Музыка фоном: помогают ли сконцентрироваться моцарт, белый шум и тяжелый рок?
Содержание:
- Первый шаг к развитию головного мозга и памяти
- 7 общих правил питания для всех
- Как правильно слушать музыку
- Какая музыка улучшает работу мозга
- Самое древнее влияние музыки на человека
- «Эффект Моцарта»
- Самый действенный, но сложный способ
- Интеллект и образование
- Какие части мозга мы используем для музыки?
- Эффект Моцарта
- Что такое альфа волны
- Какая музыка улучшает работу мозга
Первый шаг к развитию головного мозга и памяти
С чего начинать? Необходимо убрать причины для плохой работы головного мозга и памяти.
Стресс — это самое пагубное для нашего здоровья. Учеными из университета Джорджтауна было обнаружено, что даже дети в возрасте 8 лет испытывают на себе влияние стресса.
Он негативно отражается на их обучаемости и мышлении.
На курсах по развитию памяти, детей и взрослых сначала учат снимать стресс, поскольку проблемы с вниманием и памятью могут быть связаны именно со стрессами и сильными переживаниями. Человека в стрессе можно сравнить с атлантом, держащим на своих плечах небосвод
В этом состоянии мы не можем нормально чувствовать свое тело, развиваться, получать удовольствие от жизни
Человека в стрессе можно сравнить с атлантом, держащим на своих плечах небосвод. В этом состоянии мы не можем нормально чувствовать свое тело, развиваться, получать удовольствие от жизни.
Меленная музыка в стиле Барокко обладает лечебным эффектом за чет того, что она переводит мозг в режим расслабленности, она снимает стресс, стабилизирует кровяное давление, а ритм сердца приближается к здоровому состоянию.
Как вы уже догадались — это медленные части произведений Барокко с ритмом в 60-64 удара в минуту, та же самая музыка, что и для развития мозга и памяти.
Музыка из личного архива
Под вот этот концерт Моцарта можно делать детям уроки, а вам — свои дела, которые требуют концентрации внимания, повышения интеллектуальных способностей. Скачивайте здесь (откроется в новой вкладке).
Это концерт для скрипки с оркестром ре мажор № 61 Л.В. Бетховена.
Чтобы быстро подзарядить свой мозг используйте композицию Моцарта Концерт для виолончели № 3. Скачивайте бесплатно здесь (откроется в новой вкладке).
Любые упражнения, развивающие память, внимание и мышление, развивают головной мозг, так как создают новые нейронные соединения. Вот здесь можно почитать об упражнениях на развитие памяти и внимания у взрослого человека (откроется в новой вкладке), а протестировать и потренировать свое внимание можно вот здесь
Вот здесь можно почитать об упражнениях на развитие памяти и внимания у взрослого человека (откроется в новой вкладке), а протестировать и потренировать свое внимание можно вот здесь. Но если вы хотите развить феноменальную фотографическую память и (или) совместить эти занятия с детьми, то скачивайте бесплатные игры здесь (ссылка отроется в новой вкладке)
Но если вы хотите развить феноменальную фотографическую память и (или) совместить эти занятия с детьми, то скачивайте бесплатные игры здесь (ссылка отроется в новой вкладке).
Все эти упражнения или игры можно и нужно делать под музыку, развивающую головной мозг.
До скорого!
Ваша Надежда Тихонова
7 общих правил питания для всех
Головной мозг – это орган, который для осуществления своей деятельности использует самый разнообразный список питательных микроэлементов. К примеру, для роста мышц преимущественно необходимы минералы, витамины А и С, а также белок. Для костей – тот же белок, витамины D, К и минералы. А вот для мозга нужны:
- витамин С;
- глюкоза;
- железо;
- магний;
- марганец;
- лецитин;
- омега-кислоты;
- белок;
- минеральные микроэлементы;
- витамины группы В;
- витамины К, А, Е, РР.
Исходя из этого можно составить общепринятый список эффективных и простых правил, а также пошаговую методику правильного и здорового питания для нейронов и клеток головного мозга:
Включать в рацион антиоксиданты. Чаще всего – это витамин Е и его производные элементы. С помощью антиоксидантов существенно тормозится процесс естественного окисления нервных клеток. В отличии от той же мышечной ткани, нейроны восстанавливаются очень медленно. И если не включать в рацион антиоксиданты, то деградация головного мозга неизбежна (а с возрастом она ещё и ускоряется).
Необходимо правильно совмещать продукты. Рацион при этом обязательно должен быть разнообразным. Никакой пользы для умтсвенной деятельности не будет, если человек ежедневно ест преимущественно мясо, так как витаминов в нем содержится минимум. Белковую пищу следует совмещать с полезными для мозга овощами и фруктами, но вместе с этим не забывать о глюкозе (сладостях). В противном случае – мозг не получает достаточного количества микроэлементов, а ещё возникает кислородное голодание (так как кислород активно используется для усваивания белков и жиров).
Не пренебрегать завтраком. В свое время сложилась тенденция, что полный отказ от завтраков – это самый простой способ «почистить» организм от шлаков и токсинов. А заменить данный прием пищи якобы лучше всего чашечкой чая или кофе с каким-нибудь кексом. Однако именно утром организм лучше всего усваивает питательные микроэлементы и необходимую мозгу глюкозу. Так что хотя бы легкий, но полноценный завтрак все же должен быть.
Обязательно включать в рацион морепродукты. Ключевое их преимущество – высокое содержание омега-3 кислот, которые головным мозгом используются как раз для регенерации нервных клеток, а также защиты существующих от действия токсинов и инфекции. В идеале – следует регулярно употреблять морскую рыбу жирных сортов (другой вариант – принимать пищевые добавки на основе рыбьего жира). Подробнее о влиянии омега-3 кислот на мозг смотрите в отдельной статье.
Полный отказ от алкоголя. Невзирая на множество мифов о пользе некоторых алкогольных напитков – этиловый спирт вредит головного мозгу. Поэтому, по возможности, от алкоголя в любом виде и в любых количествах следует отказываться, только если речь не идет о разного рода лечебных настойках. Также небольшое количество красного вина может быть полезно для сосудов мозга.
Не есть на ночь. Ночью головной мозг должен отдыхать. Если же съесть непосредственно перед сном даже небольшую конфету, то нервная система не сможет полноценно «отдохнуть» — ей придется регулировать пищеварительный процесс. Именно поэтому на утро человек будет чувствовать усталость.
Необходимо выпивать ежедневно не менее 8 стаканов чистой воды. Сюда же можно отнести чай, кофе. Водно-солевой обмен прямо влияет на работу головного мозга. Если же в организме наблюдается слишком малая концентрация того же калия – внимательность и концентрация снижаются сразу в несколько раз, а ещё человек при этом чувствует постоянное желание уснуть (хотя даже если лечь спать – уснуть так и не получится)
Подробнее о важности воды для мозга смотрите в отдельном материале.
Казалось бы – простые правила, однако на практике их придерживается всего 5 – 10% от всего населения. Однако соблюдение этих правил в разы снижает вероятность развития разного рода заболеваний нервной системы и на 70% снижает риск возникновения деменции в пожилом возрасте. Эти же рекомендации официально выдвигает и ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения).
Как правильно слушать музыку
Музыку для улучшения работы мозга и памяти нужно слушать на определенной громкости. Оптимальным уровнем считают 70 дБ. Слишком громкая музыка оказывает разрушающее воздействие на нервную систему. Желательно слушать музыку в таких наушниках, которые защитят от посторонних звуков.
Чтобы получить максимальную пользу от прослушивания, стоит отдать предпочтение звукам природы или классическим произведениям
Не менее важно позаботиться о создании комфортной обстановки. Нужно сесть в удобную позу и абстрагироваться от происходящего вокруг
Особенно полезно слушать музыку в перерывах между работой или перед отходом ко сну.
Какая музыка улучшает работу мозга
Финский исследователь Теппо Сяркямё уверен, что музыка оказывает на работу мозга огромное влияние, однако таким действием обладает не каждое музыкальное произведение.
Классика
Первенство в списке музыкальных произведений для стимуляции интеллектуальных способностей принадлежит классической музыке.
Отмечено, что люди, с детства изучающие игру на музыкальных инструментах (как правило, обучение проходит на примерах классики), на протяжении всей жизни обладают живым умом и высоким интеллектом.
И даже в преклонном возрасте музыканты меньше подвержены обычным старческим недугам: слабоумию, астении, болезни Альцгеймера.
Итальянские исследователи на основании проведенных экспериментов установили, что классическая музыка:
- укрепляет нейроны головного мозга;
- способствует развитию умственных способностей;
- формирует надежную связь между правым и левым полушарием.
Классическая музыка для работы мозга является исключительно действенным инструментом для повышения его продуктивности. Она оказывает и еще несколько дополнительных эффектов: благотворно влияет на рост растений и жизнедеятельность животных, способствует устранению боли и быстрому выздоровлению.
Звуки природы
Окружающие звуки воздействуют на психологическое состояние определенным образом, вызывая самые разные эмоции и провоцируя активизацию или торможение мыслительных и даже биохимических процессов. Подобно влиянию классической музыки, звуки природы оказывают на подсознание благотворное влияние, помогая расслабиться в напряженной суете современной жизни.
Прослушивание звуков природы имеет несколько доказанных воздействий:
- направление внимания на события и звуки вовне, в отличие от прослушивания звуков искусственной среды, когда фокус внимания направлен внутрь;
- повышение работоспособности и более эффективное решение поставленных задач;
- усиление активности мозга и положительные изменения в вегетативной нервной системе.
Музыка барокко
Медленная музыка барокко, имеющая ритмический размер 60-64 такта в минуту и насыщенная высокими частотами, оказывает стимулирующее действие на память и разум, ускоряет обучение, устраняет усталость, гармонизирует тело.
Какие упражнения нужны для развития памяти и интеллекта
Как развить слуховую память с помощью методов и игр
Как улучшить память: советы для взрослых и их детей
Георгий Лозанов и Алеко Новаков
Параллельные исследования в данной области проводили американцы Линн Купер и Милтон Эриксон. Результаты их исследований были аналогичными — идеальное состояние для обучения и запоминания («альфа-состояние») наступает у человека, если звуки метронома они слушают с ритмом 60 ударов в минуту.
Любимая и безразличная музыка
От того, насколько нравится или не нравится музыка, могут изменяться эмоции, а с ними — настроение. И все это отражается на способности решать текущие задачи. При этом отношение к прослушанным музыкальным произведениям может иметь двоякую результативность:
- Любимые мелодии, несомненно, улучшают когнитивные способности, но только на стадии недостаточно высокого профессионального уровня, помогая через эмоции повысить работоспособность;
- Музыка для улучшения памяти при слишком сильной эмоциональности может быть и безразличной. Такой вариант является оптимальным, поскольку позволяет не отвлекаться на прослушивание любимого трека либо раздражаться из-за ненавистного.
Таким образом, как всегда, стоит отдать предпочтение золотой середине — конечно, в случае, если вы заняты именно умственным трудом, а не перетаскиванием тяжестей.
Самое древнее влияние музыки на человека
Все по порядку.
В 17-18 веках великими мастерами создавалась музыка в соответствии с особенными формулами. Они бережно хранились музыкальными школами и передавались из рук в руки с очень древних времен.
Ученые давно интересовались такой музыкой, которая влияет на психику и тело человека. Как музыка, может, например, улучшить сон? Как-то к великому Иоганну Себастьяну Баху обратился граф Кайзерлинг по поводу улучшения сна.
Когда он заболевал, то страдал бессонницей, и просил приведенного с собой юного музыканта Гольдберга играть ему на клавесине всю ночь.
И Бах написал для этого случая вариации, которые были названы в честь игравшего для графа музыканта. Это знаменитые Вариации Гольдберга. Откуда Бах знал какие гармоники могут успокаивать разум?
Вы можете и сами их слушать, если вас мучает бессонница.
В древности считалось, что музыка открывает доступ к другим мирам и имеет сильное воздействие на тело и разум человека.
Еще в Древней Греции существовало требование, что каждый врач должен уметь петь и играть на музыкальном инструменте. Медицина была связана с музыкой очень тесно. Больных лечили музыкой.
Из «Канона врачебной науки» Авиценна следует, что меланхолию необходимо развевать музыкой, боль уходит от хорошего пения.
Музыка может расширить память, снять стресс, ускорить обучение. В 2003 году в России лечение музыкой было признано официальным лечебным методом — музыкотерапией.
У нас, конечно, пока не готовят таких докторов, как на западе, но я думаю, что все впереди.
А раз музыка может лечить болезнь, то здоровый орган она улучшает и развивает. Но конечно, не вся музыка обладает лечебным и развивающим эффектом.
В прошлом веке ученые Советского союза выяснили, что музыка благотворно влияет на пациентов в санаториях и профилакториях.
Когда больные находились в расслабленном состоянии и слушали музыку, она начинала творить чудеса — пациенты выздоравливали.
Специалисты заинтересовались этой музыкой и выяснилось, что это не просто музыка, а музыка определенного ритма.
Музыка барокко?
Да, это была классическая музыка эпохи Барокко. Но и она не вся (эпоха включает в себя 150 лет), и используется она по особенному.
Как же разобраться во всей музыке, что предлагается и что выбрать конкретно для развития мозга и памяти?
«Эффект Моцарта»
В следующем пятидневном исследовании повышения умственной деятельности с помощью музыки были задействованы 79 студентов. Стимуляция производилась в трёх группах:
- первая слушала музыку Моцарта,
- вторая – смешанная – разнообразные музыкальные подборки (в том числе классический репертуар),
- третья – проходила тест в тишине.
Самый высокий процент, улучшающий первоначальную статистику, был продемонстрирован в первой группе: +62%. Самый низкий – во второй: +11%. Среди студентов, проходивших тест в тишине, улучшение результатов продемонстрировали 14% тестируемых.
Исследовали предположили, что композиции Моцарта стали своеобразным ключом к раскрытию «более высоких мозговых функций», повышающих активность мозга. Однако «эффект Моцарта» был отмечен и в ходе наблюдений за животными, растениями и микробами:
- 700 коров, которым испанский фермер в 2007 году регулярно включал концерт для флейты с арфой, давали на 25% больше молока, чем «контрольная группа» коров. При этом первенство в экспериментах с повышением удоев принадлежит французским монахам из Бретани, которые включали животным различную музыкальную классику и обнаружили, что коровы предпочитают Моцарта.
- В 1973 году в лаборатории биотронного контроля студентка Дороти Реталлак провела эксперимент с растениями, давая им слушать различные музыкальные направления по 3 часа в день. От рока растения «отворачивались», многие погибли. При звучании музыки Моцарта, Баха, джаза и особенно индийских мелодий со звуками ситара (многострунный инструмент), растения оживали, «разворачиваясь» в сторону динамика. Равнодушными их оставили композиции в стиле кантри.
- В 2010 году на берлинском заводе сточных вод бактериям, поедающим биомассу, включали отрывки из «Волшебной флейты». Опера передавалась с помощью специальной системы от компании «Мундус», которая точно воспроизводила звуки концертного зала. Спустя год, когда эксперимент считался почти проваленным, выяснилось, что активность «слушавших» Моцарта бактерий была выше на 17%, что сэкономило заводу 10 тыс. евро на утилизации отходов.
О том, что Моцарт – это музыка для улучшения памяти и интеллектуальных способностей, снова заговорили после эксперимента с крысами в лабиринте, проведённом в университете Висконсина. Там эмбрионам животных давали слушать мелодии сначала в утробе, а затем – и в течение 2 месяцев после рождения. Все подопытные после этого проходили лабиринт быстрее собратьев, содержащихся в тишине или под музыку Ф. Гласса (композитора-минималиста). Причём, чем больше крысы слушали Моцарта, тем меньше ошибались в решении задач и ярче демонстрировали повышеннный интеллектуальный уровень.
Самый действенный, но сложный способ
Я советую любого ребенка, даже не обладающего способностями к музыке, как в прочем зря считают многие родители, приобщать к музыке, к игре на музыкальных инструментах, учить музыке.
Да и взрослые в любом возрасте могут научиться играть на пианино, сейчас можно купить и синтезатор и цифровое пианино по любой цене.
Музыка дает другую более тонкую настройку нейронной сети, которая открывает иной пласт возможностей и способностей. И в последующем сведет на нет или отодвинет надолго задумки Альцгеймера.
Она связывает работу полушарий головного мозга, а руки, имеющие обширные связи с корой головного мозга, помогают не только его развивать, но и омолаживать.
Один из признаков гениальности — огромные связи между обоими полушариями головного мозга. Их можно подарить ребенку, играя в правополушарные игры с рождения, когда полушария активно работаю вместе (читайте нашу статью про методику Макото Шичиды).
Но также можно наладить межполушарные связи с помощью музыки.
Ученые доказали, что у детей, которые занимаются музыкой, мозолистое тело (корпус коллозиум), которое связывает оба полушария на 25 % больше, чем у детей, которые не занимаются музыкой.
Игра на пианино дает самый максимальный эффект.
Чем минимально отличаются дети, которые занимаются музыкой?
- пространственным мышлением
- способностями к математике. Профессора математики и физики Оксфорда играют на музыкальных инструментах
- способности к языкам. Лев Толстой, Борис Пастернак, Стендаль, Иван Сергеевич Тургенев, Жан-Жак Руссо, Ромен Роллан, талантливые литераторы советовали, заниматься музыкой. Они знали не по одному иностранному языку.
И даже простое интенсивное прослушивание музыки улучшает пространственное мышление.
Интеллект и образование
Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.
Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции
Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями
Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.
Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.
Экономика образования
Багаж знаний: как уровень образования влияет на развитие деменции
Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.
Какие части мозга мы используем для музыки?
Какой у вашего малыша любимый композитор — Моцарт, Бетховен, Бах? Только не говорите, что вы поете своему ребенку только «Шалтай-Болтай» и ничего кроме. Разве вы не знали, что существует миниатюрная музыкальная библиотека для «развития детского мозга с помощью классической музыки»? Большую ее часть занимает Моцарт, но можно попробовать и Бетховена («Тренировка мозга малыша») или сборники Генделя, Пахельбеля, Вивальди и других. Существуют даже специальные подборки Моцарта для новорожденных, а также подборки под каждое настроение младенцев — «от игр до подготовки ко сну».
Я думаю, эти записи были бы мне полезны, если бы у меня съезжала крыша от бессонных ночей и от бесконечного удовлетворения непрестанных нужд моего новорожденного ребенка. Я бы решил, что адажио Моцарта из струнного квартета в издании Хоффмайстера— это как раз то, что мне нужно; малышу, возможно, музыка тоже пришлась бы по душе. Но, конечно, дело не в магии музыки: идея заключается в том, что «эффект Моцарта», благодаря которому, как говорят, детишки становятся умнее, предположительно запустит в работу новые грани мозга вашего ребенка.
Нас не должно удивлять, что звукозаписывающие компании заприметили и исследовали маркетинговый потенциал этой идеи, особенно если учитывать эмоциональную заряженность вопроса детского развития. Но на самом деле не существует никаких доказательств эффекта Моцарта, а Министерство образования и научных исследований Германии даже выпустило специальный доклад по этому вопросу — всех разочаровавший — после того, как спонсоры завалили министерство предложениями о проведении исследований на тему взаимосвязи музыки и интеллекта. Волна воодушевления поднялась из-за публикации 1993 года в научном журнале Nature, а ведь ее авторы даже не смогли доходчиво объяснить — и не потрудились хоть как-то исследовать — вопрос благотворного влияния музыки Моцарта на развитие интеллекта у детей.
Когда мы слушаем музыку, то вспыхивают все центры разом, активность наблюдается во всем мозге
Позже мы еще вернемся к сомнительному эффекту Моцарта, а пока скажу только, что его идея не появилась ниоткуда. Авторы исследования 1993 года писали, что у идеи о способности музыки стимулировать работу мозга и улучшать выполнение когнитивных функций довольно долгая история: изначально эта концепция основывалась только на словесной информации, но в наши дни новые технологии, а именно магнитно-резонансная томография (МРТ), позволяют нейроученым напрямую увидеть, чем занят мозг во время прослушивания музыки, как и выяснить, пересекается ли его активность с другими ментальными функциями.
В следующих главах я более подробно расскажу о нескольких примерах подобного. Увидеть «напрямую», пожалуй, слишком сильно сказано. Нынешние технологии обгоняют нашу способность интерпретировать то, что мы видим с их помощью: мы пока не в состоянии четко понять, какую работу выполняют все отделы мозга и как они взаимодействуют. Картинка получается очень впечатляющей, но при взгляде на нее мы можем сказать только то, что мозг включает одну свою область для обработки того и этого. Но мы не знаем, что подразумевает восприятие того и этого. Если смотреть с позиции музыки, то исследования при помощи МРТ часто имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Многочисленные когнитивные задачи, к примеру, зрение и речь, связаны со строго определенными центрами активности мозга, чего не скажешь о музыке.
Эффект Моцарта
В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.
Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми). Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи. Положительные эмоции увеличивают количество дофамина в префронтальной коре. Согласно относительно новой теории именно этот факт объясняет, почему многие когнитивные задачи испытуемые выполняют гораздо быстрее и успешнее при наличии стимуляции умственной деятельности. Может, решающим фактором в вопросе, как все группы справятся с заданием, был именно уровень возбуждения, а также связанная с ним способность приложить некое усилие?
Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение. Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание. А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго. В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.
В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако неудивительно, что все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции. А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить. В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.
Что такое альфа волны
Электрическая работа мозга на частоте 8-12 Гц называется альфа-волнами. Ее можно добиться при хорошей релаксации. При этом человек не должен погружаться в сон, хотя его глаза остаются закрытыми.
У детей мозг большую часть времени находится именно в состоянии альфа-ритма. У взрослых такое состояние наблюдается при расслабленности, медитации, занятиях йогой, прослушивании хорошей музыки и т.д.
При стимуляции деятельности мозга с помощью альфа-волн можно добиться:
- расслабления тела, сознания;
- креативного состояния;
- усиления всех эмоций;
- усиления своих физических способностей;
- уменьшения тревожности, стресса;
- достижения рабочего состояния;
- повышения обучаемости;
- укрепления иммунитета;
- позитивного мышления;
- повышения выработки серотонина.
У такой стимуляции есть и относительные недостатки:
- это может быть скучно;
- может клонить в сон;
- теряется концентрация;
- иногда может вызывать депрессию;
- при избытке стимуляции может появиться усталость;
- растет восприимчивость.
Преимуществ гораздо больше, чем недостатков. Просто нужно во всем знать меру. Избыточная стимуляция может стать вредной. А если придерживаться разумных границ, можно исцелять мозг и повышать его возможности. Классическая мелодия для малыша или взрослого станет хорошим стимулом и поддержкой.
Какая музыка улучшает работу мозга
Не каждое музыкальное произведение способно положительно влиять на мыслительные процессы. Многие годы исследователь Теппо Сяркямё пытался определить, какая музыка развивает мозг. Он пришел к выводу, что произведение должно вызывать приятные ассоциации и не иметь раздражающих аккордов.
Классическая
Классическую музыку для работы мозга называют интеллектуальной. Ее считают эффективным инструментом повышения продуктивности. Те, кто с детства играет на музыкальных инструментах, обладает наиболее гибким мышлением. Даже в старческом возрасте музыканты меньше остальных подвергаются болезни Альцгеймера и развитию слабоумия.
Классическая музыка для развития мозга и памяти имеет следующие свойства:
- формирование прочной связи между левым и правым полушариями мозга;
- укрепление нейронов головного мозга;
- стимуляция развития умственных способностей.
Что такое «эффект Моцарта»
«Эффектом Моцарта» называют открытие, сделанное еще в 90-х годах XX века. Согласно ему, произведения известного композитора усиливают активность головного мозга. Это объясняется присутствием в музыке Моцарта 20-30-секундных волн. Современные ученые считают, что такой эффект дает не только музыка Моцарта, но и любые другие классические произведения.
Звуки природы
На мыслительные процессы оказывает влияние любой посторонний шум, в том числе и звуки природы. Они способны как тормозить, так и активизировать биохимические процессы в организме. По принципу воздействия на мозг звуки природы сравнивают с классической музыкой. Они помогают расслабиться и предотвратить депрессию.
Выделяют следующие свойства звуков природы:
- повышение работоспособности;
- улучшение концентрации внимания;
- положительные изменения в вегетативной нервной системе.