Оформление нир по гост

НИР – общие положения

НИР – общие положения (научно-исследовательская работа) характеризуется научной направленностью, связанной с поиском в данной сфере, а также проведением различных экспериментов и исследований.

Результаты работы должны предоставляться студентом в формате самостоятельных научно-исследовательских разработок, научной статьи или доклада для конференции, отчета о НИР.

Работу проводят поэтапно:

  • разрабатывают индивидуальный план выполнения работы;
  • план корректируют согласно полученным результатам;
  • подготавливают отчеты о проведенных научных исследованиях;
  • защищают выполненную работу.

На этапе подготовки научного исследования проводится выбор темы и её согласование. Тема бывает посвящена конкретной проблеме или научному направлению. Определившись с темой, студенты собирают и анализируют литературные источники.

Далее требуется составить план, содержащий основные проблемы по данной теме, изучить литературу и создать библиографию по теме, а затем систематизировать собранный материал. Он логически компонуется по главам.

По всем возникающим вопросам во время проведения научного исследования обучающийся получает разъяснения и указания от руководителя. Отчёт о выполняемой работе студент должен предоставлять, руководствуясь графиком ее выполнения.

По окончании выполнения НИР должен быть составлен заключительный отчёт по результатам.

Выбор темы

Как правило, исследователь – студент, аспирант или учёный – не на все 100 процентов самостоятелен в выборе темы. Студентам, особенно младших курсов, тему часто назначают директивно. Старшекурсники уже могут выбирать тему курсовой работы или диплома из предложенного списка.

Аспиранты и молодые учёные обладают бОльшими возможностями манёвра, однако и им приходится считаться с тематикой основных научных исследований, проводимых в их вузе либо НИИ. Хотя бы из тех соображений, что их будущий научный руководитель – как правило, из числа сотрудников того же вуза или НИИ – должен быть компетентен в тематике исследования своего подопечного.

Точную и окончательную формулировку темы следует обсудить с научным руководителем после ряда предварительных исследований. Следует изучить прошлые работы по выбранной и смежной темам, оценить наличие доступного для исследования материала, а также возможности проведения собственных изысканий. Например, постановки лабораторных опытов, участия в археологических раскопках, этнографических экспедициях и так далее. Написание научной работы – это творческий процесс, а значит, тут требуется творческий подход.

Особняком стоят уже состоявшиеся исследователи и так называемые соискатели – люди, уже работающие в реальном секторе экономики но желающие, так сказать, «остепениться», то есть получить учёную степень кандидата наук. Они обычно предлагают свою тему, напрямую связанную с их повседневной деятельностью. Однако и тут для выбора темы диссертационного исследования следует учесть несколько критериев.

Критерии выбора темы научной работы:

  1. Актуальность.
  2. Новизна.
  3. Значимость (прикладная или методологическая).

Актуальность подразумевает, что в научном сообществе существует запрос на исследования в том или ином направлении, и при этом есть так называемое «поле для исследований»: специальное лабораторное оборудование и стенды, археологические раскопки в исследуемом регионе и прочее. Не стоит брать темы, которые исследованы вдоль и поперёк либо же потеряли свою актуальность в виду развития научных технологий. Впрочем, это самоочевидно, если подключить рациональное мышление.

Новизна научной работы заключается в том, чтобы раскрыть те аспекты тематики или направления, которые не были раскрыты предыдущими исследованиями. Не следует понимать новизну как нечто абсолютно новое и совершенно неисследованное: такая тема вряд ли имеет шанс быть утвержденной. Кроме того, абсолютно новое сложно исследовать из-за малого количества доступных для исследования данных.

И, наконец, значимость, прикладная или методологическая. Другими словами, практическая или теоретическая. Так называемые «кабинетные» ученые обычно выбирают теоретические исследования, а пришедшие из реального сектора экономики соискатели часто сосредотачиваются на практических исследованиях, итоги которых в перспективе можно будет внедрить у себя на производстве.

Следует понимать, что любая прикладная научная работа должна будет пройти апробацию, поэтому еще на этапе выбора темы следует оценить доступность производственных мощностей для внедрения промежуточных итогов исследования. В некоторых случаях будет достаточно апробации в лабораторных условиях, однако этот аспект следует обсудить с научным руководителем, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными сложностями внедренческого характера.

Требования к оформлению результатов проведенного исследования

К научным работам предъявляются строгие требования по содержанию, подаче и оформлению.

Основные правила касательно написания и оформления всех научных работ содержатся в ГОСТах:

Это общепринятые стандарты. Но при оформлении работы нужно учитывать требования и рекомендации учебного заведения, организаторов мероприятия и конкретного издания.

Оформление результатов в научной публикации

Научная статья — то место, где обычно описывают результаты исследования. И это объяснимо, ведь научная публикация общедоступна и может быть размещена на сайте или напечатана на бумаге довольно быстро.

С помощью публикации можно проще и эффективнее объяснить основные положения работы. Главное, придерживаться спланированной последовательности и учитывать отдельные составляющие публикации:

  • указание актуальности проблематики;
  • цели и условия исследования;
  • методологию и подходы в исследовании;
  • успешность состоявшегося эксперимента или отдельных его моментов;
  • прогноз центральных выводов;
  • перечисление направлений, в которых в дальнейшем могла бы изучаться выбранная тематика.

Сама научная публикация должна быть логичной, последовательной, написана научным языком.

Учтите, на каком языке вы пишете статью: в зависимости от этого будут меняться и дополняться требования.

Оформление результатов в докладе

Доклад на конференции — простой и понятный вариант представления результатов исследования. Чтобы доклад был максимально эффективным, нужно представить центральные идеи исследования кратко и емко.

Главные части доклада предназначены для описания актуальности исследования, раскрытию ключевых понятий и основных положений.

Ключевую роль в докладе играет научный стиль изложения. Он включает:

  • расшифровку основных понятий, формирование словаря;
  • описанные модели, технологии и алгоритмы;
  • обобщения по принципу индукции;
  • объяснение центральных расчетов, формул и данных;
  • логические заключения по принципу дедукции.

В процессе устного выступления с докладом можно подключать визуал: инфографику, аудио- и видеоматериалы. Практикуется и стендовая визуализация: постеры, плакаты, стенды.

Оформление результатов в экспериментальном отчете

Представляют результаты и в отчетах НИР. Отчетная документация оформляется в случаях грантовских работ, в работе, связанной с международной программой и заданием, полученном на кафедре.

В отчетах должно быть:

  • четкий и понятный заголовок, указывающий на особенности методологии и инструментов исследования;
  • вводная часть с обозначенной проблемой, использованной терминологией, прописанными целями и гипотезой;
  • указание на методологию, четкая схема проводимых процедур, использованных инструментов, перечень способов, с помощью которых были обработаны результаты;
  • презентация (текстовая, табличная или графическая);
  • описано, насколько в полученных эффектах есть новизна, соответствуют ли результаты начальной гипотезе и общеизвестным данным.

Если составить отчет грамотно, то результаты будут представлены в лучшем виде.

Оформление результатов в презентации

Под презентацией я имею в виду:

  • выступление перед международным обществом ученых;
  • связь с зарубежным вузом в рамках направления исследования;
  • участие в международных магистерских программах, проектах, курсах и стажировках;
  • выступление на конференциях в режиме онлайн, интернет-форумах;
  • печать статей в изданиях, попадание в базы научного цитирования.

Формы научно-исследовательских работ

Кроме индивидуальной, практикуются и массовые формы научной работы. Вот некоторые из них.

Работа в секциях

В вузах часто работают кружки — добровольные объединения студентов, занятых исследованиями. В секциях собираются люди с общими интересами, они обмениваются опытом и информацией, помогают друг другу продвинуться в работе. Участники собирают обсуждения или выставки, делают доклады, ставят опыты, готовят публикации для научных журналов, пишут заявки на исследовательские гранты. Обсуждают научно-популярные или научно-фантастические фильмы и книги. В зависимости от целей, секции делятся на проблемные и научные.

Студенческие конференции

Конференция — собрание для обсуждения проблемных вопросов, часто теоретических. Участие студентов в конференциях поощряется, но не считается обязательным. Желающий готовит доклад по мотивам своей НИР. Это опыт публичных выступлений, возможность завести полезные знакомства и получить толковый комментарий к работе.

Публикации

Подготовкой статей для публикации в научных журналах студент занимается в соавторстве с научным руководителем или под его руководством. Для учащихся вузов это необязательно. Но в аспирантуре публикации — одно из условий получения степени. В идеале, публикация аспиранта — показатель качества научной работы.

Расшифровываем понятие

Понятие НИРС знакомо каждому студенту, но зачастую преподаватели учебных заведений не употребляют его в речи в таком виде.

Все в основном говорят либо о научных трудах, либо о рефератах, курсовых и дипломных работах.

Студенты знают о НИРС не понаслышке

Для полного понимания описываемого понятия для начала разберем, что же означает эта загадочная аббревиатура:

  • Н – научно;
  • И – исследовательская;
  • Р – работа;
  • С – студента

Научной деятельностью занимаются как студенты, так и преподаватели.

Это система, направленная на исследование волнующих и малоизученных проблем различных сфер жизни общества и науки в целом. Это могут быть как экономические исследования, так и технические опыты.

Исследовать можно все что угодно, важна уникальность и актуальность затронутой проблемы.

Помимо этого, система научно-исследовательской деятельности является важным фактором при подготовке специалистов во время получения высшего образования, а также кадров высокой педагогической и научной квалификации.

Во время выполнения научно-исследовательской работы студенту нужно:

  • проводить эксперименты, если требуется, получать данные в результате наблюдения;
  • собрать нужную информацию, привести реальные факты и концепты;
  • проанализировать все собранные данные с разных сторон;
  • грамотно составить выводы о проделанной работе;
  • координировать научные работы;
  • применить на практике или в научном обиходе свое исследование и многое другое.

Участие в научной деятельности помогает студенту развиваться как специалисту, получать новые знания, развивать свои исследовательские навыки, умения, связанные с обрабатыванием и обобщением информации, проведением экспериментов.

А также использованием современных методов исследования, освоением новых приборов для проведения научных опытов, умением работать с научной литературой, а также с грамотной и правильной организацией соей деятельности.

В целом понятие научно-исследовательской работы включает такие базовые аспекты, как обучение тому, как правильно проводить исследовательские работы, объяснение основных понятий, привитие нужных для этого навыков и развитие умений.

Общие требования к оформлению научной работы

Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.

Титульный лист

Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда

Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа

Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.

Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.

должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.

Реферат

По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.

В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.

Введение

Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы

Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.

После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:

  1. Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
  2. Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
  3. Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
  4. Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
  5. Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
  6. Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
  7. Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
  8. Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
  9. Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
  10. Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
  11. Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.

Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.

Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках

Основная часть

Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.

Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.

В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.

В каком виде представлять результаты исследования

Есть две формы демонстрации результатов исследовательской деятельности. Результаты могут быть:

  1. Квалификационными. Они подтверждают, что профессиональные компетенции находятся на достаточном уровне, а учебная программа прекрасно освоена. Под программой имею в виду бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру и др;
  2. Научно-исследовательскими. Они показывают на успешность исследования в пределах определенной проблемы.

В первом случае речь идет о курсовых, ВКР, магистерских, кандидатских и докторских работах. Во втором — об отчетах по НИР, отчетах по грантовским исследованиям, публикациях научных материалов, участии на научных конференциях, симпозиумах и т. п.

Требования к структуре научно-исследовательских работ

Необходимо понимать, что на сегодняшний день существует стандарт оформления научно-исследовательских работ, которого следует четко придерживаться. Он касается всех типов НИР – поисковых, научно-исследовательских и фундаментальных, независимо от области техники и науки. Исключая только гуманитарный профиль.

Стандарт используют в своей работе производственные и промышленные предприятия и объединения, частные организации, акционерные общества и другие. Он формулируется в полной мере ГОСТ 7.32-2001.

К общим требованиям относят:

  • Следование определенной структуре.
  • Стиль изложения.
  • Требования к оформлению отчета.

Если говорить о структуре научно-исследовательской работы, то в 2020 году к ней предъявляются такие же общие требования, как и в предыдущие периоды. План выглядит следующим образом:

  • Титульный лист с данными об авторе, названием работы и той организации, в которой выполнялась и планируется защита НИР.
  • Содержание, включающее в себя пункты работы.
  • Список используемых сокращений (аббревиатур) и специфических терминов. В зависимости от работы этот пункт может присутствовать или быть исключен из общего плана НИР.
  • Введение, в котором автор ставит перед собой цель исследования и те задачи, которые необходимо будет раскрыть в ходе работы. Также здесь могут быть отражены методы, при помощи которых будет реализовано достижение цели.
  • Основная часть, разбитая на главы. Здесь отражается, как правило, теоретическое исследование по поставленной проблеме. Во второй – подводится общая доказательная база. Тогда как в третьей части решаются конкретные задачи, с возможностью их применения на практике. В преобладающем большинстве случаев этот раздел ограничивается тремя главами, хотя при более серьезных исследовательских работах количество разделов может быть в основной части увеличено.
  • Заключение содержит основные выводы по работе. Также в этой части дается дальнейшая перспектива исследований в данной области. А также практическое применение и ценность проделанных исследований.
  • Список использованной литературы. Здесь должны быть представлены в алфавитном порядке все публикации, которые использовались в работе.
  • Приложение оформляется в том случае, когда работа сопровождается дополнительными графиками, таблицами, диаграммами, чертежами и прочим.

В преобладающем большинстве случаев выдерживается именно такая последовательность изложения материала исследования.

Помимо основной части, большинство работ (кроме студенческих курсовых и дипломов бакалавров) сопровождается еще авторефератом. Он применяется для диссертаций, как магистерских, так и кандидатских и докторских. Этот документ кратко отражает суть всей проделанной работы с сохранением ее структуры.

Снижают ли оценку за неправильный титульный лист

  • неправильная нумерация – или по невнимательности, или от лени часто пробивается нумерация страницы;
  • неправильный год – часто текст не набивается с нуля, а используется или старый, или взятый у кого-то, и на правильный год просто не обращают внимания;
  • неправильные данные исполнителя и руководителя – эта ошибка может стоить если не пониженной оценки, то уж точно более придирчивого отношения руководителя, особенно если сделана ошибка в его фамилии и инициалах, и он «понижен» в должности. Поэтому лучше всего несколько раз перепроверить на сайте или на стендах у кафедр, где опубликована информация о профессорско-преподавательском составе;
  • часто ставят знаки препинания в конце темы, дисциплины, названия университета и т.д., и не ставят двоеточие после слов «выполнил» и «научный руководитель»;
  • Неправильное или неполное наименование учебного заведения – чтобы сэкономить время довольно часто учебное заведение указывается аббревиатурой – это ошибка, хотя и аббревиатура может быть верной;
  • Отсутствие выделения большим размером и полужирным написанием типа работы – одинаковый размер по всему титульному листу будет замечанием, если студент сдает курсовую или дипломную работу, это замечание может быть прощено, если речь идет о реферате;
  • Нет абзаца и нет отступа;
  • Поля не должны быть одинаковыми по всем сторонам; почему-то довольно часто их делают с 4-х сторон равными 2 см. Это гармонично смотрится, если лист распечатать, но когда работа будет подшита, гармония нарушится, поэтому поля следует соблюдать, как в стандарте.

Следует помнить, что оценивание результатов любой деятельности – всегда дело субъективное и зависит во многом от того, кто этим занимается. 

Титульный лист – это «лицо» любой научной работы, будь то реферат, ВКР или магистерская диссертация. И от правильности оформления зависит восприятие этого труда.

Что касается ВКР или магистерской диссертации, то с недостатками в оформлении научный труд не получит допуск к защите и исправлять придется в любом случае.

Ориентиром правильности оформления должны служить соответствующий ГОСТ и внутренний регламент самого учебного заведения.

Оформление титульного листа в следующем видео:

Составление и реализация плана

После того, как исследователь определился с темой, важно составить четкий план научной работы. План должен обеспечить полное и исчерпывающее раскрытие заявленной темы исследования

Вот почему так важно проработать формулировку темы и оценить все доступные возможности для будущего исследования. В случае если план раскрывает тему не полностью, такая работа может быть не допущена к защите. Именно поэтому корректная постановка задачи и стремление к точности в данном случае не просто полезные мыслительные привычки, а базовый навык, необходимый для успешной научной работы.

Как правило, научная работа состоит из введения, двух, трех или четырех глав, заключения. Такая структура позволяет наилучшим образом систематизировать материал и спланировать работу над его сбором. Главы должны быть примерно одинаковы по объему и вмещать в себя примерно равное количество основных постулатов. Если какой-либо аспект темы обязательно должен быть рассмотрен, но материала по нему крайне мало, то лучше его сделать отдельным подпунктом какой-либо главы, нежели отдельной главой.

В заключении должны быть сопоставлены цели и итоги работы, сделаны выводы по теме, подтверждена актуальность исследования, описано прикладное или методологическое значение полученных результатов. В идеале заключение должно содержать рекомендации автора: например, относительно возможности дальнейшего внедрения на производстве или проведения новых исследований более высокого уровня, которые могут стать основой для докторской диссертации.

И, наконец, введение. Да, вот такой лайфхак: введение лучше писать в последнюю очередь, когда закончите всю исследовательскую часть, сделаете выводы и удостоверитесь, что итоги исследования полностью релевантны заявленной теме. Основной задачей введения является ввод читателей в курс дела, постановка целей, описание текущего состояния темы исследования и актуального направления дальнейших изысканий.

Из введения должно быть четко понятно, в чем именно будет заключаться новизна исследования, и какой результат намерен получить автор. Согласитесь, всё это будет легче изложить понятным языком, когда вы уже проделали всю работу и точно знаете, к каким выводам пришли в ходе написания диплома, статьи или диссертации.

Уточним, что введение не должно содержать готовых выводов: оно должно раскрывать, в каком направлении будет работать автор. В упрощенном виде это можно представить так: во введении вы ставите задачу узнать, насколько икс отличается от игрека, а в заключительной части оповещаете читателя, что икс в два раза больше, чем игрек. То есть х=2у. Чтобы не дублировать общие формулировки, развивайте словарный запас.

Тщательно продуманный и хорошо структурированный по пунктам план работы – это, считайте, 50 процентов всей сделанной работы. Далее остается лишь идти четко по плану, подбирая нужную литературу, проводя нужные исследования и выполняя нужные расчёты. Чтобы получить адекватные поставленным задачам результаты, следует использовать критическое мышление и весь арсенал креативных приемов работы с информацией.

Если для подготовки научной работы требуются выездные исследования, то планируйте поездки заранее так, чтобы они не пересекались по времени с другими важными мероприятиями. Если вы пишете кандидатскую или докторскую диссертацию, что предполагает промежуточную презентацию результатов на конференциях, то помните, что доклад и тезисы к нему должны быть готовы минимум за три месяца до даты конференции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector