Поступление в духовную семинарию
Содержание:
- Известные выпускники
- Продолжительность учебы
- Семинария и её рейтинг: тревожный звонок
- Как поступить в семинарию
- Преподаватели
- Использованные материалы
- Духовные семинарии Москвы и Московской области
- Католицизм [ править ]
- Что это такое?
- Духовная семинария, обучение для мужчин
- Инспекторы
- Духовная семинария в Жировицком монастыре (1839 — 1845, 1947 — 1963, с 1989)
- МДА: статистика
- Духовные семинарии в России — перечень 2021
Известные выпускники
Большинство выпускников становились священнослужителями и учителями Пермской епархии, другие — продолжали учебу в высших духовных и светских учебных заведениях России. Среди известных выпускников:
- Иона (Капустин) (не позднее 1809) — еп. Екатеринбургский
- Антонин (Капустин) (1836, полностью не окончил, перевелся в Екатиринославскую семинарию) — архим., начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, археолог, публицист
- И. М. Первушин (1846) — свящ., математик, член-корреспондент Санкт-Петербургской, Парижской и Миланской академий наук
- Сщмч. Василий Победоносцев (1870) — прот.
- Д. Н. Мамин-Сибиряк (1872, полностью не окончил) — писатель
- Сщмч. Михаил Киселев (1877) — прот.
- А. С. Попов (1877) — физик и изобретатель радио
- Сщмч. Николай Конюхов (1879) — прот.
- Сщмч. Александр Преображенский (1882) — прот.
- Сщмч. Петр Карелин (1883) — свящ.
- Сщмч. Иоанн Будрин (1886) — свящ.
- Сщмч. Михаил Денисов (1888, окончил три класса) — свящ.
- Сщмч. Владимир Белозеров (1889) — свящ.
- Сщмч. Владимир Сергеев (ок. кон. 1880-х) — свящ.
- Антон Карташёв (1894) — церковный историк и обер-прокурор, министр исповеданий временного правительства
- Софроний (Арефьев) (1899) — архиеп. Краснодарский
- П. П. Бажов (1899) — сказочник, краевед Урала
- Сщмч. Константин Черепанов (ок. кон. 1890-х) — свящ.
- Сщмч. Григорий Гаряев (1900) — свящ.
- Сщмч. Константин Юрганов (1900) — свящ.
- Стефан (Знамировский) (1900) — архиеп. Вологодский
- Сщмч. Аркадий (Ершов) (1901) — еп. Свердловский
- В. С. Верхоланцев (1901) — педагог, пермский краевед
- А. М. Присадский (1901) — православный священник в США
- А. П. Серебренников (1903) — педагог, историк, музейный деятель
- Афанасий (Малинин) (1904) — архиеп. б. Саратовский
- В. А. Игнатьев (1909), преподаватель и бытописатель, автор воспоминаний о Пермской духовной семинарии
- Лев (Черепанов) (1909) — еп.
- Сщмч. Владимир Алексеев (ок. 1900-х) — свящ.
- Сщмч. Павел Аношкин (1912) — свящ.
- А. Ф. Шишкин (1917) — церковный активист
- Сщмч. Виктор Никифоров (1917) — свящ.
- Сщмч. Константин Богоявленский (1917) — свящ.
- Сщмч. Николай Тохтуев (1919, семинария закрыта на 2-м курсе) — протодиак.
- Палладий (Пьянков), еп. Олонецкий, духовный писатель, магистр богословия
- Александр Луканин, прот., церковный историк
- Иаков Шестаков, свящ., автор книги «История Пермской духовной семинарии»
- В. М. Флоринский, один из основоположников генетики в России
- П. И. Макушин, видный деятель народного просвещения, основатель Томского университета
Продолжительность учебы
С 2010 года в семинариях, расположенных в России, действует трехуровневая система получения духовного образования. Учеба на первом уровне займет у студента пять лет, на втором — два, на третьем — еще три года. Таким образом, чтобы дойти до высшего звания — доктора теологии, необходимо проучиться десять лет.
Первая ступень обучения подразумевает окончание бакалавриата. По окончании учебы, когда студент защитит дипломную работу, ему присваивается степень бакалавра богословия. Однако такое образование нельзя считать оконченным высшим. Пять лет учебы включают в себя четыре года по программе бакалавриата, а также один год практики в качестве пастыря. Некоторые семинарии проводят обучение своих студентов по иной схеме: сначала те оканчивают подготовительный годичный курс, а затем проводят четыре года, обучаясь по курсу бакалавриата.
На второй ступени студенты оканчивают магистратуру, что занимает еще два года. Получить звание магистра богословия можно лишь после защиты соответствующей диссертации. Система предполагает, что этот этап проходит уже в академии. Очень часто такие учебные заведения проводят подготовку по всем курсам: от бакалавриата до аспирантуры и докторантуры.
Третья ступень — это три года в аспирантуре, после которой студент пишет диссертацию. Защитив ее, он становится кандидатом богословских наук. При желании молодой человек может продолжить обучение, поступив в докторантуру и взявшись за докторскую диссертацию. Но эта функция необязательна, можно перейти к труду во имя Бога и не получая докторской степени. Ее можно отнести к дополнительному образованию.
Специальность, по которой студенты получают образование, внесена в официальный перечень специальностей профессиональной подготовки РФ и именуется «Теология».
Российские духовные семинарии
Желающие стать священниками могут попробовать свои силы, поступив в следующие семинарии:
- Алма-Атинскую;
- Московскую;
- Рязанскую;
- Хабаровскую;
- Пермскую;
- Ярославскую;
- Воронежскую и многие другие.
Всего на территории страны действует 51 учебное заведение такого типа. Их двери открыты для поступающих со всей России.
Кроме того, существуют православные семинарии на территории других государств: США (например, Свято-Тихоновская духовная семинария), Болгарии, Грузии, Сербии, Греции, Израиля и других. Таким образом, поступить в духовный институт может каждый желающий, где бы он ни жил.
Семинария и её рейтинг: тревожный звонок
– Отец Максим, можно ли сказать, что рейтинг – критерий прежде всего чисто бюрократический?
– Нет, рейтинг – критерий, показывающий определенного рода динамику развития церковного учебного заведения – вверх, вниз, стабильность
Если рейтинг учебного заведения изменился на одно-два места по отношению к первоначальным параметрам – это одно, а если на десять – это уже важное изменение. И хорошо, если на десять вверх
Поэтому рейтинг – это определенного рода система оповещения. Либо тревожный звоночек, либо подтверждение, что в учебном заведении всё делается правильно.
Протоиерей Максим Козлов
– Кто же сегодня является лидерами духовного образования согласно рейтингу?
– Хотя мы не публикуем рейтинг, который является нашим рабочим документом, для всеобщего ознакомления, полагаю, допустимым будет сообщить, что на первом месте в рейтинге стоит Санкт-Петербургская православная духовная академия.
Вообще, церковные учебные заведения, которые исторически являются центральными – СПбПДА и МДА – традиционно находятся в топе. Также в верхней части рейтинга – семинарии, которые уже имеют государственную аккредитацию – это Смоленская, Саратовская и Пензенская. Еще – семинарии, в которых есть магистратуры: Сретенская, Нижегородская, Казанская и др. А также стабильно крепкие семинарии, с хорошо сформированным преподавательским корпусом и внимательным архипастырским отношением. Это, например, Коломенская семинария, где, помимо всего прочего, есть прекрасная материальная база и лучшее на сегодня семинарское здание, не так давно построенное на территории Богоявленского Старо-Голутвина монастыря, которое идеально приспособлено для учебного процесса и проживания студентов.
Вторая группа – семинарии, которые показывают стабильные показатели, но имеют те или иные недостатки.
Третья группа – семинарии с более значительными недостатками, находящиеся на контроле.
Четвертая рейтинговая группа – низшая. Здесь семинарии, которые на сегодня не свидетельствуют о подтверждении статуса высшего учебного заведения. Я не буду называть эти семинарии, но они знают о своем положении и о решении Синода от июля 2013 года дать им три года на исправление ситуации. Если уровень не будет повышен, то эти семинарии могут быть преобразованы в учебные заведения иного профиля. Например, в один из центров подготовки приходских специалистов.
Как я уже указывал, публикация рейтинга не предполагается характером документа, но по благословению Святейшего Патриарха промежуточный документ уже разослан ректорам духовных учебных заведений, и все на местах уже знают, на каком месте находятся.
– А зачем нужны центры подготовки приходских специалистов?
– На сегодня таких центров более 15-ти. Они имеют четыре профиля: молодежный, миссионерский, социальный и катехизаторский. Межведомственная комиссия при Учебном комитете оценивает организацию этих центров и предоставляет им право выдавать студентам по окончании обучения документ общецерковного образца. Востребованность подобного рода кадров на приходах велика, и пока используется только малая часть потенциала – так что это направление церковного образования будет интенсивно развиваться.
Увеличить количество таких центров как раз можно будет за счет заканчивающих свое историческое существование духовных училищ. В качестве примера можно привести Читинское духовное училище, которое сейчас находится в стадии преобразования в Центр подготовки приходских специалистов. А вот Вологодская семинария, наоборот, после решения Синода в 2013 году повысила свой статус и очень динамично развивается силами ректора, Вологодского митрополита.
Фото: nds.nne.ru
Как поступить в семинарию
Чтобы работать в церкви и быть священником, требуется высшее духовное образование. Получить его можно в православном университете, академии или духовной семинарии, где действуют образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Расскажем, что нужно для поступления в семинарию.
Духовная семинария: как поступить мужчине
Поступление в духовную семинарию отличается от поступления в «светские» вузы. Это выражается в гендерном и возрастном цензе: поступать в семинарию могут воцерковленные мужчины 18-35 лет. Им необходимо предоставить следующие документы:
- Аттестат о среднем образовании.
- Сертификаты ЕГЭ по предметам, выбранными семинарией как конкурсные (чаще всего это русский язык и история).
- Паспорт.
- Справку о состоянии здоровья.
- Военный билет.
- Рекомендации от священнослужителей своего населенного пункта, заверенные архиереем.
Последний пункт является обязательным. Чтобы получить его, поступающий должен активно участвовать в жизни своего прихода: общаться с настоятелем, помогать священнослужителям: петь в хоре, работать в воскресной школе, ухаживать за храмом или церковной утварью.
Помимо этих документов в некоторых семинариях также могут потребовать:
- документ о крещении;
- свидетельство о венчании (если абитуриент состоит в браке).
Поступать в семинарии могут только мужчины, состоящие в первом браке.
Духовное образование для женщин
Женщины на обучение в семинарию не принимаются. Религиозное образование они могут получить в специальных школах или православных университетах (как правило, они могут поступать на любое отделение кроме пастырского).
В церковной иерархии женщины могут быть игуменьями монастыря.
Что нужно для поступления в духовную семинарию: экзамены
Чтобы поступить в духовную семинарию, абитуриенты сдают экзамен по Закону Божьему. Чаще всего им предлагают написать сочинение, связанное с каким-либо событием из истории православной церкви.
После экзамена поступающие проходят собеседования. Члены комиссии выясняют общий культурный уровень абитуриента, а также:
- является ли он воцерковленным человеком;
- знает ли молитвы и знаком ли с Библией;
- соблюдает ли церковные праздники и традиции православной культуры;
- умеет ли читать и писать на церковнославянском языке.
Процедура поступления может отличаться в каждой семинарии, поэтому лучше заранее ознакомиться с правилами приема.
Как поступить в духовную семинарию? Помогать в своем приходе и изучать Библию
Как поступить в духовную семинарию заочно
В большинство семинарий можно подать документы для поступления в электронной форме, но на экзамен и собеседование придется приехать.
Заочная форма учебы также есть во многих заведениях, но поступают туда преимущественно те, кто уже работает в церкви.
Многие семинарии разрешают студентам-заочникам во время испытаний жить в семинарском общежитии.
Стоимость обучения в семинарии
В большинстве семинарий России обучение бесплатное, наличие контрактной формы не предусмотрено. Не во всех семинариях студенты получают и стипендии: наличие материальных выплат зависит от устава учебного заведения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
При этом студенты находятся на обеспечении семинарии, живут в общежитии при ней, бесплатно питаются в трапезной и занимаются общественно-полезным трудом.
Также семинария обеспечивает трудоустройство выпускников.
Преподаватели
- Никифор Пономарев (1800 — ок. 1805)
- Кротков Алексей Мартианович (10 октября 1846 — ?)
- Александр (Добрынин) (31 октября 1847 — 30 марта 1849)
- Галактион (Урываев) (12 июля 1850 — 10 апреля 1855)
- Орлов Павел Алексеевич (1858 — 1860)
- Знаменский Иван Дионисиевич (1858 — 1861)
- Архангельский Николай Васильевич (1876 — 1877)
- Гагинский Василий Алексеевич (1876 — 1880)
- Юрьев Александр Николаевич (1879 — 1907)
- Фаминский Валериан Александрович (1880 — 1913)
- Зеленцов Николай Васильевич (1882 — 1884)
- Тихомиров Александр Иванович (1885 — 1906)
- Серебренников Павел Николаевич (1887 — 1917)
- Кандауров Владимир Александрович (1892 — 1918)
- Новосельский Иоанн
- Дергачёв Алексей Иванович (1900 — 1918)
- Добролюбов Алексей Иванович (1900 — 1918)
- Спасский Сергей Павлович (1901 — 1902)
- Миролюбов Александр Павлович (1902 — 1908)
- Успенский Александр Федосеевич (1902 — ?)
- Дроздов Арсений Алексеевич (1903 — 1906)
- Струминский Василий Яковлевич (1903 — 1907)
- Можгинский Виктор Михайлович (1903 — 1909)
- Губкинский Иван Ермилович (1903 — 1914)
- Стефан (Знамировский) (7 октября 1904 — 1919)
- Андриевский Тихон Петрович (1906 — 1909)
- Плетнёв Дмитрий Иванович (1906 — ?)
- Зубарев Леонид Васильевич (? — 1919)
- Соколов Михаил Михайлович
- Колосов Николай Иванович
- Хильтов Николай Николаевич
- Рыбаков Александр Константинович (1911 — 1917)
- Марк (Бакалдин) (15 октября 1914 — упом. 1917)
- Мефодий (Немцов) (упом. ок. 2012) митр. Пермский
- Александр Толокнов (упом. ок. 2012) прот.
- Алексий Марченко (упом. ок. 2012) прот.
- Андрей Сапсай (упом. ок. 2012) прот.
- Игорь Ануфриев (упом. ок. 2012) прот.
- Иоанн Патласов (упом. ок. 2012) прот.
- Симеон (Минаков) (упом. ок. 2012) иером.
- Андрей Гостинский (упом. ок. 2012) свящ.
- Андрей Новиков (упом. ок. 2012) свящ.
- Виталий Бойченко (упом. ок. 2012) свящ.
- Григорий Гаврилов (упом. ок. 2012) свящ.
- Константин Сандалов (упом. ок. 2012) свящ.
- Сергий Голубев (упом. ок. 2012) свящ.
- Сергий Дунин (упом. ок. 2012) свящ.
- Сергий Костыркин (упом. ок. 2012) свящ.
- Геннадий Вихарев (упом. ок. 2012) диакон
- Агафонов Петр Николаевич (упом. ок. 2012)
- Братухин Александр Юрьевич (упом. ок. 2012)
- Вертинский Александр Владимирович (упом. ок. 2012)
- Гоголин Николай Александрович (упом. ок. 2012)
- Жохов Анатолий Владимирович (упом. ок. 2012)
- Масалкина Людмила Викторовна (упом. ок. 2012)
- Мишланов Валерий Александрович (упом. ок. 2012)
- Моисеев Петр Алексеевич (упом. ок. 2012)
- Россомагина Наталья Ивановна (упом. ок. 2012)
- Рябова Людмила Анатольевна (упом. ок. 2012)
- Сыромятников Олег Иванович (упом. ок. 2012)
Использованные материалы
-
«Семинария Минская духовная», страница на сайте Русское Православие:
-
Материалы официального сайта Академии:
-
Страница семинарии на официальном портале БПЦ:
- Николай (Трусковский), архим., Историко-статистическое описание Минской епархии, СПб, 1864. С. 124, 157.
- Михаил Вержболович Второй период существования Минской духовной семинарии (1817 — 1840). (Продолжение) Ректоры // Минские епархиальные ведомости, 1894, № 20 (15 октября), с. 533-536; (Продолжение) Инспекторы, 1894, № 21 (1 ноября), с. 565-568.
- Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ… на 1886, 1895, 1896, 1897, 1904, 1913 и 1917 годы, СПб, 1886, с. 84-85; 1895, с. 67; 1896, с. 67; 1897, с. 69; 1904, с. 71; 1913, с. 76; 1917, с. 85.
Доклад митр. Минского Филарета на епархиальном собрании Минской епархии, 5 января 2012,
РГИА,
Определение Священного Синода от 6-11 ноября 1908 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1908, № 48 (29 ноября), с. 354:
Определение Священного Синода от 6-11 ноября 1908 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1908, № 48 (29 ноября), с. 354: ; Определение Священного Синода от 8 декабря 1911 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1911, № 50 (17 декабря), с. 422:
Определение Священного Синода от 10-18 января 1912 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1912, № 4 (28 января), с. 31:
Протоиерей Виктор Василевич — и.о ректора Минской духовной семинарии,
Духовные семинарии Москвы и Московской области
В столице есть несколько учебных заведений, где можно получить религиозное образование. Согласно правилам приема, поступление в духовную семинарию в Москве возможно только для мужчин определенного возраста (18-35 лет). Это относится и к другим семинариям страны.
Московская духовная семинария (Сергиев Посад)
Входит в состав Московской духовной академии. Позволяет получить образование на уровне бакалавриата и магистратуры по следующим направлениям:
- Теология.
- Подготовка служителей и религиозного персонала.
В академии также действует аспирантура.
Коломенская духовная семинария
Один из ведущих духовных вузов РФ, ведет свою историю с 1723 года. Благодаря строительству новых корпусов может принять достаточно большое число студентов: до 150 слушателей очного отделения и 700 — заочного.
Кроме обучения по основным специальностям, в семинарии можно также получить профильную подготовку на:
- курсах повышения квалификации священнослужителей;
- библейско-богословских курсах;
- миссионерско-катехизаторских курсах.
Также семинария знаменита своим хором: он входит в хор духовенства Московской епархии.
Сретенская духовная семинария
Была открыта относительно недавно (в 1999 году) и находится на территории Сретенского монастыря. Одна из первых среди духовных семинарий в Москве перешла на Болонскую систему образования. Кроме основных направлений бакалавриата, здесь также действует магистратура по трем специальностям:
- Пастырское богословие.
- Христианское учение о государстве и обществе.
- Церковнославянский язык.
Здесь особое внимание уделяют встречам студентам с руководством семинарии: регулярно проходят пастырские беседы с ректором и духовниками, которые рассказывают семинаристам о пастырской жизни
Перервинская духовная семинария
В семинарии действует:
- богословско-пастырский факультет;
- катехизаторское отделение.
Преподаватели и семинаристы участвуют в научной жизни РПЦ, а также занимаются социальной и просветительской деятельностью.
Руководство семинарии активно использует информационные технологии: помимо удобного и информативного сайта с виртуальным 3D-туром у вуза также есть канал на YouTube.
Николо-Угрешская духовная семинария
Семинария, расположенная в Дзержинске, начала свою работу в 1999 году: до этого момента на базе монастыря действовало духовное училище. Действует бакалавриат (теология и подготовка служителей) и магистратура:
- Богословие.
- История Русской Церкви.
Также организованы духовно-просветительские курсы «Сокровенный мир Православия», где преподаватели и студенты помогают светским людям открывать для себя Священное писание, традиции и законы духовной жизни.
Католицизм [ править ]
Семинарии в Католической церкви делятся на второстепенные семинарии для подростков и основные семинарии для взрослых, включая семинарии колледжей (хотя в США их часто называют второстепенными семинариями) для студентов бакалавриата и семинарии для аспирантов для тех, кто уже имеет степень бакалавра. . Есть также семинарии для пожилых людей, которые не посещают школу, например Национальная семинария Папы Иоанна XXIII в Массачусетсе, и для других, более специализированных целей.
Все семинарии управляются либо религиозными орденами, либо епархиями или другими подобными структурами. Часто семинария обучает как священников этого конкретного ордена или епархии, так и священников других орденов или епархий, которые выбирают эту конкретную семинарию для своих священников. Например, семинария Святого Иоанна в Бостоне, штат Массачусетс обучает священник для многих других епархий в Новой Англии , которые викарные епархии о Римско — католической архиепископии Бостона . В любом случае, человек, который хочет поступить в семинарию, чтобы стать священником, должен спонсироваться либо епархией, либо религиозным орденом.
Часто епархия может быть присоединена к более крупному католическому колледжу или университету или присоединена к нему, чтобы более крупный колледж и его преподаватели давали более общее образование по истории или теологии, в то время как семинария фокусировалась на темах, специфичных для нужд будущих священников, таких как обучение в каноническое право , таинства и проповеди , или специфические для конкретного ордена или епархии. Например, Богословский колледж в Вашингтоне, округ Колумбия, является частью Католического университета Америки .
Кроме того, в Риме есть несколько семинарий, которые обучают семинаристов или уже рукоположенных священников и епископов, и которые поддерживаются орденами или епархиями из-за пределов Италии. Например, Папский Североамериканский колледж , который готовит священников из Соединенных Штатов и других стран, поддерживается Конференцией католических епископов Соединенных Штатов .
Что это такое?
В переводе с латинского языка «семинариум» означает «рассадник», но в реальной жизни духовная семинария представляет собой образовательное заведение, занимающееся профессиональной подготовкой работников церкви. Это учебное заведение выполняет определенную миссию – осуществляет подготовку христианского духовенства.
Фактически, этот культурный и духовный центр позволяет донести до конкретных лиц, желающих связать свою жизнь с христианской религией, вероисповеданием, глубоко погружая их во все нюансы и таинства, правила проведения тех или иных служб, обрядов, торжеств и пр.
Образование, полученное в духовной семинарии, особенное и пригодное исключительно в религиозной среде, в конкретной религиозной организации – церкви.
Духовная семинария, обучение для мужчин
Список документов для поступления, правила приема в семинарию и вступительные испытания отличаются от требований в обычных вузах.
Возраст для поступления
Путь в духовную семинарию открыт не всем. Поступить могут только воцерковленные мужчины от 18 до 35 лет, неженатые или находящиеся в первом браке, причем жена должна быть православной.
Воцерковленными называют крещенных в православной церкви людей, которые живут по законам православия и соблюдают религиозные обряды. Они регулярно причащаются, посещают церковные службы и поддерживают отношения со священнослужителями своей церковной общины.
Поступающие в семинарию должны иметь представление о церковной жизни, опыт какой-либо деятельности в церкви. Например, участвовать в церковных песнопениях, заботиться о церковной утвари, помогать в воскресной школе.
Список документов для поступления
Молодому человеку, решившему поступать в такое учебное заведение, необходимо подготовить документы согласно списку:
- аттестат об общем среднем образовании;
- сертификаты ЕГЭ по предметам, заявленным конкретной семинарией (чаще всего это история, русский язык, литература, обществознание);
- справку о состоянии здоровья;
- российский паспорт;
- медицинский полис;
- военный билет;
- рекомендацию от священнослужителя своего населенного пункта, заверенную архиереем.
Рекомендации от священнослужителей
Для того чтобы абитуриенту дали необходимую рекомендацию для поступления в духовную семинарию, ему нужно активно участвовать в жизни прихода, быть на виду у священнослужителей и настоятеля. Кандидату в студенты семинарии рекомендовано:
- регулярно посещать церковь;
- регулярно участвовать в таинствах исповеди и причащения;
- петь и читать на клиросе;
- помогать священникам;
- регулярно беседовать с настоятелем своего храма.
Дополнительные документы
При поступлении в семинарии могут потребовать дополнительные документы:
- справку о состоянии семьи;
- документ о крещении;
- свидетельство о венчании (при наличии брака) и др.
Инспекторы
- Феодотий (Озеров) (1 августа 1823 — 23 августа 1828)
- Варлаам (Успенский) (1828 — 1 сентября 1832)
- Евсевий (Орлинский) (29 августа 1832 — 1834)
- Антоний (Смолин) (19 декабря 1834 — 23 ноября 1840)
- Ювеналий (Знаменский) (10 апреля 1841 — 22 марта 1849)
- Нафанаил (Нектаров) (июль 1849 — 1853)
- Сергий (Спасский) (8 декабря 1858 — январь 1862)
- Григорий (Воинов) (12 Февраля 1862 — 1863)
- Кирилл (Орлов) (14 ноября 1863 — декабрь 1880?)
- Антонин (Державин) (5 июня 1881 — 1883)
- Антоний (Соколов) (1 сентября 1883 — 1885)
- Петр (Другов) (28 января 1885 — 1889)
- …
- Герман (Иванов) (1892 — 1893)
- Парфений (Левицкий) (1894 — 1895)
- Анастасий (Грибановский) (1900 — 1901)
- …
- Филипп (Гумилевский) (7 октября 1909 — 30 января 1910)
- Герман (Ряшенцев) (30 января 1910 — 1912)
- Тихон (Тихомиров) (10 августа 1912 — 1913)
- …
- Никон (Пурлевский) (11 ноября 1916 — 1918)
Духовная семинария в Жировицком монастыре (1839 — 1845, 1947 — 1963, с 1989)
Униатская Жировицкая духовная семинария была открыта стараниями униатского еп. Иосифа (Семашко) при Свято-Успенской Жировицкой обители в г. Ректором в ней стал уже упоминавшийся нами в связи с историей Слуцкой семинарии священник (впоследствии архиепископ) Антоний (Зубко). Как вспоминал сам отец Антоний, униатская, на тот период времени, семинария, была «оазисом в так называемых литовских губерниях. У нас вырабатывался и созревал независимый взгляд на жизнь, на Русь и Польшу, на Православие, на Римский католицизм и на нашу унию» Жировицкая семинария была устроена и преподавание в ней велось по образцу Санкт-Петербургской семинарии. Лучшие воспитанники отправлялись для завершения образования в Санкт-Петербургскую и Московскую духовные академии.
В году в связи с воссоединением униатов семинария стала православной.
В году, после освобождения Белоруссии, архиеп. Минский Василий (Ратмиров) получил согласие советских властей на открытие в епархии пастырско-богословских курсов. Местом их существования был избран Жировицкий монастырь, а руководство поручено игумену Леонтию (Бондарю).
В году курсы были преобразованы в семинарию. На территории монастыря для семинарии было отстроено новое трехэтажное здание.
В году, с началом «хрущевских» гонений на Церковь, был ограничен прием абитуриентов в духовные школы. В году Минская семинария не смогла провести вступительные экзамены, потому что власти не допускали абитуриентов в Жировицкий монастырь, отказывая им во временном пропуске. В гогу состоялся последний выпуск (5 студентов) и Минская семинария «угасла без официального закрытия»
Возобновлена 1 сентября года.
С / учебного года для священников, не имеющих систематического богословского образования, было открыто отделение заочного обучения.
Весной года семинария была переведена на пятилетний срок обучения с предоставлением ей статуса высшего учебного заведения.
Устав Минской духовной семинарии как высшего учебного заведения Белорусской Православной Церкви зарегистрирован 24 июня года Советом по делам религий при Кабинете Министров Республики Беларусь, перерегистрирован 11 октября года Комитетом по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.
В году состоялся первый выпуск возрожденной семинарии.
В году Минская духовная семинария вступила во Всемирную православную молодежную организацию СИНДЕСМОС, членом которой является по настоящее время.
На базе действовавшего ранее Регентского класса с года открыта Регентская школа, в которой задействованы известные специалисты в области музыки и выпускники МинДС.
Выпускники Минской духовной семинарии могут продолжить обучение в Духовной академии, которая в настоящее время располагается по тому же адресу, что и семинария, а в перспективе будет перенесена в Минск.
В Минской духовной семинарии существуют следующие формы обучения (в скобках указан срок обучения):
- Дневное отделение (5 лет).
- Отделение заочного обучения (6 лет).
- Регентское отделение (4 года).
- Подготовительное отделение (1 год).
Статистика
кон. 2011 — профессорско-преподавательская корпорация Минских духовных академии и семинарии насчитывает 64 человека, из которых 37 имеют ученую степень (из них 6 профессоров, 8 доцентов); на богословско-пастырском отделении МинДС обучаются 328 студентов .
МДА: статистика
– Есть ли у вас статистика конкретно по Московской духовной академии? Чтобы сравнить по годам и выявить тенденцию.
– В МДА в этом году поступало в несколько раз больше молодых людей, чем обычно – более 150 человек в бакалавриат. Притом, что в этом году более жесткие требования и обязательно наличие сдачи ЕГЭ. Из этих 150 человек на подготовительное отделение взяли более 80, и сразу на I курс около 10 человек.
Новый единый учебный план подразумевает обязательные для всех четыре года бакалавриата и наличие подготовительного отделения. На подготовительном отделении преподаются церковные дисциплины, которые отсутствуют в средней школе, происходит также нормализация ситуации с обычными предметами – русским языком, иностранным языком, общегуманитарными дисциплинами, историческими дисциплинами. Но лучшие ученики из средней школы, и в особенности молодые люди, имеющие высшее светское образование, могут поступать сразу на I курс.
На выпускном курсе обычно в МДА около 60 человек: порядка 30% студентов до выпуска по разным причинам не доходит. Во-первых, в духовной школе учиться трудно. Во-вторых, кто-то переходит на заочное отделение, в силу разных жизненных обстоятельств. В-третьих, кто-то сам понимает, что оказался не на своем месте, выбрал не тот путь. А бывает, что это понимает в отношении кого-то и администрация.
Большинство студентов, оканчивающих МДА, рукополагаются. Задача семинарии –прежде всего подготовка клириков. Но здесь не может быть формального механистического подхода: «Изволь за выпускной курс решить – или ты монашество принимаешь, или женишься. А если не решишь, то диплома не получишь». Если подобное когда-то и имело место, сейчас мы такого рода давление отслеживаем и всячески пресекаем.
В МДА есть курсы, где уже к моменту выпуска клириками становятся 60% учащихся. Но соревнования, в какой семинарии больше будет клириков к концу обучения, быть не должно. Главное, чтобы потом выпускники оставались в сфере церковного труда, в сане или как церковные труженики. А таковых выпускников на сегодня решительное большинство. И в этом смысле большинство семинарий реализуют свою задачу – готовят людей, которые потом выходят на служение Церкви.
– Отец Максим, а какие у вас ощущения, промежуточные выводы от наблюдения за развитием МДА в период вашей работы в Учкоме?
– МДА – уникальное учреждение, древняя духовная учебная школа. Вынужденный «советский» перерыв именно в МДА и СПбПДА был минимален, возобновленные в середине 40-х годов Московские и Ленинградские духовные школы могли опереться на уцелевшие в годы гонений профессорско-преподавательские кадры и выпускников дореволюционных духовных учебных заведений. Поэтому эти академии по масштабу не сопоставимы с другими церковными учебными заведениями. Это институции, у которых очень большой запас прочности, которые мало зависят от личности руководителя или конкретного преподавателя. Это в самом хорошем смысле стабильность и консервативность.
С другой стороны, именно эта консервативность может приводить к определенного рода процессам инерционности. Масштаб деятельности в рамках огромной преподавательской и студенческой корпорации таков, что решение некоторых практических вопросов осуществляется медленнее, чем в небольших семинариях. Может быть, именно поэтому на сегодня еще ни Московская, ни Санкт-Петербургская академии не имеют государственной аккредитации.
Но думаю, что имеющиеся на сегодня проблемы МДА преодолимы. Некоторые области динамично развиваются, например, библиотека, которая обустраивается не только внешне, но и внутренне – привлечением современных технологий. В институте индивидуальных наставников флагманом также стала МДА. Дистанционное обучение, когда велись трансляции лекций для провинциальных семинарий, также опиралось, прежде всего, на кадры МДА.
Когда потребовалась разработка учебных программ по новому единому учебному плану, именно МДА первой разместила их на своем сайте, чтобы другие могли воспользоваться. И таких примеров успешного осуществления различных задач нашей альма-матер можно привести немало.
Духовные семинарии в России — перечень 2021
Помимо вузов столицы, высокие позиции в рейтинге духовных семинарий РФ занимают следующие учебные заведения.
Санкт-Петербургская духовная семинария
Одна из ведущих семинарий страны, на данный момент стала частью комплекса Санкт-Петербургские духовные школы. Ведет свою историю с 18-го столетия, богословские курсы в семинарии действовали даже во времена Советского Союза. Сегодня в структуру вуза входят:
- бакалавриат;
- магистратура;
- аспирантура;
- регентское и иконописное отделение;
- факультет иностранных студентов.
В вузе есть собственное издательство, выпускается несколько академических журналов, преподаватели активно работают над учебными пособиями.
Саратовская духовная семинария
Организована в 1830 году, сегодня занимает ведущие позиции в рейтинге духовных семинарий России. Осуществляет обучение по направлениям «теология» и «подготовка служителей» на уровне бакалавриата. Для тех, кто не может обучаться стационарно, действует Сектор заочного обучения.
Особое внимание в учебном процессе вуза уделяется богослужебной практике: слушатели несут певческое и пономарское послушание в семинарском храме, произносят проповеди для прихожан
Пензенская духовная семинария
Получить образование по основным духовным направления можно и в семинарии Пензенской Епархии РПЦ. Кроме обучения и общественного труда, педагоги и семинаристы занимаются научной деятельностью: вуз является организатором Международной научно-практической конференции «Христианство и педагогика».
Кроме этого в семинарии ежегодно проводятся Сретенский бал и Георгиевский фестиваль: такие мероприятия привлекают внимание молодежи региона к духовной жизни
Екатеринбургская духовная семинария
Один из ведущих вузов в списке духовных семинарий России находится в Свято-Троицком Кафедральном Соборе Екатеринбурга. Здесь действует:
- Пастырско-богословское отделение.
- Регентское отделение.
- Певческие курсы.
Также в семинарии работает центр подготовки церковных специалистов с вечерней формой обучения. Туда принимаются и мужчины, и женщины православного исповедания.
Оренбургская духовная семинария
В семинарии Оренбурга можно получить не только высшее образование (уровень бакалавра, магистра), но и среднее профессиональное — образовательная программа «регент церковного хора».
В семинарии хорошая материально-техническая база: комфортное общежитие, библиотека православной литературы, мультимедийные аудитории, компьютерные классы. Вуз предоставляет семинаристам все необходимое для занятий спортом и творчеством.
Кроме приведенного списка духовных семинарий России, семинарии РПЦ есть также на Украине (Харьков, Одесса, Сумы), в Беларуси, Молдавии, Франции и США. Это дает возможность жителям других государств приобщиться к ценностям православной веры.
Правила приема в духовные семинарии в России могут различаться. В предыдущей статье мы рассказывали том, как поступать в такие вузы. А если после поступления вам понадобится помощь с учебой, обращайтесь в студенческий сервис. Его эксперты объяснят сложную тему или расскажут, как правильно подготовить учебную работу.