Научно-исследовательская работа студентов

Комнатные растения

Темы проектных работ начальной школы о комнатных растенияхВыращивание кактусов в домашних условияхЗелёный подоконник в школеКактус – колючий другКто ты, кислый лимон?Лечат ли комнатные растения простуду?Мир кактусовМир растений на подоконникеМожно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?Мои зеленые друзьяМой любимый цветок — бегонияМой цветникМой садМой чудо-цветокМоё увлечение — кактусыО комнатных растенияхПочему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?Секреты «бабушкиной герани»Удивительные кактусыФиалка для мамыФиалки в подарок бабушкеЧто мы знаем о лимоне?

Формы научно-исследовательских работ

Кроме индивидуальной, практикуются и массовые формы научной работы. Вот некоторые из них.

Работа в секциях

В вузах часто работают кружки — добровольные объединения студентов, занятых исследованиями. В секциях собираются люди с общими интересами, они обмениваются опытом и информацией, помогают друг другу продвинуться в работе. Участники собирают обсуждения или выставки, делают доклады, ставят опыты, готовят публикации для научных журналов, пишут заявки на исследовательские гранты. Обсуждают научно-популярные или научно-фантастические фильмы и книги. В зависимости от целей, секции делятся на проблемные и научные.

Студенческие конференции

Конференция — собрание для обсуждения проблемных вопросов, часто теоретических. Участие студентов в конференциях поощряется, но не считается обязательным. Желающий готовит доклад по мотивам своей НИР. Это опыт публичных выступлений, возможность завести полезные знакомства и получить толковый комментарий к работе.

Публикации

Подготовкой статей для публикации в научных журналах студент занимается в соавторстве с научным руководителем или под его руководством. Для учащихся вузов это необязательно. Но в аспирантуре публикации — одно из условий получения степени. В идеале, публикация аспиранта — показатель качества научной работы.

Физкультура и основы здоровья

Темы исследовательских работ начальной школы по физкультуре:Если хочешь быть здоровЗдоровый образ жизниИстория лыжМой режим питанияМолоко полезно детямОпасности двораПрофилактика кариеса у ребят младшего возраста.Полезно ли мороженоеПолезны или вредны дрожжи?Полезные свойства кумысаПольза и применение витаминов.Спортивная жизнь семьиЧто такое витамины?Художественная гимнастика.Шоколад – вред или польза.Я — велосипедист.

Русский язык и литература

Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных).Пиноккио и БуратиноПо тропинкам БасниПоиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.Сказка о царе Салтане.

Виды отчетов по НИР

Отчеты по научно-исследовательской работе подразделяются в зависимости от этапа выполнения на промежуточные и итоговые отчеты. Они отличаются друг от друга по содержанию и объему информации.

Промежуточный отчет по научно-исследовательской работе зависит от этапов работы прописанных в техническом задании. Этапы могут включать в себя патентный и литературный поиск, подготовку к исследованию и собственно результаты исследования.

Итоговый отчет – это заключительный этап всего научного исследования. Он должен включать в себя все основные результаты, в том числе и публикации патентов и статей по результатам работы в различных научных издательствах. Собственно по публикациям и формируется основная часть отчета по НИР.

Правила оформления научно-исследовательской работы

Рассмотрим правила оформления научно-исследовательской работы. Чтобы оформить библиографический список, включаемый в отчёт, необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ Р 7.0.5- 2008.

Рассмотрим пример оформления списка литературы:

Текст набирается на компьютере и распечатывается с одной стороны на листах А4. Междустрочный интервал текста – 1,5.

Следует использовать шрифт TimesNewRoman, для основного текста должен использоваться размер 14 пт, а для таблиц, сносок и приложений – 12 пт. Текст необходимо выровнять по ширине, без отступов.

Для абзаца используется показатель 1,25 см. Переносы расставляются автоматически.

Нумерация всех страниц отчёта выполняется арабскими цифрами. Проставлять порядковый номер страницы нужно в середине нижнего поля.

Стандартная структура текста подразумевает наличие таких элементов, как разделы и подразделы, пункты и подпункты.

Если в тексте НИР допускаются орфографические, синтаксические и пунктуационные ошибки, то оценка будет снижена.

Данный этап является одним из самых важных моментов в оформлении научно-исследовательской работы.

3.1. Как заполнить титульный лист к научно-исследовательской работе

В общую нумерацию страниц отчёта входит и титульный лист, но номер страницы на нём не проставляется. Титульник считается первой страницей отчёта, на нём должна быть информация об исполнителе работы и проверяющем.

Рассмотрим пример оформления титульного листа:

Кроме того, здесь указываются следующие данные:

  • название образовательного учреждения;
  • название и жанр работы, при этом заголовок располагается посередине строки. Он должен быть напечатан прописными буквами, без подчёркиваний;
  • информация об авторе: фамилия, имя и отчество; информация о научном руководителе: ФИО, учёная степень и звание, место работы и должность;
  • место и год написания работы пишется без разделения запятой, при этом буква “г” и слово “год” не указываются.

Как заполнить титульный лист к научно-исследовательской работе правильно? В перечне авторов должна содержаться полная информация о них – фамилии, инициалы, должности, учёные степени и звания руководителей НИР, исполнителей, а также соисполнителей, внесших творческий вклад в выполнение работы.

Общие требования к оформлению научной работы

Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.

Титульный лист

Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда

Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа

Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.

Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.

должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.

Реферат

По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.

В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.

Введение

Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы

Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.

После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:

  1. Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
  2. Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
  3. Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
  4. Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
  5. Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
  6. Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
  7. Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
  8. Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
  9. Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
  10. Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
  11. Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.

Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.

Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках

Основная часть

Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.

Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.

В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.

Общие требования ГОСТа

В 2021 году Государственные стандарты РФ в отношении написания и оформления научных работ не изменились. Они должны соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ 7.32-2017. Это основной документ, который распространяется на все труды научно-исследовательской направленности.

К общим требованиям относятся:

  1. печать текста: бумага формата А4 с одной стороны, ориентация книжная, интервал – 1,5, шрифт – чёрного цвета, 12-14 кегль, тип — Times New Roman (необязательно), поля – справа – 10 мм, слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм;

  2. нумерация страниц сквозная арабскими цифрами по центру снизу начинается со второго листа. Титульный не нумеруют, но учитывают;

  3. общие сведения: ФИО автора и руководителя, названия ОО, имена собственные пишут на языке оригинала (допускается перевод);

  4. титульную страницу оформляют по единому образцу с указанием информации об ОО, структурного подразделения, статуса и темы работы, данных об авторе и руководителе. Внизу обозначают место и год написания.

  5. единицы измерения обозначают согласно системе СИ;

  6. сокращения и аббревиатуры расшифровывают в самом тексте или в сносках при их первом употреблении.

Насекомые

Темы исследовательских работ младших школьников о насекомых:Комар: казнить нельзя, помиловать…Кто живет в компьютере?Кто как приспосабливается к окружающему мируКто такая медведкаКто такие пауки?Маленький, да удаленький, или Как двигаются насекомыеМедовая братваМир жуковМир стрекозМоё открытие о мухеМоя коллекция насекомыхМуравьи и их царствоМуравьиная жизньНаблюдение за циклом развития бабочки павлиний глазНаблюдение за особенностями жизни и поведения богомола в неволеНаблюдение за циклом развития колорадского жукаНаблюдения за развитием муравейникаНасекомые моего двораНасекомые. Какие они?О паукахОткуда пришли рыжие и куда они нас ведут?Ох уж эти комары!Ох уж эти шершни!Паук – человеку другПокровительственная окраска животных (Почему кузнечик зеленый?)Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой садПорхающие цветыПочему бабочки не живут в городе?Почему водомерка ходит по воде?Почему не тонет водомерка?Про муравьевПчела — друг человекаПчелиная семьяРазумны ли муравьи?Сколько точек у божьей коровки?Удивительный мир бабочекХвала пчеле!Чем интересны паукиЧудесное превращение гусеницы в бабочку

Цель и задачи научно-исследовательской работы студентов

НИР создается поэтапно. Студент вместе с научным руководителем: 

  • выбирает злободневную тему;
  • формулирует проблему;
  • определяет объект и предмет исследования;
  • строит гипотезу;
  • ставит цель и задачи;
  • определяет метод работы;
  • собирает и анализирует литературу по теме;
  • проверяет на практике, если поставлена такая задача;
  • решает, подтверждается гипотеза или наоборот;
  • оформляет выводы и предложения;
  • публикует работу, если выявлена практическая ценность.

О принципах написания НИР ниже поговорим подробнее, а пока остановимся на разнице между целью и задачей исследования. Цель связана с проблемой. Грамотная постановка цели должна помочь найти решение. В идеале ее достижение — и есть результат работы.

Задачи — шаги, которые приближают к цели, стратегия автора. От порядка и логики задач зависят  последовательность действий исследователя и структура НИР.

Общепринятый план исследовательской работы

Общепринятый план НИР в целом должен оставаться неизменным

Общераспространен следующий план:

  1. Титульный лист.
  2. Реферат — обычно присутствует в диссертациях или других крупных исследовательских работах. В нем кратко пересказывается содержание основной части.
  3. Список и расшифровка терминов, сокращений, аббревиатур. Присутствие этого блока вариативно — это зависит от специфики самой работы и требований внутри образовательного учреждения.
  4. Введение в научно-исследовательскую работу.
  5. Основная часть, разделенная на главы. В некоторых случаях основная часть может быть поделена на теоретическую, где излагается общая информация по теме, и практическую, где описывается то, как апробируется сформулированная гипотеза и теоретические обобщения из предыдущей главы.
  6. Заключение. В нем обобщаются результаты проделанной работы и формулируются перспективы дальнейшего исследования.
  7. Список использованной литературы. При этом наличие сносок не отменяет списка в конце. Количество требуемой литературы, структурные особенности оформления данного списка могут варьироваться в зависимости от типа работы (курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д.) и требований конкретного образовательного учреждения, факультета или научного руководителя.
  8. Приложение. В приложении помещаются дополнительные данные, на которые исследователь ссылается в основной части. Это могут быть графики, таблицы, изображения, статистические исследования и многое другое.

Этот план может меняться только в частностях. В зависимости от типа работы и требований образовательного учреждения, некоторые пункты могут быть удалены.

Приложение может не потребоваться. Но в целом — это общепринятый шаблон, который нельзя менять по своему усмотрению.

Структура НИР

Согласно ГОСТу 7.32–2001 все отчеты по проведению НИР включают в себя:

  1. Титульный лист – на этой странице пишется название вуза, тема работы, имена студента, научного руководителя.
  2. Оглавление – перечисляются названия всех частей и разделов отчета с указанием номера страниц.
  3. Реферат – должен содержать обзор литературы и описание приложений. Обязательно надо изложить цель, указать объект изучения, применяемые методы, текущую степень внедрения (для прикладных исследований) и ее эффективность, а также перспективы разработки темы.
  4. Введение.
  5. Основная часть.
  6. Заключение.
  7. Библиография – перечисление литературы, использованной в работе. В список включаются книги и другие печатные издания, а также ссылки на интернет-ресурсы, к которым обращался автор. Составляется, как правило, в алфавитном порядке.
  8. Приложения – в разделе могут содержаться протоколы опытов и исследований, графики, диаграммы, карты, таблицы, расчеты, прочая вспомогательная документация.

Введение

Во вступлении описывается предметная область, актуальность, новизна выбранной темы, цели и задачи НИР. Рекомендуемый объем вводной части – 10 % от всей работы. Примерный план введения:

  • значение темы исследования для предметной области;
  • анализ существующих исследований;
  • новизна;
  • указание предмета и объекта исследования;
  • формулирование целей, задач, основной гипотезы;
  • описание всех применяемых способов сбора и анализа данных;
  • обзор использованных источников.

Основная часть

Объем основной части составляет примерно 60–70 % всей работы. Обычно она занимает около 20–40 листов А4. Текст разбивается на главы и параграфы, содержание которых должно передавать ход исследования.

В следующих главах поисковых работ могут быть проанализированы уже проведенные другими авторами исследования, уточнены формулировки, перечислены существующие методики и подходы, оценены перспективы развития направления и так далее. В прикладных работах нужно дать подробную характеристику изучаемого объекта, описать предлагаемые решения, обосновать их эффективность.

Для каждого раздела нужно сделать краткие выводы. Компактные таблицы, схемы, графики, рисунки и другие вспомогательные элементы можно включить в основной текст, большие – надо вынести в приложения.

Заключение

Рекомендуемый объем – примерно 5–10 % от всего текста. В нем подводится итог работы, перечисляются результаты решения поставленных задач, описывается их научная или практическая ценность, даются рекомендации по применению.

Полезные советы

В вашей работе ни в коем случае не должно быть плагиата

Еще несколько советов, которые помогут написать качественную научную работу:

  1. Не нужно бояться переформулировать тему и другие фундаментальные предпосылки, даже если написано уже очень много. Новые данные могут показать, что изначальная тема или уже проработана, или попросту не несет в себе новизны и актуальности. В таком случае, фундаментально переосмыслить всю работу будет единственным верным выходом.
  2. О формальных правилах оформления НИР следует помнить всегда, желательно все необходимые манипуляции проводить уже в процессе написания чернового варианта, что поможет избежать многих проблем в будущем.
  3. Научный руководитель — это не просто преподаватель, который следит за процессом работы. Он направляет ее в нужное русло, редактирует и дает ценные советы. Не следует пренебрегать консультациями. Напротив, следует задавать как можно больше вопросов. В конце концов, этот человек помимо прочего имеет огромный опыт написания исследовательских работ.
  4. Необходимо тщательно следить за источниками. Многие отрасли научного знания развиваются очень быстро, и может выйти так, что статья, написанная буквально год назад, в настоящее время может быть недостоверной и устаревшей. Устаревшие данные в научной работе — серьезная ошибка, которая не пройдет мимо квалифицированного рецензента.
  5. Нужно внимательно следить за стилем повествования. В рамках научной работы избыток терминологии и даже канцеляризмов не считается ошибкой. Напротив, научный стиль имеет свои очень строгие рамки, которых необходимо придерживаться, чтобы содержание работы было воспринято правильно. В глазах рецензента и комиссии владение терминологией и строгое соблюдение норм научного стиля — только плюс.
  6. В работе должно быть цитирование и не должно быть плагиата. Любая мысль, которая принадлежит не автору, оформляется как прямая цитата. Обойти современные антиплагиаты достаточно сложно, к тому же наличие неоформленных заимствований мгновенно понижает ценность работы в глазах рецензента и любого другого читателя.
  7. Отрицательный результат — тоже результат. Следует помнить, что сказать что-то действительно фундаментально новое в рамках той или иной научной отрасли — это крайне сложно. С большой вероятностью, конечный результат работы не будет соответствовать изначально заявленному, и это нормально.
  8. Написанное стоит перечитывать. Всегда. И дело даже не в грамматических, синтаксических ошибках или опечатках. На свежую голову ранее написанное может восприниматься совсем по-другому.

И, конечно же, самая главная рекомендация — это максимально хорошо разобраться в теме своей работы. Широкий теоретический багаж не только поможет написать качественный диплом, курсовую или диссертацию, но и уверенно ответить на вопросы в процессе защиты.

Структура научно-исследовательской работы

Для отчёта по работе характерны структура научно-исследовательской работы и объём, зависящие непосредственно от содержания полученного задания и результатов, выявленных в ходе исследования.

Рассмотрим пример оформления структуры:

К отчету о научно-исследовательской работе предъявляются требования ГОСТ 7.32 (ИСО 5966).

НИР должна иметь следующую структуру:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение – здесь следует кратко описать задачи, цели и актуальность исследования, а также гипотезы;
  • аргументация базовых понятий и теоретической позиции;
  • изложение применяемой исследовательской методики и всех пройденных этапов;
  • изучение результатов, которые были получены;
  • решения и рекомендации;
  • заключение и выводы, сделанные по работе;
  • перечень используемой литературы;
  • приложения.

Отчет начинается с титульного листа.

Во введении должна быть раскрыта актуальность и социальная ценность темы применительно к теории и практике нашей страны и мира. В этом пункте даётся краткое описание целей и задач, предмета и объекта, а также базы научного исследования, научные гипотезы, методика сбора и анализа информации, аргументы в пользу выбора конкретных литературных источников.

Рассмотрим пример оформления введения:

Основная часть отчёта о НИР должна содержать результаты выполненного исследования.

В заключении приводятся:

  • выводы по результатам работы в сжатом виде;
  • общая оценка решений по поставленным задачам;
  • разработанные рекомендации и исходные данные по возможному применению полученных результатов;
  • оценка эффективности их внедрения с технико-экономической точки зрения.

Рассмотрим пример оформления заключения:

Составление библиографического списка выполняется согласно требованиям к такому описанию и располагается после основного текста.

В “Приложениях” указывается используемый вспомогательный материал. Необходимость в его применении может возникнуть, когда требуется более полно раскрыть содержание и результаты исследований. Включение ссылок на приложения в текст работы обязательно. Их число определяется обучающимся.

Выполнение НИР осуществляется согласно индивидуальному заданию. В процессе должны быть собраны различные научные материалы и выполнена работа научной направленности.

Результаты анкетирования

Также в ходе исследовательской работы было проведено анкетирование обучающихся третьих и шестых классов. В анкетировании приняло участие 47 человек, им предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Любите ли Вы газированные напитки, сухарики, чипсы?
2. Часто ли Вы употребляете газированные напитки, сухарики, чипсы?
3. Используете ли Вы и ваши близкие для приготовления домашней пищи полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (суповые брикеты, картофельное пюре, лапшу, котлеты и т.д.)?

Анализ анкетирования показал, что все опрошенные учащиеся 95% употребляют те или иные продукты в своём пищевом рационе, 90% обучающихся ответили, что очень любят газированные напитки, сухарики, чипсы. Из них 30% употребляют газированную воду и 15% сухарики и чипсы очень часто (практически каждый день).

10% отметили, что в приготовлении домашней пищи они и родители используют полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (лапша, картофель и т.д.).

НИР – общие положения

НИР – общие положения (научно-исследовательская работа) характеризуется научной направленностью, связанной с поиском в данной сфере, а также проведением различных экспериментов и исследований.

Результаты работы должны предоставляться студентом в формате самостоятельных научно-исследовательских разработок, научной статьи или доклада для конференции, отчета о НИР.

Работу проводят поэтапно:

  • разрабатывают индивидуальный план выполнения работы;
  • план корректируют согласно полученным результатам;
  • подготавливают отчеты о проведенных научных исследованиях;
  • защищают выполненную работу.

На этапе подготовки научного исследования проводится выбор темы и её согласование. Тема бывает посвящена конкретной проблеме или научному направлению. Определившись с темой, студенты собирают и анализируют литературные источники.

Далее требуется составить план, содержащий основные проблемы по данной теме, изучить литературу и создать библиографию по теме, а затем систематизировать собранный материал. Он логически компонуется по главам.

По всем возникающим вопросам во время проведения научного исследования обучающийся получает разъяснения и указания от руководителя. Отчёт о выполняемой работе студент должен предоставлять, руководствуясь графиком ее выполнения.

По окончании выполнения НИР должен быть составлен заключительный отчёт по результатам.

Общие принципы написания и оформления НИР

НИР начинается с выбора темы, которая студента волнует. Список тем для научной работы предлагают на кафедре, однако исследователь в праве опереться на собственные интересы и выбрать тему самостоятельно. Научный руководитель поможет подобрать правильную формулировку.

Общая организация НИР такая: 

  • формулировка проблемы по теме, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач, поиск метода исследования, построение гипотезы. Все взаимосвязано и требует конкретных формулировок — от этого зависит эффективность дальнейшей работы;
  • поиск и анализ научной литературы по теме, объяснение понятий и терминов, наполнение НИР теоретическими данными. Автор вникает в тему и изучает, что еще по ней написано;
  • эксперимент, практическая часть. Исследование может быть и умозрительным — зависит от цели НИР. В любом случае, создается ситуация, в которой гипотеза автора подтверждается или опровергается;
  • обобщение и оценка результатов, формулировка предложений, перспектив, прогнозов.

Тезисы НИР после этого могут быть представлены на конференции или оформлены в статью для публикации. 

Научно-исследовательская работа оформляется строго по правилам. Обычно в вузе студент получает четкие методические указания, в которых учитывается все — от формата страниц до шрифта и размера межстрочного интервала. Методички пишутся с опорой на ГОСТ. Согласно ГОСТ 7.32-2017, структура отчета по НИР следующая: 

  • титульный лист;
  • список исполнителей — всех, кто участвовал в НИР, с перечислением должностей и научных званий. Если исполнитель один, список не оформляют, достаточно титульного листа;
  • реферат — описание приложений, перечень ключевых слов, объект и цель, методы. Здесь же рекомендации по внедрению, эффективность и значимость НИР, прогнозы для дальнейшего изучения;
  • термины и определения;
  • перечень сокращений и обозначений;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованных источников — книг, печатных изданий, интернет-ресурсов;
  • приложения — промежуточные расчеты, таблицы, протоколы испытаний, иллюстрации и другие дополнительные материалы к отчету.

Основные методы исследования

Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

3. Опрос

беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

4. Анкетирование

Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

5. Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

6. Анализ текста

Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector