Профессия социальный педагог
Содержание:
- Права
- Почему я ушла?
- Свежие новости
- Где получить образование?
- Перспективы для обладателя профессии социальный педагог
- Содействие и контроль
- О профессии Социального педагога, которую можно получить в Ростове-на-Дону
- Какое образование должно быть у социального педагога в школе? Педагогическое и все?
- Особенности профессии
- Социальный педагог в школе
- Иногда дети убегают. Ищем их мы
- 25 часов в сутки
- Трудоустройство
Права
Социальный педагог имеет право:
4.1.Представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;
4.2. Информировать администрацию образовательного учреждения и органы власти о нарушении прав детей;
4.3. Препятствовать принятию решений, ущемляющих права сирот; проводить социологические опросы и иные диагностические обследования учащихся училища.
4.4.Участвовать в управлении образовательным учреждением в порядке, определенном Уставом;
4.5. На защиту профессиональной чести и достоинства;
4.6. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.7. защищать свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогической этики;
4.8. На конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.9. Свободно выбирать и использовать методы социально- педагогической работы;
4.10.Повышать квалификацию; участвовать в работе городских и областных семинаров, совещаний, конференций социальных педагогов;
4.11.Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения.
Почему я ушла?
Когда после увольнения из школы ходила по собеседованиям, на вопрос, почему ушла из школы, я не знала, что ответить. Когда ты часть системы, от которой тебя воротит, когда фиксируешь ежедневную занятость каждого учащегося школы в период зимних каникул и каждую неделю ездишь в суд как орган опеки – понимаешь, что против тут нельзя. Быть частью системы я не была готова.
На собеседованиях я отвечала «было тяжело морально». Для меня это был хороший опыт. В пункте «стрессоустойчивость» я могу смело ставить себе пять звезд.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Свежие новости
18 ноября, 11:31
В Улан-Удэ пропала 15-летняя девочка
Накануне она самовольно покинула школу-интернат.
18 ноября, 11:22 40
В Бурятии прибывших из других стран оштрафовали на 60 тысяч
Специалисты напомнили, как избежать штрафа, возвращаясь из-за рубежа.
18 ноября, 11:03 96
Как перестать бояться и начать говорить
Практические упражнения от тренера по публичным выступлениям.
18 ноября, 10:58 206
В Бурятии пропал 25-летний парень
Почти неделю назад он ушел из дома и не вернулся.
18 ноября, 10:55 141
В Бурятии из-за эпиднарушений закрыли гостиницу на Байкале
Приставы приостановили деятельность отеля на 30 суток.
18 ноября, 10:53 87
«Великий и могучий»
Какое ударение в слове «тефтели» можно считать правильным?
18 ноября, 10:44 164
В Бурятии предложили ввести субсидии для общественного транспорта
В Хурале подняли острый вопрос транспортных перевозок.
18 ноября, 10:40 143
«Пора рожать»: Психолог объяснил, как отвечать на бестактные вопросы
И что такое репродуктивное насилие.
18 ноября, 10:10 121
«Этот день»
Какие интересные исторические события произошли 18 ноября?
18 ноября, 09:58 350
В Улан-Удэ в партии помидоров обнаружили опасного вредителя
Этих насекомых впервые выявили в республике.
18 ноября, 09:33 489
В Бурятии школьницу сбили прямо на «зебре»
Девочка возвращалась из школы домой, а попала в больницу.
18 ноября, 06:00 481
В Бурятии днем до -12
По юго-западу республики местами пройдет снег.
Где получить образование?
Для работы по специальности требуется образование — необходимо окончить ВУЗ или колледж. Также можно пройти соответствующую переподготовку, если ВО или СПО было получено по другому профилю. Основные направления подготовки для этой специальности — психолого-педагогическое образование, организационно-педагогическое обеспечение образовательного процесса и социализации обучающихся, соцработа, прикладные методы социологических исследований и другие.
Получить необходимую специальность можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется по российским и международным нормам, по официальной образовательной лицензии. Доступен широкий выбор дистанционных* программ — можно учиться без отрыва от работы, находясь в любом регионе России.
Поступая в АНПОО «НСПК», вы получаете фундаментальную подготовку по специальности, а также сразу два государственных диплома — о среднем профобразовании и профессиональной переподготовке. Это существенно расширяет карьерные возможности, повышает шансы на быстрое трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда. Другие преимущества АНПОО «НСПК»:
- для поступления необязательно сдавать ЕГЭ, вступительные экзамены не проводятся;
- дисциплины, ранее пройденные в других учебных заведениях, автоматически перезачитываются;
- удобный личный кабинет для дистанционной* учебы — изучения лекций, выполнения самостоятельных работ и практических заданий.
Чтобы больше узнать о специальностях, условиях поступления, действующих акциях, свяжитесь с сотрудниками приемной комиссии АНПОО «НСПК».
Перспективы для обладателя профессии социальный педагог
Чтобы стать социальным педагогом, необходимо получить соответствующее высшее образование, без которого невозможно устроиться на работу. Если в начале карьеры молодой специалист не найдет должность непосредственно по профессии, то он может стать учителем или воспитателем детского сада. Нехватка специалистов в сфере образования открывает широкие возможности для трудоустройства.
Востребованность
В организациях образования появляются новые ставки социальных педагогов, что открывает для молодых специалистов широкие перспективы. В частных дошкольных и школьных учреждениях наблюдается необходимость в социальных педагогах.
Уровень зарплаты
Молодые специалисты, рассчитывающие на большие выплаты за труд, могут быть разочарованы. На начальном этапе заработная плата составит 15 тысяч рублей. Повышение категории, государственные доплаты или выслуга лет гарантируют повышение до 30 тысяч. Заработная плата находится на уровне средней планки, получаемой учителями. В ближайшее время повышение не предвидится. Средняя заработная плата в столичном регионе – 30 тысяч рублей.
График работы
Для социальных педагогов существует два вида рабочего графика: полная занятость и почасовая. Это зависит от возможностей учреждения в оплате или необходимости. Рабочий день социального педагога соответствует времени нахождения детей в школе или садике, предположительно с 8.00 до 17.00 с перерывом на обед. В учреждениях закрытого типа назначаются дежурства, согласно графика.
Определенного дресс-кода в профессии нет, если это заранее не оговорено в отдельном учреждении.
Возможность работать на фрилансе
Основа деятельности социального педагога – живое общение с детьми и взрослыми. Работая на себя, профессионалы размещают объявления или дают консультации в удаленном режиме. Сложно говорить о возможности фриланса, так как у семей из определенного социального круга нет возможности связываться со специалистом. Социолог может работать копирайтером, создавать контент для наполнения сайтов по знакомой тематике.
С чего начать
Молодые специалисты часто сталкиваются с проблемой трудоустройства, так как требуется опыт работы и знание методики. Если сразу не получилось стать социальным педагогом, то пробовать силы надо на смежных специальностях: учитель, воспитатель, преподаватель в учебном заведении. Такой старт позволит приобрести навык в методике и общении с детьми.
Повышение квалификации
Профессиональные навыки требуется пополнять новыми знаниями, поэтому существуют курсы повышения квалификации. Они проводятся соответствующими образовательными учреждениями для педагогов. Оплата переподготовки осуществляется работодателем. Периодичность: не реже одного раза в три года. Специалист может сам стать инициатором прохождения курсов на платной основе. Для повышения профессионального уровня педагогических кадров вышестоящими органами проводятся выездные курсы. Определенная сумма оплачивается слушателями. Чтобы быть постоянно в курсе новых технологий, надо регулярно пополнять знания.
Профессиональные конкурсы
На социальных педагогов распространяются те же условия по конкурсам, что и на других сотрудников образования. Также существуют онлайн проекты с заочной формой прохождения. Есть специализированные конкурсы для работников социологической службы. Их прохождение фиксируется в личном деле и способствует повышению по службе.
Работа за рубежом
Помимо того, что социальный педагог – учитель, он также социолог, владеющий навыками анализы, мониторинга и расчетов. Эти знания помогают найти перспективные проекты для трудоустройства не только на родине, но и за границей. При переезде на постоянное место жительство за рубеж или в целях стажировки специалист рассылает резюме в соответствующие образованию организации. Необходимым условием является знание языка страны, в которую планируется отправиться. Возможно, понадобиться пройти курсы по повышению квалификации или переподготовки.
Обучение смежной профессии
Сопутствующие специальности: педагог, воспитатель детского сада, психолог – возможно получить на базе уже имеющегося образования. В школах и садиках часто специалисты узкого профиля выполняют функции учителей. Переквалификация проходит в высших учебных заведениях в течение 2 лет.
Содействие и контроль
Выправить кривую дорожку, по которой идёт семья, социальный педагог, конечно, не может. Но увести с неё ребёнка школа пытается всеми силами. Бесконечные беседы, организация полезной занятости.
В этом году школа совместно с управлением образования реализовывала хороший проект – «Содействие». Дети из неблагополучных семей и тех, которые находятся в группе риска, посещали бассейны, квест-комнаты и другие развлекательные мероприятия. Каждый день их летних каникул был расписан по часам. Вроде бы везде соломки подстелили, но от случайностей никто не застрахован: один из, казалось бы, благополучных старшеклассников ушёл из дома.
В школе есть свой совет профилактики. Он собирается как раз по таким случаям. В заседаниях принимает участие не только социально-психологическая служба образовательного учреждения, но и классный руководитель проштрафившегося ученика, его родители и представитель полиции. Если внутришкольный учёт не сработал, ребёнка (или его семью) ставят на межведомственный, вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних, которая уже может и оштрафовать нерадивых родителей за ненадлежащее исполнение прямых обязанностей по воспитанию ребёнка.
О профессии Социального педагога, которую можно получить в Ростове-на-Дону
Бакалавриат и специалитет6
Магистратура2
Вузы3
Социальный педагог – это специалист, цель деятельности которого успешная адаптация детей и подростков в обществе, формирование у них навыков социальной жизни, а также интеграция детей в семью, помощь семьям с проблемами воспитания детей. Социальный педагог обязан распознать опасность для развития ребенка, исходящую от его окружающей среды, и вовремя принять меры к созданию благоприятных условий развития личности.
В обязанности социального педагога входит:
Обеспечение, сохранение и
Социальный педагог – это специалист, цель деятельности которого успешная адаптация детей и подростков в обществе, формирование у них навыков социальной жизни, а также интеграция детей в семью, помощь семьям с проблемами воспитания детей. Социальный педагог обязан распознать опасность для развития ребенка, исходящую от его окружающей среды, и вовремя принять меры к созданию благоприятных условий развития личности.
В обязанности социального педагога входит:
- Обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности;
- Формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
- Создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном развитии;
- Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки;
- Создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме;
- Взаимодействие с органами социальной защиты в случае оказания дополнительной помощи подопечным.
Социальный педагог может работать в социально-педагогических и социально-психологических службах образовательных учреждений, в социальных службах предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, благотворительных организаций, в социальных службах муниципальных органов, в службах культурного досуга, в валеологических и физкультурно-оздоровительных службах, в социальных службах специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, бирж труда).
Развернуть
Какое образование должно быть у социального педагога в школе? Педагогическое и все?
В соответствии с проф стандартом педагога для работы учителем или воспитателем необходимо иметь:
а) при осуществлении обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в состав которой входят такие трудовые функции как общепедагогическая функция, воспитательная и развивающая деятельность:
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Б) при осуществлении обобщенной трудовой функции « Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ», в состав которой входят такие трудовые функции как педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования, модуль «Предметное обучение. Математика»; модуль «Предметное обучение. Русский язык»:
высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
При этом:
требования к опыту практической работы не предъявляются:
к педагогической деятельности не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Профстандарт педагога обязывает учителей и воспитателей соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
Особенности профессии
Многие дети подвергаются домашнему насилию и травле, они пребывают в состоянии постоянного стресса, проживают в ужасающих условиях, не получают полноценное питание, необходимый набор вещей и т. д. Эти ребята в перспективе могут страдать от поведенческих нарушений, что влечет за собой рост детской преступности. Всестороннюю помощь им оказывают представители органов социальной защиты населения.
Социальный педагог – один из таких специалистов, деятельность которого в первую очередь направлена на психологическую реабилитацию и юридическую помощь. Он общается с ребенком, определяет фронт работ и разрабатывает план мероприятий, направленных на:
- психологическую стабилизацию;
- развитие навыков, необходимых для жизни в социуме;
- корректирование поведенческих проблем;
- выявление талантов;
- защиту прав и свобод;
- организацию культурно-досуговой деятельности;
- обеспечение медицинской помощи в случае необходимости;
- профориентацию, позволяющую его подопечным найти свое призвание;
- трудоустройство.
Социальные педагоги умеют завоевывать расположение, подбирать слова и методы, которые помогают добраться до сути любой проблемы. Они применяют тестирование, анималотерапию, арт-терапию, психолого-педагогическую коррекцию и т. д. Социальные педагоги сталкиваются с приступами агрессии, отрицанием, угрозами. В сфере их интересов находятся дети с ограниченными возможностями, сироты, ребята из неблагополучных семей, жертвы буллинга или те, кто попал в сложную ситуацию.
Социальный педагог в школе
Социальные педагоги МАОУ «СОШ №40» осуществляют работу по 6 основным направлениям:
— работа с детьми «группы риска»;
— работа с правоохранительными органами;
— работа с социально-незащищенными категориями обучающихся;
— работа с родителями;
— работа с педагогическим коллективом;
— работа по профилактике употребления ПАВ.
В основе работы с обучающимися «группы риска» заложен индивидуальный подход в воспитании, предполагающий организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Социальные педагоги изучают контингент подростков и их семей, начиная с младших классов. Взаимодействуют с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних. Социальные педагоги проводят беседы с подростками, состоящими на различных видах учета и с обучающимися, нарушающими дисциплину и устав школы, осуществляют работу по нормализации взаимоотношений между родителями и детьми в неблагополучных, проблемных семьях. В течение года школа осуществляется взаимодействие с общественными организациями и правоохранительными органами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию правовой зоны в микрорайоне школы (педагогические рейды).
На Совете профилактики рассматриваются поведение и успеваемость обучающихся школы в присутствии администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога и родителей обучающихся.
Проводятся педагогические рейды по охране общественного порядка в местах массового отдыха подростков, посещаются квартиры обучающихся, состоящих на ВШК и ОДН УВД. В данных рейдах участвуют также учителя-предметники, классные руководители и представители милиции.
Таким образом, работа с детьми «группы риска» включает в себя:
— формирование банка данных «трудных» подростков и обучающихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
— социально-педагогическую помощь и поддержку в работе классных руководителей и учителей предметников;
— коррекционную индивидуальную работу с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
— постановку на Внутришкольный контроль;
— введение наставников-кураторов над обучающимися, склонными к правонарушениям;
— привлечение дезадаптированных подростков к проведению внеклассных мероприятий и акций, отслеживание организации их каникулярного отдыха.
Одним из направлений деятельности социального педагога является работа с детьми социально незащищенных категорий: опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми из многодетных и малообеспеченных семей. Для выявления этих категорий детей в начале учебного года составляются социальные паспорта классов, на основе которых формируется «Банк данных социально незащищенных категорий».
В начале учебного года составляются списки детей из малообеспеченных и многодетных семей, утверждаются управлением социальной защиты населения. Кроме того, для обеспечения льготным питанием детей, состоящих под опекой и попечительством, составляются ходатайства, предоставляемые в управление образования Старооскольского городского округа. На основании всех перечисленных документов обучающимся данных категорий выделяются дотации на питание.
Кроме того, социальные педагоги ежемесячно оформляют документацию на оказание материальной помощи детям из многодетных семей по программам Российского Красного Креста.
В течение всего учебного года социальные педагоги ведут работу по оказанию консультационной помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям, отслеживают посещаемость и успеваемость, проводят работу по обследованию социально-бытовых условий и санитарного состояния жилья. Социальные педагоги оказывают помощь выпускникам школы из числа опекаемых в вопросах профориентации.
Обширным направлением работы социальных педагогов является профилактика употребления психоактивных веществ, которая включает в себя: социализацию подростков, профилактику табакокурения, алкоголя, наркомании, преступлений и правонарушений среди подростков, предупреждение травм пешеходов на дороге, формирование толерантного поведения у детей и молодежи, раскрытие природы экстремизма, пропаганда здорового образа жизни, волонтерского движения и спорта. Одним из факторов успешной социализации подростков является вовлечение обучающихся в волонтерское движение, где дети могут реализовать себя в каких-либо социальных проектах.
Иногда дети убегают. Ищем их мы
Как-то восьмиклассник решил, что его достала школа, во время урока встал, собрал вещи и уехал за 150 километров от дома. По дороге сломал SIM-карту и выбросил телефон. Мы искали его, разбившись по участкам. Я отвечала за лес и крыши. Вечером он проголодался, взял у прохожего телефон позвонить, набрал маму и попросил, чтобы его забрали и накормили.
Мы буквально плакали от счастья. Вы же знаете, что было бы руководству и учителю, если бы с ним что-то случилось?..
Были случаи, что искали и родителей. Мама уйдет в запой, дома не появляется. В таком случае прекрасно, если есть бабушка. Как-то мы пришли – мама несколько дней не выходила на связь, – а ребенок давай рыдать: испугался, что забирать будем.
25 часов в сутки
Школьный социальный педагог работает в тесной связке с другими органами профилактики. Это и управление образования, и полиция, и инспекция по делам несовершеннолетних, и прокуратура, представители которой приходят в школу с лекциями, и Октябрьский районный суд, куда детей периодически приглашают на разные тематические беседы. А ещё школа взаимодействует – опять‑таки при посредничестве социального педагога – с общественными организациями, такими, например, как Красный Крест и Центр профилактики и борьбы со СПИДом. А это значит, ученики участвуют в многочисленных совместных благотворительных акциях (например, «Белый цветок» и «Помоги собрать детей в школу») и творческих конкурсах (в прошлом году одна из старшеклассниц заняла первое место в городском конкурсе плакатов на тему борьбы с ВИЧ инфекцией). Кроме всего прочего, социальный педагог занимается ещё и трудоустройством детей в школьные трудовые отряды.
В общем, работы у этого специалиста вагон и маленькая тележка. И бумажной в том числе. За заполнением многочисленных отчётов Надежде Николаевне порой приходится задерживаться до вечера. А между тем зарплата социального педагога невелика.
Фото: Тамара Акиньшина
Трудоустройство
Также есть и еще одно очень специфичное дело, которое касается нашей сегодняшней профессии. Речь идет о помощи при трудоустройстве учеников. Методики социального педагога, как правило, должны помогать ребятам выбирать себе максимально подходящую профессию, а также удобное место для работы и построения карьерной лестницы.
Только вот на практике данную обязанность никто не соблюдает. Неужели сейчас можно представить себе ученика, который обратиться за помощью при трудоустройстве к социальному педагогу? Конечно же, нет. Таким образом, обычно поиск работы для школьника — это сугубо индивидуальная задача родителей и их детей, которая никоим образом не относится к социальным педагогам.
Но тут есть одно маленькое но. Зачастую такие сотрудники проводят специальные тесты на профориентацию. Результаты, в свою очередь, становятся очень хорошими помощниками и советчиками юным школьникам, служащими для выбора места работы. Можно сказать, современный социальный педагог в школе оказывает косвенную помощь ребятам в вопросе выбора профессии и поиска работы.