Основные ступени профессионального образования. типы образовательных учреждений

Содержание программ обучения

В новом ФГОС инженерных специальностей несколько десятков – причём в очень разных сферах образования: от биоинженерии до океанологии. В связи с этим, указать единое содержание программ обучения для будущих инженеров различных отраслей не представляется возможным. Однако, все программы подготовки включают в себя базовый общеобразовательный цикл (содержащий в обязательном порядке такие предметы, как математические и физические дисциплины), и профессиональный цикл (в котором, разумеется, список предметов для инженеров-метеорологов и инженеров-строителей будет существенно отличаться), а также вариативную часть и практические занятия.

Формы обучения

Обучение в технически вузах, согласно требованиям министерства образования, проводится в очной, вечерней (очной/заочной) и заочной форме.  С финансовой точки зрения, существует возможность обучаться как на бюджетной, так и на контрактной основе. Бакалавриат в очной форме предусматривает 4 года обучения, специалистов-инженеров – не менее 5 лет, а также 2 года для магистратуры.

Второе высшее

Специализированные программы для получения второго высшего образования также существую практически во всех технических вузах, и получить 2-е высшее может любой дипломированный специалист – ограничений здесь не существует. Единственным нюансом является отсутствие в этом случае бесплатной формы обучения.

Где получить

Технических и политехнических ВУЗов (а также экономических и прочих узкопрофильных, готовящих в том числе и специалистов технических специальностей) в России насчитывается более 250. Правда, слабым местом многих из них является серьёзное старение преподавательского состава (что в условиях стремительно развивающегося технического прогресса оказывает не самое лучшее влияние на качество обучения в сферах инновационных технологий вроде компьютерного моделирования или нанотехнологий) и, к сожалению, низкой научной активности в вузах не чисто технического профиля. Таким образом, существенная разница в качестве образования, востребованности специалистов-инженеров работодателями и уровне исследовательской активности приводит к разрыву в квалификации инженеров, заканчивающих обучение.

Если же говорить о топовых технических вузах страны, то их список окажется таким:

Кроме того, следовало бы упомянуть Тюменский нефтегазовый государственный университет – не попадающий в ТОП-5, но регулярно фигурирующий как победитель большинства интернет-рейтингов.

Также вы можете посмотреть списки учебных заведений в разделах:

  • Лучшие технические вузы России
  • Технические вузы Москвы
  • Технические вузы Санкт-Петербурга

Специальности

Инженерных специальностей существует на настоящий момент более сотни – и, в связи с появлением всё новых отраслей современной промышленности, количество их стабильно растёт. Разумеется, наиболее высок спрос на те технические специальности, которые на сегодня являются не только наиболее востребованными, но и максимально перспективными и, что греха таить, высокооплачиваемыми. В связи с этим имеет смысл попробовать составить их ТОП-5 – который, со временем, естественно, будет меняться, но на сегодняшний день выглядит следующим образом:

  • инженер IT, программист;
  • инженер-нефтяник и инженер-буровик;
  • инженер-маркшейдер;
  • инженер-геофизик, геолог;
  • инженер-энергетик.

Для более подробной информации ознакомьтесь с разделами «Технические профессии» и «Специальности».

Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Очень важная ступень в профобразовании – это ДПО. В него принято включать повышение квалификации, профессиональную переподготовку. Предлагают соответствующие программы профессионального образования университеты на своих факультетах, академии, институты и центры повышения квалификации. У всех учреждений дополнительного образования единая цель – повышать профессиональные знания у обучающихся, совершенствовать их деловые качества, подготавливать к выполнению новых трудовых функций.

Повышением квалификации называют углубление и обновление имеющихся профессиональных знаний. Этот процесс реализуется благодаря краткосрочному тематическому обучению (курсам по продолжительности не менее 72 часов), тематическим и проблемным семинарам, длительному обучению (свыше 100 часов). Профессиональной переподготовкой называют процесс получения дополнительной квалификации.

Виды высших учебных заведений

В России вузы представлены 3 основными видами – университетами, академиями, институтами. Конкретный вид определяется каждые 5 лет по результатам государственной аккредитации. Учитываются следующие характеристики:

  • спектр реализуемых образовательных программ;
  • наличие возможности продолжать послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре;
  • проведение научных исследований;
  • выполнение научно-методической работы;
  • качественный состав научно-педагогических кадров.

Наивысшую позицию на рассматриваемой ступени профессионального образования в России занимают университеты. Это более развитые образовательные организации. Вторая позиция принадлежит академиям, а третья – институтам.

Где получить высшее образование: выбираем вуз

Недостаточно присмотреть только подходящую специальность. Чтобы получить действительно хорошее образование, необходимо выбрать правильный вуз и направление.

Но как это сделать?

