Лучшие педагогические вузы россии и москвы

Особенности развития высшего педагогического в РФ

Педагогическое образование в вузах России разделяет все проблемы, присущие высшему образованию, но с рядом особенностей. Из общих – не гибкие образовательные программы, слабая реакция на требования рынка труда, массовое некачественное обучение в частных учебных заведениях, устаревшая материально-техническая база. Из частных – переход университетов из узкой специализации к непедагогическим (гуманитарным) – переводческим, юридическим, экономическим, журналистским. Это было сделано из экономических соображений: привлечь бюджетное финансирование.

Правда, начиная с 2020 и до 2024 года Министерство просвещения будет увеличивать число бюджетных мест в профессиональных педагогических вузах. Рост будет направлен преимущественно на высшие учебные заведения в регионах, но столичных мест не станет меньше.

Исследователи НИУ Высшей школы экономики опросили 3 000 выпускников школ и выяснили: примерно 83% собирается поступать в университеты. При этом 17% планируют покорять естественные науки, еще 17% — экономику и управление, 16% — технические науки и инженерное дело, 15% видят себя в образовании.

Еще одной серьезной проблемой в отечественном образовании, и педагогическом в том числе, является отсутствие мотивации к обучению. «Забить» на учебу не прочь и школьники, и студенты – особенно в кризис самоопределения на 2-3 курсе. Специалисты пока не нашли механизмов, которые поддерживают заинтересованность к учебе.

«Забить» на учебу готовы и школьники, и студенты

Педвуз не учит работать в школе будущего

Дискуссия о проблемах педагогического образования, конечно, не обошла стороной цифровизацию. Тему подняла Елена Казакова. Одним из ключевых вызовов для педвузов она считает переход системы образования к частично цифровому формату. Это значит, что уже в вузе будущим педагогам нужно осваивать современные цифровые инструменты, а в идеале — получать знания о технологиях, которые придут в школы только завтра. Но пока до этого далеко — массовое педагогическое образование зачастую даже не знакомит студентов с новинками.

Модератор Аркадий Марголис попробовал поставить эту мысль под сомнение. В прошлом, напомнил он со ссылкой на исследование американского опыта, потенциал новых технологий в образовании часто переоценивали:

«Каждый раз появление новой технологии вызывало огромные ожидания в системе образования и до некоторой степени рассматривалось как революционная ситуация, способная решить многие накопившиеся проблемы. И это начиная с учебного радио, телевидения, компьютеров и так далее. <…> В большинстве случаев это были гигантские суммы денег, выброшенные на ветер: не произошло ничего из того, что ожидали активисты, никакой революции в образовании, никакого качественного принципиального изменения».

Поэтому, может быть, педвузам и не нужно торопиться с внедрением цифровых технологий в учебные планы для подготовки будущих учителей?

Казакова отвергла это возражение. Во-первых, отметила она, технологии уже сейчас решают проблемы образования — например, проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады онлайн на платформе фонда «Талант и успех» привлекло к участию много таких ребят, которые никогда не подали бы заявку на очное участие. Во-вторых, ни школа, ни педагогическое образование не могут независимо от окружающей действительности что-то внедрять или не внедрять:

«Не внедряем мы никакие цифровые технологии. Мы жить начали в другом мире! Ну перестанем мы уповать на внедрение цифровых технологий. Что, весь мир вокруг оцифруется, а мы продолжим жить с мелом и доской? Это же смешно, так не будет».

Итак, от цифровых технологий никуда не деться. Но способен ли педвуз обучить им студента так, чтобы эти знания и навыки были актуальны в будущем? Может быть, даже те задачи педагога, которые сейчас кажутся принципиально недоступными компьютеру, будут оцифрованы к моменту выпуска сегодняшних студентов.

В ответ на этот вопрос Марголиса Казакова рассказала, к какому выводу пришла в дискуссиях с коллегами: искусственный интеллект уже способен выполнить практически все рутинные операции в работе учителя. И многое он сделает лучше, чем человек. Но есть одна область, в которой настоящий педагог незаменим, — «его величество человеческая спонтанность, с которой мы реагируем на внезапные вызовы, на случайные обращения ученика, на творческие ситуации».

Что же делать? Исследовать будущее, считает Казакова, причём в партнёрстве с теми, кто разрабатывает технологический облик этого самого будущего: «Нам надо осуществлять сплав с технологическим треком, пускать на площадки педагогических вузов крупные цифровые корпорации».

Какие направления подготовки педагогического образования бывают

Педагогическое образование включает несколько направлений подготовки. На бакалавриате это:

  • педагогическое образование;
  • педагогическое образование (с двумя профилями);
  • психолого-педагогическое образование;
  • профессиональное обучение;
  • специальное (дефектологическое образование).

На программах магистратуры учатся по направлениям подготовки:

  • педагогическое образование;
  • психолого-педагогическое образование;
  • специальное (дефектологическое образование).

Также существуют программы специалитета по направлению «педагогика и психология девиантного поведения» и аспирантура по направлению «образование и педагогические науки».

Таким образом, при желании можно выбрать подходящее направление и получить степень бакалавра, магистра или специалиста либо заняться научной работой в области педагогики.

Чтобы не оставаться в одиночестве перед лицом трудностей выбора, пройдите карьерное планирование, пообщайтесь со специалистом, выясните, какие направления наиболее перспективны для вас, и куда именно поступать.

Советуем изучить: Карьерное планирование

Как педагогическое образование укладывается в формат дистанционного обучения?

Вокруг дистанционки бытует мнение, что это обучение с приставкой «недо». Общение студент-преподаватель отсутствует, учащиеся сами изучают дисциплины, у них отсутствует практика, им не дают практические задания и объем дисциплин урезан. VUZ24 на примере своих вузов дистанционного педагогического образования рассказывает, как обстоят дела с учебой в удаленном формате.

Дистанционное педагогическое образование

Общение «студент-преподаватель». Образовательный процесс построен на электронной платформе, где есть блок с профилями преподавателей. У будущего педагога есть возможность по видеоконференции поговорить с наставником и обсудить непонятный материал.

Учащиеся сами изучают предметы. Отчасти – это правда. Но! Весь учебный материал адаптирован под дистанционное обучение – переведен в аудио-и видеозаписи, мастер-классы и так далее. Занятия частично проходят в формате вебинара. Да, чтобы получить профессию в электронном вузе требуется больше самоорганизации и самообучения. Но в наших университетах студент не оставлен один на один с учебником.

Отсутствует практика. В учебный процесс дистанционные педагогические вузы, с которыми мы работаем, включают обязательные лабораторные письменные работы и ежегодные производственные практики. Университеты предлагают свои партнерские предприятия, которые принимают учащихся на стажировку или практику. К тому же дистанционный формат позволяет со 2-3 курса находить профильную подработку и совмещать обучение.

Урезанный объем дисциплин. Все 10 наши высших учебных заведений имеют лицензии на образовательную деятельность и аккредитованные программы, а это значит, студентам преподается 100% объем программы, достаточный для полноценного освоения профессии.

Свяжитесь с нужным преподавателем по видеоконференции и обсудите учебный материал

Как стать востребованным специалистом

Что касается учителей, на сегодняшний день это востребованные специалисты почти во всех странах мира. Но, конечно, каждый педагог стремится работать в комфортных условиях, хорошо зарабатывать, получать удовольствие от своего труда. Удивительно, насколько все это зависит от полученного образования. Имея диплом престижного немецкого вуза, вы получите широкий выбор возможностей трудоустройства и роста в своей профессии.

Педагогическое образование из моды не выйдет, ведь учителя — это, в буквальном смысле слова, незаменимые специалисты. И, хотя сейчас много говорят о том, что в преподавательской работе нет перспектив, это не соответствует действительности. Получив престижное педагогическое образование, вы сможете хорошо зарабатывать, развиваться и получать удовлетворение от своей работы. Получите консультацию нашего специалиста и без сомнений поступайте в немецкий вуз.

Педагогическая наука не занимается важными для школы вопросами

Заинтересованы ли педагогические вузы в том, чтобы исследовать будущее преподавания? И в том, чтобы исследовать что-то актуальное для задач образования? Увы, ответ скорее отрицательный, считают эксперты.

Сопряжение вузовского образования с задачами школы — ещё один вызов, который отметила в ходе дискуссии проректор МПГУ Людмила Трубина. С ней согласился Марголис. По его словам, сами директора школ заявляют: у них есть запросы на исследования, за которые научные коллективы в педагогических университетах не хотят браться. Педагогические диссертации всех уровней, от магистерских до докторских, посвящаются не тем вопросам, которые возникают в практике образования.

Елена Брель назвала ситуацию и вовсе трагической. До апреля 2021 года она работала в Академии Министерства просвещения и побывала во многих региональных педуниверситетах. И, по её наблюдениям, нельзя сказать, что эти вузы не ведут исследовательской деятельности: они занимаются физикой, биологией, другими направлениями — кроме психолого-педагогического.

«Мало того что исследования, которые ведутся, никаким образом не интересны современной школе и не приносят ничего в деятельность школьного учителя. Отдельные исследования проводятся, но без учёта актуальных трендов развития педагогического образования. <…> Психолого-педагогическим исследованиям не выделяется должной роли, они даже публикуются в изданиях, которые неинтересны для показателей самого университета», — сказала Елена Брель.

Показатели по количеству и качеству научных статей, которых должен достичь университет, — на самом деле часть проблемы, как считают участники дискуссии. Текущие требования ориентируют учёных на публикации в научных журналах, входящих в международные базы данных Scopus и Web of Science. Но, во-первых, российская педагогическая наука не может просто так взять и перейти на английский язык. Это упомянула Елена Казакова: «Если кто-то мне сейчас здесь скажет, как мы переводим на английский наше „навык“ или наше „воспитание“, я буду ему очень благодарна. <…> Гуманитарная область тем и отличается от любой другой, что существует в языке, и  от того, как скажешь, ты будешь понят или не понят».

Во-вторых, как пояснила Людмила Трубина, темы, важные отечественным исследователям, неинтересны для изданий, к которым их подталкивают публикационные требования. При этом педагогическая наука на государственном уровне не считается приоритетной, а молодые исследователи в этой области не получают специальной поддержки. Всё это и ограничивает возможности исследований.

Плюсы и минусы педагогического образования

Давайте рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у специальности «педагог», и можно ли как-то избежать сложных моментов в работе учителя.

К плюсам профессии смело относим:

социальное признание, авторитетность;
осознание важности учительского труда;
востребованность профессии, а значит, устроиться на работу будет не сложно;
длительный отпуск;
обширный социальный пакет;
льготы (например, льготная ипотека);
постоянное развитие;
гибкий график работы;
возможность повышать свою квалификацию и зарплату;
возможность дополнительного заработка репетиторством (или полный уход в репетиторскую деятельность, которая на данный момент в России оплачивается от 1000 рублей за академический час).

Хотелось бы также надеяться, что в профессию идут люди, которые искренне любят детей и получают позитивные эмоции от общения с ними.

Но есть у профессии и «темная сторона»:

  • низкая зарплата;
  • выгорание;
  • большое количество бумажной работы;
  • не всегда удобный график;
  • плохое оснащение большинства школ, что делает работу в них более трудоемкой и безрадостной;
  • большая ответственность;
  • большое количество дополнительных обязанностей;
  • необходимость общаться с большим количеством людей (не только учениками и коллегами, но и родителями).

Все эти минусы делают работу учителя довольно специфическим видом деятельности, который подходит далеко не каждому человеку.

Однако, если в СНГ к обычным тяготам учительского труда добавляются низкие зарплаты (от 15 000 руб. в месяц в регионах), в Германии работа учителя оплачивается вполне достойно — на уровне 3–4 тысяч евро в месяц, что соответствует средней по стране зарплате специалиста с высшим образованием. Но, несмотря на хорошие зарплаты и социальную защищенность, учителей в Германии не хватает. Причина этого — большое количество многодетных семей беженцев, в которых нечасто встретишь человека с высшим образованием.

Немецкие специалисты прогнозируют, что в ближайшее десятилетие дефицит учителей будет только расти, а значит, в Германии сейчас это очень перспективное направление для получения образования, особенно для тех, кто хочет стабильной обеспеченной жизни.

Специальности

Любой вид профессионального образования подразумевает получение специальности узкого направления. Профессия «учитель» в педагогическом направлении образовании также может иметь уточнения:

  • Учитель начальных классов.
  • Учитель математики.
  • Учитель химии и так далее.

Разграничение видов профессиональной подготовки необходимо ввиду специфики объекта деятельности, а также возрастных и личностных особенностей развития обучающихся. На основании многих факторов, включающих психофизические, возрастные и социальные аспекты были сформированы разнообразные специальности педагогического направления:

  • Воспитатель детского сада/детского дома.
  • Учитель начальных классов/предметник.
  • Практический психолог.
  • Социальный педагог и другие.

В последнее время многие направления педагогической деятельности претерпели изменения, добавились новые профессии или трансформировались из устаревших в более современные. Так, например, социальный педагог – не очень востребованная профессия в прошлом, сегодня имеет большую популярность. Специалисты этого профиля присутствуют практически в каждом дошкольном и школьном учебном заведении.

Потребность в воспитателях групп продленного дня напротив снижается. На сегодня все чаще данную обязанность берут на себя учителя начальных классов.

Замечание 1

На фоне прогресса в системе образования наблюдаются две основные тенденции: усиление узкопрофильной специальности и совмещение видов педагогической деятельности.

Такое положение обеспечивает более гибкую систему подготовки воспитанников, реализацию их потенциала и налаживания крепкой психологической связи.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Педагогическое направление профессионального образования

В случае с педагогическим образованием дела обстоят также. Обучение этому направлению регламентировано государственным законодательством и описано в законе  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Основными принципами высшего и последующего обучения педагогическим специальностям являются непрерывность и преемственность всех его ступеней, а также слияние с мировой педагогической системой.

С середины прошлого столетия установлены общепринятые этапы профессионального образования, в том числе и по педагогическим специальностям. Данные ступени формируют профессиональную квалификацию и сроки обучения:

  • Бакалавриат – от 4 лет.
  • Специалитет – от 5 лет.
  • Магистратура – от 6 лет.

Гражданин, освоивший ту или иную ступень образования, соответствующую регламенту высшего профессионального обучения, имеет право занять должность, относящуюся к типу полученной профессии. После получения высшего образования в рамках учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, любой желающий может повысить квалификацию в послевузовском образовательном учреждении по направлениям:

  • Аспирантура.
  • Докторантура.

По направлению аспирантура могут проходить обучение граждане уже имеющие специальность, полученную в высшем учебном заведении. К обучению в докторантуре допускаются граждане имеющие степень кандидата наук. Сроки обучения в данном случае составляют 3 года.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Где получить педагогическое образование

Педагогическое образование можно получить на педагогическом или психолого-педагогическом факультете классического университета, либо в педагогическом университете (институте).

При выборе вуза задумайтесь о том, какие перспективы вас ожидают после его окончания.

Возможно, имеет смысл рассмотреть иностранные вузы, например, университеты Германии.

Хотя в немецких вузах, как и в российских, педагогическое образование реализуется на программах бакалавриата и магистратуры, в самом подходе к образованию будущих педагогов есть существенные отличия:

  • Учитель-предметник в Германии ведет не один предмет, а несколько, причем, не связанных друг с другом, предметов.
  • В Германии есть простые школы и гимназии. Учителей гимназий готовят только в университетах, в то время как учителей простых школ, а также начальной школы готовят не только в университетах, но и в институтах, вузах, высших школах.
  • Будущие учителя прямо с первого курса погружаются в практику. Всего в процессе обучения практике отводится 18 месяцев.

Для поступления в немецкие вузы не требуются баллы за ЕГЭ. Вам нужно будет подготовить пакет документов в соответствии с требованиями вуза, предоставить сертификат о знании немецкого языка и все это отправить в приемную комиссию в установленные сроки. Не нужно переживать, что вы ничего об этом не знаете: подобрать вуз, программу и отправить все документы вам помогут специалисты.

Учеба в немецких государственных вузах бесплатная, а диплом позволяет устраиваться на работу в Германии.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Системы педагогического образования

Система педагогического образования в России включает ряд заведений предоставляющих образовательные услуги различного уровня. В группу заведений входят колледжи, лицеи, училища, институты, университеты.

К заведениям среднего педагогического обучения относятся училища, колледжи и лицеи, которые, в свою очередь разделяются на:

  • Дошкольные.
  • Школьные.
  • Музыкально-педагогические.
  • Художественно-графические и другие.

В таких учебных заведениях могут проходить обучение граждане прошедшие девяти или десятилетний курс общеобразовательной школы. Срок обученияв таких заведениях составляет не более 4 лет, а помимо общеобразовательной программы в курс включены психолого-педагогические дисциплины и практические занятия по специальности.

Для получения профессионального педагогического образования существуют институты и университеты. В данных учебных заведениях имеют право обучаться граждане, получившие среднее или средне-специальное образование. Учебный план высших учебных заведений подразделен на следующие циклы:

  • Общественные дисциплины.
  • Психолого-педагогические дисциплины.
  • Профильные предметы, определяющие специализацию.

Срок обучения в таких заведениях не превышает 6 лет и предусматривает педагогическую практику.

У педвузов нет общего представления о компетенциях, которые нужны выпускнику

Но главные проблемы педагогического образования связаны, похоже, не с компетенциями будущего, а с самыми базовыми требованиями к будущим учителям. По идее, пояснила Елена Казакова, в системе педагогического образования должно быть чёткое представление, что должен уметь выпускник, какие компетенции для него — базовые. И программа обучения в педвузе должна строиться, исходя из этих ожиданий.

По факту, заметила Елена Брель, требований к компетенциям педагогов сейчас так много, что встаёт отдельная задача их гармонизации. К тому же, добавила Людмила Трубина, единого пространства педагогического образования не существует — мало того что вузы, где обучают учителей, подчиняются разным ведомствам, педагогов готовят ещё и в педколледжах. Средний и высший уровни педагогического образования, как правило, разобщены.

В каких вузах можно получить педагогическое образование удаленно?

VUZ24 предлагает поступить в один из четырех университетов, в которых есть педагогические направления. С нами возможно получить второе высшее или степень магистра.

Название учебного заведения Профили Стоимость, RUB в год
Московский международный университет Теория и методика преподавания английского языка и культур англоязычных стран 39 600
Московская международная академия Перевод и переводоведение; Дошкольное образование; Иностранный язык (английский); 36 000
Московский институт психоанализа Психолого-педагогическое образование;Дефектология; Психология и педагогика 72 000
Тольяттинский государственный университет/Росдистант Психология и педагогика начального образования 39 500

Высшее педагогическое образование: описание

На сегодняшний день в странах СНГ принята Болонская система, согласно которой высшее образование, в том числе, педагогическое, можно получить в два последовательных этапа: сначала обучаясь на программах бакалавриата в течение 3–4 лет (5 лет на заочной форме обучения), затем, в течение 1–2 лет — в магистратуре.

Впрочем, для того, чтобы работать учителем-предметником в школе, достаточно иметь академическую степень бакалавра.

В процессе учебы на бакалавриате больше внимания уделяется предмету как таковому; более глубокое изучение методик преподавания происходит в магистратуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector