Публикация научных статей студентов

Технология подготовки статьи

Выделим основные этапы и специфические аспекты того, как готовятся такие тексты:

  • консультация с научным руководителем по выбору темы и определению ориентировочной структуры;
  • обработка требуемой для полноценного раскрытия тематики научной литературы;
  • проведение экспериментального, статистического, практического исследования (чаще всего оно является частью подготовки выпускной студенческой работы);
  • выбор сборника или журнала для публикации и внимательное изучение требований по оформлению, которые в нем указаны;
  • составление текста в том объеме, который допускается в определенном журнале;
  • получение одобрения руководителя (часто нужно оформлять рецензию, которую он подписывает);
  • отправка текста и при необходимости оплата услуг публикации.

Важно заранее начать подготовку, чтобы к концу учебного года и к моменту защиты диплома материал был опубликован

Структура статьи для публикации включает в себя:

  1. Название;
  2. Аннотацию;
  3. Ключевые слова;
  4. Введение;
  5. Основную часть;
  6. Заключение;
  7. Список источников и используемой литературы.

Основа научной статьи заключается в значимости работы, актуальности поставленной цели и задач, а также научной новизне.

Создание научной статьи – это процесс, требующий не только четкого соблюдения правил относительно содержания и оформления текста работы, но и логического изложения материала и грамотности.

Характерной особенностью научной статьи является то, что в ее состав входит значительное количество фактов, которые должны быть подкреплены ссылками на первоисточники или же на результаты собственных исследований. 

При изложении текста следует придерживаться научного стиля речи и избегать неаргументированных оценочных суждений. Текст работы должен придерживаться объективности, логичности и точности. Знание и выполнение основных требований написания статьи позволит ученому без лишних сложностей опубликовать свой труд в желаемом издании.

Виды научных статей

Какие бывают виды научных статей?

В зависимости от характера проблемы, а также особенностей информации, которую автор хочет донести до читателей, научные статьи разделяют на три вида:

  • научно-теоретические статьи основываются на теоретических сведениях о проблеме (автор берет несколько теоретических источников, анализирует их, сравнивает и делает определенные выводы, на основе этого и составляется статья);
  • эмпирические или научно-практические статьи передают собственный опыт автора в построении эксперимента, его проведении и т.д., кстати, слово «эмпирический» имеет греческие корни и переводится как «опыт».
  • обзорные статьи систематизируют и подают информацию об исследованиях и достижениях ученых в решении какой-то проблемы.

Примеры оформления научных статей студентов

Оформление научной статьи, предназначенной для публикации в журнале, должно соответствовать определенным требованиям. В противном случае можно сразу получить отказ даже при блестящих результатах научного исследования.

По каким правилам оформлять текст

Во многом это зависит от того, в каком издании студент планирует опубликовывать научный труд. Стандартные требования чаще всего включают следующие пункты:

  1. Формат печатного листа – А4 (ориентация бумаги стандартная – книжная).
  2. Поля – 20–25 мм. Расстояние между строчками – 1,5 интервал. Шрифт 14, Times New Roman.
  3. Объем – 5–10 страниц.
  4. Прямо перед текстом указываются сведения об авторе, научном руководителе, учебном заведении, контакты для связи. Титульный лист не нужен.
  5. Сноски на использованную литературу – в квадратных скобках.
  6. Список литературы записывается в алфавитном порядке по фамилиям авторов, в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008.
  7. Таблицы, схемы и рисунки нумеруются и подписываются.
  8. Название работы пишется жирным шрифтом по центру листа без сокращений и точек.
  9. Используемые сокращения расшифровываются однократно при первом упоминании.
  10. Материалы без авторства (нормативные документы, ГОСТы) в список литературы не включаются.

Рекомендуем ознакомиться с примером, который наглядно демонстрирует правильное оформление статьи, подготовленной для публикации в электронных и печатных изданиях.

Общие признаки научной статьи как жанра

Признаки научной статьи?

Все знают, что статья – это жанр, используемый в большей степени в периодических изданиях (газетах, журналах), мы читаем не один десяток статей в год в газетах или Интернете, поэтому общее представление о жанре имеем.

Однако не все прочитанные статьи относятся к научным.

Научные статьи выделяются среди других такими признаками:

  • небольшой объем (3-5 страниц издания);
  • аналитический характер (научно подкованные рассуждения о проблеме, ее анализ и определенные выводы в соответствии с поставленными задачами);
  • в центре статьи одна узкая проблема, на больше распыляться не стоит, так как этого не позволяет объем;
  • четкая последовательность изложения темы, которую можно представить в виде логической цепочке: главный тезис (желательно с обоснованием новизны и актуальности выбранной темы) – аргументы (базой для них должны быть другие научные источники) – выводы (чаще всего о перспективе развития темы или ее практическом внедрении, или и то, и другое);
  • традиционная композиция, которая соотносится с особенностями изложения (аннотация – краткое изложение содержания, вступление – главный тезис, основная часть – аргументы, выводы, список источников);
  • лаконизм (это касается «воды» в тексте – ее быть не должно);
  • достоверность всех приведенных примеров и фактов;
  • в конце статей размещается список библиографии, использованной автором при написании текста (некоторые издания этот элемент упускают, но в серьезных газетах и журналах библиографию требуют всегда);
  • особенный набор языковых единиц: научные термины, научные клише;
  • не употребляются просторечия, диалектизмы, уменьшительно-ласкательные слова и другая лексика, которая находится за рамками научного стиля.

Другие классификации

Существуют и другие, менее широко используемые принципы классификации научных статей.

По объему работы

Полноформатные. Состоят из теории по теме и практической части. Минимальный объем основного текста — до 12 страниц.

Требования по максимальному объему текста зависят от дисциплины и издательства (Скачать)

Краткие. В тексте сжато описывается суть исследования, полученные результаты и выводы автора. По объему к кратким относят статьи, занимающие 6 страниц и меньше.

Такие статьи часто публикуются в университетских сборниках (Скачать)

Научные идеи или тезисы исследования. По сути это наброски будущей полноценной статьи либо их описание в форме тезисов.

Может использоваться для выступления на научной конференции (Скачать)

По типу издания

По-настоящему ценные статьи принимают к публикации в статусные научные издания. Чем выше репутация журнала, где публикуется ученый, тем выше его статус.

При наличии большого научного авторитета автору будет проще опубликовать статью в еще более статусном издании.

В престижном научном журнале ВАК. Научные издания ВАК принимают работы на актуальные темы и с хорошо проработанным исследованием. В качестве авторов могут выступать ученые с ученой степенью или претендующие на нее.

Из-за высокого спроса очередь на публикацию может достигать от полугода и больше (Скачать)

В вузовских изданиях. Многие вузы создают собственные СМИ и публикуют как развлекательную и ознакомительную информацию, так и научные публикации студентов вуза. Попасть на страницы таких изданий легче, но и статья будет менее статусной.

Публикации в таких журналах не учитываются при допуске к защите диссертации (Скачать)

В сборниках конференций. Большинство конференций при приеме заявок участников требует тезисы представляемого исследования. После завершения конференции выпускается сборник, где опубликованы тезисы всех, кто принял участие. Статус подобной публикации зависит от статусности конференции.

Студентам, решившим посвятить себя науке, стоит начать именно с подобных научных работ (Скачать)

Выводы

Виды научных статей влияют на цель исследования, его форму, методы, стиль изложения, использованные источники, наличие эксперимента, аудиторию, на которую рассчитана работа.

По предмету и методу исследования статьи разделяют на научно-теоретические (без эксперимента), научно-практические (с экспериментом) и обзорные (анализ публикаций по теме).

По жанру статьи делят на аналитические (по схеме “если…, то….”), научно-публицистические (для широкого круга читателей) и научно-исследовательские (полноценное завершенное исследование с логической структурой).

Общей чертой всех видов статей является следование научному стилю, подтвержденные данные и стремление решить какую-либо актуальную проблему.

Умение разбираться в видах научных статей поможет не только будущим авторам, но и даст ориентир тем, кто получает знания из этих работ или ищет нужную информацию.

Порядок работы над статьей

Качественная статья должна быть интересной. Но интересность – субъективное понятие, можете возразить вы, и будете правы! Один и тот же текст не может быть одинаково полезен для подростка и пенсионера или для новичка в какой-то области и профессионала.

Отсюда вытекает один из основных принципов написания статей. В самом начале работы вы должны определить целевую аудиторию, то есть учесть пол, возраст и уровень знаний в нужной сфере у своих читателей, а также их проблемы и интересы. Хороший материал не может быть написан «для всех». Для всех – это значит, ни для кого. Именно от целевой аудитории будет зависеть стилистика написания и глубина проработки темы.

Если вы собираетесь написать объемный текст, лучше заранее составить план. Автор должен определиться со структурой статьи: понять, из каких разделов она будет состоять, каков будет их примерный размер и в каком порядке они должны следовать. Каждый из разделов должен отвечать на один конкретный поставленный вопрос и подробно раскрывать его.

Затем следует сам процесс написания, после чего необходимо отредактировать статью и проверить ее на соответствие требованиям, изложенным в техническом задании. Далее мы рассмотрим эти темы подробнее.

Мнение

Аналитическая статья, в которой выражена личная точка зрения и/или мнения экспертов. Предполагает исследовательскую работу: проработать материалы по теме, выявить и поднять проблему, дать развернутый анализ. На основе этого сформировать свое мнение или несколько позиций по этому вопросу.

Статья-мнение «Жизнь с кошкой — искусство не для слабонервных»

Особенность: Глубокий анализ и экспертность.

Так в нашем примере опишем личный опыт, но дополним его мнениями других обычных людей и зоологов, чтобы вывести общие сложности, с которыми сталкиваются владельцы животных.

Завершение можем оставить открытым, чтобы читатель задумался и принял какое-то решение для себя. Или сделаем выводы на основе своего анализа: какие качества характера помогут ужиться с питомцем, а в каком случае стоит отказаться от этой затеи.

Совет: Играем в исследователя — тщательно изучаем тему, находим статистику и основные мнения в сети. Все это сформирует общую картинку и поможет аргументировать свою позицию.

Иллюстрации: фотографии, картинки в небольшом количестве, чтобы разбить большие блоки текста. При необходимости таблицы, графики, схемы для облегчения восприятия.

Объем: от 3 000 до 10 000 знаков

Примеры статей-мнений:

  • Есть ли жизнь после курсов по копирайтингу
  • Этика копирайтинга: правда и ложь
  • Мифы веб-копирайтинга: никогда не говори «не»?

Несколько советов по написанию

Советы для начинающих.

После выбора темы обязательно покажите ее научному руководителю, он подскажет, что откорректировать.
Обращайте особое внимание на ограничения в объеме, если ваша статья получится большей, ее могут не пропустить.
Окончательный вариант текста статьи нужно тщательно проверить на наличие пунктуационных, орфографических, грамматических и стилистических ошибок, так как публикация предназначена для широкого круга читателей.
После публикации статьи, выпишите себе в блокнот (или создайте для этого отдельный файл на компьютере) ее полное библиографическое описание. Так вы постепенно соберете список публикаций, которые будет легко вписать в апробацию.
Частенько публикацию научной статьи нужно оплачивать, делают это почтовым переводом или через банк

После оплаты обязательно сохраните чек, его могут попросить предъявить вместе с первой страницей статьи, заверенной научным руководителем.

Научная статья – прекрасная возможность показать свой научный талант широкому кругу читателей, поэтому к ее написанию нужно подходить основательно.

Подробнее о написании научных статей вы можете узнать, посмотрев видео:

Алгоритм написания научной статьи

Чтобы не допустить ошибок, сэкономить время и написать качественную статью, которая будет опубликована, рекомендуется придерживаться определенного алгоритма действий. 

Выбор темы 

Это первый этап написания статьи. Аспирант должен выбрать тему, основываясь на своих предпочтениях и научных интересах. 

Тема должна иметь узкое направление и быть актуальной в наши дни. Тема является актуальной в том случае, если за последние несколько лет увеличился рост публикаций. 

Составление заголовка 

Заголовок должен соответствовать теме и включать в себя ключевые слова. Именно по ним статью можно будет быстро найти. 

Составляя заголовок, рекомендуется ориентироваться на потенциальных читателей: что сможет их «зацепить»? 

Написание плана 

План бывает двух видов: 

  • Неформальный – рабочий вариант, который студент делает его для личного использования. Составляется в любой форме, является черновиком работы. 
  • Формальный – чистовой вариант, который сдается на проверку. Такой план обязательно должен быть оформлен по правилам: иметь заголовки и подзаголовки, обозначенные цифрами римского алфавита. Каждое название должно сопровождаться кратким описанием раздела. 

Работа должна иметь четкую структуру, последовательность и логичность. Набросок будущей статьи можно сделать, составив неформальный план. 

Добавление формулировок 

Формулировки в научном стиле очень важны. От точности, количества и их качества зависит читабельность труда. В процессе работы над статьей желательно подробно расписывать основные тезисы, по минимуму использовать сокращения. Рассуждения, анализ, выводы должны быть четко сформулированы, «воды» быть не должно. 

Поиск недостающей информации 

Если в процессе написания работы выясняется, что собрано мало информации, необходимо заняться ее поиском. Вариантов несколько: 

  • Поиск дополнительной информации в интернете. 
  • Изучение научных трудов в сборниках статей при институте.  
  • Ознакомление с прочими периодическими изданиями научной тематики по выбранной теме. 

Также можно провести дополнительные исследования, исходя из поставленных задач, и проанализировать их. 

Проверка готовой научной статьи 

После написания чернового варианта статьи, можно приступать к следующему этапу – проработке. Проверку нужно проводить поэтапно: 

  • Оценка структуры. Следует убедиться, что разделы являются последовательными, логичными, заголовки и подзаголовки соответствуют информации под ними. 
  • Название статьи должно отвечать ее содержанию. 
  • Оценка написания. Необходимо перепроверить и оценить всю работу: насколько точны выводы, хватает ли формулировок, наличие ключевых фраз и тезисов. 
  • Проверка аргументированности, значимости и новизны. 
  • Вставка/корректировка/доработка диаграмм, схем, таблиц. Они помогают наглядно воспринимать информацию, поэтому в статье для публикации они должны присутствовать обязательно. 
  • Проверка оформления. Речь идет не только об орфографии и пунктуации, имеется ввиду полное оформление труда. Перепроверяются цитирования, рубрикации ссылок на источники информации, написание формул, чисел и математических величин. 

Не следует оформлять работу, как нравится, так как существуют специальные требования. Если вы не знаете, как написать научную статью для публикации и правильно ее оформить, руководствуйтесь требованиями издательств и государственными эталонами.  

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

План

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Научная новизна

Авторы в своих статьях должны четко указать, в чем отличие их работы от аналогичных исследований в той же предметной области. Научная новизна – так называемое сердце всего исследования, его основной стержень. Если нет новизны, то ценность исследования теряется.

Некоторые авторы пытаются приурочить что-то известное к какому-либо новому поводу. Например, в статье к юбилею ученого приводилась его биография, однако научной новизной перечень биографических фактов из его жизни и деятельности не обладает. Соответственно, историко-биографический обзор не может считаться научным исследованием ввиду того, что перечень известных фактов в честь юбилея не имеет ничего нового по отношению к уже известному.

Рассмотрим другой случай. Итак, в статье на тему «интерактивный метод обучения в дистанционном образовании» автор приводит целый раздел с описанием научной новизны. Однако, внимательно изучив этот раздел, никак нельзя выяснить – что именно нового предлагает автор. Основная мысль, которая дается, ­– студентам всего лишь необходимо звонить по скайпу. Причем скайп – не новый, и не разработан автором статьи. Применить его, как техническое средство – можно, но в чем именно содержание методики его использования? В том, чтобы студенты самостоятельно разговаривали при пассивном участии преподавателя? Так они между собой могут поговорить, и по телефону, и по другим мессенджерам, и без участия преподавателя. То есть автор пытается сделать новую комбинацию известного (возможности телекоммуникации) и известного (возможности обучения), и выдать это за новую технологию обучения.

Хорошим примером научной новизны может быть следующее: «предложена модель готовности учащихся к получению профессионального образования, раскрыто содержание показателей (индикаторов состояния данной готовности), сформулированы критерии (признаки, на основании которых формируется оценка уровня развития показателей готовности), охарактеризованы педагогические условия, учитывающие специфику функционирования сельских школ, спроектирована система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования».

Статья-обзор

Развернутое описание объекта исследования по различным критериям. Мульти-обзор — сравнение нескольких объектов, явлений или разных версий одного товара по одинаковым параметрам. Даем главную информацию по каждому объекту и четко отделяем один от другого: в чем отличия, преимущества, недостатки, особенности.

Статья-обзор: лучшие игровые домики для котят

Особенность: Подробное описание одного предмета / явления или сравнение с несколькими.

В нашем случае это могут быть: «Обзор лучших готовых игровых домиков для котят» или «Топ 10 лучших пород кошек». Для каждого домика / породы дадим картинку, краткое описание, подрезюмируем особенности и преимущества.

Этот формат любит таблицы. Поэтому в завершении статьи сведем основные характеристики объектов в табличку, чтобы читатель выбрал самый подходящий для себя вариант.

Совет: При сравнении нескольких объектов не нужно подробно писать о каждом. Цель — вывести базовые критерии, на основе которых можно сформировать общее впечатление и отличить один товар от другого.

Иллюстрации: изображения подкрепляют и демонстрируют характеристики товара, схемы и таблицы отражают критерии сравнения.

Объем: от 2 000 до 10 000 знаков

Примеры обзоров:

  • Обзор-сравнение сервисов оценки тошноты текста
  • Как сделать скриншот: обзор программ для захвата изображения экрана
  • Как научиться копирайтингу: обзор всех возможных методов

Выводы, интерес читательской аудитории

Результаты исследования должны иметь вывод, выраженный в четкой и доступной форме. Необходимо указать область применения результатов исследования, и какой круг вопросов остался открытым.

Задача рецензента – найти и оценить вывод. Ошибкой является «спрятать» вывод по всему тексту статьи. И не вина рецензента, если он не сможет обнаружить вывод по статье – ведь вместо автора он этого делать не обязан, а читатель тем более.

Научная статья не является художественным произведением, которое побуждает задуматься, и искать множество смыслов, и формулировок. Статья требует единой выдержки в ясной смысловой концепции и четкости формулировок. Даже если раздел озаглавить словом «выводы», но не сделать вывод, это тоже бессмысленно и не рационально, рецензента этим не проведешь.

По сути, любой тезис может являться правомерным при достаточной доказательной базе, и любой вывод может иметь право на существование. В этом и заключается право автора иметь свою точку зрения в научном мире. Куда хуже, не иметь своего мнения, и прятаться за общими фразами об актуальности и развитии каких-либо туманно описанных «инноваций».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector