Психолог в школе: друг или враг

Содержание:

1.2. Функции психологической службы школы:

  1. Психологическое просвещение — приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.
  2. Психопрофилактика — психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.
  3. Психологическое консультирование — помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.
  4. Психодиагностика — проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.
  5. Психокоррекция — устранение отклонений.

Основная идея психологической службы

— идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.

7 стр., 3329 слов

Психологические школы и направления

… аналогии и др.), в условиях недостаточного опыта. Австрийская психологическая школа — направление психологических исследователей, развивавшееся группой психологов (Х.Эренфельс, С.Витасек, В.Бенусси и др.), работавших с 80-х … понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения. Волюнтаризм(от лат. voluntas — воля) — направление в …

Главный принцип организации психологической службы

— системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически (составить рабочий план).

Оплата труда

Карьера

Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

  • умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
  • знание истории и современных задач науки «психология»;
  • осознание основных методов профессии;
  • специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
  • владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
  • знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
  • иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.

Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

Известные психологи

Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.

Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.

Психолог поможет ребенку научиться общаться

Общение — важная сфера в жизни каждого школьника. Через него дети познают мир, лучше понимают себя и других. Когда не заложено общение с одноклассниками, ученик является не принятым ими или не умеет дружить, то это плохо сказывается на его настроении и успеваемости.

Часто дети, у которых в классе нет друзей, жалуются родителям, что их обижают. Бывает так, что это приводит к отказу посещать школу.

Первое, что делает психолог — это выясняет, в чем причина того, что ребенка не принимают, и составляет психологическую характеристику ученика. В своей работе он сотрудничает с педагогом класса, чтобы лучше понять характер общения детей между собой. Со школьником он может проводить специальные занятия, развивающие в нем способность общаться или защищать себя. Также психолог работает со всем классом, с целью развития в нем сплоченности.

Уважаемые обучающиеся и родители! Вы можете получить психологическую помощь в случае возникновения школьных трудностей различного характера

Педагог-психологог: Суворова Ариана Валерьевна

Вы можете обратиться к школьному педагогу-психологу онлайн (дистанционно), используя следующие средства связи:

Электронная почта: ya.ryadom21@mail.com

Анонимный вопросник Спрашивай.ру: yaryadom21

В контакте: Суворова Ариана

График работы педагога-психолога:

понедельник — пятница:  9.00 -16.00

Проводятся индивидуальное консультирование по переписке или в диалоговом режиме. Методическое психологическое просвещение всех участников образовательного процесса(учащихся, родителей, педагогов), по запросу. Проведение консультаций возможно в удобное время для обучающихся и их родителей (законных представителей) по предварительной записи . Также Вы можете получить консультацию психолога дистанционно на сайте «Я-родитель» — https://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/

Здравствуйте, уважаемые родители! Страничка школьного психолога поможет Вам в преодолении трудностей, возникающих в процессе воспитания и обучения наших любимых деток.

Здесь книжка «Родителям о психологической безопасности».

Этика – не пустой звук

Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи». Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать. И вот тут как раз и возникает вопрос о том, какую информацию психолог может передать дальше (учителям, администрации), а какую – нет. То, что часть информации будет передана, сомневаться не приходится.

Причин тому несколько. Когда вокруг ребенка складывается определенная ситуация, работает идея трехсторонней связи «ребенок-родитель-педагог». Часто администрация становится еще одной стороной. Но чтобы эта система работала и адекватная поддержка пришла со всех сторон, бывает нужно передать часть информации, например, от психолога учителю (результаты наблюдения или диагностики), от родителя учителю (о сложной жизненной ситуации, об особенностях подхода к воспитанию), от учителя к родителю, если у них есть сложности коммуникации.