Самый очевидный метод — изучить ту информацию, которую предоставляют сами вузы: буклеты, сайты. Ознакомиться с отзывами, сходить на день открытых дверей (если вуз рядом с домом). Важный маркер: узнайте, каков процент трудоустройства выпускников в первый год по окончании вуза.

Но лучше всего, конечно, инсайдерская информация.

В любом случае, процесс выбора вуза не будет быстрым и простым, если взяться за него в одиночку. Но погружаться в изучение десятков и сотен вузов совсем не обязательно. Какое высшее образование получить и в какой вуз поступить, может посоветовать специалист.

Важно!

В Германии можно подать документы в неограниченное количество вузов. Подавая документы только в один вуз, вы себя ограничиваете. Например, вы можете испугаться подавать документы в престижнее учебное заведение с высоким проходным баллом, и поступите в вуз поскромнее, но как знать, может вас бы зачислили в университет мечты? С другой стороны, можно поставить на «журавля в небе» и проиграть, потерять целый семестр, а затем делать новую попытку. А если подавать документы сразу в несколько вузов с разным проходным баллом, шансы поступить с первого раза резко повышаются, и вы точно ничего не упускаете. Главное, правильно выбрать, в какие вузы отправлять заявки. Совет специалиста здесь будет очень уместен. Вы не только правильно подберете вузы и направления, но и будете точно знать все их требования.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Профессии, для которых достаточно СПО

В колледжах представлен широкий выбор направлений, которые востребованы на рынке труда. В основном это рабочие специальности и из сферы услуг. В отличие от вузов, обучение в колледже больше направлено на получение практических навыков. Как правило, после окончания можно сразу приступить к работе. Работодатели охотно принимают таких специалистов. Вот наиболее востребованные профессии:

  • автомеханик;
  • повар;
  • кондитер;
  • парикмахер;
  • педагог начальных классов;
  • системный администратор;
  • строитель;
  • медсестра;
  • косметолог;
  • дизайнер;
  • специалист по гостеприимству.

В этих сферах есть куда расти. Все зависит от того, как вы себя проявите. Подробнее о поступлении в колледж читайте в статье: «Все о поступлении в колледж после 11-го класса».

После колледжа вы сможете сразу приступить к работе

Инклюзивное образование

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.

В законе данная система получила наименование «инклюзивное образование». Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.

Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель — создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:

  • технически оснастить образовательные учреждения;
  • разработать специальные учебные курсы для педагогов;
  • создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
  • разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.

Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.

Преимущества дистанционного обучения для среднего образования

По прогнозам, к 2020 году число выпускников дистанционной формы обучения в мире вдвое превысит численность слушателей очных курсов. Оснований для подобных ожиданий достаточно. Преимущества удаленного обучения:

  • Свободный выбор времени начала. Поступление открыто круглогодично. Начать учиться, сдать выпускные экзамены, получить диплом можно с января по декабрь.
  • Удаленная учеба — комфортный формат для совмещения с работой. Учащийся не привязан к месту, времени, четкому графику сдачи курсовых работ, дипломных трудов, экзаменов. Он формирует индивидуальный план занятий, постоянно имеет выход на куратора, обрабатывает теоретический материал, параллельно практикуясь на рабочем месте. Двигаясь к цели, учащийся развивается в личном темпе без давления.
  • Учеба в Москве перестала быть привилегией избранных. Колледжисты принимаются с 10 класса (нужен аттестат, достаточно высокого среднего балла), по окончании школы по результатам ЕГЭ.
  • Стоимость обучения оптимизирована. Курс обойдется дешевле. Плюс, скидка до 15% выпускникам колледжа, поступающим в вуз.
  • Непрерывное образование — важный пункт становления профессионала и личности. Удаленно оно возможно при любых жизненных обстоятельствах (материнство, служба, уход за больным родственником).

Дистанционное среднее специальное образование снимает два барьера: высокий конкурс на место признанного вуза (колледжистам достаточно ЕГЭ, аттестата), необходимость временного переезда для подготовки на достойном — столичном — уровне.

Разница между бакалавриатом и магистратурой

До 2009 года высшее образование в нашей стране получали по «советской» системе. Выпускник обычной школы поступал в ВУЗ, где его в течение 5-6 лет готовили по определенной программе специалитета. Зачисление в высшее учебное заведение осуществлялось по итогам вступительных экзаменов. Закончив обучение, из института или университета выходил уже готовый специалист. По желанию выпускник ВУЗа мог поступить в аспирантуру, чтобы завоевать ученую степень.

  • бакалавриат – первая и обязательная ступень высшего профобразования;
  • магистратура – второй и необязательный этап высшего профобразования.

Какая между ними разница?

Определение и значение

Бакалавриат – доступная для всех выпускников общеобразовательных школ, гимназий и колледжей первоначальная ступень высшего образования. Закончивший обучение человек становится обладателем диплома бакалавра, открывающего доступ ко второй ступени высшего профессионального образования, магистратуре.

Магистратура – дальнейшая, вышестоящая образовательная ступень после бакалавриата. На ней студенты получают узкоспециализированные знания по выбранному направлению.

Сравнение бакалавриата и магистратуры

Фото: выпускники бакалавры

Несмотря на то, что бакалавриат является начальной, первой ступенью высшего образования и продолжается 4 года, он дает полноценный объем знаний. После его окончания дипломированный выпускник – уже специалист в той или иной области и может устраиваться на соответствующую работу. В бакалавриате проходят обучение как по общеобразовательным дисциплинам, так и по избранной специальности.

Таким образом, диплом бакалавра – свидетельство о приобретении качественного высшего образования. Он открывает доступ к профессии или же к продолжению обучения, но уже на втором уровне – в магистратуре.

Фото: магистратура

Чему же обучают в магистратуре? Простыми словами, там готовят ориентированных на науку специалистов. Поступление на этот уровень проводится на конкурсной основе. Будущие магистры занимаются совершенствованием уже полученных знаний. А на первый план выходит научно-исследовательская деятельность, в ходе которой развиваются аналитические и академические навыки; математические, проектные и другие высокие способности.

В отличие от знаний «широкого профиля», полученных в бакалавриате, магистратура – определенно шаг вперед в саморазвитии и совершенствовании профессиональных навыков. Диплом магистра выдается после 2-х лет обучения. Дальше с ним можно выходить на работу или поступать в аспирантуру. Практика показывает, что выпускников магистратуры охотнее принимают в штат престижных отечественных и зарубежных компаний.

Фото: магистратура гуманитарного института, вручение диплома выпускникам

Важный момент: в магистратуру не принципиально поступать сразу же после окончания бакалавриата. Между двумя ступенями высшего профессионального образования может быть перерыв. Через некоторое время, если человек захочет повысить свой профессионализм в более узкой специализации или вообще сменить направление деятельности, он может подать документы в магистратуру. Однако придется выдержать конкурс.

Интересно, что бакалавром можно быть в одной выбранной специализации, а магистром стать в совершенно другой области. С дипломом бакалавра российского вуза можно обучаться в магистратуре многих зарубежных вузов, причем как весь двухлетний срок, так и его часть.

Согласно Болонской декларации, бакалавр и магистр должны одинаково оцениваться работодателем, то есть их шансы при приеме на работу равны. Однако на практике, как мы уже писали выше, этот закон не всегда соблюдается.

Отличие бакалавриата от магистратуры: выводы

1. Обучение в бакалавриате по результатам ЕГЭ доступно любому выпускнику общеобразовательной школы, гимназии, колледжа. В магистратуру можно поступить только после того, как получен, диплом бакалавра.

2. На бакалавра учатся четыре года, диплом магистра получают через два года обучения в магистратуре.

3. Бакалавриат дает своим студентам знания «широкого профиля» и основы, достаточные для работы по избранной специальности. Магистратура выпускает узких специалистов в выбранной деятельности и совершенствует научно-исследовательские навыки.

4. По закону магистр и бакалавр равны в шансах при приеме на работу. Однако на практике, особенно в зарубежных компаниях, преимущество у обладателей диплома магистра.

5. Чтобы поступить в аспирантуру, быть бакалавром – мало, нужно пройти обучение в магистратуре.

Что такое незаконченное высшее образование

Обучение может прерваться добровольно или принудительно

Если студент не прошел полный курс академической программы высшего образования в ВУЗе, завершенный итоговой аттестацией и вручением диплома, такое образование в любом случае будет являться незаконченным.

Это означает, что обучающийся прошел лишь часть образовательной программы и сдал промежуточные испытания по некоторым дисциплинам.

Обучение может прерваться добровольно, когда учащийся сам забирает документы из образовательного учреждения, или принудительно, когда администрация учебного заведения отчисляет студента за неуспеваемость.

Что из себя представляет высшее образование в России?

Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.

В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:

  • Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
  • Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.

Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.

Зачем нужен документ о неполном высшем образовании

Справка о незаконченном высшем образовании – это документ, который покажет, сколько курсов отучился студент, какие предметы прошел и в каком количестве. А это значит, что работодатель сможет увидеть прямое доказательство вашей учебы и определенных знаний.

Он может понадобиться в одном из следующих случаев:

  1. Нужно внести в трудовую книжку период обучения в вузе. И это подходит не только для полного, но и для неполного высшего образования.
  2. В будущем студент захочет продолжить обучение. При наличии справки он сможет восстановиться на курс, с которого был отчислен.
  3. Студент хочет учиться в другом вузе. Наличие справки позволит ему не проходить обучение по уже пройденным дисциплинам. 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector