в ВУЗы начинается с 20 июня, если абитуриенты поступают в академии МВД и прочие, где требуется специальная подготовка, то для начала следует пройти медкомиссию.
Дополнительные испытания проводятся ВУЗом 7 июля, а 26 июля производится поступление по ЕГЭ. Зачисление производится до 27 июля, ВУЗ публикует на сайте списки поступивших студентов на бюджетное отделение. Это первая волна зачисления, приказ о котором выходит не позднее 3 августа.
После этого начинается вторая волна зачисления на оставшиеся места, приказ издается не позднее 8 августа.
В средне-специальные учебные заведения срок подачи документов начинает течь с 20 июня. До 10 июня производится прием заявлений на поступление по творческим специальностям, а до 15 августа – на заочную форму обучения.
Для поступления в магистратуру необходимо сдать документы не позднее 20 июля, это же правило относится и для заочной формы получения образования. Вступительные испытания и зачисление определяются самостоятельно ВУЗом, обычно, это конец июля.
Специальное образование
Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.
Послевузовское образование
В высших учебных заведениях предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования. Это ступень, на которой люди продолжают получать образование, имея диплом вуза. Послевузовское профессиональное образование направлено на подготовку кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, проведение научных исследований.
В системе послевузовского профобразования выделяют обучение в очной или заочной аспирантуре. Аспиранты подготавливают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Существует несколько специализированных форм подготовки:
- ассистентура-стажировка (система подготовки педагогических и творческих работников по творческо-исполнительским специальностям);
- ординатура (система повышения квалификации врачей в медицинских высших учебных заведениях);
- адъюнктура (так называется аспирантура в вузах Вооруженных Сил РФ, МВД, МЧС, органов по контролю за оборотом психотропных веществ и наркотических средств).
Виды общеобразовательной организации
а) начальная общеобразовательная школа — реализует общеобразовательную программу начального общего образования;
б) основная общеобразовательная школа — реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования;
в) средняя общеобразовательная школа — реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов -реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам;
д) гимназия — реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования;
е) лицей — реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
ё) специальные (коррекционные) образовательные организации (учреждения) создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздно ослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии;
ж) учебно-воспитательные учреждения (организации) для детей с девиантным поведением, бывают открытого типа и закрытого типа:
— учреждение (организация) открытого типа выполняет функции профилактического учреждения, обеспечивающего развитие личности воспитанника и создается для детей и подростков: с устойчивым противоправным поведением; подвергшихся любым формам психологического насилия; отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями:
— учреждение (организация) закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода;
з) санаторно-лесная школа — учебное заведение интернатного типа, предназначенное для обучения детей школьного возраста (с 7 до 14 лет), нуждающихся в длительном лечении, имеющие хронические болезни (с заболеваниями сердечно сосудистой системы, закрытыми формами туберкулеза, больных ревматизмом и др.);
и) школы-интернаты — образовательная организация с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей. По контингенту бывают: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д); для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см. напр. выше); для «трудных» подростков, то есть не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами). По образовательной программе различают: общеобразовательные, специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин, коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные способности.
Специфика детских садов
Они являются максимально распространёнными учреждениями по обеспечению дошкольного государственного образования. Здесь предполагается полноценный уход, присмотр, оздоровление, воспитание, обучение малышей. Это самые массовые и доступные типы образовательных учреждений. Типы образовательных программ могут различаться в зависимости от направления деятельности, выбранного в детском саду.
В подобном заведении комбинированного типа есть несколько различных групп:
- компенсирующие;
- общеразвивающие;
- оздоровительные
Такие типы образовательных учреждений есть в каждом районном центре РФ, они рассчитаны на воспитание малышей от трех до семи лет.
Обычные школы и детсады
Итак, переводы с канцелярского на общечеловеческий язык.
- ГБДОУ – государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (детский сад, ясли).
- МБДОУ – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (все те же самые заведения, что и в случае с ГБДОУ). Иногда букву «Б» пропускают и пишут просто МДОУ.
- ГБОУ – государственное бюджетное образовательное учреждение (школа, лицей, гимназия, учебный комбинат, комплекс). Бывает так, что садик входит в школьный комплекс, тогда ГБДОУ – это подразделение ГБОУ.
- МБОУ – муниципальное бюджетное образовательное учреждение (те же школы, лицеи и т. д., но с финансированием из бюджета города).
- МКОУ – муниципальное казенное образовательное учреждение (опять те же самые школы всех видов с прямым финансированием из госбюджета, обычно городского, реже – регионального).
- СОШ – средняя образовательная школа: обычная школа, без всяких затей. Как правило эта аббревиатура используется в сочетании с «МКОУ» – МКОУ СОШ.
- МАОУ – муниципальное автономное образовательное учреждение. Ничего нового: это снова школы, гимназии, лицеи и так далее с государственным финансированием.
- МКШ – малокомплектная школа. Расположены такие учебные заведения в сельской местности, в них учится немного учеников (несколько десятков), параллельных классов нет. Бывает и так, что какого-то класса вовсе нет, потому что в населенном пункте нет детей соответствующего возраста, которых надо учить. В совсем маленьких МКШ 8–10 учеников разного возраста могут сидеть в одном классе и заниматься вместе по всем предметам. Это «вымирающий вид» учебных заведений, за существование которого изо всех сил борются жители небольших сёл.
- СУНЦ – специализированный учебный научный центр. Это школа-интернат для одаренных детей при высшем учебном заведении. Пример – знаменитый центр Колмогорова при МГУ.
Казенное, бюджетное или автономное учебное заведение школа – для родителей большой разницы нет, потому что все эти учреждения бесплатные, финансируются из бюджетов разных уровней, просто отличаются механизмы этого финансирования и возможности школ распоряжаться своим имуществом.
Тем не менее небольшое отличие может быть: иногда у государственных школ и детских садов оснащение лучше, чем у муниципальных. У автономных образовательных учреждений больше возможностей предоставлять дополнительные платные услуги (организовывать кружки, проводить факультативы и т. д).
Недавно с легкой руки Минпросвещения появилась еще пара не фигурирующих в официальных названиях антонимичный аббревиатур:
- ШНОР– школа с низкими образовательными результатами (у выпускников скромные результаты ОГЭ и ЕГЭ, да и ВПР – всероссийские проверочные работы, по сути, это годовые контрольные работы – тоже баллами не радуют).
- ШВОР– школа с высокими образовательными результатами. В этом учебном заведении все с точностью до наоборот – результаты ОГЭ и ЕГЭ выпускников хоть в рамочку на стенку вешай и за результаты ВПР учителей хвалят.
Устав
В ст. 25, ч. 1 ФЗ №273 определено, что в образовательной организации должен присутствовать документ, устанавливающий основные положения ее деятельности. Им является устав. Этот документ утверждается в порядке, определенном законодательством. В части второй указанной статьи предусмотрен перечень условий, которые должны присутствовать в уставе. Так, в документе указываются сведения о:
- Типе организации.
- Учредителе.
- Реализуемых образовательных программах с указанием направленности или уровня обучения.
- Компетенции и структуре административного аппарата учреждения, сроках его полномочий, порядке его создания.
В устав также включается и иная информация, предусмотренная в российском законодательстве.
ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
- Подробности
- Категория: Без категории
- Опубликовано 25.01.2012 12:02
- Просмотров: 69572
В Украине высшие учебные заведения по форме собственности делятся на заведения государственной, коммунальной и частной форм собственности, вполне равноправных между собой и обеспечивающих идентичное качество образования. По типам украинские вузы делятся на университеты, академии, институты, консерватории (музыкальные академии), колледжи и техникумы (училища).
Университет – многопрофильное высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по широкому спектру гуманитарных, экономических, естественных и других наук, и является ведущим научно-методическим центром. Университеты могут быть классическими и профильными.
Университет имеет статус классического, если в нем осуществляется подготовка кадров не менее чем по восьми отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук не менее чем по двенадцати научным специальностям, в том числе не менее чем по двум гуманитарным, экономическим, естественным или техническим специальностям.
Университет является профильным, если в нем осуществляется подготовка кадров не менее чем по четырем отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук не менее чем по восьми научным специальностям, в том числе не менее чем по шести профильным специальностям, за исключением художественных и военных высших учебных заведений (вузы).
Институт – высшее учебное заведение III или IV уровня аккредитации или структурное подразделение университета, предоставляющее высшее образование в определенной отрасли науки, образования, культуры или производства.
Академия – высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной отрасли науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.
Академия действует при условии, если в ней осуществляется подготовка кадров по двум отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук не менее чем по двум научным специальностям, за исключением художественных и военных высших учебных заведений (вузы).
Консерватория – высшее учебное заведение ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование в отрасли культуры и искусства.
Колледж – высшее учебное заведение ІІ уровня аккредитации или структурное подразделение учебного заведения ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по родственным направлениям подготовки или по нескольким родственным специальностям.
Колледж приобретает статус профессионального, если в нем на дневной форме обучения учится не менее пятисот человек.
Техникум (училище) – высшее учебное заведение І уровня аккредитации или структурное подразделение вуза ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по нескольким родственным специальностям.
Университеты, академии, институты, консерватории могут осуществлять обучение по всем типам программ подготовки (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр, кандидат наук), а также по программам последипломного образования. Университету (академии) может быть предоставлен статус национального–за достижение наивысших показателей в научно-исследовательской деятельности.
- < Назад
- Вперёд >
Системы педагогического образования
Система педагогического образования в России включает ряд заведений предоставляющих образовательные услуги различного уровня. В группу заведений входят колледжи, лицеи, училища, институты, университеты.
К заведениям среднего педагогического обучения относятся училища, колледжи и лицеи, которые, в свою очередь разделяются на:
- Дошкольные.
- Школьные.
- Музыкально-педагогические.
- Художественно-графические и другие.
В таких учебных заведениях могут проходить обучение граждане прошедшие девяти или десятилетний курс общеобразовательной школы. Срок обученияв таких заведениях составляет не более 4 лет, а помимо общеобразовательной программы в курс включены психолого-педагогические дисциплины и практические занятия по специальности.
Для получения профессионального педагогического образования существуют институты и университеты. В данных учебных заведениях имеют право обучаться граждане, получившие среднее или средне-специальное образование. Учебный план высших учебных заведений подразделен на следующие циклы:
- Общественные дисциплины.
- Психолого-педагогические дисциплины.
- Профильные предметы, определяющие специализацию.
Срок обучения в таких заведениях не превышает 6 лет и предусматривает педагогическую практику.
Образовательные организации — что это такое?
Образовательная деятельность осуществляется в специальных организациях, которые могут носить государственный, муниципальный или частный статус. Сегодня на законодательном уровне открывать собственные учреждения могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Порядок привлечения педагогических работников, заработной платы и оплаты обучения при этом определяет сам учредитель. Естественно, для того чтобы заниматься образовательной и воспитательной деятельностью у организации должна быть соответствующая лицензия.
Также в настоящий момент идёт активное переустройство всех действующих законов и положений на предмет совместного обучения детей с ограниченными возможностями и без таковых. В связи с этим многие учебные заведения занимаются реорганизацией классов и программ, чтобы приспособить их к совместному учебному процессу.
Законодательная база
Типам образовательных
организация посвящена
статья 23
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Из нее мы видим, что в нашей стране
существуют такие ОО:
-
Дошкольные.
Проще говоря, это детские сады. Их тоже
существует несколько видов, но на них мы в этот раз подробно останавливаться не
будем -
Общеобразовательные.
Имеются в виду школы и подобные им заведения – о
них тоже в этот раз не говорим. -
Профессиональные.
Здесь обучают по программам
среднего профессионального образования и профессионального обучения. -
Высшего
образования.Здесь дают высшее
образование и занимаются наукой. -
Дополнительного
образования.Это всевозможные
курсы и кружки, которые могут посещать как дети, так и взрослые. -
Дополнительного
профессионального образования.Здесь обучают по дополнительным профессиональным программам, то есть проводят
курсы повышения квалификации и профпереподготовки.
ОО из третьего пункта мы
привычно именуем ссузами, из четвертого – вузами.
Также рекомендуем:
Уровни образования в России