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится

Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком

И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше. Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

На всех этих этапах информация становится необходимым инструментом. И даже если родители потребуют не говорить ни учителям, ни омбудсмену, это будет невыполнимое требование. Можно, конечно, не называть имя пострадавшего, но опытные педагоги, как правило, способны сложить 2+2. И тут психолог подобен канатоходцу – ему нужно ухитриться сохранить доверие ребенка, контакт с родителями, но и действовать во благо остальных детей, чтобы пресечь школьный буллинг.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы. К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя. Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Но настоящий профессиональный психолог никогда не позволит себе «дружеский треп» с учителями или администрацией на тему личности ребенка или его семейной ситуации. Как правило, если какая-то информация была дана, специалист сможет полностью аргументировать, зачем это было сделано. Хотя тут, конечно, очень и очень тонкий канат, порой над пропастью.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Инклюзия и коррекция

Скоро у нас все школы будут инклюзивными. Логика эксклюзии обречена, хотя бы потому, что сейчас по статистике 1,5% детей рождаются с различными расстройствами аутичного спектра. Это огромная цифра. Мы имеем дело уже не с эпидемией, а с пандемией. Это значит, что в каждом классе будет такой ребенок.

Коррекционная же система ничего не корректирует. Она может подучить каким-то бытовым навыкам, но и только. 

Мы слишком увлеклись специализацией, начали плодить «виды детей», разделили их на восемь типов специализированных школ. Но аутисты не вписываются ни в один из них.

Создавать очередной, девятый вид — абсолютно тупиковый путь. Коррекционные школы для них не подходят. Аутичные дети и так испытывают огромные сложности с общением. Заперев их в социальном вакууме семья/спецшкола, мы лишь усугубим ситуацию — вырастим тысячи людей, не способных жить без поддержки окружающих.

Это может быть интересно


Как выйти из педагогического паралича

Ужас в том, что вся наша коррекционная педагогика считает себя наследницей Выготского, делая его основателем современной дефектологии. С помощью некоего набора приёмов и диагностических инструментов дефектологи измеряют, чем ребенок плох. Считается заслугой изучать сложную структуру дефекта, но на самом деле природа происходящих в человеческом мозге процессов во многом неясна.

Неврологи утверждают, что современная гиперактивность, например, связана с различными проблемами иммунитета, с экологией, с врождёнными патологиями, которые долго невозможно распознать. Всё, что касается мозга, остаётся тайной за семью печатями. Но признать это и остановиться никто не хочет.

Если у ребенка поведенческие проблемы, его рано или поздно отправляют к психиатру. Дальше всё обычно происходит по стандартному сценарию. Ребенку выписывают препараты. Они не помогают, тогда психиатр увеличивает дозу. Когда и это не даёт результатов, препарат заменяют. Такой курс терапий может продолжаться до бесконечности. Родителям же просто страшно, и они уже не замечают, что фактически на их ребенке проводится эксперимент.

Индивидуальный психолог или консультация в школе?

Задумываясь о психологической помощи для подростка, многие в первую очередь обращаются к школьному психологу. Но у этого варианта есть ряд минусов: 

— Сложно проверить квалификацию школьного психолога. Вы не можете проверить, есть ли у него соответствующее психотерапевтическое образование.

— Заказчик школьного психолога — даже не родитель, а сама школа. Поэтому конфиденциальность может быть не соблюдена.

— Школьный психолог может консультировать всех учащихся. Это может создавать у психолога предвзятое отношение.

Поэтому, если такая возможность есть, мы рекомендуем делать выбор в пользу консультаций детей и подростков у частного специалиста. 

Место работы

В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.

Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:

  1. Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
  2. Медицинский вид психологических консультаций.
  3. Преподавание психологии.
  4. Деятельность в службе работы с кадрами.

В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:

  • Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
  • Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
  • Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
  • На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
  • В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
  • Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.

Кабинет педагога-психолога

Кабинет является важным пространством для работы с детьми и общения с их родителями, поэтому к такому пространству предъявляется ряд требований:

  1. Кабинет должен быть полностью изолированным, использование в качестве профессионального кабинета проходной комнаты не допускается. Площадь помещения должна быть не меньше 20 м².
  2. В кабинете важна хорошая звукоизоляция, чтобы посторонние шумы не мешали проводимой в кабинете работе.
  3. Кабинет должен быть хорошо освещен. Цветовое оформление поможет в создании уютной и доверительной атмосферы. 
  4. Кабинет должен быть зонирован в соответствии с задачами работы, которая проводится в этом кабинете.

Источник фото: vened.pp.ru

Пример зонирования кабинета школьного психолога

Зона первой беседы—зона с письменным столом, картотекой, книжным стеллажом с необходимыми материалами. В этой зоне педагог-психолог может проводить первую индивидуальную беседу с клиентом.

Зона консультаций — оформляется максимально комфортно, чтобы ребенок или взрослый мог провести в этой зоне достаточное количество времени. Здесь могут располагаться уютные кресла, журнальный столик, лампы.

Зона игровой терапии — особенно важна при работе с детьми. Как правило, в этой зоне устанавливают мягкое напольное покрытие, размещают коробки с игрушками, место для рисования, лепки, другого творчества.

Зона релаксации — это зона, в которой ребенок или взрослый сможет расслабиться и освободиться от психоэмоционального напряжения. Предполагает наличие кушетки и кресел, может быть огорожена ширмой.

Как работает школьный психолог?

Школьный психолог работает с психическими процессами детей. Также он, с помощью специальных психологических методов, способен влиять на поведенческие изменения ученика, его характер, привычки и модель поведения. Как работает психолог? Прежде всего, он смотрит на детей объективно, не давая оценок, как, например, родители или педагоги.

Это помогает специалисту видеть в школьнике не хулигана или грубияна, а ребенка, который использует отклоняющееся поведение как способ защиты. Защищаться дети в школьном возрасте могут от травли в классе, предвзятом отношении учителя, собственных страхов, непонимания родителей. Такой подход позволяет психологу быть рядом со школьником, чувствовать его, находиться с ним «на одной волне». Когда ребенок чувствует такую поддержку и что его больше не ругают и не оценивают, он начинает «раскрываться», чем помогает специалисту работать с собой и выходит на новый благополучный уровень развития.

Если родители желают обратиться за помощью к школьному психологу, эта статья расскажет им о том, в чем специалист может помочь ученику.

Мы соблюдаем анонимность

Анонимность и конфиденциальность — ключевые пункты профессиональной этики психолога. То, что происходит в кабинете, не выходит за его пределы. Поэтому ни школа, ни университет не могут запросить у психолога личную информацию клиента (и даже просто узнать, что он посещал психолога) 

Многие после обращение за психологической помощью боятся попасть «на учет». Эта практика действительно существовала, но ее давно отменили. 

Все специалисты Alter подписывают документ, запрещающий разглашать личную информацию клиента без его согласия. Поэтому в Alter вы защищены юридически, а не только профессиональной этикой. 

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Документация педагога-психолога образовательного учреждения

Подробности
Опубликовано: 18.10.2012 11:52
Просмотров: 52406

В основе документации положены следующие принципы (Семаго М.М.)

  1. Документация должна основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ: Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98), О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000), материалах Всероссийского совещания «Служба практической психологии с системе образования России» (6-7.06.2002, г. Москва).
  2. Документация должна охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности.
  3. Документация должна обладать определенной унификацией для деятельности педагогов-психологов всех типов образовательных учреждений.

Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»).

Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога. Рабочая документация может являться открытой для контроля различными представителями контролирующих инстанций.

К ней относятся:

  1. План  работы (на учебный год).
  2. График работы.
  3. Журнал регистрации видов работ.
  4. Отчет о работе (за учебный год).
  5. Программы факультативов, коррекционных/развивающих занятий.
  6. Отчеты по результатам диагностических обследований.

План работы, график работы, годовой отчет оформляются в двух экземплярах и хранятся у руководителя образовательного учреждения и самого специалиста.

Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию, психологические карты развития ребенка, данные бесед, наблюдений и т.п.). Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.

К этой документации относятся:

  1. журнал консультаций;
  2. журнал учета индивидуальных и групповых форм работы;
  3. протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной);
  4. наблюдения за детьми во время коррекционных / развивающих занятий;
  5. карты развития ребенка (помощи…).

Заполнение основных видов документации

Перспективный план работы (на учебный год).

Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в соответствии с профилем конкретного учреждения, запросами администрации данного образовательного учреждения.

Годовой план работы утверждается подписью и печатью руководителя образовательного учреждения.

План работы включает цели, задачи и направления профессиональной деятельности. Он может дополнительно составляться на периоды, принятые как отчетные в данном учреждении (неделя, месяц, квартал, учебная четверть).

Структура плана должна быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, экспертная деятельность, организационно-методическая работа.

При наличии двух и более специалистов в образовательном учреждении рекомендуется добавить графу «Ответственный».

Во вложениях находятся формы основных документов, а также презентации занятий «Школы начинающего психолога».

Вложения:
Документация психолога 160 Кб
Журнал 271 Кб
Комплексное обеспечение психодиагностической практики 33 Кб
Оформление коррекционно-развивающих программ 59 Кб
Перечень нормативно-правовых документов 34 Кб
Презентации.rar 614 Кб
Примерная схема психологического заключения при поступлении на ПМПК 40 Кб
Психологическое представление на ПМПК 35 Кб
Рекомендации по самопрезентации 53 Кб
Темы для бесед с детьми 45 Кб

Как объяснить ребёнку поход к психологу

Часто родителей беспокоит, как предложить сыну или дочери встречу со специалистом. Ребёнок может испугаться, что он «не такой, как все», и отказаться идти. Это связано со стигмой на психотерапию: не только дети, но и взрослые бывают уверены, что сеанс у психолога нужен только тем, у кого «едет крыша». 

На самом деле это не так. Подростку можно объяснить, что психолог — в каком-то смысле тоже врач, только лечит не физическое, а ментальное здоровье. Нормальная практика — пойти к психологу, даже если «ничего не болит».

‍Сейчас психотерапия становится всё популярней, особенно среди тинейджеров. Возможно, подросток и сам осознаёт необходимость встречи со специалистом, но стесняется попросить об этом родителей.

Но если ребёнок пока недостаточно взрослый, используйте другую тактику: не говорите о походе к психологу напрямую. Не стоит преподносить психолога как серьёзного специалиста, который «поможет тебе» и «решит твои проблемы» — в этом случае ребёнок заупрямится. Когда ребёнку нужен психолог, преподнесите это как игру. Сделайте акцент на том, что ребёнку будет интересно, и он здорово проведёт время. 

Важно: будьте готовы, что на первой встрече присутствие ребёнка вообще не понадобится. Часто работать надо с «внутренним ребёнком» родителя, а не с реальным ребёнком

Если специалист считает, что нужна работа непосредственно с детьми, есть два варианта. Ребёнок младшего школьного или дошкольного возраста → родители смогут присутствовать на сеансе (но всё индивидуально — обсуждайте заранее с психологом). Ребёнок учится в средней или старшей школе → на сеансе будет только он и специалист. Так ребёнок сможет легче раскрыться и доверить какие-то секреты, которыми не поделился бы с родителями.

Встречи с психологом полностью конфиденциальны. Специалист не имеет права выдавать родителям подробности встреч с ребёнком — это нарушение этического кодекса. Но есть и исключения: когда речь идёт о жизни и смерти. Например, психолог обязан сообщить родителям и правоохранительным органам, если речь пойдёт о совершенном в отношении ребёнка преступлении. 

<<Форма бесплатного курса>>

Что наша жизнь? Игра!

Школьному психологу нужно не просто быть в центре событий — он должен эти события генерировать сам. Игра — отличный инструмент, который помогает узнать, как обстоят дела, что-то изменить, предотвратить, наладить и даже просто ближе «познакомить» учителей и учеников друг с другом.

Как-то я попросил второклассников принести их любимые игрушки, и целый урок мы выстраивали отношения между игрушками. Когда игра закончилась и дети ушли, их учительница сказала «Ну надо же, оказывается, какие они».

Кстати, учительницу я тоже попросил принести любимую игрушку. Жаль, что она не играла. Но игрушку принесла.

Однажды одна учительница обратилась ко мне с вопросом — что делать, если ребенок боится темноты, когда в классе используется проектор и выключается свет. Не показывать фильмы нельзя. Другие дети их любят, а этот мальчик рыдает, его трясет, начинается истерика.

И тогда я предложил поиграть с ним в темноту, не гася свет. Причём поиграть честно, соблюдая все нюансы. Сначала мы убедились, что ребёнок чувствует себя в безопасности, а потом мало-помалу начали воспроизводить обычный порядок действий. Игра могла быть прекращена в любой момент по желанию ребенка. Совсем не факт, что всё получилось бы с первого раза. Но медленное, постепенное расширение зоны комфорта ребенка в итоге всё равно дает огромный прогресс.

На такого рода игры я всегда приглашаю какую-то часть остального класса. В дальнейшем эти дети станут опорой в адаптации «главного героя» нашей игры. Из них сформируется структура помощников, способных предотвращать различные негативные явления в классе вроде травли и дискриминации слабых.

Смягчаются вертикальные неформальные подчинения, зависимые и невзаимные отношения, борьба за внимание, изолированность, равно как и «звёздность» отдельных учеников. Этими притяжениями и отталкиваниями занимается вообще-то социометрия, но здесь я говорю в целом о миссии школьного психолога, который через события в классах не только сильно влияет на положительную динамику отношений и развитие детей, но и позволяет контролировать всё огромное, на самом деле, пространство школы

Чтобы играть эффективно, школьному психологу нужно владеть социодраматическими приёмами и технологиями, знать социометрию, групповую диагностику, практику реабилитации, психологию отношений, теорию ролей, профилактику травли и многое другое.

Школа — это место, где учатся не только дети, но и учителя, родители, да и вообще любой человек, туда попадающий.

Работа психолога в начальной школе

Начало обучения в школе — это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

На этапе начала обучения детей задача психолога будет заключаться в адаптации ребенка в среде своих сверстников и учителей

Одаренным детям с высоким уровнем развития нужно уделять особое внимание, чтобы у них не пропал интерес к обучению. Ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьной программы, нужно оказывать своевременную помощь

Отслеживание школьной успеваемости детей — это одна из обязанностей педагога-психолога в школе.

Если психолог наблюдает несоответствующее поведение детей или учителей, он должен немедленно отреагировать. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей данного возраста. Между ребенком и учителем должны складываться доверительные отношения сотрудничества.

Новая концепция

Российская академия образования (РАО) в 2021 году подготовила концепцию развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года

В документе в общем виде определяются цели и задачи такой службы, а также говорится о важности повышения квалификации специалистов, разработки нового профстандарта и создания федерального координационного совета психологической службы

психолог


Фото: Depositphotos

Заклевательское отношение: как устроен школьный буллинг

Почему нельзя игнорировать травлю подростка в классе

На деле никаких серьезных изменений в своей работе психологи от этого не ощутили. Наличие такого педагога в школе и его круг обязанностей по-прежнему зависят от воли руководства образовательной организации.

Действующий профстандарт предусматривает широкий круг задач: психологическое просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, консультирование. При этом четких норм практической психологии, по словам экспертов, не существует. На профессиональных форумах специалисты часто делятся историями о том, как придя в школу на эту должность, они превратились в «учителя на замене» или документоведа.

P. S.

Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка

Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти

В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее. Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

О чем можно говорить с психологом

Если коротко – обо всем. Говорить можно все, и задавать любые вопросы тоже. Правда, не факт, что ваш запрос удовлетворят. В частности, ни один профессионал не скажет «делай так» на вопрос клиента «что делать?». Что делать – всегда ваш выбор и ваше решение. 

Есть несколько условных правил по поводу, как разговаривать с психологом:

  • максимально откровенно отвечать на вопросы;
  • не отвечать на вопросы, если есть сопротивление;
  • говорить все, что приходит в голову в ходе терапии;
  • сообщать психологу о том, что кажется неприятным;
  • выражать свои эмоции – радоваться, злиться, обижаться;
  • не стесняться просить о помощи или заявлять «я хочу…».

Как показывает практика, многих клиентов волнует не то, какие вопросы можно задать психологу или как с ним общаться, а то, насколько естественным можно быть в терапии. Сотрудничать с психологом – не значит быть «хорошим». Выражать агрессию, если есть необходимость – можно и нужно. Ни с психологом, ни с вами ничего плохого не случится, а вот подавление чувств – это чревато. 

Тот день, когда вы сообщите психологу «Меня бесят ваши слова» – не «роковой» для консультанта. Это сигнал, который, как минимум, подчеркивает, что терапевтический контакт, основанный на близости, случился. А еще говорит о том, что клиент созрел для того, чтобы позволить себе быть собой. 

Думайте не о том, как общаться с психологом, а как использовать себя и психолога. Для этого достаточно желания получить результат. Есть желание – будет результат

Не важно, что и как вы говорите. Важнее намерение что-то сделать с тем, о чем хотите сказать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector