Объект и предмет исследования в дипломной работе
Содержание:
- Метод наблюдения и формирование гипотез
- Какие существуют методы
- Этапы введения для дипломной работы
- Объект и предмет как общее и частное
- Методы обработки данных
- Объект исследования
- Эмпирическая база исследования: что это такое
- Как оформить методологическую базу в исследовании: шаблоны фраз
- Что собой представляют методы научного исследования?
- Определяем объект и предмет исследования
- Основные характеристики дипломной работы: последовательность и структура
- Что такое гипотеза диплома
- Как связаны понятия объекта и предмета между собой?
Метод наблюдения и формирование гипотез
Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных
На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования
Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.
Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.
Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.
Какие существуют методы
Есть 2 большие категории методов:
- Общие. Их можно применять в любой отрасли и науке, при любой теме исследования;
- Частные. Они используются в определенной сфере.
Общенаучные методы
Общенаучные используются давно и подходят для любых теоретических разработок и практических экспериментальных проектов. С их помощью вы можете обработать источники информации, документы, данные, полученные эмпирическим путем, статистические сведения.
Рассмотрим несколько универсальных вариантов. Их можно разделить на теоретические и эмпирические.
Теоретические
Метод
В чем заключается
1
Анализ
Объект раскладывают на части, а затем последовательно описывают. Вначале характеризуют частные положения, а затем, опираясь на них, изучают основные принципы
Очень важно детально рассматривать и разбирать факты и явления.
2
Синтез
Здесь важно характеризовать объект исследования путем описания связей и зависимостей каждой из его частей. Главный принцип — обобщение и соединение.
3
Сравнение
Здесь предполагается, что вы будете сопоставлять предметы или явления и искать их сходства и различия.
4
Индукция
Предполагает изучение частных фактов и положений, которые приводят к общей мысли
Чтобы сделать заключение о качестве или признаках какого-то множества, не нужно изучать все множество. Достаточно изучить какую-то показательную их часть.
5
Дедукция
Работает противоположным индукции способом. Есть какая-то общая мысль, и чтобы ее изучить, нужно вывести из нее частные положения.
6
Аналогия
В его основе лежит перенос известных сведений о предмете на пока не изученные предметы.
7
Конкретизация
Объекты рассматриваются и изучаются в реальных условиях существования.
8
Абстрагирование
У каждого объекта есть основные и второстепенные признаки, свойства, качества. Абстрагирование исключает второстепенные, чтобы сконцентрироваться на основных.
9
Моделирование
Явлению или предмету ищут аналог, но обязательно с отличительными признаками оригинала.
10
Классификация
Суть его в том, чтобы распределить предметы и явления по группам. В качестве критерия распределения нужно брать общий признак или отдельный показатель.
11
Системный анализ
Объект или предмет оцениваются как система. Учитываются все факторы, которые на них влияют.
А теперь обратимся к эмпирическим
Метод |
В чем заключается |
|
1 |
Формализация |
Это когда вы передаете структуру или сущность объекта знаками: схемами, формулами и математическими символами. |
2 |
Эксперимент |
Создаются искусственные условия, в которые помещается объект. В ходе его нахождения в этих условиях фиксируются результаты. Перед началом эксперимента не забудьте составить четкий план. |
3 |
Наблюдение |
Данные об объекте изучения собираются с помощью различных органов чувств. Чтобы данным можно было доверять, позаботьтесь о выполнении всех необходимых для этого условий. |
4 |
Изучение док-ов |
Это дополнительный способ узнать больше о предмете, получить ранее неизвестную информацию. |
5 |
Измерение |
Суть измерения — получение различных цифровых данных, выражающих различные качества объекта исследования. |
6 |
Опрос |
То же, что интервью и анкетирование. Характерен для гуманитарных дисциплин. Проводится устно или письменно. |
Частные методы
Частные — это те методики, которые характерны для отдельной специальности. Обычно они прописываются в методических рекомендациях, учебных пособиях и находятся на кафедре или у научного руководителя. Именно с их помощью получают наиболее качественные данные.
Рассмотрим 3 дисциплины и характерные для каждой из них методы.
Экономика. Исследовать эту дисциплину лучше всего с помощью:
- анализа (нормативного, позитивного, статического и др.);
- экономико-математического моделирования;
- построения экономических гипотез.
Филология. Лучше поддается исследованию при помощи:
- анализа (мотивного, дистрибутивного, дискурсного и др.);
- лингвистического эксперимента;
- дихотомии;
- контент-анализа;
- трансформационного синтеза и анализа;
- лексикографической статистики и др.
Педагогика и психология. Изучается легче, если:
- изучать результаты творчества учеников;
- брать интервью, организовывать беседы;
- создавать включенное наблюдение;
- организовывать тестирование и анкетирование и др.
Этапы введения для дипломной работы
Изложите общую тему и дайте некоторую предысторию
Предоставите обзор литературы по теме
Определите термины и объем темы
Опишите текущую ситуацию
Оцените текущую ситуацию (преимущества / недостатки) и выявите пробелы
Определите важность предлагаемого исследования
Сформулируйте проблему / вопросы исследования
Укажите цели и / или задачи исследования
Сформулируйте гипотезы
Обозначьте порядок информации
Опишите методологию
Топ 5 советов по написанию введения для дипломной работы
Определите своих читателей
Прежде чем даже начать свое первое предложение, задайте себе вопрос, кто ваши читатели. Ваш первый и самый важный читатель — это ваш преподаватель, оценивающий вашу работу, и люди, в конечном итоге ответственные за получение вами диплома. Вы также должны учитывать читателей вашей дипломной работы, которые не являются специалистами в своей области. Написание для них простым языком поможет вам быть максимально ясным для понимания ими, что сделает вашу тему более понятной для них.
Захватите читателя и привлеките его внимание
Первое предложение имеет решающее значение. Оглядываясь назад на свое собственное исследование, сколько статей вы пропустили только потому, что, прочитав первые несколько предложений, они не смогли привлечь ваше внимание? Обычно начинают с вопроса или цитаты, но эти типы крючков стали использоваться слишком часто. Лучший способ начать свое вступление — это широкое и интересное предложение, которое плавно переходит в ваш аргумент. Кроме того, если начать с более широкого заявления, это понравится более широкой аудитории. Подумайте, для кого эта тема предназначена, а затем подумайте о чем-нибудь, что привлечет их внимание. Составьте список того, что интересно по вашей теме. Есть ли какие-либо текущие события, к которым он относится, или связанные с ним споры, которые могут быть интересны для вашего представления? Начните с широкого, а затем сузьте до конкретной темы и ваших мыслей в тексте
Предоставьте соответствующую информацию
Хорошее введение также должно содержать достаточно справочной информации, чтобы читатель мог понять смысл и аргументы. Объем необходимой справочной информации будет зависеть от темы. Информации должно быть достаточно, чтобы не тратить на нее слишком много времени в основной части диссертации, но не настолько, чтобы она стала неинтересной.
Дайте читателю общее представление
Сообщите читателю, какова цель исследования. Обязательно укажите следующие моменты:
- Кратко опишите мотивацию вашего исследования (если вы еще не сделали этого в первом предложении)
- Опишите тему и объем вашего исследования
- Объясните практическую значимость вашего исследования
- Объясните научную ситуацию, связанную с вашей темой — вы можете включить наиболее важные научные статьи и кратко объяснить их и то, как они связаны с вашим исследованием
Предварительно просмотрите ключевые моменты
Введение в вашу дипломную работу должно предвосхитить то, что будет дальше, и заинтересовать читателя достаточным пониманием ключевых моментов, но все же оставьте лучшее для основной части. В то время как основная часть вашего смысла объясняет основной аргумент, вы можете перейти к его изложению, кратко упомянув несколько основных вспомогательных деталей.
Часто задаваемые вопросы при написании введения для дипломной работы
В чем секрет написания отличного введения к дипломной работе?
Не существует единого способа написать введение, которое всегда будет работать для каждой темы, но эти советы помогут вам написать отличное введение:
Определите свою читательскую аудиторию
Привлечь внимание читателя
Предоставьте соответствующую информацию
Предварительно ознакомьтесь с ключевыми моментами
Объект и предмет как общее и частное
Все вышесказанное в полной мере относится к исследуемым понятиям. Соотношение между ними наиболее ярко выражается посредством философских категорий «единичное» и «общее». Или, иными словами, объект и предмет, и соотносятся они как общее и частное. Первый отображает свойства, присущие некоторой совокупности. Поэтому, для того чтобы определить объект, нужно путём обобщения выяснить, к какой группе или классу материальных предметов, явлений, процессов относится то, что подлежит изучению. Это позволит правильно описать его.
Сформулировать предмет проще, ведь он находится в рамках объекта и, как правило, содержится в названии темы исследования. Здесь уже определяются индивидуальные, частные характеристики или стороны явления, процесса и т. д. Иными словами, происходит конкретизация объекта – выяснение того, какая именно из его сторон (или которое из свойств) интересует исследователя. В качестве предмета может выступать как один, так и несколько аспектов – углов зрения, под которыми изучается тот или иной объект.
Методы обработки данных
Обработка информации применяется с целью сделать из качественных данных количественные. Для этого используются различные методы статистической обработки, математический анализ и др. Это позволяет представить результаты схематически: в виде таблиц, диаграмм и графиков, сделать их более наглядными. Методы обработки результатов обязательно должны присутствовать в экспериментальных дипломных работах.
Как выбрать методы исследования
Методы исследования в дипломе должны соответствовать нескольким требованиям:
- актуальность – используемые способы изучения объекта должны соответствовать современным тенденциям в данной области знания;
- эффективность – выбранный метод должен давать достоверный результат;
- соответствие задачам исследования – выбранный тип исследования должен ориентироваться на получение необходимого результата;
- взаимосвязь – все использованные методы должны составлять цельный комплекс мер, позволяющих всесторонне и полно изучить исследуемый объект.
Оформление методов исследования
Все использованные методы должны быть описаны во введении отдельным абзацем. Можно ограничиться их перечислением, но лучше дать развернутое описание каждого из них с уточнением, в каком именно виде он был использован.
Например, использованные методы исследования в дипломной работе по педагогике можно оформить несколькими способами:
Способ 1
В ходе исследования использовались следующие общие и частные методы:
- анализ методической литературы;
- анкетирование, опросы;
- наблюдение;
- эксперимент;
- обобщение и анализ результатов.
Способ 2
Написание дипломного проекта включало следующие методы исследования: теоретические (классификация, синтез, анализ) эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросы, анкетирование), анализ полученных результатов путем статистической обработки, обобщение.
От того, правильно ли выбраны способы исследования, зависит полнота и объективность результатов. При описании выбранных методов можно дополнительно указать, почему именно они являются наиболее информативными для изучения данного объекта или научной проблемы.
Если у Вы хотите заказать дипломную работу, звоните нам по телефону 8 (800) 775-07-53, наши менеджеры с радостью ответят все вопросы.
Автор
Наталья Лихоманова
Оцените материал:
(0) |
Объект исследования
Зачастую многие при анализе этих двух понятий начинают путаться в их смысле, какое место отвести одному, куда поставить другое. Однако исследуемый объект несет в себе более глубокое понятие, чем предмет. Но в при этом ему уделяется наименьшее описание, чем предмету, которому посвящена вся работа.
Объект изучения достаточно просто определить и выявить. Например, в медицине объектом будет человек. В психологии – его внутреннее состояние. В образовании – обучение и изменение человека. В экономике – потребности человека.
Объект исследования всегда будет неизменен, в него нельзя будет внести свои рекомендации и предложения.
Для определения объекта и цели исследования, используется следующее разделение:
- по видам восприятия и использования,
- по стадиям,
- по месту проведения,
- по использованию подхода.
Если рассматривать виды исследования, то можно встретить следующие классификации: экспериментальное направление, теоретическое и третий вариант, который включает в себя первое и второе понятие.
Экспериментальные изучения основываются на визуальных материалах. Теоретические варианты – на фактах, изложенных в книгах, на сайтах.
По стадиям объект делится на три группы: поисковые, научные исследования и конструкторские изучения. Конструкторские объекты связаны с инженерными проектами и исследованиями в лабораториях.
Поиск в разработках проводится с целью получения новой информации, знания. Научное направление в исследовании объекта носит исключительно научный характер.
По месту проведения изучаемые материалы делятся на промышленные и лабораторные исследования.
По подходу бывают локальные (то есть конкретные) и комплексные (то есть групповые) исследования.
Стоит отметить: к одним и тем же объектам могут возвращаться неоднократно, тем самым открывается степень динамичности, частота возвращения к исследованию.
Эмпирическая база исследования: что это такое
Эмпирическую базу называют разновидностью аналитической базы, потому что главный вопрос, на который она отвечает, звучит так: к чему применяются методы исследования?
Чем в таком случае различаются эти две базы? Аналитическая — это просто перечень данных, на основании которых проводится исследование. А эмпирическая база — это материалы, собранные с помощью специально разработанных анкет, опросников и так далее, которые студент сам обрабатывает и анализирует. То есть присутствует авторский подход.
Также стоит отличать эмпирическую базу исследования от литературного списка. В первом случае — это конкретные данные и факты, которые мы используем, а во втором — материалы, на которые ссылаемся, чтобы доказать выводы.
Что может составлять эмпирическую базу
Какие конкретные материалы могут входить в эмпирическую базу исследования? Это зависит от научной дисциплины и методов, которые применяет студент в своей работе:
- В лингвистических исследованиях эмпирической базой могут выступать словари и данные языковых экспериментов.
- В социологических курсовых и дипломах — результаты соцопросов, интервью и анкетирования.
- В работах, посвящённых экономике — экономические индексы, данные статистических отчётов, балансовые показатели организации.
- В литературных исследованиях — биографические данные и примеры произведений.
- В курсовых и дипломных по юриспруденции — законодательные акты, материалы дела, официальные правовые нормы.
- В исследованиях, посвящённых менеджменту — кейсы, примеры организационной работы в компании, особенности ведения бизнеса, статистические данные.
В эмпирическую базу могут входить как первичные, так и вторичные данные. Первичные получают из первых рук — годовая отчётность на предприятии, результаты социального опроса. А вторичные — из открытых официальных источников. Например, законы, нормы и акты российского правительства.
Эмпирическую базу можно встретить не во всех работах. В основном её используют для тех курсовых, дипломных и диссертаций, которые строятся на практических исследованиях, требуют обработки данных, доказывают теории и подкрепляют их фактическим материалом.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Для основательного исследования, стоит собрать больше данных
Месторасположение эмпирической базы в работе
Где же располагается эмпирическая база исследования? Как в курсовой, так и в дипломной и других видах работ её размещают во введении, после того, как опишут предмет и объект, цели и задачи курсовой, а также методологическую базу.
Текст должен отражать все положения акценты на следующих моментах:
- показать, что данные надёжны, указать источник и сославшись на авторитетные имена;
- уточнить, насколько они соответствуют проблеме и охватывают изучаемые вопросы;
- привести желательно точное количество данных, используемых в исследовании;
- объяснить, почему вы выбрали именно их для своего исследования.
Если вы используете всего один пример, необходимо обосновать свой выбор и показать, почему результаты, основанные на данном материале, будут представлять ценность.
Если вам не хватает каких-то данных, это также необходимо указать во введении, тем самым определив ограничения учебного исследования. Это не сделает курсовой или дипломный проект хуже — ведь данных часто не хватает. Такой подход покажет, что вы ответственно относитесь к исследовательской части работы и материалу, который используете для выводов.
Объём эмпирической базы в исследовании обычно состоит из четырёх-пяти предложений и не превышает одного абзаца.
Как оформить методологическую базу в исследовании: шаблоны фраз
Какие слова и фразы можно использовать, чтобы сформулировать методологическую базу научного исследования? Вот список некоторых предложений, которые помогут описать методы во введении:
- Перечислим методы, которые применяются в данном дипломном исследовании…
- Для достижения поставленной цели и задач мы использовали следующие методы…
- Методологическая база исследования состоит из следующих методов…
- В методологическую базу курсового проекта входят такие методы…
- Методологическая основа исследования состоит из…
- Теоретико-методологическая база исследования включает в себя следующие методы…
Используйте эти и другие предложения, чтобы оформить методологическую базу проекта и описать непосредственные методы.
Что собой представляют методы научного исследования?
Методы исследования — это набор теоретических и практических приемов, с помощью которых получают определенные знания, умения и навыки, а также собирают данные. То есть, это все те способы решения задач проекта и достижения поставленной в исследовании цели.
Благодаря методологии, вы можете соотнести данные исследования с другими фундаментальными науками, в том числе философией, и понять если не степень и уровень, то место своих достижений среди прочих.
Существует огромное количество научных методов. Выбор конкретной методологии зависит от темы, цели и специализации исследовательского проекта.
Определяем объект и предмет исследования
Этот вопрос нередко вызывает трудности у студентов. Чтобы лучше понимать его, нужно для начала запомнить, что понятие «объект исследования» гораздо шире, чем «предмет исследования».
В первом случае речь идёт о какой-либо сфере знания (организм человека, функционирование предприятия, речевое развитие дошкольника, налогообложение физических лиц, перевод художественного текста и т. п.). Всё это объекты исследований.
Во втором случае имеется в виду отдельный процесс или явление, которое проистекает из данной сферы знания и рассматривается в дипломной работе. Например: дыхательная система, выплата заработной платы, использование сказок, налоги для резидентов и нерезидентов, перевод метафор и т. п. Всё это предметы соответствующих исследований.
Когда пишется введение, то вначале указывается объект (как более широкое понятие), а затем предмет исследования в дипломной работе. Обе формулировки должны быть чёткими, понятными и достаточно лаконичными.
Основные характеристики дипломной работы: последовательность и структура
Диплом — следующая по сложности научная работа студентов после курсовой, и иногда создаётся на её основе.
Зачем писать диплом
Только после защиты диплома студенты получают квалификацию бакалавра, специалиста или магистра.
Иногда защиту диплома заменяют государственными экзаменами, но преподаватели считают, что диплом лучше показывает реальные знания и способности студентов. Поэтому чаще всё же защита диплома идёт бок о бок с госами.
Структура написания дипломной работы: что это
Так как диплом является научной работой, структура его написания должна соответствовать нормативам отчётов о НИР, которые устанавливает ГОСТ 7.32–2001. Его можно брать за основу, но в разных вузах есть свои дополнительные требования к структуре дипломной работы. Так, например, могут менять порядок подачи информации — из каких именно частей должен состоять диплом и какова их последовательность.
Структура диплома 2021 по ГОСТу как и прежде состоит из обязательных элементов оформления, а также содержательных частей диплома:
- Титульный лист.
- Задание на дипломную работу.
- Рецензия.
- Аннотация/автореферат.
- Список сокращений.
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список литературных источников.
- Приложения.
- Цифровой носитель с электронным вариантом диплома.
Что такое гипотеза диплома
Гипотеза задает направление всему исследованию и определяет научную значимость всего труда. Ее пишут во введении.
Занимает гипотеза не больше одного абзаца. Но весь диплом пишут именно для того, чтобы опровергнуть или подтвердить начальную гипотезу, поставленную студентом.
Именно это и есть главная цель любого диплома, в ходе написания которого автор отбирает необходимый материал, проводит определенные изыскания, придает определенную структуру работе (академического или прикладного характера).
В качестве доказательств гипотезы теоретической работы выступают факты, которые студент собирает в основной части диплома. Если речь идет о практической выпускной квалификационной работе, то здесь роль фактов выполняют задокументированные результаты экспериментов и опытов, определенные расчеты, исследования.
Все полученные данные обобщают в заключении, на основании чего делают вывод о состоятельности научной гипотезы. Если ее подтверждают, то работе придают статус положения теории.
Как связаны понятия объекта и предмета между собой?
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Так как оба понятия находятся не просто внутри одной науки, но и рассматриваемой учащимся темы, следует определить, как соотносятся между собой объект и предмет. Объектом темы будет все то, что порождает противоречия, проблемы и вопросы, предметом — цель и назначение работы, а также уточнение методик, зрения, позиций на изучаемый объект.
Изучаемый предмет всегда будет находиться внутри все объемного объекта, первый будет частным того общего, что подразумевает второй. Объектом может быть широкая и проблемная область изучаемой темы исследования, а вот предметом будет частное после проведенного анализа, касающееся разных аспектов рассматриваемого объекта.
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Способы, которые помогают определить предмет исследования
Определившись, в чем заключается отличие между объектом и предметом, а также что их связывает, становится понятным, как в целом можно определить эти два субъекта самостоятельной работы студента. Методология формулировки объекта и предмета заключается в следующих советах:
Выберите и обговорите с преподавателем тему исследования, от которой в дальнейшем можно будет отталкиваться в обозначении объекта работы. Из темы написания работы студенту нужно сформулировать цель, благодаря чему можно будет понимать, для чего и кого пишется научный труд.
Далее ответьте себе на вопрос, к какой области знаний относится исследуемая тема. То есть вы должны понимать, это тема из экономики, психологии, юриспруденции или медицины и т.п. Далее спросите себя, в выбранной сфере, что именно больше всего вас может интересовать, ответ на этот вопрос и будет объектом научного труда.
Теперь задумайтесь над тем, какая особенность или характеристика объекта вас интересует больше всего. Что отражает самую животрепещущую проблему или вопрос, что наиболее актуально сегодня
Ответы на такие вопросы подскажут, в чем заключается предмет проводимого исследования.
Важно, чтобы объект был обобщающей средой, находящейся внутри темы студенческой работы, а также содержащей внутри себя изучаемый предмет. Простым языком из темы вытекает объект, а из объекта – предмет.
Роль руководителя работы
Если речь идет о курсовой или дипломной работе студента, которую курирует преподаватель или научный руководитель, от него напрямую зависит сразу несколько этапов написания работы:
- выбор темы;
- систематическое руководство написанием работы по структурным элементам (название, содержание, введение, список литературы, приложения и др.);
- контроль над соблюдением графика и сроков написания научного труда;
- консультация студента по ключевым понятиям работы – цель, задачи, предмет и объект;
- помощь в сборе, систематизации, обобщении и обработки практического материала;
- рекомендации по поводу используемых источников.
Из указанного списка обязанностей научного руководителя становится понятным, что после определения темы, а также объекта и предмета исследования студент может получить консультацию и одобрение или корректировки с его стороны
Для преподавателя крайне важно, чтобы объект и предмет по теме работы ранее нигде не фигурировали в теоретических источниках, значит, научный труд студента будет соответствовать принципам актуальности и новизны
Примеры объектов и предметов исследования
Чтобы наглядно ознакомиться с тем, как студент, отталкиваясь от темы работы и дисциплины, выделяет объект и предмет работы, стоит просмотреть готовые примеры:
Если тема студенческой работы «Семья и брак», то учащемуся в качестве объекта можно сформулировать права и обязанности членов семейных отношений, а предметом – права и обязанности супругов, детей и т. п. В рамках дисциплины информатика по теме «Особенности и принципы работы электронной почты» студент может обозначить объект электронный ящик в интернете, а предмет — основные принципы работы электронного ящика.