Что такое опорный вуз?

Похожие новости

14/09/2016

​Несмотря на всю непопулярность реформ экс-главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, первое назначение на этот пост женщины, автора работ на богословские темы, историка Русской православной церкви очень сильно всколыхнуло общественность.

2408

06/03/2018

​Минобрнауки прорабатывает вопрос о новых филиалах российских вузов за границей. Так, в Латвии, несмотря на то, что в скором времени вступит в силу закон, ограничивающий образование на русском языке, может скоро появиться один из филиалов.

1412

15/01/2018

​Министр образования и науки Российской Федерации Российской Федерации О.Ю. Васильева стала гостем авторского проекта «Поздняков» на телеканале НТВ.  Ольга Юрьевна рассказала о том, какие новшества ждут систему образования в наступившем году, что изменится в профессии педагога и что в дальнейшем будет с системой ЕГЭ.

1376

18/09/2019

​Чиновники от образования разваливают фундаментальную науку и университетское образование, а профессорско-преподавательский состав лишают последних академических свобод, превращая в крепостных, — такое громкое заявление сделал 64-летний профессор института физики КФУ, лауреат Госпремии РТ Наиль Фаткуллин.

1604

31/08/2016

1 сентября в вузы придут около 5 млн студентов. Из них 304 тысячи поступили в этом году на бюджетные места в специалитет и бакалавриат. 64 процента этих мест получили будущие инженеры, педагоги, медики.

2669

17/10/2018

Национальный проект «Образование», стартующий в 2019 году, определит основные векторы развития отрасли на ближайшие пять лет. В него вошли девять федеральных проектов, конечная цель которых — сделать российское образование конкурентным на глобальном рынке.

748

20/11/2019

​С 19 по 20 ноября в РЭУ им. Плеханова проходит семинар-конференция Проекта 5-100, в ходе которой ректоры российских вузов и представители власти обсудят ход развития программы, а также вопросы продвижения отечественных университетов в мировых рейтингах.

745

13/09/2019

​В связи с активным развитием грантовой деятельности в Российской Федерации в академической среде существует необходимость в обучении правильному заполнению грантовых заявок. Анализ содержания проектов и экспертных заключений показывает наличие недочетов в заявках на гранты, затрагивающих как формальные, так и содержательные аспекты.

957

20/02/2018

Глава Минобрнауки Ольга Васильева рассказала РБК о работе министерства по предотвращению нападений в школах, о проблемах с зарплатами педагогов и о разработке проекта «Цифровая школа». — В декабре 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев анонсировал запуск нового приоритетного проекта правительства — «Цифровая школа».

1695

Все новости

  • 19/10

    Защита Балковым Евгением Вячеславовичем диссертации на соискание учёной степени
    доктора технических наук
  • 18/10

    220

  • 18/10

  • 15/10

    415

  • 14/10

    503

  • 13/10

    506

  • 13/10

    503

  • 11/10

    730

  • 21/09

    2107

  • 21/09

    2486

  • 21/09

    2256

  • 21/09

    2112

  • 21/09

    2169

  • 21/09

    2230

  • 21/09

    2144

  • 21/09

    2162

  • 21/09

    2261

  • 21/09

    2148

  • 21/09

    2119

  • 21/09

    2193

  • 21/09

    2177

  • 21/09

    2160

  • 21/09

    2240

  • 21/09

    2238

  • 21/09

    2139

  • 21/09

    2121

  • 21/09

    2151

  • 21/09

    2267

  • 21/09

    1723

  • 21/09

    2193

  • 21/09

    2142

  • 21/09

    2251

  • 21/09

    2154

  • 21/09

    2130

  • 21/09

    2229

  • 21/09

    2226

  • 21/09

    2263

  • 21/09

    2167

  • 21/09

    2141

  • 21/09

    2166

  • 21/09

    2148

  • 21/09

    2259

  • 21/09

    2094

  • 20/09

    1971

  • 20/09

    2117

  • 20/09

    1950

  • 20/09

    2230

  • 20/09

    1986

  • 20/09

    2492

  • 20/09

    2053

Опорный вуз – новые возможности

— Дмитрий Владимирович, что такое опорные вузы?

— В 2013 году в рамках программы развития образования на федеральном уровне Министерством образования и науки была выдвинута инициатива создания нового типа университетов. Опорные вузы должны играть роль ведущих вузов в своих регионах: обеспечивать инновационное развитие территории, удерживать и привлекать молодежь, чтобы эти программы развития были обеспечены кадрами. Мы участвовали во второй волне конкурса, вышли в финал и из 86 заявителей попали в число 8 лидеров, которые получат федеральное финансирование на ближайшие 3 года.

— А что дает получение статуса опорного вуза?

— Присвоение этого статуса – это не награда, а вызов для университета, дающий возможность стать настоящей опорой образованию региона. Это и новые возможности:  в опорных университетах предполагается увеличение количества мест бюджетного приема на приоритетные для региона направления. Мы ожидаем, что ЧГУ получит дополнительные бюджетные места на базовые направления подготовки, связанные с металлургией, химией, машиностроением, педагогикой, а также на гуманитарные направления. Уже сегодня университет предлагает 63 направления подготовки. В этом году открыты 983 бюджетных места на различные специальности. В последующем мы ожидаем их увеличения. Готовится к открытию ряд новых направлений. В частности, уже сегодня впервые объявлен набор на такие направления, как робототехника и мехатроника, подготовка учителей иностранного языка, математики, информатики, а направление дефектологии вообще является уникальным не только для нашего региона.

Опорные вузы получают дополнительные бюджетные места на второй и третьей ступенях высшего образования — мы говорим о магистратуре и об аспирантуре

Это очень важно, потому что здесь ведется подготовка высококвалифицированных кадров, заточенных под конкретные потребности организаций и предприятий

Кроме того, опорный вуз — это дополнительные возможности развития научной деятельности. Мы сможем получать государственные субсидии на реализацию научных проектов и финансирование инновационных разработок

Это важно для региона, который хочет стать инновационным

— Какие условия должен выполнить университет как опорный вуз?

— Речь идет о пакете из двух десятков проектов, охватывающих научно-инновационную, образовательную деятельность, развитие инфраструктуры, систему управления университетом. Это гигантский объем работы на ближайшие 5 лет. Мы выделили несколько направлений, касающихся промышленности, бизнеса и социальной сферы, повышения привлекательности региона, поддержки развития муниципалитетов. Проекты связаны с созданием лабораторий, инжиниринговых центров, с развитием пояса высокотехнологичных малых предприятий вокруг университета, с внедрением цифровых технологий в научно-образовательный процесс. Предполагается развитие уникальной системы внеучебного взаимодействия со студентами, их  личностного и профессионального роста.

Задача опорного вуза сегодня — способствовать удержанию и привлечению и молодого, и более старшего поколения на территорию региона. За счет чего? За счет лучшего предложения — более качественного образования, широкого набора образовательных программ, интересных схем трудоустройства, программ личностного и профессионального развития, широкого послевузовского образования, в том числе цифрового. Для поступающих — это возможность остаться жить и работать в своем регионе, получив при этом достойное высококачественное образование, возможность гарантированного трудоустройства после окончания вуза. Добавлю, что сегодня Череповец – молодой, динамично развивающийся город, который позволит преуспеть не только в профессиональном, но и в культурном развитии. Кроме того, близость к Москве и Санкт-Петербургу делает Череповец привлекательным местом для студентов. А быстро развивающаяся инфраструктура и университета, и города будет способствовать повышению комфортности и учебы, и работы, и жизни.

Из источника:

https://www.chsu.ru/news/-/asset_publisher/T7kog939SY0S/content/opornyj-vuz-novye-vozmoznosti?_101_INSTANCE_T7kog939SY0S_redirect=https%3A%2F%2Fwww.chsu.ru%3A443%2Fnews%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_T7kog939SY0S%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-2%26p_p_col_count%3D1&redirect=https%3A%2F%2Fwww.chsu.ru%3A443%2Fnews%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_T7kog939SY0S%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-2%26p_p_col_count%3D1

Причина реформ

Также Д. Ливанов отметил, что более двадцати вузов потенциально готовы к объединению. Их будут всячески поддерживать и финансово, и организационно, поскольку шаг этот ответственный и важный для страны. Учёные советы вузов тем не менее должны самостоятельно принимать решения о консолидации, ибо она в любом случае добровольна.

Этот процесс вынужденный только потому, что диктуется демографической ситуацией в стране. Количество одиннадцатиклассников сокращается резко и неуклонно, поэтому вузы с маленьким контингентом студентов будут вынуждены либо объединиться с сильными и крупными, либо перестанут существовать.

Список опорных ВУЗов России 2018 года

  1. Алтайский государственный университет
  2. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
  3. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
  4. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  5. Волгоградский государственный технический университет
  6. Волгоградский государственный университет
  7. Воронежский государственный технический университет
  8. Воронежский государственный университет
  9. Вятский государственный университет
  10. Дальневосточный федеральный университет
  11. Донской государственный технический университет
  12. Иркутский национальный исследовательский технический университет
  13. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  14. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ)
  15. Кемеровский государственный университет
  16. Костромской государственный  университет
  17. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  18. Кубанский государственный университет
  19. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
  20. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  21. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  22. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
  23. Нижегородский государственный технический университет  им. Р.Е. Алексеева
  24. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
  25. Новосибирский государственный технический университет
  26. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
  27. Петрозаводский государственный университет
  28. Поволжский государственный технологический университет
  29. Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  30. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  31. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
  32. Севастопольский государственный университет
  33. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
  34. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
  35. Северо-Кавказский федеральный университет
  36. Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова
  37. Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  38. Сибирский федеральный университет
  39. Ставропольский государственный аграрный университет
  40. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
  41. Тихоокеанский государственный университет
  42. Тольяттинский государственный университет
  43. Тюменский государственный университет
  44. Тюменский индустриальный университет
  45. Ульяновский государственный университет
  46. Уральский федеральный университет имени первого Президента России  Б.Н. Ельцина
  47. Уфимский государственный нефтяной технический университет
  48. Череповецкий государственный университет
  49. Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова
  50. Южный федеральный университет
  51. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Как все начиналось

Идея реформы назревала уже давно. В свое время о ней писали в своих статьях Ливанов и Волков (указанные новшества были рекомендованы мелким узкопрофильным университетам, которые явно проигрывали в конкурентной борьбе с более крупными ВУЗами).

Однако действительность внесла свои коррективы. Многие эксперты пришли к единому выводу, что современная система российского высшего образования не нуждается в огромном количестве университетов, выпускающих посредственных специалистов. Сегодня существует потребность в создании нескольких десятков сильных ВУЗов, действующих в тесной связке с крупнейшими предприятиями страны, что позволит не только повысить качество подготовки молодых специалистов, но и вывести российскую систему высшего образования в конкурентоспособную среду.

Для участия в программе создания опорных ВУЗов объединениям федерального подчинения, желающим присоединиться к программе, было предложено прислать заявки, в которых нужно было:

  • озвучить решение о реорганизации созданного объединения,
  • сформулировать пути развития и деятельности на ближайшие 5 лет (2016-2020 гг.),
  • предоставить концепцию развития кадрового обеспечения.

Примечательно, что принять участие в конкурсе разрешили не всем ВУЗам. В частности, не могут принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии те объединения ВУЗов, которые были созданы задолго до начала проекта. Московские и Санкт-Петербургские университеты также оказались не удел.

На сегодняшний день право участия в программе создания опорных ВУЗов получили 11 претендентов. В их число вошли:

  • Гостехуниверситеты — Волгоградский, Воронежский, Донской, Костромской, Омский, Самарский, Уфимский.
  • Госуниверситеты — Вятский, Орловский, Сибирский, Тюменский.

Специалисты уверены, что эти сильнейшие университеты станут идеальной основой для создания мощной образовательной базы регионального уровня, которая не только обеспечит подготовку высококлассных специалистов и предотвратит отток перспективных студентов в ведущие ВУЗы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и Новосибрск, но и будет способствовать развитию всего региона в целом.

Каждая из этих структур претендует на получение основной ежегодной выплаты, в размере 200 миллионов рублей (на протяжении всей программы от 1 до 3 лет). При этом 20% суммы предоставленной государственной субсидии, ВУЗы должны направить на развитие собственного проекта.

Уже известно, что финансирование распределено в неравных долях. Лидерами в этой «гонке» являются:

  • Костромской государственный технологический университет;
  • Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
  • Вятский государственный университет.

Именно эти ВУЗы получат основное субсидирование — 200 млн рублей в год. Об этом свидетельствует протокол № ДЛ-5/05пр от 01.02.2016 года. Остальные претенденты проекта получат субсидии в сумме 100 и 150 миллионов рублей. Такое решение было принято комиссией на основании предоставленных программ развития университета и условий их реализации.

Иркутская история

Губернатор области С. Левченко назвал опорные вузы РФ вредным начинанием, призвал всеми силами пытаться уклониться от участия в этом конкурсе Минобрнауки. Он уверен, что без тяжких последствий никак невозможно провести чисто механическое объединение в опорный вуз: обязательно пострадают и студенты, и региональная научная элита.

Такого плана экспериментальное деление учебных заведений «по сортам», непродуманная и явно насильственная консолидация во имя каких-то мифических семи показателей, якобы способных определять качество в сложнейшем процессе образования, С. Левченко считает неправильным и вредным.

Достижение целей

По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.

Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:

  • В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
  • Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
  • Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
  • ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
  • Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.

Зачем это на самом деле?

Получается довольно интересная ситуация. Часть вузов получила финансирование и статус федерального университета. Часть — только одобрение на существование в составе объединения нескольких вузов под одной вывеской опорного.

При этом, не очень понятна роль опорного — на них возлагаются те же цели, что и на федеральные вузы. Если в городе существует оба типа учебных заведений, придется устраивать гонки и делить ниши развития. Кто победит — понятно уже сейчас.

Для опорных вузов уже сейчас ставятся невыполнимые задачи: научно-исследовательская работа на каждого сотрудника должна улучшиться вдвое. Число публикаций в достойных журналах — и вовсе, втрое. Без увеличения бюджета, без финансирования. Не справился — потерял статус.
Я думаю, не стоит напоминать о позорных зарплатах преподавателей, их мизерном количестве и бесполезной системе грантов. Объединение вузов не улучшит ситуацию. В случае схожих специальностей в объединяемых — даже ухудшит, за счет сокращения числа учащихся (которые и приносят основной доход).

Список вузов

В перечень образовательных организаций, имеющих статус опорных университетов, входят узкопрофильные и многопрофильные вузы. География учебных заведений, общее количество бюджетных мест и стоимость обучения в них приведены в таблице.

Регион Название вуза Количество бюджетных мест Разброс стоимости за год, руб.
Кемеровская область КемГУ – Кемеровский государственный университет 1 201 107 220 – 118 000
Алтайский край (г. Барнаул) АлтГУ – Алтайский государственный университет 887 41 720 –190 200
Омская область ОмГТУ – Омский государственный технический университет 1 428 56 500 – 110 000
Псковская область ПсковГУ – Псковский государственный университет 520 96 900 –189 480
Белгородская область БГТУ – Белгородский государственный технический университет им. В. Г. Шухова 1 105 75 000 – 105 900
Самарская область (плюс еще один опорный вуз в г. Тольятти) СамГТУ – Самарский государственный технический университет 2 191 96 800 – 157 600
Воронежская область ВГТУ – Воронежский государственный технический университет 1 682 92 000 – 152 400
Саратовская область СГТУ – Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина 980 86 780 – 148 800
Краснодарский край СГУ – Сочинский государственный университет 247 107 200 – 175 600
Тульская область ТулГУ – Тульский государственный университет 1 417 101 000 – 160 000
Ульяновская область УлГУ – Ульяновский государственный университет 795 89 510 – 15 1510
Вологодская область ЧГУ – Череповецкий государственный университет 603 59 322 – 115 482
Ярославская область ЯрГУ – Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова 747 109 304 – 122 632
Мурманская область МАГУ – Мурманский Арктический государственный университет 345 150 000 – 210 000
Томская область СибГМУ – Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России 832 148 300 – 206 820
Республика Башкортостан УГНТУ – Уфимский государственный нефтяной технический университет 1 269 105 000 – 164 000

Это не полный список – опорные вузы есть и в других регионах России: в Тюменской, Тульской, Орловской, Челябинской, Костромской, Владимирской, Волгоградской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Новгородской и Нижегородской областях, Красноярском крае, республиках Карелия, Коми, Марий Эл и в Калмыкии.

Обучение в вузах можно пройти на платной основе и на бюджетных местах. Оказываемая государством субсидиарная поддержка дает возможность осуществлять прием в больших объемах на стратегически значимые для региона специальности.

В расценках на платное образование также наблюдается существенный разброс. Традиционно чем привлекательнее для абитуриента направление, тем оно дороже. Диапазон стоимости услуг (от самой низкой до максимально возможной) представлен на графике.

Самые высокие расценки на учебу в опорных вузах, которые относятся к узкопрофильным университетам. В частности, в Томске готовят первоклассных медиков, а в Мурманске занимаются разработками в сфере освоения Арктики и Крайнего Севера. Обе отрасли высокотехнологичны и требуют существенных затрат на подготовку специалистов, поэтому цена обучения вполне оправданна.

Минобрнауки России запускает второй этап конкурса по созданию опорных университетов

Соответствующий приказ о проведении 2 этапа конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития и создания на базе образовательных организаций опорных университетов подписан 17 февраля Министром образования и науки О.Ю. Васильевой.

Проект по созданию опорных университетов нацелен на формирование в регионах научно-образовательных центров, ориентированных, прежде всего, на запросы региональной экономики и регионального рынка труда.  Каждый университет должен будет разработать совместно с региональными властями программу развития опорного университета с амбициозными значениями критериев, в числе которых высокие показатели трудоустройства выпускников, публикационной активности научных работников, рост объема НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника и другие.

Первый этап конкурса прошел в 2016 году, и по его итогам было создано 11 опорных университетов.

«Прежде всего, эта программа позволяет талантливым ребятам получать престижное высшее образование внутри своего региона, а региону в свою очередь, существенно повышать свой кадровый потенциал. Программа уже  показала свою эффективность в развитии регионов, где уже созданы опорные университеты, и мы намерены распространять этот опыт», — отметила О.Ю. Васильева

Согласно правилам проведения, участником конкурса может стать любой государственный вуз федерального значения, при этом участие в конкурсе не распространяется на образовательные организации, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет», реализующие программы повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект 5/100), образовательные организации, расположенные в г. Москве и г. Санкт Петербурге, а также образовательные организации, расположенные в муниципальных образованиях Российской Федерации, в которых уже созданы опорные университеты.

Срок приема заявок на конкурс – с 20 февраля по 20 марта 2017 года.

Для допуска к участию в конкурсе заявка, кроме прочего, должна содержать проект программы развития опорного университета, отражающей модернизацию по ряду основных направлений деятельности университета. В случае победы в конкурсе, вуз будет обязан в течение 3-х месяцев разработать и представить в Минобрнауки России программу развития опорного университета сроком на 5 лет.

Отбор заявок и проверку их содержания на соответствие условиям конкурса будет проводить конкурсная комиссия при Минобрнауки России. Определять претендентов на победу из отобранных заявок, требуемый размер субсидий, каждому из победителей, а также проводить экспертную оценку представленных программ развития будет Совет по реализации программ развития опорных университетов, под председательством Министра образования и науки Российской Федерации Васильевой О.Ю., в состав которого также входят представители Минобрнауки России, ассоциаций работодателей, представители региональных органов власти, профессионального и экспертного  сообщества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector