Семинар в вузе: что это такое, как он проходит, виды и типы
Содержание:
- Виды и формы семинаров
- Отличие семинара от лекции
- Профессиональный тренер или профан: как понять?
- Как проходят тренинги
- Обучение в сообществе
- Подготовка материалов для тренинга или семинара
- Оценки на семинаре
- Что такое семинар в институте или техникуме
- Виды уроков-семинаров
- Немного о наших клиентах
- Что такое семинар в институте или техникуме
- Как провести семинар
- Как проходит мероприятие?
- Вебинар что это такое простыми словами
- Примеры упражнений для группового тренинга
- Запомнить
- Этапы и стадии коллоквиума
- Менторинг и коучинг
- Оценки на семинаре
- Хакатон
- Иммерсивное обучение
Виды и формы семинаров
Расскажем подробнее о типах семинаров и их содержании.
Виды семинаров в образовании
В отечественной системе образования выделяют 3 основных вида семинаров:
- Просеминары («пробный» семинар, который проводят для первокурсников, чтобы студенты познакомились с такой формой занятия).
- Семинары (проходят периодически на 2-3 курсе: студенты слушают доклады одногруппников по определённой теме, высказывают свою позицию).
- Спецсеминары (регулярно проходят на старших курсах, как правило, в небольших группах, когда обсуждается проблематика конкретной научной отрасли).
В подгруппы на спецсеминарах обычно объединяют студентов одного научного руководителя, темы спецсеминара пересекаются с темами их дипломных работ.
В условиях развития интернета и дистанционного обучения многие стали проводить вебинары (онлайн-семинары), на которых участники общаются с помощью видеосвязи.
Типы семинаров
Помимо видов учебных семинаров, выделяют и разные формы (типы) их проведения:
- дискуссия — обсуждение проблемных вопросов;
- чтение первоисточников с комментариями студента;
- ситуационный анализ — разбор кейсов;
- вопросно-ответный семинар (похож на коллоквиум);
- круглый стол — обсуждение поставленных вопросов с приглашённым экспертом;
- конференция (обычно завершает изучение дисциплины);
- мастер-класс или тренинг — предполагает обучение новым навыкам.
Независимо от вида семинаров в вузе или колледже, к нему нужно хорошо подготовиться. Можно разделить вопросы между одногруппниками и надеяться, что они серьёзно отнесутся к своей работе. А можно обратиться в специальный студенческий сервис и заручиться помощью профессионалов.
Отличие семинара от лекции
На обычной лекции преподаватель не может проследить, насколько хорошо студент ориентируется в теме и слушает ли вообще. Семинар эту проблему решает, так как предполагается, что каждый его участник должен выступить с коротким докладом и показать уровень своих знаний. Семинары учат студентов самостоятельной работе и правильному распределению времени на выступление.
Дискуссия позволяет выявить и заполнить пробелы в знаниях, увидеть настоящий уровень, проверить способность к анализу материала. Работа всей группой даёт дополнительную мотивацию для научных исследований.
Однако у семинаров есть и минусы. Преподаватели отмечают, что часто студенты делят вопросы между собой и готовятся только по тем темам, которые им нравятся, что сильно ухудшает получаемые навыки и знания.
Семинар — важный этап в получении образования, он даёт возможность студентам показать свои качества и самостоятельно выбрать главное в предложенной теме. Это делает их более самостоятельными и приучает к индивидуальной работе, даёт опыт группового обсуждения вопросов.
В этом видео вы узнаете, что такое семинар, сессия, курсовая и многое другое:
Профессиональный тренер или профан: как понять?
К сожалению, сегодня нередки случаи проведения групповых тренингов не профессионалами своего дела, а профанами, главная цель которых – банальный заработок. Как распознать, кто есть кто, и отличить квалифицированных специалистов от шарлатанов? Последние обычно хвастают «громкими» дипломами иностранных вузов, а вот образование в сфере психологии (даже базовое) у них отсутствует. Они знают наизусть множество разных упражнений и разбираются в последовательности их выполнения участниками группы. Как правило, каждый их тренинг подчинен строгому тайм-менеджменту. Большинство руководителей подкупает такая пунктуальность и продуманность. Однако они упускают важный момент: нет никакого учета специфики компании, тренер не владеет знаниями, как работать с коллективом, из-за чего просто не способен решать спонтанно возникающие проблемы. В результате «модное» занятие не приносит желаемых плодов работникам фирмы. Хуже всего то, что они зря тратят свое время и получают искаженное мнение о тренинге как о бесполезном времяпровождении.
Рассмотрим пример такой профанации. Кадровик предприятия, где с коллективом проводили групповой тренинг, была очень удивлена и возмущена, так как тренер вообще пренебрег общением с ней и не пожелал узнать нюансы работы в этой компании, не счел нужным даже поинтересоваться, какой цели хотело достичь руководство благодаря занятию. В результате у сотрудников отсутствовало малейшее понимание, для чего их «притащили» и заставляют выполнять какие-то странные действия. Создалось впечатление, что тренер, как школьник, вызубрил наизусть материал и рассказывает его, как на экзамене. Только не на оценку, а за деньги.
Сегодня на предприятиях крайне редко можно увидеть в штате психолога. Почему-то считается, что он не нужен. Зато высок спрос на эйчаров и тренинг-менеджеров. А ведь эти профессии предполагают работу с людьми и, соответственно, отличное знание психологии. Поэтому идеальный тренер – тот, у кого есть сразу два образования: в области психологии и менеджмента. Такой специалист лучше всего будет понимать специфику работы компаний.
Как проходят тренинги
По форме проведения классические тренинги представляют собой групповые занятия в аудитории с числом участников до 10–15 человек. Продолжительность, как правило, составляет от 3 до 5 дней по 6–8 часов с перерывами.
Если говорить о структуре занятия, то выглядит она примерно следующим образом:
- Мини-лекция, на которой участников знакомят с новой информацией.
- Наглядная демонстрация того, что было озвучено в теоретической части.
- Практика, на которой участники разбиваются на группы и выполняют задания и упражнения тренера. Иногда мини-группы соревнуются между собой. Тогда происходит еще большее вовлечение участников в процесс.
- Обратная связь. Здесь участники делятся впечатлениями и говорят, что было легко, а в чем возникали сложности. Действия каждого участника оцениваются тренером и самим коллективом. Задаются дополнительные вопросы.
В интернете можно найти много онлайн-тренингов. Их принцип примерно тот же, что и у обычных очных занятий. Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Достоинствами можно считать:
- экономию средств как со стороны самого тренера, так и участников;
- расширение потенциальной аудитории;
- комфортные условия.
Благодаря современным интернет-площадкам онлайн-тренинги также позволяют нарабатывать практические навыки, общаясь со всеми участниками. Вместе с тем главным преимуществом тренинга как формы обучения является прямое физическое взаимодействие с людьми, чего нельзя добиться дистанционным форматом.
Обучение в сообществе
Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.
Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.
Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.
Вот несколько вариантов обучения в сообществе.
Мастермайнд группы. Это групповые встречи близких по духу людей, которые регулярно поддерживают друг друга и помогают с личными и профессиональными проблемами.
Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.
Экономика образования
Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать
Нетворкинг на конференциях или митапах. Нетворкинг — умение заводить полезные знакомства.
Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.
Выездные кампусы и летние школы. Такие мероприятия дают не только краткосрочное взаимодействие, но и совместный опыт.
Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.
Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:
«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.
В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям
Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.
Участие в мастермайнде учит:
- слышать и слушать других;
- доверять окружающим и процессу;
- разбивать большие задачи на маленькие шаги;
- брать ответственность за реализацию поставленных целей;
- помогать другим;
- развивает креативное мышление и способность видеть ситуацию с разных сторон.
Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.
Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»
Достоинства мастермайнд группы
(Фото: Наталья Ядренцева)
Подготовка материалов для тренинга или семинара
Как отмечалось выше, тренер предоставляет организатору раздаточный материал, который нужно размножить в достаточном количестве, желательно с запасом.
Обычно участников обеспечивают:
- Рабочими тетрадями с упражнениями и заданиями по отдельным темам.
- Конспектами с ключевыми тезисами и различными схемами.
- Дополнительными материалами, предназначенными для самостоятельного изучения.
Основные требования к любому виду раздаточного материала:
- Четкость, ясность и понятность для участников.
- Отсутствие ошибок (орфографического и синтаксического вида).
- Наличие нумерации на страницах.
Зачастую материал, предназначенный для участников, формируют в один пакет и раздают перед началом мероприятия.
Оценки на семинаре
После семинара преподаватель выставляет оценки всем студентам, принимавшим участие в обсуждении. Оценивается не только доклад, реферат, но и активность учащегося в других формах работы. Например, задавал ли он вопросы одногруппникам или конспектировал важные уточнения.
Оценку можно получить за такую работу:
- самостоятельно подготовленные задания (доклады, рефераты);
- ответы на вопросы и дополнения;
- теоретическая подготовка ответов;
- активность.
Оценка за семинар состоит из многих компонентов. Каждый преподаватель анализирует ответы студентов и присуждает заслуженный балл.
Что такое семинар в институте или техникуме
В школах ученики посещают обычные уроки, а знания проверяют на контрольных. В высшем или среднем профессиональном образовании есть разные формы занятий. Одна из них — семинар.
Это слово пришло к нам из древнегреческих и древнеримских школ, а само его значение раньше не было связано с учёбой и означало «сеяние».
В советской высшей школе на семинарах проходило углублённое изучение отдельных предметов, а сейчас модными стали бизнес-семинары: на них эксперты делятся со слушателями интересными практическими идеями.
Семинар в университете — что это
Такое занятие обычно проходит в интерактивном режиме: преподаватель и студенты ведут живой диалог, рассматривая различные вопросы, касающиеся одной темы.
Вопросы для семинара преподаватель выдаёт заранее (как правило, за несколько недель), чтобы студенты успели найти нужную информацию.
Что такое семинар в колледже
Семинар как вид учебного занятия в колледже также имеет интерактивную форму организации и посвящён одной из важных тем курса.
Из отличий: в техникуме он может проводиться для нескольких групп, в вузе чаще всего — для одной группы студентов.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Независимо от вида и типа, семинар требует хорошей подготовки
Виды уроков-семинаров
Сегодня в общеобразовательной школе целесообразно проводить семинары следующих типов:
- Семинары — развернутые беседы с предоставлением презентации или (реже) без таковой.
- Семинары — проблемные доклады по просмотренному фильму, видеоролику или прочитанной книге.
- Семинары — творческие работы, проводимые как в письменной форме, так и устно.
- Семинар — комментированное чтение (или еще одна его разновидность, связанная с решением задач).
- Семинар — «круглый стол» (в котором участвуют, как правило, две противоборствующие стороны по какой-либо проблеме).
- Наконец, семинар — конференция, на которой обсуждается какая-либо научная проблема, и школьники выступают «экспертами» в ее решении.
Какую форму семинара предпочесть — решать, конечно, преподавателю, но, в идеале, предварительно следует провести мониторинг познавательных возможностей и склонностей к научной работе среди школьников, а затем, если в классе нет явно «слабых» учеников или их количество минимально, — пробовать использовать этот новый, непростой вид работы на практике.
Немного о наших клиентах
Успешно прослушали курсы и теперь воплощают полученные знания на практике представители разных компаний и организаций. Среди наших клиентов находятся представители бизнеса (Казанский вертолетный завод, ОКБ имени Сухого, ОАО Авионика, «Рубин», Гипротрансмост), представители госаппарата (администрации городов Норильск и Нижневартовск), научно-исследовательские институты («Субмикрон», НИИ строительной физики), представители Минобороны («570 АРЗ»).
Мы приглашаем на обучающие семинары и курсы всех, кто желает повысить свой уровень квалификации и производительность.
Что такое семинар в институте или техникуме
В учебных заведениях высшего или среднего профессионального образования семинар является самой распространенной формой проведения занятий.
Семинар – форма проведения занятий в учреждениях профессионального образования (вузы, колледжи). Предполагает интерактивное обсуждение темы в группах. Участвуют как студенты, так и преподаватель. На обсуждение выносятся вопросы из образовательных программ по какому-либо предмету, не связанные с лекционным курсом. Часто зачитываются и обсуждаются доклады.
Семинар как форма обучения стал популярен еще в Древней Греции. Ученые активно изучали такие науки, как математика и философия. С целью найти истину они обсуждали важные вопросы, выражали свою точку зрения, что и лежит в основе семинара. В переводе с латыни слово означает «сеять» (seminare). Этот способ проверки знаний используют до сих пор для обучения специалистов любых профнаправлений (технические, гуманитарные и т.д.).
Цель семинарских занятий: научить студента самостоятельно искать ответы на вопросы, уметь выразить мнение и применять знания на практике.
Семинар в университете — что это
В университете проведение семинаров занимает около 50% всех занятий. Другая половина – лекции. Вопросы преподаватель обычно оглашает заранее, чтобы студенты успели подготовиться к обсуждению, выполнить задания. В некоторых вузах семинары также называют практическими занятиями, хотя изначально это были разные формы. К практическому студенты готовят устные и письменные домашние задания, а на семинаре только дискутируют.
Главную роль на занятии играет не преподаватель. Он всего лишь координирует беседу, задает дополнительные вопросы и слушает отвечающих. Между студентами происходит взаимодействие посредством полилога. Каждый высказывает свое мнение, но обязательно придерживается плана.
Что такое семинар в колледже
Семинары в колледже по форме проведения ничем не отличаются от университетских занятий. Также на обсуждение выносится 1 тема. Отличие может быть только одно: иногда в колледжах объединяют несколько групп, в то время как в университете на обсуждении присутствует только 1 группа.
Как провести семинар
Такое обучение представляет собой нечто среднее между лекцией и тренингом. На лекции говорит только ведущий, преподаватель, остальные – слушатели. На тренинге сразу отрабатываются определенные навыки. На семинаре люди общаются вербально, высказывая свои мнения, суждения.
Если вы преподаватель или ведущий, то должны продумать каждый шаг заранее: составить четкий план действий, учесть время, которое будет отведено на вопросы и ответы. Очень важный момент — атмосфера. Она должна быть доброжелательной, а все, кто пришел на встречу, настроены на общение. Участники хотят, чтобы их выслушали, чтобы к их мнению прислушались.
Сейчас особую популярность приобрела такая форма, которая включает лекции и тренинги. Так встреча со знаменитостью – это скорее лекция, в заключении которой ведущий отвечает на вопросы. На-тренингах, наоборот, участники практикуют полученные знания.
После проведения встречи стоит сделать анализ мероприятия и понять достигли ли вы поставленной цели. Сделайте рассылку благодарственных писем. Таким образом вы заинтересуете и привлечете потенциальных слушателей.
Как проходит мероприятие?
Семинар для педагогов проводится в дистанционном формате, его цели и задачи – повысить профессиональную компетентность участников. Чтобы принять участие, отправьте научную работу по педагогике. Работа может быть написана самостоятельно или коллективно с другими педагогами. В сертификате об участии указываются имена всех авторов.
Мы публикуем полученные от участников работы в собственном СМИ, который входит в официальный реестр Роскомнадзора. Ссылка на публикацию отправляет в письме на электронную почту участника.
Участие в семинаре – это полезный и увлекательный опыт для любого педагога. начинающие специалисты могут получить свой первый опыт публикации и пополнить портфолио именным сертификатом. Опытные педагоги смогут узнать о новых методиках преподавания и информационных технологиях.
Вебинар что это такое простыми словами
Что такое вебинары и зачем они нужны? Вебинар — это семинар в онлайне. На вебинаре, так же как и на семинаре есть один или несколько лекторов, которые рассказывают тему слушателям.
Выглядит это следующим образом:Создается вебинарная комната (с помощью приложения или специального сайта), в которой лектор ведет презентацию на какую-либо тему, а участники вебинара смотрят и слушают тему, попутно задавая вопросы в чат.
Вебинар сильно похож на обычное выступление на сцене, с той лишь разницей, что вместо сцены выступает вебинарная комната. Участники также слушают выступление, но вопросы задают не в аудио-формате, а в текстовом, через чат.
Чаще всего посредством вебинаров проводятся:
- Онлайн – консультации;
- Тренинги;
- Уроки;
- Маркетинговые мероприятия;
- Презентации.
У вебинаров всегда есть четкие цели:
- Образование: в любых видах и формах, на любую тему, от курсов кулинарии до английского языка;
- Повышение квалификации. Углубление в какую-либо профессию;
- Прямые продажи своих товаров/услуг/информации;
Что именно могут делать участники вебинара:
- В первую очередь — смотреть саму презентацию в аудио/видео формате;
- Почти во всех вебинарах работает текстовый чат, в котором можно задать вопрос лектору;
- В некоторых вебинарах возможно участвовать в опросах и голосовании — это сразу показывает интерес и точку зрения аудитории;
- Также зачастую онлайн-трансляции записываются и люди, которые не попали на онлайн вещание, смогут посмотреть вебинар в записи.
Примеры упражнений для группового тренинга
Упражнения, предлагаемые участникам тренинга, нужны для повышения самопознания, знакомства с собственными слабыми и сильными чертами характера, разработки стратегии дальнейшего развития. Они помогают улучшить понимание окружающих и договороспособность. Как правило, их применяют на тренингах, посвященных личностному росту, а также вводят в программу групповых занятий, развивающих уверенность в себе, коммуникативные способности, устойчивость к стрессам.
Приведем несколько примеров: «Цепочки», «Давайте построим…», «Тарелка с водой», «Три предмета». Больше интересных упражнений можно увидеть здесь.
«Цепочки»
Цель: сплотить коллектив и наладить командное взаимодействие между сотрудниками.
Выполнение: Участники тренинга должны встать так, чтобы получился круг, закрыть глаза и вытянуть вперед правую руку. При столкновении с другим человеком нужно сцепиться ею с ним. Потом каждому надо вытянуть левую руку и повторить «слепой» поиск партнера. Тренер внимательно смотрит, чтобы один участник держал за руки двух других. После этого всем разрешается открыть глаза. Теперь перед ними новая задача: распутаться, но не отпускать при этом руки (можно лишь менять положение кистей, чтобы не вывихнуть их). Результат: формирование одного большого круга, нескольких соединенных между собой колец поменьше, отдельных небольших кружков либо пар.
Вопросы для анализа:
Комментарий тренера:«Как вы успели заметить, любой коллектив представляет собой большой механизм. Его исправность и бесперебойность работы зависят от каждого сотрудника. Все работники ежедневно делают свой вклад в его функционирование и периодическую отладку. Следующие упражнения помогут нам оценить командную деятельность в нашем коллективе».
«А давайте построим…»
Цель: сплотить коллектив, развить и повысить у сотрудников уровень понимания своих коллег.
Выполнение: Тренер просит участников группы сформировать круг и закрыть глаза. После этого он дает им задание образовать квадрат, не открывая глаз. Когда сотрудники сообщают о его выполнении, ведущий уточняет у каждого, может ли он подтвердить, что все стоят именно квадратом. Открыть глаза разрешается, когда все члены коллектива утвердительно ответили на вопрос тренера. В этом упражнении не обязательно зацикливаться на квадрате – можно выбрать любую другую фигуру.
Вопросы для анализа:
«Тарелка с водой»
Цель: развитие поддержки и взаимопонимания внутри коллектива.
Выполнение: Тренер просит участников группы закрыть глаза и в полной тишине, не произнося ни звука, по очереди передавать друг другу по кругу тарелку, в которую он заранее налил воду. Поиски рук партнера, сигнал о желании передать предмет посредством касания – все это помогает развивать невербальные способы общения.
Вопросы для анализа:
«Три предмета»
Цель: познакомить участников друг с другом и дать им возможность узнать больше о своих коллегах.
Материалы: Фотоколлаж с 3 предметами.
Выполнение: Тренер демонстрирует участникам группы коллаж, на котором изображены 3 разных и абсолютно не связанных между собой предмета (например, автомобиль, настенные часы, яркий женский браслет с элементами разных цветов). После этого он предлагает им познакомиться в необычном формате. Каждому в порядке очередности надо назвать свое имя, а также отыскать и объяснить группе, в чем заключается связь между ним и предметами на фото. Чтобы избежать неловких моментов, обусловленных непониманием задания, первым начинает сам ведущий, показывая пример:
- Меня зовут Алексей.
- Мне нравится кататься на машине летом, ездить за город. Я специально выбираю более длинный маршрут по проселочным дорогам, чтобы любоваться пейзажами, и открываю окна, чтобы наслаждаться запахами природы.
- А вот опаздывать мне совсем не по душе, поэтому на работу я всегда прихожу вовремя, а на назначенные встречи – даже заблаговременно.
- В моем гардеробе есть футболки всех цветов, которые присутствуют на браслете.
Это упражнение отлично подходит для совсем недавно сформированных коллективов, члены которых еще не успели познакомиться друг с другом, а сделать это проблематично по разным причинам (большое расстояние между отделами на предприятии, обособленность рабочих мест и так далее).
Запомнить
- Раньше люди получали одно образование, осваивали одну профессию на всю жизнь. А теперь приходится учиться постоянно — мы живем в мире lifelong learning.
- От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.
- Обучение в сообществе — когда мы учимся в профессиональных или группах по интересам вместе с другими людьми.
- Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором или заранее поставить цели и договориться об обучении. Можно учиться в мастермайнд-группе, участвовать в нетворкинг-сессиях и выездных кампусах.
- Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить.
- Обучение на рабочем месте отличается бесшовностью — сложно разделить личную жизнь, рабочие задачи и саморазвитие.
- В менторинге опытный человек передает свои знания и навыки менее опытному. А в коучинге у ведущего больше навыков в работе с вопросами и управлении процессом, но может не быть компетенций в области запроса подопечного.
Этапы и стадии коллоквиума
Практически каждый коллоквиум осуществляется по определенным этапам:
- Первая стадия. Она подразумевает проведение подготовительного процесса, на котором, как правило, формируются темы, что будут обсуждаться в ходе беседы. Руководитель должен придумать проблематику, в которой будут разбираться студенты. При этом составляется список вопросов, продумывается способ проведения занятия и определяется его цель.
- Вторая стадия. В этот период руководитель озвучивает студентам проблематику, в которой им необходимо разобраться совместно, посредством обсуждения и анализа.
- Третья стадия. Эта стадия подразумевает использование определенного времени на подготовку к ответам. Это необходимо преимущественно в тех случаях, когда проблематика, что вынесена на занятие, слишком сложная. Она может требовать времени на обсуждение и подготовки тех или иных аргументов в пользу определенных мнений.
- Четвертая стадия. Этот этап является основным при проведении коллоквиума. В данный период студенты должны отвечать на вопросы, которые ранее озвучил преподаватель. Последний должен контролировать ход обсуждения и вовлечение всех присутствующих. Если аудитория полностью проанализировала имеющуюся проблематику, осуществляется переход к следующей темы.
- Пятая стадия. Эта заключительная часть коллоквиума используется для выставления оценок студентам. Преподавателю необходимо сравнить полученные ответы с целями, которые он ставил первоначально.
Таким образом, благодаря вышеперечисленным этапам коллоквиума, осуществляется оценка уровня знаний учащихся.
Менторинг и коучинг
Менторинг — это наименее формальный вид наставничества, когда опытный человек передает свои знания, опыт и навыки менее опытному. Менторинг основан на партнерской позиции и добровольной работе. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
Вот основные составляющие отношений между ментором, опытным наставником и его подопечным — менти:
- добровольный стиль работы;
- ментор старается выслушать и вникнуть в суть запроса или помочь сформулировать запрос менти;
- ментор поощряет самостоятельность;
- у ментора не всегда есть готовые ответы на все вопросы;
- менти принимает ответственность за собственное развитие и на равных управляет процессом.
Этапы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Вот три основных:
- Установочная встреча — ментор и подопечный определяют цели развития, согласуют план активностей, определяют принципы работы.
- Развивающие активности — проходят встречи один-четыре раза в месяц, на которых разбирается запрос менти, его кейс или вопрос. На этом этапе ментор делится своим опытом, дает обратную связь, направляет и поддерживает, а менти составляет план дальнейших действий.
- Подведение итогов — финальная встреча, на которой ментор и менти обсуждают прогресс в обучении и дают друг другу обратную связь.
Коучинг похож на менторинг, но у коуча больше навыков в ведении подопечного вопросами. Он может не быть специалистом в области запроса, например, помогать менеджеру развиваться как руководителю без опыта в управлении. При этом коучи умеют задавать вопросы и управлять процессом — это помогает клиенту самому найти ответы и ресурсы, чтобы решить свои проблемы.
Экономика образования
Инструкция по применению: как эффективно общаться с коучем
Оценки на семинаре
Оценки на семинаре выставляются по нескольким критериям
Как и любой вид работы, семинары оцениваются преподавателем. Он, выставляя оценки, должен проанализировать не только сам доклад студента, но и его активность. Каждая работа, которую делал учащийся, имеет своё влияние на итог.
Оцениваются:
- доклад. Анализируется раскрытие темы, уровень знаний, аргументация, дополнительные материалы, качество подготовки примеров для наглядности. Большая часть оценки за семинар (45-50%) зависит от этого вида деятельности;
- дополнение коллег. Если студент дополняет два или больше других вопросов и делает это правильно, ему начисляются дополнительные баллы в размере 10-15% от оценки;
- анализ. Оценивается уровень подготовки, логичность доводов, приведённых при обсуждении поставленных вопросов (30% от оценки);
- активность. Только на 5% влияет на общую оценку, анализируется общее количество ответов, дополнений, озвученных мыслей
Оценка, которая выставляется за семинар, многогранна, в ней много составляющих. Главные критерии для получения высокого балла — это правильность и полнота ответа, понимание темы и языковое оформление.
Хакатон
Хакатоны изначально возникли в IT-среде. Их суть заключается в следующем: в одном месте собирается несколько команд разработчиков, организатор хакатона объявляет сложную IT-задачу — написать новую программу с определёнными функциями или «хакнуть» действующую программу, то есть найти в ней уязвимость, или что-то подобное. На решение задачи даётся короткий срок (обычно от 8 до 72 часов), и всё это время команды не покидают помещение, где проходит хакатон. Команда, которая быстрее всех справится с задачей, получает приз. Со временем формат хакатонов вышел за рамки IT-мира и стал применяться в совершенно разных сферах.
В классических программах мы, конечно, не запираем участников в комнате на несколько суток. Тем не менее учебные программы в похожем формате тоже существуют. Привлекательность хакатона заключается в быстром достижении цели, необычной обстановке и в хорошем призовом фонде — поощрением может быть денежная награда или, например, финансирование проекта-победителя спонсором, как делают во многих крупных технологических компаниях.
Но организовать процесс непросто: надо подобрать заказчиков-спонсоров, менторов для работы с командами и решить ещё массу других задач, которые после перехода на тотальный дистант сконцентрированы вокруг обеспечения техникой и обратной связью.
Для чего подходит
Для практико-ориентированных курсов, в рамках которых могут быть сложные практические задания, рассчитанные на групповое решение. Упрощённая версия хакатона может помочь, когда есть риск, что учащиеся заскучают из-за большого количества однообразных действий.
Как применяется
В своей практике я не применяла хакатон в чистом виде, но использовала его упрощённую версию для формата онлайн-защиты итоговых (выпускных) проектов. Вот как это было.
Иммерсивное обучение
Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.
«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.
Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.
Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.
Индустрия 4.0
Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров
Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.
О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:
«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.
Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.
Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.
При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».