Духовные институты и семинарии

Путь не для каждого

– В семинарию, может поступить любой желающий?

– Нет. На очное отделение можно поступить только до 35 лет. Существует много требований для абитуриентов еще до допуска к экзаменам. Например, если человек из другого региона, то ему нужна письменная рекомендация правящего епископа, а если он из Хабаровска или края, то хватит рекомендательного письма священника из храма.

– А экзамены какие?

– Сдается изложение по русскому языку. Также ребята проходят тестирование, где проверяется знание основ православной веры. По результатам теста можно определить, насколько человек погружен в церковную жизнь. Также нужно прочитать отрывок из псалтири на церковнославянском языке.

Фото: Хабаровская духовная семинария

– Сложно было поступить?

– Нет, но нелегко пришлось в первый год обучения. Пришлось привыкать к новым людям, и к другому климату: Хабаровск очень отличается от Владивостока. Надо было научиться подчиняться старшим как в армии и выполнять разные послушания. Также приходилось очень много времени тратить на учебу, так как требования преподавателей высокие, а на тройки мне учиться не хотелось. Но уже на второй год обучения я понял, что семинария для меня, как семья, только духовная, и с нетерпением ждал, когда закончатся летние каникулы, чтобы приехать поскорей в alma-mater.

– Учеба в семинарии отличается от учебы в светском вузе?

– Да. Если в вузе лекции отчитали, и студенты отправились каждый по своим делам, то в семинарии не так. Здесь мы постоянно находимся рядом друг с другом. Живем вместе в комнате, ходим на пары, вместе обедаем и ужинаем, и ходим на молитвы. Также мы перед каждым занятием молимся. Семинария это большая семья. Вместе выполняем послушания, чистим картошку на кухне. Кстати, помимо всего прочего, в семинарии можно научиться готовить. Как-то раз мы даже делали пиццу, конечно, она не получилась как итальянская, но все равно было вкусно. Еще студенты лепят чебуреки, сами делают куличи на Пасху, а еще печем просфоры для храмов. Но в целом поначалу, повторюсь, тяжело: у каждого свой характер. Приходится в чем-то уступать друг другу. Один любит вечером открывать окно, а кому-то это не нравится. Нужно искать компромиссы, и не всегда с первого раза их удается найти. Но стараюсь не идти на принципы, а все-таки уступать.

Фото: Хабаровская духовная семинария

– Какие у тебя послушания?

– Я пою на богослужениях в семинарском хоре, провожу экскурсии для детей и студентов по семинарии. Как-то я проводил экскурсию для слепых детей, она мне больше всего запомнилась. Много хозяйственных послушаний, куда-нибудь перенести столы или стулья или повесить картину. Зимой убираем снег, а летом косим траву.

Описание профессии

По устоявшейся традиции священство состоит из трех ступеней:

  • Епископ. Это высшая ступень, к которой относятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. Они назначаются решениями Священного синода, возглавляют епархии и ведут работу, направленную на активизацию церковной деятельности. Лишь епископам доступно таинство священства*, они могут рукополагать пресвитеров.
  • Священник (пресвитер). Вторая степень в иерархии, эти служители могут совершать шесть таинств (за исключением рукоположения в сан). Они обязаны пройти обучение в семинарии или духовной академии, достичь возраста Христа (т. е. тридцатилетия) и не иметь изъянов, препятствующих выполнению своих обязанностей. В русской традиции к пресвитеру обычно обращаются «батюшка».
  • Диакон (дьякон). Низшая ступень в христианстве, представители которой не имеют права совершать богослужения и таинства, но могут оказывать помощь епископам и пресвитерам. Их присутствие необязательно, поэтому они есть далеко не во всех церквях.

*Христианское учение предполагает наличие семи таинств:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • евхаристия (причащение);
  • исповедь (покаяние);
  • венчание (брак);
  • соборование (елеосвящение);
  • священство.

Духовенство подразделяется на черное и белое. К черному относятся монахи и епископы; диаконы и священники могут монашествовать или быть белыми (женатыми) при условии вступления в единственный брак еще до рукоположения.

Рабочий день священника храма в РПЦ

Рабочий день героя нашего рассказа начинается с утренней службы в храме. Она длится с 8 примерно до 10 часов. Перед службой церковнослужитель должен успеть прочитать молитвенное правило. В неделю священник обычно служит 3-4 литургии.

После заутрени церковнослужители совершают так называемые требы (крещения, отпевания, венчания, молебны) Также в течение дня к служителю храма может подойти любой прихожанин и обсудить с ним возникшие жизненные проблемы.

В 17-00 священник начинает совершать вечернюю службу, которая длится от 1,5 до 2,5 часов. Домой герой нашего повествования возвращается в 20-21 час.

Помимо службы в храме, совершения треб и бесед с прихожанами священник РПЦ может быть занят на так называемых послушаниях. Послушания на рядовых священников накладывает настоятель храма. Это может быть работа с представителями СМИ (например, для бывших журналистов), взаимодействие с медицинскими учреждениями (для служителей с профильным профессиональным образованием), преподавание в воскресных школах и тому подобная деятельность.

Настоятель храма, кроме этого, составляет отчеты для местной епархии (о работе с молодежью, социальной, миссионерской деятельности), а также занимается поиском спонсоров.

Бывают у священника православного храма и выходные дни (1 или 2 в неделю). Но это — не привычные для всех суббота и воскресенье. В традиционные выходные у церковнослужителей, наоборот, много работы, так как в это время прихожан в церкви больше всего.

Еще у священников есть отпуск — 28 календарных дней. В отпуске священнослужитель, как и обычный человек, уходит от рабочих проблем, больше времени проводит с семьей. Это позволяет ему восстановить душевные силы. Ведь священник РПЦ, также как врач и учитель, много общается с людьми, сталкивается с их проблемами, пытается их решить. Люди таких профессий часто сталкиваются с эффектом эмоционального выгорания. Отдых помогает человеку вновь обрести душевное равновесие.

Обязанности на работе

Основной задачей священника является проведение религиозных обрядов, которые могут быть:

  • общими, проводимыми в храме для всех желающих. Сейчас ограничиваются двумя-тремя службами в день (утреня, вечерня, литургия), хотя в суточный круг может входить до 9 служб. Иногда батюшка служит молебны и панихиды;
  • частными. В таком случае прихожанин обращается к пресвитеру, чтобы тот провел требу по заказу. Обычно это крещение, причащение, освящение жилья или автомобиля. Также нередко заказываются обряды погребения, молитвы или венчания.

Кроме основных, священнослужитель выполняет еще ряд функций. Он исповедует желающих, причащает их, разъясняет церковные учения во время огласительных бесед. Для повышения авторитета веры и привлечения новых прихожан он проводит большую просветительскую работу в виде встреч с людьми, организации деятельности церковного хора, воскресной школы, поддержки паломничеств и крестных ходов.

Чтобы привлекать молодежь и соответствовать современным тенденциям, многие издают христианские газеты и ведут веб-сайты или блоги соответствующей тематики. Также организовываются массовые мероприятия (выставки, встречи, походы, соревнования) и ведется активная социальная работа, направленная на помощь нуждающимся людям. Не следует забывать и о хозяйственных функциях батюшки: ремонт, строительство и наведение порядка на территории храма.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Что означает служение Богу

Священник — это не профессия или работа, которая длится 8 часов и далее жить личной жизнью. Служение Богу — полное посвящение себя людям в качестве верного Божьего слуги, готового в нужный момент стать помощником, посредником, духовным наставником, пастырем.

Посвятить свою жизнь служению церкви может каждый желающий мужчина

Возможно, кто-то мечтает стать батюшкой из-за достатка, так обилие приходит со временем, и не всякий приход может обеспечить священнику достойное содержание.

Батюшкам в быту приходится заниматься теми же делами, что и обычным людям, при этом у них постоянные форс-мажорные обстоятельства:

  • кто-то умер и надо хоронить;
  • другой зовет помолиться у постели тяжелобольного;
  • там крестины;
  • третьего надо соборовать.

Никого не волнует, как в это время обстоят домашние дела в семье священнослужителя.

Главное, священничество — великая ответственность перед Богом, Который доверяет пастырство определенному человеку, с него потом спросится, с него и его потомков.

«После принятия сана вступать в брак запрещено»

— Многие думают, что выпускник семинарии становится священником автоматически. Как совершается Таинство Священства?

— Рукоположение во все три степени священства совершается только во время Божественной литургии. Священника и диакона рукополагает епископ. А рукоположение епископа могут совершить не менее двух епископов. Единолично один епископ не может рукоположить другого — это запрещено каноническими правилами.

— С чем связан этот запрет?

— Прежде всего, с соборной природой Церкви. Священник и диакон получают свои полномочия от епископа. Рукополагая диакона или священника, епископ делегирует ему часть своих полномочий в сфере богослужения и совершения таинств. Диакон и священник подчинены власти епископа, в епархии которого они служат. Но между епископами каноны устанавливают совсем иные отношения. Епископы равны между собой. Высшая власть в Церкви — Собор епископов, который является наследником апостольского Собора. Поэтому избрание и рукоположение нового епископа должно совершаться только Собором епископов. В практике Украинской Православной Церкви избрание нового епископа осуществляется Священным Синодом. Рукоположения новых епископов происходят в торжественной обстановке, на Литургии.

— Как происходит само Таинство? Что в нем является главным?

— Главный момент Таинства – возложение рук, во время которого читается особая молитва. Когда происходит рукоположение диакона и пресвитера, то руки на него возлагает епископ, в епархии которого он будет служить. Когда же рукополагают епископа, то ему на главу возлагают раскрытую книгу Евангелия, а руки на него возлагают все епископы, которые присутствуют на богослужении.

— А кто вообще может быть рукоположен в священный сан? Какие требования предъявляются к будущему священнику?

— В Православной Церкви к священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно. Нельзя быть рукоположенным сразу в пресвитера, миновав степень диакона. И, соответственно, нельзя стать епископом, если ты до этого не был пресвитером. В диаконы или в священники могут быть рукоположены как женатые, так и безбрачные кандидаты. Однако в брак они должны вступить еще до рукоположения.

После принятия сана вступать в брак запрещено. А вот в епископы могут быть рукоположены кандидаты только из числа монашествующих. Существует и возрастной ценз. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста, а в епископы — не ранее 30-летнего.

Очень важно, чтобы кандидат в священство был укоренен в традиции церковной жизни. Канонические правила не разрешают рукополагать новообращенных

Ведь священник должен помогать своим прихожанам войти в полноту церковной жизни. Едва ли такую задачу сможет выполнить тот, кто сам еще не вполне усвоил церковную традицию. Также нужно иметь необходимые знания и высокие нравственные качества.

Пение

Мне 20 лет. Я пою с детства, отучилась в колледже на отделении «оперное пение». Дальше логично было поступать в консерваторию, чтобы потом петь в театре. Но я решила идти в регентскую школу Московской духовной академии. У меня православная семья, здесь учился мой брат — он уже священник. Мои родители — музыканты-народники. Работали в профессиональном хоре в Омске, там и познакомились. После женитьбы переехали жить к папе и организовали свой народный коллектив. Мама, даже будучи беременной мной, постоянно проводила время с хором. Когда было совсем туго с деньгами, репетировали у нас в квартире.

Отец привёл меня в церковь, когда мне было лет восемь — петь на клироc. Голос был детский, не поставленный — скорее, всё это было ради воспитания. Ходить на клирос я бросила в переходном возрасте. Надоело до жути. Учишься шесть дней в неделю, ещё и по воскресеньям рано вставать!

Прохождение комиссии

В установленную дату поступающий должен приехать на епархиальную экзаменационную комиссию. Чаще всего она проходит за три недели до вступительных экзаменов. Именно здесь и проверяются познания абитуриента и его уровень образования. Если знаний у молодого человека не хватает, то ему советуют подождать еще год и больше подготовиться.

Вопросы могут быть самыми разными, но все они нужны для определения знаний поступающего. В большинстве случаев они подталкивают молодого человека объяснить понимание богослужения, его точку зрения на тему порядка службы

Также очень важно хорошо помнить главные церковные песни, уметь объяснить, что они значат

Часто задаются вопросы, призванные узнать больше о личных качествах человека: об интересах, навыках, любимом хобби. При прохождении комиссии учитываются не только знания поступающего, но и его форма общения, открытость, доброжелательность, качества характера. Если поступающий выполнил все задания и представил себя с достойной стороны, то он получает специальное направление от правящего архиерей на обучение в семинарии.

Особенности профессии

По учению Церкви, священство
— одно из семи Таинств. Это значит, что для того, чтобы стать священником, недостаточно получить диплом, и тем более, невозможно объявить себя самому священником.

Человек становится священником после того, как его рукополагает, то есть посвящает, епископ, имеющий, по церковному учению, особую власть. Эту власть епископ, в свою очередь, получил от предыдущих епископов. Цепочка рукоположений тянется вглубь веков и начинается от Христа и апостолов, поэтому называется Апостольским преемством. Оно даёт возможность получать духовные дары для совершения таинств.

Священник совершает шесть из семи церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак (венчание) и елеосвящение (соборование). Таинство священства (рукоположение в священный сан) может совершать только епископ. Во время богослужений священник возносит молитву за весь мир. Поскольку одной из важнейших обязанностей является совершение исповеди, священнику необходимо уметь глубоко чувствовать человека, его проблемы и особенности. Кроме того, приходской священник призван быть организатором приходской жизни, должен быть не только наставником, но и другом своих прихожан, готовым быть рядом с ними в горе и радости.

Священство имеет три степени: епископ (патриарх и митрополит — разновидности епископского служения), священник, диакон (в просторечии дьякон). Духовенство подразделяется на чёрное (монахи) и белое. Епископом может стать только монах, священники и диаконы могут и быть монахами (иеромонахи и иеродиаконы) и не быть. Обычно белое духовенство — семейное, но жениться можно только до рукоположения и только один раз

Женщин в Православной Церкви не рукополагают, но женщины занимают в церковной жизни важное и заметное место

Продолжительность учебы

С 2010 года в семинариях, расположенных в России, действует трехуровневая система получения духовного образования. Учеба на первом уровне займет у студента пять лет, на втором — два, на третьем — еще три года. Таким образом, чтобы дойти до высшего звания — доктора теологии, необходимо проучиться десять лет.

Первая ступень обучения подразумевает окончание бакалавриата. По окончании учебы, когда студент защитит дипломную работу, ему присваивается степень бакалавра богословия. Однако такое образование нельзя считать оконченным высшим. Пять лет учебы включают в себя четыре года по программе бакалавриата, а также один год практики в качестве пастыря. Некоторые семинарии проводят обучение своих студентов по иной схеме: сначала те оканчивают подготовительный годичный курс, а затем проводят четыре года, обучаясь по курсу бакалавриата.

На второй ступени студенты оканчивают магистратуру, что занимает еще два года. Получить звание магистра богословия можно лишь после защиты соответствующей диссертации. Система предполагает, что этот этап проходит уже в академии. Очень часто такие учебные заведения проводят подготовку по всем курсам: от бакалавриата до аспирантуры и докторантуры.

Третья ступень — это три года в аспирантуре, после которой студент пишет диссертацию. Защитив ее, он становится кандидатом богословских наук. При желании молодой человек может продолжить обучение, поступив в докторантуру и взявшись за докторскую диссертацию. Но эта функция необязательна, можно перейти к труду во имя Бога и не получая докторской степени. Ее можно отнести к дополнительному образованию.

Специальность, по которой студенты получают образование, внесена в официальный перечень специальностей профессиональной подготовки РФ и именуется «Теология».

Российские духовные семинарии
Желающие стать священниками могут попробовать свои силы, поступив в следующие семинарии:

  • Алма-Атинскую;
  • Московскую;
  • Рязанскую;
  • Хабаровскую;
  • Пермскую;
  • Ярославскую;
  • Воронежскую и многие другие.

Всего на территории страны действует 51 учебное заведение такого типа. Их двери открыты для поступающих со всей России.

Кроме того, существуют православные семинарии на территории других государств: США (например, Свято-Тихоновская духовная семинария), Болгарии, Грузии, Сербии, Греции, Израиля и других. Таким образом, поступить в духовный институт может каждый желающий, где бы он ни жил.

Обязанности на работе

Основной задачей священника является проведение религиозных обрядов, которые могут быть:

  • общими, проводимыми в храме для всех желающих. Сейчас ограничиваются двумя-тремя службами в день (утреня, вечерня, литургия), хотя в суточный круг может входить до 9 служб. Иногда батюшка служит молебны и панихиды;
  • частными. В таком случае прихожанин обращается к пресвитеру, чтобы тот провел требу по заказу. Обычно это крещение, причащение, освящение жилья или автомобиля. Также нередко заказываются обряды погребения, молитвы или венчания.

Кроме основных, священнослужитель выполняет еще ряд функций. Он исповедует желающих, причащает их, разъясняет церковные учения во время огласительных бесед. Для повышения авторитета веры и привлечения новых прихожан он проводит большую просветительскую работу в виде встреч с людьми, организации деятельности церковного хора, воскресной школы, поддержки паломничеств и крестных ходов.

Чтобы привлекать молодежь и соответствовать современным тенденциям, многие издают христианские газеты и ведут веб-сайты или блоги соответствующей тематики. Также организовываются массовые мероприятия (выставки, встречи, походы, соревнования) и ведется активная социальная работа, направленная на помощь нуждающимся людям. Не следует забывать и о хозяйственных функциях батюшки: ремонт, строительство и наведение порядка на территории храма.

Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея

Институт основан трагически погибшим отцом Александром Менем. Пытается поддерживать золотую середину между религиозным и светским, способствовать конструктивным межконфессиональным диалогам и ориентироваться в основном на мирян, заинтересованных религией. Быть может, именно это позволило институту стать одним из лидеров по выпуску учебной литературы соответствующего толка: учебников, пособий и справочников.

Практически все свои учебные программы ББИ разработал еще в 90-е годы, за первые пять лет своего существования и с успехом применяет их по сей день. Особенность обучения заключается в его структуре: на первом курсе студенты посещают общедоступный лекторий, в котором нет ограничений ни по полу, ни по возрасту, ни по вероисповеданию. Затем идут всевозможные зачеты и экзамены после которых следует определение со специализацией. На старших курсах студенты выбирают себе интересующую их кафедру — культурологии, богословия, философии, библеистики и др.

Каждое лето ББИ открывает так называемые летние богословские институты, включающие в себя курсы тематических публичных лекций, конкурсов научных работ по богословию.

Как поступить.

Необходимо пройти собеседование, комплексное тестирование по истории отечества, сравнительному религиоведению и на знание текста Библии, а также написать сочинение по русской литературе. Абитуриенты, у которых уже есть базовое богословское? либо высшее гуманитарное образование, могут быть зачислены сразу на второй курс.

Кто посредник?

— Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?

— Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!

— Что же тогда священство?

— Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого — «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел  пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт — институт апостолов.

— А как возник институт священства?

— В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.

— При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?

— На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого — «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).

Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого — «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.

Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого — «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии).  В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.

Как поступить

Подать документы для поступления можно на протяжении всего года. Приемная комиссия не будет работать по большим церковным праздникам, а также по воскресеньям.

Документы, необходимые для поступления в Воронежскую духовную семинарию:

  • прошение о приеме на обучение с указанием персональных данных, сведений о семейном положении и необходимости предоставления общежития на время обучения;
  • рекомендация священника из церковного прихода по месту жительства или ходатайство правящего архиерея;
  • заполненная анкета и автобиография (форму можно взять в учебной части семинарии);
  • 4 фотографии, копия свидетельства о рождении, крещении, венчании (для тех, кто успел связать себя узами брака);
  • стандартный набор абитуриента — справка о составе семьи, медицинское заключение о состоянии здоровья;
  • также при поступлении необходимо показать свой паспорт с регистрацией по месту жительства, действующий медицинский полис и СНИЛС. Молодые люди должны предъявить приписное свидетельство или военный билет.

Стоит отметить, что документы необходимо представить сразу полным пакетом, если чего-то будет недоставать, то весь набор документов будет возвращен абитуриенту.

Минская духовная семинария

Минская духовная семинария также является высшим богословским учебным заведением, где готовят священнослужителей, богословов, педагогов, других церковных работников для служения в приходах, в епархиальных и синодальных учреждениях, в духовных учебных заведениях, заграничных представительствах и других церковных и светских организациях.

Здесь существует несколько различных форм обучения:

  1. дневное отделение  (срок обучения — 5 лет);
  2. отделение заочного обучения (срок обучения — 6 лет);
  3. регентское отделение (срок обучения — 4 года);
  4. подготовительное отделение (срок обучения — 1 год).

В Минскую духовную семинарию могут поступить мужчины православного вероисповедания (возраст — до 35 лет), которые имеют среднее или высшее образование, холостые или женатые в первом браке.

Для поступления необходимо:

  1. сдать устный экзамен по Библейской истории и Катехизису;
  2. написать изложение на белорусском или русском языке на библейскую или церковно-историческую тему;
  3. показать твёрдое и осмысленное знание наизусть ряда молитв по-славянски;
  4. уметь читать псалтирь на церковнославянском языке.

Кроме того, у поступающих проводится проверка музыкального слуха и голосовых данных (необходимо спеть какое-либо церковное песнопение). Вступительные экзамены начинаются проходят во второй половине августа.

Для поступления в семинарию (на дневное) требуются следующие документы (принимаются c 1 по 31 июля):

  • прошение на имя ректора семинарии;
  • заполненная анкета; два фото 6×8 см;
  • свидетельство о рождении;
  • справка о семейном положении;
  • свидетельство об образовании;
  • автобиография;
  • медицинская справка о состоянии здоровья;
  • справка о крещении;
  • справка о венчании (для женатых);
  • письменное благословение епархиального архиерея и рекомендация приходского священника.

В Минскую духовную семинарию принимаются прошения только лиц, отслуживших в вооруженных силах или имеющих документ об освобождении от воинской службы.

На заочном отделении семинарии (по 6-летней программе) могут обучаться священнослужители, состоящие на приходском служении. Поступающие на заочное отделение проходят собеседование и сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

  1. Библейская история;
  2. Катехизис;
  3. литургика;
  4. изложение (на русском или белорусском языке на библейскую или церковно-историческую тему).

Желающие поступить на заочное отделение должны предоставить следующие документы:

  • прошение на имя ректора академии и семинарии;
  • письменное благословение епархиального архиерея;
  • автобиографию;
  • анкету (заполняется при подаче документов);
  • две фотографии (3х4 см.);
  • документы об образовании;
  • паспорт.

Все студенты бесплатно обеспечиваются питанием и общежитием, выдаётся стипендия. Выпускники семинарии могут продолжить обучение в Духовной академии. Вместе с тем во время вступительных экзаменов абитуриенты платят за питание, проживание и оформление документов.

Сколько получают

Священничество не относится к профессиям в традиционном их понимании, поэтому и фиксированной зарплаты как таковой у культовых служителей нет. Однако, несмотря на то что в Библии сказано, что работа пастыря должна быть безвозмездной, все-таки финансовое вознаграждение батюшки получают. Церковь в России живет на пожертвования благотворителей, средства от оплаты прихожанами проведенных треб и доход от продажи церковного инвентаря (икон, свеч, крестиков). Часть собранных денег идет на нужды храма (ремонты, коммунальные услуги, епархиальный налог, содержание автотранспорта, оплата обслуживающего персонала), а из оставшихся выплачивается вознаграждение пресвитеру.

В небольших приходах сборы невелики, поэтому батюшки часто получают 15–25 тысяч рублей в месяц и вынуждены держать подсобное хозяйство, чтобы прокормиться. В больших храмах столицы и крупных городов, а также в туристических центрах в высокий сезон заработок служителей гораздо выше и может достигать 150–200 тысяч рублей. Правда, и получить место там очень непросто, зачастую требуются связи и деньги.

Вступительные испытания состоят из собеседования и экзаменов по культуре и истории Церкви

Есть следующие вступительные испытания для поступления в духовную семинарию:

  • Собеседование;
  • Экзамены.

Собеседование — это свободная форма беседы, в которой специальная комиссия должна лучше узнать будущего ученика поближе. Настолько он начитан, эрудирован, культурно развит

Важно не только религиозное, но и общее образование человека. Среди прочего комиссия интересуется, чем желающий поступить увлекается в свободное время

Это немаловажный показатель.

30 молитв столько должен знать будущий семинарист чтобы пройти собеседование

Вступительные экзамены тоже проводятся свободно. Распространённая тема испытаний для абитуриентов — сочинение по истории Церкви. Абитуриенту обязательно дают ответить на вопросы катехизиса и рассказать про основы богослужения.

В ходе испытаний особое внимание обращают на следующее:

  • Насколько абитуриент воцерковлён;
  • Может ли он не только прочесть, но осмысленно прокомментировать примерно 30 молитв;
  • Способен ли абитуриент прочесть тексты на церковнославянском языке;
  • Владеет ли кандидат на поступление церковным пением;
  • Каковы его знания в истории Церкви;
  • Насколько хорошо абитуриент знает Священное Писание;
  • Ориентируется ли кандидат на поступление в православных праздниках;
  • Разбирается ли в церковных традициях;
  • Способен ли желающий поступить прочесть по памяти утренние и вечерние молитвы, тропари двунадесятых праздников, а также 50-й и 90-й псалмы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector