Огэ для детей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание:
- ГВЭ-2021 для выпускников с ОВЗ и малолетних преступников
- Критерии оценивания
- Математика для детей с ОВЗ В средней школе
- Что такое ГВЭ
- Демоверсии и тренировочные задания для детей с ОВЗ
- Дети выпускных классов с ОВЗ подготавливаются к ОГЭ
- ГВЭ-2021 для выпускников, не поступающих в вузы и не имеющих ОВЗ
- Особенности ГИА для участников с ОВЗ
- Категории участников ОГЭ
- Как добиться перевода школьника на адаптированную программу?
- Экзамен для людей с проблемами зрения
- ЕГЭ или ГВЭ?
- Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ
- Льготы при сдаче ГИА
- Презентация на тему: » Организация проведения государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов и инвалидов Попова Валентина.» — Транскрипт:
- Заключение
ГВЭ-2021 для выпускников с ОВЗ и малолетних преступников
ГВЭ как альтернативная форма аттестации за 11 лет учёбы в школе существует уже давно. Многие об этом не знают, но ГВЭ каждый год сдают (вместо ЕГЭ) школьники с ОВЗ, воспитанники учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и ученики, находящиеся в местах лишения свободы.
Схема поступления в вузы у выпускников, сдавших ГВЭ, другая. Они имеют право участвовать в конкурсе на бюджетные места в вузах не по баллам ЕГЭ, а по результатам внутренних вузовских экзаменов. Этот алгоритм очень похож на систему поступления в вузы в советское время: сначала сдаёшь экзамены в школе, получаешь аттестат и затем сдаёшь вступительные экзамены в вузе.
ГВЭ — это всегда облегчённый вариант экзамена (по сравнению с ЕГЭ), но не надо думать, что всё так просто. Во-первых, получить возможность сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ можно только при условии прохождения ПМПК (психолого-медико-психологическая комиссии), и любой желающий до 2021 года не мог получить право заменить ЕГЭ на ГВЭ без справки от ПМПК.
Во-вторых, многие выпускники с ОВЗ, имеющие полное право не сдавать ЕГЭ, всё равно не подают документы на сдачу ГВЭ, поскольку проще сдать один раз ЕГЭ, чем сначала ГВЭ, а затем вступительные в вузах. У каждого такого школьника есть выбор (ГВЭ или ЕГЭ), и многие выбирают ЕГЭ с целью экономии времени и сил.
Как будут сдавать ГВЭ школьники с ОВЗ в 2021 году
В этом году выпускники с ОВЗ будут сдавать только два обязательных экзамена: ГВЭ по русскому языку и ГВЭ по математике. Успешно сдав ГВЭ, выпускники с ОВЗ получат аттестаты и смогут подать заявления на участие в конкурсе на бюджетные места высших учебных заведений. Для поступления в вузы они должны будут, как и во все предшествующие годы, пройти вузовские вступительные испытания.
Задания ГВЭ-2021 у выпускников с ОВЗ будут свои
Демоверсии этих ГВЭ для выпускников с ОВЗ давно опубликованы разработчиками ФИПИ:
Ещё раз обращаем внимание: эти задания не подходят для основной массы выпускников 2021 года, которым дали возможность в этом году сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ. Об этой категории выпускников тоже рассказываем подробно, чтобы не было путаницы
Критерии оценивания
Технари и другие представители физиков-неромантиков могут спать спокойно: для них существуют лишь «зачет» и «незачет». А вот тем, кто собирается наживаться на словоблудии, придется изучить критерии оценивания итогового сочинения более внимательно. Баллы, которые они получат за ИС, будут присовокуплены к их результатам на ЕГЭ. Более того, сам акт творчества предстанет перед судом приемной комиссии в вузе и попадет на стол к важным людям. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.
Школьные критерии для проверки итогового сочинения довольно-таки просты, их всего 6 (если считать только основные). Главное, чтобы Ваша работа отвечала трем из этих требований: соответствие теме, объем и аргументация. Если хоть один Вы провалите, зачета не видать, как и допуска к ЕГЭ. Как понять, подходит ли работа по этим критериям? Вот подробная расшифровка каждого критерия с примерами распространенных ошибок. Здесь же мы просто перечислим все критерии и кратко опишем их:
- Соответствие теме. Если содержание текста никак не вяжется с тезисом, работа не пройдет, как Балрог мимо Гэндальфа.
- Объем сочинения. Нужно не менее 350 для хорошего результата, но для зачета по этому пункту достаточно 250 слов.
- Аргументация (0-2 балла). Если Вы привели лишь один внятный аргумент, то получите один балл. Вас могут лишить зачета грубые фактические ошибки («Дмитрий Раскольников») или отсутствие привязки примера к теме (тема о войне, а пишите Вы о защите экологии).
- Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Если проверяющий захлебнется в бурном течении Вашей мысли, то баллов Вас лишат. Каждое предложение должно быть связано с другим логически.
- Качество письменной речи (0-2 балла). Если в тексте много речевых ошибок (тавтологии, плеоназмов и т.д.), баллы Вам спишут, как жизни в игре. Издевательство над родной речью трудно понять в прямом смысле слова, и мораль тут ни при чем.
- Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если у Вас проблемы с качеством письменной речи, попросите у организаторов орфографический словарь, так Вы хотя бы сократите количество недочетов.
Кроме этих шести первооснов успеха, есть еще 7 критериев, по которым Вам присваиваются баллы. Их и засчитают в приемной комиссии, если в вузе сочинения не проверяются отдельно и по внутренним критериям. В этом моменте гуманитариям лучше взяться за счеты. Перед Вами таблица баллов итогового сочинения:
Оригинальный подход | 0-1 балл | Если Вы готовы рискнуть, облагородив речь красочными тропами или усовершенствовав повествование интересными трипами, можете побороться за этот балл. |
Фактологическая точность | 1 балл | Не говорите о том, чего не знаете наверняка, иначе балл упорхнет восвояси. |
Ошибки речи | 0-2 балла | Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки Вам скостят по доброте душевной. А вот 3-4 съедят целый балл. Мораль: не используйте того, в чем совсем не уверены. |
Нормы орфографии | 0-3 балла | У Вас есть право на 1 ошибку, а дальше баллы начнут таять, как снега в сказке «12 месяцев» и надежда в «Реквиеме по мечте». |
Самостоятельность | Принято верить в то, что все выпускники пишут сочинения сами. Ходят слухи о проверке на антиплагиат, но во многих школах нет даже туалета в здании, так что такие технические возможности есть далеко не везде. И все же лучше подстраховаться и оформлять цитаты как полагается. | |
Нормы пунктуации | 0-3 балла | Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла). |
Нормы грамматики | 0-2 балла | Та же ситуация, что в предыдущем пункте. |
Самая топовая работа получит все 20 баллов. Но если Вы, наивный и несчастный выпускник, думаете, что все баллы будут проставлены рядом с результатами ЕГЭ, Вы жестоко ошибаетесь. Нельзя просто так взять и посчитать баллы по-человечески, без этой валютной конвертации и математической возни. Нужно перевести одни «бантики» в другие. Курс невыгоден, но что делать…
Баллы за итоговое сочинение рассчитываются так: от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
- от 5 до 6 – 1 балл;
- от 7 до 8 – 2 балла;
- от 9 до 10 – 3 балла;
- от 13 до 14 – 5 баллов;
- от 15 до 16 – 6 баллов;
- 17 – равны 7 баллам;
- 18 – 8 баллам;
- 19 – 9 баллам;
- 20 – 10 баллам.
Математика для детей с ОВЗ В средней школе
Переход в пятый класс обычно связан со значительными изменениями в условиях обучения. В конце года проводится промежуточная аттестация по математике в 5 классе, дети с ОВЗ также ее проходят. Обычно в этот период возможна плановая коррекция уровня сложности обучения и оценка способностей школьника.
Разработка программы подразумевает, что восприятие информации происходит медленнее, поэтому при обучении детей с ОВЗ:
- более наглядно расписывают информацию;
- больше уделяют времени новым темам;
- медленнее повышают уровень сложности;
- критичнее относятся к результатам контрольных работ;
Учителям важнее поддерживать интерес ребенка к обучению, поэтому новый материал вводится дозировано и ненавязчиво. Программы включают в себя полный курс математики в упрощенном виде
Некоторым из тем не уделяют столь глубокое внимание, как в обычной школе. Углубленно изучаются наиболее важные моменты, чтобы добиться самостоятельного развития математического мышления у детей
ОВЗ планирование по математике учитывает несколько групп детей и рассматривает темы по-разному, но в целом к концу года дети изучают одинаковый объем материала.
Программы математики с адаптацией по ОВЗ
Класс | Рассматриваемые темы |
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
Существует несколько программ по математике для детей с ОВЗ. В пятом и девятом классе, дети готовятся к аттестации и экзамену, на основе которых планируется дальнейшее обучение. Контрольная работа по ОВЗ за 6 класс, как и тесты в 7 или 8 классе, предназначены для определения уровня усвоения представленного материала и коррекции методики преподавания. Поэтому могут быть использованы как игровые контрольные по математике по ОВЗ или тесты, так и устное собеседование или оценивание уровня знаний на основе средних оценок учащегося.
Чтобы понять готовность ученика к итоговой аттестации в пятом классе, можно взять материалы и проверить, как он напишет контрольную работу по математике ОВЗ за 5 класс дома. Это сможет подготовить его к аттестации и увидеть, какие темы лучше повторить.
Статья в тему: Программа ЗПР 5-9 класс — принцип обучения
Что такое ГВЭ
ГВЭ — это разновидность , которую сдают школьники 9 и 11 классов в Российской Федерации.
В статье 59 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» написано, что итоговая аттестация — это форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Понятие ГВЭ прописано в отдельном приказе Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора.
ГВЭ–9 — это вариация ОГЭ в 9 классе, а ГВЭ–11 — вариация ЕГЭ в 11. Как ясно из приказа, главное отличие государственного выпускного экзамена от обычной аттестации в том, что он предназначен для учеников, которые подходят под определённые критерии:
- дети-инвалиды, ученики с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- школьники, отбывающие наказание в исправительных колониях;
- воспитанники специализированных школ или интернатов закрытого типа.
Демоверсии и тренировочные задания для детей с ОВЗ
Разобраться в требованиях к тому или иному формату аттестации и отточить навыки, необходимые для успешной сдачи ОГЭ, помогут специальные сборники тренировочных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Участники с ОВЗ выполняют задачи того же уровня сложности, что и остальные выпускники, но составленные и оформленные с учетом возможностей здоровья особенных детей.
Математика
По объему проверки изученного материала варианты ОГЭ по математике для детей с ОВЗ не отличаются от обычных. Вопросы охватывают основные разделы учебного курса 5–9 классов: арифметику, алгебру, геометрию, вероятность и статистику.
На устном экзамене ученик должен решить одно из предложенных в каждом из пяти разделов билета заданий и дать краткий или развернутый ответ, поясняя вычисления или обосновывая порядок математических действий и т. д.
На подготовку к ответу дается не менее 60 минут.
Составить представление о типе и сложности вопросов поможет спецификация контрольно-измерительных материалов для устного ОГЭ по математике.
В ЭМ (экзаменационных материалах) для письменной ГИА-9 есть задачи:
- с выбором варианта ответа;
- на установление соответствия;
- для полного решения.
По уровню сложности задания устного и письменного форматов ОГЭ не отличаются:
Ознакомиться с критериями оценивания и вариантами заданий на письменном ОГЭ по математике для детей с ОВЗ можно в спецификации ЭМ.
Русский язык
Задания ОГЭ по русскому языку для детей с ОВЗ составлены с учетом специфики заболеваний или особых состояний здоровья выпускников. Для устной аттестации используются билеты с текстами и заданиями для проверки навыков логического мышления, знания грамматических, пунктуационных, орфографических правил. Письменный экзамен проводится в виде:
- сочинения;
- изложения с творческой частью;
- диктанта – особая форма оценивания для детей с аутистическими расстройствами.
Экзаменационные материалы составлены с учетом различных типов заболеваний:
- маркированные буквами «А» и «С» рассчитаны на учеников со слабым слухом, зрением, проблемами опорно-двигательного аппарата;
- литерой «К» помечаются задания для глухих детей, выпускников с тяжелыми речевыми расстройствами или задержкой психического развития.
Критерии оценивания ответов, перечень тем и правил, знание которых проверяется на ОГЭ для выпускников с ОВЗ, а также образцы ЭМ представлены в спецификациях к материалам устного и письменного экзаменов.
Сегодня делается все возможное для того, чтобы трудности, связанные с ОВЗ, не влияли на образовательные и карьерные амбиции молодых людей. Воспользовавшись на ОГЭ дополнительными правами, предоставленными законодательством, участники с ограниченными возможностями здоровья могут получить на экзамене справедливые баллы, которые не испортят аттестат.
Дети выпускных классов с ОВЗ подготавливаются к ОГЭ
Ученики девятого класса сдают ОГЭ, при этом дети с ограниченными возможностями здоровья также к нему готовятся. Для таких школьников существуют специальные условия проведения экзамена, а также особые критерии оценивания результатов по математике ОВЗ после проведения ОГЭ. Школьник, прошедший обучение по особому курсу, имеет несколько вариантов сдачи ОГЭ: в виде письменной контрольной или устного собеседования.
Процедура сдачи отличается от обычного экзамена, потому что дети отличаются уровнем развития психики и физиологических отклонений. Перед тем как направить школьника на ОГЭ, выполняются следующие процедуры:
- преподаватель составляет характеристику на ученика с ОВЗ по математике;
- определяется уровень сложности экзамена;
- выбирается разрешенный метод сдачи;
- обязательно пишется заявление на сдачу ОГЭ в определенном виде.
Экзамен по математике за девятый класс с учетом особенностей ОВЗ будет иметь существенное значение, если учащегося собираются перевести в учебное заведение специализированного типа
Если он останется учиться в обычной школе дальше, ему будет важно просто набрать проходной балл
ГВЭ-2021 для выпускников, не поступающих в вузы и не имеющих ОВЗ
Выпускники, не планирующие поступать в вузы и не имеющие ограничения по здоровью, подтверждённые справкой ПМПК, тоже будут сдавать в 2021 году два обязательных ГВЭ по русскому языку и математике, но совсем по другим заданиям и без возможности потом поступать в вузы.
Если выпускник не имеет справки от ПМПК и сдаёт ГВЭ для получения аттестата, то он проходит экзамены по русскому языку и математике в формате «облегчённого ЕГЭ». Что это значит?
ГВЭ по русскому языку 2021 года для не поступающих в вузы
ГВЭ по русскому языку, согласно новому пресс-релизу Рособрнадзора, для такой категории выпускников пройдёт в своей школе, а не в ППЭ. Проверку этих контрольных работ будут осуществлять учителя-предметники школы.
Содержание нового экзамена — это привычные нам задания ЕГЭ по русскому языку, только выполнить надо будет не все задания, а только с 1 по 24. Все эти задания можно посмотреть в демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2021 года, размещённой на сайте ФИПИ:
ГВЭ по математике 2021 года для не поступающих в вузы
Согласно новому пресс-релизу Рособрнадзора содержание ГВЭ-2021 по математике для не поступающих в вузы будет состоять из некоторых заданий базового ЕГЭ по математике. Какие именно задания будут исключены из демоверсии ГВЭ, пока не сообщили. Пока вы можете ознакомиться с официальной демоверсией ЕГЭ по базовой математике 2021 года:
ФИПИ должно опубликовать демоверсии ГВЭ-2021 для не поступающих в вузы до 10 февраля 2021 года. Когда это произойдёт, мы будет иметь исчерпывающее представление о количестве заданий и уровне их сложности. Также мы надеемся, что ФИПИ и Рособрнадзор подробно разъяснят, сколько баллов необходимо будет набрать выпускникам, чтобы преодолеть минимальный порог для получения аттестата. А пока продолжаем готовиться к экзаменам. Кстати, ГВЭ пройдёт в этом учебном году с 24 по 28 мая.
Особенности ГИА для участников с ОВЗ
В зависимости от дальнейших образовательных планов выпускники с ОВЗ и инвалидностью по желанию могут сдавать только обязательные математику и русский язык, совсем отказавшись от аттестации по дополнительным предметам или сократив их количество.
Оговоренные нормативной базой особенности проведения ГИА для участников с ОВЗ можно условно разделить на две категории:
- Организационно-технические – образовательное учреждение должно предоставить детям с ОВЗ комфортный доступ в учебные помещения, санузлы, лифты (если пункт приема экзаменов (ППЭ) размещен не на первом этаже). Классы оснащаются дополнительной аудиовизуальной техникой, соответствующей характеру заболевания, или же ученикам разрешено пользоваться собственными вспомогательными средствами.
- Методические – контрольно-измерительные экзаменационные материалы разрабатываются на основании требований ФГОС к уровню знаний выпускников, но с учетом особенностей состояния здоровья разных категорий участников ОГЭ.
Формы проведения аттестации
В какой форме обучающиеся с ОВЗ могут сдавать ГИА, решают школьники, их родители или опекуны. По желанию вместо стандартной государственной итоговой аттестации можно выбрать устный экзамен с традиционными билетами или один из письменных форматов: сочинение, изложение, диктант. Главное – заранее в заявлении на сдачу ОГЭ указать, как именно выпускник намерен проходить ГИА.
Формы проведения ОГЭ для разных категорий выпускников с ОВЗ согласно методическим рекомендациям ФИПИ.
Продолжительность
Льготный дополнительный лимит экзаменационного времени для участников ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья составляет полтора часа. Эти 90 минут прибавляются к стандартным предметным нормативам. Например, ОГЭ для детей с ОВЗ по математике может длиться не 235 минут, а 325.
Длительность ОГЭ по предметам на выбор.
Продолжительность ОГЭ по обязательным предметам.
Кроме того, добавляется полчаса на устный ответ на экзаменах по иностранным языкам. Сдача «Говорения» обязательно записывается на звуковые носители.
Особые условия
К выпускникам, которые не могут прибыть в ППЭ, экзаменаторы с необходимым оборудованием выезжают на дом. Для тех, кто сдает ОГЭ в учебном заведении дольше 4 часов, организовывается перерыв для приема пищи, выполнения обязательных медицинских манипуляций. В остальном особенности экзаменационного процесса зависят от специфики ограничения возможностей учащихся.
Организационная специфика ОГЭ по характеру заболевания
Факторы ограничения | Дополнительное оснащение/организационные меры |
---|---|
Слух |
|
Зрение |
|
Опорно-двигательный аппарат или только дисфункция верхних конечностей |
|
Как и при стандартной сдаче ОГЭ, ведется видеонаблюдение без подключения к сети Интернет.
Категории участников ОГЭ
Действующие с осени 2016 года образовательные стандарты (ФГОС ОВЗ и УО) определяют ОВЗ как значительные медицинские проблемы:
- со зрением или слухом (частичная или полная утрата);
- с речью (серьезные случаи дисфункции речевого аппарата);
- с опорно-двигательной системой;
- с психическим развитием (в том числе и диагностированные аутистические расстройства).
Заключение о наличии проблем со здоровьем дает психолого-медико-педагогическая комиссия. Документ, подтверждающий ОВЗ, носит рекомендательный характер: школьник может проходить аттестацию на общих основаниях или воспользоваться льготными условиями и дополнительными правами, предоставленными законом. Если выбран второй вариант, то в пункт проведения экзамена (обычно ППЭ устраиваются в образовательных организациях, где учатся участники ГИА) надо подать заявление, в котором указываются необходимые ребенку особые условия, и приложить копию заключения комиссии.
Как добиться перевода школьника на адаптированную программу?
Нуждается ли школьник в обучении по программе ОВЗ, решают врач, преподаватели и родители. Она разработана для детей с физическими и психологическими отклонениями. Чтобы ученик осваивал адаптированный курс предмета, родителям следует:
- собрать документы;
- пройти медицинскую комиссию;
- утвердить программу обучения;
- удостовериться в том, что школа в состоянии реализовать программу.
Существует ряд рабочих программ по математике для ОВЗ. Они отличаются между собой по уровню сложности. Какой из них нужен определенному ученику, определяет комиссия врачей. Изменять уровень сложности обучения имеют право родители и учителя в процессе обучения, наблюдая за уровнем восприятия материала.
Экзамен для людей с проблемами зрения
Чтобы проверить знания у таких учеников, задействуют задания рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля. Если ученик недавно лишился зрения, ему предлагают использовать компьютер с синтезатором речи и допосвещение специальными светодиодными лампами.
Еще до экзамена ученик должен связаться с организаторами и предупредить, как ему будет удобнее работать: с проекторами и специальным освещением, с компьютерами или специальным шрифтом, нужна ли ему лупа.
К таким детям на экзамен приставляют ассистента, который будет помогать в решении любых вопросов по заполнению бланков.
При вынесении решения о сдаче экзамена создают тифлокомиссию, все члены которой владеют шрифтом Брайля. Процесс проходит под четким наблюдением ФИПИ и Рособрнадзора для максимального удобства детей.
ЕГЭ или ГВЭ?
ОГЭ и ЕГЭ для детей-инвалидов проводят на общих основаниях (как и всегда), но с особыми условиями.
Дети-инвалиды могут выбирать, что им сдавать: Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) или единый государственный экзамен (ЕГЭ). Различие заключается в том, что первый экзамен проходит не в виде теста, а в виде ответа на билет или устно.
Специалисты уверены, что такая форма сдачи будет более комфортна людям с повышенным уровнем тревожности.
Но есть и минус сдачи такого экзамена: результаты ГВЭ не учитываются при поступлении в вуз. Так что всем желающим абитуриентам придется сдавать отдельно вступительные экзамены.
Если всех участников экзамена обязательно проверяют на металлоискателе, то ребенка с ОВЗ в зависимости от диагноза от этой процедуры могут освободить. Например, если у него с собой кардиостимулятор, слуховой аппарат, медицинский прибор или препараты для экстренной медицинской помощи и т.д.
Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ
Государственный выпускной экзамен проводится в те же сроки, что и обычная итоговая аттестация, но имеет несколько отличий:
- Возможность самостоятельно выбрать форму экзамена по русскому языку (сочинения или изложения с творческим заданием). Определиться с ними можно в день экзамена, ознакомившись с темами сочинения и материалом для изложения.
- Увеличение времени экзамена на полтора часа для ребят с ОВЗ.
- Проведение аттестации на дому, если у ученика нет возможности приехать в школу лично. В этом случае приходят два организатора, а квартира оснащается системой видеонаблюдения.
- Разработка контрольно-измерительных материалов с учётом специфики разных заболеваний. Например, для ребят с нарушением зрения задания будут предоставлены устно либо шрифтом Брайля, выпускникам с расстройствами слуха и речи разрешают прибегать к помощи сурдопереводчика, а при тяжёлых речевых расстройствах можно сдать абсолютно всё письменно.
- Применение пятибалльной системы оценки — даже на ГВЭ–11, хотя результаты обычного ЕГЭ принято переводить в стобалльную систему.
- Присутствие ассистентов и врачей в течение экзамена. Ученику в любой момент придут на помощь — в случае и технических проблем, и плохого самочувствия.
Формы ГИА
Льготы при сдаче ГИА
Ребенок-инвалид может выбрать срок, форму и перечень предметов для проведения экзамена, о чем он должен указать в заявлении, поданном в школу или в районный орган управления образованием до 1 февраля. Экзамен в форме ЕГЭ могут сдавать выпускники прошлых лет. Расписание экзаменов на досрочный, основной и дополнительный период утверждается Рособрнадзором в декабре.
- в 9 классе:
- ГВЭ-9;
- ОГЭ со сдачей четырех или двух предметов;
- в 11 классе:
- ГВЭ-11;
- ЕГЭ со сдачей двух обязательных (русский язык и математика). Выпускник может выбрать для сдачи на профильном уровне те предметы. которые потребуются для поступления в ВУЗ (колледж).
При сдаче ГВЭ (традиционный способ проведения экзамена) допускается замена письменных работ по русскому языку и математике на устный экзамен. На основании диагноза выпускнику с ОВЗ предоставляется право выбрать место проведения экзамена (в школе, дома, в больнице), а по русскому языку — его вид (сочинение, изложение или диктант).
При сдаче ЕГЭ (ОГЭ) экзамены проводятся на пунктах ППЭ, формируемых с учетом количества выпускников, изъявивших желание сдавать экзамен, по каждому предмету. Из-за ограниченности количества пунктов, по некоторым предметам организуется подвоз детей на ППЭ.
Выпускник на пункт в день проведения ЕГЭ (ОГЭ) без паспорта и пропуска не допускается. Ребенку-инвалиду с собой необходимо иметь копию удостоверения. Он имеет право подать апелляцию руководителю пункта, если были замечены организационные нарушения.
Из опыта: если у ребенка с ограниченными возможностями здоровья плохое самочувствие (обострение заболевания, волнение, повышенная утомляемость) необходимо прекратить работу и объявить об этом организатору. Медработник составляет акт о прекращении аттестации. На бланке КИМ экзамена делается пометка. Работа не проверяется комиссией, экзамен пересдается в резервный день.
При несогласии с выставленной оценкой, в день объявления результатов подается апелляция в ГЭК (МЭК). При получении неудовлетворительной отметки, предмет можно пересдать в резервный день.
Допускается сочетание двух форм проведения итоговой аттестации.
Из опыта: если ребенок-инвалид обучался на дому (формы: семейное, очно-заочное или заочное), администрация школы будет убеждать выпускника отказаться от прохождения ЕГЭ (ОГЭ) в связи с малым объемом программы его обучения (не более 12 часов в неделю), и проходить ее в форме ГВЭ.
Особенности технического оснащения мест проведения
Техническое оснащение мест проведения ГИА приводится в соответствии с требованиями писем Рособрнадзора от 11.02. 2014 г. № 02-60 и от 23.10.2018 № 10-875:
- для слабовидящих изготавливаются копии бланков КИМ со шрифтом 18 pt, в аудитории устанавливаются дополнительные светильники, дающие достаточное для участника освещение, подготавливаются увеличивающие устройства;
- для слепых материалы переводятся на шрифт Брайля. Участник оформляет работу в специальной тетради для письма. В соответствии с записями выпускника тифло-переводчик оформляет бланки ЕГЭ;
- для выпускников с тяжелыми нарушениями слуха, устанавливается звукоусиливающая аппаратура. Используется сурдопереводчик;
- аудитории для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудуются пандусами, креслами, лежаками, компьютерами (при необходимости). Предусматривается перемещение участников в туалетные комнаты по коридорам с поручнями и расширенными проемами;
- для сложных диагнозов помещения оборудуются на основании рекомендаций врача с учетом психофизического развития.
Презентация на тему: » Организация проведения государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов и инвалидов Попова Валентина.» — Транскрипт:
1
Организация проведения государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов и инвалидов Попова Валентина Васильевна, ведущий инспектор отдела итоговой аттестации и оценки качества образования министерства образования и науки края
2
Нормативное и методическое обеспечение проведения ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования»
3
Методическое обеспечение проведения ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (письмо Рособрнадзора от /10-01) Методические рекомендации по организации и проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ Методические рекомендации по проведению ГИА по образовательным программам среднего общего образования по всем учебным предметам в форме ГВЭ (письменная форма) Методические рекомендации по проведению ГИА по образовательным программам среднего общего образования по всем учебным предметам в форме ГВЭ (устная форма) Методические рекомендации по проведению ГИА по образовательным программам основного общего образования по всем учебным предметам в форме ГВЭ (письменная форма) Методические рекомендации по проведению ГИА по образовательным программам основного общего образования по всем учебным предметам в форме ГВЭ (устная форма)
4
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий Ст.2, п. 16 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »
5
Обучающиеся с ОВЗ при подаче заявления представляют копию рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы
6
Формы проведения ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов Единый государственный экзамен (11 класс) Основной государственный экзамен (9 класс) ЕГЭ, ОГЭ Государственный выпускной экзамен ГВЭ ЕГЭ+ГВЭ ОГЭ+ГВЭ Возможно совмещение форм проведения ГИА
7
Беспрепятственный доступ в аудитории и иные помещения в ППЭ Возможность пользоваться необходимыми техническими средствами Организация питания и перерывов для проведения медико- профилактических процедур Увеличение продолжительности экзамена на 1,5 ч.Наличие ассистента в ППЭ для: содействия в перемещении оказания помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки вызова медперсонала оказания неотложной медицинской помощи оказания помощи в общении с сотрудниками ППЭ
8
Рекомендуется формировать отдельные аудитории для следующих категорий участников ГИА с ОВЗ Слепые, поздноослепшие СлабовидящиеГлухие, позднооглохшие СлабослышащиеС тяжелыми нарушениями речиС нарушениями опорно-двигательного аппаратаС задержкой психического развитияС расстройствами аутистического спектра Иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, и др.)
9
ГИА может быть организована в ППЭ на дому для лиц, имеющих медицинские основания для обучения на дому соответствующие рекомендации психолого- медико-педагогической комиссии
10
Особенности проведения ГИА-9 в 2016 году — ГВЭ по всем предметам по желанию обучающихся с ОВЗ может проводиться в устной форме -обучающиеся с ОВЗ имеют право сдать экзамены только по обязательным предметам (русский язык и математика)
Заключение
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида зависит не только от его личных желаний и устремлений родителей. Большую, если не главную, роль в обучении и воспитании играют образовательные организации, которые до настоящего времени испытывают большие проблемы при обучении данной категории: нет ни технической, ни психологической готовности (пример: слабовидящих на экзамены просят приезжать со своими средствами увеличения).
Учителя не заинтересованы в обучении выпускников с ограниченными возможностями здоровья на дому — почасовая оплата мала. Учебная программа в 12 часов вместо 36 часовой в 11 классе не способна подготовить выпускника к сдаче ЕГЭ по основным общеобразовательным предметам. Государством сделан первый шаг в вопросе интеграции детей-инвалидов. Но многое еще предстоит сделать.